Научная статья на тему 'Игровое моделирование эффективного управления инновационной деятельностью предприятия'

Игровое моделирование эффективного управления инновационной деятельностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ОПЕРАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАМИ / ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MANAGEMENT / PROCESS / BUSINESS GAME / OPERATIONS / MANAGEMENT OF EXPERIMENTS / PROCESS OPTIMIZATION / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Борис Никифорович, Новикова Наталья Александровна

Эффективное осуществление и развитие инновационной деятельности предприятия, зависит, в первую очередь, от уровня подготовки и квалификации специалистов. Современные технологии обучения должны учитывать специфику реализации инновационной деятельности предприятия в современных рыночных условиях. В процессе проведения мероприятий по подготовке и повышению квалификации, специалисты предприятия, за сравнительно небольшой отрезок времени, должны получить необходимые знания и овладеть навыками эффективного управления инновационной деятельностью. Наиболее эффективной формой обучения, на сегодняшний день, являются программы, включающие деловые игры. Принципиально важным является то, что деловая игра позволяет совмещать получение теоретических знаний и их практическое применение, в условиях, максимально приближенных к практической инновационной деятельности предприятия. Дана методика организации и проведения деловой игры по оптимизации процесса управления экспериментами. Рассмотрены этапы подготовки и проведения игры, определен состав ее участников. Приведено подробное описание каждого этапа игры, определены ожидаемые результаты и важность каждого этапа. Обоснована актуальность применения данного метода обучения для повышения эффективности процесса управления инновационной деятельностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAME AS METHOD OF INCREASE OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

Effective implementation and development of innovative activity of the enterprise, depends first of all on the level of preparation and qualification of experts. Modern technologies of training have to consider specifics of realization of innovative activity of the enterprise in modern market conditions. In the course of carrying out actions for preparation and professional development, specialists of the enterprise, for rather small interval of time, have to gain necessary knowledge and seize skills of effective management of innovative activity. The most effective form of education, today, are the programs including business games. That business game allows to combine receiving theoretical knowledge and their practical application, in the conditions which are most approached to practical innovative activities of the enterprise is essentially important. In work the technique of the organization and carrying out business game on optimization of process of management of experiments is developed. Stages of preparation and carrying out game are considered, the structure of its participants is defined. The detailed description of each stage of game is provided, the expected results and importance of each stage are defined. Relevance of application of this method of training for increase of efficiency of process of management of innovative activity of the enterprise is proved.

Текст научной работы на тему «Игровое моделирование эффективного управления инновационной деятельностью предприятия»

УДК: 331 ББК: 65.29

Герасимов Б.Н., Новикова Н.А.

ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

Gerasimov B.N., Novikova N.A.

BUSINESS GAME AS METHOD OF INCREASE OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

Ключевые слова: управление, процесс, деловая игра, операции, управление экспериментами, оптимизации процесса, инновационная деятельность.

Keywords: management, process, business game, operations, management of experiments, process optimization, innovative activity.

Аннотация: Эффективное осуществление и развитие инновационной деятельности предприятия, зависит, в первую очередь, от уровня подготовки и квалификации специалистов. Современные технологии обучения должны учитывать специфику реализации инновационной деятельности предприятия в современных рыночных условиях. В процессе проведения мероприятий по подготовке и повышению квалификации, специалисты предприятия, за сравнительно небольшой отрезок времени, должны получить необходимые знания и овладеть навыками эффективного управления инновационной деятельностью.

Наиболее эффективной формой обучения, на сегодняшний день, являются программы, включающие деловые игры. Принципиально важным является то, что деловая игра позволяет совмещать получение теоретических знаний и их практическое применение, в условиях, максимально приближенных к практической инновационной деятельности предприятия.

Дана методика организации и проведения деловой игры по оптимизации процесса управления экспериментами. Рассмотрены этапы подготовки и проведения игры, определен состав ее участников. Приведено подробное описание каждого этапа игры, определены ожидаемые результаты и важность каждого этапа. Обоснована актуальность применения данного метода обучения для повышения эффективности процесса управления инновационной деятельностью предприятия.

Abstract: Effective implementation and development of innovative activity of the enterprise, depends first of all on the level ofpreparation and qualification of experts. Modern technologies of training have to consider specifics of realization of innovative activity of the enterprise in modern market conditions. In the course of carrying out actions for preparation and professional development, specialists of the enterprise, for rather small interval of time, have to gain necessary knowledge and seize skills of effective management of innovative activity.

The most effective form of education, today, are the programs including business games. That business game allows to combine receiving theoretical knowledge and their practical application, in the conditions which are most approached to practical innovative activities of the enterprise is essentially important.

In work the technique of the organization and carrying out business game on optimization of process of management of experiments is developed. Stages of preparation and carrying out game are considered, the structure of its participants is defined. The detailed description of each stage of game is provided, the expected results and importance of each stage are defined. Relevance of application of this method of training for increase of efficiency of process of management of innovative activity of the enterprise is proved.

В настоящее время значительно воз- са, признанного наиболее мощным факто-растает роль научно-технического прогрес- ром экономического развития в всех сферах

деятельности, который, чаще всего, соотносится с понятием инновационной деятельности.

Инновационный процесс - это единственный в своем роде процесс, соединяющий науку, технику, экономику, управление и предпринимательство. Этот процесс состоит в получении нового качества в каком-либо виде деятельности и простирается от рождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая комплекс отношений производства, обмена, потребления. Инновационная деятельность - это инструмент непосредственного решения стратегических, операционных, информационных и других задач организации, для достижения доходности и конкурентоспособности в своей деятельности [3, 6, 13, 17].

Одним из эффективных средств поиска, рассмотрения и разрешения возможностей и перспектив инновационной деятельности является игровое имитационное моделирование, которое достаточно подробно описано в работах [1, 5, 10, 12, 14]. Авторами разработана проблемно-ситуационная игра (ПСИ) «Оптимизация процесса управления экспериментами предприятия», которая позволит участникам приобрести практический опыт исследования и оптимизации процессов управления инновационной деятельностью предприятия.

Целью ПСИ является разработка мероприятий по приведению процесса управления экспериментами к идеальной для данного предприятия модели [1].

В качестве вспомогательных целей проведения ПСИ могут рассматриваться следующие: формирование у участников целостного видения всего процесса управления инновационной деятельностью предприятия и отдельных подпроцессов; приобретение навыков анализа процессов управления, выявления «узких мест»; формирование навыков совершенствования процессов управления в целом и отдельных подпроцессов; при моделировании процессов управления находить пути их оптимизации [11].

Участниками ПСИ могут быть руководители и специалисты инновационных подразделений, собственники предприятий, специалисты отделов логистики, а также начальники отделов и структурных подраз-

делений предприятия.

В начале ПСИ участники делятся на группы по 3-5 человек, одной из которых является группа экспертов. В качестве экспертов могут быть привлечены специалисты по реинжинирингу, а также топ-менеджеры предприятий [5, 7, 8]. Внутри каждой группы назначается руководитель, которым может быть главный специалист или начальник отдела (подразделения).

После формирования групп перед участниками ПСИ ставят задачи: провести диагностику процесса управления экспериментами; схематично описать существующую модель рассматриваемого процесса; проанализировать, насколько существующая модель процесса управления экспериментами нацелена на выполнение целей и задач его реализации; выявить «узкие места» в существующем процессе управления экспериментами и подготовить предложения по его улучшению; разработать оптимальную модель технологии процесса управления экспериментами [9, 11].

Оценку работы групп проводит группа экспертов, которая должна быть ознакомлена с деятельностью предприятия и условиями проведения ПСИ.

ДПСИ, в конечном итоге, приводит к сотрудничеству между ее участниками, целью которого является поиск решения сложных проблем путем обсуждения и стимулирования творческой активности игроков. При этом происходит формирование взаимоотношений между участниками, которые позволяют сблизить разные взгляды, обеспечить взаимопонимание и единство действий при решении проблемных ситуаций, а также создавать принципиально новые решения поставленных задач.

Применение предложенной деловой игры позволит предприятию: повысить эффективность процесса управления экспериментами; снизить операционные расходы; повысить эффективность трудовой деятельности; снизить временные затраты реализации рассматриваемого процесса; повысить эффективность процесса управления инновационной деятельностью в целом.

Подготовка и проведение ПСИ «Оптимизация процесса управления экспериментами предприятия» состоит из следую-

щих основных этапов: перед участниками ставятся цель и задачи; происходит изучение и обсуждение ситуации в группах; разрабатываются предложения по решению поставленных задач; анализируются предложенные варианты решения поставленных задач; вырабатывается общее решение; подводятся итоги игры (проводится анализ и оценка деятельности каждой группы); рассматривается оптимальный вариант решения проблемной ситуации.

Сценарий проведения деловой игры может быть скорректирован с учетом специфики предприятия и квалификации участников.

При проведении ПСИ необходимо установить временной регламент в среднем от 6 до 12 час. Времени должно хватить на решение поставленных задач. Временной регламент определяется исходя из состава и квалификации участников. Необходимо отметить, что при незавершенности игры, вся работа по ее проведению обесценивается.

Рассмотрим подробнее этапы проведения ПСИ «Оптимизация процесса управления экспериментами предприятия».

На первом этапе игры осуществляется описание существующего процесса управления экспериментами предприятия, определяются логические взаимосвязи операций, разрабатывается технология реализации рассматриваемого процесса.

1 стадия - ознакомление участников ПСИ с объектами инновационной деятельности предприятия, предоставляется обобщенный сценарий игрового процесса управления экспериментом в виде технологии (рис. 1) [2, 4].

Происходит знакомство участников игры с этапами технологии процесса управления экспериментами, а также комплексом операций, входящих в каждый из этапов. Участникам предлагается разложить структуру процесса управления экспериментами на этапы и операции, определить состав операций для каждого этапа, определить логическую взаимосвязь операций. Изобразить графически все этапы и операции рассматриваемого процесса, а также их взаимосвязь и последовательность выполнения.

При использовании технологии процесса управления экспериментами участни-

ки не должны ориентироваться на этапы и операции существующего на предприятии процесса. Об этом условии они должны быть предварительно проинформированы. Это необходимо для формирования наиболее полной структуры процесса, в котором все операции должны быть учтены.

При выполнении этого задания у участников ПСИ должно сформироваться целостное видение процесса, а также четкое понимание взаимосвязи и взаимозависимости всех операций, входящих в его состав. Задание необходимо для осознания участниками игры того, что все операции процесса взаимосвязаны, исключение или ненадлежащее выполнение одной из них приведет к нарушению цепи всего процесса.

2 стадия - игроки разрабатывают технологию процесса управления экспериментами от каждой команды, где полученные результаты обобщаются и систематизируются в отдельном бланке ответа.

3 стадия - участникам ПСИ предлагается провести совместное обсуждение полученных в каждой группе результатов, с целью разработки единой технологии управления экспериментами от всех команд. При этом участниками игры создается наглядный, наиболее полный сценарий рассматриваемого процесса. Полученная схема проверяется с помощью графы этапов и операций, выявляются и исправляются допущенные ошибки. Вместе с командами определяются этапы процесса, состав и последовательность операций, входящий в каждый из этих этапов.

На втором этапе игры проводятся анализ и оценка существующего на предприятии процесса управления экспериментами, а также всей совокупности этапов и операций, входящих в его состав. Затем проводятся анализ и оценка выявленных в процессе проведения игры, операций и их взаимосвязей, а также возможных отклонений.

1 стадия - наложение разработанной командами технологии процесса управления экспериментами на существующую схему, выявив их сходство и отличие. Проводится инструктаж для осуществления оценки структуры процесса управления экспериментами. Предлагается выявленные командами операции для дальнейшей оценки разделить на две группы.

1. Подготовка

1.1. Анализ 1.2. Анализ 1.3. Представление —► 1.4. Выявление

ситуации на —► ситуации на —► полученной информации потребностей рынка

рынке предприятии

1.8. Распределе- 1.7. Инструментальное 1.6. Назначение 1.5. Осознание

ние всех ролей в <— обеспечение ответственных 4— необходимости

эксперименте эксперимента лиц проведения

эксперимента

2.1. Встреча участников эксперимента

2.8. Завершение процедур эксперимента

2.2. Ознакомление с задачами эксперимента

2.7. Оценка качества эксперимента

2.3. Представление руководителя эксперимента

2.6. Выполнение процедур эксперимента

2.4. Представление участников друг другу

2.5. Налаживание контакта между участниками эксперимента

3. Заключительные операции

3.1. Составление отчета по программе проведения эксперимента

3.2. Оформление отчета по программе и проведению эксперимента

3.3. Передача отчета по программе и проведению эксперимента для анализа

4. Мониторинг

4.1. Анализ содержания и

качества проведенного _эксперимента_

4.2. Анализ замечаний и рекомендаций участников эксперимента

4.3. Оценка эффективности проведенного эксперимента

4.6. Передача предложений на рассмотрение экспертов

4.5. Разработка предложений по устранению замечаний в рамках проводимого эксперимента

4.4. Определение замечаний по программе и проведению эксперимента

Рисунок 1 - Обобщенная схема технологии процесса управления экспериментами

В первую группу должны быть включены операции, входящие в состав технологии процесса управления экспериментами, то есть те, которые выявлены в сходстве двух технологи.

Во вторую группу нужно включить операции, выявленные при отличии двух технологий, то есть те, которые не входят в

состав технологии процесса управления экспериментами предприятия.

2 стадия - после выявления и систематизации этапов и операций участникам раздаются формы для оценки их состояния. Участникам ПСИ предлагается оценить эффективность выполнения каждой осуществляемой на предприятии операции, а также

каждого этапа в целом по критериям: низ- зуя специальную форму (таблица 1). кое состояние/высокое состояние, исполь-

Таблица 1 - Форма для оценки состояния этапов и операций технологии процесса управления экспериментами предприятия_

Наименование операции Низкое состояние Высокое состояние

Этап подготовки

1.

2.

Общая оценка этапа подготовки

Полученные данные систематизируются с помощью специальной формы (таблица 2). От каждой команды подготавлива-

ется сводная форма, включающая в себя результаты работы по заданию каждого входящего в нее игрока.

аблица 2 - Форма для оценки значения операций, не выполняемых на предприятии

Значение

Наименование этапов и операций

Этап подготовки

Этап проведения Заключительные операции

Мониторинг

0

1

10

3 стадия - обсуждение и корректировка результатов задания командами. Формируются общие сводные формы, в которых учтены все операции, существующие на предприятии, и комплекс операций для внедрения, а также определены их значение и последовательность выполнения. В результате, происходит выявление проблем, связанных с низкой эффективностью реализации процесса управления экспериментами на предприятии.

Важность этого этапа заключается в минимизации ошибок и погрешностей, которые могут возникнуть в процессе ПСИ, связанных со спецификой осуществления инновационной деятельности конкретного предприятия.

На третьем этапе осуществляется разработка оптимальной схемы технологии процесса управления экспериментами для конкретного предприятия. Определяется ее структура, последовательность и логические взаимосвязи всех операций, входящих в ее состав и определяющих эффективность реализации процесса управления экспериментами.

1 стадия - участникам игры предлага-

ется на основе проведенной оценки процесса управления экспериментами сформировать оптимальную для своего предприятия технологию его реализации, включив в нее все, на их взгляд, необходимые операции. На данном этапе у участников ПСИ происходит осознание необходимости в изменении существующей на предприятии технологии процесса управления экспериментами.

Ведущий знакомит участников ПСИ с методами декомпозиции процессов управления инновационной деятельностью - процесс делится на подпроцессы, подпроцессы - на этапы, этапы - на операции.

Таким образом, происходит деление процесса на составные части до тех пор, пока не будет достигнут необходимый уровень детализации. Затем определяются этапы каждого подпроцесса, а также цель и задачи их реализации. В заключении определяется состав и последовательность выполнения операций каждого этапа, а также цель, задачи и ожидаемый результат их выполнения. Оговаривается, что каждый подпроцесс управления инновационной деятельность предприятия, в том числе под-

процесс управления экспериментами, может рассматриваться как процесс, т.е. каждый крупный процесс можно разделить на более мелкие части, взаимосвязанные между собой.

Причиной эффективности используемого метода является то, что он основан на принципе «разделяй и властвуй», то есть позволяет заменить решение одной сложной задачи решением комплекса меньших и более простых задач, взаимосвязанных между собой. Научившись эффективно управлять одним из подпроцессов управления, участники приобретут навыки эффективного управления всем процессом осуществления инновационной деятельности предприятия. Для экономии времени в игре предлагается раздать каждой команде уже готовую схему технологии процесса управления экспериментами (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 стадия - команды самостоятельно определяют состав операций, которые необходимо включить в каждый этап технологии рассматриваемого процесса. Структура этапов процесса осуществляется с учетом операций, ранее включенных командами в технологический процесс. После определения структуры всех этапов ПСИ, от команды оформляется единая его схема, ориентированная под конкретное предприятие.

В завершении третьего этапа происходит обсуждение полученных командами схем технологии процесса управления экспериментами и формируется его общая схема по предприятию.

На четвертом этапе ПСИ формируется система оценки эффективности разработанной технологии. Определяются методы и показатели, которые могут быть использованы при его оценке и сравниваются с теми методами и показателями, которые уже используются на предприятии. При этом формируется система показателей, наиболее полно характеризующая эффективность реализации рассматриваемого процесса управления, а также определяются методы и виды, которые будут использоваться при ее оценке.

1 стадия - участникам предлагается определить показатели, которые на их взгляд наиболее полно отражают эффективность реализации процесса управления экс-

периментами, определить какие методы и виды оценки необходимо использовать. На этом этапе каждая группа должна будет разработать по две группы показателей оценки эффективности реализации процесса управления экспериментами. При разработке первой системы участники не должны руководствоваться видами, методами и показателями, используемыми на предприятии. При разработке второй группы, напротив, необходимо учитывать те виды, методы и показатели, которые уже используются на предприятии.

Важность этого этапа заключается в формировании оптимального набора показателей, способных наиболее полно отразить результативность реализации процесса управления экспериментами.

2 стадия - составление командами комплекса показателей, а также видов и методов, необходимых, на их взгляд, для внедрения в существующую на предприятии систему оценки эффективности рассматриваемого процесса управления.

3 стадия - каждая из команд обосновывает правильность выбора конкретной системы оценки эффективности процесса управления экспериментами. Если команда в обсуждении одерживает победу, показатель, вид, или метод оценки принимаются в деятельность специалистов предприятия, при этом замещая или дополняя ранее существовавшие методы, виды или показатели оценки эффективности.

Итогом проведенной ПСИ является разработанная технология процесса управления экспериментами, а также оптимальная система показателей оценки результативности ее реализации [11, 15].

В рассмотренной ПСИ происходит оптимизация процесса управления экспериментами конкретного предприятия. Кроме того, сотрудники предприятия приобретают навыки эффективного управления процессами инновационной деятельности предприятия, а также навыки проведения оценки его эффективности.

Основным инструментом игровых технологий является их непосредственное воздействие на формирование и развитие потребности участников в самовыражении, самоактуализации и самореализации. Зна-

ния и умения становятся источником целесообразной и эффективной деятельности, когда личность вкладывает усилия в процесс их освоения, а затем и приложения их в профессиональной деятельности.

В результате проведения большинства ПСИ были достигнуты заданные результаты, которые заключаются не только в мас-

штабе и уровне рассмотренных проблем, разработке и принятии управленческих решений, но и в приобретении умений моделировать новые перспективные ситуации и находить средства для их реализации, что, в конечном итоге, обусловливает непрерывное развитие профессиональных и личностных качеств.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Герасимов, Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов: учеб. пособие. -Самара: СНЦ РАН, 2006. - 195 с.

2. Герасимов, Б.Н., Герасимов, К.Б. Технологизация управленческих процессов как методология их совершенствования // Менеджмент и бизнес - администрирование. - 2013. -№4. - С. 32 - 37.

3. Емельянов, A.A. Имитационное моделирование экономических процессов: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 368 с.

4. Новикова, Н.А. Разработка мероприятий по повышению эффективности процесса управления внедрением инноваций // Вестник. Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. - №5 (37) - 2014. - С.124- 132.

5. Шимельфениг, О.В. Живая Вселенная. Сюжетно-игровая картина мира. XXI век: «Самозавет» или «Самоапокалипсис». - Саратов: Научная книга, 2005. - 688 с.

6. Гачев, Г.Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. - М.: Академический Проект, 2007. - 511 с. - (Технологии культуры).

7. Герасимов, Б.Н., Первов, А.Ф. Модель реформирования системы управления транспортным предприятием // Вестник. Волжского университета имени В.Н. Татищева. -№ 2(28). - Тольятти: ВИ им. Татищева, 2013. - С. 78-85.

8. Герасимов, Б.Н., Павлович, В.Е. Методология организации клиенто-ориентированного бизнес-процесса // Вестн. ИНЖЭКОНА. Серия «Экономика» - СПб.: СПбГИЭУ. - 2008. - №3(22). - С. 225-230.

9. Герасимов, Б.Н. Содержание управленческой деятельности // Вестник. Самарского государственного экономического университета. - 2013. - №8 (106). - С. 33-37.

10. Чумак, В.Г., Герасимов, Б.Н. Проблемно-ситуационные игры в инновационной деятельности организации // Вест. СГАУ. - 2003. - № 2(4). - С. 68-75.

11. Герасимов, Б.Н., Яковлева, Н.Г. Проблемно-ситуационная игра «Профессионализм менеджера по персоналу» // Управление персоналом. - 2003. - №6. - С. 46-47.

12. Герасимов, Б.Н. Интенсивные образовательные технологии: Методология управления педагогическими инновациями. - Самара: Изд-во НОАНО ВПО СИБиУ, 2009. - 480 с. -Серия «Энциклопедия управленческих знаний»

13. Sexton, D.L., Kasarda, D. The State of the Art of Entrepreneurship. - Boston, 1992. - 365 р.

14. Udell, J., Pricer, R. The role of entrepreneurship education to a market economy// Education entrepreneurs in the modernizing economies / Ed. By Rosa P. - Averbury,1996. - Р. 129-138.

15. Gerasimov, B.N. Development of the professional skills of Russian managers on the base of intensive education а technologies // Abstracts and papers of the 37th Annual Conference of the International Simulation Association. - StP.: StPSUEE, 2006. - Р. 106-118.

16. Gerasimov, B. Games and imitations in educating to management // Simulation and Gaming in Professional Education and Management: Proceedings: ISAGA-98. - StP.: StPSAEE, 1999. -Р. 283-295.

17. Shimelfenig, O.V. Problematizing Imitation «XXI centiry: selfstatment or Selfapoca-lypse». - Abstracts and papers of the 37th Annual Conference of the International Simulation and Gaming Association (ISAGA). - StP.: 2006. - P. 61-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.