Научная статья на тему 'ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» К ЕЕ РАЗДЕЛАМ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ» И «КВАНТОВАЯ ФИЗИКА»'

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» К ЕЕ РАЗДЕЛАМ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ» И «КВАНТОВАЯ ФИЗИКА» Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гравиметрия / замедление времени / гравитационный потенциал Земли / ускорение свободного падения / ультрахолодные пучки атомов / атомная интерферометрия / gravimetry / time delay / gravity potential of Earth / acceleration of gravity / ultracold atom beams / atom interferometry

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — А.М. Тарханова, Д.Н. Григорьев, М.Ю. Печерских

В данной работе представлен иллюстративный материал к разделам «Элементы теории относительности» и «Квантовая физика» для дисциплины «Физика» для технических вузов. В качестве данного иллюстративного материала используются достижения в гравиметрии (измерении параметров гравитационного поля Земли). Приведен пример использования эффекта замедления времени в гравитационном поле для измерения гравитационного потенциала Земли с последующим определением высоты над средним уровнем моря. Также приведен пример использования корпускулярно-волновых свойств ультрахолодных атомов рубидия в атомных интерферометрии для измерения ускорения свободного падения. Данный материал показывает применение физических явлений на практических примерах (кейсах), которые реализуются в деятельности, связанной с будущей профессией студентов или с другими специальностями. Применение этого материала на лекциях и практических занятиях по дисциплине «Физика» может повысить мотивацию у студентов к изучению дисциплины «Физика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLUSRTRATIVE MATERIALS FOR SUBJECT “PHYSICS” TO ITS CHARTERS “THE ELEMENTS OF RELATIVITY THEORY” AND “THE QUANTUM PHYSICS”

In the article illustrative materials for subject “Physics” of technical high schools, or put it is more precisely, to its charters “The elements of relativity theory” and “The quantum physics” have been present. As these illustrating materials the advances in gravimetry (measurements of parameters of Earth gravity field) have used. The example of using of effect of time delay in gravitation field for measurement of Earth gravitation potential with next computation of height over mean sea level have presented in this article. Also in this article the example of using of corpuscular-wave properties of ultracold rubidium atoms in atom interferometry for measurement of acceleration of gravity have presented. These materials present of using of physical phenomenas for practical cases in activity that in future speciality of students or other specialities. Demonstration of these materials on some lectures or seminars on subjects “Physics” may increase student motivation to study of subject “Physics”.

Текст научной работы на тему «ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» К ЕЕ РАЗДЕЛАМ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ» И «КВАНТОВАЯ ФИЗИКА»»

та Родины', с одной стороны, могут быть выделены ввиду экстралингвистических событий, с другой стороны, с целью выразить чувство гордости за свою страну

Сопоставляя полученные результаты, мы пришли к выводам о том, что ядерные интегративные признаки, выделенные на основе немецких и русских ассоциа-тов, частично совпадают Родина связана у немецких и русских респондентов преимущественно с конкретной территорией, на которой они проживают, или с местом их рождения. И немецкие, и русские респонденты связывают Родину с семьей, родным домом, родителями, друзьями. Родина и в русской, и в немецкой лингво-культурах является базовой ценностью, объединяющей в себе другие ценности. Отметим, что в русском ассоциативном поле Родина присутствуют, в отличие от немецкого ассоциативного поля, отрицательно окрашенные реакции. Несмотря на то, что количество таких реакций ограниченно, их наличие может свидетельствовать о начале семантического сдвига в психологической структуре значения.

Библиографический список

Важно отметить, что исследование ценностей психолингвистическими методами должно помочь учителям сформировать у обучающихся ценности и ценностные ориентации. Педагогическое воздействие в этой области должно быть настолько грамотным и правильно выстроенным, чтобы оно повлияло бы на мотивы поступков обучающихся, чтобы у них вырабатывалось определенное отношение к поведению и ситуациям. При этом важно сделать так, чтобы моральные нормы стали для обучающихся личностно значимыми, в этом случае обучающийся сам будет требовать от себя выполнения форм нравственного поведения. Л.С. Выготский устанавливает тождество между нравственным поведением и нравственным сознанием, которое непосредственно связанно с нервной системой [5], поэтому психолингвистические эксперименты, проведенные со школьниками, могут оказать значительную поддержку педагогам в формировании истинных базовых ценностей у обучающихся.

1. Гребенюк Т.Н. Образ родины: общечеловеческая ценность versus политическая ценность. Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. 2007; № 301.

2. Веденникова Л.А. Идеи К.Д. Ушинского о формировании ценностей и ценностных ориентаций ребенка путем нравственного воспитания. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010; № 4: 35-38.

3. Ушинский К.Д. Письмо о воспитании наследника русского престола: Историко-педагогический комментарий С.Ф. Егорова. Педагогика. Москва, 1999: 82-88.

4. Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики. Москва: Р Валент, 2021.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991.

References

1. Grebenyuk T.N. Obraz rodiny: obschechelovecheskaya cennost' versus politicheskaya cennost'. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, sociologiya, politologiya. 2007; № 301.

2. Vedennikova L.A. Idei K.D. Ushinskogo o formirovanii cennostej i cennostnyh orientacij rebenka putem nravstvennogo vospitaniya. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2010; № 4: 35-38.

3. Ushinskij K.D. Pis'mo o vospitanii naslednika russkogo prestola: Istoriko-pedagogicheskij kommentarij S.F. Egorova. Pedagogika. Moskva, 1999: 82-88.

4. Pischal'nikova V.A. Istoriya i teoriya psiholingvistiki. Moskva: R. Valent, 2021.

5. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1991.

Статья поступила в редакцию 27.06.23

УДК 378.1

Tarhanova A.M., senior teacher, Department of Physics, Methods of Control and Diagnostics, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),

E-mail: tarhanovaam@tyuiu.ru

Grigorev D.N., 2 category specialist, Department of Physics, Methods of Control and Diagnostics, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),

E-mail: grigorevdn@tyuiu.ru

Pecherskikh M.Yu., student, Institute of Industrial Technologies and Engineering, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),

E-mail: pecherskikh_m@mail.ru

ILLUSRTRATIVE MATERIALS FOR SUBJECT "PHYSICS" TO ITS CHARTERS "THE ELEMENTS OF RELATIVITY THEORY" AND "THE QUANTUM PHYSICS". In the article illustrative materials for subject "Physics" of technical high schools, or put it is more precisely, to its charters "The elements of relativity theory" and "The quantum physics" have been present. As these illustrating materials the advances in gravimetry (measurements of parameters of Earth gravity field) have used. The example of using of effect of time delay in gravitation field for measurement of Earth gravitation potential with next computation of height over mean sea level have presented in this article. Also in this article the example of using of corpuscular-wave properties of ultracold rubidium atoms in atom interferometry for measurement of acceleration of gravity have presented. These materials present of using of physical phenomenas for practical cases in activity that in future speciality of students or other specialities. Demonstration of these materials on some lectures or seminars on subjects "Physics" may increase student motivation to study of subject "Physics".

Key words: gravimetry, time delay, gravity potential of Earth, acceleration of gravity, ultracold atom beams, atom interferometry

А.М. Тарханова, ст. преп., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: tarhanovaam@tyuiu.ru

Д.Н. Григорьев, специалист 2 категории, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень,

E-mail: grigorevdn@tyuiu.ru

М.Ю. Печерских, студент, Институт промышленных технологий и инжиниринга, Тюменского индустриального университета, г. Тюмень,

E-mail: pecherskikh_m@mail.ru

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» К ЕЕ РАЗДЕЛАМ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ» И «КВАНТОВАЯ ФИЗИКА»

В данной работе представлен иллюстративный материал к разделам «Элементы теории относительности» и «Квантовая физика» для дисциплины «Физика» для технических вузов. В качестве данного иллюстративного материала используются достижения в гравиметрии (измерении параметров гравитационного поля Земли). Приведен пример использования эффекта замедления времени в гравитационном поле для измерения гравитационного потенциала Земли с последующим определением высоты над средним уровнем моря. Также приведен пример использования корпускулярно-волновых свойств ультрахолодных атомов рубидия в атомных интерферометрии для измерения ускорения свободного падения. Данный материал показывает применение физических явлений на практических примерах (кейсах), которые реализуются в деятельности, связанной с будущей профессией студентов или с другими специальностями. Применение этого материала на лекциях и практических занятиях по дисциплине «Физика» может повысить мотивацию у студентов к изучению дисциплины «Физика».

Ключевые слова: гравиметрия, замедление времени, гравитационный потенциал Земли, ускорение свободного падения, ультрахолодные пучки атомов, атомная интерферометрия

Прежде всего, обоснуем актуальность представленного исследования. Физика является для студентов технических вузов трудным предметом. Сложности в его изучении заключаются в широком использовании разнообразного математического аппарата, наличии большого количества определений, фактологического материала и требований культуры мышления (использования аппарата формальной логики). У студентов, изучающих физику в технических вузах, часто возникает чувство, что данная дисциплина - это абстрактный предмет, который мало связан или вообще никак не связан с техническими дисциплинами, с той профессией, которую они осваивают Это чувство заметно снижает мотивацию к изучению дисциплины «Физика». Чтобы повысить мотивацию студентов, эффективным приемом является демонстрация случаев применения физических явлений на практических примерах (кейсах), которые реализуются в деятельности, связанной с их будущей профессией или другими специальностями.

В данной работе приведены примеры практического применения физических явлений в гравиметрии, связанных с общей теорией относительности (замедление времени в гравитационном поле) и с квантовой физикой (корпускуляр-но-волнового дуализма атома рубидия).

Целью данной работы является представить иллюстративный материал к дисциплине «Физика» для вузов технических специальностей, а именно - к разделам «Элементы теории относительности» и «Квантовая физика», используя достижения в гравиметрии (измерении параметров гравитационного поля Земли).

Задачами, сопутствующими данной цели, выступают следующие:

1. Рассмотреть достижения в гравиметрии с использованием эффектов общей теории относительности.

2. Проанализировать достижения в гравиметрии с использованием квантовых эффектов.

3. Научная новизна состоит в том, что в данной работе приведены примеры практического применения физических явлений в гравиметрии, связанных с общей теорией относительности (замедление времени в гравитационном поле) и с квантовой механикой (корпускулярно-волнового дуализма атома).

4. Теоретическая значимость исследования сосотоит в том, что в данной работе представлен материал, показывающий применение физических явлений на практическихпримерах(кейсах), которые реализуютсявдеятельности,свя-занной с РудуиыеЫ професыреСвтрдерты в или с другими специальностями. Практическая рениысыь вррппся усом,птоырименение этого материала в лекциях и на практических занятиях подисципшне<<Физика»можетповыситьмотивациюк изучению студентами дисциплины «Физика».

Растммтркм доскижикиявфавиматриикиспользованием эффектов общей т еор ии относ июля носив.

В ВНИИФТРИ был разработан метод измерения высоты над средним уровнем моря сюсвнюьооввкиемрнсяаивикоякихсффмкттк(эМфежгы тяовли стнт-сительновти) [1, с. 13-, Мыла ссздваа в мскымаиапеитдвижная лабонаторин нюя данных измерений. Опытные испытания показали возможность таких измерений и перспектиовксть днньнейшмго развивоммвого нмпраклсвои[М,с.43]. Данома метод использвеиэффект, кксдьканмннмИобщей втмрисс отмвнмтлсвоoжтм.Лвв-мя в гравиьт-^онатмаолекамядлямтсм.согтеснвобщей! тес^р^ик^т^в^з^ж^^к^квс-сти (ОТО). Ячeмcвльмммгpaикм-циовзтр плси, нем, силтнеезамедленьт.За-медление времени зависит от величины гравитационного потенциала.

Рис. 1.Искривлениепространства-временимассивнымителами изамедлениевременивгравитационном поле

Для слабых гравитационных полей, каким является гравитационное поле Земли, применима формула (1)

т= v(l+^),npHM « с2 (1) Здесь т - промежуток времени, прошедшее в данной точке, т0 - промежуток времени, прошедший в этой точке, если бы не было гравитационного поля,

Ф - гравитационный потенциал данной точки,

c = 299 792 458 м/с - скорость света в вакууме.

С учетом знака потенциала ф, формулу (1) можно записать в следующем

виде:

т = <tv(1-^) (2)

Гравитационный потенциал Земли на ее поверхности и выше ее поверхности в некоторой точке может быть записан следующей формулой [3, с. 23]:

<РЙ = - V•(1 + In=oIm=o( (;) •(С„m • cos(m • 4) + Snт • sin(m • X) )• Pn m(cOS в) ) (3),

где

r - расстояние от данной точки до центра Земли;

9 - широта данной точки;

А - долгота данной точки;

a = 6378137 м - экваториальный радиус Земли;

G = 6,673-10-11 м3 /(кг- с2)- универсальная гравитационная постоянная;

M = 5,976-1024 кг - масса Земли;

G-M = 3,986004418-1014 м3/с2.

Pnm(x) - присоединенные полиномы Лежандра;

Cnm и Snm - коэффициенты.

В нулевом приближении гравитационный потенциал Земли равен

f = (4).

Эта формула схожа с формулой для потенциала электрического поля равномерно заряженного шара с отрицательным зарядом Q: k^Q Ь|<21

Электрическое и гравитационное поле описываются характеристиками, которые очень схожи между собой [4, с. 159].

Таблица1

Электрическое псле Гкавитациынное поле

Сила взаимодеИттвит F точечнаго заряда в и точечного отрицательного зарядк СТ: и к'(}'Ч к-\Q\-q г2 г2 Сила взаимодействия F точечной массы т и точечбоЯ массы М: С ■ М ■ т

Напряженность электричеспого поля Е от точеч ного отрицательн ого заряда 0: Е Р к-<} к-\(1\ q г2 г2 Ускорение свободно го падеоиу д в моле точечной массы М: Р С ■М я=т=- ~рг

Потенциальная энергия взаимодействия \Л/ райномерно точеч ного заряд а я с точечным отрицательным заридом 0: ^ к'(Г'Ч к ■ \Q\-q г г Потенциальн ая эпн|ягия взаимодействия У\/ точечвао массы т о точочной массы М: С ■ М ■ т оо/ =-- г

Потенциал электрического поля точечного ат|эхцательно го заряда 0: И/ к ■ (} к ■ М ^ ц г г Потенциал гравитационного поля точечной массы М: И/ С ■ М ^ т г

Потенц иал электрич еского п оля равномерно заряженного шара с отрицательным зарядом 0: ИЛ к • (} и ■ КЛ П q г г Потенциал гравитационного поля одоородного шара массы М: И/ С ■ М ^ т г

Связь между потенциалом электриое ского поля и напряженностью элеюрийеского поля: Е = -иЯк Связь между потенц иалом гравитационного поля и ускорением свободного падения: д = -1<р

Связь чоте нциала элекорического поля и напряженностью электрического поля в однородном электричеаком поле: <р = <р0 + Е ■ (к-к0) Связь потенциала гравитационного поля и ускорения свободного падеоия в однородоом гравитационном поле: 9= 9«+я ■(ь-К)

Гравитационное расхождение времени СЧВ

Й, Х\ Агс

относительно геоида

Перебазируемый /

Фо ~ Ф1 _ ...

сг с2' орт

АН«, - разность ортометрических высот

. Ю-:" -ж бн ви 1м 10-17 - 0,1м

10"1® 10,01м

.^—ГТсч^ Земная п овер тупость

Геор^Д Референц- эллипсоид

Рис.2. Измерение высоты над уровнем моря, используя эффект ОТО замедления вр ни в гравитационном поле Земли

Как и для электрического поля, для гравитационного есть понятие эквипо-тевциальеор поверхности - поверхности равного потенциала (уропееееор поверхности). В электрическом поле положительные заряды движутся от большего потенциала к меньшему. Заряды перестают двигаться, когда потенциалы уравниваются. В гравитационном поле жидкость течет от большего потенциала к меньшему. Жидкость перестает течь, когда потенциал/ ураувиваются. Средний уровень моря - это эквипотенциальная поверхность (поверхность равного потенциала, уровненная поверхность) с гравитационным потенциалом ф0 = -6263а85а,4 а2/с2. Ксе выс-ты отсчиеы вается от среднего уро-вя сору. Мрави-тационныр потенциал в точке, находящейся на высоте h над средним уровнем моря равен = <рр + д • Л, где д = 9,81 м/с2 - средв ее ускорение свободного падения на поверхности Земли.

Предполокум, -то мы хотим узвате высоту нахождения вееоторор точк-вад средним уроувем моря . Мы измеряем замедление времен/ е мдвор точке,

точке с h =

равное (1 +Н = т„ • (1 о^)

1 +гх-М, и измеряем замедление е

Лазер фонтана

Лазер фонтана

2у Т

Рис.3.Атомныйфонтан,применяемыйввысокоточныхстандартахвремени. Атом ведет себя как твердое тело, как частица

Техвология ннтерфорометриь улитра^неолодвещ ручков взоре еозвв^рет нроводите мнoжecтнт еы-оретoчрыx изме^исё вулееря ^ж^нре свободного падения [6, с. 10]. Температура таких атомов рэави^с^т 1 мкК до 50 нК. Используются атомыщелочных металлов, в основном атомы рубидия. При низких температурах атомы явно проявляют волновые свойства, как у видимого света. Длина волныде Бройля становится довольно большой, чтобы оперировать волновыми свойствaрlиотoмт.

0 т2 = тр • (1 д ^0). Нардя разницу Дт = т! - т2 = ТР • дти учитывая, что тр к I! «1г в тулевoм приближении, мы1 7хеoсин, чта Дт = т0 • ре Такем оеразом, мы можем узнать о высоте над средним уровнем моря саттoP точки Л = — •—

д то

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(4).

Данный пример использования эффекта ОТО (замедления времени в гра-витациoнрoм ^(^лп!;!(^1^ли)члу изметенчя реюты чедсржднии меовхем верт еожeтнсглслно продемонстрировать:

1) понятия эквипотенииальная гоиерхность и сдедний уровеньо^о^!^;

гд пс^нптйтквoр итaL^невтого 21электрических потенциалов, напряженность эннккрическогоьсля и^ко^нпо снодсднкго подеипя;

3) веетн^cрйнe хффлктовoбщрй утеf)-и относительности в нашей «земной» жизни.

Рас смотрим дocеижоеия в н|нисимстрии сссоользова нее мквант овык эт^с, еонов.

Кехнулогтя ^ь^ь^р^к^с^лоднуктучконпудволаестмонадииь множемтвовы-есдетоеныт ^^^lтотены". Слэ^ые веlеoн"llГУЧдые ара-джврпlн исомйни, ттоель-зужщие ия- нпрыпаутою оноыны!е (фин^у^ны, дес^н^стиир^жт1^и^томиы^'^ик брош ен н ые в [рaретou|неееор п оле, ведут себя практически одинаково [5, с. 297]. С них oтдuлвныB хтвм пoглрщаыlT фосонознассрноготзсученпя, пылучнео импульс и , ква lтяврк, которые ДехкeеOомйxн пoдЛpтеел рвтхрl хютчу в иoлeeяжoсть ч аЛрaркo нпд^^т еннгlTaкимч0сезoм , атом оятит как частица, как твердое тело, на которое действгетс ила тяжести.

Видимое излучение

Х= 400-800 нм

Ультрафиолетовое излучение

X = 275 нм

Рентековское излучение

'),= 0,02 нм

Фотон Световой пучок

Т= 1 мкК 0,17 м/с

Ь

Ультрахолодный атом ( Рубидий )

Из

- 275 нм

Атом при комнатной температуре ( Рубидий )

Т= 300 К V = 300 м/с И

X

= 0,02 нм КЬ .

к,"1 г

Рис. 4. Волновыесвойства атолла |тудибия,охлаждянного до 1 мкК

Иcпетйгyя-oлнoвыeевоИcтва еыкясaxoлчдндх атомов^ морки пoчрулнпь атомнг! й интерферометр для данных атомных пучков по ан ало гии со световыми жрчомр.

В данном атомном интерферометре роль полупрозрачных и непрозрачных оеркалифают лажерные лдчиснужнкй уаивойволны.

Фаза таких пучков в области интерференции очень чувствительна к внешним воздерствоям [7, с. 11]:

Ф = ¿¡я^л •/Г + (¿Со <Г) •Г2 - [/С т (¿С о (С)] •Г3 (5),

где 4- вoлвoвoP ыектор, к = УД

/Г- вектор площади, заметаемор пучками,

ж - угловая скорость поворота интерферометра,

(Г - литерное ускорение интерферометра,

д - усдoрйвие свободного падения в месторасположении ивтерЧерoмет-

ра.

CoHnuting Lens

Test Arm

Interfetogram

I«рк

и.

|л 4 Imaging

Reference Aim

Инт ерфероме^ Маха- Цандера световых пучках

I.I.I

Ф ' Фг

"••к

Аф = keff-g-T Аф

8 = .

Фг Фз л/2 я я/2

Интерферометр на ультрахолодных атомных пучках

keff-Г

Рис. 5. Интерферометр Маха-Цандера на световых лучах иатомныйиитерферометр на ультрахолодных атомныхпучках

Эту чувствительность фазы к внешним факторам можно использовать для измерения:

- угловых скоростей,

- линейных ускорений,

- ускорения силы тяжести.

В квантовых гравиметрах используется чрезвычай ная чувствител ьность фазы пучков от ускорения свободного падения.

Ф = к-д-Т2 (6)

Благодаря этому моменту относительная точность измерений ускорения свободного падения может быть до ШМО-12.

Данный пример использования атомной интерферометрии в измерении гравитационного поля может наглядно продемонстрировать:

1. Понятие корпускулярно-волнового дуализма;

2. Присутствие квантовых эффектов в нашей «земной» жизни.

Таким образом, в данной работе представлен иллюстративный материал к дисциплине «Физика» для вузов технических специальностей, а именно - к разделам «Элементы теории относительности» и «Квантовая физика», используя достижения в гравиметрии (измерении параметров гравитационного поля Земли). Приведены примеры использования:

1. Эффекта ОТО (замедления времени в гравитационном поле) для измерения гравитационного потенциала Земли и через него - высоту над средним уровнем моря.

2. Эффектов квантовой физики (корпускулярно-волновые свойства ультрахолодных атомов рубидия в атомных пучках) для измерения ускорения свободного падения.

Данные примеры могут наглядно продемонстрировать:

1. Понятия «эквипотенциальная поверхность» и «средний уровень моря»;

2. Понятия гравитационного и электрических потенциалов, напряженности электрического поля и ускорения свободного падения;

3. Присутствие эффектов общей теории относительности в нашей «земной» жизни.

4. Понятие корпускулярно-волнового дуализма;

5. Присутствие квантовых эффектов в нашей «земной» жизни.

Демонстрация данных случаев применения физических явлений на практических примерах (кейсах), которые реализуются в деятельности, связанных с будущей профессией студентов или с другими специальностями, может повысить их мотивацию к изучению дисциплины «Физика».

Библиографический список

1. Фатеев В.Ф. Релятивисткая теория и применение квантового нивилира и сети «Квантовый футшток». Альманах современной метрологии. 2020; № 3 (23): 11-52.

2. Фатеев В.Ф., Рыбаков Е.А. Экспериментальная проверка квантового нивилира на мобильных квантовых часах. Доклады Российской академии наук, Технические науки. 2021; Т. 496: 41-44.

3. Сарайский Ю.Н. Геоинформационные основы навигации: учебное пособие. СПбГУГА СПб. 2010.

4. Трофимова Т.И. Курс физики: учебное пособие для вузов. Москва: Академия. 2004.

5. Балыкин В.И. Атомная оптика и ее применение. Вестник Российской академии наук. 2011; Т. 4: 291-315.

6. Алейников М.С., Барышев В.Н., Блинов И.Ю., Купалов Д.С., Осипенко Г.В. Перспективы разработки чувствительного атомного интерферометра на холодных атомах рубидия. Измерительная техника. 2020; № 7: 9-12.

7. Прудников О.Н., Бражников Д.В., Афанасьев А.Е., Багаев С.Н. и др. Современное состояние и научно-практические проблемы создания атомных интерферометров как прецизионных датчиков угловых скоростей и ускорений. Физика ультрахолодных атомов: Х Всероссийская конференция. 2017: 31.

References

1. Fateev V.F. Relyativistkaya teoriya i primenenie kvantovogo nivilira i seti «Kvantovyj futshtok». Al'manah sovremennoj metrologii. 2020; № 3 (23): 11-52.

2. Fateev V.F., Rybakov E.A. 'Eksperimental'naya proverka kvantovogo nivilira na mobil'nyh kvantovyh chasah. Doklady Rossijskoj akademii nauk, Tehnicheskie nauki. 2021; T. 496: 41-44.

3. Sarajskij Yu.N. Geoinformacionnye osnovynavigacii: uchebnoe posobie. SPbGUGA SPb. 2010.

4. Trofimova T.I. Kurs fiziki: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademiya. 2004.

5. Balykin V.I. Atomnaya optika i ee primenenie. Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2011; T. 4: 291-315.

6. Alejnikov M.S., Baryshev V.N., Blinov I.Yu., Kupalov D.S., Osipenko G.V. Perspektivy razrabotki chuvstvitel'nogo atomnogo interferometra na holodnyh atomah rubidiya. Izmeritel'naya tehnika. 2020; № 7: 9-12.

7. Prudnikov O.N., Brazhnikov D.V., Afanas'ev A.E., Bagaev S.N. i dr. Sovremennoe sostoyanie i nauchno-prakticheskie problemy sozdaniya atomnyh interferometrov kak precizionnyh datchikov uglovyh skorostej i uskorenij. Fizika ul'traholodnyh atomov: H Vserossijskaya konferenciya. 2017: 31.

Статья поступила в редакцию 21.05.23

УДК 372.881.111.1

Artyna M.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Srednekolymsk Secondary School n.a. N.I. Sharin (Srednekolymsk, Russia),

E-mail: mirartyna@yandex.ru

THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN ENGLISH LESSONS IN A SECONDARY GENERAL SCHOOL. The article deals with a problem of using interactive methods in teaching English in a secondary general school. The author focuses the main attention on solving a problem of effectiveness of teaching reading to students of elementary school. To solve this problem, the researcher proposes to turn to some game interactive teaching methods based on the practical experience of teaching by a teacher in a secondary general school. The results of the introduction of interactive forms in the educational process showed that interactive methods help to increase the level of motivation among schoolchildren, activate their cognitive and creative activities against the background of achieving a favorable psychological climate in the team through dialogue/polylogue communication. The author comes to the conclusion that it is interactive methods that allow the teacher to diversify learning activities, as well as rethink the role of the teacher as a moderator, whose main task is to manage the learning process skillfully with an emphasis on the dominance of the activity of the schoolchildren themselves in the learning process.

Key words: motivation, innovative technologies, interactive methods, learning process, moderator, creativity, reading, psychological comfort

М.К. Артына, канд. филол. наук, доц., СОШ г. Среднеколымска имени Н.И. Шарина, г. Среднеколымск, E-mail: mirartyna@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.