Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценностные ориентации / психолингвистические методы / диагностирование сформированности ценностей у обучающихся / Год педагога и наставника–2023 / values / value orientations / psycholinguistic methods / diagnosing formation of values in students / Year of the Educator and Mentor – 2023

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.И. Хлопова

Рассматриваются новые методы исследования содержания и динамики ценностных систем, которые помогают диагностировать степень сформированности базовых ценностей у школьников. В основе исследования лежат идеи К.Д. Ушинского о формировании ценностей молодежи путем нравственного воспитания. Его идеи и по сей день являются актуальными и входят в основу современной педагогической науки и деятельности. Представлено, каким образом психолингвистические методы исследования ассоциативно-вербальных связей, в том числе свободный ассоциативный эксперимент, помогают быстро устанавливать содержание и динамику ценностных систем, и как диагностировать степень сформированности базовых ценностей у школьников. Доказано, что исследование ценностей психолингвистическими методами должно помочь учителям сформировать у обучающихся ценности и ценностные ориентации. Педагогическое воздействие в этой области должно быть настолько грамотным и правильно выстроенным, чтобы оно повлияло на мотивы поступков обучающихся и формированию определенного отношения к ситуациям. Психолингвистические методы определения содержания и динамики базовых ценностей, проведенные со школьниками, могут оказать значительную поддержку педагогам в формировании истинных базовых ценностей у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINSTREAMING THE CONCEPT OF SOCIETY’S VALUE SYSTEM IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

New methods of research on the content and dynamics of value systems, which help to diagnose the degree of formation of basic values in schoolchildren, are considered. The research is based on the ideas of K.D. Ushinsky on the formation of youth values through moral education. His ideas are still relevant today and form the basis of modern pedagogical science and activities. The paper shows how psycho-linguistic methods of researching associative-verbal relations, including free associative experiment, help quickly establish the content and dynamics of value systems and how to diagnose the degree of formation of basic values in schoolchildren. The study of values using psycholinguistic methods has been shown to help teachers develop students’ values and value orientations. Pedagogical influence in this area should be so competent and properly structured that it influences the motives of students’ actions, so that students develop a certain attitude towards behaviours and situations. Psycho-linguistic methods for determining the content and dynamics of basic values, carried out with students, can significantly support educators in shaping learners’ true basic values.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Современный компетентностный подход в обучении принимает во внимание как навыки, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью («жесткие навыки»), так и «гибкие» навыки, необходимые для профессионального роста и саморазвития.

2. Изучение иностранных языков в современном вузе не только позволяет выработать коммуникативные и языковые навыки, но и способствует формированию различных «гибких» навыков. Как показало проведенное авторами статьи исследование, коэффициенты развития «гибких» навыков, связанных с формированием личностных или волевых качеств (умение работать в команде, креативность, настойчивость, критическое мышление, любознательность, обучаемость, умение вести переговоры, гибкость и способность адаптироваться, внимательность), находятся примерно на одном уровне с незначительными отклонениями в большую или меньшую сторону В то время как межкультурная компетентность, то есть навык, непосредственно связанный с предметной областью «иностранный язык», лидирует с явным отрывом.

3. Объективно в цифровом выражении оценить прогресс в формировании данной группы «гибких» навыков в принципе невозможно, однако даже субъективной оценки со стороны обучающихся достаточно, чтобы оценить возможности и перспективы формирования этих навыков в процессе обучения иностранному языку в вузе.

Поиск путей оптимизации процесса обучения подтолкнул авторов данного исследования вплотную заняться вопросом взаимосвязи навыков в рамках преподаваемого предмета «Иностранный язык». При этом мы вполне отдавали себе отчет, что по объективным причинам идеального сочетания навыков добиться нельзя. Однако это не значит, что нужно совсем отказаться от работы в данном направлении, тем более что к настоящему моменту исследователями уже выделены основные «гибкие» навыки, или «компетенции XXI века», необходимые специалистам для саморазвития.

Библиографический список

1. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018; Т. 15, № 3: 350-363.

2. Костикова Л.П., Ельцов А.В., ЕльцоваЛ.Ф. и др. Актуальные вопросы профессиональной языковой подготовки студентов неязыкового вуза: коллективная монография. Москва. 2021.

3. Меньшенина С.Г., Позднякова Г.А. Формирование гибких навыков студентов бакалавриата в процессе обучения иностранному языку. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019; № (43): 106-151.

4. Попова Г.Ф. Обучение гибким навыкам на уроках иностранного языка в языковом вузе. ЯзыСафрк и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков Гака: сборник статей по итогам V Международной конференции. 2020: 294-298.

5. Самарская С.В. Развитие soft skills в процессе обучения иностранным языкам на основе игровых технологий. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; № 2-3 (116): 102-105.

6. Жбиковская О.А. Гибкие навыки при обучении иностранному языку для подготовки современных специалистов. Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: Лингвометодические проблемы и тенденции преподавания иностранных языков в неязыковом вузе: Материалы VII Международной научно-методической конференции. ОАБИИ. Омск, 2021: 243-248.

7. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 194-196.

8. Платонова РИ., Михина Г.Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов. АНИ: педагогика и психология. 2018; № 4 (25). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/aktualnost-soft-skills-v-professionalnom-plane-buduschih-spetsialistov

9. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018; № 4: 63-68.

References

1. Raickaya L.K., Tihonova E.V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2018; T. 15, № 3: 350-363.

2. Kostikova L.P., El'cov A.V., El'cova L.F. i dr. Aktual'nye voprosy professional'noj yazykovoj podgotovki studentov neyazykovogo vuza: kollektivnaya monografiya. Moskva. 2021.

3. Men'shenina S.G., Pozdnyakova G.A. Formirovanie gibkih navykov studentov bakalavriata v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2019; № (43): 106-151.

4. Popova G.F. Obuchenie gibkim navykam na urokah inostrannogo yazyka v yazykovom vuze. YazySafrkidejstvitel'nost'. Nauchnye chteniya na kafedre romanskih yazykov Gaka: sbornik statej po itogam V Mezhdunarodnoj konferencii. 2020: 294-298.

5. Samarskaya S.V. Razvitie soft skills v processe obucheniya inostrannym yazykam na osnove igrovyh tehnologij. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2022; № 2-3 (116): 102-105.

6. Zhbikovskaya O.A. Gibkie navyki pri obuchenii inostrannomu yazyku dlya podgotovki sovremennyh specialistov. Problemy modernizacii sovremennogo vysshego obrazovaniya: lingvisticheskie aspekty: Lingvometodicheskie problemy i tendencii prepodavaniya inostrannyh yazykov v neyazykovom vuze: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. OABII. Omsk, 2021: 243-248.

7. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya E.Yu., Yaroslavceva A.V. Soft skills («myagkie navyki») v podgotovke sovremennyh specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 194-196.

8. Platonova R.I., Mihina G.B. Aktual'nost' soft skills v professional'nom plane buduschih specialistov. ANI:pedagogika ipsihologiya. 2018; № 4 (25). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/aktualnost-soft-skills-v-professionalnom-plane-buduschih-spetsialistov

9. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tihonova S.S. Soft skills (myagkie kompetencii) bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2018; № 4: 63-68.

Статья поступила в редакцию 27.06.23

УДК 373.1

Khlopova A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State Linguistic University (Moscow, Russia), E-mail: chiopova_anna@mail.ru

MAINSTREAMING THE CONCEPT OF SOCIETY'S VALUE SYSTEM IN EDUCATIONAL ACTIVITIES. New methods of research on the content and dynamics of value systems, which help to diagnose the degree of formation of basic values in schoolchildren, are considered. The research is based on the ideas of K.D. Ushinsky on the formation of youth values through moral education. His ideas are still relevant today and form the basis of modern pedagogical science and activities. The paper shows how psycholinguistic methods of researching associative-verbal relations, including free associative experiment, help quickly establish

the content and dynamics of value systems and how to diagnose the degree of formation of basic values in schoolchildren. The study of values using psycholinguistic methods has been shown to help teachers develop students' values and value orientations. Pedagogical influence in this area should be so competent and properly structured that it influences the motives of students' actions, so that students develop a certain attitude towards behaviours and situations. Psycholinguistic methods for determining the content and dynamics of basic values, carried out with students, can significantly support educators in shaping learners' true basic values.

Key words: values, value orientations, psycholinguistic methods, diagnosing formation of values in students, Year of the Educator and Mentor - 2023

А.И. Хлопова, канд. филол. наук, доц., вед. науч. сотр. лаборатории психолингвистики ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический

университет», г. Москва, E-mail: chlopova_anna@mail.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются новые методы исследования содержания и динамики ценностных систем, которые помогают диагностировать степень сформированное™ базовых ценностей у школьников. В основе исследования лежат идеи К.Д. Ушинского о формировании ценностей молодежи путем нравственного воспитания. Его идеи и по сей день являются актуальными и входят в основу современной педагогической науки и деятельности. Представлено, каким образом психолингвистические методы исследования ассоциативно-вербальных связей, в том числе свободный ассоциативный эксперимент, помогают быстро устанавливать содержание и динамику ценностных систем, и как диагностировать степень сформированности базовых ценностей у школьников. Доказано, что исследование ценностей психолингвистическими методами должно помочь учителям сформировать у обучающихся ценности и ценностные ориентации. Педагогическое воздействие в этой области должно быть настолько грамотным и правильно выстроенным, чтобы оно повлияло на мотивы поступков обучающихся и формированию определенного отношения к ситуациям. Психолингвистические методы определения содержания и динамики базовых ценностей, проведенные со школьниками, могут оказать значительную поддержку педагогам в формировании истинных базовых ценностей у обучающихся.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, психолингвистические методы, диагностирование сформированности ценностей у обучающихся, Год педагога и наставника-2023

Современные межкультурные связи нашей страны с другими государствами, особенно европейскими, по ряду причин осложнены. В этой ситуации деструкции экономических, политических и, как следствие, этнокультурных связей необходимо четко осознавать ту систему базовых ценностей, которая отличает одну лингвокультуру от другой, и учитывать это в процессе преподавания иностранных языков и изучения межкультурной коммуникации. Именно этим обосновывается актуальность настоящего исследования [1-5].

Цель исследования - обоснование новых методов исследования содержания и динамики ценностных систем, которые помогают диагностировать степень сформированности базовых ценностей у школьников. Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи: рассмотреть ассоциативный эксперимент как один из методов исследования содержания ценностей, изучить содержание двух наиболее значимых ценностей в российском обществе. Научная новизна настоящего исследования заключается в возможности применения психолингвистических методов для диагностирования содержания ценностей школьников. С нового учебного года учебная неделя во всех российских школах начинается с «Разговоров о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. «Разговоры о важном» - это обсуждение тех социально актуальных вопросов, которые необходимо понимать школьнику как формирующемуся гражданину, ответственному не только за свою жизнь, но и за судьбу Родины. И в этом процессе воспитания трудно переоценить роль учителя, который призван помочь школьникам в понимании и присвоении системы ценности общества, моделей одобряемого социумом поведения и наиболее эффективных способов интериоризации знания. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные методы можно применять в школьной практике. Очень важно создать у ученика базу из ключевых ценностей, в том числе патриотизм, любовь к семье, гордость за свою страну. Особенно важно это именно сейчас, когда против России развернута далеко не безобидная информационная война и систематическая работа по дискредитации нашей культуры и истории.

В рамках проекта «Год педагога и наставника-2023» преподаватели ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» проводили ряд мероприятий с учителями школ по выявлению иерархии российских ценностей, ядра ценностной системы и способов пропаганды традиционных российских ценностей. Отметим, что современная педагогическая наука основана на идеях и трудах великих отечественных педагогов. Значительный вклад в развитие педагогической науки, в том числе в вопросах формирования ценностей школьников путем его нравственного воспитания, внес К.Д. Ушинский. Его идеи и по сей день являются актуальными и входят в основу современной педагогической науки и деятельности. Он подчеркивал, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще» [1]. Однако, чтобы прививать школьникам ценности, в современных условиях учителям необходимы новые методы установления содержания и динамики ценностей. Члены лаборатории психолингвистики продемонстрировали учителям, каким образом психолингвистические методы исследования ассоциативно-вербальных связей, в том числе свободный ассоциативный эксперимент, помогают быстро и обоснованно устанавливать содержание и динамику ценностных систем и как диагностировать степень сформированности базовых ценностей у школьников. Такая работа была осуществлена на лекционных занятиях, мастер-классах, на которых учителя учились устанавливать содержание базовых ценностей, а также в течение специфических «ландшафтных мастер-классов», когда в ходе экскурсии по улицам Москвы учителям сообщались исторические, культурные,

архитектурные сведения, отражающие базовые ценности нашей лингвокульту-ры. Такой путь постижения и воспитания ядра культуры у индивида и социума представляется оптимальным, потому что сама ценностная система формируется стихийно в деятельности общества, а воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, по К.Д. Ушинскому, представляет собой эффективную воспитательную силу, которую не может создать ни абстрактная идея, ни самые прекрасные понятия, заимствованные у другого народа. Если строить процесс воспитания на системе базовых ценностей, то, согласно великому педагогу, это позволяет развивать «ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду» [1]. ОднакоО отметим, что, с одной стороны, ценности должны оставаться устойчивыми и стабильными, потому что они являются основой общества. С другой, ввиду различных экстралингвистических условий даже значимые ценности поддаются изменениям. Традиционное восприятие семьи под напором так называемых «глобалистских ценностей» значительно видоизменяется, что может влиять на систему базовых ценностей в целом.

Для установления содержания ценностей школьников мы обратились к свободному ассоциативному эксперименту, который является эффективным методом изучения значения слов, репрезентирующих базовые ценности, и позволяет установить субъективные семантические поля слов и смоделировать общее ассоциативно-вербальное поле, соотносимое с содержанием определенной ценности и даже указывающее на его динамику. Учителям предлагалось провести свободный ассоциативный эксперимент в своем классе или параллели и впоследствии проанализировать полученные данные вместе с сотрудниками лаборатории психолингвистики МГЛУ. В эксперименте приняли участие 460 московских школьников в возрасте от 11 до 17 лет. Согласно условиям эксперимента, респонденты должны были реагировать на приведенные слова-стимулы первым пришедшим на ум словом. В качестве слов-стимулов были даны 10 лексем, обозначающих одноименные ценности, и 5 слов-дистракторов. Представим анализ одной из важнейших ценностей, входящих не только в ядро современной российской культуры - базовой ценности семья. Для подробного описания результатов эксперимента и установления содержания базовой ценности семья в российском обществе реакции предлагалось распределить на понятийные, реакции-представления, эмоционально-оценочные реакции, культурные реакции и формальные.

Прагматически важно для формирования ценностей у школьников отобрать формальные реакции и эмоциональные.

Формальные реакции указывают на то, что ценность не присвоена. Это только повтор устойчивых сочетаний, которые когда-то были услышаны. Эмоциональные реакции также важны, так как, будучи значимыми, ценности должны иметь только положительную окраску. И если появляются негативные реакции, это не всегда может приводить к положительным социальным последствиям. Поэтому для формирования у российских школьников правильных базовых ценностей учителям нужно, прежде всего, обращать внимание именно на такие реакции.

Понятийные реакции: мама (42), дети (38), родители (28), родные (14), отец (5), папа (4), близкие (3), мать (3), муж (3), родня (2), брат (2), ребенок (2), моя девушка, парень, родственник, члены семьи - 150 реакций.

Понятийный реакции (33% от общего количества реакций) представляет собой номинации членов семьи. При этом наиболее значимой реакцией является реакция мама. Мать традиционно воспринимается как центр семьи, как хранительница семейного уюта и очага. Отметим, что реакции отец/папа пред-

ставлены значительно меньшим количеством реакций, что еще раз подчеркивает значимость именно матери. О тенденциях в изменении значения могут частично свидетельствовать реакции парень и моя девушка. Однако частотность таких реакций незначительна для того, чтобы говорить о кардинальных изменениях в институте семьи.

Реакции-представления

Отношения, связывающие членов семьи: любовь (83), счастье (19), тепло (19), забота (18), поддержка (16), уют (6), радость (3), доверие (3), дружба (3), понимание (3), ответственность (3)0, уважение (3)0, взаимопонимание (2), вместе (2), добро (2), любимые, любимые люди, любовь и дети, любовь родственников, самые близкие и родные, честность - 191 реакция.

Эмоциональная близость к семье: дом (64), моя (3), круг (2), очаг (2), Родина (2), родной дом - 74 реакции.

Семья как защита: защита (3), опора (3), крепость (3), помощь (2), безопасность (2) - 13 реакций.

Семья как ценность: жизнь (3), главное (3), ценность (3), центр - 10 реакций.

Наибольшее количество реакций-представлений объединены интегратив-ным признаком 'отношения, связывающие членов семьи'. Подчеркнем, что семья связана для респондентов с другими важными ценностями. В основе семьи лежит любовь, семья делает любого человека счастливым, она гарантирует ему тепло и заботу со стороны близких, домашний уют, дружеские доверительные отношения взаимопонимания и взаимной поддержки. Важно отметить, что семья связана у опрошенных респондентов с Родиной, родным домом, в котором он вырос. Именно семья может гарантировать любому человеку необходимое чувство защищенности, понимание, что родные люди всегда придут на помощь. Семья воспринимается опрошенными респондентами в качестве важнейшей ценности, которая является основой человеческой жизни в целом.

Эмоционально-оценочные реакции

Положительные реакции: большая (3), крепкая (2), дружная (2), родная (2), хорошо (2), важное, любимая, любящая, счастливая - 15 реакций.

Отрицательные реакции: оковы (2), абьюз, груз, дурдом, свалить, условность - 7 реакций.

Несмотря на то, что положительных реакций в 2 раза больше, чем отрицательных, они появляются в ассоциативном поле ценности, которая априори должна быть только положительной. Семантический сдвиг в психологической структуре значения начинается с изменения эмоционально-оценочного компонента содержания. И это изменение имеют постепенный характер.

Анализ реакций, полученных на слово-стимул семья, репрезентирующий одноименную базовую ценность, свидетельствует о важности и глубоко личном восприятии этой ценности респондентами. Семья для носителей русской лингво-культуры - это отчий дом, родные люди, которым свойственен единый образ мыслей, единые идеалы. Вместе с тем содержание базовой ценности семья незначительно изменяется, о чем свидетельствуют отрицательные реакции, которые в принципе должны отсутствовать при восприятии ценности. Даже незначительная содержательная динамика базовой ценности семья не может положительно сказываться на обществе, ядро культуры которой должно быть стабильным, поэтому задача учителя - скорректировать отношение к семье в своем классе, дать правильные морально-этические установки. Ведь, формируя у школьника социально значимые ценности и ценностные ориентации, каждое общество формирует свое будущее [2, с. 36].

Мы также обратились к рассмотрению содержания базовой ценности Родина. Родина относится к общечеловеческим ценностям. Значимость её определяется связью с другими важными понятиями: семьей, родным языком, домом как местом рождения культурой, обычаями и реализацией связи с родными, чувства защищенности и т. д. [1, с. 32], и она является важнейшей культурной и ментальной константой, представленной в языке любой лингвокультуры [3]. Но, несмотря на то, что эта ценность считается базовой во многих лингвокультурах, а ее содержание остается более или менее стабильным, в новых экстралингвистических условиях, когда каждая культура испытывает давление глобалистских ценностей, иерархическая структура признаков, составляющих представление о родине, изменяется, акцентируются одни и уходят на периферию значения те, что были доминирующими. И процесс этот под давлением культуры осуществляется значительно быстрее, нежели предполагали психологи. Представляется важным показать не только этот постепенный процесс деструкции ценности, но и установить, является ли он характерным и для других лингвокультур. Мы осуществили сравнение динамики ценности Родина в русской и немецкой лингвокультурах.

Свободный ассоциативный эксперимент был проведен с носителями немецкой лингвокультуры в 2022 г в форме google-анкет. Возраст респондентов -11-17 лет (для верифицированного сравнения). На слово-стимул Heimat/Родина было дано 200 реакций. В полученных парах стимул - реакциях выделены следующие интегративные признаки [4]:

Представления:

Страна, город, место рождения: Deutschland/Германия (28), Haus/дом (15), Dorf/деревня (9), Land/страна (9), Berl/n/Берлин (9), Siadi/гарод (2), Bad Bederkesa/Бад Бедеркеза, Bad Zwischenahn/Бад Цвишенан, Bremen/Бремен, Bremervörde Бременфёрде, Goslar/Гослар, KOsovo/Косово, Vechta/Фехта, Weyhe/ Вейе - 95 реакций.

Родина как ценность: Zuhause/родной дом (42), zu Hause/дома 15, mein Haus / мой дом (2), Liebe/любовь (2), Harmon/'e/гармония, Heimweh / тоска по родине, Sehnsucht/тоска, He/matgefühl / чувство родины, Wärme/тепло, wo der Liebste ist / там, где любимый, Wohlfühlen / чувствовать себя хорошо, bekannt/ знакомый, fröhlich/радостно, leer/пустой, schön/красиво - 76 реакций.

Семья как часть Родины: Familie/семья (32), Freunde/друзья, Mama/мама, meine Familie /моя семья, Mutter/мать - 36 реакций.

Чувство защищенности: Geborgenhe/t/защищенность, Schutz/защита, S/cherhe/t/безопасность, Identität/идентичность, Kraft/сила - 5 реакций.

Реалии-знаки Родины: H/mmel/небо, Kuh/корова, D/afeki/диалект, Flagge/ флаг - 4 реакции.

Сущностные характеристики Родины: Menschen/люди - 1 реакция.

Не Родина: Ausland/заграница - 1 реакция.

Наиболее ярко в количественном плане представлен признак 'страна, город, место проживания', который включает в себя преимущественно номинации родных мест, стран, городов. Такие реакции насчитывают практически 50% от общего количества реакций.

18% от общего количества реакций указывают на однозначную связь ценностей Родина и семья, что также отмечалось при анализе содержания русской ценности семья. Социологи полагают, что Родина познается через семью, через любовь в семье. Ценность и значимость Родины для любого человека прививается родителями, а впоследствии - обществом. Здесь особенно важную роль играет школа и учителя, долг которых заключается также в том, чтобы привить школьникам истинные ценности, сформировать у них правильные модели поведения.

Родина, как и семья, гарантирует опрошенным респондентам чувство уверенности и защищенности от внешних факторов.

Реакции, объединенные интегративным компонентом 'Родина как ценность' свидетельствуют об эмоциональной связи респондентов с Родиной. Отметим, что полученные реакции преимущественно положительные и репрезентируют одноименные ценности, которые также будут указывать на значимость исследуемой ценности в немецком обществе.

На основе выделенного ядра ассоциативного поля Heimat/Родина отметим, что Родина для носителей немецкой лингвокультуры - это базовая ценность, связанная с родным домом, с семьей, которая гарантирует защищенность, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Обратимся к результатам свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с 200 респондентами - носителями русской лингвокультуры. Респонденты - школьники в возрасте от 11 до 17 лет. Полученные реакции распределены следующим образом.

Понятия: Отчизна (3), Отечество (2) - 5 реакций.

Представления:

Страна, город, место рождения: Россия (22), страна (18), земля (5), город (3), Киров (3), место (3), деревня (2), Алтай, Арбат, Армения, Дагестан, Казахстан, Москва, родной город, Русь, РФ, Смоленск - 66 реакций.

Родина как ценность: дом (11), моя (6), любовь (5), гордость (5), одна (4), рождение (3), малая (2), где родился (2), сердце (2), мама (2), привязанность (2), тепло (2), близкие, в головах, в сердце, где дом, детство, друзья, важность, свобода, душа, счастье, грусть - 57 реакций.

Патриотизм: патриотизм (10), патриот (6), верность, достояние жизни, жизнь - 19 реакций.

Реалии - знаки Родины: природа (3), поле (3), трава (2), флаг (2), береза (2), березка, георгиевская лента, гимн, двуглавый орел, Есенин, 9 мая - 16 реакций.

Защита Родины: защита (3), война (3), долг (2), автомат, армия, защищать, служба - 12 реакций.

Чувство защищенности: мир (3), сила (2), мощь, спокойствие - 7 реакций.

Семья как часть Родины: семья (6) - 6 реакций.

Негативное отношение к понятию: нет (2), вроде бы, гниет, дискомфорт, неудовлетворенность - 6 реакций.

Операциональные реакции, отражающие словесные клише: мать зовет (2), смородина (2) - 4 реакции.

Как и в случае с реакциями немецких респондентов, среди реакций русских респондентов наиболее ярко представлен признак 'страна, город, место проживания'. При этом частотной реакцией является реакция Россия (11% от общего количества).

Родина для носителей русской лингвокультуры неотделима от памяти о родительском доме, родной земле, на которой человек вырос. Родина понимается ими как родной дом, с которого она начинается. Родина познается через другие ценности, прежде всего, через семью и любовь в семье [1, с. 32]. Границы «малой родины» со временем расширяются и охватывают общую веру, культуру, язык, быт, природу и т. д.

Основываясь на реакциях респондентов, видится важным отметить инте-гративный признак, не выделенный на основе анализа немецких реакций: 'патриотизм' (11,5%). Он объединяет в себе такие чувства, как любовь к Родине, уважение, восхищение Родиной. Значимым и отличительным является признак 'защита Родины'. Реакции, объединенные в интегративные признаки 'патриотизм' и 'защи-

та Родины', с одной стороны, могут быть выделены ввиду экстралингвистических событий, с другой стороны, с целью выразить чувство гордости за свою страну

Сопоставляя полученные результаты, мы пришли к выводам о том, что ядерные интегративные признаки, выделенные на основе немецких и русских ассоциа-тов, частично совпадают Родина связана у немецких и русских респондентов преимущественно с конкретной территорией, на которой они проживают, или с местом их рождения. И немецкие, и русские респонденты связывают Родину с семьей, родным домом, родителями, друзьями. Родина и в русской, и в немецкой лингво-культурах является базовой ценностью, объединяющей в себе другие ценности. Отметим, что в русском ассоциативном поле Родина присутствуют, в отличие от немецкого ассоциативного поля, отрицательно окрашенные реакции. Несмотря на то, что количество таких реакций ограниченно, их наличие может свидетельствовать о начале семантического сдвига в психологической структуре значения.

Библиографический список

Важно отметить, что исследование ценностей психолингвистическими методами должно помочь учителям сформировать у обучающихся ценности и ценностные ориентации. Педагогическое воздействие в этой области должно быть настолько грамотным и правильно выстроенным, чтобы оно повлияло бы на мотивы поступков обучающихся, чтобы у них вырабатывалось определенное отношение к поведению и ситуациям. При этом важно сделать так, чтобы моральные нормы стали для обучающихся личностно значимыми, в этом случае обучающийся сам будет требовать от себя выполнения форм нравственного поведения. Л.С. Выготский устанавливает тождество между нравственным поведением и нравственным сознанием, которое непосредственно связанно с нервной системой [5], поэтому психолингвистические эксперименты, проведенные со школьниками, могут оказать значительную поддержку педагогам в формировании истинных базовых ценностей у обучающихся.

1. Гребенюк Т.Н. Образ родины: общечеловеческая ценность versus политическая ценность. Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. 2007; № 301.

2. Веденникова Л.А. Идеи К.Д. Ушинского о формировании ценностей и ценностных ориентаций ребенка путем нравственного воспитания. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010; № 4: 35-38.

3. Ушинский К.Д. Письмо о воспитании наследника русского престола: Историко-педагогический комментарий С.Ф. Егорова. Педагогика. Москва, 1999: 82-88.

4. Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики. Москва: Р Валент, 2021.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991.

References

1. Grebenyuk T.N. Obraz rodiny: obschechelovecheskaya cennost' versus politicheskaya cennost'. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya, sociologiya, politologiya. 2007; № 301.

2. Vedennikova L.A. Idei K.D. Ushinskogo o formirovanii cennostej i cennostnyh orientacij rebenka putem nravstvennogo vospitaniya. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2010; № 4: 35-38.

3. Ushinskij K.D. Pis'mo o vospitanii naslednika russkogo prestola: Istoriko-pedagogicheskij kommentarij S.F. Egorova. Pedagogika. Moskva, 1999: 82-88.

4. Pischal'nikova V.A. Istoriya i teoriya psiholingvistiki. Moskva: R. Valent, 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1991.

Статья поступила в редакцию 27.06.23

УДК 378.1

Tarhanova A.M., senior teacher, Department of Physics, Methods of Control and Diagnostics, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),

E-mail: tarhanovaam@tyuiu.ru

Grigorev D.N., 2 category specialist, Department of Physics, Methods of Control and Diagnostics, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),

E-mail: grigorevdn@tyuiu.ru

Pecherskikh M.Yu., student, Institute of Industrial Technologies and Engineering, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia),

E-mail: pecherskikh_m@mail.ru

ILLUSRTRATIVE MATERIALS FOR SUBJECT "PHYSICS" TO ITS CHARTERS "THE ELEMENTS OF RELATIVITY THEORY" AND "THE QUANTUM PHYSICS". In the article illustrative materials for subject "Physics" of technical high schools, or put it is more precisely, to its charters "The elements of relativity theory" and "The quantum physics" have been present. As these illustrating materials the advances in gravimetry (measurements of parameters of Earth gravity field) have used. The example of using of effect of time delay in gravitation field for measurement of Earth gravitation potential with next computation of height over mean sea level have presented in this article. Also in this article the example of using of corpuscular-wave properties of ultracold rubidium atoms in atom interferometry for measurement of acceleration of gravity have presented. These materials present of using of physical phenomenas for practical cases in activity that in future speciality of students or other specialities. Demonstration of these materials on some lectures or seminars on subjects "Physics" may increase student motivation to study of subject "Physics".

Key words: gravimetry, time delay, gravity potential of Earth, acceleration of gravity, ultracold atom beams, atom interferometry

А.М. Тарханова, ст. преп., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: tarhanovaam@tyuiu.ru

Д.Н. Григорьев, специалист 2 категории, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень,

E-mail: grigorevdn@tyuiu.ru

М.Ю. Печерских, студент, Институт промышленных технологий и инжиниринга, Тюменского индустриального университета, г. Тюмень,

E-mail: pecherskikh_m@mail.ru

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» К ЕЕ РАЗДЕЛАМ «ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ» И «КВАНТОВАЯ ФИЗИКА»

В данной работе представлен иллюстративный материал к разделам «Элементы теории относительности» и «Квантовая физика» для дисциплины «Физика» для технических вузов. В качестве данного иллюстративного материала используются достижения в гравиметрии (измерении параметров гравитационного поля Земли). Приведен пример использования эффекта замедления времени в гравитационном поле для измерения гравитационного потенциала Земли с последующим определением высоты над средним уровнем моря. Также приведен пример использования корпускулярно-волновых свойств ультрахолодных атомов рубидия в атомных интерферометрии для измерения ускорения свободного падения. Данный материал показывает применение физических явлений на практических примерах (кейсах), которые реализуются в деятельности, связанной с будущей профессией студентов или с другими специальностями. Применение этого материала на лекциях и практических занятиях по дисциплине «Физика» может повысить мотивацию у студентов к изучению дисциплины «Физика».

Ключевые слова: гравиметрия, замедление времени, гравитационный потенциал Земли, ускорение свободного падения, ультрахолодные пучки атомов, атомная интерферометрия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.