удк 7.046
Е. н. николаева
иконография Царственных страстотерпцев в творчестве современных иконописцев екатеринбурга
в статье рассматривается иконография царственных мучеников, разработанная екатеринбургскими мастерами. в научный оборот вводятся новые имена современных уральских иконописцев. обозначены некоторые тенденции и проблемы иконографии новоканонизированных святых.
Ключевые слова: царственные страстотерпцы; новопрославленные святые; иконография; православный храм; икона; росписи; Екатеринбург; т. водичева; о. Штукатурова; о. и л. вострецовы; н. Шушалыков; новотихвинский монастырь.
Elena Nikolaeva Iconography of Royal Passion-Bearers in the Works of Contemporary Icon Painters of Ekaterinburg
This article is dedicated to the iconography of the Royal Passion-Bearers created by icon painters of Ural. New names of Yekaterinburg masters of contemporary church painting are introduced for scientific use. Some of the trends and problems of the iconography of the newly canonized saints are marked.
Keywords: Royal Passion-Bearers; newly-glorified saints; iconography; Orthodox church; icon; wall painting; Ekaterinburg; Tatiana Vodicheva; Olga Shtukaturova; Oleg and Liubov Vostretsovs; Nikolai Shushalykov; Novo-Tikhvin Monastery.
Важной проблемой современной практики иконописания является создание образов новопрославленных святых. В последние десятилетия ХХ в. был канонизирован целый сонм российских святых. Значимым событием стала канонизация более 1000 ново-мучеников и исповедников Российских XX века, осуществленная Архиерейским Юбилейным Собором в 2000 г. Тогда было принято решение о причислении к лику святых императора Николая II, императрицы Александры и чад их: царевича Алексия, царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Все это явилось побудительным мотивом к созданию новых и развитию существующих иконографий.
В настоящее время исследования, посвященные иконографии новомучеников, немногочисленны. Сегодня формируется общее представление и понимание того, каким должен быть образ. Одними из первых среди искусствоведов к этой проблеме обратились О. В. Губарева [3], Н. С. Кутейникова, И. К. Языкова. Значимыми для указанной темы являются работы архимандрита Луки (Голов-кова) [6]. К настоящему моменту опубликовано большое количество современных памятников, введены в научный оборот имена столичных мастеров и мастерских (в исследованиях Н. С. Кутейни-ковой [5], И. К. Языковой [15] и др.). В последние десятилетия появляются публикации, касающиеся деятельности и региональных мастерских (книги и статьи Н. Н. Мухиной [8], Е. П. Минина [7], Б. Г. Щировой [14] и др.), а также мастерских на постсоветском пространстве (диссертация В. Ю. Фалеевой [12] и др.).
Работы екатеринбургских иконописцев, внесших значительный вклад в развитие иконографии российских новомучеников, представляют несомненный интерес. Данная тема занимает в их творчестве особое место, так как Уральская земля связана с гибелью царской семьи, великой княгини Елизаветы Федоровны, великих князей и преданных им людей.
Народное почитание царственных страстотерпцев началось в Екатеринбурге (тогда - Свердловске) еще до официального прославления в России. В начале 1990-х на месте, где стоял Ипатьев-
ский дом, был установлен первый памятный крест, прошли первые панихиды, читались акафисты. В 1993 г. на месте мученической кончины царской семьи состоялась первая Божественная литургия [4, с. 43]. Участниками тех событий являлись и некоторые современные иконописцы.
Сегодня ведущими в Екатеринбургской епархии (митрополии) являются две иконописные мастерские: Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря и Татьяны Федоровны Води-чевой. В числе отдельных мастеров необходимо назвать О. и Л. Вос-трецовых, Н. Шушалыкова, О. Штукатурову (1951-2010).
Мастерская Водичевой начала складываться еще в конце 1990-х гг., а к концу 2000-х ею уже был выполнен ряд крупных церковных проектов. Художники мастерской успешно работают в разных техниках и стилях, охватывая широкий круг традиций. В их творчестве можно увидеть и освоение наследия древнерусского искусства, и влияние местной невьянской традиции, и явный интерес к греческой иконописи. Произведения мастерской украшают храмы не только России, но и зарубежья (Афон, Рим, Ташкент и др.).
Одна из первых «царских» икон была написана Т. Водичевой в 1997 г. на металле для монастырских врат1 в Алапаевске (Свердловская область). Это произошло еще до канонизации царской семьи в России. Неудивительно, что тогда автор ориентировался на известные иконы Русской Зарубежной Церкви, где царская семья была причислена к лику святых раньше (в 1981 г.).
В 1999 г. Водичева создает первую в Екатеринбурге [1, с. 23] икону Святых Царственных мучеников для храма Преображения Господня на Уктусе. От прежней «алапаевской» композиции остается только основа - группа с цесаревичем Алексием в центре. На этот раз, в отличие от зарубежных композиций, автор располагает святых не в ряд, а в виде горки, таким образом, что фигуры святых образуют треугольник, над которым изображен крест с парящими ангелами, держащими в руках венцы. Тем самым автор символически подчеркивает смысловую ассоциативную связь Гол-гофского пути и царской Голгофы. Надпись на перекладине креста «святые царственные мученики, молите Бога о нас» показывает,
что прославление их как страстотерпцев в России еще не совершилось. Изображение колокольни екатеринбургской церкви Вознесения Господня точно определяет место произошедшего события. Этот храм находился напротив Ипатьевского особняка, где царская семья провела последние дни жизни и, несомненно, видела его. Колорит иконы строится на сложных цветовых соотношениях. Глубокие насыщенные оттенки синего «неба» и охры горок, темные одежды царя и цесаревича в окружении царицы и царевен в белых одеяниях, красный плащ цесаревича, выразительные складки одежд, все это вызывает определенное ощущение внутренней напряженности. Лики святых написаны условно, лишь в изображении царя намечены индивидуальные черты. По воспоминаниям Водичевой, в то время ее внимание привлекла известная фотография Николая Второго «в окне вагона императорского поезда», на нее автор во многом опиралась при создании образа.
Царь и цесаревич предстают на иконе в военных мундирах, царица и великие княжны в одеждах сестер милосердия - подобная интерпретация стала результатом внимательного изучения жизни и подвига царской семьи. Как отмечает иконописец, ей «особенно запомнилось, что из всей одежды царь предпочитал и любил мундир»2. Такая достоверность, своеобразная открытость художественного языка, узнаваемые символы и объекты, были близки и созвучны сознанию россиян 1990-х гг., когда многим еще только открывался подвиг новомучеников. Изображение царской семьи под сенью Креста явилось новым шагом в разработке, казалось, уже устоявшейся композиции.
После официальной канонизации царской семьи в россии началось повсеместное увековечивание памяти святых: строительство монастырей и храмов, создание икон и росписей. на Урале три места напрямую связаны с их именами: монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев (Ганина Яма), монастырь Новомучеников российских (Старая Шахта, Алапаевск) и храм во имя Всех святых в земле Российской просиявших (Храм на Крови).
Монастырский комплекс Ганина Яма (2000-2002), возведенный на месте уничтожения тел царственных мучеников, стал объектом особого почитания и паломничества. Первым здесь был заложен и освящен 27 декабря 2000 г. деревянный Царский храм - главный храм будущего монастыря. Образа для его иконостаса были заказаны мастерской Водичевой. Почти вся живопись выполнена на золоченых фонах, только для икон местного ряда (в т. ч. Царской семьи) и диаконских врат иконописцы вводят красный цвет. Обращение к красному цвету не случайно, так как он ассоциируется и с царским достоинством, и с темами мученичества и Воскресения. В образе Царской семьи (Т. Водичева) с особой чуткостью написаны белые одежды мучеников, «их цвет приближается к свету» [5, с. 130]. Здесь иконописец использует иную композиционную схему, располагая фигуры святых компактным «кругом» - этим объединяя и подчеркивая их единство. Новым является также и введение в композицию образа Покрова Богородицы в верхней части иконы. Лещадки ее нижней части автор интерпретирует одновременно и как землю, и как своеобразный пьедестал.
С 2000 по 2004 г. мастерская Водичевой выполнила целый комплекс работ для Алапаевского монастыря Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, среди которых живопись иконостаса3 и роспись купола храма во имя Новомучеников российских. В образе местного ряда «Царственные страстотерпцы» (Т. Водичева) продолжает развиваться мотив Вознесенской колокольни и креста, но меняется характер одеяний и фон иконы, который покрыт серебром в тон посеребренному иконостасу. Таким приемом автор решил подчеркнуть семантику цвета серебра как символа райского света и чистоты.
За прошедшие два десятилетия Татьяна Водичева создала более двадцати образов Царственных страстотерпцев, каждый раз находя новые художественные детали и нюансы в зависимости от назначения иконы или росписи. Постепенно сложилась устойчивая композиция, которая, как показывает опыт, подходит как для больших храмовых, так и для домашних икон: фигуры святых в рост на золотом фоне расположены или «горкой», или вписаны
в круг, с царевичем Алексием в центре. Над их головами изображен крест с ангелами. Исключение составляют отдельные иконостасные образы, где композицию диктует сама форма и решение иконостаса. Чаще всего святые представлены в царских одеждах (стилизованных одеяниях русских государей XVI в.), украшенных драгоценными камнями, при этом плащи царя и цесаревича выделены красным цветом. Голову царя покрывает убор в виде шапки Мономаха. На головах царевен - царские венцы или платки с диадемами. В лике царя наблюдаются индивидуальные черты, лики остальных - условны.
Отдельного рассмотрения требует тема введения (включения) образа царской семьи в многофигурные композиции. Так, в 2011-2012 гг. Т. Водичевой (с участием М. Водичевой и Е. Симоновой) была написана первая икона «Собор Екатеринбургских святых». На ней представлены 64 образа, расположенные в 8 ярусов. Каждый образ тщательно проработан, каждый святой индивидуализирован, со своим ликом и соответствующим облачением. Внизу в центре изображена царская семья, выделяющаяся светлыми одеждами и красными плащами царя, царицы и цесаревича. Многофигурную композицию объединяет золото фона и нимбов. В центре иконы изображен Храм на Крови (Екатеринбург), над ним - монастырь Ганина Яма, выше - Свято-Николаевский Верхо-турский монастырь. Этим автор подчеркивает связь, своеобразную многовековую преемственность между святыми. Главную святыню Верхотурья составляют мощи святого праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, здесь же покоятся мощи и других подвижников Уральской земли. Архитектурные виды не только свидетельствуют о месте подвига святых. Этот прием продолжает традиции русской иконописи XVП-XVШ вв., в частности местной невьянской школы.
Особый интерес вызывает одна из недавних работ мастерской Водичевой - икона «Собор святых государей российских» (с участием М. Водичевой и О. Водичевой) - заказ Свято-Пантелеимо-нова монастыря на Афоне [9]. Сюжет восходит к одной из самых известных икон Симона Ушакова «Насаждение древа государства
Российского»4, а толчком для разработки композиции явился современный афонский образ «Собор святых государей российских»5. На иконе Водичевой изображен остров, очертаниями напоминающий карту Российской империи, и ее важнейшие православные святыни. Среди них: Валаам, Соловки - всего 32 объекта с киевской Десятинной церковью в центре. Из нее словно прорастает древо, на побегах которого - поясные изображения святых русских государей. Неразрывная связь прошлого и настоящего прослеживается от фигур святых князя Владимира и княгини Ольги до венчающего крону древа изображения святых Царственных страстотерпцев. Особое место Царя Страстотерпца подчеркивается его центральным расположением.
Важно обратить внимание и на образы второго яруса, расположенные по сторонам от иконы Владимирской Божьей Матери. Это святые князья династии Романовых XX столетия. Среди них: великая княгиня Александра (преподобная Анастасия Киевская, 1900), великий князь Михаил Александрович6, великие князья Николай, дмитрий, Павел и Георгий (расстрелянные большевиками в 1919 г.), мученики Алапаевской шахты. Нельзя не отметить неизменно вдумчивый подход в прочтении исторического материала, его духовного осмысления, характерные для Водичевой и являющиеся важнейшим принципом работы ее мастерской.
На протяжении почти пятнадцати лет (с 2002 г.) творческая деятельность мастерской тесно связана с Храмом на Крови7 -местом мученической кончины царской семьи. Этот храм по своему устройству разделяется на верхний (в честь Всех святых в земле Российской просиявших) и нижний (в честь Царственных страстотерпцев). Создание художественного убранства храма осуществлялось «соборно». В нем участвовали как отдельные екатеринбургские (В. Ф. Бойцов, А. П. Евладов, О. А. Штукату-рова и др.) и московские художники (А. М. Соколов и др.), так и целые мастерские.
Большая часть работ в верхнем храме была выполнена по эскизам и под руководством екатеринбургской художницы О. Шту-катуровой. Она также принимала участие в разработке иконографии
и создании икон Царственных страстотерпцев. В местном ряду иконостаса верхнего храма расположен написанный ею образ Царской семьи, композиционно повторяющий уже известную схему иконы РПЦЗ, которая оказалась удобной для сложной формы, заданной иконостасом. В отличие от т. Водичевой, у которой одеяния персонажей обусловлены историческим моментом, здесь их трактовка носит эклектичный характер. Это выражено, например, в интерпретации одежд царя, где гиматий, пришедший из времен не столько византийских, сколько античных, соседствует с шапкой Мономаха. Индивидуальные особенности живописца и рисовальщика сказываются в плавных текучих линиях и контурах, в написании несколько удлиненных ликов, в роли жестов, которым автор уделяет особое внимание.
Как иконопись, так и росписи Штукатуровой оказали влияние на искусство ряда уральских иконописцев, в том числе НовоТихвинского женского монастыря, в котором действует иконописная мастерская, где учатся и работают сестры обители. Иконы, созданные ими, находятся в разных храмах России и зарубежья, нередко демонстрируются на выставках, для их стилистики характерно соединение традиций византийского и древнерусского искусства. Важным шагом в развитии мастерской стала работа под руководством Штукатуровой по созданию икон для иконостаса нижнего храма (Храм на Крови). В частности, сестрами были написаны отдельные поясные образы Царственных страстотерпцев для местного ряда. Их отличает многообразие звучной цветовой гаммы, яркая декоративность, сочетание золота фона с позолоченными декоративными элементами керамического иконостаса, тексты, включенные в орнаментальные рамки. Образы объемные, несколько скульптурные. Женские лики написаны более обобщенно, в решении образов царя и цесаревича явно ощутима практика академической живописи. Все эти приемы сохраняются и в последующих работах мастерской.
Интересной с точки зрения иконографии является известная икона ново-тихвинских мастеров «Царственные страстотерпцы». Ее выделяет хорошо скомпонованная круговая композиция, выве-
ренность соотношений объемов, крепкий рисунок. Золотой фон, на котором изображены святые, усиливает звучание разнообразных цветовых оттенков одеяний. Своеобразное свечение, достигаемое лессировками, способствует ощущению пространства, в котором «живут» образы. Удачно найденную композицию этой иконы позже практически без изменений авторы включили в образ «собор Екатеринбургских святых», так же, как и другие иконописцы в подобных иконах, меняя лишь трактовку одеяний. Благодаря изменению цвета одежд и сближению фигур, общее впечатление царских образов в соборной иконе меняется, начинает более активно звучать национальная тема.
Храм на Крови стал важнейшим объектом для многих иконописцев и как первый опыт работы в монументальной живописи. В начале 2000-х гг. мастерская Т. Водичевой расписывает нижний храм, где находится главная святыня - мемориальная «расстрельная комната» - место убиения царственных мучеников. Формирование пространства нижнего храма как воплощение идеи «симфонии священства и царства» и прославления подвига святых царственных страстотерпцев, проходило на протяжении нескольких лет. Так же, как и в иконописи, Водичева заявляет о себе как мастер, умеющий создавать новые композиции, не противоречащие канонам. Одной из самых сложных задач стала разработка иконографической программы росписи алтаря нижнего храма. основная идея росписи принадлежит Т. Водичевой, принявшей неординарное решение - включить в общую композицию, восходящую к иконографии «Служба Святых отцов», мотив шествия новомучеников Российских. В центре алтарной апсиды изображен Спаситель на престоле с двумя ангелами. Слева и справа к Нему направляются процессии святителей. Эта композиция находит продолжение на северной и южной стенах алтаря. На южной8 (мастерская Водичевой) мы видим шествие князей-страстотерпцев, начиная от святых князей Бориса и Глеба и заканчивая святыми образами Царской семьи и святых преподобномучениц Елисаветы с Варварой. Удачно найдена ритмическая и масштабная связь фигур с архитектурой. объединяют изображение теплые тона лазури неба, которые
находят поддержку в одеждах святых. Несмотря на то, что работа являлась первым опытом в монументальной живописи, Водичевой и ее мастерам удалось воплотить своеобразные ритм и интонации печальной мелодии, столь близкие особому состоянию русской души.
Позднее изображение семьи Царственных страстотерпцев в росписях мастерской Водичевой мы вновь встречаем на западной стене храма в честь Преображения Господня на Уктусе (Екатеринбург). На сложной поверхности (в т. ч. арочный проход в центре, винтовая лестница) размещаются композиции «собор новомуче-ников Екатеринбургских» и «собор новомучеников и исповедников Церкви русской»; в последний включена Царская семья. Здесь авторы находят принципиально новое композиционное и смысловое решение. Мотив шествия сменяется мотивом предстояния. Но и в одном (Храм на Крови), и в другом (Преображенский собор) случае Царская семья изображена не отдельной компактной группой (как на соборных иконах), а как составная часть единого целого - сонма новомучеников Российских.
Возвращаясь к Храму на Крови, важно отметить автора эскиза и росписей северной стены алтаря - Н. Н. Шушалыкова, изобразившего «священномучеников минувшего столетия». В дальнейшем этот опыт написания больших развернутых композиций художнику пригодился в создании художественного убранства духовно-просветительского центра «Патриаршее подворье», где он стал автором эскизов и руководителем большого объема работ [10]. Для Подворья Шушалыковым была разработана сложная иконографическая программа, включающая живописное оформление парадной лестницы, представляющее собой повествовательный цикл росписей (яичная темпера) религиозно-исторического характера. Росписи третьего этажа посвящены сюжетам из жизни (жития) Царской семьи: «Восхождение на Голгофу», «Помазание на царство» и «Поклонение народу на Красном крыльце» (2006-2007) [10, с. 18-24]. Хотя пространство лестницы не является сакральным, в поисках своего художественного языка автор обращается к традициям древнерусской иконописи. он совмещает в одном
пространстве разновременные события, выстраивает композицию на передней плоскости, соединяет экстерьерные изображения архитектуры со сценами в интерьере (показывает храм одновременно внутри и снаружи). Прототипом композиции «Помазание на царство» мастер выбирает икону «Положение ризы Богоматери». Решение композиции «Восшествие на Голгофу» - наиболее удачное и органично вписано в интерьер лестницы. Здесь автору удалось достичь гармоничного сочетания образного и композиционного решения. Менее удачен образ царской четы в сюжете «Поклонение», персонажи которого написаны более натуралистично, с явно выраженными портретными чертами. Смущает неоправданное использование в одном образе разных стилистических приемов. Вызывают вопросы и надписи «мученики» над образами, так как на момент написания святые уже были прославлены как страстотерпцы. В целом, в своем подходе, в трактовке форм, в общем декоративном характере ощутима близость (интерес) автора к искусству Палеха и Мстеры.
Картина храмового искусства Екатеринбурга (в частности, церковной живописи) будет не полной, если не уделить должное внимание художнику, который фактически является одним из его зачинателей, - О. Г. Вострецову. Он начал работать как монументалист в области церковного искусства еще в конце 1980-х гг. (росписи Никольского храма в Омске). Самой масштабной работой художника и уникальным примером обращения к традициям древнерусской монументальной живописи стало создание икон и росписей в древней технике фрески по сырой штукатурке в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга, которому мастер отдал около десяти лет [13]9. Фреска заполняет почти все пространство храма, представляющее собой фактически один неф. Это позволило художнику получить большое пространство плоскости для росписи (ок. 2000 м2), которая включает как сюжеты Священного предания, так и многочисленные изображения святых, в том числе новомучеников (в медальонах). Образ Царственных страстотерпцев автор разместил на северной стене храма, рядом с образом святого Серафима Саровского, значимого для
истории царской семьи. Композиционная схема традиционная, а ее колористическое решение имеет ярко выраженный декоративный характер, напоминающий русскую народную картинку. Лики всех образов (кроме царя) соответствуют иконописной традиции. В трактовке лика царицы присутствуют черты, сближающие его с ликом Богородицы, - в этом очевидно сказался иконописный опыт автора. При этом трактовка волос царевен практически точно соответствует их историческим прическам. Объединяющим цветом всей композиции является охра, широкие возможности которой позволяют подчеркнуть разнообразие в нимбах и одеждах. Одеяния русских государей и включение в композицию деревянных храмов Ганиной Ямы служит напоминанием об особом отношении царя к искусству древней Руси.
Интересно отметить, что одновременно (часто рука об руку с супругом) в области церковной живописи успешно и плодотворно работает иконописец Л. Вострецова, принимая активное участие и в разработке иконографии новопрославленных святых.
Круг уральских мастеров, работающих в интересующей нас теме, не исчерпывается вышеуказанными именами. Однако на сегодняшний день именно в их творчестве образ Царской семьи нашел наиболее яркое воплощение. В этих произведениях мы видим многообразие композиционных решений и разнообразие техник (темперная живопись, фреска и т. д.). В творческих поисках при создании новых иконографий мастеров объединяет широкий круг использования традиций, обращение к разным источникам, а главное - неуклонное стремление к постижению духовной сущности образа.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Алапаевский монастырь Новомучеников и исповедников Церкви Русской на месте мученической кончины вел. кн. Елисаветы Феодоровны.
2 Из личных бесед автора статьи с Т. Водичевой.
3 В работе принимали участие Е. Русалина, А. Суханевич, Ю. То-милова, Н. Шушалыков и др.
4 Другое название - «Похвала Владимирской иконе Божией Матери». 1668. ГТГ.
5 Автора не удалось установить (иконописец из Нижнего Новгорода (2000-е ?)).
6 Первый член императорской семьи, погибший от рук большевиков (1918).
7 Храм во имя Всех Святых в земле Российской просиявших, Екатеринбург.
8 На общей стене, соединяющей алтарь с «расстрельной комнатой».
9 Авторский коллектив - О. Вострецов, С. Поляков, И. Пьянков.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Возрожденная святыня. Приход в честь Преображения Господня : Фотоистория. Екатеринбург : ООО «ОМТА», 2012.
2. Град Святой Екатерины / авт. текста прот. Валерий Лаври-нов, Н. С. Акчурина, Л. Д. Рязанова, А. А. Кузьмин. Екатеринбург : ООО «ОМТА», 2007.
3. Губарева О. В. Вопросы иконографш святыхъ царственныхъ му-чениковъ : Къ всероссшскому прославленш Императора Николая II и Его Семьи. СПб. : изд. проект «Русскш символъ», 1999.
4. Един от царей : Жизнеописание Святых Царственных Страстотерпцев. Земля их мученического подвига / сост. А. Кузьмин. Екатеринбург : ООО «ОМТА», 2007.
5. Кутейникова Н. С. Иконописание России второй половины ХХ века. СПб. : Знаки, 2005.
6. Лука (Головков), архим. Иконография новомучеников // Православный гуманитарный институт «Со-действие». [Сайт]. URL: http://artvuz. ru/luka-golovkov/ (дата обращения: 03.03.18).
7. Минин Е. П. Омская икона рубежа ХХ-ХХ1 веков. Омск : ООО «Омскбланкиздат», 2016.
8. Мухина Н. Н. Новая реальность : Современное храмовое искусство Ярославля. М. : Гранд-холдинг, 2006.
9. Николаева Е. Н. Произведения иконописной мастерской Т. Води-чевой (Екатеринбург) для Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне // Афон - Светоч Православия: взаимодействие культур : Материалы международн. конф. 5-7 окт. 2016 г. : сб. ст. / сост. Ю. Г. Бобров. СПб. : изд-во Ин-та им. Репина, 2017. С. 180-187.
10. Николай Шушалыков : Монументальная религиозная живопись. Икона. Станковая живопись / концепция, сост., текст И. Ю. Шушалыковой. Екатеринбург : Автограф, 2013.
11. Святыни Екатеринбургской епархии / вступ. ст. архиеп. Екатеринбург. и Верхотур. Викентия; ред. В. Лавринов. Екатеринбург : ООО «ОМТА», 2001.
12. Фалеева В. Ю. Православная иконопись Казахстана на рубеже ХХ-ХХ1 веков (Проблемы, тенденции, круг мастеров): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб. : С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов, 2017.
13. Фреска: Пять дней под куполом храма : документальный фильм / реж. О. Вострецов. [О росписи интерьера Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга]. Екатеринбург, 2012 // Gotofilms.ru. [Сайт]. [Ц^]: http://gotofilms.ru/online/dWlkPTE3NzUzMjE0NyZnaWQ9MTY1N TM3ODQz (дата обращения: 31.03.18).
14. Щирова Б. Палехская иконописная мастерская «Похвала Богородице». Создание образов новопрославленных святых // В поисках образа : Восстановление, воссоздание, развитие / сост. Н. С. Кутейникова. [Сб. ст.]. СПб. : Библикон, 2015. С. 125-133.
15. Языкова И. К. «Се творю все новое» : Икона в ХХ веке. М. : фонд «Христианская Россия», 2002.
1. Икона «Святые Царственные мученики». Т. Водичева. 1999 Храм в честь Преображения Господня (на Уктусе). Екатеринбург
2. Икона «Святые Царственные страстотерпцы». Т. Водичева. 2000 Иконостас храма во имя святых Царственных страстотерпцев Ганина Яма, Екатеринбург
3. Икона «Святые Царственные страстотерпцы». Т. Водичева и мастерская. 2008 (?). Нижний храм кафедрального собора Воскресения Христова. Подгорица, Черногория
4. Икона «Святые Царственные страстотерпцы» О. Штукатурова Начало 2000-х. Местный ряд иконостаса Храма на Крови во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. Екатеринбург
5. Икона «Святые Царственные страстотерпцы» Иконописная мастерская Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. 2004 (?) Екатеринбург
6. Святые Царственные страстотерпцы. Эскиз росписи. О. Вострецов 2008. Свято-Троицкий кафедральный собор. Екатеринбург
7. Икона «Святые Царственные страстотерпцы» Л. Вострецова. 2000-е. Екатеринбург
8. «Помазание на царство» и «Поклонение народу на Красном крыльце». Н. Шушалыков. 2006-2007. Фрагмент росписи парадной лестницы. Духовно-просветительский центр «Патриаршее подворье». Екатеринбург
9. Собор новомучеников и исповедников Церкви русской Т. Водичева и мастерская. 2017-2018. Фрагмент росписи Храм в честь Преображения Господня. Екатеринбург