Научная статья на тему 'III Российский культурологический конгресс и гуманитарное образование'

III Российский культурологический конгресс и гуманитарное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
III РОССИЙСКИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС / ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «III Российский культурологический конгресс и гуманитарное образование»

СОБЫТИЯ

К. Г. Антонян,

доцент кафедры теории и истории культуры

Е. Н. Шпинарская,

доцент кафедры теории и истории культуры

III РОССИЙСКИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС И ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Одним из значимых мероприятий в сфере гуманитарного образования стал прошедший в Санкт-Петербурге с 27 по 29 октября 2010 г. III Российский культурологический конгресс. Тема конгресса — «Креативность в пространстве: традиции и инновации». Он был проведен под эгидой Российского института культурологии. Кроме института культурологи, организаторами выступили Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Научный совет РАН «История мировой культуры», Российский государственный гуманитарный университет, Русская христианская гуманитарная академия, Научно-образовательное культурологическое общество. Проведение конгресса также поддержали Санкт-Петербургский научный центр РАН, Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга, Международная ассоциация «Русская культура», Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, кафедра ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога.

Такое количество организаций, принявших участие в конгрессе, свидетельствует об активизации культурологического сообщества, в первую очередь отечественного, о консолидации тех, кого непосредственно волнует дальнейшая судьба гуманитарной науки в целом и культурологии в частности. Гуманитарное образование имеет важное государственное значение, в рамках гуманитарной науки у учащихся формируется картина мира, происходит процесс личностного становления. Сегодня перед культурологией (равно как и перед всем научным сообществом) встают проблемы соответствия изменяющимся запросам времени.

На III Российском культурологическом конгрессе были продолжены начатые на предыдущих двух конгрессах дискуссии. Это и определение предмета культурологического знания, и четкое обозначение границ существующих сегодня культурологических дисциплин, и доработка имеющихся, а также выработка новых методологических стратегий, и вопросы прикладного аспекта гуманитарной науки в целом и культурологии в частности.

Основной категорией, сквозь призму которой научному культурологическому сообществу предлагалось взглянуть на означенный круг актуальных тем и проанализировать состояние социокультурного потенциала современности, явилась категория креативности. Креативность стала движущей силой для многих исторических культур. Позволяя изменить устоявшиеся культурные формы, выйти из состояния стагнации, осуществить выход на иной уровень развития и переосмыслить собственное культурное наследие, креативное начало позволяет традиционным (отчасти закрытым, замкнутым на себе) культурам влиться в процесс инновационных преобразований мировой культуры. В рамках культурологического дискурса на конгрессе освещался вопрос о роли и месте традиции

в постоянно меняющемся настоящем, о необходимости принятия мер по сохранению и дальнейшему осуществлению традиции.

На участие в конгрессе было подано более 1200 заявок из разных регионов Российской Федерации, а также ближнего и дальнего зарубежья. В рамках организованных авторских секций и круглых столов прозвучали яркие научные сообщения участников. Обширный круг тем был структурирован и рассмотрен на дискуссиях, пленарных и секционных заседаниях, а также круглых столах, сгруппированных вокруг восьми базовых тем: теоретическая культурология, историческая культурология, динамика культурных форм, фундаментальные проблемы мировой художественной культуры, культурология креативности, педагогическая культурология, культурология российской цивилизации, культурная политика в контексте глобального кризиса. Помимо этого в рамках конгресса были проведены три научно-практические конференции («Культурологическое образование и просвещение в России в контексте социальных перемен и креативных решений», «Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации», «Театральный квартал: культурология креативности»), две научные конференции («Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства», «Память и забвение в культуре: потенциал креативности») и одна международная конференция («Начала Русского мира»).

На научно-практической конференции под общим названием «Культурологическое образование и просвещение в России в контексте социальных перемен и креативных решений» освещались проблемы культурологического образования, его актуального состояния и перспективы развития. В ходе конференции были подняты вопросы культурологической составляющей отечественного образования (как высшего, так и среднего), воспитательного потенциала гуманитарных наук, региональных аспектов культурологии, использования междисциплинарного опыта в развитии гуманитарных наук и формировании ее новых теоретико-методологических оснований, прикладных аспектов гуманитарной науки и др.

На состоявшемся в рамках конференции круглом столе прозвучали доклады, посвященные различным аспектам общей темы «Традиционное и инновационное в образовании современной молодежи». Современная молодежная культура представляет собой конгломерат весьма разнородных субкультурных образований. Быстро меняющаяся социокультурная среда требует как новых подходов и методов организации учебного процесса, так и нового содержания образования. На круглом столе обсуждались вопросы оптимизации образовательного процесса, вопросы возможности двустороннего диалога студентов и преподавателей, налаживание междисциплинарных связей, креативный потенциал гуманитарной мысли.

Особое внимание докладчики уделяли практической стороне культурологического знания, что выразилось в постоянном обращении к проблемам трудоустройства и непосредственного применения культурологических знаний на практике. Причем речь шла не столько о традиционных программах обучения, формировании системы взаимодействия высшей и средней школы, сколько о реальной потребности каждого человека в социогу-манитарном знании, которое предполагает именно культурологическое образование.

Прошедший масштабный культурологический конгресс продемонстрировал озабоченность научной и педагогической общественности как перспективами теоретической гуманитарной науки, так и положением системы образования, подвергающейся перманентному реформированию. На первый план модернизации образования должны быть выдвинуты вопросы его культурного содержания. В рамках культурологического под-

хода реализуется формирование целостного знания о мире культуры как сложном и многоаспектном мире человека. Сложность и разветвленность современного научного знания ведет к изоляции его различных направлений, специализация создает мир замкнутых внутри себя научных общностей. Преодолеть эту изоляцию различных научных направлений возможно за счет универсальности культурологического подхода.

Э. В. Балакирева,

профессор кафедры педагогики

УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКОВ (по итогам конкурса сочинений)

На Педагогической ассамблее, посвященной открытию Года учителя в России, Д. Медведев подчеркнул высокую степень уважения со стороны государства и общества к благородному учительскому труду. Глава государства выразил надежду, что 2010-й станет годом начала серьезной модернизации отечественного образования, годом позитивных перемен. В преддверии Года учителя Д. Медведев утвердил образовательную инициативу «Наша новая школа».

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, глубоко владеющие психологопедагогическими знаниями, понимающие особенности развития школьников, являющиеся также профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность современной школы.

В минувшем году в рамках Года учителя в Российской Федерации Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена провел Всероссийский конкурс сочинений школьников «Хочу быть учителем!». Целью проведения конкурса было предоставить возможность творческой талантливой молодежи, ориентированной на профессию учителя, выразить свое отношение к учителю, его труду, привлечь внимание широкой общественности к этой профессии. В конкурсе приняли участие учащиеся 8—11-х классов общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев, школ-интернатов. Конкурс проходил в течение двух месяцев (с 20 января по 20 марта 2010 г.). На конкурс прислали свои сочинения свыше 400 школьников со всей России.

Конкурс проводился по номинациям: «Учитель в кино», «Учитель в художественных произведениях», «Учитель в моей жизни», «Учитель — профессия будущего». Участникам конкурса предлагалось, исходя из своих представлений об образе учителя в кино, художественной литературе, жизни, написать сочинение об особенностях профессии учителя, о том, кто может быть учителем, образ какого учителя оказал влияние на их выбор.

Вот какие мнения о конкурсных сочинениях школьников высказывали независимые эксперты кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена [1].

Т. Г Галактионова (номинация «Учитель в кино»). В основе фильмов, которые увидели и описали наши юные авторы, — образ учителя. Какое счастье, что есть такие фильмы, где режиссер и актеры стремятся показать то лучшее, что есть в учительской профессии. Как осторожно и бережно подходят они к внутреннему миру педагога. С каким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.