Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
152
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КАДРЫ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арсентьева Марина Алексеевна

В настоящее время в Российской Федерации вопросы обеспечения кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации имеют крайне высокую степень важности. В общественном мнении возникает отрицательный имидж государственных гражданских служащих, что обусловлено снижением качества кадрового обеспечения органов государственной власти. В статье проведен комплексный анализ кадрового состава государственных гражданских служащих и кадрового обеспечения на государственной гражданской службе Иркутской области, а также выделены проблемы кадрового обеспечения государственной гражданской службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE STAFFING SYSTEM OF THE STATE CIVIL SERVICE OF THE IRKUTSK REGION

Currently, in the Russian Federation, the issues of ensuring the personnel of the state civil service of the Russian Federation have an extremely high degree of importance. There is a negative image of state civil servants in public opinion, which is due to a decrease in the quality of staffing of public authorities. The article provides a comprehensive analysis of the personnel composition of state civil servants and personnel support in the state civil service of the Irkutsk region, and also highlights the problems of personnel support of the state civil service.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

Совершенствование системы кадрового обеспечения государственной гражданской

службы Иркутской области

Improving the staffing system of the state civil service of the Irkutsk region

Арсентьева Марина Алексеевна

Бакалавр

Факультет Институт управления и финансов Байкальский государственный университет Российская Федерация, г. Иркутск e-mail: marina230198@mail.ru

Arsenteva Marina Alekseevna

Bachelor

Faculty of Institute of Management and Finance Baikal State University Russian Federation, Irkutsk e-mail: marina230198@mail.ru

Научный руководитель Девятова Наталья Сергеевна

Кандидат экономических наук, доцент Институт управления и финансов, Байкальский государственный университет

Российская Федерация, г. Иркутск e-mail: devytova@mail.ru

Scientific adviser Devyatova Natalia Sergeevna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Institute of Management and Finance, Baikal State University

Russian Federation, Irkutsk e-mail: devytova@mail.ru

Аннотация.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы обеспечения кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации имеют крайне высокую степень важности. В общественном мнении возникает отрицательный имидж государственных гражданских служащих, что обусловлено снижением качества кадрового обеспечения органов государственной власти. В статье проведен комплексный анализ кадрового состава государственных гражданских служащих и кадрового обеспечения на государственной гражданской службе Иркутской области, а также выделены проблемы кадрового обеспечения государственной гражданской службы.

Annotation.

Currently, in the Russian Federation, the issues of ensuring the personnel of the state civil service of the Russian Federation have an extremely high degree of importance. There is a negative image of state civil servants in public opinion, which is due to a decrease in the quality of staffing of public authorities. The article provides a comprehensive analysis of the personnel composition of state civil servants and personnel support in the state civil service of the Irkutsk region, and also highlights the problems of personnel support of the state civil service.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, кадры, кадровое обеспечение, государственная и муниципальная служба, Иркутская область.

Key words: state and municipal management, personnel, personnel support, state and municipal service, Irkutsk

region.

Гражданское общество предъявляет все более высокие требования к функционированию институтов государственной службы. Особую актуальность приобретает цель государственной кадровой политики — формирование профессионального кадрового состава служащих. Нормальной и эффективной деятельности органов власти необходим сбалансированный кадровый состав, где будут в оптимальных долях представители

различных возрастных групп, в том числе и молодые специалисты. В современном мире на государственной службе наблюдается снижение процента молодых кадров, отсутствие мотивации у выпускников высших учебных заведений к поступлению на государственную гражданскую службу, а также отмечается негативный имидж органов власти как работодателя. Для повышения кадрового потенциала органов власти необходимы молодые специалисты.

На сегодняшний день привлечение молодежи на государственную гражданскую службу является одной из главных задач, которая помогает решить многие проблемы, возникающие в работе органов власти. Деятельность молодых кадров на государственной гражданской службе — это, прежде всего, внедрение новых идей, свежий взгляд на решение имеющихся проблем, гибкое мышление и модернизация государственного управления в современных условиях.

Для проведения анализа системы кадрового обеспечения государственной гражданской службы Иркутской области был выбран аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. В процессе анализа кадрового обеспечения органа государственной власти были изучены данные статистики, а также проанализированы внутренние документы органа.

В таблице 1 представлена структура работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по возрасту.

Таблица 1. Структура работников, замещавших государственные должности и должности государственной

гражданской службы Иркутской области, по возрасту, человек

Лица в возрасте, лет Государственные должности РФ, субъектов РФ Должности государственной гражданской службы

2016 Уд. вес, % 2019 Уд. вес, % Темп прироста, % 2016 Уд. вес, % 2019 Уд. вес, % Темп прироста, %

до 30 0 0 0 0 0 49 17,5 28 10,1 -42,9

30-39 0 0 1 8,3 100 107 38,4 112 40,3 4,7

40-49 3 27,3 6 50 100 61 21,9 75 27 23

50-59 7 63,6 3 25 -57,1 49 17,5 50 18 2

60-65 1 9,1 1 8,3 0 12 4,3 12 4,3 0

старше 65 0 0 1 8,3 100 1 0,4 1 0,3 0

На фоне неизменяющейся общей численности работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, возникает проблема «старения» профессиональных кадров, что отражается в значительном снижении специалистов в возрасте до 30 лет.

Одной из важных характеристик кадрового состава любого органа власти, в том числе и аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области является распределение работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по стажу государственной службы (табл. 2).

Таблица 2. Распределение работников, замещавших государственные должности и должности государственной _гражданской службы Иркутской области, по стажу государственной службы, человек

Имели стаж государственно й службы Государственные должности РФ, субъектов РФ Должности государственной гражданской службы

2016 Уд. вес, % 2019 Уд. вес, % Темп прирос та, % 2016 Уд. вес, % 2019 Уд. вес, % Темп прирос та, %

до 1 года 0 0 0 0 0 17 6,1 5 1,8 -70,5

от 1 года до 5 лет 0 0 1 8,3 100 47 16,8 36 12,9 -23,4

от 5 до 10 лет 6 54,5 4 33,3 -33,3 60 21,5 60 21,6 0

Окончание табл. 2

Имели стаж государственно й службы Государственные должности РФ, субъектов РФ Должности государственной гражданской службы

2016 Уд. вес, % 2019 Уд. вес, % Темп прирос та, % 2016 Уд. вес, % 2019 Уд. вес, % Темп прирос та, %

от 10 до 15 лет 1 9,1 2 16,7 100 61 21,9 63 22,7 3,3

от 15 до 25 лет 3 27,3 4 33,3 33,3 62 22,2 83 29,8 33,9

25 лет и более 1 9,1 1 8,3 0 32 11,5 31 11,2 -3,1

Исходя из данных, можно сделать вывод о том, что наблюдается снижение найма работников со стажем

до 1 года, а это в основном молодые специалисты, которые недавно окончили высшие учебные заведение. Этот процесс вновь доказывает то, что органы сталкиваются с проблемой «старения» кадров, а также с проблемой отсутствия качественных механизмов привлечения молодых специалистов на государственную гражданскую службу.

Далее проведем анализ работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по уровню образования и областям высшего образования (табл. 3).

Таблица 3. Распределение работников, замещавших государственные должности и должности государственной

гражданской службы Иркутской области, по уровню образования и областям высшего образования, человек

Получили профессиональное Государственные должности РФ, субъектов РФ Должности государственной гражданской службы

образование 2016 Уд, вес, % 2019 Уд. вес, % Темп прирос та, % 2016 Уд. вес, % 2019 Уд. вес, % Темп прироста, %

высшее, всего 11 100 12 100 - 278 99,6 277 99,6 -

в том числе по

областям

образования: математические и 0 0 0 0 0 1 0,4 3 1,1 200

естественные

науки

здравоохранение и медицинские науки 2 18,2 1 8,3 -50 0 0 1 0,4 100

сельское хозяйство

и сельскохозяйствен 0 0 0 0 0 1 0,4 0 0 -100

ные науки

гуманитарные науки и науки об обществе 7 63,6 9 75 28,6 196 70,5 212 76,5 8,2

из нее по

укрупненной группе: 2 18,2 4 33,3 100 116 41,7 127 45,8 9,5

юриспруденция

экономика и управление 4 36,4 2 16,7 -50 49 17,6 41 14,8 -16,3

государственное и муниципальное 1 9,0 3 25 200 9 3,2 15 5,4 66,7

управление

образование и педагогические 0 0 0 0 0 35 12,6 30 10,8 -14,3

науки

искусство и культура 0 0 0 0 0 4 1,4 2 0,7 -50

другие 2 18,2 2 16,7 0 41 14,7 29 10,5 -21,6

среднее профессиональное 0 0 0 0 0 1 0,4 1 0,4 0

Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что на государственной гражданской службе

аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области состоят сотрудники, которые имеют образование, не относящееся к их профессиональной деятельности. Лишь незначительная часть работников имеет высшее образование по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что среднестатистический государственный служащий аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области в 2019 году — это человек, в возрасте от 30 до 39 лет, имеющий стаж от 15 до 25 лет c юридическим образованием.

Привлечение молодых специалистов на государственную гражданскую службу выступает одной из главных задач, позволяющая решить многочисленные проблемы органов государственной власти. Благодаря поступлению молодежи на государственную службу, перед государственными органами открываются большие возможности, например, омоложение стареющего кадрового состава, высокая мотивация к внедрению новых идей, разработка новейших методов и подходов, касающихся системы государственного управления, а также новый и современный взгляд на профессиональную служебную деятельность.

Одной из проблем в процессе привлечения молодых специалистов на государственную гражданскую службу является то, что органы государственной власти не видят разницы в привлечении школьников, студентов, а также молодых специалистов с каким-либо профессиональным опытом. Отсутствие понимания у государственных органов специфики привлечения каждой из перечисленных категорий указывает на то, что сам процесс кадрового обеспечения молодыми специалистами носит инерционный сценарий, то есть основываться на сохранении текущих показателей, существующих условий и особенностей системы управления. В рамках данного сценария не предусмотрены разработка и внедрение инновационных кадровых технологий. На привлечение молодых специалистов также влияет сложившийся негативный имидж органов власти в качестве работодателя, что влияет на желание выпускников поступить на государственную гражданскую службу.

Поэтому органам государственной власти необходимо перейти к более активным методам привлечения молодых специалистов, а также необходимо понять, что не существует универсального метода для студентов, школьников и молодых людей с профессиональным опытом.

Стоит выделить и еще одну проблему, которая встает перед органами государственной власти, — это недостаточная информированность молодых кадров о предстоящей работе. Молодые специалисты, которые поступают на государственную гражданскую службу, часто не имеют представление о профессиональной деятельности на государственной гражданской службе. Это приводит к тому, что процесс адаптации новых молодых сотрудников занимает еще больше времени. Поэтому в рамках такой ситуации возникает проблем в том, что студентов с учебных заведений не берут на практику. В следствии снижается количество договоров между университетами и органами государственной власти по поводу прохождения практики.

Важно отметить, что государственная гражданская служба имеет свою специфику, свою подготовку и обучение. Для этого и было выделено такое направление подготовки в высших учебных заведениях как «Государственное и муниципальное управление». Этим и было обусловлено проведения дальнейшего анкетирования студентов.

Для выявления отношения студентов к государственной гражданской службе в 2020 году было проведено анкетирование 54 человек: 24 человека — студенты 4 курса Байкальского государственного университета, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», и 30 человек — бывшие студенты Байкальского государственного университета, обучавшиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», которые состоят на государственной гражданской службе.

Большая часть студентов проходили различные виды практики в органах власти регионального уровня: 60% респондентов проходили в указанных органах преддипломную практику, 49,2% — производственную, а 40,7% — учебную. Также значительная доля студентов являлись практикантами в органах местного самоуправления. Из них 44,4% прошло в муниципальных органах учебную практику, 34% — производственную, а 30% — преддипломную (Рисунок 1).

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

60%

2% 4% 3%

Федеральный уровень

44%

34%

13% 13% 7%

■ ■

Региональный уровень

Муниципальный Государственные и уровень муниципальные

организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Учебная практика ■ Производственная практика ■ Преддипломная практика Рисунок 1. Структура органов власти, в которых респонденты проходили практику

На Рисунок 2 обозначены причины, по которым респонденты выбрали направление обучения «Государственное и муниципальное управление».

другое

работа по специальности считается престижной и уважаемой

гарантия трудоустройства, стабильная заработная плата и социальное обеспечение

хочу работать на пользу общества и государства

меня интересует данное направление

по этой профессии работает кто-то из знакомых или родственников

это был случайный выбор выбрал(а) по совету родителей или знакомых

11%

20%

35%

15%

37%

9%

28% 28%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% Рисунок 2. Причины, по которым респонденты выбрали направление обучения «Государственное и

муниципальное управление»

В основном в качестве причин, по которым респонденты выбрали направление обучения ГМУ, были указаны интерес к данному направлению, «гарантии трудоустройства, стабильная заработная плата и социальные гарантии».

Именно эти факторы были определены, в том числен и как основные преимущества прохождения государственной гражданской службы (Рисунок 3). К недостаткам респонденты отнесли низкую заработную плату, монотонность работы, а также негативное мнение об органах власти (Рисунок 4).

другое 7%

возможность реализовать свои идеи 17%

социальные гарантии 57%

41%

9% 28%

уверенность в своей занятости престижность работы ясная политика организации возможность продвижения по карьерной лестнице 52%

стабильная заработная плата 78%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Рисунок 3. Преимущества государственной гражданской службы

другое

6%

в органах власти не ценятся индивидуальные заслуги и результат

высокая ответственность

установленные законом ограничения и запреты

монотонная работа, которая ограничивает потенциал работника

медленный карьерный рост негативное мнение об органах власти низкая заработная плата

22% 24% 19%

59%

39%

63% 65%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Рисунок 4. Недостатки государственной гражданской службы

Анкетами проверялось изменение желания и готовности респондентов поступить на государственную гражданскую службу после прохождения практики (Рисунок 5).

■ да, поменялось в лучшую сторону

■ да, поменялось в худшую сторону

■ осталось прежним

Рисунок 5. Желание и готовность респондентов поступить на государственную гражданскую службу после

прохождения практики

Оценивалось желание и готовность опрошенных поступить на государственную службу после прохождения практики в системе государственного и муниципального управления. 68% респондентов заявили о своей готовности поступить на службу. Однако, 35% студентов отметили ухудшение своего отношения к государственной гражданской службе после прохождения практики. Молодых людей отталкивает то, что эта профессиональная деятельность не даст возможности раскрыть им свой потенциал и реализовать свои идеи.

Отталкивает и негативное мнение об органах государственной власти и системе государственной службы в целом.

На ответы респондентов повлияли следующие причины (Рисунок 6).

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

50%

24%

17%

113% 13%

отношение коллектива

график отношение порученные условия работы начальства задания и труда работа

15%

I

другое

Рисунок 6. Причины, оказавшие влияние на формирование желания в отношение поступления на государственную гражданскую службу после прохождения практики

Половина опрошенных отметило, что на их желание повлияли условия труда. Из всех респондентов 41% указало в качестве причины порученные задания и работа, 24% — отношение коллектива, 17% — график работы. Вариант «другое» отметили 15%, в котором отметили монотонность работы, низкую заработную плату с долгим сроком продвижения по карьерной лестнице и долгое пребывание за компьютером.

На Рисунок 7 показано, какая доля из опрошенных молодых людей хочет поступить на государственную гражданскую службу.

■ да ■ нет ■ не знаю

Рисунок 7. Желание респондентов поступить на государственную гражданскую службу после прохождения

практики

Преобладающая доля респондентов планирует поступить на государственную гражданскую службу (68%). Но также значительное количество (23%) не хочет идти на работу в органы власти. Были указаны следующие причины такого ответы: «скучная и неинтересная работа»; «имеются более подходящие вакансии»; «не вижу себя в данном направлении»; «трудозатраты не соответствуют заработной плате».

Далее работающим респондентам нужно было отметить, с какими трудностями в рамках исполнения должностных обязанностей на государственной гражданской службе они столкнулись (Рисунок 8).

другое

отсутствие или недоброжелательное отношение наставника

взаимоотношения с начальством |

взаимоотношения с коллективом

0%

I 13%

10%

повышенная ответственность |

37%

недостаток знаний, умений и навыков

40%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%

Рисунок 8. Трудности в рамках исполнения должностных обязанностей на государственной гражданской

службе

Большинство опрошенных отметили трудность в недостатке знаний, умений и навыков (40%). Также значительная доля респондентов указало вариант «повышенная ответственность» — 37%. 17% анкетируемых отметило вариант «другое», в котором указало про нарушение иерархии и отсутствие опыта.

Анкетированием была также поставлена цель: узнать осведомленность респондентов о мероприятиях в стране, направленных на привлечение молодых специалистов на государственную гражданскую службу (Рисунок 9).

■ да ■ нет

Рисунок 9. Осведомленность респондентов о мероприятиях в стране, направленных на привлечение молодых

специалистов на государственную гражданскую службу

Больше половины опрошенных молодых людей не знают о существовании мероприятий, направленных на привлечение молодежи на государственную гражданскую службу (63%). Те, кто знает об указанных мероприятиях, отметили проект «Лидеры России», Молодежное Правительство, Молодая гвардия, президентские программы, Молодежная Дума г. Иркутска, а также различные конкурсы.

Участие в таких мероприятиях приняло небольшое количество респондентов — 19% (Рисунок 10).

да

нет

Рисунок 10. Участие респондентов в мероприятиях, направленных на привлечение молодых специалистов на

государственную гражданскую службу

Таким образом, из данных, полученных в ходе проведения анкетирования, можно сделать выбор о том, что значительная часть студентов не желает поступать на государственную гражданскую службу. Их желание изменилось именно после прохождения практики в органах власти. Студенты отметили, что их отталкивает то, что эта профессиональная деятельность не дает раскрыть их потенциал, реализовать свои идеи. Анкетируемые дали ясно понять, что на государственную гражданскую службу они хотят идти не за заработной платой, а за своим будущим, карьерным ростом и из-за реализации своих инициатив. Но результат опроса показал то, что студенты не видят этого в органах власти. Также мешает и негативное мнение об органах государственной власти и органах местного самоуправления. В процессе обучения по направлению «Государственное и муниципальное управление» многие отметили недостаток практики, а также сложность применения полученных знаний, умений и навыков уже на самой государственной гражданской службе. Поэтому органам власти необходимо заняться мерами по привлечению молодых специалистов. Для этого необходимо создать систему мероприятий, участвуя в которых молодые люди заинтересуются в поступлении на государственную гражданскую службу.

Список используемой литературы:

1. О системе государственной службы Российской Федерации : Федер. закон РФ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федер. закон РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Об аппарате Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области : Постановление Правительства Иркутской области от 10.03.2016 г. № 124-пп // СПС «КонсультантПлюс».

4. Антонова Н. М. Административно-правовые основы формирования кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации / Н. М. Антонова // Электронная библиотека диссертаций Diss.unn.ru. - URL: https://www.dissercat.com/content/administrativno-pravovye-osnovy-formirovaniya-kadrovogo-sostava-gosudarstvennoi-grazhdanskoi (дата обращения: 25.06.2021).

5. Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области: офиц. сайт. -Иркутск, 2020. - URL: https://apparat.irkobl.ru (дата обращения: 25.06.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бабаян А. В., Тараненко О. Н. Стратегия кадрового обеспечения органов муниципальной власти как составная часть государственной кадровой политики / А. В. Бабаян, О. Н. Тараненко // Научная электронная библиотека Elibrary.ru. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27471030 (дата обращения: 12.06.2021).

7. Багрова Е. А., Нурхамитова Д. А. Пути совершенствования системы привлечения и удержания конкурентоспособного молодого персонала / Е. А. Багрова, Д. А. Нурхамитова // Научная электронная библиотека Cyberleninka.ru. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nputi-sovershenstvovamya-sistemy-privlecheniya-i-uderzhaniya-konkurentosposobnogo-molodogo-personala (дата обращения: 12.04.2020).

8. Докукина Д. Д., Кабанова О. В. Проблемы кадрового обеспечения государственной службы / Д. Д. Докукина, О. В. Кабанова // Студенческий научный форум : материалы 8-й Международной студенческой научной конференции. - URL: http://scienceforum.ru/2016/article/2016026166 (дата обращения: 25.06.2021).

9. Еремина Е. В., Неделько С. И. Проблемы привлечения молодежи на государственную гражданскую службу / Е. В. Еремина, С. И. Неделько // Управление социально-экономическими системами: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2019. - С. 51-54.

10. Заболотникова М. В. Анализ кадрового обеспечения системы государственного и муниципального управления в Российской федерации / М. В. Заболотникова // Научная электронная библиотека Elibrary.ru. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32656603& (дата обращения: 12.06.2021).

11. О численности и оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих на региональном уровне за 2018 год / Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. - URL: https://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/trud/51.htm (дата обращения: 10.06.2021).

12. Численность и кадровый состав государственных органов и органов местного самоуправления Российской Федерации / Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. - URL: http://www.perepis-2020.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения: 10.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.