Научная статья на тему 'Игровые технологии в формировании компетенций менеджера в области безопасности жизнедеятельности'

Игровые технологии в формировании компетенций менеджера в области безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ / ЭТАПЫ ИГРЫ / COMPETENCE / LIFE SAFETY / PLAY TECHNOLOGIES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES / TYPES OF PEDAGOGICAL GAME / STAGES OF THE GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вобликов В.М.

Раскрываются значение игровых технологий в подготовке менеджера по безопасности жизнедеятельности, типология деловых игр, условия их применения, технология деловой игры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education through play technologies for development of management competences in life safety studies

The article reveals the value of play technologies for development of management competences in life safety studies, types of business games and ways of their use and technology of business

Текст научной работы на тему «Игровые технологии в формировании компетенций менеджера в области безопасности жизнедеятельности»

УДК 378.147

В.М. ВОБЛИКОВ

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раскрываются значение игровых технологий в подготовке менеджера по безопасности жизнедеятельности, типология деловых игр, условия их применения, технология деловой игры.

Ключевые слова: компетенция, безопасность жизнедеятельности, игровые технологии, психолого-педагогические принципы, типы педагогической игры, этапы игры.

The article reveals the value of play technologies for development of management competences in life safety studies, types of business games and ways of their use and technology of business games.

Keywords: competence, life safety, play technologies, psychological and pedagogical principles, types ofpedagogical game, stages of the game.

Управленческая деятельность включает определенный набор задач, характеризующих ее содержание. Содержание и масштабность задач, решаемых менеджером в современных условиях, требует от него высокого уровня компетентности в различных областях.

Одной из важнейших компетенций современного менеджера является способность учитывать специфические риски при принятии управленческих решений. Необходимость формирования указанных компетенций определяется современными условиями профессиональной деятельности. Совершенно справедливо, что эти требования нашли отражение в образовательных стандартах высшего образования по направлению «Менеджмент» [1].

К рискам, определяющим условия управленческой деятельности современного менеджера, относятся прежде всего риски, связанные с самим трудовым процессом и чрезвычайными

© Вобликов В.М., 2018

ситуациями природного, техногенного и социального характера. В данных условиях менеджер должен быть готов принимать решения по защите персонала от вредных и опасных факторов производственного процесса и опасных факторов чрезвычайных ситуаций.

Принятие решений в подобных ситуациях требует от менеджера не только необходимых знаний и умений, но и психологической готовности действовать в сложных быстроменяющихся условиях, порой опасных для жизни.

Если для формирования необходимых будущему менеджеру знаний и умений в принятии решений может использоваться широкий спектр педагогических технологий - от традиционных, проверенных педагогической практикой форм и методов, до современных активных и интерактивных, то для формирования психологической готовности к действиям в опасных ситуациях эти образовательные средства ограничены. Это связано прежде всего

с тем, что мы не можем в образовательном процессе создавать реальную опасную ситуацию для обучения принятия решения.

С определенными ограничениями решение этой задачи может быть осуществлено с помощью игровых образовательных технологий. Под игровыми технологиями в педагогической науке понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. По мнению Г.К. Селевко, в отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко определенной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [5].

Игровые технологии в обучении основаны на особенностях игровой деятельности. Как и любая деятельность, игра имеет свою структуру: целепо-лагание, планирование, организацию, реализацию действий, анализ результатов. Кроме того, составляющими игровой деятельности являются: сюжет, роли, реальные отношения между участниками, игровые действия, замещение реальных предметов условными. Современные игровые технологии в обучении позволяют активно использовать многоплановость игровой деятельности. В игровых образовательных технологиях можно выделить группы обучающих игр: имитационные, сюжетно-ролевые, инновационные и др.

В подготовке менеджера по безопасности жизнедеятельности игровые технологии могут применяться в следующих случаях: в качестве самостоя-

тельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела дисциплины, как элемент более обширной технологии, в качестве технологии всего контактного занятия или его элемента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля), как технология освоения учебного модуля, а также в практической работе в ходе практик и стажировок. Кроме того, игровая форма образовательного процесса выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к образовательной деятельности.

Эффективность реализации игровых технологий в образовательном процессе будет определяться прежде всего пониманием и практическим следованием психолого-педагогическим принципам их организации и проведения. Рассмотрим эти принципы. По А.А. Вербицкому, к ним следует отнести следующие принципы [2].

Прежде всего, это принцип имитационного моделирования реальных условий профессиональной деятельности менеджера во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей, игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация указанного принципа позволяет использовать обучающие функции совместной деятельности. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных лиц». В этом принципе заложено необходимое условие достижения образовательных целей. Всестороннее коллективное обсуждение ситуации обучающимися позволяет добиться комплексного

представления ими профессионально значимых процессов в деятельности, созданию творческой атмосферы.

Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в образовательной деятельности. «Серьезная» деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в «несерьезной» игровой форме. Реализация принципа двуплановости дает возможность внутреннего раскрепощения личности, проявления творческой инициативы.

Проблемность содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности означает, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых обучающимися в процессе игры. Реализация принципа предполагает систему проблемных учебных заданий, представленных в форме описания конкретных производственных ситуаций или задач. Они могут содержать неявные альтернативы, противоречия, избыточные или неверные данные, требования преобразовать ситуацию в соответствии с более сложными или более простыми критериями и т.п.

Принцип совместной деятельности основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению спе-

циалистов.

Эти взаимообусловленные принципы составляют определенную концепцию деловой игры и должны соблюдаться как на этапе разработки, так и на этапе реализации. Несоблюдение или недостаточная проработка хотя бы одного из них отрицательно скажется на результатах применения игровых технологий.

Цели использования деловых игр в процессе обучения по безопасности жизнедеятельности: формирование познавательных мотивов и интересов, системного мышления специалиста в конкретной чрезвычайной ситуации, передача целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах с учетом эмоционально-личностного восприятия, обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений, воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам, обучение методам моделирования при принятии управленческих решений.

Место и роль игровых методов в образовательном процессе, сочетание элементов игры и обучения во многом зависят от понимания преподавателем функций и типологии педагогических игр. Одним из таких подходов, удовлетворяющих нашим задачам, является выделение типологии обучающих игр по характеру игровой методики на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Деловая игра в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов

в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, осуществляемый, как правило, при наличии конфликтных ситуаций, информационной неопределенности и необходимости поддерживать психологическую устойчивость.

В образовательном процессе по безопасности жизнедеятельности могут применяться различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры. Другие авторы приводят более обширную и дробную разновидность деловых игр, например: деловой театр, психо- и социодрамма и др. Нам представляется, что для решения задач, рассматриваемых в статье, приведенные разновидности деловых игр приемлемы. Рассмотрим их.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет руководителя, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они направлены на отработку выполнения конкретных специфических операций, например действий руководства предприятия в ходе аварии с выбросом аварийно химически опасного вещества (АХОВ) и т.п. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Ролевая игра. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий,

выполнение функций и обязанностей конкретного лица, например руководителя предприятии при возникновении пожара на объекте. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации, между обучающимися распределяются роли с обязательным содержанием. Сюжет игры может содержать общее указание о форме реализации или представления решения, а сама игра всегда содержит скрытые правила. Такими правилами служат указание основных ролевых характеристик, должностного положения по роли, цели и реальные ролевые прототипы или их общепринятая трактовка, этические и служебные правила поведения. Все это налагает на участников требования, от выполнения которых во многом зависит конечный результат их деятельности.

Характерные признаки ролевых игр: наличие модели социально-экономической ситуации, наличие индивидуальных ролей, несовпадение ролевых целей участников игры, взаимодействие ролей, наличие общей (или одинаковой) цели у всего игрового коллектива, многоальтернативность решений, наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры (обычно носит качественный характер), наличие управляемого эмоционального напряжения.

Формирование компетенций менеджера посредством игры требует осознания процессов ее подготовки и проведения. Технология деловой игры состоит из ряда последовательных этапов, содержание которых отражено в таблице.

Разработанная игра должна пройти экспериментальную проверку. При этом выявляются ее реализуемость

Последовательность и содержание подготовки и проведения деловой игры

Этап игры Преподаватель Обучающиеся

Наименование этапа Содержание деятельности

1. Этап подготовки Установление связи игры с содержанием дисциплины, определение учебной цели занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, разработка сценария и плана игры, общее описание игры и характеристик действующих лиц Изучение литературы и источников по теме занятия, изучение прав и обязанностей должностных лиц, содержания деятельности в соответствии с определенными ролями

2.Этап проведения Введение в игру, определение ролей, ориентация участников и экспертов, выдача пакета документов, контроль процесса, подача дополнительной информации различными средствами, изменение ролей Сбор информации, оценка ситуации, определение проблемы, определение альтернатив решения проблемы, выработка и оценка решений, организация исполнения решений

З.Этап анализа и подведения итогов Определение достигнутого результата, оценка принятых решений, сопоставление решений с практической деятельностью, указание на характерные ошибки, подведение итога занятия Защита решений и мнений

и ценность, рассматриваются вопросы, требующие уточнения и доработки, устанавливаются временные параметры игры, затраты времени на этапы, операции и процедуры. По результатам экспериментальной проверки учебная игра дорабатывается, при этом идет подготовка преподавателей, руководителей игры.

Подготовленная и прошедшая экспериментальную проверку игра оформляется в виде методической разработки. Составляющими частями методической разработки должны быть: тема, цель и задачи игры, место игры в дисциплине и формируемые компетенции, сценарий игры, схема распределения ролей, план игры, план подачи дополнительных данных, оценочные средства, материалы для подготовки и обеспечения деятельности обучаю-

щихся (методические рекомендации обучающимся для подготовки к игре, описание общей ситуации, организационные, распорядительные и справочные документы для вручения обучающимся в ходе игры), необходимое материально-техническое обеспечение.

Следует отметить, что богатый научный и практический опыт по применению игровых технологий накоплен в подготовке командного состава Вооруженных сил. Этот опыт может быть использован в подготовке менеджера по безопасности жизнедеятельности, так как прослеживается схожесть ситуации управления военными действиями с их динамизмом и резкой сменой обстановки и условиями чрезвычайных ситуаций.

В заключение хотелось бы подчер-

кнуть одну из проблемных черт деловой игры, которую необходимо будет учитывать при их подготовке и проведении. Это возможность формирования у обучающихся несерьезного отношения к игровой ситуации, что для случая чрезвычайной ситуации может свести на нет все преимущества игровых технологий. Решить данную проблему можно путем ограничения времени на принятие решения, наращиванием ситуации подачей дополнительной информации, усложняющей ситуацию, изменением ролей должностных лиц в ходе игры, применением виртуальных средств визуализации с помощью современных информационных технологий и другими приемами.

Таким образом, игровые технологии в подготовке менеджера по безопас-

ности жизнедеятельности обеспечивают формирование коммуникативных универсальных действий (умение слышать, слушать, понимать других людей, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли), познавательные универсальные действия (сравнивать, определять рациональные решения, находить закономерности), личностные универсальные действия (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы), регулятивные универсальные действия (планировать, оценивать правильность выполнения действий).

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 № 7 (ред. от 13.07.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 № 41028).

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.

3. Вербицкий А.А. Методы обучения: традиции и инновации//Профессиональное образование. Столица. 2015. № 9. С. 10.

4. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. М.: Лениздат, 2013. 172 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

6. Трофимов Е.Н. Устремленность в будущее: время новых возможностей // Вестник РМАТ. 2017. № 3. С. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.