УДК 75.051 / 75.052 (470+571)+271.2
Е. н. николаева
Церковная живопись мастерской т. Ф. водичевой к истории современного церковного искусства екатеринбургской епархии
Статья посвящена обзору творческой деятельности екатеринбургского иконописца Т. Ф. Водичевой. Обозначены некоторые проблемы и тенденции развития современной церковной живописи Екатеринбургской епархии, в научный оборот вводятся новые имена екатеринбургских мастеров. Ключевые слова: Т. Ф. Водичева; церковное искусство; православный храм; икона, роспись; Екатеринбург; новопрославленные святые.
Elena Nikolaeva Church Painting by T. F. Vodicheva Studio To the History of Modern Church Art of the Yekaterinburg Diocese
The article is devoted to works by Yekaterinburg icon painter T. F. Vodicheva. Some of the problems and tendencies of modern church painting of the Yekaterinburg diocese are marked. New names of Yekaterinburg masters are introduced into scientific circulation.
Keywords: T. F. Vodicheva; church art; Orthodox temple; icon; wall painting; Yekaterinburg; newly glorified Saints.
В последние десятилетия мы являемся свидетелями процесса активного возрождения церковной жизни, стремительного развития церковной культуры, в частности, церковного искусства. Некоторые из тех, кто в конце 1980-х начинал свой путь в церковной живописи, сегодня стали признанными мастерами, возглавили
иконописные школы и мастерские. Большинство из них вышло из профессиональной художественной среды1. Как правило, это были выпускники художественных училищ и вузов, реставраторы с опытом работы. Вместе с тем, существуют и отдельные случаи, когда иконописцами становятся верующие люди, непрофессионалы, которые благодаря упорному труду и глубине духовного постижения приобщались к иконописному ремеслу и достигали высоких результатов. Таким уникальным примером является творческий путь уральского иконописца Т. Ф. Водичевой.
Татьяна Фёдоровна Водичева родилась на Урале, в городе Богданович Свердловской области. В 1978 г. закончила биологический факультет Уральского государственного университета. Еще в годы школьной учебы, во время поездки в Ленинград, она открыла для себя древнерусское искусство. Особенно ее поразили древние иконописные образы из собрания Русского музея. Они дали своеобразный импульс к дальнейшему постижению внутреннего мира православной иконы и поиску «ключа к пониманию неизреченной красоты иконописной символики красок» (Е. Трубецкой). Одаренная от природы и увлеченная искусством, Татьяна Водичева делает первые шаги-попытки в иконописании. Масляными красками на маленьких досочках она пробует создать копии известных икон и с этими работами поступает в вечернюю художественную школу. Несколько лет по окончании университета ею посвящены работе художником в кинотеатре и в Свердловском театре кукол. Однако, понимая, что для дальнейшего становления как иконописца этого недостаточно, через семь лет службы в театре Водичева увольняется и полностью посвящает себя живописи. В то же время молодой художник продолжает самостоятельно осваивать иконописное ремесло: изучать наследие древнерусского искусства, иконописные техники, копировать образцы. В этот период приходит понимание необходимости духовного роста, начинается процесс ее воцерковления.
Переломным моментом стал 1991 г. - год знакомства с отцом Николаем Ладюком2, ставшим ее духовником и благословившим ее на изографство. Судьбоносной для Водичевой оказалась и встреча
с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Мелхиседе-ком3. По его просьбе она реставрирует (воссоздание утраченных ликов) два образа невьянского письма - «Св. Николай Чудотворец» и «Богоматерь Смоленская» и также получает благословение от владыки заниматься иконописанием. С этого момента все внимание, вся ее жизнь посвящена церковной живописи (с тех пор она больше не написала ни одной картины).
Начальный этап (начало 1990-х) можно определить как период «школы», характерный для многих иконописцев того времени -период изучения, накопления знаний прошлого, овладение техникой. Первым опытом написания икон для храма явились работы «Св. Троица» и «Св. Илия Пророк» (1991, дер., м.), находящиеся в церкви Вознесения Господня4. В 1990-х Водичева создает и первые образы для иконостасов: в храм Преображения Господня на Ук-тусе (1995-1997); в храм Рождества Богородицы в Алатыре (1996, с Н. Шушалыковым) и др. Уже с этого момента и до настоящего времени Водичеву отличает осознание иконописи как, в первую очередь, духовного труда. Ей всегда свойственен вдумчивый подход, даже при использовании древних образцов - не слепое подражание, а творческое осмысление. Это видно и в ранних ее иконах -в образе «Богоматерь Умиление» (Серафимо-Дивеевская) для храма во имя св. Серафима Саровского (Новоуральск) [7, с. 133]. Автор перерабатывает известный иконописный образец (изначально западной иконографии, пришедшей в Россию в XVII в.). Сохраняя традиционную композицию, она отходит от «академической» манеры оригинала - пишет лик и руки в стилистике древнерусской иконописи.
В эти же годы происходит «знакомство» художницы с невьян-ской иконой, которую «открыли» для нее известные уральские реставраторы и коллекционеры Ю. М. и Л. Д. Рязановы. Они же дали первые уроки реставрационного ремесла. Изучение и копирование, опыт реставрации невьянских икон позволили овладеть приемами и техникой уральских мастеров. Полученные навыки сыграли важную роль, когда в екатеринбургской епархии начала активно возрождаться церковная жизнь. Невьянская икона вновь стала
«востребована» в восстанавливающихся и новопостроенных храмах. В числе работ этого периода в невьянской традиции выполнена живопись в иконостасах храмов Успения Пресвятой Богородицы в Верхней Пышме (1999-2001) и Свято-Троицкого кафедрального собора5 (2000). Эти образы объединяет яркая нарядность письма в сочетании с сиянием золота и, одновременно, мягкость, пластичность переходов. «Светлоликость, живость, осязаемость» - те черты, что привлекают художника в невьянском письме, ощутимы и в ее следующих «невьянских» работах, в частности, в иконостасе храма в честь Воскресения Христова (Воскресенский скит на Валааме, 2007) [5, с. 289-309].
Если 1990-е гг. мы обозначили как период ученичества, то к началу 2000-х Водичева проявила себя уже как самостоятельный сформировавшийся мастер. Коллеги замечают, что ее образы «духовны, они отвечают требованию „икона - образ", пронизаны радостью, краски простые и величественные в своей гармонии, пронизаны внутренним светом»6. Художественный язык иконописца развивается, арсенал иконописных средств становится богаче, на его формирование влияют знаковые для Т. Ф. Водичевой образы - «Богоматерь Одигитрия» и «Спас Нерукотворный» (XII в.) из Успенского собора Кремля. В них, по словам мастера, «восхищает сила и глубина духовного содержания, их молитвенность». В этот период появляются крупные заказы от церкви на храмовые росписи, «рождается» иконописная мастерская Т. Водичевой.
Сложной и интересной явилась работа над росписями в церкви во имя св. Николая Чудотворца Патриаршего Подворья в Екатеринбурге (2003-2007). Впервые решалась комплексная задача: разработка и исполнение программы росписей и иконостаса. Была использована традиционная иконографическая схема7, с учетом особенностей архитектуры, посвящения храма. Здесь проявились такие качества мастера, как знание Священного Писания и церковной истории, понимание специфики монументальной живописи и т. д. Определенные трудности возникли в связи с конструктивной особенностью купола этого храма (наличие узкого барабана с отверстием в центре). Согласно авторскому замыслу, отверстие
было закрыто ажурной металлической решеткой с Христограммой (Хризмой) в центре, которую обрамляют тексты из Псалтыри. Заложенная в надписи идея иллюстрируется круговой композицией «Славословие ангелов». Исполненная в сиреневато-розоватых, прозрачных оттенках, она не только зрительно возвышает эту часть купола, придает ощущение парения ангелов в небе, но и сохраняет традицию подобных росписей. Решение оказалось настолько удачным, что в последующем такая композиция стала использоваться и другими художниками при создании живописного убранства храмов.
Большой интерес вызывают росписи в храме Св. Николая Чудотворца в Курганово (Свердловская область, 2009-2011) и в Преображенском соборе на Уктусе (Екатеринбург, 2012). Последний из указанных проектов находится в стадии реализации, но уже сейчас можно отметить общую выразительность живописи и образность сюжетного ряда.
Важной страницей в творчестве Водичевой является создание иконографии новопрославленных святых. Это может стать предметом отдельного исследования. Особенное место для художника в этом ряду занимают образы новомучеников российских (святых Царственных Страстотерпцев и св. княгини Елизаветы Федоровны), которых за прошедшие два десятилетия автором написано более двадцати8. И это не случайно. Уральская земля стала Голгофой и местом гибели для царской семьи, великой княгини Елизаветы Федоровны, великих князей и преданных им людей. Народное почитание мучеников началось в Екатеринбурге (тогда - Свердловске) еще до официального прославления в России. В начале 1990-х на месте, где стоял Ипатьевский дом, был установлен первый памятный крест, прошли первые панихиды, читались акафисты. В 1993 г. на месте мученической кончины царской семьи состоялась первая Божественная литургия [3, с. 43]. В этих событиях принимала участие и Водичева. Это отчасти объясняет, почему художник, в числе первых в России, приступила к работе над святыми образами царской семьи. Первая «царская» икона для монастырских врат в Алапаевске (Свердловская область) была выполнена Водичевой
в 1997 г. Это произошло до прославления царской семьи в России, поэтому она ориентировалась на известные иконы Русской Зарубежной Церкви, где царская семья была причислена к лику мучеников раньше, этому соответствует и надпись на иконе. Позднее (2000) Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) канонизировала семью как страстотерпцев в сонме новомучеников российских.
В 1999 г., по просьбе духовника (отца Николая Ладюка), Водичева пишет первую в Екатеринбурге [1, с. 23] икону Святых Царственных Мучеников для храма Преображения Господня на Уктусе. Созданию образа предшествовало глубокое изучение исторического материала9, «постижение характера святости», самостоятельная разработка иконографии. Важной смысловой доминантой является крест с парящими над ним ангелами, держащими в руках венцы. Изображение колокольни екатеринбургской церкви Вознесения Господня точно определяет место происшедшего события. Этот храм находился напротив Ипатьевского особняка, где царская семья провела последние дни жизни и, несомненно, видела его, могла слышать звон колоколов. Царь и цесаревич предстают на иконе в военных мундирах, царица и великие княжны в одеждах сестер милосердия - подобная интерпретация стала результатом пристального внимательного изучения жизни и подвига царской семьи. Как вспоминает Водичева: «Особенно запомнилось, что из всей одежды царь предпочитал и любил мундир». Подобная «достоверность», своеобразная открытость художественного языка, узнаваемые символы и объекты, были близки и созвучны сознанию россиян начала 1990-х гг., когда многие еще только открывали для себя подвиг новомучеников. Иконография царской семьи успешно развивается и в дальнейшем творчестве художницы. Эта композиционная схема (крест с ангелами и Вознесенская колокольня) свойственна и ее будущим «царским» образам. Можно заметить, что, если в первых «царских» иконах еще ощутимы проблемы «начального периода», свойственные изображениям новопрославленных святых, то в последующих работах иконописца виден явный рост мастерства. Значение «царских» образов Водичевой определяется
не только и не столько художественными достоинствами. Для нее лично работа над «царской темой» - это «историческое и духовное осмысление, путь познания, покаяния и служения».
После прославления царской семьи в лике святых на Архиерейском соборе 2000 г. началось повсеместное увековечивание их памяти: строительство монастырей и храмов, создание икон и росписей. Три места на Урале напрямую связаны с этими событиями: храм во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших на месте Ипатьевского дома (Храм на Крови), Монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев (Ганина Яма) и монастырь Новомучеников Российских (Старая Шахта, Алапаевск). В создании их храмового убранства принимали участие Т. Водичева и ее мастерская10.
Монастырский комплекс, созданный на месте уничтожения тел царской семьи Ганина Яма (2000-2002), стал местом особого паломничества. Первым здесь был заложен и освящен 27 декабря 2000 г. деревянный Царский храм - главный храм будущего монастыря. Написание икон для иконостаса было поручено архиепископом Викентием11 Водичевой12. Особое внимание мастера сосредоточилось на образах местного ряда. Для иконы Богоматери сознательно выбирается Федоровский образ - как покровительницы дома Романовых. Почти вся живопись выполнена с золочением, только для икон Царской семьи, свв. Елисаветы с Варварой и диа-конских врат иконописец вводит красный цвет фона. Подобный прием оказывает прямое эмоциональное воздействие на зрителя, так как красный цвет ассоциируется и с царским достоинством, и с темами мученичества и Воскресения. С особой чуткостью написаны белые одежды царственных мучеников, их цвет приближается к свету [4, с. 130].
В большинстве существующих икон святые преподобному-ченицы Елисавета с Варварой изображаются на фоне Марфо-Ма-риинской обители. В образ для Ганиной Ямы Водичева включает новый элемент - Алапаевскую часовню на «старой шахте», что, безусловно, оправдано как место гибели мучениц. Так в икону входит современная церковная архитектура, памятник, соединяющий прошлое и настоящее.
Тема новомучеников получает развитие и в Алапаевском монастыре, с которым автор начала сотрудничество еще в 1997 г. (надвратная икона Святых Царственных Страстотерпцев). А с 2000 по 2004 г. мастерская Водичевой выполняет комплекс работ для монастыря, среди которых - создание иконостаса13 и росписи купола и барабана храма Новомучеников российских (2004). Водичевой не только осуществлялось общее руководство, но было лично написано несколько икон («Богоматерь Державная», «Царственные Страстотерпцы», «Свв. прмцц. княгиня Ели-савета и инокиня Варвара» и др.) и выполнен эскиз росписей. Подбор сюжетов согласовывался с наместником монастыря игуменом Моисеем14. Все образы выполнены в русской иконописной традиции, близкой к XV-XVI вв. Необычно общее колористическое решение. Иконостас изготовлен с применением серебра, которым покрыт и фон икон (позолота выполнена только по полям и венцам икон местного ряда). Таким приемом авторы решили подчеркнуть семантику цвета серебра как символа райского света и чистоты, как «напоминание о добровольном отказе великой княгини Елизаветы Федоровны от роскоши, о скромности ее быта, аскетизме одежд»15. Местный ряд наглядно воплощает тему новомучеников российских - небесных покровителей монастыря. Слева от Царских врат «Богоматерь Державная» и «Царственные Страстотерпцы», справа - «Вседержитель на Престоле с припадающими Марфой и Марией»16 и «Новомученики и Исповедники Российские».
В левой части местный ряд завершает образ «Свв. Елисаве-та с Варварой». Гармония в пластике и соотношении объемов, чистота и духовная наполненность образов, их одухотворенность были отмечены не только заказчиками и паствой храма. Одновременно Государственным музеем истории религии в Санкт-Петербурге было заказано авторское повторение иконы в уменьшенном формате [6, с. 174]. Оригинальным является выбор сюжетов для диаконских врат - образы св. блаженной Ксении Петербургской и св. Василия Блаженного. Идея поместить в иконостас образ св. Ксении Петербургской исходила от игумена
Моисея, по словам которого, «блаженная матушка Ксения помогала строить монастырь».
На протяжении почти пятнадцати лет (с 2002) творческая деятельность Водичевой тесно связана с Храмом на Крови - местом мученической кончины царской семьи. Этот храм по своему устройству разделяется на верхний (в честь Всех святых в земле Российской просиявших) и нижний (в честь Царственных страстотерпцев). В создании живописного убранства храма участвовали как отдельные художники17, так и целые мастерские18.
Работа мастерской Т. Ф. Водичевой началась с нижнего храма, где находится главная святыня - мемориальный храм, или так называемая «расстрельная комната» - место убиения царских мучеников. Формирование пространства нижнего храма, как воплощение идеи «симфонии священства и царства» и прославления подвига святых Царственных страстотерпцев, проходило на протяжении нескольких лет (2005-2008).
Одной из самых сложных задач стала разработка композиции росписи алтаря храма. Основная идея и общее решение росписи принадлежит Водичевой19. Было принято неординарное решение -включить в общую композицию, восходящую к иконографии «Служба Святых Отцов», мотив шествия Новомучеников Российских. В центре алтарной апсиды изображен Спаситель на престоле с двумя Ангелами. Слева и справа к Нему направляются процессии святителей. Эта композиция находит продолжение на северной и южной стенах алтаря. На северной стене изображены «священномученики минувшего столетия», на южной, общей стене, соединяющей алтарь с «расстрельной комнатой», - шествие князей страстотерпцев, начиная со свв. Бориса и Глеба и заканчивая святыми образами царской семьи и свв. прпмцц. Елисаветы с Варварой. «Замыкают» шествия (на западных стенках алтаря) фигуры екатеринбургских и пермских новомучеников. Колористическая гамма росписи строится на сочетании насыщенных и в тоже время спокойных разнообразных цветов и оттенков. Объединяют изображение теплые тона лазури неба, которые находят поддержку в одеждах святых. Удачно найдена ритмическая и масштабная связь фигур с архитектурой.
Мотив шествия берет свое начало в галерее центральной части храма. Еще ранее (в 2005 г.) руководство епархии обратилось к Водичевой с предложением оформить центральный интерьер нижнего храма. Мастерская под ее руководством создала «галерею» образов святых правителей Руси (от св. князя Владимира до царя Николая) и святых первосвятителей Руси (от св. митрополита Михаила Киевского до патриарха Тихона). Иконы располагаются в навесных киотах вдоль стен. Венчают «шествие» образы Богоматери Владимирской и Державной. Все вместе они призваны создать особое пространство, которое митрополит Иоанн Ладожский называл «симфонией власти». В целом это может восприниматься и как размышление о судьбе России.
Фактически одновременно по эскизу Водичевой была выполнена невысокая преграда (в виде литой ажурной решетки, украшенной родонитом и другими натуральными камнями20), отделяющая алтарь «расстрельной комнаты». Решетка декорирована христианскими символами (кресты и павлины в окружении виноградной лозы). В центре преграды в царских вратах традиционно размещена композиция «Благовещение». Завершающим этапом формирования ансамбля нижнего храма стало создание росписи свода перед «рас-стрельной комнатой». Медальоны с образами небесных патронов членов царской семьи органично вписались в плотно декорированное пространство, не перегружая его.
В 2012 г. началась работа по росписи верхнего храма. Программа разрабатывалась Водичевой при постоянном согласовании с главой Екатеринбургской епархии митрополитом Кириллом21. С самого начала возник ряд проблем. Во-первых, приходилось учитывать то обстоятельство, что в храме уже имелась стенная живопись в куполе и апсиде22, и необходимо было достигнуть ее гармоничного сочетания с новыми росписями. Отчасти эту проблему решил орнамент, органично соединяющий сюжетные композиции, а также включение золотого фона в медальоны и сюжеты. Во-вторых, возникла необходимость декорирования парусов с учетом их рельефной поверхности. Водичева приняла необычное решение - изображения Евангелистов переместились
в четверик под барабаном на северную и южную стены, а на золоченых парусах разместились первые строки текстов четырех Евангелий, соответственно четырем евангелистам.
Очевидно, что одно только профессиональное мастерство не обеспечивает высокого содержательного уровня. Важнейшим условием является духовная зрелость иконописца. Ничем другим, как только результатом духовного труда и живой веры, нельзя объяснить почитание чудотворными икон Пресвятой Богородицы «Всецарица»23, написанных Водичевой. Одна из них находится в храме Преображения Господня (Екатеринбург, 1996), другая - пребывает в Свято-Троицком мужском монастыре в селе Тарасково (Свердловская область, 1997). После множества свидетельств об исцелении, проистекающем от образа, в 2004 г. Тарасковский образ «Всецарица» был включен в число местночтимых икон, и, с резолюции Патриарха Алексия II, 31 августа (по н. ст.) установлен день его празднования.
В настоящее время творчество Т. Ф. Водичевой и ее мастерской востребовано не только в России, но и за ее пределами. За последние годы ими было выполнено множество церковных заказов для православных храмов и часовен Афона, Черногории24, Рима25, Мальты26, Ташкента27 и др.
К настоящему моменту (2010-е) сложившийся коллектив мастерской насчитывает около пятнадцати человек. Как правило, Во-дичева как руководитель разрабатывает общую концепцию росписей или композицию икон, их колористическое решение, выполняет эскизы, сама пишет центральные образы иконостасов (Спасителя и Богоматери) и значительную часть ликов. В создании росписей обычно используется яичная темпера или силикатные краски. Четких приоритетов при выборе стилистики нет. Творчество мастерской отличает широкий круг используемых традиций, поиск новых иконографических решений («в зависимости от конкретного храма меняется художественный язык, при обязательном соблюдении литургических и богословских аспектов»), внимательное отношение к проблеме синтеза. Важным этапом в работе является подготовительный период: изучение письменных источников, иконографии редких сюжетов, просмотр фото- и изобразительного ряда
(это касается создания образов новопрославленных святых), подготовка эскизов и макетов. На протяжении всего творческого процесса проходит консультирование с духовенством и специалистами в области церковного искусства, взаимодействие и сотрудничество с мастерами смежных специальностей (резчиками по дереву, ювелирами и т. д.). В числе важных принципов, которыми руководствуется Водичева, остаются: постоянное изучение наследия древнерусской и византийской культуры, обязательное следование каноническим требованиям и обретение духовного опыта.
Без преувеличения можно сказать, что Татьяна Фёдоровна Води-чева - незаурядная личность. И сегодня она сама продолжает учиться, размышлять, искать свой путь. Этому способствуют и зарубежные поездки, которые дают ей возможность соприкоснуться с духовным (художественным) наследием православной культуры Сербии, Синая, Кипра и т. д. Во многом ее сегодняшние творческие привязанности и стилистические ориентиры определяет кипрская иконопись (XII-XIII вв.), в ней привлекают художника «колорит, его тонкость; глубина и молитвенность образов», здесь она черпает вдохновение.
В последнее время уральский регион все чаще обращает на себя внимание исследователей современного церковного искусства. В епархии ведется обширная деятельность в сфере церковного строительства, намечаются черты иконописной школы Урала. Уже определился круг отдельных профессиональных мастеров. Здесь успешно работают: Л. и О. Вострецовы, С. Поляков, В. Сысков, Н. Шушалыков и др. Что касается мастерских, то по масштабности работ и объектов, решению комплексных задач ведущими являются иконописная мастерская Новотихвинского женского монастыря и мастерская Т. Ф. Водичевой. Именно они сегодня во многом определяют художественный уровень церковного искусства епархии.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Здесь мы говорим только о мирянах и не касаемся монастырских школ.
2 николай (ладюк) - митрофорный протоиерей, настоятель храма Преображения Господня (на Уктусе) в Екатеринбурге.
3 мелхиседек (лебедев) - с 1984 по 1994 г. архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский.
4 Иконы для этого храма также писали В. Сысков, Н. Шушалыков, О. Штукатурова и др.
5 Водичевой написаны «Богоматерь» и «Спаситель» для местного ряда, Царские врата (с А. Суханевичем) и осуществлялось общее руководство.
6 Из характеристики О. Г. Вострецова на странице Свердловского регионального отделения Союза художников России: http://www.shr-ekb. ru/chl_shr.php?chlid=39.
7 Т. Ф. Водичева благодарит архимандрита Александра (Федорова) и И. Л. Бусева-Давыдову за консультативную помощь при выборе сюжетов.
8 В том числе: для патриарха (1999, 2002) и в частные коллекции.
9 Большое влияние на иконописца оказали мемуары современников трагических событий, особенно воспоминания игумена Серафима Кузнецова [8].
10 Все работы, начиная с 2000 г., были выполнены по благословению и с неравнодушным участием владыки Викентия.
11 Бикентий (морарь) - 22-й Митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ. С 1999 по 2011 - архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский.
12 Участвовали В. Сысков (Спас в силах), Ю. Томилова, А. Суха-невич и др.
13 Участвовали Е. Русалина, А. Суханевич, Ю. Томилова, Н. Шушалыков.
14 Игумен Моисей (Пилатс) - наместник монастыря Новомучеников Российских в Алапаевске, кандидат богословия.
15 Здесь и далее цитируются личные беседы автора с Т. Ф. Водичевой.
16 Образ написан Н. Шушалыковым.
17 О. Штукатурова, А. Евладов, В. Бойцов, А. Соколов.
18 Иконописная мастерская Ново-Тихвинского женского монастыря.
19 Эскиз и росписи северной стены и алтаря выполнены Н. Шуша-лыковым.
20 Мастерская С. Бусыгина (Нижний Тагил) и ювелир Е. Симкин.
21 Кирилл (Наконечный) - митрополит Екатеринбургский и Верхотурский с 2011 г.
22 2002-2003 гг. под рук. О. Штукатуровой.
23 Первообраз - чудотворная икона «Пантанасса» Ватопедского монастыря на Афоне.
24 Икона Царских Страстотерпцев для Кафедрального собора Воскресения Христова в Подгорицах и др.
25 Иконостас нижнего храма Св. Екатерины в «невьянской стилистике».
26 В часовне при Дворце президента выполнены росписи: «Брак в Кане», «Рождество Христово», «Ангелы». Ранее, в 1996 г., была выполнена роспись купола ярославскими художниками под рук. Н. Н. Мухина.
27 2015 г. росписи алтаря Кафедрального собора, отдельные иконы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Возрожденная святыня. Приход в честь Преображения Господня : Фотоистория. Екатеринбург, 2012.
2. Град Святой Екатерины. Екатеринбург, 2007.
3. Един от царей. Жизнеописание Святых Царственных Страстотерпцев. Земля их мученического подвига. Екатеринбург, 2007.
4. Кутейникова Н. С. Иконописание России второй половины ХХ века. СПб., 2005.
5. Невьянского письма благая весть. Невьянская икона в церковных и частных собраниях. Екатеринбург, 2009.
6. Николаева Е. Н. К проблеме пополнения музейных коллекций памятниками современного православного искусства // В поисках образа. Восстановление, воссоздание, развитие : Сб. статей / Сост. Н. С. Кутейникова. СПб., 2015. С. 173-179.
7. Святыни Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2001.
8. Серафим (Кузнецов), игум. Православный Царь-мученик. М., 1997.
1. Т. Ф. Водичева и мастерская. Фрагмент росписи алтаря нижнего храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Храм на Крови 2003. Темпера. Екатеринбург
2. Т. Ф. Водичева и мастерская. «Славословие Ангелов» Фрагмент росписи купола храма во имя св. Николая Чудотворца на Патриаршем Подворье. 2003-2007. Темпера. Екатеринбург
3. Святые Царственные Страстотерпцы. Т. Ф Водичева. 2008 (?) дерево, темпера, позолота. Нижний храм кафедрального собора в Подгорицах, Черногория
1-У1-:
1
А
4. Собор Екатеринбургских святых. Т. Ф. Водичева (с участием М. Водичевой, Е. Симоновой). 2012. дерево, темпера, позолота Храм Преображения Господня. Екатеринбург
5. Св. Лука Крымский. Т. Ф. Водичева. 2015 Дерево, темпера, позолота Пантелеимонов монастырь. Афон
6. Богоматерь Цикланская. Т. Ф. Водичева. 2006-2007 дерево,темпера, позолота
Иконостас храма во имя св. Николая Чудотворца на Патриаршем подворье. Екатеринбург