Научная статья на тему 'Игра с ключевьіми именами в современном медиадискурсе'

Игра с ключевьіми именами в современном медиадискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
175
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ ИМЕНА / KEY NAMES / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / LANGUAGE GAME / ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА / OCCASIONAL WORDS / ГРАФИЧЕСКАЯ ИГРА / GRAPHICAL / GAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цонева Лиляна Михайлова

В работе рассматриваются некоторые особенности игры с ключевыми именами именами людей, в первую очередь политических субъектов, находящихся в центре общественного внимания. Анализируются некоторые формы языковой игры, активные в современных российских СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Game of Key Names in Contemporary Media Discourse

The paper examines some specifics of the language game of key names the names of political subjects positioned in the centre of public attention. Some forms of the language game are analysed that are active in contemporary Russian media.

Текст научной работы на тему «Игра с ключевьіми именами в современном медиадискурсе»

Л. М. ЦОНЕВА

(Великотырновский университет Святых Кирилла и Мефодия, г. Велико-Тырново, Болгария)

ИГРА С КЛЮЧЕВЫМИ ИМЕНАМИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

Аннотация. В работе рассматриваются некоторые особенности игры с ключевыми именами - именами людей, в первую очередь -политических субъектов, находящихся в центре общественного внимания. Анализируются некоторые формы языковой игры, активные в современных российских СМИ.

Ключевые слова: ключевые имена, языковая игра, окказиональные слова, графическая игра

Важный аспект современных лингвистических исследований - изучение слов, называющих самые актуальные для современного общества понятия и находящихся благодаря этому в фокусе общественного внимания. Определяя такие актуальные слова как ключевые слова, отметим, что это «...такие единицы, которые в определенный отрезок времени приобретают важное значение, отображая общественно значимые понятия, и благодаря своей актуальной семантике становятся сигналами социального времени, источником информации о политической, экономической и культурной жизни общества» [Михайлова, Михайлова 2015: 252]. Так, в разные отрезки времени к ключевым словам относили перестройка, ваучер, кризис, Крым и т. д.

Важное место среди ключевых слов занимают собственные имена людей (антропонимы), которые можно определить как ключевые имена [Цонева 2007]. Ключевые имена, как и ключевые слова вообще, «создают своеобразный портрет эпохи, способствуя удовлетворению потребности публицистической речи в выражении социальной оценки явлений и понятий общественной жизни»; их активность тесно связана с социальными переменами, они выполняют «роль ключа для целой группы связанных с ними идей и представлений» [Федотова 2015: 39].

Ключевые имена и прежде всего имена политиков, как и ключевые слова в целом, актуальны для общества в рамках определенного, иногда довольно короткого периода (например, в ситуации выборов, в ситуации экономического кризиса и т. д.). В связи с этим приходится отметить и тот факт, что сама «жизнь» политиков в памяти людей нередко бывает очень короткой. Даже высокочастотные онимы, как подчеркивает В. И. Супрун, забываются, уходят в состав историзмов: «Забылись фамилии Гусака, Хоннекера, Кадара, Живкова, Ярузельского и других лидеров восточноевропейских стран последних лет социализма, как и постепенно уходят в прошлое антропонимы Валенса, Гавел и другие, казалось бы, навечно вписавшие себя в историю как могильщиков социалистического строя» [Супрун 2006: 92].

К основным признакам ключевых слов относятся частотность, текстовое пространство, грамматический потенциал, сочетаемость, онимическое употребление, дефиниции, языковая рефлексия, языковая игра [Шмелева 1993, 2009; Цонева 2007, 2017]. Естественно, не все названные признаки актуальны и для ключевых имен, что обусловлено особенностями антропонимов как класса существительных.

Обратим внимание на одну из самых интересных характеристик ключевых имен, как и ключевых слов вообще -участие в языковой игре.

Игра с именами, или ономастическая игра, по мнению Т. А. Гридиной, - особая разновидность игры, которая основана «... на актуализации ассоциативного потенциала имени собственного, что достигается при помощи различных приемов его (имени) трансформации и контекстуальной/референтной актуализации. При этом языковая игра активно эксплуатирует именно социокультурный шлейф, который составляет коннотат соответствующего онима» [Гридина 2011: 219].

В медиатексте, который является источником наших наблюдений, ономастическая игра занимает важное место в кругу средств для образно-экспрессивного моделирования содержания.

Важно отметить, что в медиадискурсе очень активно «эксплуатируется» экстралингвистический потенциал собственных

478

имен, аккумулирующих существенную по объему неязыковую информацию об объекте и его среде, которая при определенных условиях функционирования становится элементом их контекстуального языкового значения [Ратникова 2003: 11].

В то же время "направление" игрового использования имен, т. е. их участие в определенных формах игры, определяется в немалой степени их лингвистическим потенциалом (к которому относятся фонетический облик, структура, лексическая мотивированность, как и сложный комплекс вербальных ассоциаций, нередко разный у разных людей). Например, фамилии некоторых политиков (А. Лебедя, Ю. Чайки и др.) вполне естественно включаются в каламбуры с омонимами-апеллятивами.

Но даже в тех случаях, когда лингвистические особенности выходят на передний план из-за потенциально заложенных в имени условий для игры, в играх с ключевыми именами, при известности референта, можно заметить хотя бы "отголоски" их экстралингвистического потенциала.

Основные формы языковой игры, которые активно «эксплуатируют» антропонимы, в том числе ключевые имена, - графическая игра, окказиональные слова, прецедентные тексты, фразеологические игры, каламбур.

Обратим внимание на одну из этих форм - графическую игру, под которой чаще всего понимают выделение слов или их фрагментов различными шрифтами, а также использование в рамках одного слова различных алфавитов и параграфемных средств - символов, знаков, цифр и т. д.

Приведем пример графического гибрида, созданного на базе слова фейсбук, в котором выделяется аббревиатура ФСБ: ФСБук (Нов. газета 23.09.2016); он является заглавием текста о предложениях со стороны ФСБ создать систему расшифровки всего трафика российского интернета.

Отметим, что для обозначения графической игры используются и другие термины (графический каламбур, графиксация, графодеривация, графическое словообразование, графическая гибридизация), а для единиц, полученных в результате такой игры - термины графодериваты, графические гибриды, неологизмы-написания, графоны, визуальные

479

неологизмы, графические окказионализмы и т. д. [Самыличева 2010: 191]. Ср. также термины, данные Т. Алексиевой: графодериваты, графические гибриды, гибридные слова, полиграфиксаты, визуальные неологизмы, монстры, кентавры, новообразования «кентавроводобного» или поликодового типа, слова-матрешки и т. д. [Алексиева 2015: 306].

Графическая игра - важная характеристика печатных СМИ последних лет, в которой особенно ярко проявляется креативность языковой личности, стремление к нетрадиционному, необычному.

Активизацию этих средств сегодня можно объяснить не только их экспрессивностью, но и другими причинами -практически неограниченными возможностями современных типографских и компьютерных технологий, конкуренцией электронных СМИ и прежде всего телевидения, где языковые и неязыковые средства экспрессивного моделирования содержания свободно сочетаются и т. д. [Цонева 2000: 151].

С развитием типографской техники в ХХ веке связывает новые «вольности» (сочетание латинских и русских букв, крупного шрифта и мелкого) и В. З. Санников, хотя «фокусы с оформлением» (фигурные стихи, расчленение словоформы), по его мнению, характерны и для Х1Х в. [Санников 2005: 16].

Справедливым можно считать сказанное Т. В. Поповой о том, что распространение графических игр связано, кроме всего, с особенностями адресата современных СМИ - это «клиповое мышление, требующее краткости, лаконичности, максимальной экспрессивности и визуализации текста» [Попова 2012: 208].

В ономастической игре, разумеется, востребованы далеко не все разновидности графической игры.

Многочисленны, по нашим наблюдениям, примеры с капитализацией - выделением слов или частей слов иным цветом, шрифтом или размером букв.

Важным здесь оказывается и лингвистический облик антропонимов - например, довольно «удобными» для включения в капитализацию оказываются короткие фамилии Буш и Трамп.

Обратимся к примерам с ключевым именем Буш: БУШующий антитеррор (Итоги 20.7.2004) - заглавие текста о предложении отложить дату проведения президентских выборов в пользу Д. Буша-младшего; Джордж еще поБУШует (Комс.

480

правда 4.11.2004) - заглавие текста о втором президентском сроке Д. Буша-младшего.

Сюда можно отнести и два примера с новым ключевым именем Трамп, появившиеся в разных изданиях почти одновременно, сразу после выборов в США. В них слово Трамп выделяется крупным шрифтом в рамках слова трамплин в его переносном значении - „исходный пункт для каких-л. действий»: ТРАМПлин для народа. Можно ли верить сладким прогнозам социологов? (Арг. и факты 23.11.2016) - заглавие текста о победе Д. Трампа, с которым во многом связаны надежды американского народа на перемены к лучшему; ТРАМПлин для пересмотра отношений США с Японией (Нез. газета 18.11.2016) - заглавие текста об отношениях США с азиатскими странами, которые будут зависеть в основном от нового президента.

Особый интерес, на наш взгляд, представляют случаи, когда выделение ключевого имени шрифтом или цветом осложняет и дополняет другие формы языковой игры - чаще всего окказиональные слова или каламбур.

Один из самых частых случаев подобного "сотрудничества" - создание окказионального слова с выделением определенной его части, выраженной антропонимом (или его фрагментом), которая, как правило, выражает новое, актуальное содержание. Функционируя чаще всего в заглавии медиатекста, такие новообразования не только направляют внимание на содержание, но также участвуют в семантической организации текста.

Интерес представляют примеры созданных путем контаминации окказиональных слов с графическим выделением. В таких случаях достигается экономия речевых средств -«...автор, не выходя за рамки формальных границ слова, предъявляет адресату еще одно, существующее в исходном» [Рацибурская, Самыличева, Шумилова 2014: 222].

Некоторые подобные слова можно определить как паронимическую аттракцию. Так, в следующем примере можно найти паронимическое сближение слова садомазохизм и окказионального образования из слов мазохизм и выделенной крупным шрифтом части слова Саддам: САДДАмазохизм

481

(Моск. комсомолец 10.9.2005) - заглавие текста о начале издевательского (по мнению автора) процесса над Саддамом Хусейном, в котором выделенная шрифтом часть направляет внимание на содержание текста, а новое слово настраивает на определенное восприятие этого содержания.

Добавим пример с КИ Трамп: Успешная ТРАМПлантация (Арг. и факты 1.2.2017) - заглавие текста о страстях вокруг выбора нового президента США (определенного как успешная трансплантация).

Приведенные в работе, как и многие другие примеры, позволяют считать, что игры с ключевыми именами можно определить как характерную для медиатекста постоянную тенденцию, воплощающую стремление к экспрессивности, к «зрелищности» выражения содержания.

ЛИТЕРАТУРА

Алексиева Т. О взаимодействии кириллицы и латиницы в письменной коммуникации // Паисиеви четения. Научни трудове. Т. 53, кн.1, сб. А. - Пловдив, 2015.

Гридина Т. А. Этносоциокультурный контекст ономастической игры // Политическая лингвистика. №1(35). -Екатеринбург, 2011.

Михайлова О. А., Михайлова Ю. Н. Семантические вариации актуальных слов: лексемы экстремизм и терроризм в современном русском языке. // Политическая лингвистика. № 1(51). - Екатеринбург, 2015.

Попова Т.В. Современные графо-орфографические игры: коммуникативные удачи и неудачи (на материале графиксатов русского языка рубежа ХХ-ХХ1 вв. // Лингвистика креатива. Коллективная монография / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. - Екатеринбург, 2012.

Ратникова И. Э. Имя собственное: от культурной семантики к языковой. - Минск. 2003.

Рацибурская Л. В., Самыличева Н. А., Шумилова А. В. Специфика современного медийного словотворчества // Русский язык начала XXI века: лексика, словообразование, грамматика, текст: Коллективная монография. - Н. Новгород, 2014.

Самыличева Н. А. Особенности графического словообразования в современных СМИ // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 2, № 2 (12). Языкознание. - Волгоград, 2010.

Санников В. З. Об истории и современном состоянии русской языковой игры // Вопросы языкознания, № 4, 2005.

Супрун В. И. Мгновенная ономастическая ситуация // Ономастика Поволжья: Материалы X междун. конф. - Уфа, 2006.

Федотова Т. В. Динамика ключевых имен собственных в аспекте их прецедентности и деонимизации // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, № 4. -Воронеж, 2015.

Цонева Л. Езиковата игра в съвременната публицистика. -Велико Търново, 2000.

Цонева Л. Ключевые имена времени в публицистическом стиле // Stylistyka XVI. Styl i czas. - Opole, 2007.

Цонева Л. Думата криза в медийния дискурс (българско-руски паралели). - Велико Търново, 2012.

Цонева Л. Имена и люди. Ключевые имена в медиадискурсе. - Велико-Тырново, 2017.

Шмелева Т. В. Ключевые слова текущего момента // Collegium. Кн.1. - Киев, 993.

Шмелева Т. В. Кризис как ключевое слово текущего момента // Политическая лингвистика. Вып. 2(28). - Екатеринбург, 2009.

©Цонева Л. М, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.