Научная статья на тему 'Игровая форма обучения, как мотивация для самостоятельного изучения дисциплины «Морфология животных» студентами вуза'

Игровая форма обучения, как мотивация для самостоятельного изучения дисциплины «Морфология животных» студентами вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / МОРФОЛОГИЯ / STUDENTS / INDEPENDENT LEARNING / MOTIVATION / MORPHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муллакаев О.Т., Гирфанова Ф.Г., Гирфанов А.И., Ситдиков Р.И., Тяглова И.Ю.

Целью конкурса «Знатоки анатомии» является формирование умений навыков самостоятельной работы у студентов 1 курса. Конкурс способствует обобщить знания, полученные при изучении дисциплины «Морфология животных», определить степень усвоения студентами различных тем дисциплины, а так же сплотить группу, так как конкурс командный и проводится в игровой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муллакаев О.Т., Гирфанова Ф.Г., Гирфанов А.И., Ситдиков Р.И., Тяглова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMES LEARNING, MOTIVATION FOR INDEPENDENT STUDY COURSE "MORPHOLOGY OF ANIMALS" THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY

The aim of the competition "Experts of anatomy" is the formation of the 1st year students skills of independent work. The contest helps to generalize the knowledge received while studying discipline "Morphology of animals", to determine the degree of students’ knowing different discipline subjects, and to unite the group, as the contest is conducted in a team and in the form of a game.

Текст научной работы на тему «Игровая форма обучения, как мотивация для самостоятельного изучения дисциплины «Морфология животных» студентами вуза»

Красочко Петр Альбинович. - Минск. 1997. - 32 с.

8. Каплун А.П., Шон Ле Банг, Краснопольский Ю.М., Швец В.И. Липосомы и другие наночастицы как средство доставки лекарственных веществ //Вопросы медицинской химии. 1999, т.45,вып.1/99.

9. Одинец А.В., Ефременко В.И., Чеботарев В.Р., Базиков И.А. Конструирование наноструктур (липосом)

содержащих антибиотики и их использование для лечения

экспериментального сифилиса//

Мед.вестник Северного Кавказа.- 2007.-№4.-С.41- 48.

10. Ладыгина Г. А.

Экспериментальное изучение

липосомальной формы стерптомицина и дигидростерптомицина на модели туберкулеза - Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1985. - 19 с.

ИСПЫТАНИЕ ВАКЦИНЫ ПРОТИВ ПАРАГРИППА-3 И ИНФЕКЦИОННОГО РИНОТРАХЕИТА КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА ИНАКТИВИРОВАННОЙ ЛИПОСОМАЛЬНОЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Магдеева Э.А., Галиуллин А.К., Гумеров В.Г.

Резюме

Проведено испытание вакцины против парагриппа-3 (ПГ-3) и инфекционного ринотрахеита (ИРТ) крупного рогатого скота инактивированной липосомальной в сравнении с ассоциированной вакциной против ПГ-3 и ИРТ крупного рогатого скота инактивированной эмульсионной в производственных условиях, для определения их антигенной активности. Результаты исследований дают полное основание считать, что применение вакцины с применением в качестве адъювантов - липосомальных структур способствует повышению титров антител и может быть рекомендован для профилактики вирусных респираторно-кишечных инфекций крупного рогатого скота.

TESTING OF THE VACCINE AGAINST PARAINFLUENZA -3 AND BOVINE INFECTIOUS

RHINOTRACHEITIS INACTIVATED LIPOSOMAL IN PRODUCTION CONDITIONS

Magdeeva E.A., Galiullin A.K., Gumerov V.G.

Summary

The testing of the vaccine against parainfluenza - 3 and bovine infectious rhinotracheitis inactivated liposomal in comparison with associated vaccine against parainfluenza - 3 and bovine rhinotracheitis inactivated emulsive in production conditions was conducted in order to determine their antigenic action. The research results gives complete basis to suggest that, administration of the vaccine using in the capacity of adjuvants, liposomal structures promotes the increase of antibody titers and can be recommended for prophylaxis of viral respiratory-intestinal infections in cattle.

УДК 619:378

ИГРОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, КАК МОТИВАЦИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МОРФОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ» СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Муллакаев О.Т. - д.в.н., профессор, зав. кафедрой; Гирфанова Ф.Г. - к.б.н., доцент;

Гирфанов А.И. - к.в.н; Ситдиков Р.И. - д.в.н., профессор; Тяглова И.Ю. - к.б.н.

Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

e-mail: aidar-girfanov@mail.ru

Ключевые слова: студенты, самостоятельное обучение, мотивация, морфология.

Key words: students, independent learning, motivation, morphology.

Студенты, обучающиеся в ветеринарных вузах по направлению подготовки 36.03.02 - Зоотехния, изучают различные дисциплины, в том числе и фундаментальные, такие как «Морфология животных». На основе полученных знаний по морфологии животных, студенты в дальнейшем успешно осваивают другие дисциплины, относящиеся к

профессиональному циклу, такие как физиология, зоогигиена, разведение животных, основы ветеринарии и другие. Согласно ФГОС ВПО дисциплина «Морфологии животных» изучается на первом 1 курсе обучения. Целью дисциплины является освоение строения организма сельскохозяйственных и мелких домашних животных. На изучение дисциплины отводится 144 часа, из которых 72 часа аудиторных, а оставшиеся 72 часа отводится на самостоятельное изучение предмета, кроме основных часов кафедра проводит конкурс «Знатоки анатомии».

Целью конкурса является

формирование умений навыков

самостоятельной работы у студентов 1 курса по направлению подготовки 36.03.02 - Зоотехния.

Цель определила решение следующих

задач:

Образовательные:

1. Обобщить знания, полученные при изучении дисциплины «Морфология животных».

2. Определить степень усвоения студентами различных тем дисциплины.

Развивающие:

1. Способствовать развитию умений использовать современные информационные технологии.

2. Способствовать осуществлению исследовательской работы, умений проводить сравнительный анализ анатомических структур и переносить морфологические знания на живой объект.

Воспитательные:

1. Профессиональная ориентация обучающихся.

2. Сплочение группы, так как конкурс командный и проводится в игровой форме.

Конкурс «Знатоки анатомии» включает в себя два этапа. Первый этап -отборочный, он направлен на выявление у студентов пробелов в знаниях определенных разделов анатомии. Для

проведения первого этапа нами разработаны тест - задания, охватывающие все ранее пройденные темы по дисциплине «Морфология животных». За две недели до отборочного тура для подготовки студентам раздается примерный список вопросов. В отборочном туре участвуют все студенты изучающие дисциплину «Морфология животных». Студенты, правильно решившие не менее 60% всех заданий теста, считаются победителями первого этапа и допускаются ко второму этапу.

Студентам, не прошедшим первый этап конкурса, назначаются

преподавателями индивидуальные

консультативные часы для устранения пробелов в знаниях.

Второй этап конкурса «Знатоки анатомии» является исследовательским и творческим, он направлен на формирование у обучающихся научного мышления, развитие исследовательских умений и навыков. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся учатся определять, сравнивать, выявлять, анализировать полученные результаты, их оформлять в виде презентации и делать выводы.

Второй этап состоит из 12 заданий и оценивается по нескольким критериям.

Первое задание конкурса заключается в том, что необходимо придумать название, эмблему и девиз команды, обязательным условием является наглядность,

оригинальность и профессиональная ориентированность.

Второе задание конкурса включает вопросы, на которые студенты должны дать короткий ответ. Для выполнения этого задания студенты должны повторить все термины, качественные и количественные морфологические характеристики

анатомических структур.

Третье задание конкурса направлено на формирование у студентов поисково-творческих способностей, развитие потребности к самообразованию и саморазвитию. Студентам предлагается список эпонимов. Они должны определить автора эпонима, составить по нему краткую биографическую справку, дать

характеристику анатомической структуре составляющей эпоним и полученные результаты оформить в виде презентации.

Четвертое задание конкурса предусматривает формирование у обучающихся быстроту научного мышления и потребности в постоянном пополнении своих знаний по видовой анатомии животных. Задание конкурса проходит в виде эстафеты. Участники конкурса за определенный промежуток времени должны находить на столе и выбрать среди всех препаратов как можно больше костных препаратов относящихся к определенному виду животных.

В пятом задании участники конкурса придумывают загадки, в которых фигурируют названия органов или их структур. В результате работы над заданием от участников требуется творческий подход, а также глубокие знания не только анатомии, но и других гуманитарных дисциплин.

Шестое задание - лотерея. Суть задания заключается в том, что участники конкурса тянут билеты с номерами. Номеру билета соответствует определенный орган, участник конкурса должен дать краткую характеристику этого органа и рассказать его строение. Данный конкурс требует от студентов глубоких знаний по спланхнологии.

Седьмое задание направлено на формирование способности у студентов применять и интерпретировать полученные знания по морфологии животных. Участникам конкурса предоставляются рисунки с изображением мышц осевого и периферического отделов скелета четырех видов животных (лошадь, крупный рогатый скот, свинья и собака). От участника требуется назвать мышцы, функцию и точки их прикрепления. Выполнение этого задания требует от студентов основательных знаний в миологии.

Восьмое задание требует от участников глубокие знания в топографии внутренних органов и их латинские

названия.

Девятое задание - творческое. Участники, зная характеристики суставов, должны представить их названия в виде ребуса. Это задание способствует развитию у студентов творческого мышления и глубоких знаний артрологии и синдесмологии.

Десятое задание заключается в определении эндокринной железы по названию гормона. Данное задание требует от студентов всесторонних знаний по эндокринологии.

Одиннадцатое задание посвящено ангиологии. Требует от студентов обширных знаний в области кровоснабжения органов, топографии сосудов, видовых и половых особенностей ветвления вен и артерий.

Двенадцатое задание основано на знаниях студентов о нервной системе. Это задание предусматривает у участников глубокие и обширные знания в области топографии и морфофункциональных структур как центральной, так и периферической нервной системы.

После завершения всех двенадцати заданий происходит подсчитывание баллов команд участников. Подсчетом набранных баллов занимается экспертная комиссия, для объективности суждения правомочной считается комиссия состоящая минимум из трех человек. Команда победитель награждается грамотами за победу в конкурсе «Знатоки анатомии».

Таким образом, конкурс «Знатоки анатомии» на первом этапе помогает выявить пробелы в знаниях у студентов и, в последующем, уделять им больше времени для устранения. На втором этапе конкурс охватывает все разделы дисциплины «Морфология животных» и тем самым позволяет провести предварительную промежуточную аттестацию по дисциплине в неформальной, игровой форме.

ИГРОВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, КАК МОТИВАЦИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МОРФОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ» СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Муллакаев О.Т., Гирфанова Ф.Г. Гирфанов А.И., Ситдиков Р.И., Тяглова И.Ю.

Резюме

Целью конкурса «Знатоки анатомии» является формирование умений навыков самостоятельной работы у студентов 1 курса. Конкурс способствует обобщить знания, полученные при изучении дисциплины «Морфология животных», определить степень усвоения

студентами различных тем дисциплины, а так же сплотить группу, так как конкурс командный и проводится в игровой форме.

GAMES LEARNING, MOTIVATION FOR INDEPENDENT STUDY COURSE "MORPHOLOGY OF ANIMALS" THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Mullakaev O. T., Girfanova, F. G., Girfanov A. I., Sitdikov R. I., Tiaglova I. Y.

Summary

The aim of the competition "Experts of anatomy" is the formation of the 1st year students skills of independent work. The contest helps to generalize the knowledge received while studying discipline "Morphology of animals", to determine the degree of students' knowing different discipline subjects, and to unite the group, as the contest is conducted in a team and in the form of a game.

УДК 619:616.98:579.8:636.22/.28+619:615.3

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СЫВОРОТКИ ГИПЕРИММУННОЙ ПРОТИВ АНАЭРОБНОЙ ЭНТЕРОТОКСЕМИИ И ЭШЕРИХИОЗНОЙ ДИАРЕИ ТЕЛЯТ

Насертдинов Д.Д. - м.н.с.; Спиридонов А.Г. - к.б.н., с.н.с.; *Махмутов А.Ф.- к.б.н., с.н.с.;

Спиридонов Г.Н. -д.б.н., с.н.с.; Макаев Х.Н. - д.в.н., профессор Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности,

г. Казань, e-mail: vnivi@mail.ru

Ключевые слова: заболеваемость, анаэробная энтеротоксемия, Э. коли, диарея, телята, профилактика, гипериммунная сыворотка, экономическая эффективность.

Key words: disease,enterotoxaemia infection anaerobic, E.coli, diarrhea, calves, prophylaxis, hyperimmune serum,economic efficiency.

В этиологии желудочно-кишечных заболеваний молодняка крупного рогатого скота отмечается возрастающее значение бактерий Cl. perfringens и их ассоциаций с другими видами энтеробактерий, в частности с Е. coli [1, 3, 5, 7, 8, 9].Телята смешанной формой диареиболеют в возрасте от 3-5 дней до 3 недель. Болезнь протекает остро, иногда гибель наступает через 3-4 ч после проявления первых симптомов: повышение температуры, учащение пульса и дыхания, отказа от корма, вялости, острых колик, нервных явлений. У отдельных телят регистрируют диарею с примесью крови. Животные погибают в коматозном состоянии. Иногда телята выздоравливают, но отстают в росте и развитии [2, 4]. Для специфической профилактики и лечения анаэробной энтеротоксемии и эшерихиозной диареи телят нами разработана гипериммунная сыворотка, которая защищена патентом РФ на изобретение [6].

Цель исследований - определение

экономической эффективности применения гипериммунной сыворотки против анаэробной энтеротоксемии и

эшерихиозной диареи телят в производственных условиях.

Материалы и методы. Изучение экономической эффективности применения экспериментальных серий гипериммунной сыворотки с лечебно-профилактической целью проводили в ООО «Среднее Девятово», ООО «Ак Барс Агро» и КФХ Сулейманова А.И., стационарно неблагополучных по анаэробной энтеротоксемии и эшерихиозной диареи телят.

Гипериммунную сыворотку

применяли с профилактической целью новорожденным телятам внутримышечно дозе 2 см3, с лечебной целью - в дозе 2,5 см3 на 1 кг массы тела. Суточную лечебную дозу сыворотки вводили в 2 приема с интервалом 6 часов.

При этом установили, что сыворотка безвредна для животных, обладает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.