Научная статья на тему 'Играем с цветными нотами'

Играем с цветными нотами Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
953
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЛ ОРФ / SCHULWERK / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сокорева Е.В.

В настоящее время педагогическая концепция Карла фа немецкого композитора, музыканта и педагога является одной из актуальных и распространенных в мире среди нетрадиционных методик музыкального воспитания. В данной статье учителя музыки получат рекомендации о том, как легко увлечь детей музыкой и элементарным музицированием с игрой на Орф-инструментах. А также рекомендует посмотреть на музыкальное воспитание более широким взглядом, а именно чтобы ребята в школе не только приобщались к слушанию композиторской музыки, но и в первую очередь сами учились создавать и исполнять свою.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Играем с цветными нотами»

Сокорева Е. В.

МАОУ «СОШ № 4» г. Губкинский, Россия

ИГРАЕМ С ЦВЕТНЫМИ НОТАМИ

В настоящее время педагогическая концепция Карла фа - немецкого композитора, музыканта и педагога - является одной из актуальных и распространенных в мире среди нетрадиционных методик музыкального воспитания. В данной статье учителя музыки получат рекомендации о том, как легко увлечь детей музыкой и элементарным музицированием с игрой на Орф-инструментах. А также рекомендует посмотреть на музыкальное воспитание более широким взглядом, а именно чтобы ребята в школе не только приобщались к слушанию композиторской музыки, но и в первую очередь сами учились создавать и исполнять свою.

Ключевые слова: Карл Орф, Schulwerk, музыкальная педагогика, элементарное музицирование

Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать.

Песталоцци

Идеи, как и вещи, стареют. Их первоначальная энергия угасает, активная сила ослабевает, а механизм выходит из строя.

По мере того как идеи передаются из поколения в поколение, они должны пересматриваться и пониматься по-новому - только так можно сохранить их актуальность и жизнеспособность.

Шульверк Орфа - это живой, динамичный подход к обучению музыке и движению. Он появился более 70 лет назад в рамках экспериментального проекта, а в практике, с постоянным новым осмыслением, существует уже более полувека.

Schulwerk - как много смысла в этом слове! Если совершить перевод с немецкого языка, то мы получим сразу несколько понятий: Schule - «школа» и wirken - «действовать»,

что, несомненно, нацеливает обучение в школе на живое, инициативное действие и совместное творчество.

Орф был убежден, что «человек с самого рождения стремится к творчеству, и в этом ему надо помочь».

Главная идея Орф-подхода направлена на то, что формирование и воспитание человечности должно происходить чаще всего через непосредственное детское созидание - пусть даже самое неопытное, совершенное детскими мыслями, пусть даже самыми ребячьими, но в яркой и радостной атмосфере.

Я уверена, что музыкальный фундамент будет ломким и непрочным, если на уроках музыки не соединить «исполнительское» и «композиторское» начало в детском творчестве. Ведь чтобы свободно ориентироваться в мире музыки, ее нужно изучать не теоретически, а познавать на опыте, иными словами, каждый ребенок должен понимать, как музыка формируется, из чего она состоит и как создается, развивать способность чувствовать музыку, пропуская ее через собственные движения, и с легкостью «обращаться» с ней.

Важно, обучая ребят основам музыки, давать им не только знания, но и уделять внимание в большей степени тому, как этими знаниями умело оперировать. «Знать» мало, нужно «делать», «выполнять», а еще лучше попробовать «сделать» и через собственное действие «понять» и все «узнать». Именно этот подход всегда являлся надежной гарантией усвоения любого знания.

В музыкально-педагогической деятельности необходимо начинать с самого элементарного, простого и несложного. Элементарное не значит незамысловатое; элементарная музыка даже в простейшей форме способна рассказывать о «высоком» и весьма «значимом».

Для того чтобы ребята были инициативными и находились в постоянном творческом поиске, необходимо использовать в учебном процессе всевозможные музыкальные игры. Яркие иллюстрации, музыкальные партитуры, содержательные тексты с игровыми моментами на уроке - все это воспринимается ребятами живо и позволяет усваивать и закреплять материал урока. Игровая деятельность переплетается с самы-

ми разнообразными формами и видами деятельности учащихся, трансформируя любой урок в незабываемое приключение.

Практически во всех продвинутых странах Запада основу музыкального обучения детей в школе составляет не слушание музыки и пассивное обучение; учебный процесс выстраивается из всевозможных форм музицирования как «живой» музыкальной деятельности.

Музицирующий человек - это не только человек, играющий на музыкальном инструменте, но и человек поющий, танцующий и умеющий общаться под музыку с другими людьми.

Уже на начальном этапе человечества и музыкальной культуры в целом ритм и движения тела являлись первыми проявлениями инструментальной музыки и занимали такое же важное место, как и вокальная. Поэтому пение и элементарное музицирование в Орф-подходе неразрывно связаны между собой и не имеют приоритетных ценностей друг перед другом.

Детский, школьный инструментарий, игрой на котором должен овладеть каждый ребенок, должен быть удобным и незатруднительным для игры, а также не требовать сложного звукового извлечения и, конечно же, обладать приятным звуком.

Такой набор музыкальных инструментов состоит из мелодических ударных (ксилофоны, металлофоны, глокеншпили) и немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек). Также к этому набору добавляют и простые духовые инструменты - блокфлейты.

Все эти инструменты обязаны подчиняться и сочетаться с инструментами нашего тела - хлопками, шлепками, притопами, щелчками, которыми человек обладает с рождения от природы.

Музицирование с системой цветных нот и трубками ВоотшИаскеге

На мой взгляд, интересной, увлекательной и весьма креативной формой деятельности является музицирование с цветными нотам, позволяющее решать многочисленные учеб-

ные задачи и создающее широкое поле для фантазии. К цветным нотам относятся такие инструменты, как: чайм-бары (ре-зонаторные пластины), кнопочные колокольчики и, КОНЕЧНО ЖЕ, трубки Boomwhackers.

Для Орф-подхода, где большое место в развитии отведено игре на музыкальных инструментах, Boomwhackers стали незаменимым музыкальным орудием.

Перкуссионные трубки Boomwhackers - это исключительный музыкальный инструмент в виде цветных пластиковых трубок, относящихся к классу ударных и имеющих приятное мелодическое звучание. Каждая трубка Boomwhackers - это отдельная нота в октаве со своей высотой, которая зависит от размера и цветовой окраски, дающая возможность создавать как ритмический, так и мелодический рисунок одновременно. Звукоизвлечение происходит при ударе о человеческое тело: ладонь, колени, ножные икры, - а также всевозможные технические приспособления.

Каждый ребенок, распределив в группе необходимые трубки-ноты, получает возможность почувствовать себя важной частью единого и сложного механизма - настоящего оркестра и через интерактивный процесс создать его в совместной деятельности. Групповая игра предоставляет детям возможность не только вербального общения, но и ментально-эмоционального, пробуждая веру в свои возможности. Насыщенная цветовая палитра цветных нот привлекает и концентрирует внимание, улучшает настроение, поэтому музицирование с этими инструментами способствует и психологической разгрузке, которая предстает в качестве цветотерапии.

Учебный процесс с системой «Цветных нот» позволяет решать сложные педагогические задачи в усвоении музыкального языка. Цветовая палитра в данной системе является главным элементом в постижении нот и их звуковысотности. Через цветовой код решаются дидактические принципы развивающего обучения, а именно - дети овладевают музыкальной грамотой: играют, читают, записывают музыку цветными нотами, осваивая их месторасположение на нотном стане.

Спектр пользователей трубок Boomwhackers весьма широк, так как играть на них могут как дети, школьники всех возрастных категорий, так и взрослые люди.

Благодаря элементарному цветному музицированию формируются следующие компетенции:

• личностные - в стремлении реализации своего творческого потенциала; в готовности выражать и отстаивать свою творческую позицию; в формировании мотивации к музыкальному творчеству...

• регулятивные - в умении ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей; в планировании собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» музыки (импровизации)...

• познавательные - в сравнении, анализе, рассуждении; к особенностям музыкальной культуры своего края; в адекватном восприятии музыкальных произведений, в осознании многозначности содержания их образов.

• коммуникативные - в решении учебных задач совместно с одноклассниками и учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности; в формировании адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования; в самооценке; в поиске разрешения конфликтных ситуаций.

А также музицирование на трубках Boomwhackers способствует:

• формированию новых связей в головном мозге, а именно росту нервных волокон в участках головного мозга;

• развитию музыкальности и чувства ритма;

• развитию познавательных, социальных, сенсомотор-ных навыков;

• развитию тактильной чувствительности;

• умению управлять собственным телом и координировать его.

Список использованной литературы

1. Гудкин Д. «Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику» / Д. Гудкин. - М.: Классика, 2013. - 240 с.

© Сокорева Е. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.