ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
Аннотация. Управленческая деятельность требует ы процессе профессиональной подготовки применения интенсивных образовательных технологий. Одним из эффективных средств формирования и развития компетентности являются деловые игры. Исследование использования деловых игр привело к пониманию их состава, содержания и структуры. Система оценок выполнения игровых заданий позволило определить показатели эффективности их применения.
Ключевые слова: управление, образовательные технологии, деловые игры, деятельность, система оценок, эффективность.
Мастерство современного управленца определяется способностью успешно решать профессиональные задачи. Сюда относятся стратегические, финансовые, маркетинговые и другие предметные задачи. Практически все они имеют технологии или алгоритмы решения, которые адекватно описаны в литературе [1, 2]. Большинство управленческих задач решаются качественно и в срок благодаря использованию технологий менеджмента.
Для успешного освоения технологий управления и менеджмента необходимо в профессиональной подготовке и переподготовке использовать интенсивные образовательные технологии (ИОТ), которые в короткие сроки позволяют приобрести такие умения и навыки, которые вознесут управленца на новый профессиональный уровень мышления и деятельности. Они подробно классифицированы и рассмотрены в работе [9]. Профессиональная подготовка с использованием ИОТ требует такой организации учебного процесса, при которой обучаемые получают навыки и умения в процессе преодоления противоречий, барьеров, тупиков, создаваемых новой формой постановки проблем. Наиболее известным видом ИОТ являются деловые игры (ДИ). Под ДИ понимают [18]:
определенный вид человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности;
конструкцию игры, т.е. процесс ее создания, техническое и организационное воплощение упомянутой конструкции, т.е. комплект методик по ней;
реализацию этого воплощения, т.е. проведение.
Целью использования ДИ в учебном процессе является имитационное моделирование реально протекающих механизмов и процессов.
Первые ДИ, предназначенные для исследования экономических систем, проводились по аналогии с военными играми, их участники отрабатывали свои действия в обстановке, характерной для определенной хозяйственной организации. Однако в то время не был еще накоплен достаточный опыт моделирования экономических процессов. Проведение ДИ на конкретных объектах связано со значительными затратами. Новое рождение ДИ стимулировалось возросшим интересом к игровым технологиям для анализа ситуаций и бурным развитием вычислительной техники [6].
ДИ можно определить как имитацию той или иной деятельности коллектива (предприятия, организации и т.д.) в учебных, производственных или исследовательских целях, выполняемую группой лиц на модельных примерах.
ДИ делятся на три группы: учебные, исследовательские, производственные.
Учебные игры, как правило, рассчитаны на лиц, имеющих определенную теоретическую подготовку и нуждаю-
щихся в закреплении знаний и приобретении практических навыков. «Использование игр позволяет интенсифицировать учебный процесс. Конечный педагогический результат получается быстрее, с меньшими затратами времени и сил, с меньшими материальными потерями. Интенсификация обучения - основа педагогической эффективности ДИ» [5].
В учебных ДИ может быть выделен специальный подкласс - квалификационные игры, в которых применяются на завершающей стадии обучения или при приеме на работу. Поэтому квалификационные игры могут быть объединены с классом учебных игр [8]. Отличие этих типов заключается в том, что в учебных играх важен каждый шаг группы игроков на пути принятия решений, а в квалификационных играх основную роль играет поведение конкретного участника.
Исследовательские игры служат для проверки гипотез, накопления статистических данных, проверки новых принципов управления и т.п.
Производственные игры специально разрабатываются для решения конкретных задач, главным образом, организационного поведения.
Можно выделить важные сферы применения производственных ДИ [21]:
подготовка управленческих решений;
подготовка проектных решений;
профессиональная подготовка исполнителей.
Границы между указанными классами ДИ довольно расплывчаты. «Производственная игра имеет черты исследовательской. Та и другая игра может применяться в учебных целях. При проведении учебных игр могут вырабатываться рекомендации для внедрения, набираться статистика для решения тех или иных задач. Наконец, во всех случаях участники игры чему-то учатся» [22].
Основными признаками ДИ являются:
моделирование процесса труда, направленного на выработку проектных или управленческих решений;
распределение ролей между участниками игры;
взаимодействие участников по правилам игры или предписаниями;
различие целей участников при выработке управленческих решений;
наличие конфликтной ситуации в игре;
наличие однозначно сформулированной цели игры;
реализация в процессе игры «цепочки решений» объекта игры;
привязка моделируемых событий к определенным моментам времени;
наличие системы оценивания результатов или деятельности участников.
Первый признак выделяет ДИ как имитационный метод обучения. Второй, третий и четвертый относят ее к игровым методам обучения.
В процессе игры каждый участник ДИ исполняет те функции, которые ему определяет руководитель, при этом он не может выходить за рамки установленных правил. Развитие ДИ происходит в процессе конфликтной ситуации, требующей от каждого участника мобилизации профессиональных и интеллектуальных способностей. Таким образом, каждая функция в ДИ приобретает определенную личностную окраску. В ДИ допускается:
исполнение ролей любого уровня -от руководителя до рядового;
исполнение ролей группами участников;
привлечение участников ДИ к организации игрового процесса, исполнение ими ролей арбитров, экспертов и т.п.;
исполнение ролей не имеющих аналогов в реальной жизни [11];
передача исполнения некоторых ролей ЭВМ.
Взаимодействие по горизонтали означает совместное обсуждение решаемых вопросов игроками, находящимися на одном уровне иерархии ролей. Взаимодействие по вертикали означает взаимодействие игроков, находящихся в игре на разных должностных уровнях, а также взаимодействие с руководством игры.
Конфликтная ситуация в ДИ порождается несовпадением интересов участников. Различие интересов может обуславливаться личностными свойствами игроков: субъективными оценками важности тех или иных критериев, личной ответственностью в ДИ как игрока и как обучаемого. Конфликтная ситуация в ДИ может обеспечиваться за счет [16]:
положения участников по отношению к данной задаче (ситуации);
разного состояния временных и материальных ресурсов у игроков;
неодинаковой ответственности игроков за принимаемые решения;
разных критериев оценивания деятельности) участников или их ролей.
Достижение общей цели в ДИ происходит за счет подчинения интересов игроков одной общей задаче.
В ДИ могут быть задействованы одна, две или несколько разных сторон. Конфликтная ситуация в ДИ характеризуется наличием сторон, интересы которых не совпадают, а исход зависит от того, какие стратегии игроки выберут. Однако ДИ часто ставятся как односторонние, называемые «играми против природы». В односторонних играх отсутствует противник с антагонистическими интересами, а противодействие осуществляется со стороны руководства игры. В игру вводятся дополнительные условия, затрудняющие деятельность сторон.
Постановка ДИ предполагает наличие аспектов конфликтной ситуации: неполнота исходной информации; соревновательный характер деятельности игровых групп;
несовпадение интересов участников; заинтересованность участников игры в определенном ее исходе;
многоальтернативность решений;
противодействие руководства игры замыслам игроков.
Например, неполнота исходной информации может содержаться в оценке состояния среды, объекта управления, справочных данных. Участники игры должны сами организовать получение недостающей информации или принять решение в условиях ее отсутствия [7]. Соревновательный характер деятельности играющих обеспечивается введением поэтапной оценки принимаемых решений. Могут быть предусмотрены различные формы морального и материального стимулирования игроков: различные премии, призы, грамоты и т.п.
При воспроизведении в ДИ процесса принятия решений обязательна «цепочка решений», т.е. последовательность процедур, которые учитывают результаты предыдущих и состоят обычно из трех «звеньев»:
принятие начального решения; получение информации о его результатах и принятие нового решения;
получение информации о его результатах и принятие следующего решения.
Возможно и большее количество этапов, близкое к содержанию технологии принятия решений. Привязкой моделируемых событий к определенным моментам времени допускается:
отнесение игрового периода к любому моменту времени - настоящему, прошедшему или будущему;
перерывы в игровом процессе для обсуждения хода игры; пропуски во времени; сжатие или удлинение игрового процесса.
Структура ДИ состоит из нескольких составных частей (рис. 1) [4].
Рис. 2.1. Структура деловой игры
Проведение ДИ состоит из следующих этапов: доигровой (подготовительный), игровой (основной), послеигровой (заключительный).
Подготовительный этап имеет цель подготовить обучаемых к участию в ДИ, которые знакомятся с объектом и процессом игрового моделирования, игровой ситуацией, исходными данными, правилами игры, своими функциями, а также с системой оценивания. Организуется «репетиция» ДИ.
Игровой этап может состоять из вводной части и непосредственно игры. Вводная часть включает комплектование игровых групп, распределение функций или ролей участников, выдвижение лидеров. Если в подготовительный период «репетиция» не проводилась, ее организуют на вводном этапе и называют «разминкой». Главная цель разминки - дать игрокам возможность «притереться» друг к другу, установить атмосферу творчества в игре.
Игра проводится в соответствии с жестко установленными правилами по определенному алгоритму. Если рассматривать ДИ как средство выработки управленческих решений, то проведение игры можно представить в виде
следующей последовательности процедур:
анализ объекта игрового моделирования (характеристик и параметров);
выработка частных решений той или иной задачи;
анализ и обсуждение выработанных частных решений;
выработка и принятие обобщенного решения;
анализ и обсуждение выработанного обобщенного решения.
Анализ результатов выполняется либо руководителем игры, либо в виде свободной дискуссии участниками игры [6]. После обсуждении результатов и подведении итогов ДИ объявляются победители, определяются особенности эффективных принятых решений. Особое внимание следует обратить на оригинальность решений, давших наибольший эффект.
Основные этапы разработки ДИ: получение и анализ разработчиками технического задания, а в некоторых случаях и его составление, формулирование её назначения и задач, которые должны решаться с ее помощью, указание контингента, для которого предназначена ДИ. В техническом задании должно быть предусмотрено, какими силами будет проводиться ДИ, количественно и качественно, т.е. представляется профессиональный и должностной статус руководства игры и его численность. В техническом задании должно быть указано, на каких технических средствах строится игра: машинные и ручные ДИ.
Машинная игра позволяет формировать объект управления более сложной структуры, нежели в ручной игре. При этом указывается длительность проведения ДИ. Чаще всего, на игру отпускается 4-6 часов учебного времени.
Разработка замысла ДИ. Здесь должен быть дан ответ на ряд вопросов:
Деятельность каких именно руководителей и специалистов будет моделироваться в ДИ?
Что будут представлять собой объект управления и управляющая система (игровой комплекс)?
Описание ДИ предполагает: описание объекта управления - определяются его характеристики и параметры, начальные условия функционирования;
описание среды (условий функционирования объекта);
описание программных и возмущающих воздействий (состояние объекта и всей системы на указанный момент времени и содержание самого действия);
описание органов и средств управления. В ДИ в качестве управляющей системы выступает игровой комплекс, который имеет сложную иерархию;
описание элементов обратной связи (системы оценивания участников);
описание целей, критериев оптимальности и ограничений, которыми обязаны руководствоваться участники игры при выборе управленческих решений.
При разработке замысла ДИ также необходимо знать, какими средствами будут реализованы основные признаки ДИ. К числу таких признаков относятся: наличие общей цели игрового коллектива, коллективная выработка решений и наличие разветвленной системы оценивания. Наибольшие трудности вызывают обеспечение альтернативности решений, «цепочки решений» и различия ролевых целей. На этих признаках и базируется замысел ДИ [3].
Разработка игрового комплекса. При разработке структуры игрового комплекса могут быть предусмотрены следующие виды ролей, вступающих во взаимодействие друг с другом [15]:
роли, моделирующие профессиональную деятельность лиц, входящих в имитируемую социально-
производственную систему;
роли управления ходом деловой игры (руководство, группа обеспечения, психолог) [10];
роли для повышения эмоционального напряжения участников (оппоненты, критики, «провокаторы»); роли экспертов.
Разработка системы оценивания деятельности участников ДИ. Оцениванию должны подлежать наиболее важные аспекты деятельности участников ДИ:
эффективность сформированного решения (представление решения к заданному сроку, использование рекомендуемых (обязательных) приемов, способов, математических методов, наличие в принятых решениях элементов технической новизны, оригинальности, рациональность принятого решения, учет оговоренных ограничений, наличие и количество ошибок в решении, корректировка решений до начала их обсуждения, доработка, исправление ошибок по указанию руководства игры, техническая грамотность оформления решений);
межгрупповое взаимодействие участников ДИ (быстрота принятия решений, количество и качество внесенных предложений по игровым группам;
аргументированность при защите своих решений;
обращение к другим группам за дополнительной информацией, материальными, трудовыми ресурсами, согласование обобщенного решения;
итоги соревновательной деятельности одноименных расчетов, профиль, направленность и содержание межличностного общения участников игры);
взаимодействие участников игры внутри игровых групп (поощрения командировками групп своих расчетов за предложения по решению, различные виды «внутренних» займов техники, материальных средств и личного состава, начисление премий и штрафов за выполнение (невыполнение) к заданному сроку, взаимодействие игровой группы при поиске и обнаружении ошибок в решении);
взаимодействие участников ДИ с ЭВМ (выбранный режим работы ЭВМ, в различной степени загружающий машину, ошибки в работе с терминальны-
ми устройствами ЭВМ, повторные обращения к ЭВМ для проведения дополнительных исследований, их целесообразность, объем, затрачиваемое машинное время, правильность интерпретации полученных на ЭВМ результатов, соблюдение инструкций по работе с аппаратурой, правил мер безопасности, обращение к ЭВМ за справочными данными, предоставляемыми участнику игры только за определенную сумму штрафных баллов);
личностные качества участников ДИ (эрудированность и принципиальность, умение аргументировать свои решения и отстаивать их, умение использовать необходимую научно-техническую литературу, справочные материалы и нормативные документы, склонность к риску, честность, дисциплинированность, инициативность и исполнительность, методическое мастерство, умение руководить коллективом и работать в нем) [13].
Разработка технического и методического обеспечения ДИ. При разработке методического обеспечения ДИ должен быть решен вопрос: в каком виде будет выдаваться задание участникам игры на каждом из ее этапов и в какой форме игровые группы будут представлять сформированные решения. Для этого обычно разрабатывают специальные бланки и для заданий, и для решений.
Интенсивность проведения игровых занятий и активность обучаемых значительно возрастают, если в игре широко представлены технические средства обучения и наглядные пособия. Использование в ДИ возможностей современной вычислительной техники привело к появлению и широкому распространению машинных вариантов.
Определение эффективности ДИ. Эффективность ДИ оценивается тремя составляющими: экономическим эффектом, затратами на подготовку и проведение ДИ, психолого-педагогическим эффектом. Каждая из перечисленных составляющих оценивается критериями 2-го уровня и конкретными показателями 3-го уровня. Структура критерия
эффективности ДИ представлена на рис. 2.
Основой определения экономической эффективности ДИ является выявление влияния ДИ на конечные экономические показатели деятельности организации, того или иного коллектива. В дополнение к оценке экономического эф-
фекта целесообразно определение научно-технического уровня и социально-психологических результатов применения ДИ по специальным методикам. Эти показатели используются для приведения различных вариантов проведения ДИ и использования их результатов к тождественному эффекту.
Производственный |
Экономический эффект Произв од ств енный Учебный
Учебный Произв од ств енный
Учебный Единоврем енные
Затраты ■ Поив еп енные Текущие
Непосредств енные На подготовку ДИ На проведение Интенсивность
Психолого- педагогический эффект Эм оци ональный Охват тематики
Умения и навыки Информативность
Комплексность
Модели
Научно технический Научный Опыт
Обработка данных
уровень Технический
Организация ДИ
Рис. 2. Структура оценки эффективности ДИ
Различающиеся по назначению ДИ (учебные, исследовательские, производственные) имеют особенности и в методике определения их эффективности.
Учебные ДИ проводятся для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров руководителей и специалистов в межотраслевых и отраслевых институтах повышения квалификации (ИПК), в вузах и техникумах для студентов и слушателей ФПК и спецфакультетов по переподготовке работников народного хозяйства, в средних школах и ПУ и в учебных подразделениях организаций (курсах мастеров, учебных комбинатах и пр.).
Производственные ДИ проводятся на предприятиях и в организациях с целью выявления производственных резервов и отработки оптимальных управленче-
ских решений по планированию, организации производства, внедрению АСУ и оргтехмероприятий и пр.
При определении эффекта от производственных ДИ возможны два случая:
производственная ДИ (строительная, транспортная, снабженческая, проектировочная промышленная и т.п.) проводится в объединении, предприятии, организации, причем игровые отступления от условий реального производства настолько незначительны, что ими можно пренебречь;
производственная ДИ проводится на материале реального предприятия-аналога (организационно-
производственной модели) со значительными отступлениями от масштабов, структуры и других параметров реального объекта, которые должны учитываться в расчетах эффекта.
В первом случае по результатам игры непосредственно формируется план мероприятий (организационных, технологических, технических и др.), который после утверждении руководством организации служит для непосредственной оценки их эффективности. Во втором случае применимость полученных в игре результатов в условиях реального объекта требует предварительного уточнения, которое оформляется протоколом предложений, на основании которого ведутся дальнейшие расчеты.
Эффект производственных ДИ определяется по входящим в игру комплексам предложений, относящихся к определенным группам факторов эффективности (например, по улучшению использования производственных мощностей, повышению производительности труда). Расчеты эффекта от улучшения использования однотипных ресурсных и функциональных комплексов (например, производственных мощностей), повторяющиеся в различных ДИ для аналогичных объектов (организация, отрасль, регион) могут вестись по эталонным схемам.
В сложных ДИ, охватывающих несколько ресурсных и функциональных комплексов, используются одновременно несколько соответствующих эталонных схем, объединяемых в «банк ситуаций и решений».
Расчет отдельных показателей эффекта, относящихся к тому или иному эталонному комплексу, производится в соответствии с действующими методиками определения экономической эффективности совершенствования систем управления, изобретений и рационализаторских предложений с учетом наложения эффекта от различных комплексов.
Проблема определения эффективности исследовательских ДИ не ставится, так как любые исследования могут привести и к отрицательному эффекту.
Предусматриваются 3 стадии определения экономической эффективности:
определение ожидаемого экономического эффекта разрабатываемой ДИ;
установление плановой экономической эффективности ДИ;
расчет фактического экономического эффекта ДИ от ее использования.
Основным источником экономической эффективности ДИ является экономия времени, получаемая сравнением применяемой методики освоения знаний с результатами проведения ДИ [12]. Экономия времени определяется в человеко-часах как разность между затратами на освоение учебной программы традиционными, в основном, лекционными средствами и затратами времени на эту же цель с применением ДИ.
Для определения затрат времени на освоение материала различными методами составляются параллельные учебные планы с тождественным конечным результатом, получаемым комбинацией традиционных форм обучения (лекции, практические занятия, производственная практика и т.п.). Затраты на подготовку и проведение ДИ включают оформление распорядительной документации на проведение ДИ (приказ по организации игры, распределение обязанностей, подготовительные работы, приглашение представителей других организаций и т.п.);
на тиражирование игровой документации, на подготовку помещений и технических средств обеспечения игры; на привлечение работников промышленности к подготовке исходных ситуаций и вводных ситуаций, на копирование технико-экономической и организационно-распорядительной документации, используемой для начала ДИ.
Затраты на проведение ДИ включают заработную плату ее участников за время проведения игры и анализа ее результатов, заработную плату и начисления на нее обслуживающего технические средства персонала, стоимость машинного времени ЭВМ, средств связи и сигнализации, затраты на командировки привлекаемых к игре иногородних участников, амортизационные отчисления на используемые основные средства и прочие затраты, непосредственно связанные с проведением конкретной ДИ в данной организации.
Психолого-педагогическая эффек- основу оценки ППЭ положены объективность ДИ определяется как для тивно измеряемые параметры ДИ (табл. учебных, так и для производственных 1). ДИ по единой системе показателей. В
Таблица 1. Исходные данные для расчета эффективности ДИ
№ п/п Критериальное свойство Исходные показатели
1 2 3 4 Экономия трудовых ресурсов Экономия материальных ресурсов Экономия времени обучения Сбережение времени практики Высвобождение персонала Интенсификация труда Снижение потерь сырья, полуфабрикатов, энергии Затраты на освоение с применением игры Плановая продолжительность ДИ, коэффициент интенсивности игры
5 6 Единовременные затраты на разработку ДИ Затраты на подготовку и проведение одной ДИ Затраты на НИР и ОКР Капитальные вложения Затраты на подготовку игровой документации, техники и помещений Заработная плата участников и эксплуатационные расходы Затраты на оформление и реализацию рекомендаций
7 8 9 Интенсивность проведения ДИ Информационная насыщенность Степень охвата ДИ тематики обучения (функций деятельности) Комплексность разрешения ДИ проблемных ситуаций Число выработанных в ходе игры решений Плановая продолжительность ДИ Число рассмотренных в ходе ДИ ситуаций Число тем курса обучения, число тем, затрагиваемых ДИ
Область использования ДИ. Многие положительные качества ДИ являются прямыми следствиями достоинств структурных моделей, в т.ч. легкость в представлении любой предметной области, быстрота и наглядность реакции на воздействия, легкая перестраивае-мость модели, воспроизводимость ситуаций, исчерпывающий учет процесса игры, значительная степень общности.
Однако главные преимущества ДИ по отношению к другим структурным методам заключается в том, что она является структурно-субстанционной моделью [14]. ДИ позволяет актуализировать и выявить еще не учтенные потенции и тенденции элементов социально-экономической системы. На искусственном полигоне ДИ могут «проверяться боем» многие элементы, аспекты и
формы взаимодействия различных объектов. Имеются и другие преимущества метода ДИ.
Но было бы неправильным считать метод ДИ панацеей от всех проблем [20]. Он имеет определенные области эффективного применения.
Эти области определяются следующими ограничениями ДИ [17]:
имитационное моделирование в целях исследования и управления выступает как средство компенсации незнания сущности, а это вместе с пользой приносит и вред, поскольку придает больший вес тактическим вопросам;
вместо изобретательского творческого подхода преимущество получает методика копирования;
неполная структурная модель людей в игре отрабатывается поиск и при-
- уничтожается партнерство, процессы нятие решений, а их претворение в самоуправления; жизнь практически отсутствует;
структурная модель, как правило, обучение известной сущности на фе-
имитирует прошлое, тогда как важен номенологическом уровне ДИ не может учет возникающих тенденций во всей заменить теоретического преподавания, социально-экономической системе, а не поскольку при конкретизации сущности только в ее части, представленной иг- нарушается ее связь с другими сущно-роками; стями, не входящими в данную пред-
актуализация интересов игроков за метную или профессиональную обсчет поощрений и межгрупповых кон- ласть.
тактов меняет содержание деятельности Технологизация управленческой
людей; сферы и педагогического процесса под-
в работе человек имеет дело с объек- готовки управленцев позволит одно-том, а потом с другими людьми, в игре значно понимать процессы понимания и же, наоборот; разрешения ситуаций, возникающих в
выдвижение на первый план интере- мышлении специалистов и деятельно-сов игроков нарушает сложившуюся сти современных организаций, ускорит систему детерминации деятельности, процессы передачи компетенций и опы-ибо не только интересы движут людь- та, создаст условия для развития их ми; профессионализма [19]. Поэтому
качество игры в основном определя- управленцу следует владеть тремя язы-ется худшим из основных игроков; ками: родным языком, языком науки,
языком технологии.
Библиографический список
1. Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2014. 368 с.
2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. 272 с.
3. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.; Новгород: СЕТ, 1995. 272 с.
4. Герасимов Б.Н. Развитие профессионализма управленцев // Управленческие науки. 2015. №4. С. 90-101.
5. Герасимов Б.Н. Повышение эффективности управленческой деятельности на основе оптимизации взаимодействия её элементов // Russian Journal of Management.
2015. Т. 3. №. 3. C. 240-247.
6. Герасимов Б.Н. Технологизация процессов в системах управления организации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 2(40). С. 65-71.
7. Герасимов Б.Н. Введение в теорию и методологию научного менеджмента // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т.7. №1. С. 41-59.
8. Герасимов Б. Профессиональная подготовка российских управленцев в контексте вызовов времени // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 8. С. 123128.
9. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Семенычев Е.В. Интенсивные технологии обучения управлению. Самара: СМИУ, 2010. 352 с.
10. Герасимов Б.Н. Выработка и выращивание инновационных идей на основе коллективной мыследеятельности // Креативная экономика и социальные инновации.
2016. №4. С. 20-33.
11. Герасимов Б.Н. Моделирование взаимодействия процессов организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. №4. С. 121-128.
12. Герасимов Б.Н., Рубцова М.Н. Экономическая устойчивость в деятельности предприятия. Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. №8