Научная статья на тему 'ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 550200 ФИЗИКО- МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 550200 ФИЗИКО- МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЬЮТЕР / ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагаев У.Б., Садыков З.М., Юсупова Ф., Аскербекова А., Нышанова Г.

Работа посвящена вопросу формирования ИКТ компетентности учителя. Рассмотрены определения компьютерной, информационной, коммуникационной компетенций. В статье уточняются определения понятий «ИКТ компетентность», «ИКТ компетенция», предметно-ориентированная ИКТ компетентность учителя. Исследуются структура ИКТ компетентности, пути формирования ИКТ компетенции учителя посредством формирования компетенций выпускника образовательной программы по подготовке магистра, обучающегося по направлению 550200: Физико-математическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тагаев У.Б., Садыков З.М., Юсупова Ф., Аскербекова А., Нышанова Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICT COMPETENCE OF THE GRADUATE OF THE MASTER’S EDUCATIONAL PROGRAM IN THE DIRECTION 550200 PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION

The work is devoted to the formation of teacher's ICT competence. The definitions of computer, information, communication competencies are considered. The article clarifies the definitions of the concepts "ICT competence", "ICT competence", subject-oriented ICT competence of a teacher. The structure of ICT competence, ways of forming the teacher's ICT competence through the formation of competencies of a graduate of the educational program for the preparation of a master student in the direction 550200: Physics and Mathematics are studied.

Текст научной работы на тему «ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 550200 ФИЗИКО- МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 550200 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

У.Б. Тагаев, старший преподаватель З.М. Садыков, старший преподаватель Ф. Юсупова, магистрант А. Аскербекова, магистрант Г. Нышанова, магистрант Атабек кызы Айсулуу, магистрант Эмирбек кызы Элвира, магистрант Ж. Казыбекова, магистрант

Научный руководитель: А.О. Келдибекова, д-р пед. наук, профессор Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-135-140

Аннотация. Работа посвящена вопросу формирования ИКТ компетентности учителя. Рассмотрены определения компьютерной, информационной, коммуникационной компетенций. В статье уточняются определения понятий «ИКТ компетентность», «ИКТ компетенция», предметно-ориентированная ИКТ компетентность учителя. Исследуются структура ИКТ компетентности, пути формирования ИКТ компетенции учителя посредством формирования компетенций выпускника образовательной программы по подготовке магистра, обучающегося по направлению 550200: Физико-математическое образование.

Ключевые слова: компетенция, информация, образование, учитель, технология, компьютер, физико-математическое образование.

Широкое использование ИКТ являются условием выполнения государственного заказа развития образования. Сегодня ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни [1], что невозможно без непрерывного профессионального развития учителей [2]. Информационно-образовательная среда является сферой и средством развития профессиональной компетентности, непрерывное изменение требует опережающего развития ИКТ-компетентности учителя-предметника.

Методы исследования. В связи с повышением значимости ИКТ в системе образования, мы уделили внимание научно-педагогической литературе и нормативно-управленческим документам, содержащих понятие ИКТ-компетентности. Было замечено, что исследователи отмечают необходимость формирования ИКТ-компетен-тности учителей. Под ИКТ компетенцией

А.А. Елизаров понимает совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта, является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций [3].

Профессором Е.К. Хеннером информационная компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям (ИТ), а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью ИТ. В соответствии с этим, информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться, уметь применять в учебной деятельности [4].

Е.Ю. Кулик обосновывает систему формирования готовности учителя к конструированию информационной образовательной среды предметного содержания, включающую в себя целевой, содержа-

тельно-технологический и результативный компоненты. На наш взгляд, такая готовность учителя и есть его профессиональная ИКТ-компетентность [5].

Чеченина С.И. предлагает структуру системы информационной подготовки учителей средних общеобразовательных школ в условиях региональной системы повышения квалификации, обеспечивающую непрерывную информационную подготовку учителей и выбор учителем индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации в области информационных и коммуникационных технологий [6].

Различные направления применения информационно-компьютерных технологий в процессе подготовки школьников к олимпиадам были исследованы в [7], в управлении образовательной деятельностью школьников в [8], в формировании позитивного опыта участия школьников в интеллектуальных соревнованиях [9] и др.

Обсуждение результатов исследования

Термин «Компетенция» в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Хуторской А.В. разделяет «синонимически используемые часто понятия компетенция и компетентность. Компетенция - это личностная способность специалиста решать определённый класс профессиональных задач, а также формально описанные требования к личностным, профессиональным и другим качествам.

Компетентность - наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области, поэтому его мнение авторитетно» [10].

Под ИКТ-компетентностью учителя Е.А. Завьялова подразумевает личное качество, проявляющееся в его готовности

и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности [11].

Процесс формирования ИКТ компетентности носит развивающий характер. Структура ИКТ-компетентность учителя включает в себя: компьютерную, информационную и коммуникационную компетентности.

Под компьютерной компетентностью понимаем владение технологиями работы с техническими устройствами в операционной системе, навыки обработки текстовых документов, графических объектов, табличных данных, программных средств для поиска и переработки полученной информации.

Информационная компетенция включает умения:

- определять достоверные источники информации, стратегию поиска;

- анализировать полученную информацию, используя схемы, таблицы для закрепления результатов;

- оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, достаточности, точности для решения проблемы (задачи);

- понимать необходимость дополнительной информации, получать ее;

- использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;

- создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов: схемы, таблицы, графики, диаграммы, кластеры, синквейны, др;

- создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для разнонаправленной деятельности;

- создавать свои источники информации, работать индивидуально, в группе.

Коммуникационная компетенция означает владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному

менталитету и выражающихся в рамках данной профессии; это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Также педагог должен обладать предметно-ориентированной ИКТ

компетентностью, то есть уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответ-

ствии с требованиями к содержанию того или иного материала, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.

В 2021-2022 учебном году среди 150 учителей города Ош проведен опрос об использовании ИКТ в профессиональной деятельности учителя. По результатам опроса выяснилось, что 64% учителей применяют ИКТ редко, 28% применяют ИКТ часто и 8% не применяют ИКТ (рис. 1).

Рисунок 1. Использование ИКТ учителями-предметниками г. Ош

Среди факторов необходимости овладения ИКТ компетентностью, учителя перечислили следующие (рис. 2).

Рис. 2. Факторы необходимости введения ИКТ компетентности учителя

В перечень компетенций, которыми должен овладеть выпускник образовательной программы (ОП) подготовки бакалавра, обучающегося по направлению 550200: Физико-математическое образование

матики и информационных технологий Ошского государственного университета, включены: "универсальные: общенаучные (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7); инструментальные (ИК-1, ИК-2, ИК-3,

(ФМО), действующей на факультете мате- ИК-4, ИК-5); социально-личностные и об-

щекультурные (СЛК-1, СЛК-2, СЛК-3, СЛК-4, СЛК-5); профессиональные (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9) компетенции" [12].

Образовательной программой подготовки магистра, обучающегося по направлению Физико-математическое образование, действующей на факультете МИТ

ОшГУ, предусмотрено формирование компетенций, направленных на развитие ИКТ-компетентности специалистов, будущих учителей математики, физики, информатики. Соответственно требованиям, предъявляемым к результатам освоения программы, выпускник должен обладать компетенциями (табл.).

Таблица. Формируемые компетенции магистра ОП ФМО

Компетенции Шифр Содержание компетенции

Общенаучные ОК-2 ОК-6 - способен планировать и реализовать образовательный процесс в соответствии с потребностями, достижениями учащихся по современным, научно-обоснованным технологиям обучения (под руководством); - готов к постоянному развитию и образованию

инструментальные ИК-1 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером

профессиональные ПК-2 ПК- 8 ПК-12 - владеет способами решения методических проблем (модели, методы, технологии и приемы обучения) и способен применять технологии оценивания качества обучения; - способен осуществлять педагогическую деятельность, используя интерактивные формы и методы обучения; - умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии

Дополнительные ДК-6 умение реализовать компетентностный подход в обучении математике

Учитывая рекомендации, разработанные ЮНЕСКО [13], система повышения квалификации в условиях модернизации современного образования должна привести к существенным изменениям. Одно из них связано с аспектами профессиональной компетентности учителя [14], другое направление изменений должно быть связано с проблемой профессиональной готовности учителей к решению задач в области информатизации образования [4]. Были рассмотрены три наиболее крупных подхода к информатизации общества, а именно: применение ИКТ; освоение знаний; производство знаний, на основе которых, коллективом международных экспертов была разработана система ИКТ-компетентности учителей, представленная в виде матрицы. Среди шести аспектов деятельности учителей, наряду с организацией, управлением образовательным процессом, профессиональным развитием, авторы выделяют понимание роли ИКТ в образовании, применение технических и программных средств ИКТ [13].

На основании вышесказанного отметим, что для повышения собственного уровня ИКТ-компетентности, учителю нужно:

- заниматься самообразованием и саморазвитием;

- повышать квалификацию очно и дистанционно;

- участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике; в профессиональных конкурсах, форумах и педсоветах в формате онлайн;

- использовать на уроках, факультативах, в проектной деятельности широкий спектр цифровых ресурсов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, подготовки презентаций, табличных процессоров;

- обеспечить учащимся использование Интернет ресурсов;

- формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

- создавать собственные проекты по использованию ИКТ.

Заключение. Для обучения, воспитания и развития поколения, растущего в условиях информационно насыщенной среды необходимы изменения в системе образования, ее информатизация. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим

качествам учителя. Задача формирования наложили отпечаток на развитие личности и развития ИКТ-компетентности учителей ребенка. Поэтому очень важно организо-стоит на всех уровнях государственной вать процесс обучения так, чтобы ребенок системы педагогического образования. активно, с интересом и увлечением рабо-

Учреждения дополнительного образо- тал, видел плоды своего труда и мог их вания - часть общества, и в них отражают- оценить. Помочь педагогу в решении этой ся те же проблемы, что и во всей стране. задачи может сочетание традиционных Внедрение новых информационных тех- методов и современных информационных нологий в Кыргызстане в последние годы технологий, в том числе и компьютерных.

Библиографический список

1. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

2. Горюнова, М.А. Распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2006. - 22 с.

3. Елизаров, А. А. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя // Тезисы доклада на конференции RELARN-2004 июнь 2004 г. Ассоциация RELARN. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html

4. Хеннер, Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения / Е.К. Хеннер, А.П. Шестаков // Информатика и образование. - 2004. - №12. - С. 5-9.

5. Кулик, Е.Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения. - Саратов, 2004. - 24 с.

6. Чеченина, С.И. Совершенствование информационной подготовки учителей средних общеобразовательных школ в условиях региональной системы повышения квалификации: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Нижний Новгород, 2005. - 27 с.

7. Келдибекова, А.О. Использование интерактивной доски в процессе подготовки школьников к математическим олимпиадам / А.О. Келдибекова, Т.А. Золотарева // Вопросы педагогики. - 2018. - № 4-1. - С. 102-107.

8. Келдибекова, А.О. Основные направления применения информационно-компьютерных технологий в управлении образовательной деятельностью школьников / А.О. Келдибекова, Т.А. Золотарева // Вопросы педагогики. - 2018. - № 4-1. - С. 98-102.

9. Келдибекова, А.О. Влияние интернет ресурсов на формирование позитивного опыта участия школьников в интеллектуальных соревнованиях / А.О. Келдибекова, И.У. Закиров, Ж.А. Жакыпова // Мир педагогики и психологии. - 2019. - №1 (30). - С. 6576.

10. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. 23.04.2002. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htlm

11. Завьялова, Е.А. ИКТ-компетентность как профессиональная характеристика современного педагога // Образовательная социальная сеть. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/05/27/ikt-kompetentnost-kak-

professionalnaya-harakteristika-sovremennogo

12. Келдибекова, А.О. Некоторые особенности государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Физико-математическое образование», профиль «Математика» (бакалавр) в Кыргызской Республике // В сборнике: Научно-методические подходы к формированию образовательных программ подготовки кадров в современных условиях. сборник статей III Региональной межвузовской научно-практической конференции. - 2016. - С. 58-61.

13. Юсупова Д.А. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО / Франция, Париж. 2011. 95 с. // Вестник КазГУКИ. - 2014. - №3.

14. Келдибекова, А. О. Содержание методической подготовки студентов, будущих учителей математики, к профориентационной работе со школьниками // Вестник Ошского государственного университета. - 2013. - №4. - С. 233-239.

ICT COMPETENCE OF THE GRADUATE OF THE MASTER'S EDUCATIONAL PROGRAM IN THE DIRECTION 550200 PHYSICAL AND MATHEMATICAL

EDUCATION

U.B. Tagaev, Senior Lecturer Z.M. Sadykov, Senior Lecturer

F. Yusupova, Graduate Student

A. Askerbekova, Graduate Student

G. Nyshanova, Graduate Student Atabek kyzy A., Graduate Student Emirbek kyzy E., Graduate Student Zh. Kazybekova, Graduate Student

Supervisor: A.O. Keldibekova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The work is devoted to the formation of teacher's ICT competence. The definitions of computer, information, communication competencies are considered. The article clarifies the definitions of the concepts "ICT competence", "ICT competence", subject-oriented ICT competence of a teacher. The structure of ICT competence, ways offorming the teacher's ICT competence through the formation of competencies of a graduate of the educational program for the preparation of a master student in the direction 550200: Physics and Mathematics are studied.

Keywords: competence, information, education, teacher, technology, computer, physical and mathematical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.