Научная статья на тему 'ИГРОВОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА'

ИГРОВОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗОНТОГЕНЕЗ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / DYSONTOGENESIS / PRESCHOOLERS / JUNIOR SCHOOL STUDENTS / PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT / COGNITIVE DEVELOPMENT / MEMORY / ATTENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коган Б. М., Мухина А. А., Хазиева Т. И.

В настоящее время отмечается значительный рост числа детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии, следствием которых является их неготовность к обучению в школе. Родители данной категории детей все чаще обращаются к специалистам за помощью по поводу дезадаптации их ребенка. В представленной статье приводятся результаты проведения коррекционной программы с использованием фольклорных игр у детей с различной степенью недоразвития, направленной на комплексное развитие моторных и когнитивных процессов, необходимых для эффективной адаптации в социуме. Целью проведенного исследования явилась оценка эффективности игрового метода в коррекции нарушенного психомоторного развития у детей с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести при разных вариантах нарушенного развития. Были обследованы дети с различной патологией: 32 ребенка с расстройством аутистического спектра, 34 ребенка с задержкой психического развития; 23 ребенка с умственной отсталостью легкой и средней степенями, а также 44 ребенка с синдромом Дауна, у которых проводился анализ основных показателей памяти и внимания. В работе показано, что коррекционная работа с использованием фольклорных игр, направленная на нормализацию психомоторного развития детей с разными вариантами дизонтогенетичекого развития, приводит к значимым изменениям в их когнитивной сфере, в пространственной ориентировке и сфере произвольной регуляции деятельности. Дети при всех вариантах дизонтогенеза, особенно при синдроме Дауна, обладают совершенно разными исходными показателями состояния высших когнитивных функций, колеблющимися от уровня, близкого к возрастной норме, до значительной степени задержки интеллектуального развития, более того, развитие внимания и памяти детей с синдромом Дауна происходит динамически и не зависит от возраста, так как в каждой возрастной группе присутствовали дети, показывающие высокие, средние и низкие результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коган Б. М., Мухина А. А., Хазиева Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME METHOD FOR THE CORRECTION OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT DISORDERS IN CHILDREN WITH DIFFERENT VARIANTS OF DYSONTOGENESIS

Currently there is a significant increase in the number of preschoolers and younger school children with developmental disabilities, resulting in their unwillingness to attend school. Parents of this category of children are increasingly turning to professionals for help regarding the maladjustment of their child. The article presents the results of the remedial programs using folk games in children with different degrees of underdevelopment, aimed at comprehensive development of motor and cognitive processes required for effective adaptation in society. The goal of the study was to research the effectiveness of the game method of correction of impaired psychomotor development in children with mental retardation of mild and moderate severity by different types of disturbed development. Had the study included children with various pathologies: 32 children with autism spectrum disorder, 33 - with mental retardation and 22 with mental retardation have mild or medium degree, and 44 children with down syndrome, which took the analysis of the main indicators of memory and attention. It is shown that remedial work using folk games, aiming at the normalization of psychomotor development of children with different dysontogenetic development leads to significant changes in their cognitive sphere, in the spatial orientation and scope of arbitrary regulation of activity. Children in all variants of dysontogenesis, especially down’s syndrome, have a completely different initial condition indicators of higher cognitive functions, ranging from levels close to age norm, to a large extent the delay of intellectual development, moreover, the development of attention and memory in children with down’s syndrome takes place dynamically and does not depend on age, as each age group was attended by children showing high, medium and low results.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА»

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.09

ИГРОВОЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ВАРИАНТАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА

Б. М. Коган,

МГПУУ Москва, KoganBM@mgpu.ru, А. А. Мухина, школа № 1799, Москва, dadeko@inbox.ru, Т. И. Хазиева, МГПУ Москва, tanya.hazieva@gmail.com

В настоящее время отмечается значительный рост числа детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии, следствием которых является их неготовность к обучению в школе. Родители данной категории детей все чаще обращаются к специалистам за помощью по поводу дезадаптации их ребенка. В представленной статье приводятся результаты проведения коррекционной программы с использованием фольклорных игр у детей с различной степенью недоразвития, направленной на комплексное развитие моторных и когнитивных процессов, необходимых для эффективной адаптации в социуме.

Целью проведенного исследования явилась оценка эффективности игрового метода в коррекции нарушенного психомоторного развития у детей с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести при разных вариантах нарушенного развития.

Были обследованы дети с различной патологией: 32 ребенка с расстройством аутистического спектра, 34 ребенка с задержкой психического развития; 23 ребенка с умственной отсталостью легкой и средней степенями, а также 44 ребенка с синдромом Дауна, у которых проводился анализ основных показателей памяти и внимания.

В работе показано, что коррекционная работа с использованием фольклорных игр, направленная на нормализацию психомоторного развития детей с разными вариантами дизонтогенетичекого развития, приводит к значимым изменениям в их когнитивной сфере, в пространственной ориентировке и сфере произвольной регуляции деятельности.

Дети при всех вариантах дизонтогенеза, особенно при синдроме Дауна, обладают совершенно разными исходными показателями состояния высших когнитивных функций, колеблющимися от уровня, близкого к возрастной норме, до значительной степени задержки интеллектуального развития, более того, развитие внимания и памяти детей с синдромом Дауна происходит динамически и не зависит от возраста, так как в каждой возрастной группе присутствовали дети, показывающие высокие, средние и низкие результаты.

Ключевые слова: дизонтогенез; дошкольный возраст; младший школьный возраст; психомоторное развитие; когнитивное развитие; память; внимание.

Для цитаты: Коган Б. М., Мухина А. А., Хазиева Т. И. Игровой метод коррекции нарушений психомоторного развития у детей с разными вариантами дизонтогенеза // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 112-119. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.09

Коган Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KoganBM@mail.ru

Мухина Анастасия Александровна, педагог-психолог школы № 1799, Москва.

E-mail: dadeko@inbox.ru.

© Коган Б. М., Мухина А. А., Хазиева Т. И., 2020

Хазиева Татьяна Ивановна, аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: tanya.hazieva@gmail.com

UDC 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.09

GAME METHOD FOR THE CORRECTION OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT DISORDERS IN CHILDREN WITH DIFFERENT VARIANTS OF DYSONTOGENESIS

B. M. Kogan,

MCU, Moscow, KoganBM@mgpu.ru,

А. А. Mukhina,

School № 1799, Moscow, dadeko@inbox.ru, Т. I. Khazieva,

MCU, Moscow, tanya.hazieva@gmail.com

Currently there is a significant increase in the number of preschoolers and younger school children with developmental disabilities, resulting in their unwillingness to attend school. Parents of this category of children are increasingly turning to professionals for help regarding the maladjustment of their child. The article presents the results of the remedial programs using folk games in children with different degrees of underdevelopment, aimed at comprehensive development of motor and cognitive processes required for effective adaptation in society.

The goal of the study was to research the effectiveness of the game method of correction of impaired psychomotor development in children with mental retardation of mild and moderate severity by different types of disturbed development.

Had the study included children with various pathologies: 32 children with autism spectrum disorder, 33 — with mental retardation and 22 with mental retardation have mild or medium degree, and 44 children with down syndrome, which took the analysis of the main indicators of memory and attention.

It is shown that remedial work using folk games, aiming at the normalization of psychomotor development of children with different dysontogenetic development leads to significant changes in their cognitive sphere, in the spatial orientation and scope of arbitrary regulation of activity.

Children in all variants of dysontogenesis, especially down's syndrome, have a completely different initial condition indicators of higher cognitive functions, ranging from levels close to age norm, to a large extent the delay of intellectual development, moreover, the development of attention and memory in children with down's syndrome takes place dynamically and does not depend on age, as each age group was attended by children showing high, medium and low results.

Keywords: dysontogenesis; preschoolers; junior school students; psychomotor development; cognitive development; memory; attention.

For citation: Kogan B. M., Mukhina A. A., Khazieva T. I. Game Method for the Correction of Psychomotor Development Disorders in Children with Different Variants of Dysontogenesis // Systems Psychology and Sociology. 2020. № 1 (33). P. 112-119. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.09

Kogan Boris Mikhaylovich, Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Department of Clinical and Special Psychology at the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University, Moscow, Russia.

Mukhina Anastasiya Aleksandrovna, Educational Psychologist at School № 1799, Moscow, Russia.

E-mail: dadeko@inbox.ru.

Khazieva Tatiana Ivanovna, a Post-Graduate Student at the Department of Clinical and Special Psychology at the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University, Moscow, Russia. Email: tanya.hazieva@gmail.com

Введение

Сегодня отмечается значительный рост числа детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии, у них обнаруживаются той или иной выраженности нарушения памяти, внимания, которые включаются в симптомы таких нервно-психических расстройств, как умственная отсталость, расстройства психического развития, задержка общего и речевого развития; заикание [2; 8; 11; 16]. К категории нервно-психических расстройств также относятся различные проявления аутистического спектра, дефицит внимания, гиперактивность и целый ряд других аномалий развития, включая генетические синдромы, прежде всего болезнь Дауна. К пре-морбидным факторам, способствующим развитию нарушений ряда психических функций, относят избыточную массу тела, существенно влияющую на эмоциональную сферу здоровых подростков [5].

Дети с отклонениями в развитии проявляют различные черты девиантного поведения: не взаимодействуют со взрослыми, даже с родителями, не играют со сверстниками, нередко ведут себя ауто- и гетероагрессивно [1; 12; 14]. "

В патогенезе различных форм отклоняющегося развития особое место занимает дефицитарность базовых предпосылок психической деятельности, чаще всего формирующаяся в пренатальном и раннем постнаталь-ном периодах онтогенеза [13; 15].

Опыт работы с «аномальными» детьми показывает, что в первую очередь страдает раннее моторное развитие, формирование механизмов ориентации в пространстве и пространственно-временных отношений, а также функции программирования и регуляции деятельности. Следовательно, увеличивается разрыв между реальными возможностями ребенка и возрастными (нормативными) социально-психологическими требованиями. В младшем школьном возрасте это приводит к нарушениям поведения и умственной

работоспособности, а также мотивационно-личностной дезадаптации в целом.

В этой связи целью исследования стала оценка эффективности игрового метода в коррекции нарушенного психомоторного развития у детей с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести при разных вариантах нарушенного развития.

Метод и методика исследования

Методика психомоторной коррекции, примененная в представленной работе, выстроена на пересечении трех основных направлений:

1) телесно-ориентированная терапия;

2) нейропсихология детского возраста;

3) возрастная психология.

Методологически методика опирается

на современные представления о трехуровневой системе онтогенетического анатомического и физиологического развития мозга, а методически — на адаптированный вариант известных психотехник и фольклорные игры [6; 7; 10].

При работе на первом уровне восстанавливается основной энергетический ресурс организма. Проводится коррекция основных нарушений этого уровня: истощаемости нервной системы, нарушений тонуса, дефицита собственной инициативы и интереса, нарушений памяти и внимания, эмоциональной изменчивости и переключаемости внимания, импульсивности [3; 4; 16; 17].

На втором уровне коррекция направлена на увеличение объема запоминаемого материала, а также улучшение качества его усвоения, расширение слухового, зрительного, тактильного и обонятельного восприятия. Работа ведется над формированием и развитием пространственных представлений, телесной ловкости, внимания [4; 18].

На третьем уровне формируется произвольная саморегуляция, самоконтроль, способность к построению собственной программы и ее выполнению. Отрабатываются

также коммуникативные навыки, необходимые для успешной социальной адаптации. Благодаря работе с детьми на этом этапе у них улучшается восприятие и внимание, укрепляется память, развивается воображение. Дети значительно продвигаются в способности понимать правило и следовать ему, понимать инструкции, они лучше координируют свои действия и поведение [4; 19].

В процессе работы не использовалась классическая комплексная программа по психомоторному развитию А. В. Семенович и Е. А. Воробьевой [8; 9], так как она рассчитана на детей с легкой и легко-средней степенью нарушений. А для детей со средней тяжестью и тяжелой степенью нарушения не подходит. Такие дети, как правило, не способны выполнить задания из классической программы, они слишком сложны для их понимания, в особенности дыхательные и глазодвигательные упражнения, растяжки и др. Поэтому были подобраны и адаптированы доступные для их понимания и выполнения игры и упражнения. В авторской модификации программы используются фольклорные игры, которые могут воздействовать на все иерархические уровни психической деятельности человека и их роль в коррекционной работе можно считать научно обоснованной [1; 5].

Целью методики коррекции психомоторных нарушений с использованием фольклорных игр было формирование произвольной саморегуляции за счет комплексного развития моторного и когнитивного уровней для развития пространственных представлений и речи через воссоздание русской традиционной культуры; а также формирование навыков общения у детей с различной степенью недоразвития, необходимые для эффективной адаптации в социальной среде, а также для успешного обучения в школе.

Представленная методика коррекции психомоторных нарушений разработана на базе центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» (Москва) и должна использоваться в работе с детьми с особенностями развития в нескольких возрастных группах от 4 до 9 лет. Учитывая то, что для детей разного возраста есть свои содержательные особенности, игры и упражнения

разрабатывались и подбирались в соответствии с возрастом, на основе интереса ребенка к игре.

Для обеспечения эффективной работы в группе присутствовало не более 4-5 детей и двое взрослых специалистов-воспитателей, что позволяло проводить различные игры, организовать взаимопомощь, поддерживать оптимальный темп и эффективность работы каждого ребенка. В группу принимались дети как с отклонениями в развитии (задержка психического развития, умственная отсталость, ранний детский аутизм, органические и соматические заболевания), так и условно нормативные дети, находящиеся в группе риска по возникновению различных нарушений с трудностями адаптации в новом коллективе, дети, не посещающие детские образовательные учреждения, дети с характерологическими особенностями, достигающие уровня акцентуаций характера.

На первых этапах работы группы возможно проведение занятий вместе с родителями. Программа «Вьюшки» рассчитана на 36 часов работы с детьми. Ребенок посещает занятия один раз в неделю в течение семи месяцев.

Исходя из цели применения методики коррекции психомоторных нарушений у детей, были сформулированы следующие задачи, направленные на улучшение состояния каждого ребенка:

- развитие осознания себя как активного участника группы;

- развитие осознания собственного тела;

- расширение спектра телесных ощущений (дифференциация ощущений);

- развитие крупной и мелкой моторики;

- развитие базисных пространственных представлений;

- развитие способности вовремя включиться в деятельность и прекратить ее (навыки самоконтроля);

- развитие умения играть по правилам (понимание и принятие правил игры);

- развитие внимания и памяти;

- активизация и развитие воображения;

- развитие чувства ритма;

- развитие речи (чувства родного языка);

- развитие способности выражать свои чувства через речь;

- развитие способности сопереживать, понимать чувства другого человека;

- освоение игровой роли;

- получение опыта и навыков вербального и невербального общения.

Характеристика испытуемых

В статье представлены результаты применения комплексной методики психомоторной коррекции для детей с особенностями развития дошкольного и младшего школьного возраста «Вьюшки». Было обследовано 133 ребенка, из них 83 мальчика и 53 девочки. Возраст детей — от 5 до 7 лет (средний возраст — 6,2 ± 0,4 года) с различной патологией: 32 ребенка с расстройством аутистического спектра, 34 ребенка с задержкой психического развития и 23 ребенка с умственной отсталостью легкой и средней степенью, а также 44 ребенка с синдромом Дауна, у которых проводился анализ основных показателей памяти и внимания.

Результаты и их обсуждение

Оценка динамики результатов коррекцион-ной работы осуществлялась по трем блокам.

В когнитивно-аффективный блок входили четыре шкалы: понимание смыслового компонента игры, развитие речи (увеличение словарного запаса; четкость речевого высказывания), ориентировка в пространстве, эмоциональная вовлеченность.

В моторный блок вошли шесть шкал: общая моторика, удержание равновесия, реци-прокные движения и перекрестная координация, зрительно-моторная координация, мелкая моторика, темп деятельности.

В блок произвольной регуляции деятельности вошли четыре шкалы: выполнение простых произвольных двигательных программ с помощью мяча, выполнение сложных произвольных двигательных программ (отстукивание ритмов руками), удержание алгоритма деятельности, удержание игровых правил деятельности.

Продолжительность групповой работы составляла около семи месяцев. Все дети

улучшили свои показатели по тесту после пройденной коррекции. Средний бал улучшения показателя теста составил 15. Далее мы сравнили средние показатели улучшения детей по диагнозам. Оказалось, что наибольших изменений добились дети с задержкой психического развития (18,2 ± 0,3 балла), а наименьших — дети с расстройством аути-стического спектра (12,5 ± 1,2 балла). Средние результаты показали дети с умственной отсталостью (15,3 ± 0,8 балла).

При анализе средних значений изменения показателей теста за семь месяцев по каждой шкале обнаружено, что больше всего статистически значимых изменений было в блоке когнитивно-аффективном и блоке произвольной регуляции деятельности. У детей выявлено достоверное повышение значений «понимания смыслового компонента игры» с 1,2 ± 0,2 до 2,1 ± 0,1 (р < 0,002), «развития речи» с 1,3 ± 0,3 до 2,2 ± 0,2 (р < 0,05), «ориентировки в пространстве» с 1,1 ± 0,1 до 2,6 ± 0,4 (р < 0,001), «темпа деятельности» с 1,2 ± 0,3 до 2,2 ± 0,3 (р < 0,01), «выполнение простых произвольных программ» с 1,5 ± 0,4 до 2,5 ± 0,3 (р < 0,01), «выполнение сложных произвольных программ» с 1,2 ± 0,4 до 1,8 ± 0,2 (р < 0,05), «соблюдения правил игр» с 0,8 ± 0,2 до 1,8 ± 0,3 (р < 0,05). По остальным шкалам («эмоциональная вовлеченность», «общая моторика», «удержание равновесия», «реципрокные движения и перекрестная координация», «зрительно-моторная координация», «мелкая моторика», «удержание алгоритма деятельности») также обнаруживается существенное повышение значений после коррекционных занятий, не достигающее, однако, статической достоверности.

Заключение

Результаты представленного исследования убедительно демонстрируют, что кор-рекционная работа с использованием фольклорных игр, направленная на нормализацию психомоторного развития, приводит к значимым изменениям в когнитивной сфере, в пространственной ориентировке и сфере произвольной регуляции деятельности детей

с разными вариантами дизонтогенетичекого развития. Выявлено повышение показателей общей психической активности и работоспособности за счет ускорения темпа выполнения задания детьми. Игровой метод способствует позитивным изменениям в сенсомоторной сфере, что, в свою очередь, влияет на динамику развития познавательных функций у детей, а также приводит к развитию эмоционально-личностных качеств детей.

Результаты изучения состояния основных характеристик памяти и внимания у детей показали, что каждый ребенок (особенно с синдромом Дауна) имеет свои индивидуальные характеристики, диктующие необходимость разработки индивидуальной траектории коррекции нарушений памяти и внимания. Дети с синдромом Дауна обладают совершенно разными исходными показателями состояния высших когнитивных функций, колеблющимися от уровня, близкого к возрастной норме, до значительной степени задержки интеллектуального развития.

Развитие внимания и памяти детей происходит динамически и не зависит от возраста, так как в каждой возрастной группе присутствовали дети, показывающие высокие, средние

и низкие результаты, а определяется видом и тяжестью дефекта.

Для данной категории детей необходимо учитывать особенности состояния здоровья, прежде всего нарушения зрения и слуха, которые оказывают влияние на продуктивную деятельность. Так, слух ребенка имеет тесную взаимосвязь с речью. Например, если у ребенка имеется нарушение слуха, это будет являться одной из причин нарушения понимания речи, что, в свою очередь, оказывает влияние на развитие внимания.

Долгосрочная память детей, страдающих болезнью Дауна, развита значительно лучше, нежели кратковременная. При многократном повторении похожих заданий дети благодаря долговременной памяти справляются с ними намного лучше.

Концентрация внимания детей во всех группах, кроме групп детей с умственной отсталостью средней тяжести, повышается с возрастом, но и здесь необходимо учитывать особенности здоровья и частоту посещений групповых комплексных занятий. Для большинства детей трудно долго удерживать свое внимание и усидеть на месте, не отвлекаясь на посторонние стимулы, тем более в большом пространстве.

Литература

1. Коган Б. М., Куликова Т. Г. Современные исследования низкого когнитивного темпа у детей: аналитический обзор // Системная психология и социология. 2018. № 2. С. 47-58.

2. Коган Б. М., Дроздов А. З., Куликова Т. Г. Нейродинамический дефицит у детей с трудностями школьного обучения. М.: Парадигма, 2018. 140 с.

3. Корнеева В. А. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития у детей младшего школьного возраста // Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002. Ч. 2. Гл. 7. С. 462-483.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Коршунов Д. Н. Сенсомоторное развитие аномального ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2009. 96 с.

5. Мухина А. А., Дроздов А. З., Коган Б. М. Использование приемов сенсомоторной коррекции при реабилитации детей с синдромом Дауна // Специальное образование. 2014. № 3. С. 63-70.

6. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003. 143 с.

7. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Психологические особенности проблемных детей: лекции 1-4. М.: Педагогич. ун-т «Первое сентября», 2008. 60 с.

8. Семенович А. В., Воробьева Е. А. Комплексная методика психомоторной коррекции / Факультет коррекционной педагогики МГПУ; Психолого-медико-социальный центр помощи детям и подросткам Северо-Западного округа. М.: МГПУ; ПМСЦ помощи детям и подросткам СЗО, 1998. 76 с.

9. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2007. 474 с.

10. Султанова А. С., Горячева Т. Г. Сенсомоторная коррекция при психосоматических расстройствах в детском возрасте // Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков: монография / под ред. Ю. С. Шевченко. СПб.: Речь, 2003. Гл. 12. С. 465-490.

11. Староверова М. С. Психологический феномен школьной неуспешности: учеб.-методич. пособие. Саарбрюккен: LAP Lamber, 2016. 175 с.

12. Becker Stephen P. For some reason I find it hard to work quickly: introduction to the special issue on sluggish cognitive tempo // Journal of Attention Disorders. 2017. Vol. 21. Issue 8. Р. 615-622.

13. Hornung C., Romain M., Michel F. General and specific contributions of RAN to reading and arithmetic fluency in first graders: a longitudinal latent variable approach // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 1746.

14. Iglesias-Sarmiento V. Mathematical learning disabilities and attention deficit and/or hyperactivity disorder: a study of the cognitive processes involved in arithmetic problem solving / V. Iglesias-Sarmiento et al. // Research in Developmental Disabilities. 2017. Vol. 61. P. 44-54.

15. Fenollar Cortés J. External validity of ADHD inattention and sluggish cognitive tempo dimensions in Spanish children with ADHD / J. Fenollar Cortés et al. // Journal of Attention Disorders. 2017. Vol. 21. P. 655-666.

16. Krause M. B. Pay attention! Sluggish multisensory attentional shifting as a core deficit in developmental dyslexia // Dyslexia. 2015. Vol. 21. P. 285-303.

17. Lee S., Burns G. L., Becker S. P. Can sluggish cognitive tempo be distinguished from ADHD inattention in very young children? Evidence from a sample of Korean pre-school children // Journal of Attention Disorders. 2017. № 21. Р. 623-631.

18. Leopold D. R. Attention-deficit / hyperactivity disorder and sluggish cognitive tempo through-out childhood: Temporal invariance and stability from preschool through ninth grade / D. R. Leopold et al. // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2016. № 57. Р. 1066-1074.

19. Hopstaken J. F. Shifts in attention during mental fatigue: Evidence from subjective, behavioral, physiological, and eye-tracking data / J. F. Hopstaken et al. // Journal of Experimental Psychology. 2016. № 42 (6). Р. 878-889.

References

1. Kogan B. M., Kulikova T. G. Sovremenny'e issledovaniya nizkogo kognitivnogo tempa u detej: anal-iticheskij obzor [Modern studies of low cognitive pace in children: an analytical review] // Systems Psychology and Sociology. 2018. № 2. P. 47-58

2. Kogan B. M., Drozdov A. Z., Kulikova T. G. Nejrodinamicheskij deficit u detej s trudnostyami shkofnogo obucheniya [Neurodynamic deficiency in children with school difficulties]. M.: Paradigm, 2018. 140 p.

3. Korneeva V. A. Sensomotornaya korrekciya pri narusheniyax psixicheskogo razvitiya u detej mladshego shkol'nogo vozrasta [Sensomotor correction for mental development disorders in primary school children] // Antropov Yu. F., Shevchenko Yu. S. Lechenie detej s psixosomaticheskimi rasst-rojstvami [Treatment of children with psychosomatic disorders]. St. Petersburg: Rech', 2002. Ch. 2. Gl. 7. P. 462-483.

4. Korshunov D. N. Sensomotor development of an abnormal child of preschool and primary school age. Moscow, 2009. 96 p.

5. Mukhina A. A., Drozdov A. Z., Kogan B. M. IspoFzovanie priemov sensomotornoj korrekcii pri reabilitacii detej s sindromom Dauna [The use of sensory-motor correction techniques for the rehabilitation of children with Down syndrome] // Special education. 2014. № 3. P. 63-70.

6. Semago N. Ya., Semago M. M. Problemny'e deti. Osnovy' diagnosticheskoj i korrekcionnoj raboty' psixologa [Problem children. The basics of the diagnostic and correctional work of a psychologist]. Moscow: ARKTY, 2003. 143 p.

7. Semago N. Ya., Semago M. M. Psixologicheskie osobennosti problemny'x detej: lekcii 1-4 [Psychological features of problem children]. M.: Pedagogich. un-t «Pervoe sentyabrya», 2008. 60 p.

8. Semenovich A. V., Vorobeva E. A. Kompleksnaya metodika psixomotornoj korrekcii / Fakul'tet korrekcionnoj pedagogiki MGPU; Psixologo-mediko-social'ny'j centr pomoshhi detyam i podrostkam Seve-ro-Zapadnogo okruga [Integrated technique of psychomotor correction. Moscow State Pedagogical University Faculty of Corrective Pedagogy Psychological-Medical-Social Center for Assistance to Children

and Adolescents of the North-Western District]. Moscow: MGPU; PMSCz pomoshhi detyam i podrostkam SZO, 1998. 76 s.

9. Semenovich A. V. Nejropsixologicheskaya korrekciya v detskom vozraste. Metod zameshhayu-shhego ontogeneza [Neuropsychological correction in childhood. The method of replacement ontogenesis]. M.: Genezis, 2007. 474 p.

10. Sultanova A. S., Goryacheva T. G. Sensomotornaya korrekciya pri psixosomaticheskix rasstrojstvax v detskom vozraste [The sensorimotor correction for psychosomatic disorders in childhood] // BixevioraF -no-kognitivnaya psixoterapiya detej i podrostkov: monografiya / pod red. Yu. S. Shevchenko [Behavioral-cognitive psychotherapy of children and adolescents / ed. by Yu. S. Shevchenko]. St. Petersburg: Rech, 2003. Ch. 12. S. 465-490.

11. Staroverova M. S. Psixologicheskij fenomen shkoFnoj neuspeshnosti: uchebno-metodicheskoe poso-bie [The psychological phenomenon of school failure]. Saarbrücke: LAP LAMBER. 175 p.

12. Becker Stephen P. For some reason I find it hard to work quickly: introduction to the special issue on sluggish cognitive tempo // Journal of Attention Disorders. 2017. Vol. 21. Issue 8. P. 615-622.

13. Hornung C., Romain M., Michel F. General and sSpecific contributions of RAN to reading and arithmetic fluency in first graders: a longitudinal latent variable approach // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 1746.

14. Iglesias-Sarmiento V. Mathematical learning disabilities and attention deficit and/or hyperactivity disorder: a study of the cognitive processes involved in arithmetic problem solving / V. Iglesias-Sarmiento et al. // Research in Developmental Disabilities. 2017. Vol. 61. P. 44-54.

15. Fenollar Cortés J. External validity of ADHD inattention and sluggish cognitive tempo dimensions in Spanish children with ADHD / J. Fenollar Cortés et al. // Journal of Attention Disorders. 2017. Vol. 21. P. 655-666.

16. Krause M. B. Pay attention! Sluggish multisensory attentional shifting as a core deficit in developmental dyslexia // Dyslexia. 2015. Vol. 21. P. 285-303.

17. Lee S., Burns G. L., Becker S. P. Can sluggish cognitive tempo be distinguished from ADHD inattention in very young children? Evidence from a sample of Korean pre-school children // Journal of Attention Disorders. 2017. № 21. P. 623-631.

18. Leopold D. R. Attention-deficit / hyperactivity disorder and sluggish cognitive tempo through-out childhood: Temporal invariance and stability from preschool through ninth grade / D. R. Leopold et al. // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2016. № 57. P. 1066-1074.

19. Hopstaken J. F. Shifts in attention during mental fatigue: Evidence from subjective, behavioral, physiological, and eye-tracking data / J. F. Hopstaken et al. // Journal of Experimental Psychology. 2016. № 42 (6). P. 878-889.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.