Научная статья на тему 'II Всероссийская школа по клинической иммунологии «Иммунология для врачей» 30 января - 5 февраля 2011 г.'

II Всероссийская школа по клинической иммунологии «Иммунология для врачей» 30 января - 5 февраля 2011 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская иммунология
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «II Всероссийская школа по клинической иммунологии «Иммунология для врачей» 30 января - 5 февраля 2011 г.»

Медицинская иммунология 2011, Т. 13, № 2-3, стр. 291-295 © 2011, СПб РО РААКИ

Дневник иммунолога

II ВСЕРОССИЙСКАЯ ШКОЛА

по клинической иммунологии «иммунология для ВРАЧЕЙ»

30 января - 5 февраля 2011 г.

II Всероссийская школа по клинической иммунологии «Иммунология для врачей» прошла 30 января — 5 февраля 2011 года в заповеднике «Пушкинские Горы» Псковской области.

Школа проходила под эгидой Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Северо-Западного отделения РАМН, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Правительства Санкт-Петербурга в лице Комитета по здравоохранению и Комитета по науке и высшей школе при поддержке Администрации Псковской области. Основными организаторами Школы выступили: НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН, ГНЦ — Институт иммунологии ФМБА России, Российское научное общество иммунологов, Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов, Российское цитокиновое общество, Санкт-Петербургское региональное отделение Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов.

На Школе обсуждались самые актуальные вопросы клинической иммунологии. В связи с бурным развитием иммунологии первые три дня работы Школы были посвящены вопросам фундаментальной иммунологии. Лекции академика РАН и РАМН Черешнева Валерия Александровича (Москва-Екатеринбург) были посвящены механизмам развития локального и системного воспаления, академика РАМН Козлова Владимира Александровича (Новосибирск) — регуляторным и мезенхимальным клеткам, члена-корреспондента РАМН Кетлинского Сергея Александровича (Санкт-Петербург) — вопросам толерантности и иммунопатогенеза атеросклероза, члена-корреспондента РАМН Гущина Игоря Сергеевича (Москва) — механизмам развития аллергических реации, профессора Ярилина Александра Александровича (Москва) — структуре, гомеостазу и развитию иммунной системы, профессора Полторака Александра Николаевича (Бостон, США) — генетике врожденного иммунитета и развитию иммунного ответа в цитоплазме, профессора Климовича Владимира Борисовича (Санкт-Петербург) — структуре и функциям иммуноглобулинов А и М, профессора Козлова Ивана Генриховича (Москва) — CD-антигенам и лекарственным воздействиям через рецепторы врожденного иммунитета, к.м.н. Топтыгиной Анна Павловны — иммунологической памяти и поствакцинальному иммунитету. Профессор Калинина Наталья Михайловна (Санкт-Петербург) изложила новые представления о иммунологических механизмах нарушения фертильности. Лекции д.м.н. Киселевой Екатерины Прохоровны (Санкт-Петербург) дали оригинальные представления о противоопухолевом иммунитете, а также роли иммунных реакций в защите от грибов. Вопросы противоинфекционной защиты получили развитие в лекциях профессора Гариба Фируза Юсуповича (Москва), посвященных антииммунной стратегии патогенных вирусов и бактерий. Лекции профессора Нестеровой Ирины Вадимовны (Москва) были посвящены месту нейтрофилов в иммунной системе, а также дефектам системы интерферонов. Последняя тема также подробно обсуждалась на круглом столе «Интерфероны в диагностике и терапии», организованном Генеральным спонсором Школы — компанией «Иммунофарм» (Москва). Роли цитокинов в патогенезе заболеваний человека, а также вкладу этих молекул в иммунодиагностику и иммунотерапию традиционно были посвящены лекции профессора Симбирцева Андрея Семеновича (Санкт-Петербург).

291

Дневник иммунолога

2011, Т. 13, № 2-3

Остальные дни работы Школы были посвящены вопросам иммунодиагностики и иммунотерапии. Клинические аспекты иммунопатологии детально рассматривались в лекциях профессора Тузанкиной Ирины Александровны (Екатеринбург), профессора Латышевой Татьяны Васильевны (Москва) и профессора Продеуса Андрея Петровича (Москва). Значимость и информативность определения различных иммунологических показателей обсуждалась в лекциях профессора Калининой Натальи Михайловны (Санкт-Петербург), профессора Марковой Татьяны Петровны (Москва), профессора Зурочки Александра Владимировича (Челябинск), д.б.н. Самойлович Марины Платоновны (Санкт-Петербург), к.м.н. Лапина Сергея Владимировича (Санкт-Петербург). Вопросы диагностики и терапии аллергических заболеваний осветили в своих лекциях члена-корреспондент РАМН Гущин Игорь Сергеевич (Москва), профессор Маркова Татьяна Петровна (Москва), профессор Зурочка Александр Владимирович (Челябинск) и д.м.н. Федоскова Татьяна Германовна (Москва). Использование современных молекулярных и иммунохимических технологий в аллергодиагностике было детально представлено в лекции компании «ХВД-Биотех» (профессор Макроносова Марина Адольфовна, Москва). В лекциях д.б.н. Хайдукова Сергея Валерьевича (Москва), также как и в лекции, представленной компанией «Бекмен Культер», подробно обсуждались методические вопросы стандартизации иммунологических исследований и контроля качества в проточной цитометрии, особенности идентификация различных популяций и субпопуляций лимфоцитов периферической крови.

Отличительной особенностью Школы 2011 года явилось детальное обсуждение проблемы клиники, диагностики и терапии первичных и вторичных иммунодефицитных состояний в педиатрии и у взрослых. Этому были посвящены три заседания «J-project» (международный образовательный проект по первичным иммунодефицитам совместно с Центром инфекционной и педиатрической иммунологии стран Восточной и Центральной Европы на базе Медицинского Университета в Дебрецене, Венгрия), кураторами которого с венгерской стороны выступил профессор Ласло Мароди (Дебрецен), а с российской — Гусева Марина Николаевна (Санкт-Петербург). В рамках этого проекта с уникальными лекциями выступили: профессор Ласло Мароди (Дебрецен, Венгрия), профессор Алессандро Плебани (Бреша, Италия), профессор Продеус Андрей Петрович (Москва), профессор Кондратенко Ирина Вадимовна (Москва), профессор Тузанкина Ирина Александровна (Екатеринбург), к.м.н. Хаджидис Александр Кириякович (Санкт-Петербург). Обсуждению этой темы также был посвящен симпозиум, организованный компанией «Биотест Фарма ГмбХ», Главным спонсором Школы, на котором выступили профессор Резников Юрий Петрович (Москва) и профессор Кондратенко Ирина Вадимовна (Москва).

В завершении работы Школы состоялся очень эмоциональный и продуктивный Круглый стол «Целенаправленный выбор препарата для иммунокоррекции» (ведущий — профессор Тотолян Арег Артемович).

Необходимо отметить, что все лекции сопровождались очень активной дискуссией. Эти дискуссии не обошлись без острых столкновений мнений участников.

Школа вполне оправдала название Всероссийской, т.к. в ее работе приняли участие представители из 25 регионов Российской Федерации: Белгород, Владивосток, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Калининград, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Магадан, Москва и Московская область, Новокузнецк, Новосибирск, Орел, Оренбург, Пермь, Псков, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Смоленск, Сургут, Томск, Уфа, Хабаровск, Челябинск, а также коллеги из Риги (Латвия) и Минска (Беларусь).

Многие участники отмечали теплую, дружескую атмосферу Школы, на которой интересная лекционная программа сочеталась с не менее полезной культурной программой, включавшей экскурсии в Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. О доброжелательной и неформальной обстановке царившей на Школе может свидетельствовать и та добрая ирония, которая звучит в публикуемом нами конспекте лекций, составленном слушателями Школы: д.м.н. Семикиной Еленой Леонидовной и к.м.н. Топтыгиной Анной Павловной. На церемонии закрытия форума прозвучало много слов благо-

292

2011, Т. 13, № 2-3

Дневник иммунолога

дарности, а также и обоснованные пожелания в адрес Оргкомитета, которые будут учтены при подготовке очередной Школы. Ее проведение запланировано на 2012 год.

Оргкомитет считает своим приятным долгом от имени всех участников Школы выразить особую благодарность Администрации Псковской области и Пушкиногорского района, а также Комитету по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Генеральному спонсору — компании «Иммунофарм», Главному спонсору — компании «Биотест Фарма ГмбХ» «ОктаФарма» и всем официальным спонсорам, финансовая поддержка которых сделала возможной организацию и проведение Школы.

Конспекты лекций, составленные слушателями II Всероссийской школы по клинической иммунологии «Иммунология для врачей»

30 января - 5 февраля 2011 г. Семикиной Е.Л. и Топтыгиной А.П.

Чтобы стать таким высококлассным специалистом, надо посещать школу иммунологов.

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь. Первичной переподготовкой У нас немудрено блеснуть

Иммунолог — по мненью многих Судей решительных и строгих — Ученый, врач иль лаборант (к тому отдельный есть талант)

Для пациента на приеме Он должен быть главней других, С ученым видом в разговоре Разрыть семейный весь архив... И задавать, поймав момент, Вопрос — как зачат пациент.

Назначить вовремя анализ (а главное понять — какой),

И дать иммуномодулятор (а главное решить — какой), Подлить иммуноглобулинов (а главное найти — какой), Предугадать поломку гена,

(а главное — найти места,

Где эти тесты можно сделать). Увы — задача не проста!

Латынь из моды вышла ныне, Все больше English, так сказать, Но иммунолог на латыни Рецептик должен написать,

Знать об иммунодефиците, Особенно СХУИДе, ПИДе,

Да помнить должен, все как есть, Из МКБ листов пять — шесть ...

293

Дневник иммунолога

2011, Т. 13, № 2-3

Итак, конспекты лекций школы, том 2.

Параграф 1. «ПЛАНЕТА ИММУНИТЕТ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ»

«Моя задача — отразить домашний быт клеток иммунной системы. Как они живут, куда ходят и что едят» (проф. А.А. Ярилин)

«Апоптотические тельца хорошо пахнут для вечно голодных макрофагов» (проф. Ф.Ю. Гариб)

Но не всех так хорошо кормят. Некоторые вынуждены побираться...

«Мезенхимальные стволовые клетки говорят — «сами мы не местные» (акад. В.А. Козлов) «Лимфоидные органы — копошащаяся масса клеток» (проф. А.А. Ярилин)

«Хелпер еще не знает, кем он будет, а дендритная клетка уже знает» (проф. Ф.Ю. Гариб)

«Одни рецепторы на месте, другие бегают неизвестно где» (проф. И.Г. Козлов)

«Мутантная клетка должна лечь и затаиться, и ждать удобного случая» (д.м.н. Е.П. Киселева) «Интимные отношения между двумя клетками обеспечиваются молекулами адгезии» (проф. И.Г. Козлов)

И в микромире кипят свои страсти...

«Вот патоген — он хитрый, он умный. Он ловкий, и он на рога поставил иммунную систему, которой мы так гордимся» (проф. Ф.Ю. Гариб)

«К микробу тянется макрофаг — огромный такой бычара, Создается впечатление, что этот маленький все понимает» (проф. Ф.Ю. Гариб)

И с ним согласен профессор А.Н. Полторак:

«Иерсиния пестис сознательно замедляют ответ хозяина»

«Мы стали для микробов священными животными... Они нас берегут, а если убивают, то не сразу» (проф. Ф.Ю. Гариб)

Этот мир хорошо организован

«Вообще клеток бездельниц нет — даже если она промежуточная стадия какого-то развития — она что-то делает» (проф. А.А. Ярилин)

«В биологии все очень жестко — нет ни пенсий, ни домов престарелых .Иммунитет — не богадельня, отработал, не годишься — отправляйся на тот свет. .Придет загулявший натуральный киллер и уничтожит» (д.м.н. Е.П. Киселева)

«Все замечательно у нас — иммунная система дура, а макрофаги сволочи» подытожил в дискуссии академик В.А. Козлов

Параграф 2. ПОРТРЕТ ВРАЧА-ИММУНОЛОГА

«А кто такие клинические иммунологи и где они водятся — в НИЯХ что ли?»... спрашивает профессор Ю.П. Резников

«Что мы должны писать в этих грамотках, которые врачи закладывают куда подальше, потому что ничего в этом не понимают» Интересуется профессор А.А. Ярилин

«Я этим один раз делился с педиатрами, но здесь все-таки профессионалы. Не обидятся» Надеется профессор А.П. Продеус

Однако, как заметил профессор И.С. Гущин,

«Умных людей нашлось немного»

«Я согласен с Вашим мнением, что маргиналов много.»резюмирует профессор А.С. Симбирцев «Врачу, который имеет руки, ноги и вообще глаза, многое и так ясно» Утверждает д.м.н. Т.Г. Фе-доскова

«Врач выясняет — где вам хуже? Лежа на постели или под постелью?» Уточняет профессор И.С. Гущин «Мы знаем, что если один из пап страдает атопией. Атопик реагирует всем своим внуренним миром» Эмоционально констатирует д.м.н. Т.Г. Федоскова

«Ничего себе целесообразная реакция — пациент помер после такой целесообразной реакции» Оппонирует не менее эмоционально профессор И.С. Гущин

«Многие открытия в иммунофармакологии совершаются либо по разгильдяйству, либо по недосмотру...» (проф. И.Г. Козлов)

Но главное, что должны вынести врачи из этой школы —

«Вторичные иммунодефициты — песня, которая должна быть разучена каждым врачом» (проф. И.А. Тузанкина)

Прослушав блестящую лекцию В.А. Черешнева о Н.И. Пирогове, мы поняли, что многие идеи этого великого ученого имеют непосредственное продолжение в современной иммунологии. Итак .

294

2011, Т. 13, № 2-3

Дневник иммунолога

Параграф 3. ОЧЕРКИ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ИММУНОЛОГИИ

«Инфекция — посягательство на суверенитет организма» (проф. А.А. Ярилин)

«Когда я готовился к очередной лекции, мне стало страшно за человечество, за семью и близких» (проф. Ф.Ю. Гариб)

«Нам показалось, что это больше всего приближено к реальной боевой ситуации» (к.м.н. А.П. Топтыгина)

«В организме есть клетки-предатели. Первыми сдали макрофагов. Они приходят не по зову партии родной защищать нас от опухоли, а делают там свое предательское дело. Потом в предатели сдали все клетки врожденного иммунитета» (д.м.н. Е.П. Киселева)

Но не все разделяют эту точку зрения ....

«Я не специалист в клетках врожденного иммунитета, но очень их уважаю» (проф. А.А. Ярилин) Его поддерживает профессор И.В. Нестерова «Нейтрофилы-ОМОН иммунной системы»

Более того,

«Эффекторные клетки памяти — это пограничники-сверхсрочники. Они хорошо обучены, вооружены, знают образ врага и им не надо обращаться к вышестоящему начальству за приказом» (к.м.н. А.П. Топтыгина)

Но многим приходится делать (как сказал профессор Ф.Ю. Гариб) «Доклад начальству в гипоталамус — враг уже здесь и пора реагировать»

«Все свободные наивные клетки по звуку трубы отправляются в лимфоузел, чтобы представить свои рецепторы — не их ли вызывали?» (к.м.н. А.П. Топтыгина)

«Не то, чтобы так придумали Мечников и Дженуэй — а так природа создала» (д.м.н. Е.П. Киселева) «Трудно представить, что хорошо обученная армия, увидев на горизонте врага, упала в обморок» (к.м.н. А.П. Топтыгина)

В этой войне все способы хороши ... «Одним из способов борьбы является убийство» (проф. Ф.Ю. Гариб) «Препараты бактериальных лизатов — коктейль Молотова» (проф. И.Г. Козлов)

«95% героев войны уничтожается через 1-2 недели, так как они опасны» (проф. Ф.Ю. Гариб) Война закончена, но мир подрывают террористы. Их лозунг: «Не надо обрезать телефонные провода — надо взрывать телефонные станции!» (проф. Ф.Ю. Гариб)

Параграф 4. ФИЛОСОФСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ

«Сначала вам покажется сложновата эта картинка — но она совершенно нормальная». Обнадеживает профессор Ф.Ю. Гариб

«Не то чтобы вы все в темноте пребываете, а я вам все просвечу..» (проф. А.А. Ярилин) «Иммунология влияет на идею» Постулирует профессор С.А. Кетлинский «Рассмотрим это с драматической точки зрения» Предлагает профессор А.А. Ярилин «Мне это понравилось, потому что я ничего не знал о том, что сегодня докладываю» (проф. С.А. Кетлинский)

«Что делать — ясно всем, а как делать — не знает никто» Сокрушается д.м.н. Е.П. Киселева «Хочется вспомнить те задачи, которые мы как бы где-то решали... Но неправильно» Самокритично добавляет профессор А.В. Зурочка

«Не все так, как кажется» (д.м.н. Е.П. Киселева)

«Когда мы говорим об абсолютных истинах — помните, что они тоже могут измениться» Предостерегает нас профессор Н.М. Калинина.

А профессор А.А. Ярилин резюмирует :

«На эту тему мы еще поспорим!»

Законспектировали:

Семикина Елена Леонидовна — д.м.н., заведующая клинико-диагностической лабораторией Научного Центра здоровья детей РАМН;

Топтыгина Анна Павловна — к.м.н., ведущий научный сотрудник Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского.

30января —5февраля 2011 г., Псковская область, Пушкинские Горы

295

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.