Научная статья на тему 'Иисус Христос как пастырь: библейская модель пастырского служения (по Ин. 10:11-15)'

Иисус Христос как пастырь: библейская модель пастырского служения (по Ин. 10:11-15) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
695
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мессия / пастырь / пастух / наемник / пророк / паства / Messiah / shepherd / shepherd / mercenary / prophet / flock

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пастор Дэрил Диддл

Образ пастыря Иисус Христос показывает как в своей проповеди, так и примером своей жизни. Библейская модель пастырского служения основана на сравнении добросовестного пастыря и наемного работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jesus as Shepherd: The Biblical Model for Pastoral Care Based on John 10:11-15

An image of a Shepherd is shown by Jesus Christ both in his sermon and by the example of his life. The biblical model of the pastoral ministry is based on the comparison of a conscientious pastor and a wage worker.

Текст научной работы на тему «Иисус Христос как пастырь: библейская модель пастырского служения (по Ин. 10:11-15)»

удк 232:250

Пастор Дэрил Диддл

иисус христос как пастырь: библейская модель пастырского служения

(по Ин. 10:11-15)

Образ пастыря Иисус Христос показывает как в своей проповеди, так и примером своей жизни. Библейская модель пастырского служения основана на сравнении добросовестного пастыря и наемного работника. Ключевые слова: Мессия, пастырь, пастух, наемник, пророк, паства.

Несмотря на то , что мы разные, я благодарен, что у нас есть общее в нашей вере -смерть и воскресение Христа. Он - наш мир, и мы едины в Нем. И потому следует начать с чтения отрывков Библии, на которых строится большинство из рассуждений.

«Но ты, Вифлеем - Ефрафа, пусть ты мал среди городов Иудеи, из тебя Мне выйдет Тот, Кто не будет править Израилем, Чье родословие ведется издревле, с давних времен. Итак, Он оставит их до поры, пока роженица не родит Того Правителя; тогда Его оставшиеся братья вернутся к народу Израиля. Он встанет и будет пасти Свое стадо в силе Господней, в величии имени Господа, Его Бога. Они будут жить в безопасности, ведь славы Его дойдет до края земли. Он будет их миром» (Мих. 5:2-5).

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка,

и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что он нанят, и не заботится об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10:11-15).

Вы знаете, что пророк Михей был современником Исаии. Пророк Иса-ия был более изощренным, городским (урбанизированным) пророком, а Михей - это как бы его племянник из провинции. Исаия проповедовал и пророчествовал более утонченно, терминами, которые были понятны образованным слушателям и профессионалам. Михей, в свою очередь, говорил ясно, иногда яростно, языком, понятным жителям сельской местности.

Пастор Дэрил Диддл, доктор христианского служения, Старший пастор Свободной Методистской церкви Вилмор, США

Михей был свидетелем ассирийского захвата северного царства Израиль... и падения Самарии. Он хорошо знал, что Бог карает взбунтовавшейся народ, даже свой собственный, и у него сердце сжималось от страха при мысли, что ведь дух бунтаря охватил иудеев, его народ в Израиле. Он был защитником бедных и правильно понимал, что для Бога реальным барометром настоящей религиозной веры и преданности ей было отношение к бедным. Именно поэтому он призывал свой народ к социальным реформам и социальной справедливости - изучить и затем работать над искоренением (изменением) несправедливости и жестокого обращении с бедными.

Но его призыв значил нечто большее. По своей сути, Михей призывал свой народ вернуться к Богу и верить Ему всем сердцем. Михей призывал к духовному пробуждению (возрождению), поскольку он понимал, что несправедливость, пороки его народа, особенно по отношению к бедным, действительно могут быть исправлены при изменении в сердцах и умах и считал, что только реальный, личный, внутренний контакт с Богом, способен это сделать.

Без реального духовного возрождения иудеев, Михей знал, что его народ погибнет. Он пророчествовал следующее: «Послушайте, вожди Иакова, правители дома Израилева! Не ваше ли дело знать правосудие? А вы ненавидите добро и любите зло. Время придет, воззовут они к Господу, но Он не ответит. В то время Он скроет от них Свое лицо из-за того зла, которое они наделали» (Мих. 3:1-7). «Молись и стони, дочь Сиона, как женщины при руках, ведь теперь ты покинешь город и в поле разобьешь лагерь, ты уйдешь в Вавилон» (Мих. 4:10).

В глубине сердца, не смотря на то, что он надеялся на лучшее, Михей знал, что Иудею ждет разрушение. Тем не менее, он знал также, что есть еще надежда, и говорил о ней. так же, как предрекал Исаия - надежда на приход Избавителя: «Итак, Он оставит их до поры, пока роженица не родит Того Правителя; тогда Его оставшиеся братья вернутся к народу Израиля. Он встанет и будет пасти Свое стадо в силе Господней, в величии имени Господа, Его Бога. Они будут жить в безопасности, ведь слава Его дойдет до края земли. Он будет их миром» (Мих. 5: 3-5).

Господь, через Михея, обещает, что придет Избавитель, который станет Пастухом своего народа. И Господь говорит о Мессии словами и образами, которые его читатели могут понять. образом Пастуха. Конечно, слушателям (читателям) Михея образ «Пастуха» был близок, поэтому он поняли все тонкости и характерные черты Его, которые Михей приписывал Мессии.

Безусловно, индустриализация и урбанизация изменила наш мир до неузнаваемости. Если во времена Михея, и даже во времена Иисуса Христа, почти все знали о роли и характеристиках «пастуха», многие, если не очень многие в наше время не знают этого. Большинство наших современников, скорее всего, вообще не видели ни одного пастуха. Тем не менее, Пастух остается главной, если не самой главной, Библейской метафорой для Мессии. Поэтому я полагаю, что это наша ответственная задача как учителей христианских не только проинтерпретировать выражение «Мессия как Пастух» людям

в нашем приходе, это наше предназначение стать, за счет силы Христа, пастухами и подпасками в стаде Христа. Говоря фигурально, если христианин - это «маленький Христос», то мы обязаны знать и жить жизнью пастуха, а Бог наш помощник в этом.

Итак, что же значит Бог - пастух для нас? Что же слышали современники Михея в его обещании о приходе пастуха? Как же станет Мессия и мы пастухами для людей Христа? Прежде всего, заметим, что Михей говорит, что Мессия встанет. не будет сидеть или лежать. Будущий Пастух Израиля будет стоять. Это значит, что божественный пастух будет знать и будет активен. Всегда наготове, готовый правильно поступать, не в пример религиозным лидерам времен Михея, которые подходили к выполнению своего призвания и работы с позиций попустительства, невмешательства.

Образ, изображенный Михеем, во многом схож с образом, который сам Иисус описывает в главе 10 Евангелия от Иоанна. Речь идет о разнице между хорошим пастухом и нанятом для этой работы человеком. Иисус говорит: «Только хороший Пастух действительно заботится о своих овцах». Ведь у него есть своя заинтересованность в них. Наемного рабочего в действительности не интересует, что произойдет с овцами, потому что у него нет личной заинтересованности в них. Поэтому, когда приходит опасность, он убегает (Ин. 10:11-14). Но хороший пастух остается на месте и защищает овец. Он и пройдет лишнюю милю, так как делает работу не из-за денег, которые ему платят.

Несколько лет тому назад, я был в магазине-типографии, недалеко от моего дома. Чуть раньше я послал им компьютерный файл книжки, которую хотел, чтобы мне напечатали. Мне перезвонили и сказали, что контрольный экземпляр был отпечатан и мне следовало самому проверить его до того, как будет отпечатано четыре ксерокопии от него. Тем временем, когда я просматривал файл, посланный им, я нашел несколько ошибок в работе. Когда я пришел в магазин для проверочного чтения, я спросил служащую, не смогли ли бы они исправить мои ошибки в файле. Очень резко, даже не взглянув на меня, она сказала, к сожалению, они ничего не могут сделать, и продолжали заниматься своим делом. Я не компьютерный профессионал, но знаю очень хорошо, что она могла исправить ошибки и внести коррективы на файле. Она же просто не захотела, поскольку ни я, ни мой проект ее не интересовали, более того, ее не касалось даже то, что эта работа производилась в магазине, где они работают. Она была клерком низшей квалификации, и все, что ее интересовало, как пройдет день и сколько ей заплатят. Она - это пример наемного работника, не правда ли? Она была удовлетворена, делая свою работу сидя или даже, фигурально выражаясь, лежа.

Я попросил разрешения поговорить с менеджером. Уже по одному виду можно было определить ее должность: она и одета была по-другому - аккуратно и профессионально. И вела себя дружелюбно, была очень обеспокоена моей проблемой и, как оказалось, сделала все возможное помочь мне исправить в файле ошибки.

Почему такая разница в отношениях? Менеджер - это не наемный работник. Она заинтересована во мне, и в качестве их работы, репутации, и в том,

как я отнесусь к их работе. Она готова была сделать все и больше, поскольку ценила меня, была внимательна, профессиональна и очень помогла мне. Фигурально выражаясь, она делала свою работу ни сидя и ни лежа, а стоя во весь рост. Она была пастухом. Пастухи относятся к своей работе серьезно и делают все от них зависящее во имя результата.

Что еще нужно, чтобы стать пастухом? Наверное нечто большее, чем внимательность, не так ли? Пастухи - это лидеры. Они ведут своих овец. Они идут впереди, чтобы заметить опасность - убедиться, что дороги (тропинки) безопасны и нет там хищников, лежащих в засаде. Пастухи любят своих овец и ведут их по правильному пути ... и их овцы знают это.

Как же обличается такой тип лидера о тех, которых было большинство во времена Михея! Большинство лидеров того времени ... могущественные цари нации вокруг Иудеи ... даже многие из их собственных царей... даже священники в храмах. были тиранами, диктаторами, которые любили власть и пользовались возможностью грабить людей в нужде для достижения собственной славы. Но Михей говорит, что Мессия. Пастух от Господа. не будет таким по отношению к своим людям.

Но это не значит, что у Пастуха от Господа нет собственных планов. Конечно есть! Он знает, что делать Его народу и куда Он хочет повести его. Но он будет честен со своими людьми. Он не знает ни лжи, ни силы, ни обмана. Он не заставляет их делать что-то. Он ведёт их, а это большая разница. Он поведёт тех, кто хочет быть ведомым, а не тех, кто не хочет. Он будет любить их и оказывать милость им до какой-то степени, но в основном, Он не будет заставлять их делать то, что им не нравится или они не согласны, даже если это им на пользу.

Но это не значит, что он позволяет овцам делать, что им вздумается. По правде говоря, иногда пастуху приходится дезориентировать своих овец, для их же пользы. Иногда ему приходится искать заблудшую овцу, может даже иногда идти по следу (вылавливать) заболевшую или пораненную овцу. чтобы вернуть в стадо. чтобы она направилась в безопасность. Но Пастух Божий будет вести за собой, показывая пример, с любовью, а не силой заставляя что-либо делать, Своё стадо. В действительности Библия гласит о том, что Пастух от Бога будет лидировать с любовью до самого конца. Он будет любить своих овец даже ценой собственной смерти.

Я прочитал однажды, что овцы теряются или получают ранение из-за того, что ходят с опущенной головой, ища травку, прямо у себя по носом. Они ходят и едят, даже не поднимая головы, чтобы осмотреться, где они или кто их пастух. При этих обстоятельствах, легко представить, как они могут заблудится или получить травму - они уходят от стада. Падают с обрыва или попадают в дыру. Они не чувствуют хищника, который рядом. Конечно, Иисус говорил и о подобных вещах. Он сказал (Лк. 15) что если овца заблудилась, то Пастух от Бога оставит всех остальных в безопасном месте и пойдет искать её и вернёт её и Он будет радоваться спасению овцы. Но это не значит, это другие овцы не важны для Иисуса. Он говорит нам, что для такого Пастуха важны любая овца.

Михей своим образом Пастуха даёт нам понять, что Мессия, который будет заботится обо всем стаде и сделает всё, чтобы оно было вне опасности. Конечно, заботится об овцах и держать их вне опасности значит защищать их от хищников. Хороший Пастух от Бога подвергнет себя опасности, если это понадобится, чтобы его овец не украли, не съели или не убили. Это ведь часть работы Пастуха. защитить своих овец. иногда от своего собственного невежества, но также и от угроз извне.

Конечно, Христос говорит, что хороший пастух даже может положить свою жизнь ради овец. Иисус говорит, что сохранность овец требует даже смерти пастуха и это именно то, что хороший пастух и выберет .Он умрет ради своих овец потому, что любит, очень любит их. 2000 лет тому назад Иисус доказал правоту своих слов перед всем миром. Хороший пастух любит своих овец настолько, что будет жертвовать собственной жизнью для их блага.

Еще одно делает пастух для своих овец - он дает им отдых. Хороший пастух знает, когда его овца должна отдыхать. даже , когда они сами не знают об этом, часто пастухи знают о своих овцах больше, чем овцы знают о себе. Итак, хорошие Пастухи не утомляют своих овец, заставляя их делать что-то сверх их возможностей. Хорошие Пастухи знают возможности своих овец, и они останавливают их и дают им отдых и дают им все, что им надо для здоровья на долгие годы и жизнь в мире.

Один из любимых Псалмов в нашей стране является Псалом 22, который говорит об этом. «Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на зеленых пастбищах и водит меня к тихим водам. Он душу мою оживляет и ведет меня по путям праведности.» (Пс. 22:2-3). Это также работа хорошего пастуха - обеспечивать мир и покой своему стаду.

Конечно, Пастух от Господа, о котором говорил Михей; Мессия, которого пошлет Господь и о котором говорил псалмопевец. мы верим, что это наш Иисус Христос, которого мы все любим и которому служим. Иисус взял на себя роль хорошего пастуха. Пастуха от Бога, и Он сказал всем, кто будет следовать за Ним, что мы можем перекладывать свои проблемы на Него -мы должны позволить Ему нести груз наших забот. Мы можем вверять Ему все наши заботы, и Он примет их. так обещал Мессия Михея, но особенно это относится к Божественному Пастуху. Хорошему Пастуху.

Иисус - вот кто ведет нас; Он исправляет тех, кто уклонился. Он лечит покалеченных, Он защищает и спасает Своих овец от угроз изнутри и снаружи. И потому, что Он знает нас лучше, чем мы знаем себя, Он дает нам отдых, который нам необходим, и определяет ритм и скорость(темп) нашей жизни. Мы знаем, что это все есть во Христе, хорошем Пастухе. И как христианские лидеры, подпаски в Его стаде. Полагаю Он призывает нас делать то, что делает Он и так же относится к своим людям.

Доктор Лин Андерсан в своей книге «Они пахнут(имеют запах) как овцы» рассказывает свою историю. Несколько лет тому назад в Палестине, мы с женой - ехали в автобусе по Израилю в туристической поездке и были очарованы тем, как гид рассказывал нам об истории, традициях, опи-

сывал пейзажи. Он включал в свой рассказ описание старинных пастухов, овец и их взаимоотношений. Он рассказывал о том, как пастух устанавливал контакт со своими овцами - он кормил и заботился о них. Гид подчеркивал, что пастух не гонял своих овец, но сам вел их и ему не приходилось быть с ними жестким, потому что они знали его и слушали его голос, и следовали за ним, куда бы он их ни повел.

Затем гид сообщил, как накануне, рассказывая ту же самую повесть о пастухах и овцах, он почувствовал, что его слушатели потеряли всякий интерес к ней и все до одного смотрели в окно, глаз не сводя с пастуха, который гнался за стадом овец. Он бросал в них камни, избивал палками, пускал на них собак и загонял в загон. Этот человек полностью испортил рассказ гида, такого приятного на слух. Гид же, по его словам, настолько был взволнован, что выскочил из автобуса, побежал в поле и обрушился на него со словами:«Понимаете ли вы, что сделали со мной? Я рассказывал изумительный сюжет о нежном обращении пастухов к овцам, и вот появились вы и грубо нападаете на них. Что происходит?» Этот человек, казалось, потерял дар речи на некоторое время, но потом сказал: «Вы не так все поняли, сэр. Я не пастух, я мясник».

Господь призывает нас быть пастухами, не мясниками по отношению к своему стаду, пастухами, обладающими его чертами - качествами Хорошего Пастуха. Я же, как пастор, регулярно задаю себе следующие вопросы: «Я пастух, который стоит, расправив плечи. Я имею в виду, выполняю ли я свою работу серьезно и тщательно, насколько могу. все это для сохранения любви. любви к овцам, которых сам Господь, хороший Пастух, так любит?» «Веду ли я своих овец, следуя его примеру - из любви и заботе о них, не гоню ли я их силой и властно? Я контролирую свое внутреннее «я» в действиях лидера?» «Готов ли я отдать всего себя. даже если дойдет до смерти, ради благополучия и процветания вверенных мне овец?» «Я понимаю, когда им нужен покой и возможность размножения? Знаю ли я их нужды и могу ли сделать все, чтобы удовлетворить их потребности?»

В целом, такого типа вопросы - все до единого, сводятся к одному: «я ежедневно поступаю правильно и веду свое стадо так, как Хороший Пастух?»

Молюсь Богу, чтоб это было так. и что мы все могли вести тех, кого нам доверил Господь, с любовью, достойной Хорошего Пастуха. чтобы Отче наш сказал нам всем: «Хорошая работа, хороший и надежный(преданный) слуга».

Pastor Daryl Diddle JEsus As sHEpHERD: THE BIBLicAL MoDEL

for pastoral care based on john 10:11-15

An image of a Shepherd is shown by Jesus Christ both in his sermon and by the example of his life. The biblical model of the pastoral ministry is based on the comparison of a conscientious pastor and a wage worker.

Keywords: Messiah, shepherd, shepherd, mercenary, prophet, flock.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.