Научная статья на тему 'Игровой тренинг как средство профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации'

Игровой тренинг как средство профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PREVENTION / COMPUTER ADDICTION / GAME TRAINING / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриеш В.А., Бубнова С.Ю.

В статье рассмотрены особенности проявления компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, а также обоснована возможность ее профилактики средствами игрового тренинга в условиях дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF COMPUTER ADDICTION AMONG CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE MEANS GAME TRAINING

The article deals with the features of the manifestation of computer dependence in preschool children, as well as the possibility of its prevention by means of game training.

Текст научной работы на тему «Игровой тренинг как средство профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

УДК 378

UDC378

АНДРИЕШ В.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологий дошкольного образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: vaandr2009@yandex.ru БУБНОВА С.Ю.

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и технологий дошкольного образования, Орловский государственный университет имени И.С Тургенева E-mail: bubnows@yandex.ru

ANDRIESH V.A.

Candidate of pedagogical, associate professor of the Department «Theory and Technology of Pre-Scool Education», Orel State University E-mail: vaandr2009@yandex.ru BUBNOVA S.YU.

Candidate of pedagogical, associate professor, head of the Department «Theory and Technology of Pre-School Education», Orel State University E-mail: bubnows@yandex.ru

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

PREVENTION OF COMPUTER ADDICTION AMONG CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE MEANS GAME TRAINING

В статье рассмотрены особенности проявления компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста, а также обоснована возможность ее профилактики средствами игрового тренинга в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: профилактика, компьютерная зависимость, игровой тренинг, дети дошкольного возраста.

The article deals with the features of the manifestation of computer dependence in preschool children, as well as the possibility of its prevention by means of game training.

Keywords: prevention, computer addiction, game training, preschool children.

Всеобщая компьютеризация и глобальное подключение к сети Интернет привели к появлению новой проблемы - компьютерной зависимости, с которой пытаются бороться во всем мире.

Анализ исследований отечественных и зарубежных авторов позволяет утверждать, что термин «компьютерная зависимость» понимается как намеренный уход в виртуальное пространство с потерей интереса к реальным играм, общению со сверстниками и прочим занятиям. Компьютерную зависимость следует отнести к нехимической психической аддикции.

В исследованиях И.Е. Авдониной, Е.А. Антиповой, В.Г. Антоновой, Н.М. Рогалевой, А.В. Савич отмечается, что симптомокомплекс компьютерной зависимости может сформироваться уже в дошкольном возрасте [1, 2, 3, 8, 9]. Её возникновению способствует ряд факторов социально-экономического, биологического, индивидуально-психологического характера, в частности, стремительное развитие компьютерных и информационных технологий, наследственная отягощенность, нестабильные семейные отношения, отсутствие увлечений, подражание старшим и т. д. Компьютерные игры становятся для дошкольников чуть ли не единственным способом свободного времяпрепровождения, в результате чего у них возникают трудности в общении, неу-

равновешенность, возбудимость, бурные аффективные реакции, негативизм, упрямство, конфликтность.

По мнению Н. Батищевой и В. Батищева, компьютерная зависимость в дошкольном возрасте возникает в ответ на компьютерную зависимость окружающих взрослых, прежде всего, родителей. Данный феномен авторы назвали созависимостью, выступающей первым этапом развития компьютерной зависимости детей. Кроме того, исследователи выделили две группы признаков компьютерной зависимости, свойственных детям старшего дошкольного возраста: психические и физические, в их числе излишняя раздражительность, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость и пр.

[4].

Подобные признаки интерпретируются

Е.Н. Терещенко как отклонения в эмоциональной сфере личности, выражающиеся в изменении психического состояния вплоть до депрессии [11].

По результатам исследований Т.Г. Силантьевой лишь 20% детей могут преодолеть компьютерную ад-дикцию самостоятельно. Следовательно, решение данной проблемы в дошкольном возрасте невозможно без организации систематичной и целенаправленной профилактической или коррекционной работы в указанном направлении [10].

© Андриеш В. А., Бубнова С.Ю. © Andriesh V.A., Bubnova S.Yu.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Одним из возможных средств профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста является игровой тренинг. А.Г. Волошина, Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, А.Н. Соболева, И.О. Телегина рассматривают тренинг как вид педагогических технологий и форму групповой работы, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность в условиях моделирования различных ситуаций [6]. К специфическим чертам игрового тренинга, проводимого в условиях дошкольной образовательной организации, следует отнести наличие ведущего (тренера), организующего игровой процесс; применение активных методов групповой работы; второстепенность игровой деятельности в тренинге, направленность на решение прикладных (развивающих или обучающих) задач; создание атмосферы раскованности и свободы общения между участниками группы, климата психологической безопасности.

В работах Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной обоснованы условия, способствующие повышению эффективности игрового тренинга с дошкольниками, демонстрирующими признаки компьютерной зависимости. К ним относятся: ограниченное количество участников (не более 15 человек), наличие свободного пространства в специально оборудованном для тренинга помещении, организация общения участников тренинга в кругу, преимущественное использование ролевых, психогимнастических, коммуникативных игр и релаксационных методов [5, 7].

Вышеуказаные теоретические положения были положены в основу эмпирического исследования, направленного на изучение проблемы профилактики компьютерной зависимости у старших дошкольников средствами игрового тренинга в условиях дошкольной образовательной организации. В нем приняли участие 12 педагогов, 76 детей старшего дошкольного возраста и их родители. В течение 2016-2018 гг. были реализованы задачи эмпирического и проектировочного этапов исследования.

Эмпирический этап исследования был направлен на изучение фактического состояния проблемы профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста и предусматривал использование комплекса взаимодополняющих методов исследования: анализ педагогической документации, анкетирование педагогов и родителей, беседы с детьми 5-7 лет.

Анализ педагогической документации показал, что в условиях дошкольной образовательной организации целенаправленная работа по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста не ведется. Однако в плане образовательной работы прописаны различные досуговые мероприятия, которые выступают альтернативой компьютерному времяпровождению, а значит, способствуют профилактике компьютерной аддикции.

Результаты анкетирования педагогов позволяют констатировать, что все воспитатели считают необходимой профилактику компьютерной зависимости среди

старших дошкольников, аргументируя свою точку зрения ежегодно возрастающим числом детей, отдающих предпочтение компьютеру, а не обычным играм и другим видам детской деятельности. Также они отмечают наличие у некоторых дошкольников признаков компьютерной аддикции. Все педагоги указали, что профилактика компьютерной зависимости возможна в условиях тесного взаимодействия с родителями. Именно поэтому педагоги дошкольных образовательных организаций активно проводят беседы и консультации с родителями воспитанников, оформляют информационные буклеты, а также организуют досуговые мероприятия с участием родителей и детей. Основные трудности, возникающие в решении данной проблемы, обусловлены, по мнению респондентов, низким уровнем их компетентности в области профилактики компьютерной зависимости, а также отсутствием поддержки со стороны родителей, которые нередко проявляют признаки компьютерозави-симого поведения.

Данные анкетирования родителей и опроса детей свидетельствуют о том, что практически все дошкольники имеют доступ к компьютеру и легко справляются со сложными электронными устройствами. Чаще всего, дети используют ноутбуки, планшеты, телефоны для просмотра мультфильмов, реже - для компьютерных игр. В целом, было выявлено, что у 76% обследованных детей признаки компьютерной аддикции отсутствуют. Дети (24%), обнаружившие признаки компьютерной зависимости, часто нарушают временные рамки, установленные для пользования компьютером, пренебрегают своими домашними обязанностями и общением в кругу семьи не могут найти альтернативу компьютеру. Они проводят много времени в своей комнате, играя за компьютером, проявляют строптивость и раздражительность, если родители накладывают ограничение на его использование. Кроме того, в ходе исследования была выявлена тенденция, выражающаяся в том, что компьютерная зависимость дошкольников напрямую зависит от компьютерной зависимости окружающих взрослых.

На проектировочном этапе педагогического исследования с учетом полученных данных была разработана программа игрового тренинга «Радужное детство», направленного на профилактику компьютерной зависимости у старших дошкольников.

Отличительной особенностью программы стало органичное сочетание традиционных тренинговых занятий с различными видами игр детей и досуговыми мероприятиями. В содержание программы вошли тренинговые занятия («Давайте познакомимся», «Волшебная страна», «Чем пахнет настроение?», «Путешествие на Голубую звезду», «Фантазеры», «Игрушки и волшебник», «Если б не было компьютера»), чтение художественных произведений (С. Косых «Сказка о компьютерно-телевизионной зависимости», И. Караваев «Доигрался», Л. Поцепун «Странная находка»), просмотр и обсуждение мультфильмов («Маша и Медведь: Game Over» (59 серия), «Барбоскины: Игромания» (77 серия)) и видеороликов («Один день без...», «Ералаш Wiki - Пропал

интернет»), игровые сеансы («Профилактика компьютерной и игровой зависимости», «Профессии, связанные с компьютером», «Компьютер: за и против»), сюжетно-ролевые игры («Путешествие на Марс», «В гостях у сказки», «Сказочное кафе»), квестовые игры («Поиски пиратских сокровищ», «Щенячий патруль», «Спасаем карамельную принцессу»), развлечения «Нам без компьютера жить веселей!», «Настоящие друзья», конкурс рисунков «Как я провел выходные», спортивный праздник для детей и родителей «Навстречу рекор-

дам», фотоконкурс для детей и родителей «Идеальный выходной».

Варьирование тренинговых занятий с разнообразными формами и видами детской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации дает возможность в понятной и эмоционально-привлекательной форме показать детям преимущества реального общения со сверстниками и взрослыми, а также сформировать интерес к различным видам досуга, выступающим альтернативой проведению времени за компьютером.

Библиографический список

1. АвдонинаИ.Е. Компьютерная зависимость. Особенности профилактики компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Краснодар, 2015. http://kristall-deti.ru/kompyuternaya-zavisimost

2. Антипова Е.А. Игровая компьютерная зависимость у дошкольников [Электронный ресурс]. Бодайбо, 2013. http://razvitum. org/4you/articles/1-articles

3. АнтоноваВ.Г. Ребенок - дошкольник и компьютер. Развитие или зависимость [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2014. http:// www.dialog-eduekb.ru/text_group/show/text_group189

4. Батищев В., Батищева Н. Интернет-зависимость [Электронный ресурс]. Москва. http://www.psychological-center.ru/zavisimost/ internet-zavisimost.html

5. Данилина Т,А., Зедгенидзе В.Я., СтёпинаН.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2004. 160 с.

6. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А., Телегина И.О., Волошина А.Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Питер, 2007. 49 с.

7. ЛютоваЕ.К., МонинаГ.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001. 190 с.

8. Рогалева Н.М. Профилактика компьютерной зависимости у дошкольников. [Электронный ресурс]. Новокузнецк, 2016. http:// nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley

9. СавичА.В. Кибер-аддикция в старшем и подготовительном дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. Санкт-Петербург, 2012. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura

10. Силантьева Т.Г. Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и последствия [Электронный ресурс]. Саратов, 2015. http://pedsovet.su/problem/5803_komputernaya_zavisimost

11. Терещенко Е.Н. Психологические аспекты компьютерной зависимости [Электронный ресурс]. Владимировская обл., 2013. http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library

References

1. Avdonina I. E. Computer dependence. Features of prevention of computer dependence in preschool children [Electronic resource]. -Krasnodar, 2015. http://kristall-deti.ru/kompyuternaya-zavisimost

2. AntipovaE.A. computer dependence in preschool children [Electronic resource]. - Bodaibo, 2013. http://razvitum.org/4you/articles/1-articles

3. Antonov V. G. the Child is a preschooler and a computer. Development or dependence [Electronic resource]. - Ekaterinburg, 2014. http:// www.dialog-eduekb.ru/text_group/show/text_group189

4. Batishchev V., BatishchevaN. Internet addiction [Electronic resource]. - Moscow. http://www.psychological-center.ru/zavisimost/internet-zavisimost.html

5. Danilina T. A., Zedgenidze, V. Y., StepinaN. M. In the world of children's emotions: a Guide for practitioners DOE. - Moscow: iris-press, 2004. - 160 p.

6. Levanova E. A., Sobolev, A. N., Pleshakov V. A., Telegina I. A., Voloshin, A. G. the Game is in the training. Possible interaction of the game. - Peter, 2007. 49 p.

7. LyutovaE. K., Monina G. B. the Training of effective interaction with children. SPb.: Speech, 2001. - 190 p.

8. RogalevaN. Mmm. Prevention of computer addiction in preschool children. [Electronic resource.] - Novokuznetsk, 2016. http://nsportal. ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley

9. Savich V. Cyber-addiction in the senior and preparatory preschool age [Electronic resource]. - St. Petersburg, 2012. http://nsportal.ru/ detskiy-sad/fizkultura

10. SilantievaT. G. Computer dependence of children: signs, causes and consequences [Electronic resource]. - Saratov, 2015. http://pedsovet. su/problem/5803_komputernaya_zavisimost

11. TereshchenkoE. N. Psychological aspects of computer dependence [Electronic resource]. - Vladimirovskaya oblast, 2013. http://nsportal. ru/shkola/psikhologiya/library

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.