Использованные источники:
1. Пирогова, Е.В. Проектирование и технология печатных плат: Учебник. -М.: Изд-во ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 560 с.
2. Елшин, Ю.М. Инновационные методы проектирования печатных плат на базе САПР: Учебное пособие. - Москва: Изд-во Солон-пресс, 2016. -231 с.
3. Том, И.Н. Arduino, датчики и сети для связи устройств: Учебник. - М.: Изд-во БХВ-Петербург, 2015. - 544 с.
4. Белов, А.В. Программирование микроконтроллеров: Учебное пособие. -М.: Изд-во Наука и техника, 2016. - 352 с.
УДК 130.2
Голуб Н.Н., кфилос.н.
доцент кафедра управления МГУ им. М.В. Ломоносова филиал в г. Севастополь Россия, г. Севастополь «ИГРА» КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ Аннотация:
В данной работе рассматривается специфика и сущность игры в интерпретации Й. Хейзинги. Анализируется природа игры, её значение в становлении культуры; предпосылки становления игры и их субъективная природа. Рассматривается авторская интерпретация и принципы феномена культуры как следствия «игрового» события в социокультурном становлении человеческого общества.
Ключевые понятия: игра, культура, общество, игровое событие, ценности, становление.
Golub N.N.
Candidate of Philosophical Sciences MSU named after Lomonosov Sebastopol branch Management Chair Associated Professor
Russia, Sevastopol "GAME" AS THE WAY OF IMPLEMENTATION OF CULTURE Abstract:
In this paper, the specificity and essence of the game in the interpretation of J. Heasinga is considered. The nature of the game, its significance in the formation of culture is analyzed; the preconditions for the formation of the game and their subjective nature. The author's interpretation and the principles of the phenomenon of culture as a consequence of the "game" event in the socio-cultural formation of human society are considered
Key words: game, culture, society, game event, values, becoming
Понимание игры как организующего начала в становлении человеческой культуры высказывалось не раз, к примеру, И. Кантом, Ф. Шиллером. Однако именно Й. Хейзинга (1872 - 1945) вводит принцип игры в центр своей философской концепции культуры. Феномен игры как организующего начала и сегодня находит отклик среди мыслителей. Этим обусловлена актуальность работы. Новизна данного исследования обусловлена авторским подходом к пониманию некоторых важных аспектов игровой теории Хейзинги. Целью данной статьи является изучение специфики и сущности игры в интерпретации Й. Хейзинги. Задачами исследования является рассмотрение следующих вопросов: понимание и природа игры, её значение в становлении культуры в концепции Й. Хейзинги; предпосылки становления игры и их субъективная природа; интерпретация и принципы феномена культуры как следствия «игрового» события в социокультурном становлении человеческого общества.
В своей работе «Homo Ludens» (1938 г.) Й. Хейзинга определяет основополагающие стратагемы фактора игры в сфере культуры. Сама игра как внутренний организующий феномен культуры рассматривается автором в нескольких аспектах:
- как фактор, выступающий движущим импульсом культуры,
- как форма актуализации культуры,
- как имманентное содержание всякой культуры,
- как собственно вид деятельности [4].
Согласно воззрениям Хейзинги, игра, являющаяся внутренним драйвером культуры, выступает первичным, изначальным образованием по отношению к самой культуре. Именно игра потенцирует становление культуры в истории человечества ещё с архаических времён, в этом контексте автор подчёркивает, что на заре возникновения человеческая культура зарождается как игра, культура «играется» (курсив - Й. Хейзинга) [1]. Предпосылки возникновения игры Хейзинга находит в субъективной реальности индивида, общества, он подчёркивает, что изменение объективного мира потенцировалось внутренним сценарием, замыслом, как бы «проигрыванием» будущего события, вида деятельности. В силу изначальной субъективности любой вид преобразующей внешней активности предваряется «проигрыванием» сценария, поэтому Хейзинга распространяет игровой фактор не только на духовно-субъективную сферу общества, но и на все сферы культуры вообще.
Именно игра определяет содержание и формы человеческой культуры, понимаемой в самом широком смысле. Хейзинга подчёркивает, «игра пронизана ритмом и гармонией, ей присущи радость и изящество» [3]. На наш взгляд игра, понятая таким образом, есть выражение спонтанных характеристик человеческого духа, его способность творить наравне с интеллектуально-логическим освоением мира, что может быть определено как синергетическое взаимодействие основных субъективных интенций индивида в восприятии и преобразовании реальности.
Игра, согласно Хейзинге, отражает жизненно-биологические и духовно-экзистенциальные аспекты существования человека. При этом игра не сводится собственно к этим потребностям, а скорее создаёт фон и пространство для реализации, пространство, обладающее своим экзистенциальным «пространственно-временным континуумом». Й. Хейзинга подчёркивает, что игра есть «свободное действование, обладающее собственным временем и пространством, стоящее вне обычной жизни, но полностью овладевающее участниками» (курсив - Н.Г.) [2, с.104].
Следует подчеркнуть, что игра направлена на становление и развитие именно человека общественного. Необходимо уточнить в теории Хейзинги отношение автора к самому понятию культуры, к феномену культурного творчества. Согласно Хейзинге, ядром подлинного культурного творчества выступают метафизические вечные ценности, имеющие трансперсональную, надличностную природу, выступающие как императивы, осознаваемые разумом и формирующие комплекс этических и эстетических чувств, актуализирующих практические задачи и субъективные ценности индивида, группы, общества [4;1].
Подчеркнём, что данный подход к пониманию игры со стороны Хейзинги отражает и его понимание человеческой природы, превышающее логико-понятийное и эмпирического взаимодействие с миром, но обусловливающее данное взаимодействие через «изначальные» глубинные духовные содержания человеческой природы. В контексте данного подхода игра есть выражение в предметном мире основных, в своих истоках бессознательных, сил индивида, стремящихся актуализироваться «во вне», в сфере человеческой культуры. Вот почему Хейзинга под культурой в строгом смысле понимает лишь духовные содержания и их измерения, хотя и подчёркивает необходимость равновесия духовных и материальных ценностей [2].
Материальная сторона человеческой культуры, согласно Хейзинге, является фактором эмпирического отношения человечества к миру природы, стремлением овладеть её законами, видоизменить и приспособить с позиции человеческих потребностей и возрастающих требований жизненного комфорта. Й. Хейзинга трактует данное приспособление как выражение человеческой борьбы за существование, свойственное также животному миру, а значит, не могущее в полной мере быть отнесённым в сферу человеческой культуры как таковой. Что же касается культуры, подчёркивает Й. Хейзинга, её (культуру) следует рассматривать исключительно как способ и результат духовной деятельности [1;4].
Человеческую культуру Хейзинга интерпретирует как способ совместного существования и сотворчества индивидов, основанный на этических и эстетических идеалах, составляющих духовные основы человеческого общества. И, тем не менее, автор подчёркивает значимость и материального фактора человеческой культуры, но лишь в контексте
уравновешивания духовных достижений человеческой цивилизации. Именно равновесие между духовным и материальным содержанием культуры характеризует её пиковую фазу - период наивысшего расцвета, а значит и личности как таковой, самоосуществляющейся в рамках определённого культурно-исторического типа. Хейзинга утверждает: «Там, где достигается равновесие ценностей, где человек чувствует себя господином своих страстей и желаний, - там существует культура» [3, с. 64].
Гармония, упорядоченность, равновесие являются признаками подлинной культуры, а не эклектичность и хаотичность, свойственные периоду упадка и деградации человечества. В основе феномена культуры Хейзинга обнаруживает следующие основные принципы: 1) определённое равновесие материальных и духовных ценностей; 2) единая для всех духовная доминанта, выражающая потребности, цели и идеалы общества; 3) определенный тип взаимодействия с природой, как правило, выражающийся в стремлении господства над ней [1].
Таким образом, понятие игры в философии Й. Хейзинги выступает смыслообразующим началом в объяснении сущности становления и развития человеческой культуры. Сама культура обретает своё подлинное значение в условиях производства подлинных духовных ценностей, в условиях равновесия и взаимодополнения духовных и материальных ценностей в рамках того или иного культурно-исторического периода.
Если данное равновесие нарушается, то культура погружается в состояние упадка, причиной чего является вытеснение фактора игры. Хейзинга проводит исследование типологии и хронологии мировых культур, следствием чего является вывод о деактивации и истощении игрового аспекта в человеческой культуре, о ситуации, когда духом общества начинает завладевать трезвое, прозаическое понятие пользы, что и приводит к утрате свободного духа культуры.
Использованные источники:
1. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры. Пер. с англ. М.: Изд-во: ИД Ивана Лимбаха, 2017. 397 с.
2. Хейзинга Й. Статьи по истории культуры. Пер. с англ. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.
3. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с англ. М.: АСТ, 2004. 544 с. ^
4. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Прогресс. Культура, 1995. 539 с.