Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
функциональная грамотность / игра / игровые приемы / младшие школьники / русский язык / мотивация / functional literacy / game / game techniques / primary school students / Russian language / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кантаева Т.А., Иргашева Т.Г.

В данной статье рассмотрено понятие «функциональная грамотность», представлена оценка значимости использования игровых приемов, представлены результаты эмпирического исследования по теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кантаева Т.А., Иргашева Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME TECHNIQUES IN THE FORMATION OF A FUNCTIONAL LITERACY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

This article examines the concept of "functional literacy", provides an assessment of the importance of using game techniques, and presents the results of an empirical study on the topic.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371 Кантаева Т.А., Иргашева Т.Г.

Кантаева Т.А.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

Научный руководитель: Иргашева Т.Г.

доктор педагогических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в данной статье рассмотрено понятие «функциональная грамотность», представлена оценка значимости использования игровых приемов, представлены результаты эмпирического исследования по теме.

Ключевые слова: функциональная грамотность, игра, игровые приемы, младшие школьники, русский язык, мотивация.

В связи с введением ФГОС НОО нового поколения наравне с классическим определением термина «грамотность» возникло понятие «функциональная грамотность». Обучение ребенка в школе в рамках действующей педагогической системы предполагает овладение и развитие им функциональной грамотности. В это понятие входит способность человека вступать в тесные отношения с окружающей средой, социумом, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Важно проявление инициативности, способности думать творчески, умение дискутировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения, умение работать в группах.

Весьма важным для нашего исследования является определение понятия «функционально грамотная языковая личность младшего школьника», данное Е. В. Бунеевой на основе предложенного А. А. Леонтьевым [2] понятия «функциональная грамотность учащихся». Рассматривая «функциональную грамотность как атрибутивную характеристику языковой личности, определяющую уровень владения и пользования русским языком, достижение которого востребовано в социокультурном пространстве», автор резюмирует: «Функционально грамотная языковая личность младшего школьника - это носитель языка, воспринимающий этот язык как эстетическую и культурную ценность, способный в различных жизненных ситуациях свободно использовать умения всех видов речевой деятельности: для получения информации из текста (чтение и слушание), для передачи информации в реальном общении (говорение и письмо), для создания, оценки и совершенствования собственных речевых произведений» [1, с. 42].

Следует отметить аналогичную позицию и авторов инновационного проекта Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования функциональной грамотности 2018 - 2024», осуществление которого поручено Центру начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» под руководством Н. Ф. Виноградовой, ориентированного на разработку национального инструментария и технологий, которые будут способствовать формированию и оценке способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач — формированию функциональной грамотности [4].

Предмет "Русский язык" имеет значение для формирования функционально грамотной личности на начальном этапе обучения. Основная задача этого предмета заключается в развитии грамотности и ключевых навыков учеников. Русский язык является основой образовательного процесса для младших школьников, способствует развитию мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, а также играет важную роль в социализации личности.

Понятие «игровые приемы» в различной литературе трактуется по-разному. Например, Л.Л. Тимофеева говорит, что «игровой прием - это элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия или игры» [3, с. 14].

Игровые методы - это способы сотрудничества педагога и детей в создании игрового сюжета путем постановки задач и выполнения игровых действий, направленных на обучение и развитие детей. Все игровые методы можно условно разделить на две группы: игры с постановкой сюжета, подобные театральным постановкам, игры с ролевым поведением детей и взрослых.

При использовании игровых методов в обучении задача учителя заключается, в первую очередь, в организации познавательной деятельности учеников, которая стимулирует развитие их способностей, особенно творческих.

С целью проверки эффективности использования игровых приемов на уроках русского языка в начальной школе нами была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая в себя три этапа:

1. Констатирующий (подбор диагностического материала, проведение констатирующего исследования, анализ полученных результатов),

2. Формирующий (выявление и разработка комплекса заданий, рекомендаций по улучшению результатов первичной диагностики),

3. Контрольный (проведение повторного исследования, сравнение полученных результатов с результатами формирующего эксперимента, выводы).

Исследование было проведено в соответствии с требованиями ФГОС НОО на базе МБОУ «Ильичёвской СОШ» Красноярского края. В исследовании участвовали 12 учащихся 4 «а» класса.

В качестве методов исследования нами были выбраны следующие методики:

1. Диагностическая работа, включающая 6 заданий:

Задание № 1. Умение отмечать группу слов, которые не являются предложением.

Задание № 2. Умение отмечать группу слов, которые не являются предложением.

Задание № 3. Умение отмечать предложения с ошибками.

Задание № 4. Умение отмечать предложения, в конце которых нужно поставить вопросительный знак.

Задание № 5. Умение выписывать словосочетания из предложения.

Задание № 6. Умение располагать предложение правильной последовательности, чтобы получился текст.

2. Для конкретизации полученных данных было проведено анкетирование по выявлению познавательного интереса по оценке уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Представим результаты диагностической работы, проведенной на констатирующем этапе исследования (Рис. 1).

Рисунок 1. Результаты выполнения диагностической работы.

Итак, мы видим, что количество учащихся с высоким уровнем знаний составило 3 человека (25%). Средний уровень показали 5 учащихся (42%), и низкий уровень знаний выявлен у 4 учащихся (33%).

Представим результаты проведения анкетирования в виде диаграммы (Рис. 2).

35% 30%

25% 20°%

15°%

10% 5%

0%

9%

Негативное отношение

33%

33%

25%

Низкая Положительное Хорошая мотивация отношение мотивация

дУровень школьной мотивации

0%

Высокая мотивация

Рисунок 2. Результаты первичной диагностики уровня школьной мотивации по методике Н. Лускановой.

На диаграмме видно, что высокой мотивацией обладают 0 (0%) учащихся, 3 (25%) учащихся показали хорошую мотивацию и 4 (33%) -положительное отношение к школе. Низкая мотивация была выявлена у 4 (33%) учащихся.

Проведенные диагностики констатирующего этапа показали, что 50% и более учеников класса нуждаются в использовании игровых приемов на уроках русского языка. Нами была проведена формирующая работа по повышению

уровня познавательной активности и школьной мотивации с использованием игровых приемов.

Нами был составлен и проведен комплекс игровых приемов, которые были включены в уроки русского языка при изучении синтаксиса в 4 классе. Было замечено, что при включении игрового элемента в процесс урока обучающиеся были заинтересованы и с интересом включались в деятельность. Далее представим список игровых приемов, включенных в разработанный комплекс:

1. «Серпантин одной фразы».

2. «Угадай подлежащее».

3. «Одним словом».

4. «Все наоборот».

5. «Правильный выбор».

6. «Рассказ на одну букву».

7. «Живое предложение».

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы были проведены повторно те же диагностики, что и в начале исследования.

Судя по динамике полученных результатов, мы можем отметить, что введение игровых приемов в учебный процесс значительно помог обучающимся повысить свое стремление к знаниям. Наблюдая за повышенной активностью и оживлением среди учащихся на уроках, можно судить о том, что использование игровых приемов в рамках образовательного процесс действительно повышает познавательный интерес младших школьников к изучаемому предмету.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бунеева Е. В. К определению понятия «функционально грамотная языковая личность» // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 7. С. 65-71;

2. Образовательная система «Школа 2100»: Педагогика здравого смысла: сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс: Изд. Дом РАО, 2003. 368 с;

3. Тимофеева Л. Л. Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками. М.: Педагогическое общество России, 2006. 112 с;

4. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др., под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с

АА Kantaeva T.A., Irgasheva T. G. АA

Kantaeva T.A.

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

Scientific advisor: Irgasheva T.G.

Khakass State University named after N.F. Katanov (Abakan, Russia)

GAME TECHNIQUES IN THE FORMATION OF A FUNCTIONAL LITERACY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Abstract: this article examines the concept of "functional literacy", provides an assessment of the importance of using game techniques, and presents the results of an empirical study on the topic.

Keywords: functional literacy, game, game techniques, primary school students, Russian language, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.