Научная статья на тему 'Формирования кадрового состава государственной гражданской службы в россии'

Формирования кадрового состава государственной гражданской службы в россии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3230
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цуканова Н.Е.

На основе анализа количественных и качественных характеристик государственных гражданских служащих Российской Федерации выявлены проблемы формирования кадрового состава государственной гражданской службы в стране, предложены стратегические приоритеты его развития. Отмечено, что необходимо создание наиболее благоприятных условий для проявления работниками своих способностей, повышения качества и эффективности выполнения служебных обязанностей, всемерного стимулирования их профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирования кадрового состава государственной гражданской службы в россии»

УДК 331.08

формирования кадрового состава государственной гражданской

службы в россии

н. е. цуканова,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики

E-mail: tavag5@yandex. ru

Юго-Западный государственный университет

На основе анализа количественных и качественных характеристик государственных гражданских служащих Российской Федерации выявлены проблемы формирования кадрового состава государственной гражданской службы в стране, предложены стратегические приоритеты его развития. Отмечено, что необходимо создание наиболее благоприятных условий для проявления работниками своих способностей, повышения качества и эффективности выполнения служебных обязанностей, всемерного стимулирования их профессионального роста.

Ключевые слова: государственный служащий, кадровый состав, кадровая политика.

Анализ кадрового состава гражданских служащих Российской Федерации позволяет выявить определенные негативные и позитивные тенденции его развития. В общем виде негативные тенденции сформулированы в федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» [3]:

1) ухудшается профессиональный состав государственных служащих в связи с низкой средней заработной платой и ее существенной дифференциацией по государственным органам и категориям должностей;

2) усиливается дефицит государственных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях;

3) сохраняется преобладание государственных служащих с непрофильным образованием. Мужчи-

ны преобладают на должностях руководителей, а женщины — на должностях специалистов;

4) ощущается нехватка квалифицированных кадров, которая сочетается с наличием незаполненных вакансий в отдельных государственных органах;

5) поступление граждан на государственную службу и должностной рост государственных служащих в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя государственного органа, нежели от их профессионального уровня и деловых качеств;

6) частая смена руководителей государственных органов нередко приводит к очередному изменению структуры этих органов и неоправданному увольнению персонала. Принцип командной работы зачастую гипертрофируется;

7) утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах. Выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных служащих, но отсутствуют механизмы их реализации;

8) не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Имеющиеся образовательные учреждения в целом не обеспечивают необходимый уровень

профессиональной подготовки государственных служащих;

9) недостаточно используется положительный зарубежный и отечественный опыт работы с персоналом государственной службы;

10) происходит снижение престижа государственной службы в целом как вида профессиональной деятельности.

Эти тенденции порождают серьезные проблемы в формировании и развитии кадрового состава государственной службы.

Анализ динамики изменения общей численности гражданских служащих по ветвям и уровням власти с 1995 по 2000 г. включительно показывает тенденцию стабилизации численного состава государственных служащих. Численность федеральных государственных служащих России колебалась в пределах 520—530 тыс. чел. В среднем на 1 тыс. чел. населения приходилось 8 чиновников всех уровней и звеньев управления.

В 2002 г. произошел резкий рост числа работников государственных органов — с 505 тыс. до 590 тыс. чел. (табл. 1). Этот рост был обусловлен инициативами Президента России, направленными на формирование и развитие государственных органов, обеспечивающих дальнейшее развитие рыночной экономики, контроля — финансового и налогового, по вопросам труда и занятости населения, миграции, наркоконтроля и др. При этом рост численности государственных служащих проходил весьма неравномерно по времени, ветвям и уровням власти. Он происходил и на региональном уровне — за счет увеличения числа чиновников государственных органов субъектов РФ. В 2003 г. тенденция роста государственного аппарата сохранилась, а его численность на федеральном уровне составила 615,9 тыс. работников [4].

Таблица 1

Численность работников государственных органов в 2000—2012 гг., тыс. чел.

Год Численность работников

в федеральных государственных органах в государственных органах субъектов РФ

2000 522,5 192,9

2001 504,9 192,7

2002 590,3 206,6

2003 615,9 218,6

2004 628,0 220,6

2005 766,8 230,7

2006 828,5 241,5

2007 838,8 263,6

2008 854,7 291,8

2009 878,0 283,6

2010 868,8 272,6

2011 835,9 265,9

2012 813,3 262,1

Источник: [4].

С 2004 г. наблюдается тенденция некоторого сокращения числа служащих федеральных органов исполнительной и законодательной ветвей власти, особенно центрального аппарата. В 2005 г. численность федеральных гражданских служащих сократилась с 616 тыс. до 499 тыс., а гражданских служащих субъектов РФ — с 218 тыс. до 185 тыс. чел. (табл. 2). Это объясняется тем, что в стране началась административная реформа и реформа государственной службы, одной из задач которой была оптимизация численного состава чиновников. На 1 января 2007 г. в федеральных органах государственной власти числилось 586,9 тыс. работников, замещавших должности гражданской службы РФ. Увеличение численности по сравнению с 2005 г. составило 87,9 тыс., или 17,6 %. При этом в фе-

Таблица 2

Численность работников, замещавших должности гражданской службы в Российской Федерации в 2001 — 2011 гг., тыс. чел.

Численность работников

Год в государственных в государственных органах в федеральных государственных

органах РФ субъектов РФ органах

2001 548,7 407,0 141,7

2002 576,1 422,8 153,3

2003 666,8 491,8 175,0

2005 684,2 499,0 185,3

2007 791,8 586,9 204,9

2008 846,3 611,8 234,5

2009 868,2 634,8 233,3

2010 854,2 621,3 232,9

2011 827,5 605,9 221,6

Источник: [4].

Таблица 3

Численность государственных гражданских служащих на региональном уровне в 2012 г.

Из них в органах

Показатель Всего законодатель- исполнитель- судебной власти

ной власти ной власти и прокуратуры

Замещали должности гражданской службы, тыс. чел. 726,8 7,8 610,0 100,2

Укомплектованность по штату, % 90,7 94,1 89,8 95,9

В федеральных государственных органах, тыс. чел. 518,6 — 432,3 85,7

Укомплектованность по штату, % 89,3 — 88,2 95,6

В государственных органах субъектов РФ, тыс. чел. 208,2 7,8 177,6 14,5

Укомплектованность по штату, % 94,4 94,1 94,1 97,6

Источник: [4].

деральных органах исполнительной власти было занято 498,3 тыс. служащих.

На 2011 г. численность работников, замещавших должности гражданской службы в Российской Федерации, составляла 827,5 тыс. чел.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в органах государственной власти Российской Федерации на региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации) в 2012 г. замещали должности государственной гражданской службы 726,8 тыс. чел., или 70,8 % от общей численности работников, занятых в этих органах (табл. 3).

Английский ученый и администратор С. Н. Пар-кинсон считает, что рост численности сотрудников государственного аппарата неизбежен. Число государственных служащих неумолимо растет независимо от объема работы. По мнению этого исследователя, в среднем в любом административном учреждении прирост штатов равен 5,75 % в год. При увеличении численности чиновников эффективность их работы неизбежно падает, поскольку чиновники создают работу друг для друга.

Продолжает расти среди общей численности работников федеральных исполнительных органов

Источник: [4].

Динамика численности работников государственных органов субъектов РФ в 2000—2013 гг., тыс. чел.

власти доля служащих, занятых в территориальных органах федеральных министерств и ведомств — на региональном уровне (93,55 %) [4].

По данным Федеральной службы государственной статистики, на 01.10.2011 доля работников, замещавших должности гражданской службы в федеральных государственных органах РФ на федеральном уровне, составляет 6,45 %.

В 2002—2008 гг. произошел рост численности работников государственного аппарата субъектов РФ, в 2009—2013 гг. численность работников снизилась до 262,1 тыс. чел. (см. рисунок).

По сравнению с 2009 г. снижение численности работников государственных органов субъектов РФ в 2012 г. составило 10,2 %, или 29,7 тыс. чел. Эта тенденция, возможно, сохранится в ближайшие годы, что связано с процессом перераспределения функций между центром и регионами и передачей на места ряда полномочий.

Анализ динамики изменения общей численности работников федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ по ветвям власти за 2000—2011 гг. показывает, что по сравнению с 2000 г. произошло увеличение в 2009 г. численности работников органов законодательной власти на 36,80 %, исполнительной власти — на 57,87 %, судебной власти и прокуратуры — на 84,55 %. В 2011 г. численность работников всех уровней власти (за исключением законодательной) снизилась (табл. 4) [4].

В государственной гражданской службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны. Так, на 1 октября 2011 г. в общей численности государственных гражданских служащих женщины составляли

Таблица 4

Динамика численности работников федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ по ветвям власти в 2000—2011 гг., тыс. чел.

71,4 %, при этом в органах исполнительной власти — 70,1 %, в аппаратах органов судебной власти и прокуратуры — 78,0 %, в аппаратах органов законодательной власти — 53,5 %, в аппаратах иных государственных органов — 58,8 %. Высокий процент женщин в аппаратах государственных органов можно объяснить сравнительно низкой оплатой труда в структурах государственной власти [4].

Наблюдается должностной дисбаланс: заметно абсолютное преобладание женщин на государственных должностях, отнесенных к младшим и старшим группам должностей, и такое же преобладание мужчин на главных и высших должностях.

Средний возраст государственных гражданских служащих составляет 39 лет. Несколько моложе кадровый состав в аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации — там средний возраст 37 лет. Лица пенсионного возраста среди гражданских служащих составляют 2,4 %. Более 20 % государственных служащих в аппаратах законодательных и иных государственных органов имеют возраст 50 лет и старше, из них лица пенсионного возраста составляют соответственно 11,1 %. Основная часть государственных служащих в возрасте до 30 лет замещает государственные должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей.

По данным Федеральной службы государственной статистики, большинство лиц (25,2 %), замещающих должности гражданской службы, имеют стаж работы в государственных органах от 5 до 10 лет, 30,01 % — свыше 15 лет. В аппаратах органов законодательной власти стаж работы свыше 15 лет имеют 39,1 % лиц, замещающих государственные должности, в органах исполнительной власти — 30,5 %, в аппарате органов судебной власти и прокуратуры — 25,5 %, в других государс-

твенных органах — 39,1 %. По прогнозам специалистов, в течение ближайших 10 лет произойдет высвобождение более половины государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию [4].

На 1 октября 2011 г. доля гражданских служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 90,4 %, в 2005 г. — 76,9 %. Имели ученую степень 1,6 % работников. Произошло увеличение численности служащих, имеющих экономическое, управленческое и юридическое образование, и уменьшение лиц с техническим образованием. Сохраняется тенденция увеличения числа государственных служащих, профессиональное образование которых не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. Так, в 2011 г. доля гражданских служащих, имеющих среднее образование, составила 8,1 %; не имели профессионального образования 1,4 % работников [4].

Наблюдается тенденция увеличения разницы в денежном содержании между группами должностей и уровнями гражданской службы. Так, уровень среднемесячной заработной платы гражданских служащих органов исполнительной власти субъектов РФ в 2012 г. был в 1,6 раза выше заработной платы государственных служащих федеральных органов исполнительной власти (табл. 5). В то же время идет процесс выравнивания размеров денежного содержания по категориям и группам должностей в разных ведомствах. Но существует и тенденция значительного преобладания заработной платы руководителей по сравнению со специалистами. Большая дифференциация в оплате труда чиновников слабо стимулирует служебную деятельность основной массы государственных служащих.

Показательны данные по заработной плате гражданских служащих по сравнению с заработной платой персонала органов управления в рыночном секторе экономики. Труд государственных служащих остается явно недооцененным. По экспертным оценкам, оплата труда менеджеров высшего уровня (руководителей организаций и их заместителей) в 10—15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7—10 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3—7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5—3 раза превышает оплату труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности.

Год Численность работников

законодательной власти исполнительной власти судебной власти и прокуратуры

2000 12,5 582,4 115,2

2005 14,7 779,6 192,8

2009 17,1 919,4 212,6

2011 21,9 849,7 156,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: [4].

Таблица 5

Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих на региональном уровне по ветвям власти в 2012 г.

Всего Из них в органах

законодательной исполнительной судебной власти

Показатель Тыс. В % власти власти и прокуратуры

руб. к 2011 г. Тыс. В % Тыс. В % Тыс. В %

руб. к 2011 г. руб. к 2011 г. руб. к 2011 г.

Среднемесячная заработная плата 32,8 107,1 55,1 105,3 33,6 107,3 24,4 104,1

гражданских служащих

В том числе:

— в федеральных государствен- 27,9 104,5 — — 28,5 104,8 23,9 101,9

ных органах

— в государственных органах 45,2 110,7 55,1 105,3 46,0 110,7 27,7 116,7

субъектов РФ

Источник: [4].

Разница в размерах оплаты труда между государственными служащими и работниками негосударственного сектора затрудняет привлечение на государственную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий и возрастных категорий). Это снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных служащих.

Анализ тенденций развития качественных характеристик гражданских служащих РФ позволяет говорить о наличии множества проблем. Одна из главных задач в этой области — формирование и развитие в среде государственных служащих положительно направленных качеств — профессиональных, деловых, нравственных. В рейтинге приоритетных качеств кадрового состава государственной службы западноевропейских стран значатся умение анализировать, политическая и социальная эрудиция, самоотождествление с правительственной политикой, практический опыт, чувство ответственности, коммуникабельность, корректность и порядочность, сопротивляемость стрессам, преданность, контактность, внимание к окружающим людям, восприимчивость к новым методам и технике управления, тяга к карьере государственного служащего. С определенной корректировкой на российскую действительность эти качества могут быть взяты в качестве базовых при оценке государственных служащих РФ. Формирование качественного кадрового состава государственного аппарата — процесс сложный и

длительный. Он должен быть управляемым со стороны государства, нельзя допускать его стихийного развития [5].

Анализ проблем кадрового состава гражданских служащих показывает, что стратегической целью современной государственной кадровой политики Российской Федерации на государственной гражданской службе должно стать формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса, способного эффективно решать крупные конституционные и повседневные функциональные задачи, стоящие перед органами власти страны [1, 2].

Цель государственной кадровой политики достигается посредством решения следующих задач:

1) повышение эффективности института Президента Российской Федерации, совершенствование кадровой структуры его органов, прежде всего Администрации Президента РФ как важнейшего президентского органа, обеспечивающего укрепление вертикали федеральной власти в стране;

2) сохранение стабильного, высококвалифицированного профессионального ядра кадров государственной службы, обладающих богатым опытом служебной деятельности, истинных носителей лучших традиций аппаратной работы;

3) укомплектование органов управления, государственных учреждений инициативными, профессионально компетентными, надежными и добросовестными кадрами;

4) создание наиболее благоприятных условий и гарантий для проявления каждым работником своих способностей, повышения качества и эффективности выполнения служебных обязанностей,

всемерного стимулирования их профессионального и служебно-должностного роста;

5) до стойное и рациональное отношение к кадрам после прекращения ими государственной службы (предоставление им государственных социальных гарантий, обеспечение социально-правовой защитой, привлечение наиболее опытных работников в качестве экспертов для решения вопросов государственного строительства, федерального управления).

Список литературы 1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

2. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)»: Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261.

3. О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)»: Указ Президента РФ от 19.11.2002 № 1336 (с изм. от 15.11.2004, 12.12.2005).

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: // http://www. gks. ru.

5. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник. М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2010.

НАУМИЯ

конференция «Микрофинансирование в России

23-25 октября 2013г. в Москве пройдет XII Национальная Конференция по микрофинансированию и финансовой доступности «Инновации и защита прав потребителя - фокус на клиенте»

Национальная конференция по микрофинансированию и финансовой доступности - главное публичное событие года отрасли микрофинансирования, место обсуждения самых актуальных вопросов развития микрофинансирования. Дискуссии и решения конференций становятся основой для развития российского микрофинансового рынка на следующий год.

Конференция проводится при поддержке Министерства финансов РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Традиционно в конференции участвуют первые лица регулятора и профильных органов власти, а также представители бизнес сообщества со всей России. Партнерами выступают крупнейшие банки, институты развития и ведущие средства массовой информации

По вопросам участия в конференции обращайтесь по телефонам: +7 (495) 258-68-31, 258-87-05 или электронной почте: conference@rmcenter.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.