РАЗДЕЛ 5. РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА
УДК 811.161.1'42
ББКШ141.12-51 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 10.02.01
О. Н. Кондратьева
Кемерово, Россия
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ?
(Рецензия на монографию Л. Цоневой «Имена и люди. Ключевые имена в медиадискурсе». Велико-Тырново: Ивис, 2017. 196 с.)
АННОТАЦИЯ. Рецензия на монографию Л. Цоневой «Имена и люди. Ключевые имена в медиадискурсе» (Велико-Тырново, 2017. 196 с.). В монографии исследуются особенности функционирования в российском медиадискурсе имен актуальных для современного общества политических субъектов (российских и иностранных). Автор включает в круг своего внимания не только первичные, но и вторичные номинации, активно использующиеся массмедиа для иронизации, десакрализации политических субъектов. Анализ ключевых имен в монографии представляет собой описание их частотности, текстогенности, производности, онимичности, участия в языковой игре. Подобный комплексный подход позволяет Л. Цоневой продемонстрировать особенности функционирования имени собственного как важной составляющей образа политика.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: медиадискурс; политики; ключевые слова; онимы; антропонимы; СМИ; средства массовой информации.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Кондратьева Ольга Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, Кемеровский государственный университет; 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6, корп. 6, к. 6309; e-mail: [email protected].
Имя Лиляны Цоневой, профессора Вели-ко-Тырновского университета (Болгария), достаточно хорошо знакомо российским лингвистам. Знакомо не только по многочисленным статьям, посвященным специфике медиа-коммуникации и политической коммуникации, но и по монографиям, наиболее известными из которых для российской аудитории являются монографии «Българската политическа метафора» и «Думата криза в медийния дискурс (българско-руски паралели)».
В этом году автор представил читательскому вниманию новую книгу «Имена и люди. Ключевые имена в медиадискурсе», являющуюся логическим продолжением предыдущих работ автора. В своем новом исследовании Л. Цонева сосредоточилась на разноаспектном описании антропонимов в российском медиадискурсе, и безусловным новаторством работы, отраженным уже в заглавии, является рассмотрение антропонимов как ключевых слов эпохи.
Интерес лингвистов к описанию «ключевых слов текущего момента» начался с работ Т. В. Шмелевой, обратившей внимание на существование слов, усиливающих свои позиции в определенные периоды, слов, находящихся у всех на устах, слов, оказавшихся в центре всеобщего внимания [Шмелева 1993: 33]. В дальнейшем при изучении и описании слов подобного типа использовались наименования «актуальное слово дня» (И. Т. Вепрева, Н. А. Купина), «ключевые символы эпохи» (В. Г. Костомаров), «слова-хронофакты» (З. Е. Фомина) и др.
Традиционно объектом исследовательского внимания лингвистов в подобном аспекте являлись исключительно апеллятивы (перестройка, гласность, ваучер, приватиза-
ция, кризис и др.). Изучение в подобном аспекте онимов только начинается, примером работ такого рода являются, в частности, докторская диссертация и монография Е. А. Нахимовой, посвященные анализу прецедентных онимов в современной массовой коммуникации и послужившие во многом неким ориентиром для исследования Л. Цоневой.
В работах Е. А. Нахимовой основной объект исследования — онимы (антропонимы и топонимы), являвшиеся ключевыми для прошлых эпох и ставшие прецедентными для современных массмедиа. Автор уделяет внимание историческому развитию арсенала российских прецедентных имен собственных, их метафорическим смыслам, профилированию тех или иных компонентов концептуальной структуры имен собственных, а также их использованию в функции идеологем, аксиологем и мифологем.
Л. Цонева в своей монографии сосредотачивается на анализе только одного вида онимов — антропонимов. Кроме того, исследованию подвергаются исключительно имена «актуальных для общества субъектов, в первую очередь — актуальных политических субъектов» [Цонева 2017: 7]. Немаловажно, что автор включает в круг своего внимания как первичные, так и вторичные номинации, исследует имена как российских, так и зарубежных политиков. Также заслуживает внимания, что при использовании в качестве основного материала текстов российских массмедиа в процессе анализа в отдельных случаях привлекаются материалы из болгарских массмедиа, что позволяет акцентировать внимание на национально-специфических чертах в использовании современных ключевых имен. Перечисленные особенно© Кондратьева О. Н., 2017
Политическая лингвистика. 6 (66)'2017
сти, а также комплексный подход позволяют Л. Цоневой продемонстрировать особенности функционирования имени собственного как важной составляющей образа политика.
Материалом исследования послужили российские массмедиа XXI в. (до 2017 г. включительно) разной политической направленности, прежде всего центральные — «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Труд», «Российская газета», «Независимая газета», «Новая газета», «Огонек», «Итоги», «Новое время», «Власть», «Деньги», «Профиль» и др. Высокие тиражи, ориентация на самый широкий круг читателей, внимание к проблемам общества — все эти факторы позволяют определить названные издания как благоприятный материал, изучение которого способно дать достаточно полное представление о функционировании антропонимов из сферы политики в российском медиадискурсе.
В композиционном отношении монография делится на три главы, каждая из которых посвящена определенному аспекту функционирования антропонимов.
Первая глава имеет своей задачей описание специфики имени собственного как ключевого слова эпохи и анализ прямых и вторичных номинаций политиков. Л. Цонева характеризует разноплановые способы номинации (имя + отчество + фамилия; имя + фамилия; идентификатор + имя и др.), устанавливает корреляцию между выбранным изданием способом номинации и отношением к называемому политическому персонажу (ср., например, разницу между используемыми СМИ номинациями Владимир Владимирович Путин и Мишка-подкидыш (Саакашвилли)).
Также автор представляет подробную типологию вторичных номинаций: аббревиатуры (ВВП, ЕБН, БАБ и др.), прозвища (например, Медвед, Япона-мать, Калиостро с рубильником, Киндер-сюрприз, Лимонадный Джо и др.), перифразы (второй Распутин, серый кардинал, дама с косой, горячий техасец, строгая тетенька с печеньками и др.). Проведенный анализ позволяет автору сделать вывод об использовании российскими массмедиа вторичных номинаций для иронизации, десакрализации политических субъектов, в том числе и ведущих политиков.
Вторая глава посвящена описанию языковых признаков ключевых имен, проявляющихся в российском медиадискурсе — частотности и текстогенности, производно-сти (путинцы, бушизм, клинтонизм, трам-повский и др.), онимичности — как в заглавиях, так и в основном тексте публикаций. Описание онимичности ключевых имен (их использование в качестве названий) вызо-
вет несомненный интерес читателей. Коты Чубайсы, водка «Путинка», жук Буша и лягушка принца Чарльза — вот далеко не полный список новых названий, основанных на именах политиков.
Третья глава содержит анализ используемых российскими массмедиа разновидностей языковой игры с ключевыми именами. В данной главе описаны содержащие имена политиков фразеологизмы (Гоеф попутал; как с Жириновского вода; Шарон в поле воин), прецедентные тексты (страшнее Мишки зверя нет; Умом Обаму не понять; А Вас, Путин, мы просим остаться; Что Трамп грядущий нам готовит) и каламбуры (Теперь Ю. Чайка — орел; Алишер против Алеши; От нашего барака — вашему (поздравление Барака Обамы. — О. К.)). Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают описания графических игр с ключевыми именами политиков (Джордж еще поБУШует; ТРАМПлин; будет ли Украина ЮЛИть; уГОномика и др.) и описание окказиональных дериватов, возникающих на базе имен политиков (Трампнаш, запутинец, бушизм, путиниана).
В заключение также следует отметить, что объектом авторской рефлексии в монографии Л. Цоневой становятся как имена российских, так и западных политиков, в том числе и имена тех, кто относительно недавно появился на политической арене. Один из таких ключевых в данный момент антропонимов — Трамп, демонстрирующий ряд интересных особенностей, например, активизацию деривационного потенциала, активную онимичность, активность в качестве объекта игры и т. д. В этом, разумеется, можно видеть влияние экстралингвистических факторов разного характера — актуальность Д. Трампа на мировой политической сцене, интерес российских массмедиа к новому политическому персонажу, яркость и эксцентричность личности Д. Трампа. С другой стороны, как отмечает Л. Цонева, немаловажным является и лингвистический облик самой фамилии Трамп, «удобной», благодаря своей краткости и звучности, для включения в языковую игру.
Исследование Л. Цоневой позволяет увидеть в употреблении российскими массмедиа ключевых имен как устойчивые, так и новые особенности, отражающие различные факторы — не только актуальную общественно-политическую и экономическую ситуацию, расстановку политических сил в определенный период, изменения в восприятии политических субъектов и т. д., но и новые особенности игрового отражения актуального содержания в современных СМИ,
в том числе особенности обыгрывания ключевых имен.
Рецензируемая монография — это солидный вклад в развитие медиалингвистики, политической лингвистики, лингвокультурологии и ономастики. То, что монография болгарского исследователя написана на русском языке, даст возможность ознакомиться с идеями автора самому широкому кругу читателей.
Раздел 5. Рецензии. Хроника
ЛИТЕРАТУРА
1. Нахимова Е. А. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011. 313 с.
2. Цонева Л. Имена и люди. Ключевые имена в медиадискурсе. — Велико-Тырново, 2017. 196 с.
3. Шмелева Т. В. Ключевые слова текущего момента // M^ium. 1993. № 1. С. 33—41.
O. N. Kondratyeva
Kemerovo, Russia
WHAT'S IN A NAME?
(The review of the monography by L. Coneva "Names and people. Key names in the media discourse". Veliko Tyrnovo, 2017. 196 p.)
ABSTRACT. The review of the monograph by L. Coneva «Names and people. Key names in a media discourse» (Veliko Tyrnovo, 2017. 196 p.). The monograph analyzes functioning of the names relevant for the modern society ofpolitical subjects (Russian and foreign) in the Russian media discourse. The author includes in the study not only primary, but also secondary nominations actively used in massmedia for irony and desacralization of political subjects. The analysis of key names in the monograph represents the description of their rate, textgenicity, derivativeness, and word-play ability. The similar complex approach allows L. Coneva to show features of functioning of a proper name as an important component of an image of the politician.
KEYWORDS: media discourse politicians; keywords; onym; anthroponym; mass media; media.
ABOUT THE AUTHOR: Kondratyeva Olga Nikolaevna, Doctor of Philology, Professor, Russian Language Department, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia.
REFERENCES
1. Nakhimova E. A. Pretsedentnye onimy v sovremennoy ros-siyskoy massovoy kommunikatsii: teoriya i metodika kognitivno-diskursivnogo issledovaniya / Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2011. 313 s.
2. Tsoneva L. Imena i lyudi. Klyuchevye imena v mediadiskurse. — Veliko-Tyrnovo, 2017. 196 s.
3. Shmeleva T. V. Klyuchevye slova tekushchego momenta // Solleqium. 1993. № 1. S. 33—41.