Научная статья на тему 'Имагология в междисциплинарном научном пространстве'

Имагология в междисциплинарном научном пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
588
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поляков О. Ю.

В статье раскрываются понятийный аппарат имагологии, ее задачи и перспективы в свете взаимодействия литературоведения с комплексом наук о культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imagology in the Field of Interrelated Studies

The article is concerned with the basic concepts of imagology, its main research objectives and its prospects connected with the rise of culturally oriented literary studies.

Текст научной работы на тему «Имагология в междисциплинарном научном пространстве»

О. Ю. Поляков

ИМАГОЛОГИЯ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ НАУЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье раскрываются понятийный аппарат има-гологии, ее задачи и перспективы в свете взаимодействия литературоведения с комплексом наук о культуре.

The article is concerned with the basic concepts of imagology, its main research objectives and its prospects connected with the rise of culturally oriented literary studies.

Современное литературоведение находится в поиске новых методологических основ. В западной литературоведческой науке обострились дискуссии, восходящие к спору позитивистских и антропологических школ. Сциентистски ориентированные ученые продолжают сосредотачиваться на проблемах художественной формы, однако часто их суждения носят компромиссный характер. В частности, С. Нэпп, акцентирующий необходимость изучения психологии восприятия художественного творчества, утверждает, что постижение эмотивной стороны литературы должно быть связано с изучением «формальных параметров» произведения, поскольку эстетические эмоции всегда опосредованы структурами текста. Дж. Г. Харфэм полагает, что элементы формы текста должны рассматриваться не просто как независимые объекты научного познания, а как относительные константы в коллективном историческом опыте литературы [1].

Продолжаются также споры «традиционалистов», отстаивающих интерпретационные подходы к литературе, и ученых, выходящих за пределы герменевтических текстоцентрических стратегий. К числу последних относятся адепты «новой исторической критики» и сторонники эмпирического литературоведения, особый акцент делающие на историко-культурном и социальном контексте литературы.

Одним из плодотворных в современных условиях является подход к литературе с позиций комплекса наук, изучающих пространство культуры, так весомо заявивший о себе на рубеже XX-XXI вв., что многие специалисты стали говорить о «потере» литературоведением объекта исследования, а уважаемый ученый Э. Истхоуп заявил, что литературоведение должно стать

разделом культурологии. Безусловно, справедливо говорить лишь о междисциплинарном диалоге, взаимодействии литературоведения с такими дисциплинами, как социальная и культурная антропология, социология культуры и др. Популярная ныне трактовка культуры как текста, ведущая к «семиотической метафоризации социальных параметров культуры» [2], ощущается многими учеными как недостаточная, суживающая возможности взаимодействия культурологии и литературоведения. Видный литературовед А. Нуннинг полагает, что изучение культуры связано с восстановлением «ментальной программы» общества, которая в сжатом виде представлена в литературных текстах. Соответственно, необходимо исследовать литературу с точки зрения материализации в ней системы культуры, воплощения форм социальной ментальности и культурной памяти [3]. Литературные тексты, согласно этому подходу, выступают как формы самопознания культуры. Более того, в свете учения об «интердискурсе», разработанного Ю. Линком под влиянием М. Фуко и Н. Луманна, тексты литературы благодаря своей междискурсивной структуре способствуют «сближению всех дискурсов культуры» и «восстановлению единого дискурсивного пространства» культурных эпох [4].

Одним из важнейших направлений междисциплинарных исследований является анализ роли литературы в формировании национальной идентичности, представлений о национальном характере, складывающихся в системе словесности образов народов, национальных стереотипов. Эти задачи решает имагология, молодая наука, понятийный аппарат которой сложился в 19601980-х гг.

Генезис имагологии (от латинского "imago" -«образ») отдаленно восходит к эпохе Возрождения, когда происходило усиление межкультурных связей и формировались этнические стереотипы, которые были систематизированы в период Просвещения Дж. Вико, И. Гердером и другими мыслителями, представлявшими их как антропологические категории [5]. Важную роль в становлении имагологии сыграли в XIX в. лингвистическая компаративистика, давшая импульс сравнительному литературоведению, и культурно-историческая школа критики И. Тэна, представлявшая отличия национальных литератур с точки зрения позитивистского детерминизма (триада «среда-эпоха-раса»). В первой половине

© Поляков О. Ю., 2008

О. Ю. Поляков. Имагология в междисциплинарном научном пространстве

XX в. во Франции, Германии, США и других странах стали появляться труды компаративистов, в которых исследовались репрезентация и рецепция отдельных народов в текстах литературы (Ф. Бальдансперже, Л. П. Бетц и др.), а возникновение имагологии как науки относится, по мнению специалистов, к 1950-м гг., когда распространились структуралистские подходы к пониманию национальной идентичности и литературоведы-компаративисты стали рассматривать ее выражения как репрезентамены, некие конструкты, подобные литературным тропам. Одним из зачинателей имагологии был Ж.-М. Карре, в середине прошлого столетия определивший в качестве предмета новой науки рецепцию одних народов другими, изучение категорий «чужого/ другого» ("l'etranger, "l'autre") в контексте межлитературных взаимодействий.

Однако развитие имагологии было приостановлено в связи с резкими выступлениями Р. Уэл-лека, который отказывал этой науке в собственном предмете и считал, что ее функции выполняют социология, социальная психология и другие дисциплины. Возрождение имагологии началось в 1980-х гг. во многом благодаря немецким ученым, в частности, Г. Дюзеринку, ныне признанному авторитету в этой области, а в настоящее время имагология особенно интенсивно развивается в связи с ростом глобализации, мультикуль-турализма, обострившимися цивилизационными проблемами. Нередко эту науку рассматривают как раздел культурологии, однако ее генезис связан со сравнительным литературоведением и свои концепции она конструирует прежде всего на материале художественных текстов, поскольку национальные стереотипы закрепляются и оказываются наиболее устойчивыми именно в литературе.

В современном понимании задачей имагологии является анализ образов других народов, происхождения, содержания этих образов и их исторической изменчивости. В круг понятийно-логических структур имагологии входят, прежде всего, стереотипы, которые ученые называют культуро-творческими феноменами (В. Б. Земсков), общественно-историческими мифами (В. А. Хорев), тропами, существующими в интертексте культуры (Дж. Леерсен). Стереотипы служат средством формирования картины мира других/чужих, возникают в результате «редукции, упрощения, схематизации прототипа, сведения его к генерализо-

ванному и категоричному шаблону» и служат выражениями культурно-бессознательного разных народов [6].

Польский ученый А. Шафф так характеризует стереотип:

а) его предметом являются прежде всего определенные группы людей (расовые, национальные, классовые, политические, профессиональные, по половому признаку и т. п.), а также - вторично - общественные отношения между ними (например, стереотип революции);

б) его генезис является общественным, то есть он передается личности как выражение общественного мнения путем воспитания в среде, независимо от личного опыта;

в) в связи со своей оценивающей функцией он несет определенную эмоциональную нагрузку (негативную или позитивную);

г) с точки зрения правдивости стереотип либо полностью противоречит фактам, либо соответствует им частично, создавая видимость полной правдивости своего содержания;

д) он долговремен и устойчив к изменениям, что связано с независимостью стереотипа от опыта с его эмоциональной нагрузкой;

е) перечисленные выше черты делают возможной реализацию общественной функции стереотипа, заключающейся в защите принятых обществом или группой ценностей и оценок, индивидуальное усвоение которых как обязывающей общественной нормы является условием интеграции личности в группе;

ж) он всегда связан со словом-названием (либо с выражением из нескольких слов), которое является импульсом, активизирующим содержание стереотипа в определенном контексте;

з) название, с которым связан стереотип, чаще всего служит также названием соответствующего понятия, что ведет к мистификации стереотипа как вида понятия, хотя стереотип принципиально отличается от понятия и с точки зрения общественной и познавательной функции, и с точки зрения лежащего у их основ процесса создания соответствующих суждений [7].

Национальные стереотипы способны к взаимному отражению: в гетеростереотипах, или представлениях о других этнических общностях, отражается собственная идентичность народа-реципиента иной культуры, воплощенная в автостереотипах. Другими словами, «образы чужой жизни, складывающиеся в большом историческом

времени в традицию, в инвариантные, устойчивые структуры сознания, отражающие исторический опыт своей нации, не только обогащают знания о другом народе, но, может быть, в первую очередь характеризуют собственную этническую ментальность» [8].

По своей структуре национальные стереотипы (клише) неоднородны, и, хотя их отличают достаточное постоянство и инертность, в процессе исторического развития выявляются их константы и переменные составляющие. Варианты стереотипа, порой контрастно противостоящие друг другу, получили названия имагем.

Научный инструментарий имагологии продолжает разрабатываться, открываются новые области ее междисциплинарных взаимодействий, появляются фундаментальные труды, среди которых в первую очередь необходимо отметить коллективную монографию «Имагология: выстраивание культур и литературная репрезентация национальных характеров», опубликованную в Амстердаме в 2007 г., увеличивается число стран, в которых активно ведутся имагологичес-кие исследования. Среди них и Россия, где има-гология как дисциплина, по мнению некоторых исследователей, начала складываться в 1990-х гг. В действительности, уже в 1960-х гг. Г. Д. Гачев приступил к сравнительному описанию культур, национального мира разных народов как единства природы, характера и ментальности. Ученый пришел к выводу о том, что через анализ национальной образности литературы следует рассматривать «всю толщь культуры» [9]. В дальнейшем появились исследования, посвященные рецепции и репрезентации России в зарубежных странах (труды Н. П. Михальской, В. А. Хоре-ва, ряд сборников научных статей) [10].

В настоящее время перспективность новой научной дисциплины не вызывает сомнений. Нуждается в углубленной проработке вопрос о выражении эстетических функций национальных стереотипов в литературах, необходимо осмысление канонов отдельных национальных литератур как «хранилищ» культурной памяти народов, национальных автостереотипов, исследование возможности создания в литературах «моделей постнациональной идентичности» [11]. Новые перспективы открывает активное взаимодействие имаго-логии с фольклористикой, этнографией, социальной психологией и другими науками.

Примечания

1. Knapp, S. Literary Interest: The Limits of Anti-Formalism [Text] / S. Knapp. Cambridge, Mass., 1993. P. 156; Harpham, G. Returning to philology: The Past and future of literary study [Text] / G. Harpham // New prospects in literary research. Ed. K. Hilberdink. Amsterdam, 2005. P. 24.

2. Ort, C. M. Was leistet zer Kulturbegriff fur die Literaturwissenschaft. Anmerkung zur Debatte [Text] / C. M. Ort // Mitteilungen des Deutschen Germanistenverbandes. Bielefeld, 1999. Bd. 46. № 4. S. 542.

3. Nünning, A. Literary studies and-as-into cultural studies: Gauging a complex relation and suggestions for the future directions of research [Text] / A. Nunning // New prospects in literary research. Ed. K. Hilberdink. Amsterdam, 2005. P. 38-39.

4. Link, J. Literaturanalyse als Diskursanalyse. Am Beispiel der Ursprungs Literarischer Symbolik in Kollektivsymbolik [Text] / J. Link // Diskurs and Literaturwissenschaft. Frankfurt / M., 1988. S. 258-286; 293.

5. cm. подр. о становлении имагологии: Leersen, J. History and Method of Imagology in Literary Studies [Text] / J. Leersen // Imagology: a Handbook on the Literary Representation of National Characters. Amsterdam, 2006. P. 1-6.

6. Земсков, В. Б. Образ России «на переломе» времен (Теоретический аспект: рецензия и репрезентация «другой» культуры) [Текст] / В. Б. Земсков // Новые российские гуманитарные исследования. № 1. М., 2006. http:// www.rngumis.ru.

7. Цит. по: Хорев, В. А. Польша и поляки глазами русских литераторов [Текст] / В. А. Хорев. М., 2005. С. 89.

8. Хорев, В. А. Указ. соч. С. 12.

9. Гачев, Г. Д. Космо - Психо - Логос: Национальные образы мира [Текст] / Г. Д. Гачев. М., 2007. С. 10.

10. Михальская, Н. П. Образ России в английской художественной литературе IX-XIX вв. [Текст] / Н. П. Михальская. М.: МПГУ, 1995; Хорев, В. А. Указ. соч.; Образ России, русской культуры в мировом контексте [Текст] / под общ. ред. Е. П. Чернышева. М., 1998; Образ России: Россия и русские в восприятии Запада и Востока [Текст] / ред. В. Е. Багно (отв. ред.) и др. СПб., 1998; Образы России в научном, художественном и политическом дискурсах [Текст] / отв. ред. И. О. Ермаченко. Петрозаводск, 2000; Поляки и русские в глазах друг друга [Текст] / отв. ред. В. А. Хорев. М., 2000; Россия - Польша: Образы и стереотипы в литературе и культуре [Текст] / отв. ред. В. А. Хорев. М., 2003; Миф Европы в литературе и культуре Польши и России [Текст] / отв. ред. В. А. Хо-рев. М., 2004.

11. См. подр: Dyserinck, H. Imagology and the Problem of Ethnic Identity [Electoric resource] / H. Dyserinck // Intercultural Studies. 2003. № 1. Код доступа: http://www.intercultural-studies.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.