Научная статья на тему 'Игровые технологии в процессе развития лидерских качеств как политического ресурса современной молодежи'

Игровые технологии в процессе развития лидерских качеств как политического ресурса современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Ключевые слова
политический потенциал / политический субъект / молодежь / молодежные организации / лидерские качества / игровые технологии / политическая сфера. / political potential / political subject / youth / youth organizations / leadership qualities / gaming technologies / political sphere.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова И. Л.

В представленной статье приводятся результаты анализа использования игровых технологий в деятельности молодежных общественных организаций Ростовской области ("Донской союз молодежи", "Содружество детей и молодежи Дона", "Ростовский штаб студенческий отрядов"), направленной на формирование и развитие лидерских качеств как политического ресурса молодежи. Политические субъекты, к которым относятся органы государственной власти, общественные молодежные объединения и организации, для которых развитие лидерских качеств российской молодежи является приоритетным направлением деятельности и стратегической задачей, которую они вынуждены решать в условиях СВО и нарастания рискогенности социокультурных условий. Адекватная деятельность политических субъектов стратегическим целям и задачам формирования и воспитания российской молодежи предполагает поиск и использование игровых технологий и практик. На основе результатов социологического опроса, проведенного среди учащейся молодежи, предложены рекомендации по повышению эффективности и оптимизации использования игровых технологий в деятельности молодежных организаций, направленной на формирование и развитие лидерских качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мерзлякова И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gaming technologies in the process of developing leadership qualities as a political resource of modern youth

The article presents the results of the analysis of the activities of youth public organizations of the Rostov region ("Don Union of Youth", "Community of children and Youth of the Don", "Rostov headquarters of student detachments") aimed at the formation and development of leadership qualities as a political resource of youth with the help of gaming technologies. Political actors such as public authorities, public youth associations and organizations for which the development of leadership qualities of Russian youth is a priority area of activity and a strategic task that they are forced to solve in conditions of their own and increasing risk. The adequate activity of political actors to the strategic goals and objectives of the formation and upbringing of Russian youth involves the search and use of the most effective methods of interaction, which include gaming technologies and practices. Based on the results of a sociological survey conducted among students, recommendations are proposed to improve the efficiency and optimize the use of gaming technologies in the activities of youth organizations aimed at the formation and development of leadership qualities.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии в процессе развития лидерских качеств как политического ресурса современной молодежи»

Gaming technologies in the process of developing leadership qualities as a political resource of modern youth

Merzlyakova Irina Leonidovna DSc of Philosophical sciences, Professor, Rostov State University of Economic, Rostov-on-Don

The article presents the results of the analysis of the activities of youth public organizations of the Rostov region («Don Union of Youth», «Community of children and Youth of the Don», «Rostov headquarters of student detachments») aimed at the formation and development of leadership qualities as a political resource of youth with the help of gaming technologies. Political actors such as public authorities, public youth associations and organizations for which the development of leadership qualities of Russian youth is a priority area of activity and a strategic task that they are forced to solve in conditions of their own and increasing risk. The adequate activity of political actors to the strategic goals and objectives of the formation and upbringing of Russian youth involves the search and use of the most effective methods of interaction, which include gaming technologies and practices. Based on the results of a sociological survey conducted among students, recommendations are proposed to improve the efficiency and optimize the use of gaming technologies in the activities of youth organizations aimed at the formation and development of leadership qualities.

Keywords: political potential; political subject; youth; youth organizations; leadership qualities; gaming technologies; political sphere.

Цитировать: Мерзлякова И.Л. Игровые технологии в процессе развития лидерских качеств как политического ресурса современной молодежи // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №1(17). – С. 76-81. EDN: EIJTWI. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.9

Мерзлякова Ирина Леонидовна, доктор философских наук, профессор, Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Ростов-на-Дону

В представленной статье приводятся результаты анализа использования игровых технологий в деятельности молодежных общественных организаций Ростовской области («Донской союз молодежи», «Содружество детей и молодежи Дона», «Ростовский штаб студенческий отрядов»), направленной на формирование и развитие лидерских качеств как политического ресурса молодежи. Политические субъекты, к которым относятся органы государственной власти, общественные молодежные объединения и организации, для которых развитие лидерских качеств российской молодежи является приоритетным направлением деятельности и стратегической задачей, которую они вынуждены решать в условиях СВО и нарастания рискогенности социокультурных условий. Адекватная деятельность политических субъектов стратегическим целям и задачам формирования и воспитания российской молодежи предполагает поиск и использование игровых технологий и практик. На основе результатов социологического опроса, проведенного среди учащейся молодежи, предложены рекомендации по повышению эффективности и оптимизации использования игровых технологий в деятельности молодежных организаций, направленной на формирование и развитие лидерских качеств.

Ключевые слова: политический потенциал; политический субъект; молодежь; молодежные организации; лидерские качества; игровые технологии; политическая сфера.

УДК 321

5.5.2

Мерзлякова И.Л.

Игровые технологии в процессе развития лидерских качеств как политического ресурса современной молодежи

Введение

Применение игровых технологий, направленных на развитие лидерских качеств в деятельности молодежных общественных организаций, необходимо для успешной реализации стратегических задач развития нашей страны в современных социокультурных условиях. Условия, в которых происходит формирование и развитие лидерских качеств как политического ресурса молодежи, характеризуются нарастанием рисков и угроз, что неизбежно приводит к необходимости применения нестандартных технологий обучения и воспитания. Развитие лидерских качеств как политического ресурса российской молодежи требует от политических субъектов, к которым относятся органы государственной власти, общественные молодежные объединения и организации, постановку целей, решение задач, отличных по сложности, комплексности с предыдущими историческими этапами и задачами. Адекватная деятельность политических субъектов стратегическим целям и задачам формирования и воспитания российской молодежи предполагает поиск и использование наиболее эффективных методов взаимодействия, формирования и воспитания, к которым относятся игровые технологии и практики. Актуальность изучения этих вопросов обусловлена еще и тем, что «источниками власти могут быть лишь те ресурсы, которыми субъект умеет и может пользоваться» [6, 298]. Лидерские качества молодежи, которые не реализуются в общественно-политической деятельности, которыми молодежь не может или «не умеет пользоваться (возможно, даже не зная об их наличии), то можно говорить лишь о наличии потенциала для власти, но не о самой власти. Кроме того, здесь могут сказываться такие факторы, как слабость воли, моральные ограничения, религиозные убеждения, физическое самочувствие и т. д.» [6, 298].

В основу работы положены исследовательские методы, выработанные в рамках политической науки: структурно-функциональный анализ, аксиологический и деятельностный подход, которые позволяют комплексно рассмотреть предмет исследования – игровые технологии и практики, направленные на развитие лидерских качеств молодежи как политического ресурса. Результаты контент-анализа материалов официальных сайтов молодежных общественных организаций Ростовской области («Донской союз молодежи», «Содружество детей и молодежи Дона», «Ростовский штаб студенческий отрядов», военно-патриотической организации «Донской Фронт» и др.) позволили определить степень активности использования игровых технологий в работе с молодежью. Эмпирическую базу статьи представляют результаты социологического опроса молодежной студенческой аудитории, проведенного в 2022 году в г. Ростове-на-Дону.

Целью статьи является определение потенциала игровых технологий, направленных на развитие лидерских качеств как важного политического ресурса молодежи. Для достижения цели необходимо уточнить содержание таких понятий, как игровые технологии, лидерские качества, политический ресурс, выявить структуру и условия реализации игровых технологий направленных на развитие лидерских качеств как политического ресурса молодежи.

Основная часть

В современной научной литературе игровые технологии рассматриваются как комплексное применение развивающих игр, направленных на достижение определенного результата. Игра представляет собой вид деятельности, в процессе которой происходит социализация, то есть воссоздание социальных отношений между людьми, направленных на усвоение социального опыта, совершенствуется самоуправление поведением. Содержанием политической социализации является процесс активного усвоения индивидом идеологических и политических ценностей, к которым относится политическое лидерство. Устойчивость политического и социально-экономического развития России зависит от того, насколько успешно происходит политическая социализация и «включение молодежи как наиболее «ресурсной» социальной группы в процессы обновления и модернизации общественной системы нашего государства» [2].

Реализация игровой технологии в процессе формирования лидерских качеств молодежи включает несколько основных этапов: «целеполагание; планирование; реализация цели; анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект» [3]. Необходимость и эффективность использования игровых технологий обусловлена стремлением руководителей молодежных общественных и общественно-политических организаций проявить, развить лидерские качества молодежи как основного политического ресурса, распространить опыт применения наиболее успешных игровых технологий и практик.

В 2021 году впервые был проведен корпоративный конкурс «Команда РСМ», в котором принимали участие из более чем 40 регионов организации РСМ (Российского союза молодежи), а также первичные группы членов РСМ, включая студенческие клубы. Лучшими игровыми практиками стали «Три дня с РСМ» (Нижегородская область), Студенческий фестиваль национальных культур «#Непохожие73» (Ульяновская область), Система «Grey List» (Саратовская область), Школа медиаволонтеров (Самарская область), Добровольческий экологический проект «З.О.Н.А green» (Ставропольский край), Стажировка РСМ (Республика Коми), Рейтинг студенческих советов (Астраханская область), Межрегиональный лагерь студенческого самоуправления и личностного развития «Вектор» (Ставропольский край), Онлайн-проект «Перспектива Online» (Республика Крым), Образовательный центр «Команда ПРОФИ» (Удмуртская республика), Историко-культурный проект «Большие города» (Ярославская область), Школа актива учащейся молодежи «Достижения» (Ставропольский край), Партнерство РО РСМ с ассоциацией муниципальных образований (Приморский край). Результатами реализации представленных практик стало внедрение стандартов реализации молодежной политики в муниципальных образованиях, установление более тесных контактов между муниципальными образованиями, создание условий для максимального включения учащейся молодёжи в проекты и программы Российского Союза Молодёжи, оказание помощи в создании, становлении и развитии первичных групп членов РСМ, формирование активной гражданской позиции у молодёжи, развитие лидерских качеств как политического ресурса молодежи, которые являются членами «Российского Союза Молодёжи» и входящих в неё местных организаций РСМ. В рамках реализации представленных на конкурс программ наиболее активно использовались игровые технологии, с помощью которых молодежь как объект реализации программ смогла отработать новые модели политического поведения, развить и проработать свои лидерские качества.

Важные структурные единицы игровых технологий - субъект и объект. Субъектом реализации игровой технологии является участник игры, который определяет цель, сюжет, отношения, правила игры, руководит игровым процессом, распределяет роли, которые будут выполнять другие участники игры как объекты. В процессе реализации игровой технологии создаются необходимые условия, способствующие трансформации объекта в субъект и участник игры как субъект, может самостоятельно оценить уровень развития необходимых лидерских качеств и свой политический потенциал.

Структура политического потенциала молодежи включает четыре взаимосвязанных элемента: - социально-демографический, социально-экономический, социокультурный и деятельностный [4, 169-171].

Социально-демографический элемент имеет политическую значимость в контексте определенной системы политических ценностей, мотиваций, способностей, навыков и знаний. Рост социально-демографического потенциала связывается с миграционными процессами, уровнем образования, воспитания молодежи и рождаемостью, а его снижение с негативными социокультурными трансформациями, моральным и физическим состоянием общества в целом, уровнем жизни, объема ВВП на душу населения, средней продолжительности жизни и грамотности. Качественный и количественный социально-демографический рост определяет условия и цели развития общества и государства, являясь идеологической базой социокультурных трансформаций, активный субъект которых - молодежь.

Социально-экономический элемент представляет собой «совокупную возможность социально-экономической системы региона обеспечивать развитие социально-значимых качеств и ресурсного потенциала самой молодежи в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона, определяемой ресурсной компонентой, формируемой научными, интеллектуальными, трудовыми, финансовыми, технико-технологическими, сырьевыми и др. ресурсами» [5].

Социокультурный элемент политического потенциала молодежи определяется наличием культурных традиций, поликонфессиональностью, уровнем образования и включает все, что связано с экономической, политической сферой, системой ценностей молодежи, религиозными взглядами, убеждениями и предпочтениями.

Деятельностный элемент представляет собой социально оформленную практику, которая направленна на упорядочивание пространства, сохранение социальной целостности и гармонии. Такой социально оформленной практикой является труд как созидательная деятельность, которая «гармонизирует внутренний мир человека и его окружающий мир…Через совершенство отношений человека и окружающего его мира осуществляется гармония, организованность, слаженность, упорядоченность и т.д. В обществе, которое функционирует по принципам единства мира и всеобщей связи явлений, человек, действуя на благо, связан с другими людьми, а потому общество также получает от этого благо. А благо это есть движение к совершенству. В этих условиях жизнедеятельности общества государство призвано следовать законам развития общества и обеспечивать такие условия общественной жизни, которые бы позволяли обществу двигаться по пути прогресса во всех сферах общественной жизни» [1].

Использование игровых технологий, которые являются видом созидательной деятельности, направленной на развитие лидерских качеств как политического ресурса молодежи, должны использоваться с учетом нескольких условий:

- безопасность, то есть в процессе реализации игровых технологий объект должен находиться в полностью безопасной среде и не испытывать на себе различные формы проявления физического насилия, психологического ущерба (вреда)», «психологической агрессии» и «психологического насилия»;

- доступность, то есть условие, при котором субъекты имеют возможность принимать участие в мероприятиях и пользоваться ресурсной базой организации, а субъекты в свою очередь должны заниматься мониторингом ресурсной базы в целях повышения эффективности своей деятельности и выявления таких ситуаций, которые потенциально могут привести к нарушениям безопасности и доступности;

- целесообразность использования игровых технологий, что предполагает адекватный выбранной цели вид игры, разумность и полезность ее использования в деятельности, направленной на развитие и выявление политического потенциала членов молодежных общественных и общественно-политических организаций.

Следует отметить, что в деятельности таких организаций, как «Донской союз молодежи», «Содружество детей и молодежи Дона», «Ростовский штаб студенческий отрядов», военно-патриотической организации «Донской Фронт» и благотворительной организации «Медики Дона» игровые технологии используются довольно активно, что подтверждают данные проведенного социологического опроса. Например, результаты опроса показали, что молодые люди интересуются темой становления и развития лидерских качеств и считают, что лидерам должны быть присущи такие качества, как организаторские способности (25%), общая эрудированность (19,7%) и коммуникабельность (17%). К важным качествам лидера опрошенные отнесли способность нестандартно подходить к решению разноплановых вопросов (43%).

Большинство опрошенных отметили необходимость развития и формирования лидерских качества (74%) и понимают, что для их развития необходимо принимать более активное участие в деятельности молодежных организаций и в различных общественно значимых мероприятиях региона (31% респондентов), общественно-политической (25% респондентов) и внеучебной деятельности (15% молодых респондентов).

На основе результатов проведенного опроса следует отметить, что молодежные общественные и общественно-политические организации Ростовской области активно используют в своей внутриорганизационной деятельности игровые технологии, направленные на развитие лидерских качеств членов организаций и потенциальных участников деятельности. Респонденты считают, что при формировании лидерских качеств требуется нестандартный подход, оригинальные и креативные идеи, которые способны воплотиться в применении игровых технологий проведения мероприятий. 68% респондентов указали, что игровые технологий активно реализуются в рамках проведения федеральных и региональных молодежных форумов, школ, внеучебных программ, а также во внутриорганизационной работе, проводимой непосредственно с членами молодежных организаций.

Респонденты отмечают, что в рамках реализации игровых технологий выстраивается более тесное взаимодействие с аудиторией, организаторы стремятся к практической реализации полученных знаний и умений участников мероприятий. Использование игровых технологий способствует запоминанию информации и полученных знаний (56% опрошенных респондентов), получению теоретических знаний и практических навыков (19% опрошенных респондентов). Большинство респондентов (71%) высоко оценили эффективность использования игровых технологий при реализации мероприятий по формированию и развитию лидерских качеств как политического ресурса молодежи.

Результаты опроса позволяют определить, что молодежь Ростовской области считает актуальной тему формирования лидерских качеств и развитие своего политического ресурса и потенциала как особого источника власти. Представители молодого поколения отметили эффективность и результативность игровых технологий в процессе раскрытия и формирования политического потенциала и определили, что использование игровых технологий при проведении различного рода мероприятий, которые проводят такие организации, как «Донской союз молодежи», «Содружество детей и молодежи Дона», «Ростовский штаб студенческий отрядов», военно-патриотической организации «Донской Фронт» и благотворительной организации «Медики Дона» для молодёжи, стало обычной практикой в регионе. Представители молодежи Ростовской области готовы принимать участие в различных социально значимых мероприятиях региона, в общественно-политической деятельности, мероприятиях, проводимых молодежными общественными организациями региона.

Заключение

Игровые технологии представляют собой вид деятельности, в процессе которой происходит воссоздание политических моделей поведения и других социальных отношений между субъектами взаимодействия, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление политическим поведением;

- в процессе реализации игровых технологий происходит формирование и развитие таких лидерских качеств, как инициативность, самостоятельность, которые являются политическими ресурсами, проигрываются определенные модели политического поведения и роли;

- реализация игровой технологии включает несколько основных этапов: целеполагание; планирование; реализация цели; анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как политический субъект;

- в условиях реализации игровых технологий происходит трансформация, в рамках которой объект воздействия игровых технологий, включаясь в игровую деятельность становится субъектом деятельности и способен на основе анализа результатов своей деятельности оценить степень развития политического потенциала и лидерских качеств. В этих условиях акцент необходимо делать на анализе условий развития активности молодежи ее самовыражении, проявлении способностей, уровня знаний, умений, навыков, культуры, психологии, личностных качествах [7];

- реализация игровых технологий в деятельности молодежных организаций, направленной на формирование лидерских качеств как политического ресурса молодежи, должна иметь системный характер, соответствовать условиям безопасности, доступности и целесообразности, проводиться под руководством экспертов с учетом специфики молодежной аудитории, в индивидуальном и групповом формате предполагать адекватность выбранной цели вида игровой технологии, разумность, полезность ее использования.

С помощью игровых технологий, которые используются в процессе общественно-политической деятельности молодежных общественных организаций осуществляется политическая социализация, побуждение, стимулирование и включение молодежи в современные общественно-политические процессы и практики.

Литература:

1. Алексишин А.С. Деятельность технологическая и деятельность созидательная // Символ науки. - 2016. - №10-2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-tehnologicheskaya-i-deyatelnost-sozidatelnaya (дата обращения: 08.10.2023).

2. Атабиева З.А., Виндижева А.О. Основные характеристики социально-политических ресурсов молодежи в современной России // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2014. - №4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-harakteristiki-sotsialno-politicheskih-resursov-molodezhi-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 02.12.2023).

3. Долгих Е.Н. Дидактические игры как новый формат игровых технологий при обучении [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/cc9/cc964b2b8922e79afa825f802198ece8.pdf

4. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. - М.: Дело, 2004. – 400 с.

5. Зиновьев, А.Г. Оценка социально-экономического потенциала региона // Экономика и социум. - 2014. - №2-2(11). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sotsialno-ekonomicheskogo-potentsiala-regiona-1 (дата обращения: 08.10.2023).

6. Конфисахор А.Г., Хабибулин Р.К. Современная политическая власть и ее ресурсы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2011. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-politicheskaya-vlast-i-ee-resursy (дата обращения: 02.12.2023).

7. Мерзлякова И.Л. Молодежь в отечественном общественно- политическом и научно-исследовательском дискурсе // KANT. – 2020. - №1(34). - С. 155-160.

8. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода: колл. моногр. / под ред. И.Т. Фролова. - М.: Ин-т психологии РАН, 1999. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.