Научная статья на тему 'Игра и служение (к 20-летию ансамбля «Каприччио»)'

Игра и служение (к 20-летию ансамбля «Каприччио») Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
97
6
Поделиться

Текст научной работы на тему «Игра и служение (к 20-летию ансамбля «Каприччио»)»

М. Фуксман

ИГРА И СЛУЖЕНИЕ

(К 20-летию ансамбля «Каприччио»)

Автор статьи - ростовский композитор и музыковед, давний друг и сотрудник «Каприччио». Ансамбль играет не только инструментовки М. Фуксмана (счет которым идет на десятки), но и его оригинальные партитуры, написанные специально для этого коллектива». В их числе - Квинтет, Ноктюрны, «Воспоминания бывалого гусара», «to re tu rN ? two rec ll...S», «Шептал Камень плачущий: о, Ветер...», «Упражнения в концентрации».

Ансамблисты высоко ценят сотрудничество с талантливым автором. Руководитель «Каприччио» М. Черных признается: «Многому учусь у Фуксмана. Это современный, грамотный композитор». Артист ансамбля В. Колосов: «Фуксман - автор образованный, интеллектуально развитый. У него яркое современное письмо, тонкое ощущение природы инструмента. Очень дотошный, восприимчивый, слышит всё».

Имя и имена

0 чем говорит имя существа, явления, предмета? О принадлежности роду: кто предки, чего желают ребенку. О принадлежности имени: что объединяет тезок. О принадлежности культуре: как «Я» относится к «Мы» в деянии и вещах, здесь и сейчас.

Главный герой романа Г. Гессе «Игра в бисер» занимал должность Ludí magister (Мастер игры). Звали его Йозеф Кнехт (Knecht - слуга, батрак, раб). Первый игрок и слуга Игры...

«Каприччио (capriccio, ит.) - каприз, музыкальное сочинение, в котором автор не подчиняется установившимся формам, а слагает его по своей фантазии. В К. темы оригинальные, резко выдающиеся, контрастирующие. К. пишут для сольного инструмента, а также для ор-кестра1».

В 1991 году педагоги Ростовского государственного музыкально-педагогического института (ныне - РГК им. С. В. Рахманинова) Маргарита Черных (М. Ч.) и Александр Рукин (А. Р.), организовав инструментальный ансамбль, назвали его «Каприччио2».

Вот так имя! Итальянское, музыкальное. Амбицией здоровой пышет: и в нашем провинциальном Ростове - своя Италия. Звучит задорно-энергично. Как рикошет в Первом каприччио итальянца Н. Паганини. Как вопрос бодрой летней птички: «и чио?» В играх языков замечено: «каприз» + «причуда», «rich» (богатый, англ.) + «reach» (достигать, англ.). С акронимом в центре слова / события: Р. и Ч. (Рукин и Черных).

1 Соловьёв Н. Ф. Каприччио // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - Т. 14. - СПб.: Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон, 1895.

2 Официальный «день рождения» - 24 мая 1991 года. 30 декабря 1996 года ансамблю присвоен статус муниципального.

«Фантазия» и «каприз» - они уже в составе. Трио скрипки, виолончели и фортепиано традиционно; флейта вносит ощутимый контраст. Из ударных чаще звучит вибрафон - вовсе оригинальность: таинственный, влажно-прохладный, отстраненный голос иного мира. Такое сочетание, по замыслу М. Ч., уводит от традиционных инструментальных схем, располагает к богатству красок.

Бессменные исполнители в «Каприччио» с самого основания - художественный руководитель ансамбля М. Ч. (фортепиано) и А. Р. (скрипка). На флейте вместо Игоря Руд-ченко вскоре появилась Ольга Лебедева (О. Л.) На ударных нынешнему исполнителю Александру Лебедеву (А. Л.) предшествовали замечательные музыканты - Виктор Наумов, Анатолий Текучёв, Станислав Ловцов, Максим Савченко. На смену виолончелистам Владимиру Венеровскому, Сергею Каткову (Дику), Аслану Ашхотову пришел ныне играющий Вячеслав Колосов (В. К.).

Твердое правило, установленное М. Ч.: «Каприччио» играет только полным составом. Редко приглашаются другие исполнители, обычно вокалисты - лауреаты различных конкурсов

Игорь Апарин, Надежда Карапетян, Вячеслав Марченко, Юрий Мазун, Наталья Мещерякова, Наталья Петрова.

Люди

Познакомимся поближе с музыкантами квинтета. Их рассказы о себе в изложении автора, мнения учеников и коллег переплетаются с характеристиками, который каждый из музыкантов «Каприччио» дает своим партнерам.

Маргарита Черных. Кандидат искусствоведения. Профессор РГК, заведующая кафедрой камерного ансамбля. Заслуженная артистка России. Заслуженная артистка Республики Ингушетия. Художественный руководитель, артистка «Каприччио».

Родилась в Саратове. Училась в Калужском училище у М. Юзефович, ученицы К. Игумнова, затем в ГМПИ им. Гнесиных3 у Е. Гнесиной, позже - у Л. Булатовой. После окончания аспирантуры у А. Готлиба переехала в Ростов-на-Дону, где с 1968 года работает в РГМПИ (РГК), с 1981 года заведует кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. В 1992 году в Российском институте искусствознания4 защитила кандидатскую диссертацию «Музыкальная жизнь Ростова-на-Дону от середины XVIII до 20-х годов XX столетия (пути развития, особенности музыкального уклада)».

Жизненный девиз: «Успех - это труд и терпение».

Хобби: театр, спорт (теннис, туризм, «моржевание»).

М. Ч. о памятном жизненном событии: «Концерты в Страсбурге. Это - первые наши гастроли за рубежом. Мы играли в „Жозефине" - летнем концертном зале, названном в честь возлюбленной Наполеона. Чудесная акустика. Шикарные инструменты! Рояль „сам играет". Перед концертом публика гуляет в прекрасном „Зеленом саду", окружающем „Жозефину". Мы готовимся к концерту. 19.55: в зале - никого. За пять минут сад пустеет. 20.00: начинаем. Тишина идеальная. В зале много детей, внимательно слушающих. Принимали нас изумительно».

Любимые композиторы: Р. Штраус, Г. Вольф, С. Танеев, К. Шимановский, С. Слонимский.

Говорит ученик - лауреат международных конкурсов, преподаватель РГК Олег Безуглов: «У Маргариты Петровны я узнал о камерном ансамбле, его технологии, репертуаре. Черных, в присущей ей деликатной манере, умеет рас-

3 Ныне - Российская Академия музыки им. Гнесиных.

4 С 1996 года - Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ.

крыть индивидуальность студента, раскрепостить его. Маргарита Петровна побуждает студента к новому прочтению классики в контексте интенсивного изучения современной музыки. Именно она сделала меня профессиональным музыкантом. Сейчас, преподавая, я использую многое, чему научился у нее. В педагогике Маргарита Петровна демократична, бескорыстна -до жертвенности. За два часа до своего концерта она еще в классе, со студентами. Черных, по ее словам, никогда не откажется от педагогики для исполнительства... Это от руководителя - достоинства «Каприччио»: энтузиазм, атмосфера труда и поиска, акцент на современной музыке, динамичная репертуарная политика».

А. Л. о М. Ч.: Очень энергичный и жизнелюбивый человек, избегающий давления, мастер мягко, но решительно провести свою линию, не унижая других. Мудрый музыкант с большим опытом и богатыми познаниями, умеющий охватить сочинение через образ, оставив коллегам инициативу в области технических подробностей.

А. Л. об О. Л.: Человек с волевым, мужским характером. Очень организованна. Административный талант, умеющий властно держать коллег. Удивительно, насколько более мягким и открытым предстает она в семейном кругу! Экспрессивна, динамична, склонна поторапливать время. Хороший музыкант, надежный ансамблевый партнер.

О. Л. о В. К.: Ой, это наш «правдоруб»! Знает себе цену, уверен в себе, не боится в сложных ситуациях открыто высказать свое мнение. И вместе с этим - отзывчивый товарищ. Юморист ансамбля, чьи хохмы мы уже научились понимать (кажется). Прекраснейший, авторитетный музыкант, одновременно - замечательный педагог, упорный и талантливый. Умеет буквально преобразовать учеников, и даже не самых одаренных.

М. Ч. об А. Р.: Незаменимый человек, без которого не было бы ансамбля. Огромная помощь от него и в музыке, и в организации. Мудрый и терпеливый, мастер решать конфликты. Сильный профессионал, первоклассный ансамблист. Получил великолепную школу, сумев многое взять у прославленных учителей - и сам неутомимый педагог, чьи студенты много играют на концертах, фестивалях, связаны с местными композиторами. Пользуется заслуженной любовью и уважением у студентов.

Александр Рукин. Профессор РГК. Заслуженный артист России. Заслуженный артист Республики Ингушетия. Артист «Каприччио».

Родился в Ростове-на-Дону. Учился в ДМШ им. М. Гнесина у С. Булавского, в Ростовском

училище искусств у Б. Питума, в ГМПИ им. Гне-синых - у проф. Л. Закса. В институте особенно увлекся квартетным исполнительством в классе проф. Р. Дубинского5. После окончания вуза работал в Уфимском институте искусств, затем - в РГМПИ на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки.

Жизненный девиз: «Останься прост, беседуя с царями, / Останься честен, говоря с толпой; / Будь прям и твёрд с врагами и с друзьями, / Пусть все, в свой час, считаются с тобой!»6

Хобби: театр, спорт (теннис, туризм, «моржевание»7).

А. Р. о памятных жизненных событиях: «Запомнились армейские будни: как в Таманской дивизии окопы копал. как с И. Брилем картошку в наряде чистил. как Давид [Тухманов] влёт попсовые аранжировки для ансамбля Московского военного округа делал. Позже, уже в Гнесинке, в 1970 году Дубинский уехал на гастроли. Собрав перед тем наш студенческий квартет, сказал: „Концерт 11 ноября. Играем Седьмой, Восьмой, Девятый, Одиннадцатый квартеты Д. Шостаковича. Приеду 7-го - сразу репетируем. Готовьтесь". Мы в шоке. Занимались бешено, даже специальность забросили. Дубинский, с поезда - на репетицию, с 22 до 1. Еще две репетиции. На сцену выходим, а в зале - „гранды": весь квартет Бородина, музыканты из Большого театра. Мы обалдели, но сыграли достойно. Потом еще больше насели на квартет.»

Любимые композиторы: Л. Бетховен, А. Бородин, П. Чайковский, Д. Шостакович.

Говорит ученица по классу квартета - лауреат международных конкурсов, преподаватель РГК Мария Линская: «Александр Васильевич помог нашему квартету организоваться как структуре, объединить несхожие индивидуальности. Он эмоциональный человек, однако всегда доброжелательный. Может пошуметь, пожурить, но по делу. Уроки всегда заканчиваются с позитивом, что важно для роста студента. Никогда не давит, не предлагает единственную интерпретацию, а дает нам свободу самовыражения. Таким людям доверяешь. Из пройденных с ним сочинений особенно запомнился Восьмой квартет Шостаковича. Работали очень дотошно, фраза за фразой. Мы позже не раз играли квартет, но фундамент понимания заложил именно Александр Васильевич».

5 В 1945-1976 гг. - «первая скрипка» Государственного квартета им. А. П. Бородина.

6 Р. Киплинг. Заповедь. Пер. М. Лозинского.

7 А. Р.: «Ухнешь в ледяную воду, почувствуешь при-

ток крови везде - хочется горы перевернуть. Серьезное хобби!»

О. Л. об А. Л.: По характеру - полный антипод мне! Невероятно скромный, в жизни своей таких не встречала! Очень порядочный, вежливый. Невозможно его разозлить. Тих и замкнут. Но иногда может и юмористическую сценку отыграть на пару с одним из наших коллег. Очень музыкальный, ответственный и точный.

В. К. о М. Ч.: Лидер; локомотив, за которым идет всё. Обаятельный человек, делающий всё с добротой. Всегда отзовется на проблему, поможет, решит до конца. Талантливый, невероятно трудолюбивый музыкант, посвящающий себя целиком любимому делу. Умеет поддержать музыкальное горение и в учениках, и в коллегах, и в семье.

М. Ч. об О. Л.: Очень располагающий к себе человек, доброжелательный, добросовестный, ответственный. Замечательный партнер в ансамбле. Исполнительница не виртуозная, но очень музыкальная. Художник, тонко чувствующий детали в жизни и в музыке, умеющий артистично выразить свой богатый внутренний мир.

А. Л. о В. К.: Без этого человека в нашем ансамбле было бы скучней. Он умеет серьезным вещам придать юмористический оттенок, не теряя при этом чувства меры. Он гораздо сложней и глубже, чем кажется или пытается себя подать - талант серьезный и по-хорошему амбициозный, требовательный к себе. Всегда в стремлении, движении. Гордится своей семьей, охотно рассказывает о ее достижениях и проблемах. Я так не могу, но у него это выходит естественно и заразительно.

ольга Лебедева. Заслуженный артист Республики Ингушетия. Концертмейстер группы флейт, инспектор Государственного концертного оркестра духовых инструментов им. В. Ежди-ка (КОДИ)8. Артист, финансовый эксперт «Каприччио».

Родилась в г. Красный Луч Луганской области. Музыкальную школу окончила по классу скрипки. В Таганрогское музыкальное училище поступила как флейтистка, хотя весь первый курс мечтала о скрипке. РГМПИ окончила у профессора Ю. Шишкина. Долгое время работала артисткой оркестра в ростовском Театре музыкальной комедии, а также в оркестре штаба Северо-Кавказского военного округа. Считает, что для нее исполнительство и педагогика несовместимы, хотя преподавала флейту в ДМШ № 1 г. Таганрога и Шахтинском музыкальном училище.

Жизненный девиз: «Работа и семья - две равно важные части моей жизни».

8 О. Л.: «Обязанности? У меня на должностные инструкции три листа!»

Хобби: «Шикарно вяжу, но не могу себя заставить: если начну, то забуду обо всем». Любит ухаживать за / играть с наполовину стаффорд-ширским терьером Ричи.

Мечта: возобновить игру на скрипке. «Беру у Александра Васильевича скрипочку, попиликаю... но так боюсь!»

О. Л. о памятном жизненном событии: «Мы репетировали „Баядеру" в Театре музыкальной комедии. Столько сил отдала, много занималась. И вот, в день премьеры ломаю палец на ноге - так и не играла премьеру! И грустно, и смешно: мизинец сломала, а гипс на всю ногу».

Любимые композиторы: И. С. Бах, П. Чайковский, Ф. Лист.

Говорит коллега - лауреат международных конкурсов, артист Ростовского академического симфонического оркестра (РАСО), КОДИ Дмитрий Кохан: «Оля, что бы она ни делала, отличается компетентностью и работоспособностью. Она гибкая в общении, умеет найти верный подход к человеку или ситуации. Лишь на первый взгляд могла бы показаться суровым администратором, но она не такова. Случалось не раз, что Оля действовала не по букве инструкций, а по духу ситуации - и в итоге оказывалась права. Чем больше ее узнаю, тем более многогранным и глубоким человеком она мне кажется».

А. Р. об А. Л.: Скромный труженик, больше делает, чем разговаривает. Во все детали вникает, во всём участвует и помогает. Трудолюбивый и ответственный. Профессионал хороший, с солидным оркестровым опытом, не чуждый при этом и тонкостей ансамблевого музицирования. Человек с чувством юмора.

A. Л. об А. Р.: Доброжелательный человек, чуткий к проблемам и заботам других. Спокойный, уравновешенный. Авторитетный специалист, обладающий немалым авторитетом, которым никогда не подавляет. Солидная техника позволяет ему исполнять сложные, порой виртуозные партии красивым чистым звуком.

B. К. об О. Л.: Естественный и обаятельный человек. Ее врожденный талант - умение управлять процессами, организовывать. Очень коммуникабельный и располагающий характер. Прекрасная, опытная инструменталистка, обладающая красивым звуком и пластичным мелодико-интонационным даром.

А. Р. о В. К.: Активный, жизнерадостный человек. Хохмач. Хороший исполнитель, востребованный и как солист, и в ансамбле, и в оркестре, и в педагогике. У него музыкальная семья, как и у всех исполнителей нашего ансамбля. Активный педагог, охвативший учеников от детского сада до вуза. Учитель, работающий с отдачей и увлечением, что и приводит к успехам его воспитанников.

Вячеслав Колосов. Лауреат международных конкурсов. Заслуженный артист Республики Ингушетия. Преподаватель Ростовского колледжа искусств. Второй концертмейстер группы виолончелей РАСО. Участник камерного ансамбля (совместно с пианисткой И. Колосовой). Артист «Каприччио».

Родился в Ростове-на-Дону. Учился в ДМШ № 6 у В. Г. Шаповальянц9, в Ростовском училище искусств у проф. М. Щербакова10. У него же продолжил образование в РГК (1997-2002) и ассистентуре-стажировке (2002-2004).

Жизненный девиз: «Работать, развиваться, иметь планы и реализовывать их так, чтобы оставаться человечным во всех ситуациях жизни. Помнить: музыка - прямое движение к Богу».

Хобби: физкультура (бег, турник), чтение11.

Мечта: согласие и счастье в семье12.

Памятное жизненное событие: знакомство с дирижером Р. Мартыновым в 2004 году и совместное исполнение Виолончельного концерта Р. Шумана (с Ростовским академическим симфоническим оркестром). В. К.: «Мартынов - гений. Помню краткие и точные советы, которые он мне давал в дирижерской после первой репетиции».

Любимые композиторы: И. С. Бах, Й. Брамс, П. Чайковский, Д. Шостакович.

Говорит ученик - лауреат международных конкурсов, студент РГК Юрий Воронюк: «Я попал к Вячеславу Геннадьевичу на четвертом курсе училища. Молодой, ищущий педагог, отлично подготовленный технически, он мог убедительно показать сложные фрагменты сочинений. Мягкий по характеру, он с уважением относился к мнению ученика, мог принять альтернативные предложения. С ним на уроке было непредсказуемо и интересно. Образное

9 В. К.: «Мое поведение в подготовительном классе было неважным, и меня хотели отчислить. Но на экзамене я сыграл „Лисичку", педагог задумалась. Много лет спустя сказала: „А если б я тебя выгнала? Как я могла ошибиться?" Она была второй мамой. Очень образованный, порядочный человек».

10 В. К.: «Михаил Николаевич много мне дал, во многом помог. Он умеет направлять студента, видит перспективы его развития, ведет гибкую репертуарную политику».

11 В. К.: «Читаю не так часто, как хотелось бы. Когда читаешь, мышление и речь работают иначе. Музыканты - элита, проводники возвышенного. Значит, им надо думать и говорить соответственно».

12 Неудивителен интерес детей В. К. к музыке: «Млад-

шему еще два с половиной года, но ручонки уже тянутся к виолончели, пробует пиццикато. Старшая девочка закончила второй класс как скрипачка, лауреат различных конкурсов, с оркестрами уже играла».

прочтение сочинений нередко рождалось в непосредственном музицировании».

О. Л. о М. Ч.: Восхищаюсь тем, как она следит за собой, ее вкусом в одежде, манерой поведения. Наша голова, энергичная, решительная и порой властная. В «Каприччио» бывало, что сходились два Овна, «рожки на рожки». но теперь мы стали мудрей, терпимей. Да и чувство юмора помогает.

М. Ч. о В. К.: Этот музыкант позже всех пришел в наш ансамбль, при этом отлично вписался в коллектив. Человек с характером, имеющий свое мнение и умеющий его аргументировано отстаивать. Бесподобное чувство юмора. Очень хороший исполнитель, каких немного по его специальности в Ростове: яркий, эмоциональный, пластичный музыкант с отличным звуком. Мало кто в «Каприччио» так чувствует современную музыку, как он. Ритмичный, подвижный. Он увлечен педагогической работой, и результаты заметны: приятно работать с его учениками.

В. К. об А. Л.: Зрелый человек, имеющий твердое представление о своих жизненных целях. Не очень общительный, сдержанный. При этом разносторонний, увлекающийся человек, способный мыслить творчески, порой даже с театральной эффектностью. Золотые хозяйственные руки, способные даже дом построить (построили!). Талантливый профессионал с интересными проектами и за пределами «Каприччио».

О. Л. об А. Р.: Доброжелательный человек, хорошо чувствующий настроение другого. Обаятелен в общении. Шикарный рассказчик, с юмором повествующий о разнообразных жизненных ситуациях. Мастер педагогики, умеющий достигать результатов с разными по способностям учениками. Чуткий ансамблист, надёжный партнёр. я его понимаю порой без жестов, только по глазам.

Александр Лебедев. Лауреат Всероссийского конкурса. Заслуженный артист Республики Ингушетия. Артист РАСО, оркестра Ростовского государственного музыкального театра (РГМТ). Победитель конкурса «Сам себе режиссер»13. Артист «Каприччио».

Родился в Душанбе. Учился в ДМШ г. Душанбе как пианист. После нее проучился год в Орловском музыкальном училище. Затем ушел в техникум «по какой-то электрической специальности», разочаровался. На чердаке техникума нашел барабанную установку. «Заболел» ударными, вернулся в училище и попал в класс

13 С оригинальным номером, сочетающим игру на ударных инструментах и жонглирование.

Н. Быкова14. В РГК, после долгого раздумья, поступил на академические ударные. Учился у проф. А. Кротова. А. Л.: «Хороший музыкант и требовательный педагог. Было нелегко сыграть ему в классе, чувствовалась ответственность. Постепенно привык, и он отметил мои достижения».

Жизненный девиз: «Пока всё хорошо, не надо думать о плохом».

Хобби: чтение15. «Дом построил, сам16, только фундамент мне помогли».

Мечта: организовать мобильный квартет исполнителей на ударных инструментах (по типу «Marching Band»).

А. Л. о памятном жизненном событии: «Пригласил друга Андрея свидетелем на мою свадьбу в другой город. Телеграфистка вместо «приезжай 17.20» передала «приезжай 17-го». Я не дождался Андрея, обиделся. Он опоздал на 10 дней, приехал, едва нашел место (без денег, в незнакомом городе). Ему помогли. Возвращается, ему докладывают, что я в Ростове. Сначала недоумевали взаимно, потом насмеялись от души».

Любимые композиторы: Д. Шостакович, А. Шнитке, Г. Канчели.

Говорит коллега - артист РАСО, КОДИ, оркестра РГМТ Андрей Сидельников: «Саша - отличный исполнитель, музыкальный, технически подкованный. Несколько партий одновременно играет без проблем. И не только в оркестре. Выдумщик, у него всегда куча идей. Все смеялись, когда он, еще студентом, готовился к передаче „Слабо" - а он упорно трудился, попал в финал и выиграл. Он спокойный, весь в себе. Во время пауз на репетициях читает книжки с телефона. В перерывах мы можем поспорить об экономике, об игре на ударных или о дирижёрах. А его строительство! Коробку построил, окна поставил. и всё новые и новые детали придумывает».

А. Р. об О. Л.: Человек, играющий в «Каприччио» почти с самого основания. Выбирая музыканта, мы искали классного профессионала, зрелого, ответственного человека - и не

14 А. Л.: «Он очень много дал мне, был как второй отец. Не знаю лучшего педагога. Во все проблемы вникал, во всем помогал».

15 А. Л.: «Если мне нравится произведение автора, стараюсь перечесть всего. Так было с братьями Стругацкими после „Трудно быть богом", с Пелевиным. Вообще, если меня что-то увлекает, я погружаюсь в это дело глубоко».

16 А вот инверсия комбинации «музыка + строительство». А. Л.: «Мой сын, Никита, учится в третьем классе по фортепиано. Не настаиваю на профессиональных занятиях, посмотрим, как пойдет. Для него это работа, которую надо сделать. Зато из кружка по авиамоделированию - за уши не вытащишь».

ошиблись в выборе. Оля хорошо справляется с многочисленными обязанностями. Ее чувство юмора помогает в понимании обстановки. Коммуникативный талант, умеющий разрядить или закрутить ситуацию, смотря по надобности. Увлеченная сотрудница, отдающая работе много времени.

М. Ч. об А. Л.: Идеальный характер для работы в ансамбле: доброжелательный, спокойный, уравновешенный. Тактичный, скромный, умеет незаметно оказаться вовремя и на месте во всех житейских и музыкальных ситуациях. Свои убеждения отстаивает мягко, с достоинством. Случается, я могу вспылить, этот мудрый человек - никогда. Настоящий профессионал.

В. К. об А. Р.: Человек, удивительно скромный для своего солидного профессионального статуса. Будет хлопотать за других, но не пойдет просить за себя. Обладает всеми качествами лидера, но, по своему характеру и воспитанию, не всегда пользуется ими. Коммуникабельный, открытый, быстро найдет общий язык с любым человеком. Он интересный педагог, объясняющий доходчиво, точно, с чувством меры, строго по необходимости. Много знает в разных областях. Его обаяние притягивает учеников и коллег. Прекрасный исполнитель.

А. Р. о М. Ч.: «Наш Данко», ведущий за собой. Человек необычайно широкой эрудиции, увлекающийся, с колоссальной фантазией. Ее неиссякаемой энергией во многом поддерживается существование «Каприччио». Умеет держать коллег в тонусе, убедить, объяснить, раскрыть суть проблемы. Ее чувство юмора помогает создать творческую атмосферу в коллективе. Безотказна к просьбам композиторов, причем не только ростовских. Благожелательна к любому произведению, автору - даже если на первый взгляд кажется, что музыки-то и нет. Успешный педагог, в чьем классе всегда полно народа, воспитатель многих поколений лауреатов. Невероятно работоспособный, требовательный к себе профессионал, кропотливый в работе.

Репертуар

В огромный репертуар «Каприччио» входит множество классических произведений. Из-за необычного состава играются, естественно, инструментовки. Их создавали ростовские композиторы - Д. Власов, О. Горчаков, П. Левад-ный, Л. Денисенко, А. Кефели, Е. Красновская, Ю. Машин, А. Светличный, А. Сумелиди, С. Ха-лаимов, А. Хевелев. Сыграно немало «репертуарных» пьес зарубежных авторов - Сюита си минор, «Музыкальное приношение» И. С. Баха,

«Времена года» А. Вивальди, Кончерто гроссо ре минор Т. Альбинони, Трио-соната соль минор Г. Генделя, «Маленькая ночная серенада», увертюра к «Похищению из сераля» В. Моцарта, Рондо-каприччио «Ярость из-за потерянного гроша» Л. Бетховена, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Арлезианка» Ж. Бизе, «Песни без слов» Ф. Мендельсона. Не обошлось и без развлекательной музыки - «Чардаша» В. Монти, вальсов и полек И. Штрауса, «Ревности» Я. Гаде. Из русской музыки звучали как популярные романсы М. Глинки, «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Тарантелла» А. Бородина, «Времена года» П. Чайковского, «История солдата» И. Стравинского, Первая сюита для двух фортепиано С. Рахманинова, так и менее известные «Две пастели» А. Гречанинова, «Силуэты» А. Аренского, Танец фурий Е. Фомина (из мелодрамы «Орфей»). С приглашенными вокалистами исполнялись песни Ф. Шуберта, Р. Штрауса, арии Г. Доницетти.

Музыка XX-XXI веков - «конёк» «Каприччио». Ее ансамбль играет так часто, как никакой другой ростовский коллектив. Например, исполнялись «Шесть античных эпиграфов» К. Дебюсси, «Шесть маленьких пьес для фортепиано» А. Шёнберга, «Четыре пьесы для скрипки и фортепиано» А. Веберна, Сюита из балета «Скарамуш» Д. Мийо, «Каприччио» Ф. Пуленка, «Каприччио» для гобоя и 11 струнных К. Пен-дерецкого, Струнный квартет А. Джентиле, «Инсталляции» Ф. Гейсена. Советская классика представлена Сюитой из балета «Золотой век» Д. Шостаковича, «Отчаянием» С. Прокофьева, Вальсом Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»), Тарантеллой В. Гаврилина из балета «Анюта». Не обойдены вниманием и наши русские современники - выдающиеся мастера Э. Денисов («Силуэты»), А. Шнитке («Сюита в старинном стиле»), С. Слонимский («Три грации»), маститые К. Уманский («Мираж»), А. Чайковский («Фантазия»), талантливые молодые авторы А. Гладких («Семнадцать»), М. Крутик («Melodies»), О. Шайдуллина («Ритм-капризы»).

Громадна заслуга «Каприччио» в пропаганде музыки ростовских композиторов. Отношения «Каприччио» с ними - редкий пример взаимной душевной симпатии, преданности, внимания, активной заботы. Для «Каприччио» пишут специально, много и с большой охотой. Ансамбль часто играет оригинальную музыку старших ростовчан (Г. Гонтаренко, В. Красно-скулова, А. Кусякова, А. Матевосян, В. Ходоша), мастеров среднего поколения (Ю. Машина, Г. Толстенко, В. Шишина), талантливых молодых авторов (Д. Власова, А. Кефели, В. Ноздрачёва,

А. Светличного, С. Халаимова, А. Хевелева), недавних выпускников и студентов РГК (Т. Зотову, П. Левадного, Л. Денисенко, П. Черепко).

Музыкантов ансамбля привлекает разнообразие ростовской музыки. Им нравится и благородная простота, демократизм театральной музыки В. Ходоша17, и тонкая мистическая звукопись Г. Толстенко18 («Инфинито»). Их не удивишь аскетической графикой вокальных опусов А. Матевосян (цикл романсов «Смежные грани», опера «Любовь графини Д. в письмах и стихах»). Симфонически масштабное мышление Ю. Машина19 («Голос безмолвия», «Свет на пути») дополняется в программах «Каприччио» прихотливым течением потока сознания А. Светличного («Исследование внутреннего пространства») и А. Хевелева20 («От заката до рассвета», «Два», «Три»). Для «Каприччио» нет стилистических ограничений. В программах ансамбля - и сочинения тональные в смешанной манере (академическая музыка + фольклор и квази-фольклор + джаз), и серийные (и даже сериальные) опусы, и алеаторические пробы, и минималистические композиции, и электроакустические опыты.

Композиторы открываются «Каприччио» не только в своих сочинениях, но в своеобразной манере работы над ними, будь то сдержанная глубина замечаний Машина, юношеский пыл безвременного ушедшего Кусякова или эмоциональные поиски тончайших деталей в интерпретации Толстенко.

Благодарные ростовские композиторы рассказывают о значении «Каприччио» в их творчестве.

Говорит профессор РГК, композитор Ю. Машин: «То, что ансамбль постоянно играет много современной музыки, да еще на таком уровне, - огромный стимул для композиторов. Необычный состав дает свежесть красок, привлекающую многих композиторов. Хорошо, что город поддержал ансамбль, дав статус муниципального. Для меня работа с „Каприччио" - счастливая страница биографии. Это - лаборатория, по-

17 «Каприччио» часто и с неизменным успехом исполняет оперы ростовского мастера в России и за рубежом. А. Р.: «Яркая, демократичная театральная музыка Ходоша - от „Курочки Рябы" до чеховских опер „Медведь", „Беззащитное существо", „Ведьма" - доступна всем слоям и возрастным группам публики».

18 О. Л.: «Мне очень близка пьеса Толстенко „Infinito". В ней много интересной флейтовой музыки, в которой я смогла себя выразить». А. Р.: «Примечателен интерес Толстенко к восточной культуре». М. Ч.: «Тончайшие красочные градации партитуры Толстенко».

19 А. Р.: «Музыка Машина подкупает интеллектуальной глубиной».

20 В. К.: «Хевелев - прекрасный пианист и компози-

тор». М. Ч.: «Из молодых ростовчан мне нравится музы-

ка Хевелева, Власова, Ноздрачёва».

зволяющая сочинять, слушать, редактировать. Два крупных эзотерических сочинения («Голос безмолвия»,1995 и «Свет на пути», 1998) созданы для них и посвящены им. Ансамбль участвует в интересных проектах, в которых музыка перекликается с живописью, например, музыка Толстенко, Машина - с картинами Рериха».

Говорит профессор РГК, композитор Г. Толстенко: «К этим музыкантам у меня глубокая личная симпатия. Одним из первых среди ростовских композиторов я написал по их просьбе крупное сочинение - «Infinito» (1996)21. «Каприччио» играют близко к идеальному состоянию, за что я им низко кланяюсь. Известный дирижер В. Понькин, послушав запись пьесы, отметил замечательную сыгранность скрипки и виолончели, завораживающее звучание флейты.

Любопытен рассказ композитора Э. Артемьева о прослушивании «Infinito»: «.Я вдруг заметил, что три световых источника в люстре22 (чем-то отдалённо напоминающие буддистские символы) начали плавно изменять интенсивность своего свечения, а затем медленно вращаться и меняться в цвете. Музыка, Свет, Действо и Чувство интегрировались в некое единое поле, и я, совершенно очевидно, вошел в резонанс с невидимым таинственным и прекрасным миром»23.

Говорит преподаватель РГК, композитор А. Светличный: «На втором курсе консерватории я написал аранжировку „Танца с саблями" для „Каприччио". После этого я получил от Маргариты Петровны полуофициальное разрешение сочинить для них уже собственную пьесу. После окончания консерватории, оказавшись в эстетическом тупике, я долго молчал и слушал много авангарда. Время применять новые знания наступило примерно через год, и нетрадиционный состав „Каприччио" оказался очень кстати. Так я написал для них "Исследование внутреннего пространства": первое сочинение после консерватории, первый образец радикально другого стиля. Еще для них у меня есть эскизы „Eine Kleine Hard Rock Musik" - детской, в общем-то, пьесы.

Основная специфика „Каприччио" как ансамбля, исполняющего современную музыку, связана с его расположением в провинции. В России до сих пор за пределами столиц не сложилось ни одного коллектива, целиком сосредоточенного на современном репертуаре. В Ростове „Каприччио" со своим современным репертуаром стоит особняком.

21 Названия частей цикла даны по картинам Н. Рериха: 1. «Творящая флейта». 2. «Вечность». 3. «Песнь о Шамбале».

22 Люстра не была подключена к сети.

23 Из письма Э. Артемьева М. Гринёвой, 2009 год.

Маргарита Петровна упорно настаивает на том, что ансамбль играет всегда целиком и без дирижера24. Для „больших" ансамблей это совсем нетипично, поскольку в норме „ансамбль современной музыки" - это институция, достаточно прочно стоящая на ногах, чтобы не зависеть от состава и конкретных вовлеченных в проект музыкантов. В „Каприччио" же ансамбль как целое не отделен от составляющих его людей, всё еще неустойчив как единица высшего порядка, не безусловен. Поэтому хочется пожелать ансамблю как раз обрести свой статус в полной мере, найти себя. И, конечно, чаще радовать нас своими концертами».

Говорит доцент РГК, лауреат международных конкурсов А. Хевелев: «О „Каприччио" могу сказать только самые теплые слова. Они сделали очень многое в моем становлении как композитора. Они талантливые музыканты, имеющие смелость и отвагу для исполнения САМОЙ современной музыки. Многим это не под силу. Спасибо им за все!!!»

Говорит профессор РГК, заслуженный деятель искусств России В. Ходош: «„Каприччио" начинал как инструментальный ансамбль современной музыки, в чем первостепенная заслуга М. Черных. Сейчас они также аккомпанируют в камерных операх. В условиях Ростова ансамбль - уникальное явление в области современной музыки. В отличие от московских ансамблей, без грантов, без связей с посольствами, музыканты „Каприччио" занимаются современной музыкой как хобби. При этом они много помогают при исполнении молодых ростовских композиторов, даже студентам не отказывают. А студенты, например, Левадный, Сумелиди, Светличный, Денисенко, Красновская25, в свою очередь, инструментуют партитуры классических сочинений. Для начинающих композиторов это - серьезная школа».

Деятельность

В обширной деятельности «Каприччио» сосуществует несколько направлений.

Как исполнитель современной музыки «Каприччио» - активнейший участник концертов и фестивалей Ростовской государственной консерватории. Ансамбль играл на важнейших событиях современной музыки в Ростове - четырех фестивалях «Ростовские премьеры» (2001, 2003, 2006, 2010). Звучал в фестивалях, приуроченных к проводимым РГК конференциям: «Музыка и

24 Редкие исключения: Машин дирижировал «Каприччио» Пендерецкого; Фуксман - некоторые свои сочинения.

25 Студенты на момент создания инструментовок.

музыкант в меняющемся социокультурном пространстве» (2004), «Моцарт и моцартианство» (к 250-летию со дня рождения В. Моцарта, 2006), «Всероссийский фестиваль, посвящённый 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича» (2006), «Оперный театр: вчера, сегодня, завтра» (2010). Юбилейные фестивали различных музыкальных организаций, например, Второй всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение-2006» (к 17-летию газеты), «Донская осень» (к 50-летию Союза композиторов России и 70-летию Ростовской композиторской организации, 2009) также не обошлись без участия вездесущего квинтета. Ансамбль также выступил на Первом открытом фестивале-конкурсе камерной музыки (Ростов-на-Дону, 2001).

Другое направление связано с абонементными концертами. Более 10 лет для студентов юридического факультета и факультета журналистики Ростовского государственного университета26 «Каприччио» проводит в ростовском киноконцертном зале «Россия» абонементы, посвященные истории развития камерной музыки. Там же несколько лет звучат концерты детских абонементов, знакомящие юных слушателей с танцевальной музыкой от буррэ до рэг-тайма.

Как современная, так и классическая музыка звучит в исполнении «Каприччио» на гастролях далеко за пределами Ростова. «Каприччио» - лауреат Второго международного музыкального фестиваля «Барокко и авангард» в Украине (Запорожье, 1998), международного конкурса «Música Humana» в Германии (Тальфанг, 2000). За исполнение оперы В. Ходоша «Медведь» (по А. Чехову) ансамбль и автор музыки удостоены Гран-при в секции камерной музыки на Пятом международном конкурсе «Citta di Pesaro» в Италии (Пезаро, 2008). По приглашению Краснодарской филармонии «Каприччио» дал в 1998 году 48 концертов в Краснодарском крае. Ансамбль неоднократно с успехом выступал в городах-побратимах Ростова - Дортмунде (Германия), Плевене (Болгария), Ле-Мане (Франция). «Каприччио» много играет в Ингушетии, и не случайно все его участники - заслуженные артисты республики. Ансамбль систематически выступает на фестивалях «Донские композиторы - детям» (2005, 2008) в Ростове и городах Ростовской области - Новочеркасске, Шахтах, Таганроге. «Каприччио» знают и любят в Ростове, Москве, Сочи, Краснодаре, Воронеже, Назрани и многих других городах.

Тонкость красок квинтета, обусловленная как составом инструментов, так и мастерством

26 Ныне - Южный федеральный университет.

музыкантов, эстетической платформой ансамбля, естественно породила эксперименты в синтезе музыки и живописи, музыки и света. Ростовчанам памятны и проекты, в которых музыка Машина, Толстенко вела диалог с живописью Н. Рериха, и световые интерпретации музыки А. Скрябина на сцене РГМТ27.

Статус муниципального коллектива обязывает «Каприччио» и к участию в городских культурных и официальных мероприятиях со смешанными программами. Приемы, официальные визиты, выставки, встречи, праздники, концерты - их было (и есть) немало в биографии ансамбля.

А ещё «Каприччио» ведет широкую благотворительную деятельность, безвозмездно играя в школах, вузах, госпиталях и воинских частях Ростова и области.

образ

Авторитетные ростовские музыковеды, неоднократно представлявшие ансамбль концертной публике, размышляют о значении «Каприччио» для южнорусской культуры.

Доктор искусствоведения, профессор РГК, заслуженный деятель искусств Россиийской Федерации Анатолий Цукер: «„Каприччио" самим фактом существования в значительной мере изменило панораму музыкальной жизни Ростова и Северного Кавказа. Творчество донских композиторов обогатилось многими сочинениями, созданными специально для них, их возможностей, манеры. Вокруг ансамбля возникли различные фестивали, концерты современной музыки. Часто выступал „Каприччио" и в музыкальном клубе „Рондо"28, удачно вписавшись в диалогическую манеру общения. Оригинальные программы ансамбля возникли в симбиозе музыки и света, музыки и живописи.

„Каприччио" - коллектив единомышленников, влюбленных в музицирование, трудящихся с абсолютной самоотдачей. У них нет никакой „звездности", они - слуги, труженики, не гнушаются никакой работой во имя того, чтобы новая музыка прозвучала. Кроме работы над современными сочинениями, "Каприччио" по-новому раскрывает старую музыку в оригинальных инструментовках ростовских авторов. При

27 Концерт памяти Александра Скрябина. Ростов, РГМТ, 2003.

28 «Рондо» - ростовский музыкальный клуб, который А. Цукер возглавляет в течение нескольких десятилетий. Непосредственность дискуссии, колоссальная эрудиция ведущего, замечательные приглашённые исполнители

превратили заседания «Рондо» в одно из важных постоянных событий музыкального Ростова.

этом свежий колорит звучания органично вписывается в стиль оригинала.

Музыканты „Каприччио" делают так много, что единственное, что я могу им пожелать - здоровья и творческого долголетия».

Кандидат искусствоведения, доцент РГК, лауреат международных конкурсов наталья мещерякова29: «Сегодня „Каприччио", действующий в объемном жанровом пространстве,

- уже не только „лаборатория современных композиторов" (прежде всего ростовских), но академический, в лучшем смысле слова, коллектив. Необыкновенна его мобильность, быстрое вживание в стиль композитора, будь то опера-фарс Ходоша „Медведь" или „История солдата" Стравинского, музыка Фомина или Пендерецкого. Эффект новизны у „Каприччио" часто образуется „премьерами спустя столетия" (Аренский, Гречанинов) или преобразованием известного („Времена года" Чайковского).

Серьезна музыкально-просветительская роль ансамбля. Его ждут и слышат всюду - и в консерватории, и в филармонии, и в музыкальном театре, и во Всероссийском музыкальном обществе, и в Городском Доме творчества, и на городских праздниках.

Как вокалистке мне дорого наше совместное исполнение «Смежных граней» А. Матевосян, премьеры ее же оперы «Любовь графини Д. в письмах и стихах» (по А. Апухтину). Работать с ансамблем интересно. Замечательна атмосфера, царящая в нем, - дух доброжелательности, дружбы, конструктивности. Чем больше общаюсь с Маргаритой Петровной Черных, тем больше открываю музыканта с нетривиальным взглядом на вещи. Она кажется моложе духом, чем студенты,

- так велики ее интерес, азарт, постоянная готовность к открытиям в разнообразной музыке.

„Каприччио" дает возможность развиваться ростовским композиторским талантам, без чинов и рангов: и студентам, и маститым авторам. Во многих из них (Машин, Фуксман, Халаимов) ансамбль раскрыл бесподобных аранжировщиков, давших новую жизнь уже написанному.

Как же трудно в современном динамичном мире быть постоянным, блюсти верность слову! Но "Каприччио" уже почти 20 лет сохраняет неповторимый состав, порождающий лаконизм и строгость, богатство всё обновляющихся красок.

Желаю семи футов под килем этому маленькому, очень маневренному кораблику. Курс -полный вперед, к новым музыкальным материкам!»

29 Н. Мещерякова неоднократно выступала с «Каприччио» как вокалистка, исполняя музыку ростовских композиторов.

Заключительный «блок» публикаций объединяют два свойства. Первое: они посвящены значительным событиям в художественной жизни консерватории. Второе: авторы статей - студенты, и выполнены эти работы, в основном, в рамках учебного курса музыкальной критики. Лучшие из текстов можно прочитать на сайте консерватории, в рубрике «Проба пера».

Статьи Г. Козевой и М. Корниенко посвящены концертам фестиваля «Ростовские премьеры», Л. Мнацаканян - одному из вечеров фестиваля «Оперный театр: вчера, сегодня, завтра», Г. Мелик-Тангиевой - клавирабенду самого яркого и успешного из молодых ростовских пианистов Александра Яковлева.

Читатель, безусловно, обратит внимание на необычную для сегодняшней арт-критики литературную форму текстов и стилистику М. Корниенко и Л. Мнацаканян. Забыты они, на наш взгляд, совершенно зря; обращение к ним способно придать статье особую интонацию, что авторам вполне удалось. Очевидно, однако, что подобные работы вряд ли могли бы увидеть свет в нынешних газетах и журналах: «неформат»! Редакция нашего журнала придерживается другой точки зрения.

Г. Козева

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОЛК-СЕЙШН: ШОТЛАНДСКУЮ ВОЛЫНКУ В РОСТОВЕ БУДУТ ПОМНИТЬ ДОЛГО

ля всех любителей музыки в Ростове стало уже привычным, что концерты, проведенные в рамках программы содружества консерваторий, всегда отличаются особой яркостью и новизной. Обычая не нарушил и концерт традиционной шотландской музыки на IV фестивале «Ростовские премьеры» (11 мая 2010). Не знаю, доводилось ли людям, пришедшим на концерт в тот вечер, когда-либо слушать вживую шотландскую волынку, но, думаю, после концерта каждый унес память о ней на долгие годы.

Первые три концерта фестиваля носили национальный колорит трех стран: Белоруссии, Армении и Шотландии. И если вечера консерваторий из стран бывшего СССР были более академичны по характеру проведения, то выступление шотландцев по программе, по атмосфере, царящей в зале, и поведению артистов на сцене, более было похоже на клубную джазовую вечеринку, где собрались только самые горячие поклонники этой музыки.

С первого же момента Хейзен Метроу (волынка), Давида Фолей (ударные), Линзей Мак-ричи (скрипка) и Клер Хейстингз (гитара) задали веселый тон всему концерту, исполнив своего рода попурри из шотландских народных мелодий. Практически весь концерт состоял из такого рода наборов, или, как компетентно подмечал ведущий концерта композитор Михаил Фуксман, «сетов».

Затем Клер Хейстингз спела прекрасную балладу «Звезда бара». Нежный и чистый голос звучал настолько выразительно, что каждое слово доходило до сердца, несмотря на то, что пелось по-английски. Исполнявшая шотландские народные мелодии на скрипке Линзей Макри-чи то и дело обмахивалась рукой и жаловалась

на жару, которую она и ее инструмент плохо переносят. Руководитель коллектива профессор Барнаби Браун исполнил «Ономатопею» - песню-звукоподражание с совершенно непонятными словами - под ростовский «двойной бурдон» зрителей в зале.

После еще нескольких номеров в исполнении Давида Фолей, а затем Клер Хейстингз, из зала раздалось: «Волынку давай!» И как по взмаху волшебной палочки, через весь зал к сцене прошагал Хейзен Метроу с большой шотландской волынкой. Звук ее для русского слушателя был настолько оглушительный, что люди в зале закрывали уши, а продолжительность звучания явно утомила присутствующих. Г-н Метроу, видимо, это ощутил, и вторую объявленную песню не стал исполнять. Михаил Фуксман пояснил, что на этом инструменте играли перед ответственным сражением, чтоб приободрить воинов. И добавил: «После такой музыки чего только не совершишь в бою!»

Концерт был необычен и тем, что в нем принимали участие не только зарубежные гости, но и фольклорный ансамбль Ростовской консерватории. И вся вторая половина концерта проходила в духе сейшна. Шотландцы подыгрывали нашим, наши подпевали гостям. Под занавес звучала чудесная песня «Старые времена» в исполнении Клер Хейстингз, ростовского фольклорного ансамбля и всех музыкантов, принимавших участие в концерте. Даже Михаил Фуксман не смог удержаться, чтоб не подыграть на скрипке контрапункт к прекрасной мелодии.

Слушатели выходили из зала с особой радостью в глазах, напевая звучавшие мелодии или обсуждая впечатления от большой шотландской волынки.