Научная статья на тему 'I Всероссийская школа по клинической иммунологии «Иммунология для врачей» 1-7 февраля 2010 г.'

I Всероссийская школа по клинической иммунологии «Иммунология для врачей» 1-7 февраля 2010 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская иммунология
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «I Всероссийская школа по клинической иммунологии «Иммунология для врачей» 1-7 февраля 2010 г.»

Медицинская иммунология 2010, Т. 12, № 3, стр. 265-268 © 2010, СПб РО РААКИ

Дневник иммунолога

I ВСЕРОССИЙСКАЯ ШКОЛА

по клинической иммунологии

«иммунология ДЛЯ ВРАЧЕЙ»

1-7 февраля 2010 г.

I Всероссийская школа по клинической иммунологии «Иммунология для врачей» прошла 1-7 февраля 2010 года в заповеднике «Пушкинские Горы» Псковской области.

Школа проходила под эгидой Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Северо-Западного отделения РАМН, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Правительства Санкт-Петербурга в лице Комитета по здравоохранению и Комитета по науке и высшей школе при поддержке Администрации Псковской области. Основными организаторами Школы выступили: НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН, ГНЦ — Институт иммунологии ФМБА России, Российское научное общество иммунологов, Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов, Российское цитокиновое общество, Санкт-Петербургское региональное отделение Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов.

На Школе обсуждались самые актуальные вопросы клинической иммунологии. В связи с бурным развитием иммунологии первые два дня работы Школы были посвящены вопросам фундаментальной иммунологии. Лекция академик РАМН Козлова Владимира Александровича (Новосибирск) была посвящена эпигенетике в клинике основных заболеваний человека, а также роли простагландинов при аутоиммунных заболеваниях. В лекциях профессора Ярилина Александра Александровича (Москва) обсуждались место и роль тимуса, а также вопросы дифференцировки Т-хелперов. В лекциях члена-корреспондента РАМН Кетлинского Сергея Александровича (Санкт-Петербург) были приведены последние данные об иммунопатогенезе HIV-инфекции и роли Th-17 клеток в норме и при патологии. Профессор Калинина Наталья Михайловна (Санкт-Петербург) изложила новые представления о роли NK-клеток. Лекции д.м.н. Киселевой Екатерины Прохоровны (Санкт-Петербург) очень образно дали представления об иммунной системе слизистых, а также роли иммунных реакций в защите от грибов. В лекциях профессора Гариба Фируз Юсупович (Москва) также обсуждались вопросы противоинфекционной защиты «Антииммунная стратегия патогенных вирусов и бактерий» и иммунные механизмы развития патологических процессов. Роли цитокинов в патогенезе заболеваний человека, а также вкладу этих молекул в иммунодиагностику и иммунотерапию были посвящены лекции профессора Симбирцева Андрея Семеновича (Санкт-Петербург).

265

Дневник иммунолога

Медицинская Иммунология

Остальные дни работы Школы были посвящены вопросам иммунодиагностики и иммунотерапии. Организации лабораторной иммунологической диагностики, методологическим и методическим аспектам были посвящены лекции профессоров Пинегина Бориса Владимировича (Москва) и Тото-ляна Арега Артемовича (Санкт-Петербург). Использование современных молекулярных технологий в иммунологических исследованиях было детально представлено в лекциях компаний «Био-Рад Лаборатории» (Бабкин Павел Олегович) и «Интерлабсервис» (Смирнова Татьяна Владимировна).

В лекциях д.б.н. Хайдукова Сергея Валерьевича (Москва), также как и в лекции, представленной компанией «Бекмен Культер», подробно обсуждались методические вопросы стандартизации иммунологических исследований и контроля качества в проточной цитометрии, особенности идентификация различных популяций и субпопуляций лимфоцитов периферической крови. Эти вопросы получили свое логическое продолжение в лекциях профессора Зурочки Александра Владимировича (Челябинск), который детально обсудил подходы к интерпретации результатов иммунологического обследования в рамках оценки иммунного статуса.

Диагностике и терапии первичных и вторичных иммунодефицитных состояний в педиатрии были посвящены лекции профессоров Продеуса Андрея Петровича (Москва), Кондратенко Ирины Вадимовны (Москва), Марковой Татьяны Петровны (Москва), Тузанкиной Ирины Александровны (Екатеринбург), Дегтяревой Марины Васильевны (Москва) и Калининой Натальи Михайловны (Санкт-Петербург). Проблема вторичных иммунодефицитов у взрослых обсуждалась в лекциях профессоров Пинегина Бориса Владимировича (Москва), Марковой Татьяны Петровны (Москва) и Калининой Натальи Михайловны (Санкт-Петербург). В лекциях к.м.н. Лапина Сергея Владимировича (Санкт-Петербург) подробно были изложены все основные аспекты лабораторной диагностики аутоиммунных заболеваний. Последний раздел программы Школы «Вопросы иммунокорригирующей терапии» был детально освещен в лекциях профессоров Козлова Ивана Генриховича (Москва), Тузанкиной Ирины Александровны (Екатеринбург), Калининой Натальи Михайловны (Санкт-Петербург), Тото-ляна Арега Артемовича (Санкт-Петербург) и доцента Хорошиловой Наталии Викторовны (Москва). Именно вопросы иммунотерапии вызвали у аудитории наиболее жаркие споры.

Большой интерес у аудитории вызвали два семинара, организованные спонсорами Школы:

— семинар компании «ОктаФарма» «Иммуноглобулины человека, норма и патология. Использование препаратов ВВИГ в различных клинических ситуациях»;

— семинар компании «Биотест Фарма ГмбХ» «Первичные и вторичные иммунодефициты: заместительная терапия и иммуномодуляция».

Необходимо отметить, что все лекции сопровождались очень активной дискуссией. Эти дискуссии не обошлись без острых столкновений мнений участников.

Школа вполне оправдала название Всероссийской, т.к. в ее работе приняли участие представители из 24 регионов Российской Федерации: Благовещенск, Владивосток, Владимир, Екатеринбург, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Кемерово, Королев, Краснодар, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Псков, Пятигорск, Санкт-Петербург, Саранск, Ставрополь, Томск, Челябинск, Чита.

Многие участники отмечали теплую, дружескую атмосферу Школы, на которой интересная лекционная программа сочеталась с не менее полезной культурной программой, включавшей экскурсии в Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. О доброжелательной и неформальной обстановке царившей на Школе может свидетельствовать и та добрая ирония, которая звучит в публикуемом нами конспекте лекций, составленном слушателями Школы: д.м.н. Семикиной Еленой Леонидовной и к.м.н. Топтыгиной Анной Павловной. На церемонии закрытия форума прозвучало много слов благодарности, пожелания сделать Школу в Пушкинских Горах традиционной а также и обоснованные пожелания в адрес оргкомитета, которые будут учтены при подготовке очередной Школы. Ее проведение запланировано на 30 января — 5 февраля 2011 года.

Оргкомитет считает своим приятным долгом от имени всех участников Школы выразить особую благодарность Администрации Псковской области и Пушкиногорского района, а также Комитету по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, главному спонсору — фирме «ОктаФар-ма» и всем официальным спонсорам, финансовая поддержка которых сделала возможной организацию и проведение форума.

266

2010, Т. 12, № 3

Дневник иммунолога

Конспекты лекций, составленные слушателями I Всероссийской школы по клинической иммунологии «Иммунология для врачей»

1-7 февраля 2010 г. Семикиной Е.Л. и Топтыгиной А.П.

Добросовестные ученики школы иммунологов тщательно конспектировали лекции. Поскольку школа проводилась в Пушкинских Горах, эпиграф к конспектам мог быть взят только из одного источника — это «Евгений Онегин».

Строфа XLVI, пересмотренная:

Кто жил и мыслил, тот не может Средь иммунологов скучать,

Микробиота всех тревожит,

И цитокин не даст молчать!

Во всем свое очарованье,

И нас змия воспоминаний И жажда нового грызет.

Все это часто придает Большую прелесть разговору.

Сперва докладчиков язык Порой смущал, но зал привык К живому слайдов перебору,

К формулировкам непростым...

Итак, мы переходим к ним!

1. Определение изучаемого предмета

«Иммунология — это то, чему можно посвятить жизнь. После семьи.» (проф. Тузанкина И.А.). Хотелось бы как-то расшифровать это понятие, но, как отметил проф. Ярилин А.А.:

«Плюнем на расшифровку, тем более что я ее не знаю!».

«И вот нас понесло в эту область» (проф. Ярилин А.А.).

2. Основные понятия иммунологии

«Зачем столько типов клеток? Чтобы писать про них в учебниках и дурить людям головы?» (д.м.н. Е.П. Киселева).

«Но я все силы приложу, чтобы это немножечко скомкать» (проф. Ярилин А.А.).

«Хелперы — это вроде партийной ячейки: везде ездят и указывают всем, что делать» (д.м.н. Киселева Е.П.).

«Во-первых, они как на коммунальной кухне, друг друга терпеть не могут, а во-вторых, друг другу помогают» (д.м.н. Киселева Е.П.).

«Когда не было Th-17, все было красиво и хорошо» (акад. Козлов В.А.).

«И я отношусь к этому с удивлением и восхищением, так как это расстраивает ту красоту, которая временно сложилась» (проф. Ярилин А.А.).

«А T-reg — это жандармы, которые всем велят «не пущать» (д.м.н. Киселева Е.П.).

Кроме того, выяснилось, что:

«М-клетки — карманы таможни» (д.м.н. Киселева Е.П.).

«Дендритная клетка микробину какую-нибудь затащит — и на разборку» (д.м.н. Киселева Е.П.).

И наконец:

«Нейтрофилы — клетки ненадежные, в случае чего всегда могут устроить воспаление» (д.м.н. Киселева Е.П.).

3. На школе много внимания уделялось патогенам

Было отмечено, что «патогены — не бараны» (проф. Гариб Ф.Ю.).

«Они не стремятся в наш организм, но если мы им открываем двери — они пожалуйста!» (д.м.н. Киселева Е.П.).

«Каждый патоген сам себе выбирает смерть — кому виселица, а кому пуля в лоб» (д.м.н. Киселева Е.П.).

«Микроорганизм (например, сальмонелла) даже может индуцировать клеточную гибель в благодарность за то, что ее не убили» (проф. Гариб Ф.Ю.).

К.м.н. Топтыгина А.В., д.б.н. Хайдуков С.В., д.м.н. Семикина Е.Л., проф. Тузанкина И.А.

267

Дневник иммунолога

Медицинская Иммунология

4. Особую благодарность следует выразить организаторам Школы за выбор времени года

По мнению проф. Тузанкиной И.А., «летом многое отвлекает... по ночам, а зима способствует!». «Каждый решает для себя — тянуть или отдаться, можно бесплатно (за удовольствие)» (проф. Продеус А.П.).

Бывает так, что «вирус въезжает в клетку через Fc-рецептор, раздевается ... и размножается!» (проф. Гариб Ф.Ю.).

«Все видно, но вот в какое место смотреть — тоже вопрос» (проф. Тузанкина И.А.).

«Подходит цитотоксический лимфоцит, ощупывает мембрану и ничего не находит. В результате не может возбудиться» (проф. Гариб Ф.Ю.).

«И непонятно, идет ли речь о нарушении спектра наших сожителей» (проф. Тузанкина И.А.).

5. Заключение

«Послушав то, что мы пока знаем.» (акад. Козлов В.А.).

«Можно думать, следует полагать, постепенно переходя к убеждению» (акад. Козлов В.А.).

«Если вы уверены в себе — то вы уверены и в своем результате» (д.б.н. Хайдуков С.В.).

Законспектировали:

Семикина Елена Леонидовна — д.м.н., заведующая клинико-диагностической лабораторией Научного Центра здоровья детей РАМН;

Топтыгина Анна Павловна — к.м.н., ведущий научный сотрудник Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского.

1-7февраля 2010г., Псковская область, Пушкинские Горы

268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.