Научная статья на тему 'ИМИДЖ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ'

ИМИДЖ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / САМОИМИДЖ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ОПРОС / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / СЛУЖБА В ПОЛИЦИИ / IMAGE / SELF-IMAGE / PRESTIGE OF THE PROFESSION / MOTIVATION / IMAGE OF A POLICE OFFICER / PUBLIC OPINION / COMPARATIVE ANALYSIS / SURVEY / LIFE EXPERIENCE / POLICE SERVICE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шацкая Екатерина Александровна

Проблема повышения имиджа сотрудников полиции является актуальной и значимой задачей для российского государства. В статье автор раскрывает понятия «имидж» и «социальный портрет» сотрудника полиции. Выделены ключевые подходы к определению понятия «имидж». Определено, что имидж это субъективное восприятие объекта, а социальный портрет его объективная характеристика. Несмотря на данные отличия предложены и общие черты этих категорий. Во-первых, имидж и социальный портрет носят коллективный характер, для них характерно массовое сознание, а не индивидуальное. Во-вторых, имидж и социальный портрет имеют коммуникативную природу. В-третьих, имидж и социальный портрет зависят от культурно-исторического цикла. С этой точки зрения, имидж можно интерпретировать как некую разновидность социального портрета. Автор подчеркивает необходимость сегментирования объектов в процессе изучения общественного мнения о деятельности сотрудников полиции. Методологической базой исследования выступают общенаучные методы, в частности, анализ, обобщение, сравнение. В этом понимании интересно соотношение понятий «имидж» и «социальный портрет» сотрудника полиции. Автор обращает внимание, что создание позитивного имиджа полицейского невозможно без изучения общественного мнения, которое является инструментом, способным выявить основные пути оптимизации имиджа сотрудников полиции. В статье автор обращает внимание на такое понятие, как «самоимидж». Для формирования субъективного и объективного восприятия такой профессиональной группы как «Полицейские», важно осознание сотрудником полиции необходимости заниматься саморазвитием, познавать свои сильные и слабые стороны. Определено, что для полной и конкретной картины, касающейся образа сотрудника полиции, необходимо единство трех ключевых терминов: «имидж», «социальный портрет» и «самоимидж». Данный подход может иметь практическую значимость в изучении образа сотрудника полиции, помогая ответь на вопросы: социальные представления о сотруднике, соответствует ли требованиям, стремится ли сам сотрудник к идеалу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE AND SOCIAL PORTRAIT OF A POLICE OFFICER

The problem of improving the image of police officers is an urgent and significant task for the Russian state. In the article, the author reveals the concepts of "image" and "social portrait" of a police officer. It is determined that an image is a subjective perception of an object, and a social portrait is its objective characteristic. Despite these differences, common features of these categories are also proposed. Firstly, the image and social portrait are collective in nature, they are characterized by a mass consciousness, not an individual one. Secondly, image and social portrait have a communicative nature. Thirdly, the image and social portrait depend on the cultural and historical cycle. The methodological basis of the research is general scientific methods: analysis, generalization, comparison. In this understanding, the correlation between the concepts of "image" and "social portrait" of a police officer is interesting. The author draws attention to the fact that creating a positive image of a police officer is impossible without studying public opinion, which is a tool that can identify the main ways to optimize the image of police officers. In the article, the author draws attention to such a concept as "self-image". It is important for a police officer to realize the need to engage in self-development, to learn his strengths and weaknesses. It is determined that for a complete and specific picture concerning the image of a police officer, the unity of three key terms is necessary: "image", "social portrait" and "self-image". This approach may have practical significance in studying the image of a police officer, helping to answer questions: social perceptions of the employee, whether the employee meets the requirements, whether the employee himself strives for the ideal.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ»

Полицейская деятельность

Правильная ссылка на статью:

Шацкая Е.А Имидж и социальный портрет сотрудника полиции // Полицейская деятельность. 2024. № 3. DOI: 10.7256/2454-0692.2024.3.70449 EDN: GXVMPT URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=70449

Имидж и социальный портрет сотрудника полиции

Шацкая Еотерина Александровна

кандидат социологических наук

доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин, Восточно-Сибирский институт

644082, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, уп. Лермонтова, 110

И [email protected]

Статья из рубрики "Реформа и модернизация полиции"

DOI:

10.7256/2454-0692.2024.3.70449

EDN:

GXVMPT

Дата направления статьи в редакцию:

13-04-2024

Аннотация: Проблема повышения имиджа сотрудников полиции является актуальной и значимой задачей для российского государства. В статье автор раскрывает понятия «имидж» и «социальный портрет» сотрудника полиции. Выделены ключевые подходы к определению понятия «имидж». Определено, что имидж - это субъективное восприятие объекта, а социальный портрет - его объективная характеристика. Несмотря на данные отличия предложены и общие черты этих категорий. Во-первых, имидж и социальный портрет носят коллективный характер, для них характерно массовое сознание, а не индивидуальное. Во-вторых, имидж и социальный портрет имеют коммуникативную природу. В-третьих, имидж и социальный портрет зависят от культурно-исторического цикла. С этой точки зрения, имидж можно интерпретировать как некую разновидность социального портрета. Автор подчеркивает необходимость сегментирования объектов в процессе изучения общественного мнения о деятельности сотрудников полиции. Методологической базой исследования выступают общенаучные методы, в частности, анализ, обобщение, сравнение. В этом понимании интересно соотношение понятий «имидж» и «социальный портрет» сотрудника полиции. Автор обращает внимание, что создание позитивного имиджа полицейского невозможно без изучения общественного

мнения, которое является инструментом, способным выявить основные пути оптимизации имиджа сотрудников полиции. В статье автор обращает внимание на такое понятие, как «самоимидж». Для формирования субъективного и объективного восприятия такой профессиональной группы как «Полицейские», важно осознание сотрудником полиции необходимости заниматься саморазвитием, познавать свои сильные и слабые стороны. Определено, что для полной и конкретной картины, касающейся образа сотрудника полиции, необходимо единство трех ключевых терминов: «имидж», «социальный портрет» и «самоимидж». Данный подход может иметь практическую значимость в изучении образа сотрудника полиции, помогая ответь на вопросы: социальные представления о сотруднике, соответствует ли требованиям, стремится ли сам сотрудник к идеалу.

Ключевые слова:

имидж, самоимидж, престиж профессии, мотивация, образ сотрудника полиции, общественное мнение, сравнительный анализ, опрос, жизненный опыт, служба в полиции

В конце XX в. в нашу жизнь прочно вошла новая реальность, предъявившая принципиально иные требования к повседневности. Это связано не только с глубокими переменами в социально-экономической жизни и общественно-политическими изменениями, но и с масштабным увеличением информационного потока. Неслучайно современную эпоху все чаще именуют временем интернета. Внедрение социальных сетей сегодня все чаще заставляет задуматься о необходимости формирования позитивного имиджа, причем не только отдельных граждан, но и организаций. Заметим, что после бурных и хаотичных 1990-х гг. Российское государство все чаще стремится сформировать позитивный образ как в целом, так и своих отдельных неотъемлемых частей, среди которых важное место занимают правоохранительные органы.

На протяжении длительного времени большое внимание уделялось созданию светлого образа милиции. Так в советский период это и прекрасные концерты в День милиции, это и целая череда художественных фильмов («Следствие ведут знатоки», «Сержант милиции», «Инспектор уголовного розыска», «Инспектор ГАИ», «Петровка, 38» и т.д.). Впрочем, уже в годы Перестройки, когда происходило массовое «очернение» не только советской истории, но и всего нашего государства, образ как советской милиции, так и советской армии вызывал негативные эмоции у граждан. Неслучайно в этой связи в ходе реформы 2009-2011 гг. помимо прочего произошло и замена названия милиции на полицию. Однако, несмотря на принятые меры, не подлежит сомнению важность формирования позитивного образа сотрудников полиции. Указанные обстоятельства определяют актуальность изучения имиджа сотрудника полиции и составление его социального портрета.

Обращаясь к вопросу имиджа и социального портрета сотрудника полиции, остановимся на сущностном понимании данных терминов. Имидж - это комплексное понятие, во-первых, оно объединяет в себе внешние и внутренние проявления человека, которые отражают его профессиональные качества, манеру поведения в коллективе и обществе

во-вторых, имидж - это публичный образ, имеющий эмоциональную окраску и принимающий форму стереотипа Отметим, что в научных публикациях встречаются разные подходы к рассмотрению имиджа, например, манипуляционный

акмеологический 5 6 7' 13], философский и социологический I18!. Такое многообразие объясняется неоднозначностью самого термина «имидж».

На наш взгляд достаточно ёмко трактует понятие имидж О. А. Феофанов, рассматривая его как отображение воспринимаемого нами какого-либо явления, при котором мы

умышленно акцентируем свое восприятие на определенных сторонах этого явления» Иными словами, при формировании образа изучаемого объекта сознательно наделяем его дополнительными характеристиками (социальными, психологическими), не являющиеся (или в полной мере не отражающие) реальными свойствами этого объекта, но обладающие социальной значимостью для его восприятия.

Следуя воззрениям С. Скрибнера понятие «имидж» можно соотнести с понятием «мода». Для моды характерны быстро изменяющиеся представления, которые благодаря средствам массовой информации становятся характерными для современных обществ

Таким образом, имидж или представления субъективных суждений дает основания объекта. При этом у разных социальных образы об одном объекте.

об объекте субъективны, однако совокупность полагать о коллективном восприятии этого групп могут складываться противоположные

Термин «социальный потрет» чаще используется в социологии. В истории социологического знания теоретической основой возникновения социального портрета явилась концепция идеальных типов М. Вебера. В основе данной концепции лежит процесс создания характерного образа изучаемого объекта. Фундаментального толкования понятия «социальный портрет» не существует, однако можно выделить важные составляющие предложенного термина: социальная роль, социальная группа, социальный статус. При изучении социального портрета опрашивается определенная группа, имеющая что-то общее, например, статус (студент, пенсионер), профессию, род деятельности. При этом социальный портрет не может быть положительным или отрицательным. Он характеризует изучаемую группу по объективным данным, отвечая на вопрос «Каким должен быть представитель той или иной социальной группы?» Иными словами, это идеальное представление о представителе конкретной профессии, социальной группе, характеризуемое набором определенных качеств, стилем поведения, образом жизни.

В научных исследованиях имеются и иные представления о социальном портрете сотрудника полиции. Так, например, С. А. Алексеев, Д. А. Шпилев,Е. Н. Шлягина акцентируют внимание при изучении данного вопроса на социальное самочувствие,

проблемы, волнующие полицейских -12!. Безусловно, удовлетворенность денежным довольствием, жилищными условиями, организацией службы, карьерным ростом и др. -наиважнейшие составляющие профессионального труда. Однако, как представляется нам, гражданин, выбирая профессию «Полицейский», изначально определяет для себя возможные блага (например, ранний выход на пенсию), мотивируя себя к службе, либо поступает на службу, руководствуясь иными убеждениями. Кроме этого отметим, что не на всё сотрудник в будущем может повлиять, например, на перемещения по службе, рост денежного довольствия, условия труда и пр.

Исходя из некоторых отличий в интерпретации понятий «имидж» и «социальный портрет» отметим, что имидж - это субъективное восприятие объекта, а социальный портрет - его объективная характеристика. Однако можно сформулировать и общие черты этих категорий. Во-первых, имидж и социальный портрет носят коллективный характер, для

них характерно массовое сознание, а не индивидуальное. Во-вторых, имидж и социальный портрет имеют коммуникативную природу. В-третьих, имидж и социальный портрет зависят от культурно-исторического цикла. С этой точки зрения, имидж можно интерпретировать как некую разновидность социального портрета.

Интересно мнение Д. Г. Передня: «приступая к улучшению имиджа полиции России, целесообразно проводить процедуру сегментирования объектов регулирующих воздействий, так как это позволит обеспечить адресность воздействий и сэкономит

ресурсы» I!2!. Как нам видится, для получения наиболее объективной информации об имидже сотрудника полиции, необходимо организовывать сбор информации о сотрудниках у разных групп в отдельности. Например, в зависимости от выполняемой социальной роли, источника дохода, половозрастной характеристики (студенческая молодежь, пенсионеры, самозанятые, индивидуальные предприниматели, служащие бюджетных сфер, граждане молодого, среднего и старшего возрастов и т.д.). Такая необходимость объясняется мировоззренческими особенностями людей разных социальных групп. К тому же восприятие сотрудника полиции как представителя государственной власти формируется на основе опыта общения, репрезентации в средствах массовой информации, ожиданий самого общества. А научные исследования как раз позволяют понять, как конструируется или деконструируется образ сотрудника полиции.

Сама проблема формирование благоприятного образа сотрудника полиции не нова. Данная тематика занимает особое место в научных исследованиях российских ученых. Так, например, нельзя не согласиться с мнением К. К. Шаталовой [17], что формирование имиджа сотрудника полиции основывается на высоком профессионализме. Вместе с тем достаточно сложно оценить набор профессиональных качеств сотрудника полиции простому обывателю. Как нам кажется, оценка деятельности происходит на основе удовлетворенности при обращении в органы внутренних дел. Дать объективную характеристику коммуникабельности, способности к сопереживанию, интеллигентности, честности, справедливости сотрудника полиции и др. достаточно сложно.

Справедливо отмечает И. Е. Ширшов, что представление о сотруднике полиции устойчиво связано со стереотипами массового сознания: негативными социальными качествами

полицейского В этом контексте определенную роль выполняют средства массовой информации. Транслируемые образы сотрудников полиции в современных фильмах и сериалах зачастую представляют его к массовому восприятию как беспомощного, нерешительного, продажного должностного лица. Безусловно, ответственность в полном объеме нельзя переложить на плечи киноиндустрии, но все же увиденное, услышанное влияет на восприятие сотрудника полиции в реальных условиях. Полагаем, что сам по себе образ чего-то положительного не сформируется. Для этого требуется кропотливая работа. В одной из исследовательских работ дан анализ художественного образа

сотрудника органов внутренних дел II5!. Обратим внимание на черты характера художественного образа полицейского: переменчивость настроения, грубость, невежливость, замкнутость, раздражительность, неопределенность, отсутствие целеустремленности, смелость, сила и отвага, хитрость, воспитанность, требовательность, профессионализм, добродетельность.

Требуют внимания результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения 2018 г. о престиже профессий. Места распределены следующим образом: врач, ученый, бизнесмен, работники государственных органов, военнослужащие. Незначительное количество голосов получила профессия учителя, журналиста,

полицейского

Несмотря на то, что уровень доверия к сотрудникам полиции имеет положительную динамику по данным ФГКУ «ВНИИ МВД России» с 51,7 % в 2022 г. до 53,3 % в 2023 г.

необходим комплекс мероприятий по поднятию престижа службы. Так, например, посредством проведения военно-спортивных мероприятий со школьниками П41. Взаимодействие сотрудников полиции со школьниками и студентами по вопросам безопасности является полезным не только с позиции информирования молодежи, но и формирования положительного образа самих сотрудников.

Рассмотрев понятия имидж и социальный портрет, считаем возможным обозначить в дополнении «самоимидж». Сам термин «самоимидж» не является новым понятием. Классификация видов имиджа, включающая самоимидж, была предложена Э. Симпсоном, впоследствии находила свое отражение в работах иных научных деятелей. В общем понимании самоимидж - это мнение о самом себе, оценка своих качеств, опирающаяся на личный опыт и уровень самооценки. Полагаем, что подобные оценочные действия в отношении самого себя благоприятным образом отразятся на образе сотрудника полиции.

Интерес к самоимиджу вызван несколькими факторами, среди которые наиболее важные:

- изменение базовых нравственных ценностей службы в полиции;

- неосознанный выбор профессии «Полицейский»;

- недостаточный жизненный опыт у молодых сотрудников полиции.

Известный факт - любой профессиональный труд накладывает отпечаток на личность. В нашем случае, деятельность сотрудника полиции сопряжена с рядом неблагоприятных факторов (риски для здоровья и жизни, ненормированный рабочий день, особая коммуникативная среда и др.), которые не компенсируются размером денежного довольствия и социальных льгот. Для примера приведем данным, полученные в ходе работы на учебных занятиях с гражданами, впервые поступившими на службу в органы внутренних дел. Для большинства приоритетными ценностными ориентирами являются семья, дети, родители, карьера, друзья, материальные ценности, саморазвитие и, конечно, здоровье, о котором значительное количество молодых сотрудников не задумывается в силу своего молодого возраста. Немаловажным является понимание того, как меняются ценностные предпочтения в процессе службы и имеются ли возможности их реализовывать. Остро стоит проблема по изучению мотивации выбора профессии «Полицейский». Как нам видится, сотрудникам полиции требуется сосредотачивать свое внимание на развитие навыков самоанализа, быть готовым к саморазвитию, понимать потребности в познании своих сильных и слабых сторон, соответственно, проводить работу над собой. На наш взгляд, это важное направление в становлении профессионала, и, как результат, отражение личности в профессии, что благотворно влияет на формирование положительного образа сотрудника правопорядка.

Подведем итог. Научное понятие социального феномена «имидж» на сегодняшний день не имеет однозначного толкования. Однако могут быть определены приоритетные направления, реализация которых отразится на имидже сотрудника полиции. К ним можно отнести: формирование нравственных ценностей службы, повышение личной заинтересованности у личного состава органов внутренних дел к профессиональному и

личностному развитию, проведение разъяснительных бесед с молодежью о деятельности полиции, формирование руководящего звена в органах внутренних дел. В то время как социальный портрет охватывает более широкое общественное восприятие, ожидания и роль сотрудника полиции в жизни общества. Это коллективное понимание обязанностей, ответственности и поведения внутри сообщества.

Как нам представляется, взаимосвязь таких терминов как «имидж», «социальный портрет» и «самоимидж» даст возможность более глубоко разобраться в образе сотрудника полиции. Для этого требуется ответить на вопросы:

1 . Каким должен быть сотрудник полиции в представлениях членов общества, каким набором качеств обладать, какое поведение демонстрировать как в служебное, так и внеслужебное время. Это основа для формирования социального портрета. Обратим внимание на качества, предъявляемые в служителям порядка, прописанные в Уставе Благочиния или Полицейском от 8 апреля 1782 г., не утратившие своей значимости и в современном обществе: здравый рассудок, добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность к службе, усердие к общему добру, радение о должности, честность и бескорыстие.

2 . Соответствует или нет сотрудник полиции предъявляемым требованиям. Это субъективное отношение к представителю власти (имидж). Пожалуй, одна из самых сложных задач в исследовательской работе по изучению образа сотрудника полиции, так как на формирование мнения о ком или о чем-либо влияют разнообразные факторы.

3 . Какие меры предпринимает сам сотрудник, чтобы достойно реализовывать свои профессиональные амбиции - самоимидж.

На наш взгляд, такой единый подход позволит формировать профессиональное кадровое ядро в полицейской среде, которое положительно повлияет на общие представления о служителях правопорядка, повысит престиж профессии «Полицейский».

Библиография

1. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.

2. Алексеев С. А., Шпилев Д. А., Шлягина Е. Н. Социальный портрет сотрудника полиции на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14, № 2. С. 275-283.

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения // https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vse-professii-nuzhny-vse-professii-vazhny.

4. Дагаева Е. А. Имидж: от манипуляции к самовыражению / Е. А. Дагаева // Исследователь. 2018. № 1-2. С. 107-110.

5. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: В 5 кн. Кн. 1.

6. Деркач А. А., Перелыгина Е. Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития / Под ред. А. А. Деркача. - М., 2003.

7. Зазыкин В. Г. О кризисных явлениях в акмеологии // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 1(13). С. 82-90.

8. Змановская Е. В. Руководство по управлению личным имиджем. СПб.: Речь, 2005. -144 с.

9. Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: ВЛАДОС, 2004. -222 с.

10. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. - 262 с.

11. Министерство внутренних дел Российской федерации // https://xn--b1aew.xn--

р^/риЬПсортюп

12. Передня Д. Г. Самоимидж и воспринимаемый имидж полиции России// Социологические исследования. 2016. № 1. С. 152-157.

13. Перелыгина Е. Б. Оптимизация процесса формирования имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия / Под ред. А. А. Деркача. - М., 2003.

14. Русецкой Д. В., Чуманова Ю. В., Султановой Р. М. Психолого-педагогические аспекты повышения имиджа и престижа службы в органах внутренних дел Российской Федерации посредством проведения военно-спортивных мероприятий с учащейся молодежью // Российская полиция: три века служения Отечеству. Сборник статей Юбилейной международной научной конференции. М. 2019. С. 338-346.

15. Сегал Н. А., Мищенко А. Н., Нахимова Е. А. Образ полицейского в художественной литературе: семантико-прагматический аспект// Политическая лингвистика. 2023. № 1 (97). С. 97-104.

16. Феофанов О. А. Реклама. Новые технологии в России : Учеб. пособие для подгот. профессионалов в сфере рекламы / О. А. Феофанов. М. [и др.] : Питер, 2004. - 376 с.

17. Шаталова К. К. Формирование положительного имиджа сотрудника полиции // Наука и образование сегодня. 2019. № 6-20. С. 109-110.

18. Шацкая Е. А. Теоретико-методологические подходы к исследованию имиджа представителей власти (на примере имиджа сотрудника полиции) // Полицейская деятельность. 2019. № 6. С. 31-39.

19. Ширшов И. Е. Формирование положительного образа сотрудника полиции как одно из приоритетных направлений деятельности МВД России // Отечественная юриспруденция. 2018. № 7(32). С. 113-115.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В рецензируемой статье "Соотношение понятий «имидж» и «социальный портрет» сотрудника полиции" предмет исследования - это изучения имиджа сотрудника полиции и составление его социального портрета. Цель исследования в явном виде не обозначена (если судить по названию работы, то это установление соотношения между понятиями «имидж сотрудника полиции» и «социальный портрет сотрудника полиции». Методологической основой исследования заявлен системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Но при этом материал статьи не отвечает на вопрос: а что является системой? Имидж? Сотрудник полиции? Система органов внутренних дел? Методами исследования стал анализ существующих данных социологических опросов и литературы.

Тема исследования актуальна, поскольку меняющаяся роль органов внутренних дел требует создания положительного образа как всей системы, так и каждого её сотрудника в отдельности. Профессиональная деятельность полицейских имеет высокую социальную значимость, а доверие населения к полицейским влияет на эффективность их работы. Но в тоже время соглашаясь с автором (ами), что «сама проблема формирование благоприятного образа сотрудника полиции не нова», актуальность исследование задаёт именно попытка установить соотношения понятия «имидж» с понятием «социальный портрет».

Однако, научная новизна публикации крайне низка. В работе нет явного определения ни понятия «имидж сотрудника полиции», ни понятия «социальный портрет сотрудника полиции», то есть нет определений через род и различия, которые ясно и однозначно

определяют значение термина. А без этого невозможно установить соотношения между данными понятиями, что является «неявной» целью исследования. В работе вводится понятие «самоимидж», которое определяется как «мнение о самом себе, оценка своих качеств, опирающаяся на личный опыт и уровень самооценки». Но далее в статье не даётся привязка данного понятия к двум предыдущим, хотя в качестве вывода заявляется, что «взаимосвязь таких терминов как «имидж», «социальный портрет» и «самоимидж» даст возможность более глубоко разобраться в образе сотрудника полиции». В качестве вывода исследования утверждается, что «могут быть определены приоритетные направления, реализация которых отразится на имидже сотрудника полиции. К ним можно отнести: формирование нравственных ценностей службы, ... формирование руководящего звена в органах внутренних дел». Возможно данные меры и скажутся на повышении имиджа сотрудника полиции, но как они вытекают из текста публикации. В работе нет подтверждений этому.

Данная публикация характеризуется определённой последовательностью в изложении ма те риа ла .

Библиография работы включает 19 публикаций по теме имиджа, образа и социального портрета сотрудников полиции. Таким образом, апелляция к основным оппонентам из рассматриваемой области присутствует в достаточной мере.

Статья будет представлять интерес для специалистов, интересующихся проблематикой формирования имиджа.

Вывод: Статья "Соотношение понятий «имидж» и «социальный портрет» сотрудника полиции" имеет крайне низкую научно-теоретическую значимость. Работа может быть опубликована после доработок в части согласования названия и содержания, более четкого обозначения новизны исследования.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предметом исследования в представленной статье являются имидж и социальный портрет сотрудника полиции

В качестве методологии предметной области исследования в данной статье были использованы метод категоризации, метод анализа, дескриптивный метод и ис то рич е с кий ме то д.

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку стремительные изменения во всех сферах жизни общества приводят и к изменениям во всех социальных институтах и системе социальных отношений. Реформы, затронувшие многие сферы Российского государства, повлекли за собой серьезные социальные изменения. Реформа, затронувшая МВД России, не стала исключением и отразилась, в том числе, на имидже и социальном портрете сотрудника полиции.

Научная новизна исследования заключается в изучении и подробном описании особенностей категорий «имидж» и «социальный портрет» применительно к сотруднику полиции, а также в анализе соотношении этих понятий.

Статья изложена языком научного стиля с очень грамотным использованием в тексте исследования изложения различных позиций к изучаемой проблеме и применением научной терминологии и дефиниций.

Структура выдержана с учетом основных требований, предъявляемых к написанию научных статей, в структуре данного исследования можно выделить такие элементы как вводную часть, основную часть, заключительную часть и библиографию.

Содержание статьи отражает ее структуру. Особенно ценным в содержании исследования следует отметить авторский анализ соотношения категорий «имидж», «самоимидж» и социальный портрет сотрудника полиции и определение их влияния на формирование образа сотрудника полиции.

Библиография содержит 19 источников, включающих в себя отечественные периодические и непериодические издания, а также электронный ресурс. В статье приводятся описания различных позиций и точки зрения различных ученых, характеризующих категории «имидж» и «социальный портрет» применительно к сотруднику полиции, а также содержится апелляция к различным научным трудам и источникам, посвященных этой тематике среди различных исследователей, занимающихся указанной проблематикой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В представленном исследовании содержатся краткие выводы, касающиеся предметной области исследования. В частности, отмечается, что «научное понятие социального феномена «имидж» на сегодняшний день не имеет однозначного толкования. Однако могут быть определены приоритетные направления, реализация которых отразится на имидже сотрудника полиции. К ним можно отнести: формирование нравственных ценностей службы, повышение личной заинтересованности у личного состава органов внутренних дел к профессиональному и личностному развитию, проведение разъяснительных бесед с молодежью о деятельности полиции, формирование руководящего звена в органах внутренних дел. В то время как социальный портрет охватывает более широкое общественное восприятие, ожидания и роль сотрудника полиции в жизни общества. Это коллективное понимание обязанностей, ответственности и поведения внутри сообщества».

Материалы данного исследования рассчитаны на широкий круг читательской аудитории, они могут быть интересны и использованы учеными в научных целях, педагогическими работниками в образовательном процессе, руководителями подразделений МВД России, социологами, экспертами и аналитиками.

В качестве недостатков данного исследования следует отметить, то, что в статье не были четко определены и выделены ее структурные элементы, которые, без сомнения прослеживаются в ее содержании, однако, отдельно они не выделены соответствующими заголовками. При написании текста статьи возможно было бы обратиться к зарубежным периодическим и непериодическим изданиям, характеризующим предмет исследования, сослаться на них и включить в библиографический список. При оформлении библиографии необходимо обратить внимание на требования действующего ГОСТа, особенно это касается электронного ресурса, в частности, отсутствует дата обращения к нему. Возможно, более целесообразно было бы предложенные вопросы, ответить на которые предлагается для установления «взаимосвязи таких терминов как «имидж», «социальный портрет» и «самоимидж»» из заключительной части, где представлены итоги исследования, все-таки перенести в основную часть текста статьи. Указанные недостатки не снижают высокую научную значимость самого исследования, а, скорее относятся к оформлению текста статьи. Статью рекомендуется опубликовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.