Научная статья на тему 'Игровые технологии формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру в профильном обучении географии в X классе'

Игровые технологии формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру в профильном обучении географии в X классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
география / профильное обучение / обучение географии / профильное обучение географии / формирование эмоционально-ценностного отношения к миру / игра / дидактическая игра / игровые приемы в обучении / игровые технологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Е. Е.

Статья раскрывает возможности проведения уроков по изучению регионов и стран мира в X классе, используя игровые технологии, направленные на формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру. Рекомендации носят целеполагающий характер. Результаты применения данных технологий апробированы в практике профильного обучения географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the opportunities for conducting lessons in studying regions and countries of the world in the 10th grade using game technologies orientated to forming of students" emotional and valued attitude towards the world. The recommendations are given according to the definition of objectives. The results of these technologies" application have been approved in the practice of special geography teaching.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру в профильном обучении географии в X классе»

Е. Е. Сорокина

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К МИРУ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В X КЛАССЕ

Работа представлена кафедрой Методики обучения географии и краеведению

Научный руководитель - доктор географических наук, профессор Д. П. Финаров

Статья раскрывает возможности проведения уроков по изучению регионов и стран мира в X классе, используя игровые технологии, направленные на формирование эмоционально-ценност-ного отношения учащихся к миру. Рекомендации носят целеполагающий характер. Результаты применения данных технологий апробированы в практике профильного обучения географии.

The article reveals the opportunities for conducting lessons in studying regions and countries of the world in the 10th grade using game technologies orientated to forming of students' emotional and valued attitude towards the world. The recommendations are given according to the definition of objectives. The results of these technologies' application have been approved in the practice of special geography teaching.

Игра, игровые приемы достаточно широко используются в методике обучения географии. Дидактическая игра предполагает сочетание учебной и игровой задачи.

В курсе географии X класса, при изучении регионов и стран мира, возможно использование различных игровых технологий, способствующих формированию эмо-

247

ционально-ценностного отношения уча -щихся к миру (табл. 1). Причем рекомендуется варьировать формы игры в зависи-мости от темы или даже раздела урока, иногда сочетая два или три варианта.

Распространенным сюжетом игры в практике обучения географии является игра-путешествие. Такая учебная игра способствует расширению кругозора учащихся, более успешному усвоению учебного материала, формирует умение представить окружающую природную обстановку, синтезировать знания, полученные из разных дисциплин, и применять их к конкретной территории. Возможны разные маршруты путешествий. От участников игры в зависимости от поставленной задачи требуется название и определение объектов природы, характеристика их особых свойств, общее описание маршрутов, характеристика изменений, внесенных в природную среду деятельностью человека, характеристика жизни и деятельности населения. Можно отметить знаменательные события, связанные с местами путешествий. Игровые приемы и формы обучения способствуют формированию образа региона или страны на основе прочитанного и услышанного материала и тем самым развивают воображение, присущее любой творческой личности. Игра-путешествие может быть организована при изучении нового материала как форма самостоятельного изучения материала на основе работы с учебником, дополнительной литературой и картой.

Игра-семинар или деловая игра связаны с обоснованием рационального размещения производства, развитием района изучения, оценкой природных условий, ресурсов для развития производства и жизни населения. Такого типа игра очень актуальна как форма изучения отдельных регионов и стран, особенностей их природы, хозяйственного освоения и основана на оценке и обсуждении, высказывании мнений, отношений на основе изучения материалов учебника, карт, дополнительной литературы.

Игра-театр, игра-музей и игра-концерт больше направлены на эмоционально-чув-ственное восприятие учебного материала, чем на логико-оценочную деятельность игры-путешествия и игры-семинара. Преподавание традиционными методами зачастую нацелено на изучение экономико-географических аспектов изучаемого региона или страны, теряя при этом личностную направленность учащихся на самобытность и уникальность территории и народов, их населяющих. В сухих цифрах и отчетах не видно индивидуальности, поэтому такой учебный материал плохо запоминается, в череде прочих изучаемых стран и регионов учащиеся путаются и не соотносят полученные знания с реальностями жизни. И тем более не происходит формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся, так как им просто нет необходимости что-либо оценивать лично или обосновывать собственное мнение о вызубриваемом материале. Именно поэтому актуально делать акцент на творческие самостоятельные домашние задания в изучении стран и регионов, ведь в X классе подростки так восприимчивы для эмоционально-ценностного развития, а география регионов и стран мира - благодатная почва и изумительно богатая база такого процесса.

Таблица 1 Формы игровых технологий

Формы игры Вид деятельности учащихся Наглядность

Игра-путешествие Рассказ, изложение Карты, фотографии, рисунки

Игра-семинар или деловая игра Обсуждение, оценка Карты, графики, таблицы

Игра-театр Представление Спектакль, миниатюра, костюмированное действие в лицах

Игра-музей Показ Книги, репродукции, плакаты, рисунки, сувениры

Игра-концерт Выступление, демонстрация Песни, музыка, аудио- и видеозаписи

Игровые технологии формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру..,

В качестве примера рассмотрим схему проведения урока с элементами игровых технологий. Экономико-географическую характеристику страны или региона целесообразно представлять в виде игры-путешествия или игры-семинара (деловой игры). Это может быть строго научный по содержанию доклад, основанный на материалах учебников (минимальный объем информации), а также дополнительной литературе (рекомендуется использовать справочники, энциклопедический словарь, атласы, художественную литературу и др.). Учащиеся знакомятся с типовой экономико-географической характеристикой страны (региона), учатся самостоятельно работать с учебником, научной и справочной литературой, анализировать разрозненный материал, давать оценку (например, ресур-сообеспеченности), делать выводы по теме, сравнивать уровни экономического развития стран.

Следующая часть выступления состоит из заранее подготовленного творческого домашнего задания и может быть представлена на уроке в виде инсценированного костюмированного действия или мини-спектакля (игра-театр). Содержательная сторона такова: необходимо посредством представления наглядных, личностно-ориенти-рованных, эмоционально окрашенных зарисовок как можно ярче представить образ страны или региона, передать особенности национальных обычаев. Используя народный эпос, продемонстрировать всю полноту и неповторимость литературного и художественного творчества коренного населения, отобразить особенности развития нации на современном этапе, представить наглядные примеры особенностей некоторых элементов культуры и искусства (игра-музей). Демонстрировать отрывки из художественных, документальных и мультипликационных фильмов, слушать аудиозаписи с речью, песнями и национальной музыкой, демонстрировать репродукции мирового уровня художественных ценностей - репродукции картин, предметы быта, нацио-

нальные костюмы, украшения, культовые принадлежности. Если есть возможность -продемонстрировать натуральные экспона-ты (в основном это сувениры, привезенные из загранпоездок родителями учащихся). Иногда есть возможность учащимся испол -нить национальные музыкальные произведения прямо на уроке лично, играя на гитаре, скрипке или даже на фортепиано (игра-концерт), или исполнить песню.

Пикантность выступлению учащихся придадут костюмированные инсценировки какой-либо народной сказки или были. Именно такая сюжетная линия выгодно отобразит фактическую эмоциональную окрашенность и колорит заданной темы. Благодаря разному уровню интеллектуального развития и знаниевой подготовке уча -щихся, а также теоретической наполненности конкретной темы, уроки будут проходить в состоянии высочайшего накала эмоций и страстей, будут неповторимы и индивидуально непохожи, каждая «география» в сознании учащихся станет главной темой дня, а выступление - пиком популярности или провалом. Хотя нет, провал - это не отказ от «выхода на сцену», ведь любой выход - это уже премьера (см. табл. 2)!

Итак, формирование и расцвет эмоционально-ценностного отношения учащихся происходит поэтапно, от урока к уроку, начиная от простой заинтересованности и любопытства с постепенным восхождением на вершины самоосознания и самопонимания и заканчивая устойчивым самоопределением личности. Здесь в полной мере проявляются необузданная фантазия учащихся и неограниченные возможности для реализации самых смелых творческих проектов. Подобное «творческое действо» способствует реализации не только обучающих функций, но и формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся посредством яркой и неповторимой окантовки и сугубо индивидуальному содержанию и наполнению каждой темы. Выступления ребят отличаются разнообразием форм подачи и содержанием подобранных матери-

Таблица 2

Типовой план урока, направленного на формирование эмоционально-ценностного отношения

учащихся к миру

Тема выступления Содержание выступления учащихся Форма выступления учащихся Наглядные пособия, вспомогательные материалы

1-я часть. Экономико-географическая характеристика страны (региона) Формирование государства (региона). Оценка геоположения - выгоды и перспективы использования. Оценка природных ресурсов. Население и трудовые ресурсы. Оценка развития хозяйства (с/х, промышленность) и транспорта Изложение, демонстрация карт, игра-путешествие, игра-семинар (деловая игра) Политическая карта мира, экономическая карта мира, карты атласа, карта экспорт-импорт, плакат с изображением флага (по стране), представление выполненных работ в контурных картах, диаграмм, графиков

2-я часть. Культура Особенности национальных костюмов. Язык и письменность. Религия Рассказ, демонстрация национальных костюмов, игра-музей Аудиозапись с речью, плакаты со словами, репродукции

Искусство Киноискусство. Литературные шедевры Показ отрывков видеофильма и мультфильма, чтение стихов, игра-концерт Видео- и аудиокассеты, книги национальных авторов

Национальные обычаи Народная сказка Инсценировка сказки, игра-театр Костюмированное представление

алов. Приняв участие в подготовке и проведении творческих игровых заданий, учащиеся получают полную и наглядную кар-

тину каждой изучаемой темы, происходит формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.