3. Домбровский А. В. Русский флот в ряду мировых морских сил к 1914 г. // Российский военный флот. - СПб, 1914. - 158 с.
4. Ковалева О.Ф., Чистов XVIII - начало XIX вв.): дисс. ... канд. ист. наук. - Саратов, 2006. - 218 с.
5. Скаловский Р. К. Жизнь адмирала Ф. Ф. Ушакова. - СПб, 1856. - 404 с.
6. Шавров Н. Пребывание адмирала Ушакова в Севастополе с 1791 по 1798 год // Морской сборник. - 1862. - Т. 62 - № 9. - С. 3-62.
SUMMARY
The results of historical and pedagogical analysis of the process of foundation and development of the Maritime educational establishments system that were successfully functioning in the south of Russia are represented in the present article. Their significance in the sphere of training both the military and the civilian maritime specialists is proved. Thus, the article is aimed at researching and analyzing the certain historical events and processes stimulating the expansion of Maritime educational establishments on the territory of Novorossiysk Province in the context of bringing forward the political, economical, educational interests of the Russian Imperial government.
Key words: maritime educational establishments, strategic and economic interests, maritime personnel training, historical preconditions, educational concept.
АННОТАЦИЯ
В данной статье приводятся результаты историко-педагогического анализа процесса становления и развития системы морских учебных заведений, успешно функционировавших на юге Российской империи, а также обосновaна их значимость в деле подготовки как военных, так и гражданских морских специалистов. Таким образом, целью данной статьи является выявление и анализ конкретных исторических событий и процессов, стимулирующих рост числа морских учебных заведений на территории Новороссийского края в контексте реализации политических, стратегических, экономических и образовательных интересов правительства Российской империи.
Ключевые слова: морские учебные заведения, стратегические и экономические интересы, подготовка морских специалистов, исторические предпосылки, образовательная концепция.
А. А. Исаев
УДК 378.147
ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) обращает особое внимание на подготовку высококвалифицированных специалистов в области педагогической деятельности, способных решать различные профессиональные задачи, нестандартно мыслить, быть готовым к выполнению различного рода исследований и проектных работ.
Целью данной статьи является анализ особенностей игрового моделирования в активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении различных учебных дисциплин.
Проблема профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности -это одна из непреходящих проблем на современном этапе как в теоретических обоснованиях, так и в практике. Успешное ее решение имеет актуальное значение для самой личности и для общества в целом, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную жизненную позицию, обладающих нестандартным мышлением, креативным подходом к анализу и рассмотрению предлагаемой ситуации.
В педагогической теории и практике накоплен достаточно богатый опыт профессиональной подготовки педагогов, который рассматривается в трудах В. П. Беспалько [2], С. М. Марковой [9], А. И. Щербакова [16] и др. Анализ современных научных подходов показал, что профессиональная подготовка -это процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими уме-
20/у//-
(Ш\
ниями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности. Результатом подготовки является готовность, которая рассматривается, с одной стороны, на личностном уровне (А. Г. Ковалев [7], В. В. Сериков [13] и др.) как устойчивая характеристика личности, интегративное профессионально значимое качество будущего специалиста, способного решать поставленные современным обществом педагогические задачи. С другой стороны, понятие «готовность» анализируется на функциональном уровне (В. Н. Мясищев [10], К. К. Платонов [12] и др.); в данном случае готовность - это психическое состояние человека, которое можно трактовать как настрой личности на будущую деятельность, активную избирательную позицию, создание определенной ситуации, которая ведет к успешному выполнению поставленной проблемы.
Готовность как состояние личности, как считает Ю. В. Янотовская, отличается своей динамичностью и может каждый раз формироваться заново в зависимости от поставленных задач, созданных для этого условий и пространства. Кроме того, следует от-метить, что готовность - это не только предпосылка, но и регулятор деятельности, который действует постоянно; ее не надо каждый раз формировать на основе поставленных задач, то есть готовность отличается своей длительностью, устойчивостью и относительным постоянством [17].
Длительная готовность включает в себя формирование интереса и положительного отношения к деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович [3] и др.); систему знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данного вида работы; определенный уровень восприятия, памяти, внимания, творческого воображения, способностей, эмоций и волевых качеств личности.
Проанализировав готовность на функциональном и личностном уровне, можно отметить, что оба вида готовности: и временная, и длительная проявляются не изолированно, а находятся в целостном единстве, действуют комплексно и являются основой для формирования профессиональной готовности будущего специалиста.
Профессиональная готовность (Т. Н. Бан-щикова [1] и др.) в рамках нашего исследования является одним из факторов эффективной педагогической деятельности. К структурным компонентам профессиональной готовности авторы относят:
1. Мотивационный компонент, направленный на положительное отношение и желание осуществлять выбранный вид деятельности;
2. Исполнительный компонент, содержащий профессионально значимые качества, совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, способностей, способов саморегуляции деятельности и своего поведения;
3. Волевой компонент, характеризующий умение управлять своим поведением, действиями, способами деятельности в различных профессионально-педагогических ситуациях, умение осуществлять самоконтроль;
4. Ориентационный компонент, включающий знания о выбранной профессии, функциональные особенности и условия предстоящей деятельности, требования к личности, характеру установления взаимоотношений в коллективах, культуру педагогического общения.
Игровое моделирование является одной из интерактивных технологий профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности на современном этапе, которое основывается на построении и проектировании моделей. Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых формул, это аналитическое и графическое описание какого-либо процесса, который, отображает и воспроизводит структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Моделирование - это исследование каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных систем.
Актуальность игрового моделирования как средства профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности диктуется, на наш взгляд, следующими обстоятельствами: во-первых, в игре моделируются реальные жизненные события; во-вторых, на
занятиях со студентами игра предполагает моделирование их будущей педагогической деятельности; в-третьих, студенты обыгрывают различные модели поведения, общения, деятельности, что является средством готовности студентов к их будущей педагогической деятельности; в-четвертых, в игре создается такое образовательное пространство, в котором студенты учатся выстраивать деловые, личностные взаимоотношения, решать конкретно поставленные перед ними педагогические проблемы, включаются в рефлексивный анализ и самоорганизацию.
Игровое моделирование было и остается предметом изучения многих ученых (А. П. Панфилова [11], В. А. Трайнев [15], В. М. Фоминых [16] и др.).
По мнению А. П. Панфиловой, игровое моделирование осуществляется через «погружение» в конкретную ситуацию, которая предполагает максимальную активную позицию и включенность участников в процесс игры, способствует достижению различных дидактических и воспитательных целей. Игровое моделирование как разновидность игрового метода способствует развитию педагогических способностей обучающихся в процессе изучения ими различных учебных дисциплин [11, с. 165].
М. В. Фоминых рассматривает способы применения в образовательном процессе игрового моделирования как средства построения педагогических моделей, варианты использования разработанных моделей в игровых ситуациях [16]. Вслед за М. В. Фоминых в работах В. А. Трайнева мы находим идею игрового моделирования, основу которого составляет построение имитационной модели, которая одновременно включает в себя наиболее характерные признаки и свойства реального объекта и более полно отражает существенные стороны изучаемых дисциплин [15].
Проанализировав различные подходы к рассмотрению ключевого понятия нашего исследования, мы приходим к выводу, что игровое моделирование - это одна из разновидностей игрового метода, который используется в образовательном процессе при
изучении различных учебных дисциплин и способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, творческому самовыражению, самоорганизации и более качественному усвоению изучаемого материала.
Как правило, структурными элементами игрового моделирования являются: проблемное содержание игры, включающее в себя творческую, проблемную постановку вопроса, ситуационные задачи, создание игровой образовательной среды; организация участников игры: этот элемент отражается в делении участников на микрогруппы, выборе актива игры, в распределении ролей среди участников игры, и др.; игровое взаимодействие направлено на знакомство обучающихся с правилами игры, ее методическим обеспечением, создание настроя на игру и соответствующего игрового пространства. И завершающим элементом игрового моделирования является рефлексия, в процессе которой участники игры анализируют свои действия, отвечая на вопросы: «Что я делал?», «Какие знания получил?», «Что мне в работе помогало?», «Что мешало?», «Что понравилось?», «Что бы я хотел изменить?».
В нашем исследовании из множества игр мы рассмотрим деловую игру. Основной целью деловых игр является развитие педагогического сознания студентов как будущих педагогов, репродуктивного и творческого мышления, профессиональных, управленческих, коммуникативных компетенций. В процессе таких игр студенты вступают в субъект-субъектные отношения, развиваются их аналитические качества и навыки, связанные с анализом ситуации, собственных действий, принятием решений и успешной командной деятельностью [4].
Теоретические и практические основы применения деловых игр как модели взаимодействия людей изложены в работах Я. М. Бель-чикова, В. А. Трайнева и др. Деловая игра рассматривается авторами как одна из форм деятельности, содержащая в себе различные роли, моделирование объекта управления, игровое проектирование решений, имитирующая способы поведения и взаимодействия
участников. В системе образования деловая игра выступает как средство активизации учебного процесса, способствующая освоению студентами профессиональных компетенций и подготовки их к будущей профессиональной деятельности.
Деловые игры являются более сложной формой организации учебно-профессиональной деятельности студентов, предлагающей студентам для проигрывания ситуацию, проживание которой обеспечивает построение планов, моделей, нахождение путей решения проблемы, обозначенной в теме занятия (скрывающихся в обозначенной ситуации). Деловая игра помогает имитировать, отображать реальные ситуации, в то же время деловая игра позволяет не только производить оптимальные идеи ее участникам, но и менять их взгляды, мышление, сознание.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить основные компоненты деловой игры: определенная модель ситуации; инструкции, описывающие данную модель, исходя из которых будет строиться поведение участников игры.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет использование деловых игр на практических занятиях дисциплин профессионального и психолого-педагогического блока. Основной целью проведения подобного рода деловых игр является систематизация знаний студентов по изучаемой проблеме, стимулирование интереса к учебным дисциплинам, рассматриваемым проблемным вопросам, которые коллективно моделируются, проигрываются и анализируются.
Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. К разработке игры следует подходить комплексно, учитывая ее влияние на другие виды деятельности студентов. До начала игры следует определить ее цель и задачи, регламент, провести четкий инструктаж участников игры, рекомендовать необходимые литературные источники, разделить на микрогруппы и распределить игровые роли. Далее следует погружение в игру (на этом этапе разрабатывается игровое задание), затем необходимо
изучить и системно проанализировать предлагаемую ситуацию или проблему. Кроме того, на этом этапе обучаемые получают информацию, происходит подробное знакомство с правилами поведения, общения и работы в группе - так реализуется процесс вхождения в ролевое поведение. На этапе игрового процесса - поиска решений и прогнозирования возможных проблем - происходит выработка коллективных решений и разработка необходимого проекта. В деловых играх важна общая дискуссия, то есть своего рода межгрупповое общение, для этого один или несколько представителей обосновывают свои решения, представляют свои проекты. Обязательны этапы подведения итогов игры, рефлексии и «выгружения» из игры, которые могут включать размышления участников, обсуждения перспектив использования полученных в ходе деловой игры знаний и способов применения в профессиональной деятельности.
В качестве примера рассмотрим деловую игру «Планирование воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере». Студентам были розданы роли: директор летнего лагеря, старший воспитатель, старший вожатый, инструктор по физической культуре, воспитатели, вожатые и др. Студенты ответили для себя на вопросы: «Что бы я изменил в жизни лагеря? Как бы я спланировал и организовал деятельность детей и подростков в лагере? Какие культурно-досуговые мероприятия будут значимыми и интересными для воспитанников? Какие тематические смены можно организовать в детском лагере? Как сохранить здоровье и жизнь детей? Что для этого мне нужно знать и уметь? Как сделать жизнь и работу всех членов коллектива комфортной и успешной?» и др. В процессе деловой игры каждая группа участников представляла свой проект решения обозначенной для нее проблемы. Многообразие проектов способствует тому, что студенты накапливают интересные педагогические идеи как для летней работы в детских оздоровительных центрах, так и для своей будущей профессиональной деятельности.
Во время обсуждения проблемы «Внеурочная деятельность в современной школе» мы объединили студентов в творческие мастерские по 5-6 человек. Представитель каждой группы получает закрытый конверт с одной из тем: «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей и подростков», «Как организуют досуг в школе», «Проектная деятельность в школе», «Внеурочная деятельность по физкультурно-оздоровительному направлению в школе», «Кружковая работа в школе». Каждая творческая мастерская за указанное в задании время (3-4 дня) разрабатывает свой проект, его содержание, готовит презентацию своего проекта. Презентация, как правило, может сопровождаться элементами театрализации, музыкальным оформлением, видеозаписями, рисунками, слайдами и др. Каждая группа представляет свой проект (не более 10-15 минут), затем задаются вопросы, идет обсуждение. Независимые эксперты, которые были определены до начала игры, оценивают работу всех творческих мастерских, в конце игры проводится рефлексия внутри мастерских. Рефлексия проводится в группе экспертов и всего коллектива, участники пытаются разобраться в том, что сделано верно, где допущены недостатки в оценке и деятельности мастерских, способствовала ли их оценка стать стимулом для дальнейшей работы групп и т. д.
Исследования позволили выявить планируемые и достигнутые результаты использования деловых игр в учебном процессе:
- воспитательные - проявляющиеся, на наш взгляд, в реализации разных направлений деятельности: а) в плане сотрудничества и межличностных отношений (преподаватель-студент, студент-студент): создание благоприятного психологического микроклимата в группе, доверительных отношений между участниками игры, формирование умения слушать, договариваться, если необходимо, уступать, приходить к компромиссу и совместно решать поставленные перед микрогруппой проблемы; б) в социально-личностной сфере: проявление внутреннего раскрепощения, выявление положительных черт лич-
ности, стремление к самоорганизации, самосовершенствованию, моделирование социальных отношений, формирование социально-личностной регуляции поведения; в) в диагностической составляющей: изучение своих индивидуальных возможностей в разных социальных ролях, выявление симпатий, предпочтений среди участников игры, лидерских качеств, создание ситуации успеха особенно для малоактивных студентов, отбор игрового материала в зависимости от личностных качеств и индивидуальных особенностей участников;
- образовательные результаты включают в себя повышение мотивации к моделированию поставленной проблемы, создание игровой среды, где происходит эффективное взаимодействие между студентами и студентами и преподавателем, направленное на систематизацию знаний и выработку необходимых умений для будущей педагогической деятельности, повышение интереса к учебным занятиям и тем проблемам, которые изучаются и моделируются на деловых играх;
- технологические: коллективная выработка плана действий, решений, создание и представление проектов с учетом поставленных требований, вхождение в роли, выработка умений правильного оценивания реальных ситуаций, использования их для принятия конструктивных решений, накопление и проецирование практического опыта в будущей профессиональной деятельности,
- рефлексивно-оценочные результаты способствуют индивидуальному и коллективному анализу ситуаций, деятельности участников игры, рефлексивной оценке происходящего, выработке умений высказывать свою точку зрения, анализировать свою деятельность и деятельность, выполняемую другими участниками, собственное психическое состояние, возникшие трудности, которые испытали участники игры, их удачи, неудачи, личные достижения.
Технология игрового моделирования, рассмотренная на примере деловой игры, показала, что такого рода игры способствуют более быстрому и эффективному усвоению
изучаемого материала, развитию творчества, сотрудничества, умения аргументировать свою точку зрения, обрести уверенность в себе, позволяют получить целостный опыт будущей профессиональной деятельности.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности игрового моделирования как одной из инновационных технологий профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Представлены различные подходы к анализу содержания понятия «игровое моделирование», раскрыты способы применения данной технологии в современном образовательном процессе, ее структурные элементы, показана эффективность игрового моделирования в активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении различных учебных дисциплин.
Ключевые слова: профессиональная готовность, модель, игра, игровое моделирование, деловая игра.
SUMMARY
The article deals with the features of game modeling as one of the innovative technologies of professional readiness of students for pedagogical activity. The article deals with various approaches to the analysis of the notion of «simulation game» reveals the ways of application of this technology in the modern educational process, structural elements, the efficiency of simulation games in enhancing cognitive activity of students at studying of various disciplines.
Key words: professional readiness, model, game, game modeling, business game.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банщикова Т. Н. Профессиональная компетентность как фактор профессиональной успешности педагога // Известия Южного Федерального Университета. Технические науки. - 2006. - № 14. - С. 3-8.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А Психология высшей школы. - Минск: БГУ, 1981. - 383 с.
4. Исаев А. А., Исаева И. Ю. Интерактивные технологии обучения в вузе как средство компетентностного подхода // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2016. - № 4-3 (58). - С. 179-181.
5. Исаев А. А., Исаева И. Ю. Формирование проектировочных умений будущих дизайнеров в процессе изучения курса формальной композиции. [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2015. - № 4. -С. 256-261. - иЯЬ: http://vestospu.ru/archive (дата обращения: 22.08.2019).
6. Казакова Н. Т. Феномен игры в философии: Методологический анализ. - Красноярск, 2008. - 197 с.
7. Ковалев А. Г. Психология личности. -М.: Просвещение, 1970. - 260 с.
8. Литвиненко М. В. Проектирование результатов подготовки специалистов в условиях модульной системы обучения. - М., 2006. - 64 с.
9. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2000. - 192 с.
10. Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. - М.: Институт практической психологии, «МОДЭК», 2005. -356 с.
11. Неверова А. В. Использование деловых игр в учебном процессе для повышения мотивации к профессиональному росту // Молодой ученый. - 2011. - № 7. - С. 108-110.
12. Олешков М. Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология. - Нижний Тагил, 2002. - С. 57-63.
13. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / под общ. ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
14. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 2006. - 256 с.
15. Сериков Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 660 с.
16. Трайнев В. А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. - М.: МАН ИПТ, 2002. - 360 с.
17. Фоминых В. М. Инновационные технологии в педагогике: игровое моделирование // Гуманитарные и социальные науки. -2009. - № 5. - С. 70-76.
18. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности учителя в сис-
теме высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 2000. - 266 с.
19. Янотовская Ю. В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1973. - 23 с.
О. А. Козырева
УДК 378.1; 371.3
ТЕОРЕТИКО-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АДАПТИВНО-
ПРОДУКТИВНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ
НЕПРЕРЫВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Теоретико-методологическое обеспечение адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования определяет перспективность и состоятельность идей и ценностей, технологий и методов, форм и средств адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования.
В контексте выделенного направления научного поиска будут использованы следующие конструкты и модели современной педагогической науки, позволяющие подойти более точно и оперативно к постановке и решению задач выделения теоретико-методологического обеспечения адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования:
- непрерывное образование как важное условие профессиональной компетентности научно-педагогических работников вуза (Ж. С. Аникина, Ю. С. Исаева) [1] раскрывает социальную и профессиональную обусловленность получения непрерывного образования для личности; качество включенности личности в систему непрерывного образования в нами поставленной задаче определит качество адаптивно-продуктивных возможностей развития личности;
- подготовка кадров высшей квалификации: проблемы и пути их решения (И. Ф. Бережная) [2] как заявленная модель и теоре-тизированный конструкт будут использованы в разработке и уточнении теоретико-методологического обеспечения адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- педагогическая поддержка и фасилита-ция в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования (Т. А. Га-пиенко, Н. А. Козырев, Е. В. Митькина) [3] в единстве описанных моделей определит одним из составных элементов возможность повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования за счет унифицированного использования педагогической поддержки и фасилитации;
- гуманитарное образование в контексте современной социокультурной ситуации (А. В. Глузман) [4] раскрывает многомерность задачи развития личности, особенности которой нами будут рассмотрены и преломлены через призму идей теоретизации и повышения качества адаптивно-продуктивных возможностей развития личности в системе непрерывного образования;
- инновации в образовании (А. В. Глуз-ман) [5] как основа самоорганизации качества развития личности и антропосреды будут заложены в качестве продукта развития личности в адаптивно-продуктивном выборе качественных и конкурентоспособных моделей и технологий деятельности личности;
- роль гуманитарного знания в картине мира современного человека (А. В. Глузман)