Научная статья на тему 'Игра с классикой в культуре постмодерна'

Игра с классикой в культуре постмодерна Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
350
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ИСКУССТВО / КЛАССИКА / ПОСТМОДЕРН / ИРОНИЯ / ИГРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борзило О. С.

В статье исследуется существование классики в культуре постмодерна: изменение статуса классики, специфические черты и новые формы в искусстве, роль в современной культуре. Показывается отказ модернизма от классического наследия, уравнивание классики и современного искусства в постмодерне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explores the existence of classics in postmodern culture: the change in the status of classics, specific features and new forms in art, its role in contemporary culture. The refusal of modernism from the classical heritage, the equalization of classics and modern art in postmodernism is shown.

Текст научной работы на тему «Игра с классикой в культуре постмодерна»

УДК 18

ИГРА С КЛАССИКОЙ В КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА

В статье исследуется существование классики в культуре постмодерна: изменение статуса классики, специфические черты и новые формы в искусстве, роль в современной культуре. Показывается отказ модернизма от классического наследия, уравнивание классики и современного искусства в постмодерне.

Ключевые слова: культура, диалог культур, искусство, классика, постмодерн, ирония, игра.

В самом общем смысле классика представляет собой совокупность всех образцовых произведений науки и искусства прошлого, сохранившихся в культуре и воспроизводимых вновь и вновь. «Классические произведения воплощают в самой чистой форме вневременные нормы. Поэтому они являются мерилом и мерой как для эстетического суждения, так и для художественного творчества» [1, с. 118].

Классика может формироваться двумя способами: через воспроизведение и через преодоление канона. Воспроизведение канона означает, что художник создает совершенный образец принятых норм и идеалов, как, например, античные скульпторы и художники направления академического классицизма. При этом воспроизведение канона не означает слепого копирования произведения. Оттачивая свое мастерство, художник привносит в произведение нечто новое, свое видение, не противоречащее, однако, принятым нормам. Со временем канон развивается. Когда происходит смена исторического типа культуры, естественным образом меняется и канон, например, как это было при смене античной культуры эпохой Средневековья.

Классика через преодоление канона появляется, когда художник отходит от принятых норм живописи и ищет новые формы выражения, ломая привычные образы, как это делали художники-авангардисты в эпоху модерна. Кубисты и экспрессионисты выдвигали на первый план эмоции и переживания субъекта, отказываясь от объективного отражения действительности в искусстве. Художники-авангардисты почувствовали изменения в общественном мироощущении еще до их открытых проявлений и стали выразителями духа новой эпохи. В. Кандинский пишет о возникновении нового искусства так: «Своевременное (или истинно современное) произведение искусства, как уже и сказано было мною, непременно, между прочим, отражает свою эпоху. А наша эпоха есть время трагического столкновения материи и духа, падения чисто материальных воззрений, время страшной пустоты и безысходности для столь многих, время огромных вопросов и для еще немногих предчувствия, предзнания пути к Истине» [2].

Авангардисты, выступая против реализма и мимесиса в искусстве, отражали окружающий мир, прибегая к деконструкции и размытости линий. «Все стили искусства, будь то барокко или классицизм, романтизм или реализм,

O. C. 5op3um O. S. Borzilo

GAME WITH CLASSICS IN POSTMODERN CULTURE

The article explores the existence of classics in postmodern culture: the change in the status of classics, specific features and new forms in art, its role in contemporary culture. The refusal of modernism from the classical heritage, the equalization of classics and modern art in postmodernism is shown.

Keywords: culture, dialogue of cultures, art, classic, postmodernism, irony, game.

выполняют общую задачу - постижение и художественное воплощение закономерностей бытия. Стиль искусства можно определить как предельно общее фундаментальное соотнесение организующих установок, принципов и форм художественного мышления и творчества, характерных для отдельного исторического периода культуры. Ограниченный историческими рамками стиль является интерсубъективной (межсубъективной) основой организации художественного освоения мира» [3, с. 17-18]. Искусство не может быть оторвано от реальности, оно воссоздает объекты, взволновавшие душу художника, которые он хотел бы показать вновь, но так, как ощутил их, передать в изображении свои впечатления.

Классика формируется в период зрелости культуры, когда найдены наилучшие формы и средства выражения и накоплен необходимый багаж знаний и опыт. Если говорить о классике в литературе, то она складывается в период зрелости общественного сознания в целом и зрелости языка в частности. Как замечает Т. С. Элиот: «За зрелой литературой, таким образом, всегда стоит история - и не просто летопись событий, куча рукописей и разного рода сочинений, но история как упорядоченный, пусть бессознательный, процесс освоения языком в определенных границах своих потенциальных возможностей» [4, с. 244].

Основными чертами литературной классики выступают реализм и универсальность. Реализм проявляется в процессе чтения, когда у читателя возникает впечатление, что все описанное автором реально существовало и происходило, когда у него возникают реальные чувства и переживания, когда читатель думает, как бы он поступил на месте героя, подвергает оценочным суждениям его поступки и совершает тем самым рефлексию относительно своих собственных ценностей. Более того, реализм классического произведения выходит за пределы самого произведения, поскольку часто персонажи становятся эпонимами, давая свое имя явлениям или объектам реального мира.

Универсальность классики заключается в ее нравственном содержании, которое нельзя раскрыть при однократном прочтении и которое актуально для каждого нового реципиента. В. К. Кантор связывает классику с Библией, поскольку она содержит в себе вечные истины: «Русская классика, несмотря на все интерпретации, продолжала осуществлять

свою освободительную функцию, оживляя в нашем сознании такие вечные понятия как Добро, Зло, идею Греха, Рока, Бога и Свободы. Эту же роль играла переводная литература от Данте и Шекспира до Хемингуэя и Томаса Манна, которую мы учились читать исходя не из сопроводительных статей, а из нашего духовного опыта...» [5, с. 14].

Классическое произведение диалектично: с одной стороны, оно лаконично и закончено, доведено до совершенства, а с другой - оно направлено в будущее, к потенциальному реципиенту новой культуры, которой еще нет. Так, в литературной классике писатель отражает пороки современного автору общества и закладывает нравственный идеал, который должен реализоваться в будущем.

Феномен классики и ее диалектичность впервые проявились в эпоху Возрождения, когда в одном культурном пространстве начинают одновременно существовать элементы трех культур: Античности - тезиса, Средневековья - антитезиса и Возрождения как их синтеза. Искусство эпохи Возрождения соединило в себе античную телесную эстетику как форму и средневековую религиозность как духовное содержание. После эпохи Возрождения классика становится центральным элементом диалога культур.

Вводит понятие диалога культур В. С. Библер и определяет его как сосуществование нескольких исторических культур. При этом культура только тогда является полноценной, когда включена в такой диалог. «Культура (скажем, античности) лишь тогда культура, когда она современна (нам?), когда она способна выйти из своего времени, выскочить из временной стрелы и включиться в сугубо современное сопряжение культурных смыслов» [6].

Согласно В. С. Библеру, несколько культур могут слышать и отвечать друг другу только тогда, когда они существуют в одной, объединяющей их культуре настоящего. Культура может вступать в диалог только в том случае, если внутри нее самой происходит смешение элементов различных культур. Любая культура на протяжении своей истории и своего развития заимствует и ассимилирует, и органично включает в себя различные компоненты других культур. Диалог культур через классику и отношение к ней как к культурной ценности, авторитету и образцу сохраняется до эпохи модерна, поскольку затем отношение к классике кардинально меняется.

Основной целью культуры модерна было разорвать связь с прошлым, избавиться от историко-культурного багажа норм и правил, оторваться от авторитета и академизма в искусстве. Модерн претендовал на самостоятельность и создание нового искусства. По мнению У. Эко, модерн «разрушает образ, отменяет образ, доходит до абстракции, до безобразности, до чистого холста, до дырки в холсте, до сожженного холста» (цит. по: [3, с. 158]). Классика в модерне перестает играть роль необходимого образца и активно воспроизводится в новой культуре. Она воспринимается только как достояние музеев, как принадлежность к высокому, но более не актуальному искусству прошлого.

Однако выступая за отказ от канонов прошлого и против академического классического искусства, художники-модернисты сами становятся классиками для будущих поколений: картины одного из основателей кубизма Пабло Пикассо можно назвать классикой и образцом модернизма.

Несмотря на то, что в эпоху модерна провозглашался отказ от классики и выдвигался лозунг о необходимости создания нового во всех видах искусства и нового отношения к искусству, модерн иссяк. Данная эпоха была яркой, но непродолжительной. В модерне эволюция в искусстве превратилась в революцию. Модерн стремился подавить классику кубизмом и футуризмом. В искусстве модерна отношение к классике становилось игрой, но игрой пренебрегающей и унижающей те элементы классики, с которыми играли. Модернистское искусство подходило к игре с прошлым слишком серьезно и в этой серьезности выдохлось -у него закончились силы для дальнейшего бунта, который тоже имеет границы. Модерн изжил сам себя, поскольку невозможно постоянно создавать нечто новое с нуля, не повторяя опыт прошлого. Культура не существует обособлено от богатства минувших эпох, так как «возникает проблема диалектики неповторяемости в духовном и чрезмерное самомнение наиболее прогрессивного сознания» [7, с. 27]. Такое понимание пришло с эпохой, следующей за модерном - постмодерном.

По поводу самостоятельности эпохи постмодерна существуют различные мнения. Некоторые исследователи считают, что это новая, более зрелая форма модерна, когда уже исчезает строгая категоричность и претенциозность. Такой точки зрения придерживаются М. Е. Шильман и В. М. Дианова, рассматривая постмодерн как логическое развитие модерна: постмодерн не возвращается в состояние до модерна, а продолжает начатое в обществе изменение восприятия прошлого. Постмодерн - это рефлексия модерна, переосмысление его ошибок и переходная стадия к некой будущей новой эпохе.

Иного мнения придерживается Ж.-Ф. Лиотар, считая постмодерн не развитием модерна, а его сущностным раскрытием. С этой позиции постмодерн уже является новым состоянием культуры, к которому стремился модерн. Постмодерн - это модерн, «очищенный» от предубеждений и границ. Остались лишь преимущества модерна как, например, отказ от незыблемых авторитетов и стремление к созданию нового. Однако в искусстве постмодерна новое - это измененное и иначе преподнесенное уже известное.

Искусство постмодерна многовариантно, а сама культура нестабильна. В поисках оснований постмодерн обращается к классическим произведениям искусства, привнося их в современность и осуществляя, таким образом, вновь диалог с прошлым через эпоху модерна.

Классику в культуре постмодерна можно определить как элемент целостности, как островки смыслов прошлого, которые существуют в современной культуре. Классика выступает неким рациональным и объективным стержнем, на который насаживаются различные интерпретации и субъективные оценки, роящиеся в беспорядочной культуре. Классика существует как напоминание и сохранение оснований прошлых картин мира. Она является одним из тех элементов, по крайне мере в области искусства, который поддерживает культуру в равновесии.

Культура постмодерна эклектична, она смешивает множество элементов, относящихся к искусству всех прошлых эпох. Р. Барт в статье «Смерть автора» говорит, что все произведения в области литературы - это цитаты.

Гуманитарные исследования • 2017 • №3 (16)

11

Ж.-Ф. Лиотар замечает цитатность в постмодерне, говоря об архитектуре: «Эта обреченность повторению и/или цитированию, как бы она не воспринималась - иронично, цинично или просто тупо, - в любом случае очевидна, если посмотреть на течения, которые ныне доминируют в живописи под именами трансавангардизма, неоэкспрессионизма и т. д.» [8, с. 104]. Но такое определение применимо к культуре постмодерна в целом, когда произведение искусства создается как коллаж, собранный из различных образов классических произведений.

В искусстве постмодерна на первое место выступает уже не автор и не его отражение мира или личные переживания. На первый план в современной культуре выходит зритель - тот, кто воспринимает произведение искусства и его эмоции и переживания, вызванные произведением. Отсюда и плюрализм мнений, смыслов и интерпретаций.

Постмодерн дает равное существование и новому, и старому. Он отрицает идею прогресса как направленности в будущее, но при этом освобождает искусство в настоящем. Классика также обретает свободу, становится вновь воспроизводимой в культуре, а значит, живой и значимой. При этом классика демонстрирует то, что она является достоянием всеобщим, поскольку она наднациональна и надличностна, а художник использует классические образы так, как если бы они были его собственными. И именно поэтому они понятны также и реципиенту. Это то, что привлекает и притягивает зрителя или читателя, потому что он может взглянуть на что-то знакомое иначе, под другим углом зрения.

Классическое произведение, становясь частью коллажа, заново раскрывает себя и смыслы, которые ранее могли быть незамечены. Значимость произведения искусства определяется тем, насколько часто оно цитируется. И наоборот, цитируют в искусстве в основном то, что имеет эстетическую и нравственную ценность. Новизна в искусстве постмодерна заключается в непривычной подаче знакомых сюжетов и образов. Если искусство - это «набор цитат», то оригинальность проявляется в том, как их соединить, как, повторяя, создать неповторимое.

Постмодерн ставит классику в один ряд с современным искусством, благодаря чему возникает ироничный контекст от такого соседства на равных - классика живет как только что родившаяся, как стряхнувшая с себя «пыль эпох». Постмодерн, если и смеется над классикой, то делает это, не принижая ее ценности.

Культура постмодерна - это культура молодости (в этом прослеживается связь с классической культурой - античностью и эпохой романтизма), а также культура настоящего.

Массовое искусство привносит ранее элитарное искусство в повседневность и вульгаризирует классику, смеется

над ней, в игровой форме разрушает статус исключительности классики, причем обыгрывается восприятие «здесь и сейчас». С действительным предметом искусства ничего не совершается, он сохранен и остается ценимым как шедевр, образец и т. д., но с него снимается налет истории, происходит десакрализация классики. Произведение в постмодерне живет только, когда воспринимаемо и дополняемо, когда оно интересно. Включение классического произведения в современный контекст даже в искаженном и осмеянном виде (трансформации «Джоконды») - благо, но не оскорбление, потому что только так классика доказывает, что она живая, что не утратила свою интересность-актуальность.

Как и любая другая игра, игра с классикой происходит по определенным правилам. Распознать иронию и смещение смыслов, новый взгляд художника на проблему может только образованный человек, понимающий культурную и духовную ценность классики.

Постмодерн делает классику общедоступной и сохраняет ее ключевые функции.

1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М. : Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

2. Кандинский В. В. Куда идет «новое» искусство // Наше наследие. 1996. № 37. URL: http://az.lib.ru/k/kandinskij_w_w/ text_0040.shtml (дата обращения: 17.09.2017).

3. Дианова В. М. Постомдернистская философия искусства: истоки и современность. СПб. : ООО «Изд-во "Петрополис"», 1999. 240 с.

4. Элиот Т. С. Что такое классик? // Элиот Т. С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. М. : Совершенство, 1997. С. 241-259.

5. Кантор В. К. Русская классика, или Бытие России. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив; Университет. книга, 2014. 600 с.

6. Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/18142241/ (дата обращения: 17.09.2017).

7. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М. : Республика, 1997. 240 с.

8. Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смысле «пост-» // Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей: Письма: 1982 -1985. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008. С. 104-111.

© Борзило О. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.