Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: piven_dv@mail.ru И.С. Кицул,
д.м.н., профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования -филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, г. Иркутск, Россия, e-mail: zdravirk@mail.ru И.В. Иванов,
к.м.н., Генеральный директор Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, г. Москва, Россия, e-mail: expert@cmkee.ru
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ОРГАНИЗАТОР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РАБОТАТЬ ГЛАВНЫМ ВРАЧОМ ИЛИ ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕМ?
УДК 614.2
Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Имеет ли право организатор здравоохранения работать главным врачом или его заместителем? (г. Санкт-Петербург, г. Иркутск, г. Москва, Россия)
Аннотация. В статье дан детальный правовой анализ формулировки одного из важнейших лицензионных требований, касающихся наличия сертификата(ов) специалиста у руководителя (заместителя руководителя) медицинской организации. Авторы обосновывают однозначную трактовку данного лицензионного требования, заключающуюся в том, что наличие сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», при наличии необходимого стажа работы, даёт врачу право на замещение должности руководителя (заместителя руководителя) медицинской организации независимо от наличия или отсутствия сертификата специалиста по любой иной специальности.
Ключевые слова: лицензионные требования, квалификационные требования, руководитель медицинской организации, заместители руководителя медицинской организации, организация здравоохранения и общественное здоровье.
□ чевидно, что вопрос, вынесенный в заголовок данной статьи, может показаться достаточно странным, если не сказать абсурдным. Казалось бы, совершенно ясно, что специалист, имеющий сертификат по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», при условии наличия необходимого стажа, может быть руководителем или заместителем руководителя медицинской организации. Однако у организаторов здравоохранения всё чаще возникают вопросы, связанные с нередко встречающейся различной трактовкой первого абзаца подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково»), утверждённого Постановлением
© Д.В. Пивень, И.С. Кицул, И.В. Иванов, 2018 г.
Ml
-в -
енеджер № 9
¡здравоохранения 2018
Правительства РФ от 16.04.2012 № 294 (далее Положение о лицензировании) [16]. Указанный абзац гласит, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности являются:
«в) наличие
у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Как свидетельствуют достаточно часто поступающие к нам в последнее время обращения руководителей (заместителей руководителей) медицинских организаций, иногда допускается двоякая трактовка представленной выше цитаты из Положения о лицензировании, а именно: нередко в разных регионах страны при разных обстоятельствах допускается трактовка первого абзаца подпункта в) пункта 4 Положения о лицензировании, говорящая о том, что у руководителей (заместителей руководителей) медицинских организаций должно быть непременно два сертификата специалиста: один по клинической специальности и ещё один по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (!?). Соответственно, получается, что те врачи, у кого есть только один сертификат
специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», и также прошедшие в установленном порядке по данной специальности или профессиональную переподготовку, или даже закончившие по этой специальности клиническую ординатуру, не имеют никакого права ни замещать, ни претендовать на замещение должностей руководителей (заместителей руководителей) медицинских организаций. Согласитесь, что в результате складывается довольно абсурдная ситуация. И если с ней соглашаться, то сегодня не менее половины руководителей (заместителей руководителей) медицинских организаций страны незаконно занимают свои места, а значит и возглавляемые ими медицинские организации работают вне правового поля. И, тем не менее, при всей своей, мягко говоря, необычности представленная выше трактовка первого абзаца подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании периодически стала появляться в реальной жизни.
Возникает резонный вопрос: «Насколько допустима и правомерна ли вообще такая трактовка рассматриваемого требования Положения о лицензировании?».
Ответ на этот вопрос в прямом смысле является судьбоносным как для руководителей (заместителей руководителей) медицинских организаций, так и для медицинских организаций в целом, качество и безопасность медицинской деятельности которых напрямую связано с неукоснительным соблюдением лицензионных требований, на что мы уже неоднократно обращали внимание в наших публикациях [1 — 15]. Кроме того, общеизвестно, что установленные законодательством квалификационные требования к руководителям (заместителям руководителей) медицинских организаций являются важнейшими требованиями, предполагающими их строгое соблюдение. Именно поэтому полагаем необходимым провести в данной публикации детальный правовой анализ представленного выше тезиса Положения о лицензировании,
Менеджер
цель которого обосновать его исключительно однозначную трактовку, не допускающую возможность его двоякого толкования.
Итак, сторонники того, что рассматриваемое требование Положения о лицензировании (далее Сторонники) якобы свидетельствует о необходимости наличия у руководителей (заместителей руководителей) медицинских организаций непременно двух сертификатов специалиста (один по клинической специальности и ещё один по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье») аргументируют свою позицию тем, что в первом абзаце подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании в качестве лицензионного требования сказано, что у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации обязательно наличие «высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»». Вот и получается, по мнению Сторонников такой трактовки, что руководитель медицинской организации и его заместители обязаны иметь непременно два сертификата.
Ну что ж, покажем полную и абсолютную правовую несостоятельность такой позиции Сторонников.
Первое
Обратите внимание, что конкретное требование о наличии двух обязательных сертификатов в рассматриваемом фрагменте Положения о лицензировании просто отсутствует. Там нигде не написано, что руководитель медицинской организации и его заместители обязаны иметь именно «два
сертификата специалиста». Это абсолютный факт! Тема двух сертификатов специалиста появляется исключительно как некий «закономерный вывод» Сторонников рассматриваемой трактовки. То есть получается, что наличие требования к руководителю медицинской организации и его заместителям об обязательном обладании двумя сертификатами специалиста - это их личное допущение или домысливание, которое они себе позволили, не имея для этого никаких достаточных оснований.
Второе
Если встать на позицию Сторонников и допустить, что действительно руководителю (заместителям руководителя) медицинской организации необходимо иметь два сертификата специалиста, то тогда получается, что первая часть первого абзаца требования подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании, свидетельствующая о необходимости наличия у руководителя (заместителей руководителя) медицинской организации «высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста», подразумевает обязательное наличие какого угодно сертификата специалиста, но только не наличия сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Но опять же здесь, как и в предыдущем случае, можно говорить только о «закономерном выводе», который на основании собственных допущений, а отнюдь не на основании объективной информации, делают Сторонники. Нигде в представленной выше цитате первой части первого абзаца подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании не указано, что речь идёт о наличии у руководителя (заместителя руководителя) медицинской организации
М(
-е -
енеджер № 9
¡здравоохранения 2018
любого сертификата специалиста «за исключением сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»». То есть получается, что это опять же некое допущение Сторонников! Таким образом, совершенно ясно(!), что требование, выдвигаемое первой частью первого абзаца рассматриваемого подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании в части обязательного наличия у руководителей (заместителей руководителей) медицинских организаций сертификата специалиста в абсолютно равной мере, без каких-либо исключений и ограничений, относится и к сертификату специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Очевидно, что какого-то более низкого статуса ни специальность «Организация здравоохранения и общественное здоровье», ни сертификат по данной специальности сегодня не имеют, и вряд ли будут иметь в будущем. Более того, в части первой первого абзаца подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании подчёркнуто, что руководитель медицинской организации, заместители руководителя медицинской организации обязаны иметь образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения. Если же мы обратимся к квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённым приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н [18], то увидим там, в том числе и квалификационные требования, сформулированные по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Следовательно, если у врача есть сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», то это полностью соответствует требованиям первой части первого абзаца
рассматриваемого тезиса подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании. Если же принять позицию Сторонников, то получается, что при прочтении первой части первого абзаца подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании наличие сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» надо просто игнорировать. Возникают закономерные вопросы: «На каком правовом основании игнорировать? Только потому, что кому-то показалось, что содержание данного тезиса касается наличия любого сертификата специалиста, но никак ни наличия сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»?». Подобный подход при трактовке рассматриваемого тезиса Положения о лицензировании абсолютно недопустим, так как он основан на игнорировании требований важнейших нормативно-правовых документов, устанавливающих квалификационные требования к медицинским работникам.
Третье
Очевидно, что ознакомившись с представленным выше аргументом, Сторонники в защиту своей позиции представят следующий, как им будет казаться, тупиковый аргумент: «Но ведь если допустить, что первая часть первого абзаца подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании, в том числе предполагает наличие у врача сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», то тогда получается, что выполнение требования второй части первого абзаца подпункта в пункта 4, в которой говорится о необходимости наличия у руководителей (заместителей руководителей) медицинских организаций «дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», обязывает иметь тех врачей, у кого уже
Менеджер
• Э-
есть сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», второй такой же сертификат. И как быть в этом случае?».
Отвечаем на этот вопрос.
Сопоставляя содержание первой и второй части первого абзаца подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании, то есть, рассматривая полное содержание анализируемого тезиса, становится совершенно очевидным, что данный фрагмент Положения о лицензировании не содержит ничего, что допускало бы возможность наличия у врача двух сертификатов по одной и той же специальности. Подчеркнём, что условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, утверждённые приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 982н [17] не допускают наличия у врача двух сертификатов специалиста по одной и той же специальности. То есть совершенно очевидно, что требование второй части первого абзаца подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании, в которой говорится о необходимости наличия у руководителей (заместителей руководителей) медицинских организаций «дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», распространяется только на тех руководителей (заместителей руководителей) медицинских организаций, которые имеют любой иной сертификат специалиста помимо сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Таким образом, на основании проведённого правового анализа можно сделать обоснованный вывод.
Вывод
Содержание первого абзаца подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к нормативно-правовым документам данного уровня, имеет однозначное толкование, заключающееся в следующем. Руководитель медицинской организации, заместители руководителя медицинской организации должны иметь сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» независимо от наличия или отсутствия сертификата специалиста по любой иной специальности. В свою очередь наличие сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», при наличии необходимого стажа работы, даёт врачу право на замещение должности руководителя (заместителей руководителя) медицинской организации независимо от наличия или отсутствия сертификата специалиста по любой иной специальности. При этом следует подчеркнуть, что содержание первого абзаца подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании максимально учитывает реальную ситуацию с выполнением составляющими медицинскую деятельность работ (услуг) руководителями (заместителями руководителей) медицинских организаций, многие из которых занимаются исключительно выполнением работы по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а многие, помимо этого, ещё выполняют работу по иным медицинским специальностям.
В заключение считаем необходимым отметить, что однозначная, основанная на детальном правовом анализе трактовка содержания первого абзаца подпункта в пункта 4 Положения о лицензировании является одним из важных антикоррупционных механизмов отечественной системы здравоохранения.
Литература
1. Кицул И.С., Пивень Д.В. О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в современных условиях // Заместитель главного врача. - 2013. -№ 2. - С. 48-52.
2. Кицул И.С., Пивень Д.В. Структура и содержание положения о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности // Заместитель главного врача. - 2013. - № 12. - С. 50-56.
3. Кицул И.С., Пивень Д.В. Работа врачебной комиссии и контроль качества и безопасности медицинской деятельности // Здравоохранение. - 2015. - № 7. -С. 74-79.
4. Кицул И.С., Пивень Д.В. Методические подходы к созданию системы оценки качества деятельности медицинских организаций, ее структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг // Заместитель главного врача. - 2014. - № 1. - С. 40-46.
5. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 2. - С. 16-26.
6. Пивень Д.В., Кицул И.С. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: монография. - М.: Издательский дом «Менеджер здравоохранения», 2014. - 172 с.
7. Пивень Д.В., Кицул И.С. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации: каким оно должно быть, и что этому мешает // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 11. -С. 6-10.
8. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании нового содержания работы руководителя медицинской организации по обеспечению и контролю качества и безопасности медицинской деятельности//Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 10. -С. 18-25.
9. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Нормативно-правовое регулирование внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2016. - С. 38-46.
10. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Новые задачи и направления работы врачебной комиссии в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности // Менеджер здравоохранения. - № 2. - 2017. - С. 6-13.
11. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Стандарты медицинской помощи: обязательны ли они для соблюдения медицинскими организациями // Менеджер здравоохранения. - № 8. - 2017. - С. 6-12.
12. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Критерии оценки качества медицинской помощи: что надо учесть и как обеспечить их соблюдение в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - № 10. - 2017. - С. 7-12.
13. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. О требованиях приказа МЗ РФ от 10.05.2017 г. № 203н к установлению и оформлению предварительного и клинического диагнозов: на что необходимо обратить внимание в медицинской организации // Менеджер здравоохранения. - № 1. - 2018. - С. 20-26.
Менеджер
ЭН#
14. Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Роль и значение критериев оценки качества медицинской помощи, утверждённых приказом Минздрава России от 10.05.2017 г. № 203н, для медицинских организаций, функционирующих в системе ОМС // Менеджер здравоохранения. - № 4. - 2018. - С. 6-13.
15. Проверочные листы Росздравнадзора по контролю качества и безопасности медицинской деятельности: новые задачи медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. - № 5. - 2018. - С. 13-19.
16. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности ...».
17. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».
18. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
UDC 614.2
Piven D. V, Kitsul I.S., Ivanov I. V. Does the right health professional to work as a chief physician or his deputy?
(St. Petersburg, Irkutsk, Moscow, Russia)
Abstract. The article provides a detailed legal analysis of the formulation of one of the most important licensing requirements for the presence of a certificate(s) of the head (Deputy head) of a medical organization. The authors provide an unambiguous interpretation of this license requirement, which is that the presence of a certificate of a specialist in the specialty "health care organization and public health", in the presence of the necessary length of service, gives the doctor the right to fill the position of the head (Deputy head) of a medical organization, regardless of the presence or absence of a certificate of a specialist in any other specialty.
Keywords: licensing requirements, qualification requirements, Manager of a medical organization, Deputy heads of a medical organization, health organization and public health.
Здравоохранение-SOIS
КАК ЛИКВИДИРОВАТЬ ДЕФИЦИТ КАДРОВ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ
Минздрав внес на рассмотрение Правительства РФ федеральный проект «Медицинские кадры России». Об этом сообщила директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении ведомства Татьяна Семенова 11 октября на IX Международной конференции «РОСМЕДОБР-2018. Инновационные обучающие технологии в медицине».
Проект призван ликвидировать дефицит кадров в первичном звене. К 2024 г. укомплектованность врачей и среднего медперсонала в подразделениях, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях при коэффициенте совместительства 1,2 должна достичь 95%; число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медработников, в том числе дистанционно, должно составить 1,88 млн. чел.
Источник: https://medvestnik.ru
1енеджер
здравоохранения