Научная статья на тему 'ИКОНА УКРАИНСКИХ НАЦИСТОВ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ «ГЕРОЕВ» ПОД ПОКРОВАМИ БОГОРОДИЦЫ И ИХ СОВРЕМЕННЫХ ПОЧИТАТЕЛЕЙ'

ИКОНА УКРАИНСКИХ НАЦИСТОВ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ «ГЕРОЕВ» ПОД ПОКРОВАМИ БОГОРОДИЦЫ И ИХ СОВРЕМЕННЫХ ПОЧИТАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
украинский национализм / Украинская греко-католическая церковь / униаты / Православная Церковь Украины / ОУН-УПА / спецслужбы / Андрей Шептицкий / Иосиф Слипый / Степан Бандера / Роман Шухевич / Ukrainian nationalism / Ukrainian Greek Catholic Church / Uniates / Orthodox Church of Ukraine / OUN-UPA / special services / Andrey Sheptytsky / Joseph Slipyi / Stepan Bandera / Roman Shukhevych

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сушко Алексей Владимирович

В основу исследования положен источниковедческий анализ (внешняя критика) современной иконы украинских националистов, на которой под Покровами Богородицы в числе других исторических личностей изображены греко-католические митрополиты Андрей Шептицкий и Иосиф Слипый, а также лидеры ОУН-УПА (организации признаны в России экстремистскими и запрещены) Степан Бандера и Роман Шухевич. Дается историческая оценка деятельности и факта присутствия на иконе этих деятелей, сотрудничавших с германскими нацистами. Основной акцент при этом делается на взаимодействии изображенных «героев» с НСДАП, СС, СД и гестапо, признанных Международным военным трибуналом виновными в совершении преступлений против человечности. Помимо самого исследуемого образа, ставшего поводом к написанию данной статьи, источником для исследования служит судебно-следственная документация советских органов государственной безопасности, в ходе и после завершения Великой Отечественной войны допрашивавших плененных сотрудников германских спецслужб, украинских националистов и свидетелей их военных преступлений. Установлено наличие конкретных общих черт в биографиях, запечатленных на иконе нацистских преступников. Автор подчеркивает, что публично прославляющие через икону украинских националистов люди подпадают под действие статьи 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, требующей от государств — участников Конвенции преследовать их в уголовном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ICON OF UKRAINIAN NAZIS: ON THE QUESTION OF THE HISTORICAL ASSESSMENT OF THE «HEROES» UNDER THE PROTECTION OF THE VIRGIN MARY AND THEIR MODERN ADMIRERS

The study is based on a source analysis (external criticism) of a modern icon of Ukrainian nationalists, on which, under the Protection of the Virgin Mary, among other historical figures, Greek Catholic metropolitans Andrei Sheptytsky and Joseph Slipyi are depicted, as well as the leaders of the OUN-UPA (organizations recognized as extremist in Russia and banned) Stepan Bandera and Roman Shukhevych. A historical assessment of the activities and the presence of these figures who collaborated with the German Nazis on the icon is given. The main emphasis is on the interaction of the depicted «heroes» with the NSDAP, SS, SD and Gestapo, found guilty of crimes against humanity by the International Military Tribunal. In addition to the image itself, which became the reason for writing this article, the source for the study is the forensic investigative documentation of the Soviet state security agencies, during and after the end of the Great Patriotic War, interrogating captured employees of the German special services, Ukrainian nationalists and witnesses to their war crimes. The presence of specific common features in the biographies depicted on the icon of Nazi criminals has been established. The author emphasizes that people who publicly glorify Ukrainian nationalists through an icon are subject to Article 4 of the International Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination, which requires states parties to the Convention to prosecute them.

Текст научной работы на тему «ИКОНА УКРАИНСКИХ НАЦИСТОВ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ «ГЕРОЕВ» ПОД ПОКРОВАМИ БОГОРОДИЦЫ И ИХ СОВРЕМЕННЫХ ПОЧИТАТЕЛЕЙ»

УДК 947+246.3+28 Д. В. СУШКО

DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-2-22-32 EDN: М2^К

Омский государственный технический университет, г. Омск

ИКОНА УКРАИНСКИХ НАЦИСТОВ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ «ГЕРОЕВ» ПОД ПОКРОВАМИ БОГОРОДИЦЫ И ИХ СОВРЕМЕННЫХ ПОЧИТАТЕЛЕЙ

В основу исследования положен источниковедческий анализ (внешняя критика) современной иконы украинских националистов, на которой под Покровами Богородицы в числе других исторических личностей изображены греко-католические митрополиты Андрей Шептицкий и Иосиф Слипый, а также лидеры ОУН-УПА (организации признаны в России экстремистскими и запрещены) Степан Бандера и Роман Шухевич. Дается историческая оценка деятельности и факта присутствия на иконе этих деятелей, сотрудничавших с германскими нацистами. Основной акцент при этом делается на взаимодействии изображенных «героев» с НСДАП, СС, СД и гестапо, признанных Международным военным трибуналом виновными в совершении преступлений против человечности. Помимо самого исследуемого образа, ставшего поводом к написанию данной статьи, источником для исследования служит судебно-следственная документация советских органов государственной безопасности, в ходе и после завершения Великой Отечественной войны допрашивавших плененных сотрудников германских спецслужб, украинских националистов и свидетелей их военных преступлений. Установлено наличие конкретных общих черт в биографиях, запечатленных на иконе нацистских преступников. Автор подчеркивает, что публично прославляющие через икону украинских националистов люди подпадают под действие статьи 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, требующей от государств — участников Конвенции преследовать их в уголовном порядке.

Ключевые слова: украинский национализм, Украинская греко-католическая церковь, униаты, Православная Церковь Украины, ОУН-УПА, спецслужбы, Андрей Шептицкий, Иосиф Слипый, Степан Бандера, Роман Шухевич.

Введение. В Специальной военной операции солидируют укронацистов на борьбу против РПЦ на Украине огромную роль играет идеологическая и Российской Федерации.

основа [1]. Один из ее фундаментальных аспектов, О роли УГКЦ в борьбе против СССР в годы Вто-

который еще в должной мере не учтен российски- рой мировой войны и их сотрудничестве с герман-

ми исследователями, — несовместимость вероуче- скими нацистами в отечественной историографии ния Русской Православной Церкви (РПЦ) с одной подготовлены обстоятельные и не потерявшие сво-стороны; с вероучением раскольничьих Украинской ей актуальности труды. Отличительной чертой со-греко-католической церкви (УГКЦ) и Православной ветской историографии было описание тесной вза-Церкви Украины (ПЦУ) — с другой. Исторически имосвязи греко-католической церкви с ОУН-УПА

учение униатов и их институции стали важней- [2]. В современных исследованиях продолжилась шими идейными и организационными основами эта линия и, применительно к политике советско-

украинского национализма. Они освящали военно- го государства, утвердился взгляд, что «политика

политическую борьбу значительной части населе- властей в отношении религиозных организаций ния Галиции (современные территории Западной Западной Украины учитывала наличие внутренних Украины) против Российской империи, а затем связей этих организаций с национальными идеоло-СССР в составе армии Австро-Венгерской империи гиями, а также их контакты с соответствующими

и Третьего рейха. События мировых войн породи- политическими течениями, враждебными комму-

ли греко-католический пантеон «святых» еписко- низму» [3, с. 57]. Вводя в научный оборот новые

пов и политических лидеров ОУН-УПА1 в союзе с источники, российские историки развивают кри-врагами России на основе агрессивной идеологии тическую линию осуждения УГКЦ за сотрудни-

радикального украинского национализма, пытав- чество с германскими нацистами. Исследователь шихся построить государство «Украина». Сегодня В. В. Кондрашин убедительно раскрыл мотивы ли-

эти исторические персонажи идеологически кон- деров униатов, которые тесно сотрудничали с наци-

Рис 2. Шествие колонны украинской молодежи с иконой,

флагами Украины и ОУН на Софийскую площадь, где у стен святой Софии Киевской был отслужен молебен к Пресвятой Богородице по случаю Праздника Покрова, Дня Украинского Казачества, 66-й годовщины образования УПА и Дня Украинского Оружия. Киев. 14 октября 2008 г. [8]

Рис. 1. Икона Покрова Божией Матери («1кона Покрови Божо'1 МатерЬ>) [8]

стами, рассчитывая на покровительство со стороны Гитлера в отношении их деятельности по «расширению» униатской греко-католической церкви не только на всю Украину, но и «на всю Россию»! Причем этот замысел явно был одобрен руководством Римско-католической церкви» [4, с. 52]. В данном смысле этот пассаж соотносится с общей политической линией украинских националистов, распространявших свое влияние далеко за пределы Украины в регионы, населенные украинцами, оказавшимися вдали от родины [5 — 6].

Из устоявшейся в России обличительной исследовательской парадигмы выделяется чрезвычайно ценная в отношении введенных в научный оборот источников статья А. Вишиванюк и Е. О. Шебалиной. Они попытались объяснить отношения с оккупационными властями и основные направления деятельности УГКЦ с точки зрения интересов этой религиозной организации. Исследователи делают вывод, что «в целом УГКЦ следовала принципам внешней политики Святого Престола. Иерархи старались выстраивать гибкий диалог с властями, преследуя, в первую очередь, интересы своей церкви и паствы» [7]. С этим нельзя согласиться в части интересов паствы, так как получается, что подробно описанное историками сотрудничество УГКЦ с германскими нацистами соответствовало интересам населения Галиции, в большинстве своем являвшегося паствой униатов. Конечно, это не так. Под руководством Ватикана, в годы Второй мировой войны активно сотрудничавшего с Гитлером, лидеры УГКЦ втягивали свою паству вопреки ее интересам в участие в войне на стороне германских нацистов и в их военные преступления, осужденные Международным военным трибуналом.

Знакомясь с материалами интернет-ресурсов о деятельности ПЦУ и УГКЦ, набравших в совре-

Рис. 3. Панихида по Степану Бандере в годовщину его гибели с участием ветеранов УПА. Киев. 15 октября 2010 г. [8]

менной Украине силу, мы узнали о почитаемой сегодня укронацистами Иконе Покрова Божией Матери (рис. 1) [8]. Эту икону почитает и активно использует для пропаганды укронацизма авторитетный среди украинских радикалов, скандально известный священник ПЦУ, настоятель Сретенской церкви на Львовской площади города Киева, капеллан Братства ОУН-УПА, а с 1997 г. Верховный Капеллан Украинского Казачества протоиерей Сергей Ткачук. В отношении политической деятельности этого пастыря показательно, что он устраивал торжественную поминальную службу по греко-католическому священнику Андрею Бандере — отцу идеолога ОУН Степана Бандеры, а в годовщину вступления нацистов и их украинских пособников во Львов провел службу по главарю УПА Роману Шухевичу как по «святому» ПЦУ. Гипсовый бюст Шухевича и его портрет вместо икон были вынесены в центральную часть храма ПЦУ в Киеве, где

Рис. 4. Протоиерей Ткачук благословляет иконой одного из политических лидеров современных укронацистов Олега Тягнибока2. Киев. 14 октября 2012 г. [8]

служил священник [9]. Об Иконе Покрова Божией Матери священник-укронацист пишет следующее: «Эта икона, очень уважаемая у нас в Киеве! Все Праздники духовно-патриотические: Покров — годовщина образования УПА проходят под покровом этой Святой для нас Украинцев — Иконы Божией Матери!» [8]. К сказанному он приобщил гиперссылки на материалы интернет-ресурсов с фотографиями, подтверждающими его слова (рис. 2 — 4).

Судя по источнику информации (и размещенным внутри него внешним ссылкам), этот образ имеет несколько схожих вариантов, отличающихся наличием отдельных персоналий при обязательном присутствии религиозных лидеров греко-католи-ков митрополитов Андрея Шептицкого (1865—1944) и Иосифа Слипого (1892—1984), а также их паствы — лидеров ОУН-УПА Евгения Коновальца (1891-1938), Степана Бандеры (1909-1959), Романа Шухевича (1907-1950). К сожалению, факт существования на Украине такой иконы и ее почитание подтверждают правоту канадского профессора Джона-Пола Химка, писавшего еще о домайданной Украине, что «быть украинцем значило принять наследие» ОУН-УПА, которое «становилось главным пунктом идентификации украинцев» [11, с. 437].

Важным обстоятельством, обусловившим появление этой иконы у современных укронацистов, является совпадение религиозного праздника Покрова Пресвятой Богородицы с датой создания УПА. Обе даты приходятся на 14 октября (Шухевич в 1947 г. издал приказ, согласно которому днем образования УПА считается 14 октября 1942 г.). Украинские националисты сознательно приурочили создание своей организации к религиозному празднику. Поэтому современные укронацисты поместили под Покрова Пресвятой Богородицы своих кумиров.

Цель данной работы — историческая оценка деятельности и факта присутствия на греко-католической иконе Покрова Божией Матери сотрудничавших с германскими нацистами в годы Великой Отечественной войны персоналий. Основной акцент, при оценке деятельности изображенных на иконе «героев», будет сделан на их взаимодействии с НСДАП, СС, СД и гестапо, признанных Международным военным трибуналом виновными в совершении преступлений против человечности. В таком аспекте история УГКЦ и ОУН-УПА историками специально не рассматривалась.

В основу методологии исследования положен источниковедческий анализ (внешняя критика) современной иконы УГКЦ. Источником, свидетельствующим об использовании этой иконы для распространения современного укронацизма, являются фотографии с соответствующих «религиозных служб» и «патриотических мероприятий» с участием священника ПЦУ. Историческая оценка деятелей изображенных на иконе дается на основе биографического метода. Необходимые для исследования факты биографий религиозных и политических лидеров, изображенных на иконе, помимо исторических трудов, извлечены из судебно-след-ственной документации советских органов государственной безопасности в ходе и после завершения Великой Отечественной войны допрашивавших плененных сотрудников германских спецслужб, украинских националистов и свидетелей их военных преступлений.

Данная работа была дополнительно актуализирована тем, что 18 апреля 2024 г. Следственным комитетом России по Омской области в отношении священнослужителя УГКЦ, разместившего на территории религиозной организации в Омске такую икону, возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 354 УК РФ (Реабилитация нацизма) и ч. 2 ст. 148 (Оскорбление религиозных чувств верующих).

Религиозные лидеры униатов. Из числа находящихся на образе под Покровами Богородицы исторических деятелей центральными фигурами данной иконы стали религиозные лидеры греко-католиков митрополиты Андрей Шептицкий и Иосиф Слипый. Основным тезисом данной части работы будет утверждение, что эти люди не просто поддерживали ОУН-УПА, а были для организации авторитетными духовными наставниками, ответственными за сотрудничество своей паствы с осужденными Нюрнбергским трибуналом нацистскими структурами гитлеровской Германии, а также за совершенные ею расправы с еврейским, польским, русинским мирным населением.

Митрополит Андрей Шептицкий обладал непререкаемым авторитетом среди униатов и был широко известен на международной арене. С санкции Ватикана для современных украинцев в религиозном смысле он является «Праведным» [12]. Несмотря на старческие проблемы со здоровьем, митрополит до самой смерти вел корабль УГКЦ сквозь бурю Второй мировой войны. В отечественной и польской историографии «праведность» митрополита Андрея оспаривается, так как именно этот человек дал указания на сотрудничество УГКЦ и значительной части верующего населения Галиции с германскими нацистами. Как отмечает историк О. Б. Мозохин, «для руководства Украинской униатской греко-католической церкви нападение гитлеровской Германии на СССР стало настоящим праздником. Ее иерархи считали Гитлера освободителем и связывали с ним будущее украинского народа» [13, с. 557].

Шептицкий являлся классическим примером коллаборациониста. В июле 1941 г. он обратился к духовенству и верующим с посланием, напечатанным в газете «Украинские ежедневные известия» («Украшсью щоденш в1сп»), в котором приветствовал немецко-фашистскую армию и благодарил ее за освобождение украинского народа. Одновременно с этим призывал население к послушанию и честному труду на немцев, а также давал указание священникам отправлять торжественное благодарственное богослужение в честь немецких окку-

пантов, в процессе которых произносить «многие лета» немецко-фашистской армии. Руководствуясь этим посланием, униатское духовенство повсеместно отправляло торжественное богослужение в честь фашистских захватчиков и призывало население к повиновению и послушанию немцам как «своим освободителям» [14, с. 828].

Вскоре он издал и второе послание к духовенству и верующим, где призывал духовенство создать по своей инициативе органы местного самоуправления, назначать начальников полиции, старост сельских управ и их советников, а также предлагал священникам составить подробные списки так называемых «жертв большевистского режима». В этом же послании Шептицкий указывал, что каждый священник должен иметь у себя приготовленное знамя немецкой армии и устанавливать его на приходских домах [14, с. 828].

23 сентября 1941 г. митрополит написал Гитлеру письмо в связи с вступлением немецких войск в Киев. В письме говорилось: «Как глава украинской Греко-католической церкви я передаю Вашему превосходительству мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре — Киевом» [15, с. 774].

Характеризуя коллаборационистскую деятельность митрополита Андрея, польский историк А. А. Земба подчеркивает: «Поведение в конкретных условиях, которые существовали с июня 1941-го до начала 1944 г., должно было означать только одно: сотрудничество с Германией. Митрополит никогда никому из своих соотечественников не намекал на возможность выбора хотя бы нейтральной позиции в конфликте демонического — как он сам утверждал — характера между империями Гитлера и Сталина» [16, с. 104].

Российский исследователь В. В. Кондрашин приводит убедительные факты о финансировании гитлеровцами УГКЦ. В их числе привлекает внимание письмо Шептицкого командиру полиции безопасности и СД по Галиции Гербитрассе, датированное 17 июня 1943 г., где митрополит попросил высокого чина из СД выдать доверенность на получение средств для церковного издательства «Нове Життя» униатскому священнику, экзарху «Апостольского экзархата России» Климентию Шептицкому [4, с. 56]. Получается, что нацистская Германия содержала УГКЦ через СД, признанную Международным военным трибуналом преступной организацией. Сотрудничеством с СД Шептицкий запятнал не только свое имя, но и репутацию руководимой им УГКЦ.

В общем, как религиозный лидер, Андрей Шептицкий четко определил для руководимой им в Галиции паствы политику поддержки нацистской Германии. Основная практическая работа по ее реализации униатами легла на плечи его ближайшего соратника Иосифа Слипого (в документах он же Слепой, он же Слипий). Еще до начала Великой Отечественной войны у этого деятеля установились прочные личные связи с гестапо.

На этот факт обратил внимание советский исследователь С. Т. Даниленко, резюмировавший: «С гестапо он породнился без посредничества оуновцев» [2, с. 105]. В ходе Великой Отечественной войны руководимые митрополитами Шептицким и Слипым униатские священники сотрудничали с нацистскими спецслужбами, проходили службу в украинских частях СС, принимая участие в войне против СССР на должностях капелланов.

Согласно показаниям пленного фельдфебеля германской армии Альфонса Паулюса о деятельности пункта Абвера в городе Кракове, «кроме групп БАНДЕРЫ и МЕЛЬНИКА пункт «Абвера» или также команда «Абвера» 202 использовала украинскую православную церковь. В учебных лагерях генерал-губернаторства проходили подготовку и священники украинской православной церкви (так он называл униатов. — А. В.), которые участвовали в заданиях наряду с другими украинцами. Это проводилось с согласия церкви» [17, л. 81]. В начале 1941 г. в составе полка особого назначения гитлеровской армии «Бранденбург-800» были созданы две дружины украинских националистов «Нах-тигаль» и «Роланд». Шептицкий по рекомендации Слипого 15 мая 1941 г. одобрил назначение Ивана Гриньоха капелланом батальона «Нахтигаль».

Вторжение фашистских войск и приход частей батальона «Нахтигаль» во Львов были встречены Слипым с радостью. По указанию Шептицкого он провел по этому поводу в городе торжественный молебен со словами приветствия и благодарности Гитлеру и его армии. На молебне присутствовали униатские епископы и священники, высшие чины фашистской армии, разведки, гестапо и их агентура.

После захвата гитлеровцами Львова активизировалось в практическом отношении сотрудничество Иосифа Слипого с гестапо. Согласно показаниям служившего нацистам поляка Р. Е. Руппа, допрошенного сотрудниками МГБ УССР 16 марта 1946 г., «надзор за деятельностью греко- и римско-католических церквей в гор. Львове осуществлялся сотрудниками гестапо капитаном Кнором и майором Шенк. Руководители греко-католической униатской церкви митрополит Андрей ШЕПТИЦКИЙ и Иосиф СЛИПЫЙ по всем вопросам, касающимся церкви, обращались к КНОРУ и ШЕНК» [17, л. 141]. Далее в своих показаниях Рупп подчеркнул ведущую роль Слипого в сотрудничестве с гитлеровцами со стороны украинской церкви. Он показал, что «после оккупации немецкими войсками гор. Львова греко-католическим духовенством была организована антисоветская демонстрация, в которой приняло участие около 15 тысяч человек. Демонстрация проводилась под лозунгом приветствия немецких оккупантов как «освободителей». Кроме того, во всех греко-католических униатских церквях гор. Львова проводились торжественные антисоветские богослужения. Ввиду того, что митрополит ШЕПТИЦ-КИЙ был болен, руководство этой антисоветской работой возглавил Иосиф СЛИПЫЙ» [18, л. 141].

Возвращаясь к критике статьи А. Вишиванюк и Е. О. Шебалиной, отметим, что ее изъяны особенно очевидны при описании участия УГКЦ в формировании дивизии СС «Галичина». Исследователи приводят несостоятельные аргументы украинской историографии о том, что «создание дивизии воспринималось многими галичанами, в том числе духовенством, как формирование некоего зачатка собственной украинской армии, которая в условиях завершения войны будет содействовать восстановлению общественного порядка и становлению Украинского государства. Следует отметить, что украинская сторона предпринимала настойчивые, но безрезультатные усилия убедить немецкое командование в необходимости создания дивизии «Галичина» вне состава войск СС, как независимое украинское военное формирование на стороне Германии против СССР» [7]. При этом, со ссылкой

на современных украинских историков, авторы данной статьи пишут о «сдержанной позиции» Сли-пого при формировании дивизии СС [7]. Мы не можем согласиться с такими оценками. Прогермански ориентированные руководители УГКЦ прекрасно осознавали свои деяния, совершаемые в тесном взаимодействии СС, СД и гестапо. Для «святых отцов» участие в формировании дивизии СС стало сделкой, в результате которой они получали право от германских нацистов на политику прозелитизма на временно оккупированных территориях СССР.

В своих показаниях Рупп рассказал о личных встречах Слипого с одним из главарей нацистской партии, рейхсфюрером СС Гиммлером: «Мне известно, что между СЛИПЫМ и ГИММЛЕРОМ в 1942 году был заключен договор, согласно которому греко-католическая униатская церковь обязывалась оказывать помощь немецким властям в формировании украинских националистических частей в Галиции для борьбы против Советского государства. За помощь, оказанную немцам греко-католической церковью в борьбе с Советской властью, ГИММЛЕР, согласно договору, обещал разрешить греко-католическому духовенству послать своих священников на оккупированные территории Украины для проведения среди населения униатской работы. Сотрудники гестапо МИЛЛЕР и ГАРТЕРТ, с которыми я имел связь, подтвердили изложенное выше о договоре СЛИПОГО с ГИММЛЕРОМ и дополнили, что оккупированная немцами территория Украины была уже разделена на отдельные епархии, куда были назначены униатские епископы» [18, л. 143]. Встречи Слипого с Гиммлером дали старт для последующего создания дивизии СС «Га-личина».

Слипый не занимал «сдержанной» позиции при формировании дивизии СС «Галичина», а напротив — был одним из главных идейных вдохновителей ее создания. Рупп сообщал об этом следующее: «В 1943 году весь состав «УЦК» (Украинский центральный комитет. — А. В.)» во главе с БИ-ЗАНЦ был на приеме у ШЕПТИЦКОГО и Иосифа СЛИПОГО. В то время в гор. Львове находился председатель «УЦК» Кубинович, приезжавший из Кракова, который также был у ШЕПТИЦКОГО. Со слов сотрудника гестапо МИЛЛЕРА мне известно, что на указанном приеме члены «УЦК» вместе с ШЕПТИЦКИМ и СЛИПЫМ с одной стороны и представители немецких властей в лице доктора БАУЭРА и ВИЗАНЦА заключили договор о формировании из украинского населения дивизии «СС-Галичина». Рассказывая об участии духовенства в формировании этой дивизии СС Рупп показал, что «греко-католическое духовенство проводило активную пропагандистскую работу среди населения по вовлечению в дивизию «СС-Галичина». Священники униатских приходов выступили с проповедями в церквях и призывали население вступать в дивизию «СС-Галичина». Многие священники униатской церкви добровольно ушли служить в эту дивизию в качестве каппеланов» [18, л. 145].

28 апреля 1943 г. в честь создания «Галичины» в соборе Святого Юра состоялось «торжественное богослужение», которое проводил Слипый. Оценивая этот факт в своей книге, российский публицист Л. М. Млечин справедливо подчеркивает, что «на Западной Украине церковь благословила молодых украинцев на службу в войсках СС» [19, с. 165]. С учетом религиозности населения Галиции пастырское благословение иерарха УГКЦ укрепило

в своем решении местную молодежь, поступившую на службу в войска СС, и оказывало мобилизующее влияние на колеблющихся.

На допросе в НКВД 15 декабря 1945 г. Слипый пытался переложить ответственность за создание «Галичины» на своего уже умершего к этому времени духовного отца Шептицкого, без одобрения которого он действительно не стал бы развивать этой деятельности. При этом под давлением неопровержимых фактов Слипый признал, что «лично я, епископ БУДКА и другие руководители Львовской епархии униатской греко-католической церкви в течение весны и лета 1943 г. служили благодарственные богослужения в честь создания дивизии «СС-Галичина» и благословляли участников ее на борьбу против Красной Армии. Активную работу по созданию дивизии «СС-Галичина» для борьбы против Красной Армии униатское духовенство проводило в соответствии с договором, который был заключен руководством униатской церкви и представителями УЦК с немецкими оккупационными властями и в частности с генерал-губернатором Галиции доктором БЕХТЕРОМ» [14, с. 831-832].

Отметим, что подразделения дивизии СС «Га-личина» военными преступлениями «отметились» не только на территории СССР в Украине и Белоруссии. Они участвовали также в массовых убийствах мирного населения на юго-востоке Польши, в Югославии и Франции. Идейные вдохновители этого карательного формирования несут ответственность в истории за ее преступления против человечности. Поэтому Иосиф Слипый — один из главных нацистских преступников на Украине в годы Второй мировой войны.

В продолжение истории с формированием дивизии СС «Галичина» и в отношении политической ориентации Шептицкого и Слипого на германских нацистов показательно, как в то время, когда ОУН-УПА стала выступать и против гитлеровцев (с 16 апреля 1942 г. украинские националисты стали нападать на немецкие гарнизоны, пункты военно-стратегического значения, эшелоны [20, с. 106]), униатские лидеры в своем послании к пастве, сделанном в ноябре 1943 г., «призывали духовенство и верующих не вести борьбу против немцев». Неуклюже оправдываясь за это на допросе в НКВД, Слипый заявил, что «издавая это послание, мы преследовали цель оградить украинский народ от излишних жертв, связанных с борьбой против немцев, а также укрепить веру в Бога» [14, с. 830].

Несмотря на очевидные тяжкие преступления, вероятно, из-за нежелания обострять отношения с Ватиканом, в СССР была дана достаточно мягкая оценка преступной деятельности Иосифа Слипо-го. Военный трибунал войск МВД Украинского военного округа 29 мая 1946 г. приговорил Слипого к 8 годам лишения свободы по статьям 54-1 «а», 5411 УК УССР.

За судимость 1946 г. Слипый был позднее реабилитирован на основании закона Украины от 17 апреля 1991 г. Оценивая процесс реабилитации нацистских преступников, который в условиях повсеместной борьбы с коммунистическим прошлым, начался в СССР с конца 1980-х гг. и стал масштабным на Украине и в странах Балтии после обретения ими независимости. Томский историк В. Н. Уйманов, в том числе в связи с реабилитацией участников ОУН-УПА отмечает, что «фактором, заметно повлиявшим на процесс реабилитации, стало смещение политических акцентов в странах

Балтии и на Украине в определении жертв массовых репрессий. Лица, участвовавшие в бандформированиях либо воевавшие на стороне фашистской Германии и ее союзников, в этих странах были приравнены (даже с большими правами) к жертвам политических репрессий» [21, с. 429].

Последствием такой реабилитации стало распространение укронацизма. Применительно к роли в этом упомянутых здесь религиозных организаций показательно сотрудничество ПЦУ и УГКЦ по увековечению памяти дивизии СС «Галичина». Клириками ПЦУ и УГКЦ 28 июля 2019 г. совместно было проведено отпевание останков 29 погибших в боях под Бродами бойцов дивизии СС «Гали-чина». В своем слове благочинный Золочевского района ПЦУ Василий Саган заявил, что «будет момент не только признания дивизии СС «Галичина», но будет момент, когда многих из этих героев Церковь и Господь признают своим способом, в свое время. И не просто героями, но и святыми. Многие из них таковыми и являются» [22]. Военнослужащими ВСУ были отданы воинские почести останкам нацистов, накрытым государственным флагом Украины. На церемонии исполнялся государственный гимн Украины.

Таким образом, с точки зрения исторической науки, сотрудничество Слипого с германскими нацистами, в том числе лично с Гиммлером, гестапо и СС, ведущая его роль в создании дивизии СС «Галичина» не вызывают сомнений. Здесь принципиально важно подчеркнуть, что Гиммлер был одним из главных нацистских преступников. Гестапо и СС осуждены международным трибуналом за преступления против человечности. Политическое решение властей Украины о реабилитации Слипого в качестве «жертвы политических репрессий» ничтожно для России, так как в Конституции Российской Федерации закреплена норма о «защите исторической правды». Описанные здесь факты безоговорочно говорят о сопричастности Слипого к германскому нацизму, а значит — он преступник.

Политические лидеры украинского национализма. Исследуемая икона представляет под Покровом Богородицы политических лидеров украинского национализма, агентов германских нацистов Степана Бандеру и Романа Шухевича. Здесь важно подчеркнуть, что оба находились под значительным влиянием УГКЦ.

Бандера — сын униатского священника, и основы его мировоззрения были заложены в семье. Важно подчеркнуть, что Бандера решился на попытку образования «Украинской державы» по благословению Шептицкого. Об этом историк С. Т. Даниленко писал: «Митрополит без всяких оговорок одобрил и благословил намерения Бандеры образовать "правительство" во главе с Ярославом Стецько. Шептиц-кий вместе с Бандерой, Стецько и "представителем немецких государственных властей" Гансом Кохом провел "государственное совещание", где обсуждалась и была утверждена процедура провозглашения "украинской державы"» [2, с. 124].

Среди предков Шухевича был сельский греко-католический священник. На протяжении своей жизни он тесно общался с униатскими церковными деятелями [19, с. 237]. Особенно наглядно связь Шухевича с УГКЦ описана в одной из работ О. Б. Мозохина, где доказано, что «Шухевич широко использовал в проводимой им националистической работе униатское духовенство, привлекая священников в качестве содержателей конспира-

тивных квартир, исполнителей особых поручений. Он получал от них идеологическую и материальную поддержку» [23, с. 284 — 285]. В этой связи историк описывает то, как именно через работу с униатами органам государственной безопасности удалось пресечь деятельность этого военного преступника, уничтожив его.

Основным тезисом данной части работы будет утверждение о том, что руководители ОУН-УПА были не политическими лидерами национально-освободительного движения, а военными преступниками повинными в гибели сотен тысяч мирных людей, активно сотрудничавшими с нацистскими структурами, осужденными Международным военным трибуналом.

Степан Бандера был завербован германскими спецслужбами до начала Великой Отечественной войны. С первых дней войны бандеровцы воевали на стороне Германии. В частности, это следует из материалов допроса бывшего начальника отдела Абвер-2 полковника Эрвина Штольца, который об этом поведал следующее: «После вербовки Мельник изложил свой план подрывной деятельности. В основу было поставлено налаживание связей украинских националистов, проживавших на территории тогдашней Польши, с националистическими элементами на территории Советской Украины, проведение шпионажа и диверсий на территории СССР, подготовка восстания. Тогда же Абвер взял на себя все расходы, необходимые для организации подрывной деятельности. Однако эти меры оказались недостаточными. В этих целях был завербован Степан Бандера, один из главарей ОУН, освобождённый из польской тюрьмы, где он содержался за участие в террористическом акте против министра Польши Перацкого. Кто вербовал Бандеру, я не помню, но я работал с ним» [14, с. 665].

Украинские националисты пришли на Украину вместе с германскими нацистами. Уже 30 июня 1941 г. бандеровцы провозгласили «Акт о независимости украинского государства» в содержании которого во всей полноте проявилась нацистская сущность нового государственного образования, создававшегося бандеровцами при участии УГКЦ (принятие акта от имени Андрея Шептицкого торжественно благословил Иосиф Слипый [19, с. 138]) с целью поддержки того миропорядка, который хотел установить Гитлер. В акте говорилось следующее: «Восстановленное Украинское государство будет тесно сотрудничать с национал-социалистической Велико-Германией, которая под руководством Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации» [15, с. 341]. Таким образом, бандеровцы с первых дней войны самоопределились в качестве «младших братьев» германских нацистов.

В современной украинской историографии утвердился взгляд на то, что бандеровцы после неудачного провозглашения Украинской державы, ареста своего вождя и его ближайших соратников стали бороться как против гитлеровцев, так и против сторонников советской власти. На уровне низовых организаций ОУН это действительно было отчасти так. Однако сам Бандера не прекратил своего сотрудничества с нацистскими структурами гестапо и СС. После освобождения из заключения он получил под Берлином виллу от отдела 4-Д гестапо. А когда он оказался в занятом советскими войсками Кракове, то его вызволял знаменитый любимец

Гитлера командир диверсионной группы войск СС штурмбанфюрер Отто Скорцени [19, с. 198-199]. Данные факты демонстрируют значимость фигуры Бандеры для германских нацистов.

Наиболее ярко проявил себя в годы войны в качестве нацистского преступника соратник Бандеры военный руководитель УПА Роман Шухевич. Он имел офицерский чин и соответствующую должность в вооруженных силах нацистской Германии. В 1941 г. вступил в диверсионный батальон Абвера «Нахтигаль», затем в 201-й батальон шуцман-шафта.

Важно подчеркнуть, что это было именно подразделение войск СС — нацистской организации, осужденной Международным военным трибуналом. Шухевич дослужился там до звания гауптмана (капитана). В течение 9 месяцев в Белоруссии оно уничтожало советских партизан. По справедливой оценке историка С. В. Васильева, «апофеозом пересмотра роли украинского национализма в национальной истории стало присвоение звания Героя Украины Р. Шухевичу, который являлся офицером войск СС гитлеровской Германии» [24, с. 7].

Важно подчеркнуть, что в ходе допросов упомянутый Э. Штольц признал факты совершения преступлений против мирного населения подразделениями Абвера, в тесном сотрудничестве с гестапо. Поэтому на допросе 30 ноября 1951 г. он показал: «Признаю и то, что органы Абвера свою шпион-ско-подрывную и репрессивную деятельность против СССР и советских граждан контактировали с государственной тайной полицией — гестапо, полевой тайной полицией ГФП, которые, безусловно, занимались расправами и зверствами над мирным населением» [25, л. 105].

30 июня 1941 г. батальон «Нахтигаль» вошёл в занятый немцами Львов в строевом порядке, с песнями на украинском языке. В этих песнях были слова, выражавшие ненависть к польскому, еврейскому и русскому народам: «смерть, смерть, ляхам смерть, смерть московско-жидовской коммуне, нас до бою ОУН нас веде» [17, л. 62]. Здесь Шухевич участвовал в провозглашении создания «Украинской державы». В тот же день начались массовые избиения львовских евреев украинскими националистами. Погром продолжался три дня. В ходе него, после пыток и издевательств, было зверски убито около 5000 евреев, преимущественно женщин, детей и стариков. Погром непосредственно направлялся Шухевичем как самозваным заместителем «военного министра Украинской державы» и организатором Львовской «милиции».

Вслед за евреями в течение двух дней были ликвидированы несколько десятков проживавших во Львове представителей польской интеллигенции. В их расстрелах принимали участие военнослужащие батальона «Нахтигаль». Важно подчеркнуть, что украинский министр Шухевич ходил по городу в форме гитлеровского офицера, лично организуя и контролируя убийства евреев и поляков. Допрошенный в качестве свидетеля сотрудниками прокуратуры М. Н. Гресько на допросе 13 января 1960 г. показал, что 1 июля 1941 г. «в городе увидел самого ШУХЕВИЧА в форме немецкого офицера. Спустя день или два я узнал от соседей, что немцы и украинские националисты арестовали многих польских профессоров и преподавателей Политехнического института, университета и других видных деятелей польского народа. Спустя некоторое время я узнал, что все эти польские профессора и ученые были

расстреляны немцами и украинскими националистами» [17, л. 59].

Красноречивые показания о «совместной работе» немцев и возглавляемых Шухевичем украинских националистов 15 января 1960 г. дал бывший военнослужащий батальона «Нахтигаль» Г. И. Мельник. Он показал следующее: «В тот же день (30 июня 1941 г. — А. В.) из нашего взвода была отобрана группа кадровых националистов для выполнения специального задания. В их числе я помню заместителя немецкого командира нашего взвода Григория ЛУЩИКА, Ивана ПАНЬКИВ, Василия ПАНЧАК... Как я позже узнал, такие же группы были выделены и из других взводов и рот, а всего этот специальный отряд состоял примерно из 80 человек. Выделенные люди отсутствовали примерно в течение 4-5 дней. Когда Григорий ЛУЩИК и другие возвратились, я узнал от них, что созданная по поручению командования специальная группа должна была производить аресты и расстрелы представителей польской интеллигенции и других лиц. В состав этой группы входили также украинские националисты, одетые в штатскую одежду и переброшенные немцами в качестве десантных групп. ЛУЩИК, а также ПАНЧАК рассказали мне, что они лично принимали участие в расстреле польских ученых на Вулецкой горе.. ЛУЩИК и другие рассказывали также, что их группой были произведены многочисленные аресты других жителей, а расстрелы производились не только на Вулецкой горе, но и в других местах. Как говорили участники этой группы, акции по уничтожению населения города Льва осуществлялись по распоряжению ОБЕРЛЕНДЕРА (немецкий офицер, командовавший батальоном. — А. В.) и ШУХЕВИЧА (заместитель командира батальона)» [17, л. 52-53]. Эти показания прямо свидетельствуют об ответственности заместителя командира батальона «Нахтигаль» Романа Шухевича за массовые убийства во Львове, совершенные совместно германскими нацистами и украинскими националистами.

Мельник поведал о военных преступлениях батальона «Нахтигаль» в Сатанове. Эту расправу не подтверждают современные еврейские СМИ, утверждающие, что «сатановские "зверства" оу-новцев напрочь отрицают даже архивы КГБ СССР» [26]. Это не так. О зверствах в Сатанове Мельник дал следующие показания: «В Тернополе была специально собрана группа на велосипедах в составе около 80 человек, отправившаяся через Волочиск в город Сатанов. В этой группе был и я. Командовал этой группой Василий СИДОР, который являлся заместителем ШУХЕВИЧА. ... В Сатанов мы прибыли ночью. Из нашего отряда было отобрано около 20 человек, которые во главе с СИДОРОМ вошли в город и там проводили массовые расстрелы мирных жителей. Я лично находился в оцеплении города с задачей никого из города не выпускать. У СИДОРА был список и он, согласно этому списку, давал специальное распоряжение, кого именно следует расстрелять. Утром, когда я в числе остальных находившихся в оцеплении города вошел в город, то увидел на улицах, в домах множество трупов» [17, л. 63].

В начале 1943 г. Шухевич перешёл на нелегальное положение, рассорившись со своими нацистскими покровителями. Заняв командную должность в УПА, он доказывал, что главными её врагами являются не немцы, которые уже и так проиграли войну, а большевики и поляки. По его настоянию

бандеровцы весной 1943 г. начали Волынскую резню польского мирного населения, жертвами которой в течение года стали более 100 тысяч поляков, главным образом женщин, детей и стариков. Кроме того, УПА убивала всех, кто был ей подозрителен. Эти военные преступления УПА подробно описаны в новейшей российской историографии и соответствующим образом доказательно оценены как геноцид [27]. Геноцидом они признаются не только в России. В память о Волынской резне в Польше 11 июля отмечено как «День памяти поляков, жертв геноцида, совершенного ОУН —УПА». Современные поляки считают «Организацию украинских националистов, Украинскую повстанческую армию, легион СС "Галиция" и украинскую полицию на службе у немцев — преступными организациями» [28].

Изображенные на иконе под Покровами Богородицы руководители ОУН-УПА Бандера и Шухе-вич совершили преступления против человечности, не имеющие в истории срока давности. В своем недавнем интервью американскому журналисту Т. Карлсону Президент России В. В. Путин о лидерах украинского национализма и их почитании в современной Украине сказал следующее: «На Украине из них сделали национальных героев, им памятники возводят, они на флагах, их имена кричат толпы, которые ходят с факелами, как в нацистской Германии. Это люди, которые уничтожали поляков, евреев и русских. Надо эту практику и теорию прекратить» [29]. Поставленная на СВО задача по денацификации Украины преследует коренящуюся в прошлом цель.

Заключение. Исторически УГКЦ является религиозной организацией, веками сохранявшей идентичность галичан и породившей украинский национализм, для которого она стала «матерью». Соответственно, эта религиозная организация всегда была враждебной России и РПЦ и для тех галичан, которые связывали с ними свою судьбу. УГКЦ ведет антирусскую деятельность и сегодня. Как недавно заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «В разжигании и поддержании гонений на православных людей Украины принимают деятельное участие так называемые греко-католи-ки — униаты. Они, по-видимому, являются одними из конечных выгодоприобретателей многочисленных беззаконных захватов православных храмов на территории Украины» [30].

Изображение на иконе иерархов УГКЦ Андрея Шептицкого и Иосифа Слипого совместно с лидерами ОУН-УПА Степаном Бандерой и Романом Шухевичем исторически достоверно. Они жили в одно время, были знакомы и делали общее дело в сотрудничестве с германскими нацистскими структурами, борясь против СССР и уничтожая мирное еврейское, польское, русинское население Галиции.

Дополнительно отметим, что дела, к которым причастны перечисленные персонажи с иконы, осуждены не только Международным военным трибуналом, но и ООН. На пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 21 декабря 2010 г. в Нью-Йорке по инициативе Российской Федерации была принята резолюция «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В документе выражена глубокая озабоченность по поводу прославления нацистского движения и бывших членов организации

«Ваффен СС», в том числе путем сооружения памятников и мемориалов и проведения публичных демонстраций в целях прославления нацистского прошлого, нацистского движения и неонацизма. В принятой резолюции нашла отражение и проблема объявления и попыток объявления бывших нацистов, членов организации «Ваффен-СС» и «тех, кто боролся против антигитлеровской коалиции и сотрудничал с нацистским движением», участниками национально-освободительных движений.

И здесь особенно важно подчеркнуть, что «по мнению Генеральной Ассамблеи, такие акты могут подпадать под действие статьи 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, требующей от государств — участников Конвенции преследовать их в уголовном порядке» [31].

Представляется, что тезис об уголовном преследовании непосредственно относится и к современным пастырям и сторонникам ПЦУ, УГКЦ, ОУН и УПА, каковые в последние годы активно занимаются прославлением нацистских преступников. Исторические факты дают основание утверждать, что все описанные политические деятели, изображенные на иконе, виновны в преступлениях против человечности и сотрудничестве с германским нацизмом. Кроме того, несомненно, что само наличие этой иконы, где военные преступники размещены под Покровами Пресвятой Богородицы, оскорбляет религиозные чувства паствы РПЦ.

Завершая повествование, отметим, что, исходя из совокупного осмысления генезиса украинского национализма в период новейшей истории и общей текущей мировой военно-политической ситуации, признания в России экстремистскими организациями ОУН-УПА не в полной мере достаточно. Это наглядно видно, в том числе из проделанного исследования. В данный список враждебных для нашего государства организаций было бы правильно включить УПЦ и УГКЦ как организации, занимающиеся политической деятельностью — пропагандой агрессивного украинского национализма. УГКЦ в годы Великой Отечественной войны вступила в тесное взаимодействие с германскими нацистами, а сегодня, «следуя» своим историческим истокам, совместно с ПЦУ служит русофобской платформой для укронацистов.

Примечания

1 Организации признаны в России экстремистскими и запрещены.

2 Тягнибок Олег Ярославович (1968 г.р.) — украинский политик, нацист. Народный депутат Верховной Рады Украины III, IV и VII созывов; председатель партии ВО «Свобода». В 2011 году журнал «Корреспондент» включил его в рейтинг «100 самых влиятельных украинцев». Примечательно, что его дед по материнской линии Артемий Цегельский был греко-католическим священником в 1946 г. сосланным в Сибирь. Тягнибок получил Золотой крест от ветеранов дивизии СС «Галичина» с формулировкой «За заслуги перед Украиной» [10]. Центром Симона Визенталя в 2012 г. был включён топ-10 антисемитов и израилененавистников всего мира. 1 ноября 2018 г. против него, в числе других граждан Украины, были введены российские санкции.

Библиографический список

1. Стрелецкий Я. И. Специальная военная операция России на Украине: идеологический аспект // Военный

академический журнал. 2022. № 4 (36). С. 143-148. EDN: AYRZYB.

2. Даниленко С. Т. Униаты. Москва: Политиздат, 1972. 223 с.

3. Вишиванюк А. В. Особенности религиозной политики советских властей в западных областях УССР в 1939 — 1941 гг. // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2 (45). С. 56 — 71. EDN: PJBBDZ.

4. Кондрашин В. В. Документы ЦА ФСБ России о сотрудничестве украинских униатов с нацистами в годы Великой Отечественной войны // Журнал российских и восточноевропейских исследований. 2018. № 2 (13). С. 50 — 63. EDN: ZDQBDN.

5. Сушко А. В., Петин Д. И. «Вышлите нам несколько пистолетов и гранат...». Обращение молодых украинских националистов из Сибири к единомышленникам ОУН — УПА на Украине в 1950 г. // Вестник архивиста. 2021. № 1. С. 234 — 235. DOI: 10.28995/2073-0101-2021-1-232-247. EDN: EPQNHZ.

6. Сушко А. В. Украинские националисты в Омске: осуждены и реабилитированы // Новейшая история России. 2021. Т. 11, № 3. С. 705 — 722. DOI: 10.21638/11701/spbu24.2021.309. EDN: MZPVHG.

7. Вишиванюк А., Шебалина Е. О. Греко-католическая церковь в период немецкой оккупации Западной Украины (1941 — 1944): отношения с оккупационными властями и основные направления деятельности // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. T. 13, № 6 (116). DOI: 10.18254/S207987840021881-8. EDN: PSMZIK.

8. Интересная украинская икона. URL: https://serg-slavorum.livejournal.com/331851.html (дата обращения: 22.03.2024).

9. Подробнее: Священник-нацист из ПЦУ благословляет жестом партии «Свобода» // EAD. URL: https://eadaily.com/ ru/news/2021/07/24/svyashchennik-nacist-iz-pcu-blagoslovlyaet-zhestom-partii-svoboda (дата обращения: 22.03.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Олег Тягнибок, биография // Украина.ру. URL: https://ukraina.ru/20231204/1051663543.html (дата обращения: 22.03.2024).

11. Химка Д.-П. Дружественные вмешательства: борьба с мифами украинской истории ХХ в. // Историческая политика в XXI веке: сб. ст. / науч. ред. А. Миллер, М. Липман. Москва: Новое литературное обозрение, 2012. С. 421 — 454.

12. Митрополит Андрей Шептицкий // Герои Украины. URL: http://heroes.profi-forex.org/ru/mitropolit-andrij-sheptickij (дата обращения: 22.03.2024).

13. Мозохин О. Б. Германское влияние на создание украинских националистических организаций в 1920—1940 гг. // Новейшая история России. 2023. Т. 13, № 3. С. 549 — 568. DOI: 10.21638/spbu24.2023.302. EDN: GYENVP.

14. Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В 2 т. Т. 2. 1944—1945 / Под ред. А. Н. Артизова. Москва: РОССПЭН, 2012. 1167 с.

15. Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. Документы. В 2 т. Т. 1. 1939—1943 / Под ред. А. Н. Артизова. Москва: РОССПЭН, 2012. 878 с.

16. Земба А. А. Шептицкий в Европе Гитлера // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2018. № 2 (13). С. 98—126. EDN: PPDVRO.

17. Центральный архив ФСБ России (ЦА ФСБ России). Ф. К-72. Оп. 1. Д. 65.

18. ЦА ФСБ России. Ф. 100. Оп. 11. Д. 8.

19. Млечин Л. М. Степан Бандера и судьба Украины. О чем напомнил киевский Майдан. Москва: Центрполиграф, 2014. 414 с. ISBN 978-5-227-05276-6.

20. Черкасов А. А., Кринко Е. Ф., Шмигель М. Украинский национализм в годы Второй мировой войны: природа и проявления // Русин. 2015. № 2 (40). С. 98 — 117. DOI: 10.17223/18572685/40/7. EDN: TXOOQD.

21. Уйманов В. Н. Ликвидация и реабилитация. Политические репрессии в Западной Сибири в системе большевист-

ской власти (конец 1919—1941 г.): моногр. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2012. 564 с. ISBN 978-5-94621-363-9.

22. «Священник» ПЦУ: Церковь признает героев дивизии СС «Галичина» святыми // СПЖ. URL: https://spzh.media/ru/ news/63994-svyashhennik-pcu-cerkovy-priznajet-gerojev-divizii-ss-galichina-svyatymi (дата обращения: 20.03.2024).

23. Мозохин О. Б. Ликвидация органами МГБ СССР лидера националистического движения Западной Украины Р. И. Шухевича // Исторические чтения на Лубянке. Отечественные и зарубежные спецслужбы: история и современность: материалы XXVI Междунар. науч. конф., Москва, 01 — 02 декабря 2022 г. Москва: Фронткнига, 2022. С. 280 — 288. EDN: RSAGJE.

24. Васильев С. В. Борьба с петлюровщиной и бандеров-щиной в 20 — 50-х годах ХХ века. Москва: Блок-Принт, 2024. 240 с. ISBN 978-5-605-07746-6.

25. ЦА ФСБ России. АУД № Н-20944. Т. 3.

26. Вся Украина — сплошной Бабий Яр. О чем известно меньше, чем о трагедии в Киеве // Еврейская панорама. Независимая еврейская ежемесячная газета. URL: https:// evrejskaja-panorama.de/article.2021-09.vsya-ukraina-sploshnoj-babij-yar.html (дата обращения: 15.03.2024).

27. Забытый геноцид: «Волынская резня» 1943—1944 годов: сб. документов и исследований / сост. А. Дюков. Москва: Алексей Яковлев, 2008. 144 с. ISBN 978-5-903588-09-1.

28. Проект резолюции Сейма Польши о геноциде ОУН-УПА против поляков в 1939 — 1947 годах // Информационное агентство REX. URL. https://iarex.ru/news/36011.html (дата обращения: 20.03.2024).

29. Интервью Президента России В. В. Путина Такеру Карлсону // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/73411 (дата обращения: 12.03.2024).

30. Патриарх заявил, что греко-католики участвуют в разжигании гонений на православных Украины // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/18313997 (дата обращения: 15.03.2024).

31. О принятии на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/ news/1635907/ (дата обращения: 14.03.2024).

СУШКО Алексей Владимирович, доктор исторических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «История, философия и социальные коммуникации» Омского государственного технического университета, г. Омск; профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского автобронетанкового инженерного института, г. Омск.

SPIN-код: 6496-4278

AuthorlD (РИНЦ): 446621

ORCID: 0000-0002-6703-8535

AuthorlD (SCOPUS): 57201470030

Адрес для переписки: alexsushko_1974@mail.ru

Для цитирования

Сушко А. В. Икона украинских нацистов: к вопросу об исторической оценке «героев» под Покровами Богородицы и их современных почитателей // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2024. Т. 9, № 2. С. 22-32. DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-2-22-32.

Статья поступила в редакцию 27.03.2024 г. © А. В. Сушко

UDC 947+246.3+28 A. V. SUSHKO

DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-2-22-32 EDN: MZUSFK

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

THE ICON OF UKRAINIAN NAZIS: ON THE QUESTION OF THE HISTORICAL ASSESSMENT OF THE «HEROES» UNDER THE PROTECTION OF THE VIRGIN MARY AND THEIR MODERN ADMIRERS

The study is based on a source analysis (external criticism) of a modern icon of C Ukrainian nationalists, on which, under the Protection of the Virgin Mary, among other T historical figures, Greek Catholic metropolitans Andrei Sheptytsky and Joseph Slipyi are depicted, as well as the leaders of the OUN-UPA (organizations recognized as extremist in Russia and banned) Stepan Bandera and Roman Shukhevych. A historical assessment of the activities and the presence of these figures who collaborated with the German Nazis on the icon is given. The main emphasis is on the interaction of the depicted «heroes» with the NSDAP, SS, SD and Gestapo, found guilty of crimes against humanity by the International Military Tribunal. In addition to the image itself, which became the reason for writing this article, the source for the study is the forensic investigative documentation of the Soviet state security agencies, during and after the end of the Great Patriotic War, interrogating captured employees of the German special services, Ukrainian nationalists and witnesses to their war crimes. The presence of specific common features in the biographies depicted on the icon of Nazi criminals has been established. The author emphasizes that people who publicly glorify Ukrainian nationalists through an icon are subject to Article 4 of the International Convention on the Elimination of All Forms of Racial Discrimination, which requires states parties to the Convention to prosecute them. Keywords: Ukrainian nationalism, Ukrainian Greek Catholic Church, Uniates, Orthodox Church of Ukraine, OUN-UPA, special services, Andrey Sheptytsky, Joseph Slipyi, Stepan Bandera, Roman Shukhevych.

References iz Sibiri k yedinomyshlennikam OUN — UPA na Ukraine v 1950 g.

[«Send us some guns and grenades...»: appeal of young Ukrainian

1. Streletskiy Ya. I. Spetsial'naya voyennaya operatsiya nationalists from Siberia to their confederates from the OUN-UPA Rossii na Ukraine: ideologicheskiy aspekt [Russia's special in Ukraine in 1950] // Vestnik arkhivista. Herald of an Archivist. military operation in Ukraine: ideological aspect] // Voyennyy 2021. No. 1. P. 232-247. DOI: 10.28995/2073-0101-2021-1-232-akademicheskiy zhurnal. Military Academic Journal. 2022. No. 4 247. EDN: EPQNHZ. (In Russ.).

(36). P. 143-148. EDN: AYRZYB. (In Russ.). 6. Sushko A. V. Ukrainskie natsionalisty v Omske: osuzhdeny

2. Danilenko S. T. Uniate [Uniate]. Moscow, 1972. 223 p. i reabilitirovany [Ukrainian Nationalists in Omsk: Persecuted and (In Russ.). Vindicated] // Noveyshaya istoriya Rossii. Modern History of

3. Vishivanyuk A. V. Osobennosti religioznoy politiki Russia. 2021. Vol. 11, no. 3. P. 705-722. DOI: 10.21638/11701/ sovetskikh vlastey v zapadnykh oblastyakh USSR v 1939-1941 spbu24.2021.309. EDN: MZPVHG. (In Russ.).

gg. [The Features of the Soviet authorities' religious policy in 7. Shebalina E., Vishivanyuk A. Greko-katolicheskaya

the western areas of Ukraine in 1939-1941] // Vestnik PSTGU tserkov' v period nemetskoy okkupatsii Zapadnoy Ukrainy (1941 —

II: Istoriya. Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi. Vestnik St. 1944): otnosheniya s okkupatsionnymi vlastyami i osnovnyye

Tikhon's University Review. Series II: History. Russian Church napravleniya deyatel'nosti [The Greek catholic church during the

History. 2012. No. 2 (45). P. 56-71. EDN: PJBBDZ. (In Russ.). german occupation of Western Ukraine (1941-1944): relations

4. Kondrashin V. V. Dokumenty TSA FSB Rossii o with the occupation authorities and the main areas of activity] // sotrudnichestve ukrainskikh uniatov s natsistami v gody Velikoy Elektronnyy nauchno-obrazovatel'nyy zhurnal «Istoriya». The Otechestvennoy Voyny [Documents of the Central Election Journal of Education and Science «ISTORIYA» («History»). 2022. Commission of the FSB of Russia on the cooperation of Ukrainian Vol. 13, no. 6 (116). DOI: 10.18254/S207987840021881-8. EDN: Uniates with the Nazis during the Great Patriotic War] // Zhurnal PSMZIK. (In Russ.).

rossiyskikh i vostochnoyevropeyskikh issledovaniy. Journal of the 8. Interesnaya ukrainskaya ikona [An interesting Ukrainian

Russian and East European historical studies. 2018. No. 2 (13). icon]. URL: https://serg-slavorum.livejournal.com/331851.html

P. 50-63. EDN: ZDQBDN. (In Russ.). (accessed: 22.03.2024). (In Russ.).

5. Sushko A. V., Petin D. I. «Vyshlite nam neskol'ko pistoletov 9. Podrobneye: Svyashchennik-natsist iz PTsU blagoslovlyayet i granat...». Obrashcheniye molodykh ukrainskikh natsionalistov zhestom partii «Svoboda» [Read more: A Nazi priest from the OCU

blesses the Freedom Party with a gesture]. URL: https://eadaily.com/ ru/news/2021/07/24/svyashchennik-nacist-iz-pcu-blagoslovlyaet-zhestom-partii-svoboda (accessed: 22.03.2024). (In Russ.).

10. Oleg Tyagnibok, biografiya [Oleg Tyagnibok, biography] // Ukraina.ru. Ukraina.ru. URL: https://ukraina. ru/20231204/1051663543.html (accessed: 22.03.2024). (In Russ.).

11. Khimka D.-P. Druzhestvennyye vmeshatel'stva: bor'ba s mifami ukrainskoy istorii v XXI veke [Friendly interventions: the fight against the myths of Ukrainian history of the twentieth century] // Istoricheskaya politika v XXI veke. Historical Politics in the 21st Century / ed. by A. Miller, M. Lipman. Moscow, 2012. P. 421-454. (In Russ.).

12. Mitropolit Andrey Sheptitskiy [Mitropolit Andrey Sheptitskiy] // Geroi Ukrainy. Heroes of Ukraine. URL: http:// heroes.profi-forex.org/ru/mitropolit-andrij-sheptickij (accessed: 22.03.2024). (In Russ.).

13. Mozokhin O. B. Germanskoye vliyaniye na sozdaniye ukrainskikh natsionalisticheskikh organizatsiy v 19201940 gg. [German influence on the creation of Ukrainian nationalist organizations in 1920-1940] // Noveyshaya istoriya Rossii. Modern History of Russia. 2023. Vol. 13, no. 3. P. 549-568. DOI: 10.21638/spbu24.2023.302. EDN: GYENVP. (In Russ.).

14. Ukrainskiye natsionalisticheskiye organizatsii v gody Vtoroy mirovoy voyny. Dokumenty. V 2 t. T. 2. 1944 -1945 [Ukrainian nationalist organizations during the Second World War. Documentation. In 2 vols. Vol. 2. 1944-1945] / ed. by A. N. Artizova. Moscow, 2012. 1167 p. (In Russ.).

15. Ukrainskiye natsionalisticheskiye organizatsii v gody Vtoroy mirovoy voyny. Dokumenty. V 2 t. T. 2. 1939-1943 [Ukrainian nationalist organizations during the Second World War. Documentation. In 2 vols. Vol. 2. 1939-1943] / ed. by A. N. Artizova. Moscow, 2012. 878 p. (In Russ.).

16. A. A. Zemba. Sheptitskiy v Yevrope Gitlera [Sheptytsky in Hitler's Europe] // Zhurnal rossiyskikh i vostochnoyevropeyskikh istoricheskikh issledovaniy. Journal of the Russian and East European Historical Studies. 2018. No. 2 (13). P. 98-126. EDN: PPDVRO. (In Russ.).

17. Tsentral'nyy arkhiv FSB Rossii (TSA FSB Rossii) [Central Archive of the FSB of Russia (CA FSB of Russia)]. File: K-72/1/ 65. (In Russ.).

18. TSA FSB Rossii [CA FSB of Russia]. File: 100/11/ 8. (In Russ.).

19. Mlechin L. M. Stepan Bandera i sud'ba Ukrainy. O chem napomnil kiyevskiy Maydan [Stepan Bandera and the fate of Ukraine. What the Kyiv Maidan reminded us of]. Moscow, 2014. 414 p. ISBN 978-5-227-05276-6. (In Russ.).

20. Cherkasov A. A., Krinko Ye. F., Shmigel' M. Ukrainskiy natsionalizm v gody Vtoroy mirovoy voyny: priroda i proyavleniya [Ukrainian Nationalism during World War II: Its nature and manifestations] // Rusin. Rusin. 2015. No. 2 (40). P. 98-117. DOI: 10.17223/18572685/40/7. EDN: TXOOQD. (In Russ.).

21. Uymanov V. N. Likvidatsiya i reabilitatsiya. Politicheskiye repressii v Zapadnoy Sibiri v sisteme bol'shevistskoy vlasti (konets 1919-1941 g.) [Uymanov V. N. Liquidation and rehabilitation. Political repressions in Western Siberia in the system of Bolshevik power (late 1919-1941)]. Tomsk, 2012. 564 p. ISBN 978-5-94621363-9. (In Russ.).

22. «Svyashchennik» PTsU: Tserkov' priznayet geroyev divizii SS «Galichina» svyatymi [«Priest» of the OCU: The Church recognizes the heroes of the SS division «Galicia» as saints] // SPZh. UOJ. URL: https://spzh.media/ru/news/63994-svyashhennik-pcu-cerkovy-priznajet-gerojev-divizii-ss-galichina-svyatymi (accessed: 20.03.2024). (In Russ.).

23. Mozokhin O. B. Likvidatsiya organami MGB SSSR lidera natsionalisticheskogo dvizheniya Zapadnoy Ukrainy R. I. Shukhevicha [Liquidation by the USSR Ministry of State Security of the leader of the nationalist movement of Western Ukraine R. I. Shukhevych] // Istoricheskiye chteniya na Lubyanke. Otechestvennyye i zarubezhnyye spetssluzhby. Historical Readings at Lubyanka. Domestic and Foreign Intelligence Services: History

and Modernity. Moscow, 2022. P. 280-288. EDN: RSAGJE. (In Russ.).

24. Vasil'yev S. V. Bor'ba s petlyuroshchinoy i banderovshchinoy v 20-50-kh godakh XX veka [The fight against Petliurschina and Bandera in the 20-50s of the twentieth century]. Moscow, 2024. 240 p. ISBN 978-5-605-07746-6. (In Russ.).

25. TSA FSB Rossii [CA FSB of Russia]. File: № H-20944. Vol. 3. (In Russ.).

26. Vsya Ukraina - sploshnoy Babiy Yar. O chem izvestno men'she, chem o tragedii v Kiyeve [All of Ukraine is continuous Babi Yar. Less is known about than the tragedy in Kyiv] // Evreyskaya panorama. Nezavisimaya evreyskaya ezhemesyachnaya gazeta. Jewish Panorama. Independent Jewish Monthly Newspaper. URL: https://evrejskaja-panorama.de/article.2021-09.vsya-ukraina-sploshnoj-babij-yar.html (accessed: 15.03.2024). (In Russ.).

27. Zabytyy genotsid: «Volynskaya reznya» 1943-1944 godov: sbornik dokumentov i issledovaniy [Forgotten genocide: «Volyn massacre» of 1943-1944: a collection of documents and research]. Moscow, 2008. 144 p. ISBN 978-5-903588-09-1. (In Russ.).

28. Proyekt rezolyutsii Seyma Pol'shi o genotside OUN-UPA protiv polyakov v 1939-1947 godakh [Draft resolution of the Polish Sejm on the OUN-UPA genocide against the Poles in 1939-1947] // Informatsionnoye agentstvo REX. REX News Agency. URL: https://iarex.ru/news/36011.html (accessed: 20.03.2024). (In Russ.).

29. Interv'yu Prezidenta Rossii V. V. Putina Takeru Karlsonu [Interview of Russian President V. V. Putin to Tucker Carlson] // Prezident Rossii. President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/73411 (accessed: 12.03.2024). (In Russ.).

30. Patriarkh zayavil, chto greko-katoliki uchastvuyut v razzhiganii goneniy na pravoslavnykh Ukrainy [The Patriarch stated that Greek Catholics are participating in inciting persecution of Orthodox Christians in Ukraine] // TASS. TASU. URL: https:// tass.ru/obschestvo/18313997 (accessed: 15.03.2024). (In Russ.).

31. O prinyatii na 64-y sessii General'noy Assamblei OON rezolyutsii «Nedopustimost' opredelennykh vidov praktiki, kotoryye sposobstvuyut eskalatsii sovremennykh form rasizma, rasovoy diskriminatsii, ksenofobii i svyazannoy s nimi neterpimosti» [On the adoption at the 64th session of the UN General Assembly of the resolution «Unacceptability of certain types of practices that contribute to the escalation of contemporary forms of racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance»] // Ministerstvo inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. URL: https://mid. ru/ru/foreign policy/news/1635907/ (accessed: 14.03.2024). (In Russ.).

SUSHKO Alexey Vladimirovich, Doctor of Historical Sciences, Professor (Russia), Professor of History, Philosophy and Social Communications Department, Omsk State Technical University, Omsk; Professor of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Department, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk. SPIN code: 6496-4278 AuthorID (RSCI): 446621 ORCID: 0000-0002-6703-8535 AuthorID (SCOPUS): 57201470030 Correspondence address: alexsushko_1974@mail.ru

For citations

Sushko A. V. The icon of Ukrainian Nazis: on the question of the historical assessment of the «heroes» under the Protection of the Virgin Mary and their modern admirers // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. Story. Modernity. 2024. Vol. 9, no. 2. P. 22-32. DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-2-22-32.

Received March 27, 2024. © A. V. Sushko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.