ИМИДЖ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
В УСЛОВИЯХ НИЗКОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ
О.А. Родин, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-4-230-232
Аннотация. В данной научной статье рассматривается имидж муниципальной службы как ключевой элемент маркетинговой политики, подчеркивая дефицит кадров и необходимость реформирования методов привлечения молодежи. Предлагается комплексный подход, включая наставничество и активные маркетинговые кампании, для повышения престижа профессии и формирования положительного имиджа муниципальной службы среди молодежи. Приведены рекомендации по созданию дорожной карты для реализации этих инициатив.
Ключевые слова: муниципальная служба, имидж, маркетинговая стратегия, кадровый дефицит, механизм привлечения, наставничество.
Имидж муниципальной службы - один из основных элементов, составляющих маркетинговую политику муниципального образования и региона. Это означает, что вакансия муниципального служащего должна рассматриваться как маркетинговый продукт. В настоящее время дефицит муниципальных служащих является одной из актуальных проблем органов местного самоуправления, поскольку изменяется кадровый ландшафт рынка. Так, еще в 2022 году Андрей Турчак отметил, что на местном уровне очень часто наблюдается не просто дефицит специалистов, а настоящий кадровый голод [1]. Однако, учитывая низкий уровень безработицы в 2024 году, инфляцию, демографическую яму 1990-х, а также увеличение разрыва в уровнях заработных плат в других отраслях, следует отметить будущую тенденцию к сокращению количества кадров, в том числе снижение кадрового потенциала и качества управления на местах, в особенности в малых поселениях.
Текущая ситуация на рынке труда неоднородна, а вместе с ней формируется необходимость в реформировании методов кадрового пополнения. Привлечение кадров исходя из текущих методов размещения объявлений на сайтах муниципальных органов и в центре занятости не сможет конкурировать с огромным количеством вакансий государственной службы и частного бизнеса, ввиду значительно меньшего размера оплаты труда и наложения обременений на сотрудника в виде ограничений и запретов. Таким образом, следует
сформировать искусственный спрос на муниципальную службу в стратегической перспективе, который далее переформатируется в желание молодежи освоить именно данную специальность несмотря на низкое материальное содержание на первых этапах работы.
Как известно, профессия врача также характеризуется низкой первоначальной ставкой, высокой нагрузкой и ответственностью, однако имидж данной профессии значительно лучше, а престижность выше особенно после укрепления в пандемийный период (Согласно ВЦИОМ, в 2024 году 32% отметили профессию врача наиболее престижной). Формирование данного имиджа обуславливается ранним, исключительно положительным образом, доступностью и открытостью информации, в том числе, о высоком социальном значении. Соответственно, материальное содержание может не являться приоритетом для увеличения спроса на вакансию муниципальной службы среди молодежи, а формироваться во многом из-за высоких моральных убеждений, патриотических чувств и аскетизма населения.
Немаловажным остается проблема психологических барьеров и высокой ответственности, которая отсеивает значительное количество молодых специалистов от работы на муниципальной службе, при этом только выпу-стившиеся специалисты неверно полагают, что государственная служба значительно престижнее и легче по продвижению по карьерной лестнице. Наравне с маркетинговым под-
ходом помочь адаптироваться потенциальному муниципальному служащему может наставничество, а именно, ранее взаимодействие с кандидатом до поступления на муниципальную службу, чтобы сформировать базовое представление о реальной деятельности и указать на всестороннюю поддержку при приеме на вакансию, тем самым предоставить комфортную среду саморазвития для достижения общей благой цели.
Таким образом, имидж муниципальной службы возможно повысить только с использованием комплексного подхода по полному «терраформированию» представления о муниципальной службе и развеиванию стереотипов. Для реализации представленной идеи и механизмов по привлечению молодых специалистов необходимо задействование существующих кадровых ресурсов, которые должны представлять собой кадровую «гордость» в отдельности по каждому муниципальному органу, выступая подобием «амбассадоров» органов местного самоуправления.
Теоретическая модель работы данного подотдела в отделе кадров может представлять собой следующую структуру:
1. Наставники: основные представители муниципального органа, взаимодействующие напрямую с потенциальными кадрами и оказывающие им всестороннюю поддержку, под-
готавливающие и реализующие проекты специалистов маркетингового подразделения.
2. Специалисты РСО: являются фундаментом проектов, изучают положение на кадровом рынке, подготавливают кадровые решения, участвуют в мероприятиях по рекламе муниципальной службы в образовательных организациях.
3. БММ-специалист: реализует информационное сопровождение в средствах массовой информации и социальных сетях, подготавливает рекламный материал.
4. Юридический консультант: подкрепляет проекты привлечения молодежи юридическими правками, оказывает консультационную поддержку молодежи в вопросах муниципальной службы.
Представленная структура может способствовать усовершенствованию механизмов привлечения молодежи на должности муниципальной службы, но при этом комплексная программа подразумевает под собой дорожную карту, которая должна быть составлена с учетом проведения соответствующих исследований по целевым аудиториям.
В таблице представлена первичная модель дорожной карты, которую органы местного самоуправления могут использовать в качестве основы для последующей ее модернизации под собственные нужды.
Таблица. Дорожная карта механизма привлечения молодежи на муниципальную службу
Этап Описание
Утверждение рабочей группы Подбор ответственных лиц: - Специалисты РЯ - Ответственные лица - Исполнители - Организаторы - Контролеры
Реализация маркетинговой кампании - Экскурсии в органах власти (Целевой возраст: 16-24) - Контекстная реклама по приглашению на замещение должностей - Конференции и лекции в образовательных учреждениях - Формирование списка амбассадоров бренда муниципальной службы - Медиа сопровождение (неформальные фото и видео команд отделов)
Начало и закрепление наставничества Формирование и отбор наставников с закреплением за ними отдельных групп по итогам рекламной кампании (по 2-5 человек на 1 наставника)
Измерение потенциала и совместная деятельность по модели муниципалитет-студент Проведение встреч по созданию совместных проектов на гранты, конкурсы муниципальные проекты, хакатоны
Анализ и корректировка Сбор информации о промежуточных результатах: обратная связь, процент трудоустройства Корректировка маркетинговой кампании и методов взаимодействия
Формирование кадрового резерва и трудоустройство Выявление наиболее заинтересованных лиц для последующего трудоустройства с занесением в кадровый резерв и при отсутствии вакансии
Учитывая экспериментальный запуск данной идеи, первоначально следует рассчитывать на незначительное снижение среднего возраста муниципального служащего ввиду небольшого отбора потенциальных муниципальных служащих на первом этапе. Однако с увеличением определенности, эффективности
тельно увеличить ожидаемый результат, что приведет к повышению имиджа и престижа муниципальной службы, популярности вакансий муниципальной органов, увеличению известности среди молодежи и формированию нового представления о муниципальной службе.
и доступности информации, возможно значи-
Библиографический список
1. Недостаток квалифицированных кадров в органах местного самоуправления обсудили в Совете Федерации // Министерство экономического развития Хабаровского края. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minec.khabkrai.ru/events/Novosti/6578 (дата обращения: 18.09.2024).
THE IMAGE OF THE MUNICIPAL SERVICE: A MECHANISM FOR ATTRACTING YOUNG PEOPLE IN CONDITIONS OF LOW UNEMPLOYMENT
O.A. Rodin, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. This scientific article examines the image of the municipal service as a key element of marketing policy, emphasizing the shortage of personnel and the need to reform methods of attracting young people. A comprehensive approach is proposed, including mentoring and active marketing campaigns, to increase the prestige of the profession and create a positive image of the municipal service among young people. Recommendations are given on how to create a roadmap for the implementation of these initiatives.
Keywords: municipal service, image, marketing strategy, personnel shortage, recruitment mechanism, mentoring.