Научная статья на тему 'ИГРОВОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИДОШКОЛЬНИКА'

ИГРОВОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИДОШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игровая деятельность ребёнка / дошкольная образовательная организация / игровое дидактическое пространство / педагогическая поддержка / развитие субъектности / личностный потенциал ребёнка / child’s play activity / preschool educational organization / gaming didactic space / pedagogical support / development of subjectivity / personal potential of the child

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Анатольевна Глущенко, Наталья Юрьевна Демченко, Роман Васильевич Бальба, Елена Викторовна Огарь, Валерий Анатольевич Петьков

Интерес к детской игровой субкультуре, возникающий в условиях обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации (ДОО), актуализировал проведение исследований, направленных на изучение личностно-развивающих возможностей игровой деятельности в рамках построения игрового дидактического пространства ДОО. Обеспечение успешного развития личности дошкольника предполагает реализацию основных принципов гуманистически ориентированной педагогики и психологии, в которых педагогическая и психологическая поддержка понимается как процесс или система деятельности, позволяющая полноценно раскрыть личностный потенциал ребёнка в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. В статье раскрывается сущность, содержание и структура игрового дидактического пространства дошкольной образовательной организации. Авторы рассматривают педагогическую поддержку как неотъемлемый процесс социализации ребенка, форму содействия в развитии его личности посредством реализации таких механизмов поддержки, как понимание, приятие, признание, репрезентация себя другим, продолжения себя в других. Показано, что основная функция педагогической поддержки заключается в оказании помощи ребёнку в его личностном развитии, выявлении и развитии его потенциальных возможностей, создании благоприятных условий для их реализации. Основная идея экспериментальной работы по организации педагогической поддержки заключалась в целенаправленном подборе соответствующего содержания, способов и форм реализации направленности педагогических воздействий игровыми средствами на развитие познавательной, поведенческой, эмоциональной и коммуникативной сфер ребёнка. На этой основе разработана и реализована авторская программа. Для оценки уровня проявления личностных особенностей развития ребенка и эффективности педагогического взаимодействия нами были разработаны опросники для воспитателей и родителей. Оценка межличностных отношений и восприятия детей-сверстников, родителей и педагогов осуществлялась по адаптированной методике Р. Жиля. В результате экспериментальной работы у детей была отмечена позитивная динамика развития основных личностных качеств и характеристик, что подтверждает эффективность предложенного нами подхода к организации педагогической поддержки дошкольника в условиях игрового дидактического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Анатольевна Глущенко, Наталья Юрьевна Демченко, Роман Васильевич Бальба, Елена Викторовна Огарь, Валерий Анатольевич Петьков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMING DIDACTIC SPACE AS A MEANS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PRESCHOOL CHILDREN’S PERSONALITY DEVELOPMENT

The study of children’s gaming subculture in the context of training and education in a preschool educational organization (PEO) has sparked interest in exploring the personal development opportunities that gaming activities offer within the framework of a preschool institution’s gaming didactic space. The successful development of a preschooler’s personality entails implementing the principles of humanistic pedagogy and psychology, which involves providing pedagogical and psychological support. This support is a process or system of activities that aim to fully uncover the child’s personal potential in overcoming social, psychological, and personal difficulties. This article delves into the essence, content, and structure of a preschool educational organization’s gaming didactic space. The authors view pedagogical support as an integral part of the child’s socialization, where assistance is provided to develop their personality through mechanisms such as understanding, acceptance, recognition, self-representation, and self-extension. The primary function of pedagogical support is to facilitate the child’s personal development by identifying and nurturing their potential capabilities and creating favorable conditions for their realization. The key idea behind the experimental work on organizing pedagogical support is purposely selecting appropriate content, methods, and forms of pedagogical influences through gaming to enhance the child’s cognitive, behavioral, emotional, and communicative spheres. Based on this, an author’s program was developed and implemented. To assess the child’s personal developmental characteristics and the effectiveness of pedagogical interaction, questionnaires were created for educators and parents. The adapted method of R. Gilles was used to evaluate interpersonal relationships and children’s perceptions of peers, parents, and teachers. The experimental work demonstrated positive progress in the development of fundamental personal qualities and characteristics in children, validating the effectiveness of our play-based didactic space approach to organizing pedagogical support for preschoolers.

Текст научной работы на тему «ИГРОВОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИДОШКОЛЬНИКА»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 373.2.013 ББК 74.102.6 И 27

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-29-36

ИГРОВОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИДОШКОЛЬНИКА

(Рецензирована)

Ирина Анатольевна ГЛУЩЕНКО

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск, Россия iro4kaglushenko @yandex. ru, https://orcid. org/0009-0004-5519-150X

Наталья Юрьевна ДЕМЧЕНКО

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск, Россия natal idem 71 @ yandex, ru, https://orcid. org/0000-0001 -5581 -8588

Роман Васильевич БАЛЬБА

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск, Россия balba.roma@yandex.ru, https://orcid. org/0009-0002-6573-0680

Елена Викторовна ОГАРЬ

Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Невинномысск, Россия Ogar_ev@yandex.ru, https://orcid. org/0009-0003-5999-2403

Валерий Анатольевич ПЕТЬКОВ

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия valerype@mail. ru, https://orcid. org/0000-0003-1967-637X

Аннотация. Интерес к детской игровой субкультуре, возникающий в условиях обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации (ДОО), актуализировал проведение исследований, направленных на изучение личностно-развивающих возможностей игровой деятельности в рамках построения игрового дидактического пространства ДОО. Обеспечение успешного развития личности дошкольника предполагает реализацию основных принципов гуманистически ориентированной педагогики и психологии, в которых педагогическая и психологическая поддержка понимается как процесс или система деятельности, позволяющая полноценно раскрыть личностный потенциал ребёнка в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. В статье раскрывается сущность, содержание и структура игрового дидактического пространства дошкольной образовательной организации. Авторы рассматривают педагогическую поддержку как неотъемлемый процесс социализации ребенка, форму содействия в развитии его личности посредством реализации таких механизмов поддержки, как понимание, приятие, признание, репрезентация себя другим, продолжения себя в других. Показано, что основная функция педагогической поддержки заключается в оказании помощи ребёнку в его личностном развитии, выявлении и развитии его потенциальных возможностей, создании благоприятных условий для их реализации. Основная идея экспериментальной работы по организации педагогической поддержки заключалась в целенаправленном подборе соответствующего содержания, способов и форм реализации направленности педагогических воздействий игровыми средствами на развитие познавательной, поведенческой, эмоциональной и коммуникативной сфер ребёнка. На этой основе разработана и реализована авторская программа. Для оценки уровня проявления личностных особенностей развития ребенка и эффективности педагогического взаимодействия нами были разработаны опросники для воспитателей и родителей. Оценка межличностных отношений и восприятия детей-сверстников, родителей и педагогов осуществлялась по адаптированной методике Р. Жиля. В результате экспериментальной работы у детей была отмечена позитивная динамика развития основных личностных качеств и характеристик, что подтверждает эффективность предложенного

нами подхода к организации педагогической поддержки дошкольника в условиях игрового дидактического пространства.

Ключевые слова: игровая деятельность ребёнка, дошкольная образовательная организация, игровое дидактическое пространство, педагогическая поддержка, развитие субъектности, личностный потенциал ребёнка.

Для цитирования: Игровое дидактическое пространство как средство педагогической поддержки развития личности дошкольника / И.А. Глущенко, Н.Ю. Демченко, Р.В. Бальба [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 4(328). С. 29-36. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-29-36.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

GAMING DIDACTIC SPACE AS A MEANS OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PRESCHOOL CHILDREN'S PERSONALITY DEVELOPMENT

Irina A. GLUSHCHENKO

Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Russia iro4kaglushenko@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0004-5519-150X

Natalya Yu. DEMCHENKO

Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Russia natal id em 71 @yandex. ru, https://orcid. org/0000-0001 -5581 -8588

Roman V. BALBA

Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Russia balba.roma@yandex.ru, https://orcid. org/0009-0002-6573-0680

Elena V. OGAR

Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Russia ogar_ev@yandex.ru, https://orcid. org/0009-0003-5999-2403

Valery A. PETKOV

Kuban State University, Krasnodar, Russia valerype@mail. ru, https://orcid. org/0000-0003-1967-637X

Abstract. The study of children's gaming subculture in the context of training and education in a preschool educational organization (PEO) has sparked interest in exploring the personal development opportunities that gaming activities offer within the framework of a preschool institution's gaming didactic space. The successful development of a preschooler's personality entails implementing the principles of humanistic pedagogy and psychology, which involves providing pedagogical and psychological support. This support is a process or system of activities that aim to fully uncover the child's personal potential in overcoming social, psychological, and personal difficulties. This article delves into the essence, content, and structure of a preschool educational organization's gaming didactic space. The authors view pedagogical support as an integral part of the child's socialization, where assistance is provided to develop their personality through mechanisms such as understanding, acceptance, recognition, self-representation, and self-extension. The primary function of pedagogical support is to facilitate the child's personal development by identifying and nurturing their potential capabilities and creating favorable conditions for their realization. The key idea behind the experimental work on organizing pedagogical support is purposely selecting appropriate content, methods, and forms of pedagogical influences through gaming to enhance the child's cognitive, behavioral, emotional, and communicative spheres. Based on this, an author's program was developed and implemented. To assess the child's personal developmental characteristics and the effectiveness of pedagogical interaction, questionnaires were created for educators and parents. The adapted method of R. Gilles was used to evaluate interpersonal relationships and children's perceptions of peers, parents, and teachers. The experimental work demonstrated positive progress in the development of fundamental personal qualities and characteristics in children, validating the effectiveness of our play-based didactic space approach to organizing pedagogical support for preschoolers.

Keywords: child's play activity, preschool educational organization, gaming didactic space, pedagogical support, development of subjectivity, personal potential of the child.

For citation: Glushchenko I.A., Demchenko N.Yu., Balba R.V. [etc]. Gaming didactic space as a means of pedagogical support for the development of the personality of a preschooler // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 4 (328). P. 29-36. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-29-36.

Введение. Актуальность исследования особенностей построения игрового дидактического пространства дошкольной образовательной организации (ДОО) как средства педагогической поддержки личности ребёнка определяется реалиями социально-педагогической ситуации, характеризующейся кардинальными изменениями инфраструктуры образования и детства, социальной отчужденностью и маргинализацией детей и одновременно возникающими проблемами адаптации подрастающего поколения к новым социокультурным ценностям. В этих условиях усиливается значимость культурологической составляющей гуманистической направленности личностно-ориентированного образования при разработке содержательных основ пол и культурного пространства ДОО, ориентирующей на развитие субъектности человека.

В этой связи педагогическую поддержку следует рассматривать как неотъемлемый процесс социализации ребенка, форму содействия в развитии его личности посредством реализации таких механизмов поддержки, как понимание, приятие, признание, репрезентация себя другим, продолжение себя в других [1].

Основная функция педагогической поддержки заключается в оказании помощи ребёнку в его личностном развитии, выявлении его потенциальных возможностей, создании благоприятных условий для их реализации.

Проблеме организации психологической и педагогической поддержки развитии личности посвящено большое количество научных работ зарубежных (Г.Балл,

A. Бандура, К. Левин, Г. Меррей, Г. Олпорт, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон и др.) и отечественных (В.В. Бездухов, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, И.Б. Котова, З.Г. Нигматов, В.А. Петровский, В.Т. Фоменко, E.H. Шиянов и др.) учёных.

В дошкольной педагогике и детской психологии проблема поддержки развития личности ребёнка изучалась в контексте разработки основ индивидуального подхода к обучению и воспитанию (В.В. Абраменкова, А.Б. Добрович, Н.В. Елфимова, М.С. Каган и др.) и поиска путей оказания помощи дошкольникам с проблемами физического и психического развития (Ф.В. Бассин, М.А. Рожнова, Е.К. Иванова,

B.В. Лебединский и др.).

Игровая деятельность содержит в себе значительный дидактический потенциал, включающий разнообразные формы, методы, приёмы и средства, которые могут быть успешно использованы при организации педагогической и психологической поддержки личности ребёнка, однако технологический аспект её применения не получил достаточного научного обоснования. Поэтому проблема разработки и реализации механизмов педагогической поддержки в образовательном процессе ДОО посредством создания игрового дидактического пространства является актуальной, вызывает значительный научный и практический интерес и приобретает социально-значимый статус.

Поскольку игровая деятельность является ведущей у детей 3-6 лет, процесс построения дидактического пространства дошкольного образовательного учреждения должен организовываться на основе широкого использования игровых средств, непосредственно отражающих окружающую ребёнка действительность. В дошкольном возрасте игры используются педагогами как частные дидактические средства, направленные на формирование у детей физических и психических качеств,

двигательных умений и навыков, сенсорных операций, творческих и других способностей. Организация игровой дидактической среды ДОО позволит развивать у ребенка позитивное эмоциональное самовосприятие, адекватную самооценку своих возможностей, осознание собственной значимости для взрослых и сверстников [2]. Успешность развития у ребёнка этих качеств предполагает использование возможностей педагогической поддержки, оказываемой взрослыми [3].

Организация и методы исследования. Базой экспериментальной работы, проведённой в 2019-2023 учебных годах, послужила дошкольная образовательная организация МДОУ №12 г. Невинномысска. В исследовании принимали участие 150 дошкольников 5-6 лет.

Методы исследования. Теоретические: анализ философской, научно-методической и психолого-педагогической литературы; эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение, метод экспертных оценок, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, рисуночные тесты, методика исследования межличностных отношений Р. Жиля, методы математической статистики.

Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке эффективности авторского подхода к организации игрового дидактического пространства ДОО как средства педагогической поддержки развития личности дошкольников.

Результаты исследования. Для определения сущности и структурно-функциональных компонентов игрового дидактического пространства дошкольного образовательного учреждения, являющегося элементом «детской субкультуры», мы обратились к изучению ставших уже классическими работ К. Гарви, Ж. Пиаже, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконина и др. [4,5].

На основе их анализа нами определена сущность, содержание и структура игрового дидактического пространства ДОО, включающего в себя игровой материал, раскрывающий самоценность и значимость культуры. ДОО предоставляет ребёнку режим двигательной свободы; позволяет изменять позиции участников педагогического процесса, делая их субъектами собственной деятельности.

Вследствие сложности моделирования процессов развития личности дошкольника нам вполне логичным представляется способ организации обучения игровым действиям по типу создания пространства «Игровое существование». Решение ребёнком в рамках этого пространства «двигательных задач» нового типа делает его дидактическим пространством освоения игровых действий.

На наш взгляд, игровое дидактическое пространство дошкольного образовательного учреждения является средством развития личности ребёнка, поскольку отражает характер и содержание детской субкультуры, способствует направленному сопряженному воздействию на процесс физического и психического развития детей, содействует развитию ребенка в сфере так называемого практического интеллекта (восприятие и переработка информации, пространственно-временная ориентация, реакция на изменение ситуации, оперативное решение игровых задач), осознанной оценке состояния собственного тела, пониманию своего «Я» и нахождению своего места в форме «Я» в группе детей.

В ходе анализа специальной литературы нами было установлено, что основными признаками игрового дидактического пространства являются:

а) заданность педагогических и дидактических условий организации игровой деятельности;

б) приоритет содержания обучения играм и последовательность его разворачивания;

в) отказ от традиционной методичности в выстраивании педагогического вектора «цель обучения — результат обучения» [6].

Структура игрового дидактического пространства (см. рис. 1) во взаимосвязи с развитием личностных компонентов представлена совокупностью блоков подборки содержания игрового материала, составляющих игровое дидактическое пространство. Стрелками показана направленность педагогических воздействий на развитие различных сфер личности ребёнка.

Основная идея экспериментальной работы по организации педагогической поддержки заключалась в целенаправленном подборе соответствующего содержания, способов и форм реализации направленности педагогических воздействий игровыми средствами на развитие познавательной, поведенческой, эмоциональной и коммуникативной сфер ребёнка (см. таблица 1). На этой основе была разработана и реализована авторская программа.

Таблица 1

Направленность педагогических воздействий игровыми средствами на основные сферы деятельности ребёнка

Направленность содержания игровой деятельности на сферы деятельности ребёнка Содержания, способы и формы реализации

Познавательная сфера. Направленность игровой деятельности ребёнка на развитие процессов самопознания и формирование адекватного отношения к себе (развитие элементов «Я-концепции», основ общей и национальной культуры, норм культурного поведения). Ролевые игры и игровые упражнения с акцентом на самопознание и на осознание самого себя; оценочно-диагностические игры и игровые ситуации; активное включение в игровые ситуации и проигрывание ролей (кто «Я», «Я» и «Мы», «Разыгрывание ролей» и др.; элементы рефлексии; групповые и индивидуальные консультации и др.).

Поведенческая сфера. Направленность игровой деятельности ребёнка на развитие личностного самоопределения, творческих способностей; формирования мотивационно-ценностного отношения к культуре, двигательной активности, активного отдыха. Создание ситуаций выбора во всех сферах в рамках дидактического пространства; информация о различных культурах, образцах культурного поведения, мотивах и ценностях, способах разрешения жизненных ситуаций и т.п.; игры и игровые задания с погружением и включением в различные субкультуры и среды.

Создание условий для самореализации каждого ребёнка. Большой выбор коллективных и индивидуальных творческих игр, позволяющих найти каждому ребёнку интересный для него вид деятельности, в которой он может быть успешен; задания различного уровня сложности.

Формирование адекватной самооценки. Элементы рефлексии у детей и взрослых.

Обучение приёмам саморегуляции, развитие способности к произвольности. Специальные игровые задания, развивающие физические качества; обучение приёмам саморегуляции.

Эмоциональная сфера. Создание ситуаций эмоционального переживания Игры и игровые задания, развивающие эмоциональные качества; обучение приёмам саморегуляции эмоций

Коммуникативная сфера Специальные игры и игровые задания, направленные на развитие ребёнка как субъекта общения.

Личность дошкольника

Личность дошкольника

■А—^^^ 1

Игры с учётом сложившихся взаимоотношений

Рис. 1. — Структура игрового дидактического пространства и направленность её содержания на развитие личности дошкольника.

Содержание программы включает в себя 38 игровых занятий по темам: «Развитие представлений ребёнка о физическом и психическом «Я», «Сопряженное развитие физических и психических качеств ребенка», «Коммуникативное развитие ребёнка». Реализация программы осуществлялась в три этапа: вводный, основной и закрепляющий. Для оценки уровня проявления личностных особенностей развития ребенка и эффективности педагогического взаимодействия нами были разработаны опросники для воспитателей и родителей. Оценка межличностных отношений и восприятия детей-сверстников, родителей и педагогов осуществлялась по адаптированной нами методике Р. Жиля.

В результате экспериментальной работы у детей была отмечена позитивная динамика развития основных личностных качеств и характеристик: адекватность самооценки; положительные изменения в отношении к педагогической поддержке; возросла активность в общении и во взаимодействии с педагогом и сверстниками; уменьшилась конфликтность в общении; появилась уверенность в своих возможностях (силах);повысилось стремление к достижению цели; возрос уровень мотивации к обучению; появилась инициатива и интерес к решению проблемных игровых заданий. В таблице2 представлены данные, позволяющие судить об уровневых изменениях в компонентах структуры личности ребёнка, а в таблице 3 отражена специфика проявления взаимоотношений, характеризующих развитие личности ребенка под воздействием организованной педагогической поддержки в условиях игрового дидактического пространства ДОО.

Таблица 2

Изменения в компонентах структуры личности до и после эксперимента (суммарный показатель в баллах)

Компоненты структуры личности До эксперимента После эксперимента

Индивидуально-типологические 6 11

Свойства субъекта общения 9 18

Свойства субъекта деятельности 10 17

Свойства субъекта самосознания 11 16

Таблица 3

Динамика распределения типов взаимодействия до и после эксперимента в %

Типы взаимодействий До эксперимента После эксперимента

Сотрудничество (доброжелательные 12 19

партнёрские взаимоотношения)

Недоброжелательные взаимоотношения 6 3

Доверительные взаимоотношения, обстановка доверия 11 18

Отсутствие доверия 6 2

Дружелюбие 12 19

Недружелюбие 8 2

Перцептивные 8 10

Неадекватный образ мира 7 1

Контактность 10 12

Неконтактность 7 1

Эмпатия 7 9

Отсутствие сопереживания, сочувствия 6 4

Всего по типам 100 100

По окончании экспериментальной работы произошли значительные изменения в характере и содержании детских рисунков: дошкольное учреждение стало более ярким и цветущим, педагог радостным, привлекательным и красивым. Была зафиксирована позитивная динамика показателей, характеризующих особенности межличностных отношений детей к сверстникам, родителям и воспитателю, возросли показатели общительности и социальной адекватности поведения ребёнка, что подтвердилось результатами использования методики Р. Жиля.

Заключение. Создание игрового дидактического пространства является средством развития личности ребёнка, поскольку способствует направленному сопряженному воздействию на процесс физического и психического развития детей, содействует развитию ребенка в сфере так называемого практического интеллекта (восприятие и переработка информации, пространственно-временная ориентация, реакция на изменение ситуации, оперативное решение задач), качеств субъекта общения, осознанной оценки состояния собственного тела, пониманию значимости своего «Я» и определения своего места в форме «Я» в группе сверстников.

Эффективность педагогической поддержки развития личности у дошкольников во многом определяется степенью погруженности их в игровое дидактическое пространство ДОО, характером взаимоотношения ребенка с педагогами и сверстниками, адекватностью их отношений к ценностям и установкам данного возраста (в игровой и образовательной деятельности). В рамках педагогической поддержки система взаимодействия и отношений педагогов и ребёнка должна основываться

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на гуманистических ценностях (сотрудничества, понимания, приятия, признания, оптимизма и т.д.).

Гибкость и вариативность содержания авторской программы педагогической поддержки позволяют организовывать игровое дидактическое пространство как в обычных ДОО, так и в учреждениях специализированного типа.

Результаты рефлексии выполненного исследования показали пути дальнейшего совершенствования игрового дидактического пространства дошкольной образовательной организации. Они могут послужить основой для разработки направлений оптимизации педагогической поддержки развития личности дошкольника.

Примечания:

1. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Горбатенко Т.М. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского.М., 1987. 238 с.

2. Божович J1.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.

3. Деркунская В.А. Педагогическая поддержка социализации современных дошкольников: от диагностики к технологии //Дошкольная педагогика. 2018. № 2. С.4-7.

4. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 592 с.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: МПА, 1995. 224 с.

6. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 25-32.

References:

1. Petrovsky A.V., Abramenkova V.V., Gorbatenko Т.М. Psychology of the developing personality / ed. by A.V. Petrovsky. M., 1987. 238 pp.

2. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. St. Petersburg: Piter, 2008. 398 pp.

3. Derkunskaya V.A. Pedagogical support for the socialization of modern preschoolers: from diagnostics to technology 11 Preschool Pedagogy. 2018. No. 2. P. 4 -7.

4. Halls C.S., Lindsey G. Theories of personality. M.: EKSMO-Press, 1999. 592 pp.

5. Elkonin D.B. Selected psychological works. M.: MPA, 1995. 224 pp.

6. Frumin I.D., Elkonin B.D. Educational space as a space of development ("school of growing up") // Issues of Psychology. 1993. No. 1. P. 25-32.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

© Глущенко И.А., Демченко Н.Ю. Огарь Е.В., Бальба Р.В., Петьков В.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.