Научная статья на тему 'Постмодерн как актуальная эстетическая проблема'

Постмодерн как актуальная эстетическая проблема Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
447
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРН / ИСКУССТВО / СМЕРТЬ / АКТУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбчак Алексей Валерьевич

Данная статья прослеживает возникновение идеи смерти различных сфер гуманитарного знания. На примере некоторых разделов эстетики выявляется воля к завершению классического периода в парадигме современности. Катафатически и апофатически определяется круг актуальных вопросов современного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This issue traces the development of postmodernity-idea in XX-XXI century aesthetics in connection with contemporary art. The correlation of modernism and postmodernism conceptions is taken up.

Текст научной работы на тему «Постмодерн как актуальная эстетическая проблема»

A.B. Рыбчак

ПОСТМОДЕРН КАК АКТУАЛЬНАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Данная статья прослеживает возникновение идеи смерти различных сфер гуманитарного знания. На примере некоторых разделов эстетики выявляется воля к завершению классического периода в парадигме современности. Катафатически и апофатически определяется круг актуальных вопросов современного искусства.

Ключевые слова: постмодерн, искусство, смерть, актуальность.

Постмодерн: дискурс или парадигма?

По меткому замечанию Лиотара, в XX веке эстетика заменила собой философию1 по причине завершения великой эпохи логоцентризма на Западе. Актуальной же проблемой самой эстетики стала, в свою очередь, смена парадигм: с классической (модернистской) на постклассическую (постмодернистскую). Со второй половины прошедшего столетия вопрос о постмодернизме стал настолько актуален, что разговор о нём может состоять из одних только вопросов: «что такое постмодерн?», «где его границы?», «возможно ли избежать постмодернистского контекста?», и главное - «в чём заключаются его основные принципы, правила, стратегия?»2 Авангард дошёл до предела Эксперимента и Отрицания: оркестры молчат по 20 минут и более, на сцену никто не выходит (или выходит в голом виде и бездвижно молчит), в галереях выставляются пустые рамы. Уже давно. Что же теперь? Вернуться к классике? Но, во-первых, рассказывать одну историю дважды неинтересно и безвкусно; во-вторых, классике, как и любой другой парадигме искусства, нужны соответствующие социально-экономические обстоятельства, которые в данном случае безвозвратно утрачены. Историю невозможно повернуть вспять, поэтому классика сегодня существует в виде китчевого фарса и циничного лубка.

Однако вопросы не должны пугать: во-первых, вопрошание -древний принцип, вызвавший к жизни науку. Во-вторых, наличие вопросов - признак актуальности. Всем, от специалистов до обывателей, известен теоретический вопрос, звучащий уже полвека: «что такое постмодерн?»3 (а значит, «какое искусство актуально?» и «как возможно постклассическое знание?»). Как наиболее рефлексирующая наука, философия (и особенно эстетика) сегодня пытается разобраться в границах постмодернистского дискурса: несколько лет назад в одной из петербургских арт-галерей проходила выставка актуального искусства под лозунгом «Художник, помни, что был постмодерн!», а западная мысль породила понятие after-postmodernism. В большинстве университетов мира много лет подряд проводятся конференции, целью которых является поиск политического События, или, как писал Хайдеггер, Со-Бытия (на культуру и науку, как материи более тонкие, уже мало кто возлагает такие надежды), могущего послужить окончанием постмодерна. На роль таких рубежей номинировались различные происшествия - от распада СССР до трагедии в Нью-Йорке 11 сентября, но всё тщетно: постсовременность продолжается! Ни одно из рассмотренных событий не привело к исчезновению её признаков: более того, сами эти события являли собой типичные постмодернистские сюжеты. Почему такая спешка и стремление как можно быстрее проститься с нашей эпохой? Не потому ли, что она задаёт слишком много вопросов, ставит ряд неразрешимых на сегодня проблем?

Существует различное понимание постмодерна и отношение к оному: кажется, никогда ещё человечество так много не рефлексировало на тему настоящего времени, забыв, что, как только мы переключаем своё внимание с объекта нашего зрения на сам процесс смотрения, объект ускользает. С тех самых пор, как мы задумались над смыслом настоящего времени, наша мысль впала в ступор - и мы даже не можем дать имя этому времени (многие не принимающие постмодерн отталкиваются в своей критике от несамостоятельности его названия). Ведь проанализировать нечто можно, лишь дистанцировавшись

от него, а как нам дистанцироваться от самих себя и нашей культурной мифологии, которую мы называем истиной и здравым смыслом?! Однако, несмотря на значительные трудности, постмодерн стал общепринятым термином, обозначающим происходящее в искусстве и социально-экономической области после модерна. Но в связи с тем, что постмодерном стала называться постсовременность вообще, довольно часто стало возникать ошибочное мнение о том, что им может быть обозначено всё что угодно. Более того, поскольку второй половине XX века присущи деструктивные процессы и эклектизм, то с постмодерном стали ассоциировать нарочитое небрежное смешение жанров, творческий или научный хаос; а конец классического искусства, политики, науки, человека, государства4 трактовать как конец абсолютно всего - чуть ли не апокалипсис.

В том, что касается череды теоретических «смертей», то на них был богат как XIX, так и XX век. Смерть Бога была провозглашена Фридрихом Ницше в работе «Так говорил Зара-тустра»: ведь сам ницшеанский нигилизм был не самоцелью, а инструментом переоценки ценностей западной культуры. «Бога» здесь можно понимать не в религиозном смысле, а как инстанцию запрета, искажающего образ Человека. «Бог» на протяжении двух тысяч лет был абсолютным объектом не только обыденного сознания, но также науки, культуры. Но время беспощадно, и умирают даже боги. «Когда Заратустра остался один, говорил он так в сердце своём: "Возможно ли это! Этот святой старец в своём лесу ещё не слыхал о том, что Бог мёртв?"»5.

Смерть Объекта датируют ранним творчеством Эдмунда Гуссерля, фундаментального разработчика феноменологии6. Согласно феноменологической доктрине, предтечами которой были Платон, Р. Декарт, И. Кант и Ф. Брентано, мы не можем знать, насколько подлинным является объект нашего восприятия: объект реален только в той степени, в какой он явлен нашему сознанию7, поэтому единственное, что достойно научного внимания - это интенциональность (то есть направленность на объект) нашего сознания, а сами качества (все) воспринимаемого

объекта являются для нас принципиально ноуменальными (то есть непознаваемыми). Девиз феноменологии - «интенциональ-ность вместо реальности», ведь само название этой философской науки говорит о том, что она исследует феномены, то есть явления, а не сущности. Как и другие теоретические смерти, смерть объекта оказала большое влияние на развитие других наук и искусств8, в том числе и современного популярного искусства, вызвав череду художественных произведений, главной мыслью которых было подозрение о том, что на самом деле наш мир совсем не такой, каким нам является (самый последний яркий пример - фильм «Матрица» братьев Вачовски9).

Вполне естественно, что после смерти объекта наступила и смерть Субъекта. Мишель Фуко в работе «Ницше, Фрейд, Маркс» показывает механизм умирания субъекта. В классической (докантовской) эстетике существовала наивная вера в то, что наше восприятие произведения искусства является чистым и незамутнённым: ничто не мешает нам выработать эстетическую реакцию на объект, получить удовольствие от его созерцания и вынести суждение о нём. Но к концу XIX века стало ясно, что человек крайне несамостоятелен в производстве своих ментальных стратегий: чистого человеческого восприятия попросту не существует. Ещё Фрейд указал на двух своих предшественников, сбивших эпистемологическую спесь с человека: это Коперник, провозгласивший, что мы живём совсем в другом мире, нежели нам это казалось ранее, и Дарвин, закрывший целую эпоху в человеческом самовосприятии. Третьим таким революционером Фрейд считает себя: подобно тому, как Матрица, согласно идее одноимённого фильма, является невидимой тюрьмой нашего восприятия и познания, так и человеческое ego оказалось управляемым не волей и не разумом, а сложными, незримыми, неощущаемыми и сложившимися без нашего ведома механизмами подсознания, определяющими наши вкусы и интерпретации. Но Фрейд был не единственным убийцей субъекта: по Марксу, изменение культуры определяется не волей и способностями человека, а сменой социально-

экономических формаций, а Ницше распял человеческую волю между двумя всеопределяющими космическими началами -аполлоническим и дионисическим (причём они оба иллюзорны). Так называемое «простое научное развитие» привело к тому, что человек уже не может верить себе: глубокая детерминированность нашего сознания делает его несамостоятельным, немощным, несведущим. «Мои» суждения, ощущения и поступки оказались совсем «не мои», и даже более того - «моего» во мне вообще нет; «я» - это всего лишь место пересечения разнообразных процессов и законов.

Но учёные не остановились на убийстве субъекта как реципиента (то есть пассивного, воспринимающего): последовало убийство творящего, активного субъекта - то есть Автора. Киллерами выступили Р. Барт («Смерть автора»), М. Фуко («Что такое автор?»), У. Эко («Роль читателя», «Открытое произведение», «Шесть прогулок в литературных лесах»). В данной концепции заключена мысль о том, что автор отныне более не творец (свободный и великий), а скриптор, то есть лишь средство для выражения тех или иных явлений, сил. Очевидно, что невозможность автора следует из невозможности субъекта вообще.

Забегая вперёд, следует обозначить крайнюю точку череды «философских смертей», - в некотором смысле их логическое завершение, а именно смерть Кота. Убийство Кота было совершено в самом конце XX века - в 1997 году в Финляндии. Оно было продемонстрировано в конце фильма финского художника Теэму Мяки «My Way» и спровоцировало очередную волну споров о границах искусства. Логика перформанса была такова: «Бог умер? - умер. Человек умер? - умер. Субъект умер? -умер. Центр умер? - умер. Пол умер? - умер. Искусство умерло? - давно умерло. Метафизика умерла? - умерла. Старуха-смерть умерла? - и она умерла. Даже "живейший из всех живых" - и тот умер. А кот жив?!»10. Бесспорно одно: акция Теэму Мяки - это художественный жест, такой же, как разрубание православных икон московским некрореалистом Овдеем

Тер-Оганяном на выставке «Осторожно, религия!». Убийства и самоубийства уже давно стали художественной нормой: сами понятия «акция» и «перформанс» предполагают стирание граней между игровым (художественным) и неигровым (жизненным) пространством. Родоначальником такого неразличения стал Ницше, для которого мысль не ограничивалась страницей, но могла выйти за её пределы и вступить в противоборство с мыслящим. Но согласимся с некоторыми философами в том, что корни у этой традиции глубоки: их можно проследить от Маркса, средневековых христиан и античных циников.

Однако первая философская смерть - смерть Искусства -была предречена ещё Георгом Гегелем в его «Лекциях по эстетике», где речь идёт о конце искусства вследствие исчерпанности его форм (об этом мы поговорим ниже). Гегель, разумеется, не мог предвидеть современную культурную индустрию со всем многообразием технических средств, но радикальные модернистские и постмодернистские эксперименты могут быть соотнесены с его идеей завершения процесса разложения искусства вообще, которым у Гегеля завершается общая историческая схема развития искусства. Сегодня произведение искусства становится частью реального опыта повседневности или экспериментаторством11. Но стремления стереть грани между искусством и жизнью стары: то, что искусство существует не для обнюхивания, а для изобретения роз, было провозглашено до постмодернизма. Эта установка соответствует доктрине современной философии, противопоставившей себя классической философии представления (философии сознания), начавшейся с Декарта и державшейся на принципе сознания и на трактовке бытия как того, что представляет субъект познания.

Искусство, по Гегелю, прошло три фазы своего развития: символическую, классическую и романтическую - и завершает себя на последней, романтической ступени своего существования. Романтическое искусство уже само по себе есть разложение классического идеала, но на конечном этапе своего существования является разложением всякого искусства. В резуль-

тате распада формы романтического искусства и его содержания (что, в свою очередь, является необходимым следствием развития романтического искусства), само искусство устраняет себя. Гегель считал, что уже достигнутый в его время конец романтического искусства является преддверием конца всякого искусства. Разлагающиеся формы романтического искусства искусством уже не являются и не заслуживают самого этого названия. «Завершением этой тенденции должна стать ситуация, когда искусство «идёт ещё дальше», и уже не только внешний предмет, но и само произведение искусства в качестве продукта художественной деятельности становится излишним: и несущественным, и необязательным. Художнику важно показать самого себя в процессе созидания произведения, и тогда сам процесс творчества превращается в самодовлеющую цель. На заключительной стадии романтического искусства существенному преобразованию подверглось отношение художника как к художественному наследию прошлого, так и к собственным средствам и способам деятельности. В прежних формах искусства, полагал Гегель, художник сам вырабатывал индивидуально принадлежащие ему содержание и формы своего выражения. Теперь таковых (как его собственных) уже нет, и он беззастенчиво использует весь арсенал образов, готовых форм, приёмов формообразования, накопленных предшествующей историей искусства. Поскольку ничто из этого не является ему имманентно присущим и всё это само по себе ему глубоко безразлично, постольку художник считает себя вправе произвольно отбирать и комбинировать его для выражения своей субъективности»12. Отсюда видно, что уже в 1820-х годах Гегель предвидел и описал актуальную для нас тему смерти искусства (как и самого понятия искусства), исчерпанности форм, повторяемости тем и т. п.

Традиционно спокойную позицию по отношению к оценочной составляющей понятия «постмодерн» занимает культурология, поскольку данная категория была введена в рамках именно этой гуманитарной науки. Признавая очевидные проблемы,

связанные с развитием и употреблением этого слова, апологет и культуролог постмодерна Вольфганг Вельш перечисляет их: прежде всего, это проблемы инфляции и легитимности его употребления, а также традиционная проблема датировки зарождения постмодерна как понятия: современный дискурс в поисках своих корней отодвигает эту временную границу всё дальше (1970-е, 1950-е, 1920-е). И действительно, у Ницше уже явно присутствует диагноз патологиям модерна: ницшеанский сверхчеловек призван был преодолеть декаданс и нигилизм модерна. У. Эко в «Постскриптуме» к своему роману «Имя Розы» высказал опасение, что если так пойдёт дальше, то категорию постсовременного отыщут даже у Гомера. И это не преувеличение: Лиотар нашёл истоки постмодернистской традиции аж у Аристотеля - ещё до появления симптомов модерна. Лично для меня в таком случае постмодернизм начинается с реальности Древнего Рима - он, как известно, переживал весь классический «постсовременный» набор проблем: разного рода воспроизведение (повторение, цитирование, интерпретация) древнегреческого самобытного многообразия; исчерпанность этического и эстетического дискурсов; ощущение конца истории, искусства, нравственности, человека. По моему мнению, истоки «кризиса» именно там, поэтому следует согласиться с ницшеанской критикой Сократа - родоначальника эры упадка. Однако Вельш установил, что впервые слово «постмодерн» встречается в 1917 году, а своё триумфальное шествие он начал в 1959 году.

Итак, если модерн - явление классового общества, а значит, суть его была в разделении, размежевании вкусов, стилей и сословий, то постмодерн, следовательно, должен преодолеть эту дифференцированность и раздробленность. Прежде всего это касается фундаментального социокультурного размежевания на элитарное и массовое. Одна из первых работ на эту тему была написана Лесли Фидлером и называлась «Пересекайте границы, засыпайте рвы»: сам факт того, что она была опубликована в журнале Playboy, уже манифестировал разрушение данных границ. То же касается и эстетической критики, которая

из удела узкой прослойки специалистов (тоже элитарность) становится делом массового реципиента. Поэтому признаками постмодерного искусства являются, в первую очередь, стилистическое многоязычие и полиструктурность: в нём соединяются реальность и фикция, элитарный и популярный вкус. Следовательно, постмодерн - это осознанный плюрализм художественных языков, моделей, методов даже в одном и том же произведении. Итак, постмодерн - это радикальный плюрализм: он начинается там, где кончается целое, и это касается любых жанров и стилей. Гораздо острее, чем Вельш, воспринимает эту тему Лиотар, понимая постмодерн как спор, распрю, дискуссию, конкуренцию.

Не только обыденное мышление, но и некоторая часть научного сообщества придают понятию постмодерна деструктивно-эсхатологический смысл. С самого начала возникновения постмодернистского дискурса в конце 1950-х годов научное и творческое сообщество раскололось на два непримиримо враждующих лагеря по принципу одобрения или неприятия постсовременных стратегий: таким образом, современное искусство может быть актуальным и неактуальным, современники могут быть несовременными. Рупором анти-постмодернистс-кой оппозиции в Европе можно считать взгляды немецких философов Юргена Хабермаса и Ульриха Бека: их теории заострены на социально-экономической проблематике. По их мнению, доктрина модерна - едина, бесценна и является универсальной моделью западного мышления; традиционная демократия, капитализм, искусство, наука - её производные. Утрату целостности жизни, дифференцированность человеческого опыта, по мнению Хабермаса, человек XX века воспринимает как трагедию, поэтому у современного искусства великая миссия: восстановить утраченное единство человеческого опыта, перебросив мостик через её осколки и преодолевая развитие отдельных дискурсов реакционерами-консерваторами, противниками Современности и Проекта Просвещения. Бек развивает концепцию Ха-бермаса и превращает её в теорию сопротивления постмодерну.

Раз последний, по Беку, действует глобальными методами, то и бороться с ним необходимо на мировом уровне. В связи с тем, что парадигма - это конструкция, скрепляющая на определённом этапе развития экономику, политику, культуру и науку, то для возвращения в состояние модерна было бы необходимо возродить классическое социальное государство, существующее на налоги и отождествляющее себя с живущей в нем нации. А это невозможно, поскольку глобализация привнесла необратимые изменения в черты современного мирового сообщества. Постмодернисты-философы, пишет Бек в своей книге «Что такое глобализация?», извратили и погубили модерн, проект которого остался незавершённым, а транснациональные корпорации и открытость финансовых границ погубили традиционную социальную демократию. Поэтому главная задача Европы, по Беку, это проект Второго (или Рефлексивного) Модерна: то есть модерна, возрождённого в условиях глобализации и учитывающего её законы. Также здесь следует учесть, что Вельш, по сути соглашаясь с марксовской концепцией социально-экономических формаций, признал тождество двух категорий: культурологической «постмодернизм» и социально-экономической «постиндустриализм». Разве может быть постмодерн в доиндустри-альном обществе?

Первым в философии описал феномен постмодерна Жан-Франсуа Лиотар в работах «Спор» и «Состояние постмодерна» (1979). Основной характеристикой постмодерна он называет утрату макронарративами (т. е. общепринятыми идеологема-ми) своей силы: например, утрачена вера в такие макронаррати-вы, как диалектика Духа, герменевтика смысла, освобождение человечества, христианские ценности и т. д. Такое состояние можно назвать утратой единства, или утратой целого. Для западной мысли - логичной и логоцентричной - подобное состояние оказалось настолько непривычным, что возникло эсхатологическое учение о конце философии. Но Лиотар пафосно и точно указывает на то, что за желаниями «расслабиться и успокоиться», «отразить объективную реальность», «объединиться и пре-

кратить споры» стоит не что иное, как фашизм и террор, которыми были так богаты XIX и XX века. Поэтому постмодернистское состояние многообразия и спора (распри) - это не конец философии, а её спасение (вместе со всем социально-экономическим миром). Иными словами, состояние спора в науке - это её возвращение в античное состояние, в тотальную децентрали-зованность (что в своё время и составило потенцию золотого века). К тому же согласие - это метапринцип лишь определённых языковых игр, но отнюдь не всех! Разве может быть когда-нибудь разрешён спор между различными жанрами, возможно ли выработать для них некое единое правило? Разумеется, нет; поэтому «согласие» между жанрами и стилями традиционно означает уничтожение и принуждение большинства из них. Реализм по самой своей природе - тоталитарный жанр (и совсем не случайно к его художественной помощи прибегали тоталитарные политики), пошлый (самый реалистичный жанр, как известно, порнография) и не терпит художественного экспериментирования: реализм - это призыв к порядку, желание единства, идентичности, безопасности, массовой доступности.

Если Бек и Хабермас воспринимают постмодерн как извращение, убийство модерна, то, по Лиотару, постмодерн входит в модерн и является его непосредственной эволюцией: только критика и пересмотр художественного наследия приводит к его развитию. Постмодерн ломает консенсус вкуса - главный мотив тоталитарного мышления, берущего начало в идеологии или финансовой политике. Ибо главный принцип тоталитарного искусства - это установка монополии на интерпретацию реальности и выработка эстетического катехизиса; в противоположность этому постмодерн продолжает экспериментировать и делать намёки на то мыслимое, которое не может быть представлено. Постмодерн - это максимальная рефлексия, тотальная конкуренция и решительный распад любого единства и строгое соблюдение жанровых границ (антиэклектизм, воздержание от трансавангардизма). Таким образом, Лиотар отождествляет модерн и постмодерн, противопоставляя их классике (реализму и неореализму).

Современный семиотик Умберто Эко, напротив, отождествляет классику и постмодерн (по принципу повторяемости, ци-татности) и сталкивает их с модерном (вечным поиском новизны). Со свойственной ему иронией Эко снимает напряжение с этого противостояния, предположив, что в истории западной мысли происходит чередование эпох с идеологией инновации (эксперимента) и периодов, ориентированных на ремесленную воспроизводимость. Стратегию повторения в литературе обслуживает целая жанровая индустрия, состоящая из таких направлений, как retake, remake, серия, сага, интертекстуальный диалог. Повторение и инновация цикличны - хронологически они чередуются, сменяя друг друга: так, к первому относится классика (начиная с античности) и постмодерн, а второй стратегии соответствует модерн. Суть классики (античности) в умышленном сохранении и ремесленном воспроизведении художественных традиций (об этом свидетельствует античное понятие искусства, звучащее как «технэ»). Античное искусство циклично и серийно, но ценно для нас своей архаичностью. Этот же метод, только рефлексивно, использует постмодерн. Модерн же, наоборот, ориентирован на радикальную инновацию, о чём красноречиво свидетельствовала его способность генерировать новые направления, школы и манифесты. Важную роль в образе искусства данных эпох играет образ художника. Если классический художник считался «нормальным», пока он отказывался от своего творческого «я» в пользу традиции, то модернистский творец не мог считать себя художником до тех пор, пока не привнёс в искусство нечто новое (то, чего в искусстве не было до него)13.

Долгожданная смерть сюжета в искусстве

Одна из ярчайших особенностей современного искусства -это утрата сюжетом господствующего положения. Сюжет не является более «богом» произведения, его канвой или вместилищем некой главной идеи. Так, в семиотическом труде «Шесть прогулок в литературных лесах»14 У. Эко данная идея хоть и не прописана, но симптомы её хорошо видны, поскольку итальянс-

кий се иотик, по сути, составляет в ней перечень допусти х операций с текстом. Прежде всего, это отыскание таких составляющих, как «фабула», «сюжет», «перспектива», «ретроспекция», «дискурс», «замедление», «ускорение». Процедуры по вычленению именно этих текстуальных структур для читателя обязательны и не подлежат ни сомнению, ни иронии, поскольку они есть и цель, и средство каждого гуляющего по литературному лесу. Эко, весьма ироничный автор, становится по-религиозному серьёзен, когда говорит об этом единственно возможном, на его взгляд, предназначении читателя, и философия как наука об интерпретации и перспективе превращается здесь в некое подобие святоотеческого наследия, где любая ересь карается смертью читателя путём его перевода в статус не-читателя. Читатель у Эко15 суть жалкая марионетка, мазохистский типаж, сладострастно и безропотно подчиняющаяся всем манипуляциям своего господина (стиля текста), который указывает своему рабу темп чтения, время, которое на это нужно потратить, какие места и сколько раз перечитать, прорабатывать ли другие тексты (и какие) параллельно с данным произведением, в какие моменты можно получать удовольствие, а в какие запрещено, каким образом интерпретировать те или иные образы и т. д. Максимум, на что годится реципиент, это на то, чтобы наслаждаться своим положением и - для большего вожделения -рассматривать механизмы (перспектива, ретроспекция, замедление, ускорение), заключившие его в это состояние. Чтобы обозначить правильное и неправильное отношение к текстуальным стратегиям, Эко сталкивает подход Жерара де Нерваля и Эдгара Аллана По: первого он считает романтиком текста, второго - циником. Нерваль сделал из своего произведения неразрешимую загадку; По тоже писал «загадочные» для исследования тексты, но имел неосторожность создать трактат «Философия творчества», где гротескно выразился о структурно-текстуальном детерминизме и его значении, тем самым явно предлагая продвигаться в своём отношении к Тексту дальше, не задерживаясь на вульгарном детерминизме эковского

типа. Когда По в упрощённо-приниженной форме объясняет, как можно сконструировать механику текста, чтобы завлечь образцового читателя первого и второго уровня, вызвав у него определённую реакцию посредством соответствующего набора символов и манипуляций, то обнаруживается, что текст оказался «испорченным»: читателю в нём нечего делать. О чём же данный трактат Эко? Разумеется, прежде всего, о пересмотре ролей в классической триаде «автор-произведение-реципиент». Однако главная, на мой взгляд, мысль осталась между строк. Это мысль о том, что сюжет исчерпал свою движущую силу, а следовательно, он перестал быть чем-то интересным, актуальным, необъяснимым16. Теперь это банальная прозрачная структура, пригодная только для того, чтобы выполнять с ним однотипные формальные процедуры. Раз сюжет ещё где-то существует, значит, с ним надо что-то делать. Но, поскольку ничего актуального сюжет в себе не содержит, значит, следует всего лишь совершить номинальный, ничего не значащий ритуал. Я обозначаю эту ситуацию как смерть Сюжета.

Постмодерн и образование

Как говорить о постмодерне в учебных заведениях, особенно творческих - таких, как музыкальные училища, балетные и художественные академии? Разумеется, следует рассказывать о закономерностях постмодерна, но очевидно, что люди, овладевающие конкретным ремеслом и к тому же весьма молодые, лучше воспримут язык конкретики. Необходимо организовывать курсы и спецкурсы, где учащимся не рассказывали бы о постмодерне, а демонстрировали его повседневный стиль, погружали в его языковую (знаковую) среду. Специфика этих учебных заведений в том, что учащиеся приучены осваивать ремесло, а не теорию, и любая степень абстрагированности ими воспринимается очень слабо. Поэтому требовать от них усвоения концепций неуместно.

Теория и практика, фундаментальное и прикладное разделены давно - и в науке, и в образовании, что совершенно справед-

ливо, поскольку это два разных типа деятельности и даже режима существования; требовать от неокрепших умов и того и другого несправедливо. Ведь вместо бесполезных разговоров о ходьбе или плавании мы прививаем ребёнку конкретные навыки ходьбы и плавания. Таким же образом, вместо отстранённого и холодного разговора о языке постмодерна, надо обучать его так, чтобы выпускник смог в дальнейшем свободно переходить на него с мёртвого языка классики. Что значит сегодня «быть постмодернистом»? Означает ли это «искать супер-экзотические темы для творчества, постоянно эпатировать, шокировать, удивлять»? Нет, быть постмодернистом сегодня означает всего лишь говорить о вечных человеческих проблемах (любовь, смерть, одиночество, вера и т. д.), но другим - современным -языком. По сути, это так же естественно, как общаться на современном нам языке. К примеру, быть современным поэтом -это всего лишь писать о своих чувствах (которые чрезвычайно похожи на то, что переживали Гомер, Пушкин, Хармс), но современным языком. Ведь и Гомеру, и Пушкину, и Хармсу современники были благодарны именно за реформу поэтического языка. Сегодня генерируется огромное количество актуального творческого материала, срежиссированного или снятого в режиме видеохроники. Речь идёт не о выдающихся произведениях, а о ежедневной продукции маленьких независимых студий, живущих современными художественными реалиями, где никого не пытаются шокировать (кроме разве что себя): это и есть та самая пресловутая «страна постмодерна», где должен побывать каждый, кто хочет заниматься не исторической реконструкцией, а актуальным творчеством.

Известен также феномен метаязыка: мёртвого языка классического наследия - в своё время это были древнегреческий, латынь, у РПЦ это старославянский. К метаязыку мы прибегаем, когда хотим погрузиться в историю и припасть к корням. Но говорим тем не менее на современном для нас языке. Сегодня разрыв по линии «классика-постмодерн» так велик и радикален (ведь это разрыв языков, мировоззрений, судеб, а не только

концепций), что фестивали искусств комплектуются не по цеховому принципу (например, только балет или только живопись), а по принципу «свой/чужой» (в смысле «актуальный/неактуальный»). Теперь принято проводить или вечера классики (музыка, балет, поэзия - всё винтажное), или фестивали современного искусства, объединяющие всех, кто находится на острие своего жанра (танец, фотография, кино, живопись, инсталляция, пер-форманс). Сия тенденция характерна для современности: линия фронта проходит именно так. Характерно, что и классика, и постмодерн ощущают себя (а иногда и позиционируют) на таких мероприятиях «сектантами»: хранители классического наследия жалуются, что они уже неуместны (разумеется, «из-за упадка духовности и нравов»), а представители новейших течений заявляют, что публика ещё не доросла до их идей. Но сегодня у неразделимости актуальных искусств есть и технологическое объяснение: некогда разнородные и даже враждующие, они теперь объединяются и становятся неотъемлемой частью друг друга. Например, актуальный танец, как правило, вмонтирован либо в перформанс, либо в акцию, и совмещён с media-art: всё вместе - неделимое целое. Вот почему невозможно показать отдельно современный танец, отдельно современную живопись - таковые попросту отмирают. Сформировавшиеся ещё в античности жанры и стили (см. Аристотель «Поэтика») переплавлены сегодня в огромном котле обстоятельств постсовременного мира. Вернуться сегодня к классике так же невозможно и отвратительно, как попытаться съесть уже усвоенную и переработанную еду ещё раз.

Итак, очевидно, что отсутствие единства в интерпретации постмодерна, ожесточённые споры на эту тему и непрекращающиеся интеллектуально-творческие эксперименты17 красноречиво свидетельствуют о постмодерне как парадигме современности. Вспоминается индийская притча об отшельнике, стремившемся всеми силами достичь главной буддийской добродетели - ментального состояния пустоты, но, как ни старался, не мог её помыслить. Отчаявшись, он взмолился, но

прилетевшая на зов богиня успокоила его: люди не знают, что такое пустота, мы, боги, не знаем, что такое пустота, - именно это и есть пустота.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лиотар Ж.-Ф. Anima Minima // Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. -СПб., 2004. - С. 83.

2 Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000.

3 Савчук В.В. Режим актуальности. - СПбГУ, 2004.

4 Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. - М., 2003.

5 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. // Ницше Ф. Сочинения в двух томах. -Том 2. - Москва: Мысль, 1990. - С. 8.

6 Гуссерль Э. Картезианские размышления. - Изд. Наука, 2001.

7 Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. - СПб., 2002.

8 Гартман Н. Эстетика. - Киев, 2004.

9 «Матрица» как философия. - Екатеринбург, 2005.

10 Савчук В.В. Конверсия искусства. - СПб, 2001. - С. 168.

11 Арто А. Театр и его двойник. - СПб. - М., 2000.

12 Перов Ю.В. Философская эстетика Гегеля // Г.В.Ф. Гегель Лекции по эстетике. - СПб.: Наука, 2001. - С. 76.

13 Белый А. Символизм как миропонимание. - М., 1994.

14 Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. - СПб., 2003.

15 Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. - М., 2005.

16 Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб., 2004.

17 Новиков Т.П. Лекции. - СПб., 2003.

Abstract.

This issue traces the development of postmodernity-idea in XX-XXI century aesthetics in connection with contemporary art. The correlation of modernism and postmodernism conceptions is taken up.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.