Научная статья на тему 'Игровое моделирование в процессе реализации ФГОС нового поколения'

Игровое моделирование в процессе реализации ФГОС нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / TOURISM / PROFESSIONAL EDUCATION / GAME MODELING / EDUCATIONAL STANDARDS / PERSON-ORIENTED EDUCATION / INNOVATIONS / THE GAME MODELING IN THE IMPLEMENTATION OF A NEW GENERATION OF FEDERAL AND STATE EDUCATION STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малолетнева И. В.

Игровое моделирование рассмотрено в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения. Выделен ряд принципов для разработки и проведения учебной деловой игры. Представлена структурная схема деловой игры. Перечислены способы участия преподавателя в деловой игре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The game modeling in the implementation of a new generation of federal and state education standards

The game modeling is considered in the implementation of the educational standards of the new generation. A few developing and implementing principles of educational business game are identified. A block diagram of a business game is presented. The ways of professor’s participation in a business game are listed.

Текст научной работы на тему «Игровое моделирование в процессе реализации ФГОС нового поколения»

ПЕДАГОГИКА ПЮФЕССИОНЛШЮГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Казарин А. Инновационные средства и технологии в системе обучения Инновации. 2007. № б.

2. Карпеш К. С., Антюфеева М. А. Инновационное образование: теоретико-методологические аспекты построения //Образование. 2008.

3. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм. Волгоград: Учитель, 2007.

4. Слободчиков В. II. Инновационное образование Школьные технологии. 2005. ЛЬ 2.

И. В. МАЛОЛЕТНЕВА

ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

УДК 378

Игровое моделирование рассмотрено в процессе реашшцни образовательных стандартов нового поколения Выделен ряд принципов для разработки и проведения учебной деловой игры. Представлена структурная схема деловой игры. Перечислены способы участия преподавателя в деловой игре.

Ключевые слова: туризм, профессиональное образование, игровое моделирование, образовательные стандарты, личностно-ориентированное обучение, инновации.

The game modeling is considered in the implementation of the educational standards of the new generation. A few developing and implementing principles of educational business game are identified A block diagram of a business game is presented The of professor’s participation in a business ganw are listed

Key words: tourism, professional education, game modeling, educational standards, person-oriented education, innovations.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения предполагают смещение образовательного воздействия с традиционного обучения, т. е. непосредственной передачи знаний в процессе коммуникативного взаимодействия студента с преподавателем и другими студентами курса, учебной группы, на процесс учения, т. е. самостоятельного освоения материала. В определенном смысле это обусловливает не только смещение акцентов, но и реальную перестройку всего образовательного процесса - методических подходов, организации учебного процесса (составление индивидуальных программ и планов обучения, расписание учебных

занятий, их форма, содержательное наполнение).

Ориентация на студентоцентрирован-ность и практическую ориентированность процесса обучения, переход к образовательным комплексам, гарантирующим целостность и последовательность профессионального образования в условиях его вариативности, осуществляются в РМАТ в рамках современной модели профессионального туристского образования. Профессиональное туристское образование рассматривается как область взаимодействия трех пространств: образовательного, которое определяет принципы и условия образования; туристского, раскрывающего антиномии его фор-

мирования; профессионального, выделяющего систему образовательных стандартов профессионального туристского образования [1]. Ключевая фигу ра туристского рынка («специалист-универсалист», по терминологии В. А. Кварталь-нова) была взята за основу построения многоуровневой и многопрофильной системы профессионального туристского образования.

Несомненно, роль преподавателя в современном образовательном пространстве остается столь же су щественной, как и ранее, но изменяется качественно -он задает вектор процесса учения, профессионального развития буду щего специалиста (бакалавра и магистра) как при выборе направления подготовки, так и в рамках отдельного образовательного моду ля. Построение индивиду альной траектории обучения, т. е. профессионального и личностного развития, имеет как позитивную, так и негативну ю сторону7.

Очевидно, должна приветствоваться прежде всего студентом возможность получить качественную профессиональную подготовку в соответствии с индивидуальными способностями, в том числе скоростью освоения материала, уровнем первичной или базовой подготовки, информационными запросами, наличием опыта профессиональной деятельности. Однако даже частичное нарушение принципа коллективного обучения создает дополнительные сложности для дальнейшего профессионального становления в коллективе и решения задач карьерного роста.

Активное применение в обучении деловых игр, организационно-деятельностных игр помогает решить эту' проблему. Кроме того, игровые технологии формировались и развивались как инструмент решения сложных, а именно меж-

профессиональных и межпредметных проблем. Они даже породили новую у правленческую функцию «интерлокер», т. е. компетенцию, позволяющу ю работать на стыках, разрывах и пограничных областях различных профессий, наук и интересов.

Для формирования сложных целей, связанных с необходимостью выработки новых средств работы, саморазвития, развития организации, в которой трудится выпу скник вуза, применяется инновационная игра, которая строится как специальный вид социальной технологии, включающий программы решения проблем, исследования и развития участников и всей организации. Игра ориентирована на объединение людей для выработки инновационных (новых для данной организации, отрасли, промышленности) решений.

Инновационная игра является в организации нововведением, за счет которого эта организация может продвинуться в решении многих проблем. Строится это нововведение как саморазвивающаяся и непрерывно самообновляющаяся система т. е. система открытого типа, способная ассимилировать помехи своему функционированию и развиваться дальше. в том числе и за счет этих помех.

Сотрудники обучаются новым способам деятельности и мышления: групповой работе, постановке проблем, аналитическим процедурам, критике и т. д., обучаются умению ориентироваться в нестандартных (инновационных) ситуациях, овладевают соответствующими средствами и умением их использовать. Всеми формами работы участники ориентиру ются на развитие своих средств, способов деятельности, мышления, видения и анализа ситуации. Ориентация на развитие - это ориентация на непрерывное

ПЕДАГОГИКА ПЮФЕССИОНА/ШЮГО ОБРАЗОВАНИЯ

обновление всего своего деятельностного арсенала и своих умений, на использование всех своих способностей [3].

□ При разработке и проведении учебной деловой игры необходимо опираться на ряд принципов, выработанных многолетней практикой их применения [2; 5]. Деловая игра должна обладать следующими признаками:

1) наглядностью и простотой конструкции;

2) нацеленностью всех элементов игры на решение ключевой проблемы;

3) правдоподобием экспериментальной модельной констру кции;

4) коллективной выработкой решений, их вариативностью;

5) ролевой стру ктурой и системностью ролевого взаимодействия;

6) созданием управляемого эмоционального напряжения участников;

7) формированием индивидуальных и групповых оценок результатов игры и дру гих, которые сводятся воедино по всем сюжетным линиям и производственным цепочкам;

8) формированием системы штрафов и поощрений;

9) репетицией игры самими разработчиками с привлечением экспертов;

10) окончательной корректировкой игры.

Основой разработки деловой игры (ДИ) является создание игровой и имитационной моделей, которые в органичном сочетании определяют стру кту ру ДИ.

На приведенном ниже рисунке нами рассматривается система элементов этой структуры.

Игровая модель является фактически способом описания работы участников имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной дея-

тельности будущих специалистов (бакалавров и магистров).

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности в учебном процессе.

Для имитационного моделирования подходит не любое содержание профессиональной деятельности, а лишь такое, которое является достаточно сложным для освоения, содержит проблемное поле и не может быть усвоено индивидуально. Выбор и описание объекта имитации являются одним из наиболее важных и сложных этапов констру ирования ДИ, от успешной реализации которого зависит вся остальная работа.

Имитационну ю модель разрабатывают с использованием известных принципов и средств моделирования, в том числе математического, экспертного оценивания. здравого смысла и практического опыта. Описание модели предполагает определенну ю дидактическу ю обработку объекта имитации — обобщение, упрощение ситуаций, отбор правдоподобных числовых данных, сжатие масштаба времени и т. п. — и выделение того содержания, которое должно быть освоено участниками деловой игры. Адекватно описанная имитационная модель обеспечивает воссоздание в ДИ контекста реальности.

□ Психологический переход игры в поле сознания у частников осуществляется при выполнении у чебных действий в соответствии с заданными игровыми и педагогическими целями, правилами и процедурами и при появлении осознанных индивидуальных целей достижения. Возмож-

ности целеобразоваиия и целедости-жения на всех этапах проведения ДИ самими участниками - важнейший фактор осмысленности процесса учения, порождения познавательной и профессиональной мотивации, творческого профессионального мышления участников игры.

В деловой игре участники должны действовать компетентно, т. е. предметно и социально, поэтому все предшествую-

щие ДИ виды занятий должны быть этапами подготовки к деловой игре. Теоретическая база лекционных занятий, самостоятельная работа с источниками и литературой, анализ конкретных ситуаций, разбор ситу аций с ролевых позиций - это логическая схема перехода к деловой игре. Важно не превратить игру в простой тренажер, азартну ю игру или дидактический «шум».

Методи-

ческое

обеспечение

Игровая модель

Цели игровые Комплект ролей и функции игроков Сценарий игры Правила игры Техническое

Цели педагогические Предмет игры Г рафическая модель в заимодействия участников Система оценивания обеспечение

Имитационная модель

Структу рная схема деловой игры

В игре преподаватель может занимать, по крайней мере, три позиции:

1) быть центром игры, ее ру ководителем. режиссером, замыкать все «нити» на себя;

2) выполнять функции одного из игроков (ру ководителя, главного эксперта);

3) не проявлять никакой активности, приняв роль стороннего наблюдателя.

В условиях хорошо подготовленной игры преподаватель действует активно на этапе инструктирования участников и при подведении итогов игры. Деловая игра должна характеризоваться самонастройкой и самообучением. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем выше ее обучающая ценность.

ЛИТЕРАТУРА

/. Зорин II. В., Зорин А. II. Профессиональное образование и карьера в туризме: учебник. М.: Советский спорт, 2005. 528 с. (Профессиональное туристское образование).

2. Деловая игра в помощь менеджеру туризма сост. В. А. Ульянов. М.: РМАТ, 1999. Вып. I. 40 с.

3. Красовский Ю. Д. Обучающие модели развития управленческих знаний: учеб,-

метод. пособие. М.: ЮНПТИ, 2010.

295 с.

4. Сорокина Н. Д. Управление новациями в вузах (социологический аначиз). М.: Канон+ РООП «Реабилитация», 2009. 255 с.

5. Ульянов В. А. Дерево цели туристской фирмы: Деловая игра в помощь менеджеру туризма. М.: РМАТ, 1999. Вып. 2. 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.