Научная статья на тему 'II Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России»'

II Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «II Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России»»

2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Научная жизнь

УДК 316:061.3(045) Д.А. Боровиков

II ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧЕЛОВЕК И МИР: СОЦИАЛЬНЫЕ МИРЫ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ РОССИИ»

25 - 27 июня 2008 г. в городе Ижевске прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России».

Пленарное заседание отразило специфику данной конференции, её ин-тегративный характер. Представленные доклады касались не только актуальных социально-психологических проблем, но и биопсихологических, медицинских проблем качества жизни современного человека.

Открыл конференцию министр образования и науки Удмуртской Республики, доктор экономических наук А.Л. Кузнецов. Он отметил высокую значимость конференции как для науки, так и для системы современного образования. После пожеланий успешной работы слово было передано доктору психологических наук, профессору Н.И. Леонову.

В своём пленарном докладе «Психология социального мира» Н.И. Леонов отметил, что целью конференции является обобщение вкладов социальных наук в понимание современного изменяющегося мира России. Также были обозначены задачи конференции: 1) обсуждение опыта ведущих российских и зарубежных учёных в области взаимосвязи экономического, социального, демографического статусов личности в современных условиях; 2) обсуждение подходов к разработке стандартов качества жизни; 3) знакомство с новейшими методами индивидуальной и групповой работы с социальными группами. Автор высказал мысль о том, что современный мир постоянно порождает социальные вызовы, которые ведут к появлению новых, ситуационно целесообразных форм проявления активности субъекта изменяющегося мира. При этом процесс личностного смыслообразования приводит к построению внутренне непротиворечивого для личности образа социального мира, где объективные и субъективные ее аспекты преобразованы в единое целое.

Далее слово было предоставлено доктору психологических наук, профессору из города Костромы Н.П. Фетискину. В своем докладе он обозначил основные направления социальной психологии, которые сегодня развиваются и которые, по мнению автора, являются сегодня наиболее актуальными. Докладчик обратил внимание на появление устойчивых эффектов и явлений в нашем обществе, которые могут стать объектом рассмотрения социальной психологии: предпринимательство, бизнес, фермерство и крестьянство, формирование субкультур, изменение ценностных ориентаций в обществе и др.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2

Доклад доктора медицинских наук, профессора А.М. Карпова (Казань) был посвящен биопсихосоциальному подходу к охране психического здоровья. Докладчик обратился к определению понятия «здоровье», данному Всемирной организацией здравоохранения. Было отмечено, что здоровье -это не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического, социального и нравственного благополучия человека. Автор заключил, что при анализе структуры психики мы должны учитывать особенности трех компонентов: тела, души и духа. Отсутствие противоречий и диссоциации этих уровней и является здоровьем. Однако современный мир провоцирует деградацию этих элементов, особенно это касается духа (как системы социальных ценностей). А.М. Карпов привел примеры современных песен и песен «социалистического» периода, дал анализ их с точки зрения классификации стратегий совладания Хайма. Докладчик наглядно продемонстрировал то, что современные песни провоцируют проявление неадаптивных коппинг-стратегий. В итоге автор привел статистику психических заболеваний, согласно которой стремительно растет их число во всех гДрнтах няоишииягских наук, профессор В.Н. Бобков (Москва) представил доклад «Качество и уровень жизни населения в современной России: методология, социальные стандарты и оценивание». В своем докладе автор пояснил основные принципы и методы оценки качества жизни, разработанные во Всероссийском центре уровня жизни. В докладе были приведены компоненты качества жизни, стандарты развития человека, принятые в западных странах и использующиеся в России. Были проанализированы особенности регионов по приведенным параметрам. По мнению В.Н. Бобкова, современная Россия совершенно определенно выбралась из категории стран с низким уровнем жизни, однако говорить о высоком уровне жизни пока рано. Тем не менее, ряд показателей оценки уровня жизни вполне сопоставим с европейскими показателями. Высокими еще остаются различия между региоДокиор психологических наук, профессор М.И. Марьин (Москва) выступил с докладом «Психологическое обеспечение контртеррористической деятельности». В своем выступлении автор, прежде всего, обозначил структурные компоненты системы психологического обеспечения контртеррористической деятельности, также выделил направления данной деятельности. По его мнению, та работа, которую выполняют психологи в зонах локальных конфликтов, чрезвычайно важна и серьёзно сказывается на состоянии и боевом духе войск. Докладчик привел примеры, когда именно военные психологи своей работой позволили избежать жертв в ходе контртеррористической операции.

Проблема социальных миров была проанализирована доктором психологических наук, профессором Б.А. Вяткиным (Пермь) в докладе «Метаин-дивидуальность в социальном мире». Докладчик обратился к понятию мета-индивидуальности и сущности данного феномена. По мнению автора, мета-индивидуальность имеет двойной смысл, что позволяет выделить две её формы: метаиндивидуальное свойство и метаиндивидуальная характеристика. Б.А. Вяткин предложил вниманию участников конференции исследование, иллюстрирующее сделанные выводы. Результатом исследования стала клас-

2008. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

сификация особенностей личности и стиля педагогического общения как примеров проявления метаиндивидуальности.

Доктор психологических наук, профессор М.М. Кашапов (Ярославль) в своём докладе «Формирование творческого мышления на разных этапах профессионализации» проанализировал понятие творческое профессиональное мышление. По его мнению, можно выделить два компонента в данном феномене: открытие принципиально нового или совершенствование уже известного. Далее автор перешел к более широкому рассмотрению категории профессиональное мышление и к тому, какое место в профессиональном мышлении занимает творчество. В заключении доклада были выделены закономерности творческого мышления, его свойства, подробно рассмотрены стадии творческого мышления.

Дальнейшее обсуждение поставленных проблем состоялось в работе

секций:

1) Общая социальная психология (рук. Журавлев А.Л., доктор психол. наук, профессор, Клюева Н.В., доктор психол. наук, профессор);

2) Социальная психология личности (рук. Гусев А.Н., доктор психол. наук, профессор, Шамионов Р.М., доктор психол.наук, профессор);

3) Социальная психология конфликта (рук. Леонов Н.И., доктор психол. наук, профессор, Кашапов М.М., доктор психол. наук, профессор);

4) Социальная педагогическая психология (рук. Калюжный А.А., доктор пед. наук, доктор психол. наук, профессор, Трофимова Г.С., доктор пед. наук, профессор);

5) Социальная философия (рук. Бушмакина О.Н., доктор филос. наук, профессор);

6) Клиническая социальная психология (рук. Карпов А.М., доктор мед. наук, профессор, Ковалев Ю.В., доктор мед. наук, профессор, Реверчук И.В., кандидат мед. наук, доцент);

7) Этническая и кросскультурная психология (рук. Хотинец В.Ю, доктор психол. наук, профессор);

8) Социальная психология профессионализма (рук. Орёл В.Е., доктор психол. наук, профессор, Поварёнков Ю.П., доктор психол. наук, профессор);

9) Социальная психология отклоняющегося поведения (рук. Марьин М.И., доктор психол. наук, профессор, Фетискин Н.П., доктор психол.наук, профессор);

10) Качество жизни и социальное благополучие (рук. Бобков В.Н., доктор экон. наук, профессор, Олимских Н.Н., канд. экон. наук, доцент);

11) Психоаналитическая социальная психология (рук. Сироткин С.Ф., канд. пед. наук, доцент).

Работа секции «Клиническая социальная психология» проходила в стенах теоретического корпуса ГОУВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Росздрава. В работе секции приняли участие преподаватели теоретических и клинических кафедр медицинской академии, организаторы здравоохранения Удмуртской Республики, социальные и клинические психологи, практические врачи-психиатры, наркологи и психотерапевты. Заседа-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2008. Вып. 2

ние открыл проректор по научной работе академии, заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор Николай Александрович Кирьянов. В приветственном слове он озвучил пути интеграции и взаимодействия психологов и работников здравоохранения в области охраны общественного здоровья и здравоохранения, обобщил вызовы современного мира и междисциплинарное, полипрофессиональное, научно обоснованное реагирование на стремительный рост и патопластику социально-стрессовых, духовно-нравственных и психосоматических расстройств. Им была обозначена концепция объединения усилий ведущих вузов России и, в первую очередь, Ижевской медицинской академии и Удмуртского государственного университета в данном направлении.

Знакомство с новейшими методами индивидуальной и групповой работы состоялось в рамках ряда мастер-классов, которые были представлены участниками конференции из разных городов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.