DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1 -150-155 Золотых Ксения Викторовна, ст. КСФ
ГБОУ ВО ВШМ РС(Я)(институт) им. В.А. Босикова
Варламова Александра Васильевна,
жшш'тш-^штт-жшшшш
канд. иск., доцент
аж^ша-шж v.a. тт&^я
Фш-ут.тцшттжттжттт
Игорь Шамо. Фортепианный цикл «Картины российских живописцев»
Аннотация. В статье говорится о цикле пьес для фортепиано известного советского украинского композитора Игоря Шамо. Проводится анализ программности пьес с некоторыми исполнительскими особенностями.
Ключевые слова: фортепианный цикл, программность, музыкальная живопись. Abstract. The article talks about a cycle of pieces for piano by the famous Soviet Ukrainian composer Igor Shamo. An analysis of the programming of plays with some performance features is carried out.
Key words: piano cycle, programming, musical painting.
Яркий и талантливый композитор Игорь Наумович Шамо оставил уникальное творческое наследие. Композитор сочинял во многих жанрах - начиная от лаконичного песенного жанра до масштабных симфонических произведений, инструментальных концертов, циклических произведений для различных исполнительских составов.
Одним из самых ярких программных произведений Игоря Шамо является фортепианный цикл «Картины российских живописцев», который связан с образами природы. Известно, что Игорь Наумович был не единственным композитором, которого вдохновляла живопись на создание своих творений для фортепиано. Пожалуй, самым ярким примером здесь служит известная сюита для фортепиано «Картинки с выставки», которая была написана Модестом Петровичем Мусоргским в 1874г. в память о его друге, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
В цикле «Картинки российских живописцев» автор в музыке воплотил самые известные картины великих художников России конца XIX - начала XX вв.: И. Голикова, И. Левитана, А. Рылова, М. Нестерова, Б. Кустодиева. Толчком для начала работы над данным произведением явилось собственное увлечение композитора живописью. В детстве Игорь Наумович проводил много времени за рисованием, хотя не учился этому специально. В дальнейшем, это увлечение повлияло на его формирование как композитора.
Во всех частях цикла чувствуется тончайшая обработка деталей, продуманный гармонический фон, искусно построенные интонации, интересная музыкально- колористическая работа, словно художник работает кистью по холсту.
К сожалению, с концертной эстрады данный цикл звучит не так часто. Между тем, это сочинение, имея ярко национальный колорит в обрамлении современного письма, несомненно, обладает большой художественной ценностью и заслуживает изучения.
Цикл написан в основном для молодых исполнителей и состоит из шести пьес-миниатюр. Каждая пьеса уникальна, все они написаны в разных жанрах, воплощают различные состояния и настроения человека, рассматривающего ту или иную картину.
Цикл открывает пьеса «Тройка», написанная по картине И.Голикова, которую мы разделяем на 3 части. Известно, что Иван Иванович Голиков был рожден в семье потомственного иконописца, сам был обучен иконописному делу в известном в Палехе мастерской братьев Софоновых. Основным делом жизни художника была реставрация живописи, роспись церквей и монастырей. Но все же художник искал свои самостоятельные творческие находки. В 1922 году в Москве в мастерской А. А. Глазунова выполнил первые работы на папье-маше, положив начало советской палехской миниатюрной живописи, наметив её основные черты, чем, по существу, открыл путь новому искусству. Живопись И. И. Голикова отличается динамичностью, разнообразием сюжетов, богатством композиционных решений, цветовой насыщенностью перетекающих тонов. «Тройка» Ивана Голикова была изображена на различных изделиях: на подносах, пудренницах, сигаретницах и т. д.
Фантазия автора в данной пьесе, а за ней и слушателей, отталкивается от образов живописи. Уже с первых тактов произведения в воображении рождается панорама зимней дороги, по которой мчится тройка. Можно услышать, как в музыке отражен едва ощутимый звон серебряных бубенцов в прозрачном морозном воздухе (4 такта вступления). Миниатюра написана в тональности С^иг и быстром темпе, что в совокупности говорит о ее жизнерадостном характере и светлом настроении. Темп композитор выбрал А11едго тоКо, из этого следует вывод, что главная тема по характеру плясовая.
В этой пьесе следует использовать так называемую полупедаль, то есть педаль не нажимается полностью и нужна лишь для того, чтобы звучание не было грубым.
Одной из отличительных черт «Тройки» является обилие виртуозных восходящих или нисходящих пассажей, где важным аспектом успешного исполнения является подбор удобной аппликатуры.
И. Шамо в данной пьесе использует распространенный инструмент выразительности: будто тройка приблизилась, и вот она уже перед нашими глазами. Кстати, можно вспомнить музыкальную картинку «На тройке» из хрестоматийного альбома П. Чайковского «Времена года».
Совсем иное настроение рождает следующая пьеса цикла «Летний вечер», написанная композитором по одноименной картине И. Левитана. «Певец русской природы», «чуткая поэтическая душа» - эти характеристики можно встретить в большинстве работ, посвящённых И. И. Левитану. Его имя давно стало символичным, а творчество - наиболее законченным и совершенным воплощением идеи русского лирического пейзажа.
С именем этого художника принято связывать настроение печали и меланхолии, осеннего увядания, вечерних сумерек, хмурых дней. У Левитана было музыкальное восприятие природы, и это обстоятельство имело большое значение для его творчества. Левитан понимал, что передать душу природы можно только через точное восприятие всего колористического разнообразия в конкретном состоянии. Если обратиться к нотному тексту пьесы, то сразу становится понятным, что музыка И. Шамо также колористична и весьма искусна по характеру.
Авторская темповая ремарка Аndаntino pаstorаlе подчеркивает жанровую особенность данной пьесы. В контексте изобразительного искусства пастораль связывают с изображением деревенской жизни и природы. Для «Летнего вечера» характерно плавное движение мелодии, к тому же изложенной консонансами в унисон с добавлением простой гармонии, которая сопровождает неспешное развитие темы в тональности Ь-то11.
Пьеса написана в Зхчастной форме. 1-ый раздел экспонирует очень спокойную и напевную по характеру тему. Музыкальное повествование начинается с небольшого вступления. Динамика в данном разделе представлена тихим нюансом, а самая высшая динамическая точка отмечена всего лишь т^ словно автор хочет ввести слушателей в атмосферу покоя и умиротворения.
В некоторых тактах встречаются имитационные «попевки» то в левой руке, то в правой - они должны как бы «отвечать» друг другу. Композитор использует необычные гармонии, которые следует прослушать и выделять каждую новую гармонию, чтобы все не сливалось воедино.
Средний раздел является более насыщенным в плане гармоний и музыкального материала. Здесь сразу чувствуется движение вперед за счет уплотнения фактуры и усиления динамики. Эту пьесу можно назвать полифонической, так как композитор применяет традиционный для полифонии прием - имитацию.
Очень интересна кульминация данной миниатюры, которая звучит на fortissimo - она очень яркая и драматичная, изложенная октавными и аккордовыми ходами. При этом звучание должно быть мощное и оркестровое.
Кульминация, звучащая на протяжении 7-ми тактов, неожиданно прерывается, как бы на полуслове, изображая наступивший вечер. Теперь люди могут отдохнуть после трудного дня, затянув спокойную тихую песню, которая возвращает нас к изначальному настроению пьесы - вновь звучит главная тема в заключительном разделе в нюансе piаnissimo.
В яркой панораме русской пейзажной живописи на грани Х1Х-ХХ веков особое место принадлежит энергичным декоративным произведениям Аркадия Рылова. Художник очень любил родную природу России. Она получила красочное отражение в его творчестве. Рылов был одним из лучших художников-пейзажистов XX века, хотя писал он не только пейзажи. Среди его произведений очень репрезентативной по манере письма является картина «Утро в лесу», по которой написана третья пьеса цикла И. Шамо. Музыкальная картина «Утро в лесу» очень живая по характеру, что дает возможность говорить о традиционно контрастном соотношении частей цикла на данном этапе ее развития.
«Утро в лесу» смело можно назвать самой сказочной и звукоизобразительной в цикле. В данной пьесе композитор красочно звукорисует в воображении слушателей картину лесной чащи с пением птиц и всплесками воды. Пьеса написана в размере % в тональности F-dur, которая часто ассоциируется именно с образом природы (вспомним Пасторальную симфонию Бетховена!). При этом в каждом такте встречается множество знаков альтерации, которые в целом придают сочинениям Игоря Шамо особый колорит, тем самым выгодно отличая его произведения от других композиторов.
По строению «Утро в лесу» также является трехчастной композицией, в которой экспозиция и реприза одинаковы по тематизму.
В данной пьесе важно точное исполнение штрихов и пауз, при этом все stаccаto должны быть острыми, а паузы всегда дослушаны.
Обратим внимание, что композитор Шамо во всём цикле очень точно выписывает все нюансы. В пьесе «Утро в лесу» в основном звучание тихое на «p» или «mp». «Cresch» не сильное, а самый яркий нюанс ^е весьма условный. Педализация здесь должна быть прозрачной: используется короткая, не глубокая и меняется очень часто.
Заметим, что эта миниатюра от начала до конца написана в скрипичном ключе - это придаёт ей незамысловатый характер и лёгкость звучания. В этой пьесе исполнитель, на наш взгляд, может позволить себе пофантазировать и «нарисовать» для слушателя картину раннего леса, только что отошедшего ото сна.
Первый раздел миниатюры выполняет экспозиционную функцию. Тема начинается незаметно и является продолжением вступительного раздела. Легко запутаться в интересном ритмическом рисунке, поэтому стоит подчёркивать трёхдольность за счет аккомпанемента. Мы советуем, чтобы тема не звучала одинаково и однообразно, каждую короткую фразу играть чуть ярче предыдущей, с небольшим crash. Также этой пьесе присущи скачки в мелодии и поэтому нужно проучить быстрый перенос правой руки.
Средний раздел состоит из двух частей, идентичных по содержанию, но связанных между собой хроматической связкой. В среднем разделе общее настроение
музыки существенно не изменяется, но происходят неожиданные сопоставления тональностей.
Также на протяжении всей пьесы в мелодическую линию врывается лейтмотив кукушки, который должен быть неизменным.
Далее в цикле следующая встреча происходит с музыкальным воплощением знаменитой картины И.Левитана, которая вторит её теме - «Владимирка». История гласит, что летом 1892 года около деревни Болдино (бывшая Владимирская губерния России), где жил в то время художник, он внезапно заблудился в лесу. Только под вечер Левитану удалось выйти на какую-то незнакомую дорогу. Широкий путь выходил далеко за горизонт. На краю стоял придорожный крест, вдалеке шла старенькая женщина, а вокруг простиралась равнина от края и до края. Это был печально известный Владимирский тракт, по которому веками гнали в Сибирь арестантов. Именно этот путь скорби и горя изобразил художник на своем полотне. Насколько точно и глубоко И. Шамо передал творческий замысел Левитана!
«Владимирка» представляется слушателям с первых тактов в виде едва ощутимого фона, на котором разворачивается безрадостная мелодия, написанная в низком регистре. Отличительной чертой и особенностью данного произведения является остинатный фон, который звучит на протяжении всей пьесы - удивительная находка композитора.
В целом миниатюра очень сложная для исполнения и требует колоссальной работы над звуком и 1еда^. Она написана в тональности е-то11. Мы разделили её на три ярко выраженных раздела. Обратим внимание на выбор размера, в котором написана миниатюра - 2/2 и 3/2, которые постоянно сменяют друг друга. Вероятно, выбор таких размеров оправдан тем, что композитор не хотел исполнения в очень медленном темпе.
1-ый раздел представляет собой русскую по духу, очень трагичную тему, ее нужно сыграть выразительно и связно. На наш взгляд, эта мелодия воплощает напевы заключенных, бредущих по арестантскому тракту. Тема полифоничная, содержит в себе подголосочную полифонию, поэтому очень трудно выстроить мелодические фразы и соединить несколько пластов воедино.
Между тем, музыкальный материал постепенно развивается. В процессе динамического и фактурного возрастания ostinаto превращается в грозный набатный звон. На пике кульминации произведения драматизм изложения музыкальной мысли приобретает страстно-патетический характер. Кульминационный раздел изображает мастерски воплощенный протест осужденных. Это самый драматичный и наиболее трудный раздел пьесы. Распев арестантов достигает колоссального масштаба. Трудной задачей в данном разделе является соединение всех составляющих фактуры воедино. Должны чётко прослушиваться аккордовые гармонии, а остинатное повторение звуков «ми» не должно перебивать мелодическую линию, но при этом басы должны быть очень яркими и глубокими.
В дальнейшем напряжение постепенно спадает. В репризном разделе вновь звучит мелодия без изменений. Все постепенно утихает, как бы растворяясь в воздухе. Таким образом, композитор достигает уже знакомого нам эффекта визуальной ассоциации: приближалась, затем прошла перед нами и пропала вдали мрачная колонна заключенных.
Предпоследняя пьеса цикла, «Березка», появилась как отклик на картину М. Нестерова с тем же названием. Природа на картинах этого художника не является обычным пейзажным фоном. Чаще она выступает главным героем произведения. Искусствоведы отмечают, что компоненты нестеровского пейзажа - один из секретов его невянущей привлекательности. Тонкие трепетные белоствольные березки проникнуты тютчевским ощущением того, что «сквозит и тайно светит» в красоте русской природы. Данная пьеса вышла у И. Шамо необычайно колоритной и сочной. Композитор мастерски развернул перед слушателями звуковую картину природы и с помощью бытовых, жанровых элементов показал человека в полном слиянии с природой.
«Берёзка» написана в трехчастной форме в тональности а-то11. С первых нот темы мы слышим интонационное сходство с русской народной хороводной песней «Во поле берёзка стояла» и предполагаем, что данная мелодия является завуалированной цитатой. Начинается пьеса со вступительного раздела, который звучит очень сказочно, потому что подчеркивается некой статичностью.
Тема отличается спокойным характером и напоминает протяжную, русскую по духу песню. В каждом такте фраза движется ко второй доле и успокаивается к третьей, при этом обязательно нужно брать «дыхание» между фразами.
Средний раздел отличается сменой темпа и настроения. Автором указана ремарка «рш mosso. Ад^о». Здесь следует как можно дольше играть в динамике piаno, не стоит сразу активно развивать мелодию. После быстрого, короткого усиления звучности наступает напряженная кульминация.
Реприза в пьесе тихая и умиротворенная, как вначале. Все должно звучать спокойно и без суеты: звучность все тише и тише, словно дождь и буря остались далеко позади.
Панораму народной жизни и быта невозможно себе представить без шумной ярмарки или гуляния. «Любовь к жизни, радость и бодрость всегда были единственным сюжетом моих картин», - писал выдающийся художник первой четверти ХХ столетия Б. Кустодиев.
Борис Михайлович Кустодиев - великий русский художник, любимый многими своими красочными картинами. Будучи учеником Ильи Репина, в своём творчестве соединил стиль великого учителя со своим необычайным видением окружающего мира. Наиболее известны его работы: «Портрет Ф.Шаляпина», «Русская Венера», «Купчиха за чаем». Но помимо работы с портретами и живописью, Борис Кустодиев иллюстрировал сказки Пушкина, «Шинель» Гоголя, оформлял декорации и создавал реквизиты для театров, был лично знаком с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Художник активно работал над картинами, посвященными русской провинциальной жизни, - написал серию «Ярмарки», картину «Деревенский праздник». Именно эту часть творчества Бориса Кустодиева решил воплотить в музыку Игорь Шамо в завершающей пьесе «картин» - «На гулянке».
Аппетитная сочность красок и сюжетов пригодились И. Шамо во время работы над этой финальной пьесой цикла. Очень удачно воплощает яркий музыкальный образ основная тема композиции - энергичная, красочная, танцевальная по характеру. Неудержимое веселье с его простодушным, слегка неуклюжим танцем, воплощено благодаря острым синкопам, частым изменениям метра, ритма и ярким гармониям. В дальнейшем развитие событий не останавливается ни на миг: в музыке калейдо-скопично сменяют друг друга стремительные эпизоды ярмарочного характера, где тема каждый раз выступает в новом «облачении».
Последняя миниатюра начинается с колокольных перезвонов с синкопированным ритмом в аккомпанементе, словно множество колоколов звучат одновременно и сливаются в общий гул. Начальные такты вступления - это своеобразное приглашение принять участие в шумном народном гулянии. Динамика fоrtissimo и акцент почти на каждую октаву или аккорд, подчеркивает общее праздничное настроение.
На протяжении всей пьесы композитор мастерски использует имитации народных инструментов - гармошки, балалайки, свирели, колокола. Эпизоды быстро и красочно сменяют друг друга, они чередуются, повторяясь в разных тональностях, танцевальные и инструментальные.
Стихия танца распространяется и становится совсем неудержимой. Завершается пьеса яркой репризой, здесь повторяются основные эпизоды пьесы, которые динамизируются к финалу. Реприза является фееричным завершением всего цикла, оптимистически утверждая праздник, ликование и радость всего народа. Таким ко-лористичным и ярким финалом И. Шамо завершает свой цикл.
Увлечение композиторов произведениями изобразительного искусства - неисчерпаемая тема, которая дает представителям академического музыкального искусства бесчисленные подходы к ее творческой реализации.
Своеобразный авторский стиль композитора И. Шамо, соединенный с традиционными способами формообразования, такими как построение миниатюр, контрастный принцип их чередования в цикле, яркая программность, пианистичность и т. д., все это позволяет данному сочинению быть востребованным в учебном и концертном репертуаре. В целом же фортепианный стиль произведений Игоря Наумовича, к которым мы относим и цикл «Картины российских живописцев», пластичен, понятен и доступен исполнителю, привлекателен для него. Всевозможные технические проблемы, встающие перед интерпретатором, художественно оправданы, пианистически «реальны».
Проведённое исследование цикла «Картины русских живописцев» И.Н. Шамо позволяет сделать следующие выводы.
1. Цикл И. Шамо отражает склонность украинских композиторов 50-х - 80-х годов ХХ в. к инструментальным произведениям программного типа, которая нашла воплощение в фортепианных циклах картинного типа;
2. Возникновение «Картин русских живописцев» связано с интересом музыканта к фортепианному жанру, где значительное место занимают опусы с разными типами программности;
3. Композитор трактует картинную программность в романтическом ключе, что находит выражение в сознательном использовании эффектных колористических и фактурных приемов;
4. Отмечается определённое сходство между пьесами. Так, композитор в основном использует сложную трёхчастную форму, в которой средние части развивают тематизм крайних частей, а реприза проводится, как и полагается, без особых изменений. Но есть и исключение.
5. Все пьесы объединяет ярко выраженный народный стиль, мелодизм в них напоминает звучание народных песен. Вместе с тем, оригинальные звукоизобрази-тельные, метроритмические, фактурные находки И. Шамо, органическое отображение народного духа указывают на предназначение музыки для широкой демократичной аудитории.
6. Данный цикл имеет симфоническое звучание, ведь в каждой миниатюре можно выделить звучание различных тембров оркестровых инструментов. Фортепианный цикл «Картины российских живописцев» Игоря Наумовича Шамо подобно «Картинкам с выставки» Мусоргского может быть оркестрован и прекрасно прозвучит в исполнении симфонического оркестра.
Мы надеемся, что этот яркий, оригинальный, интересный в своей программности цикл пьес, богатый разнообразием образов, красок, зримой наглядности, несомненно, представляет значительную художественную ценность, заслуживают более широкого внедрения в современную исполнительскую и педагогическую практику.
Ссылки на источники
1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. (Для муз. вузов и училищ). Изд. 2-е, доп. - М.: Музыка 1971. - 278 с., нот., ил.
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс, кн. 1, 2. - Л.: Гос. муз. изд., 1963. - 379 с.
3. Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. - Л.; М., 1966.
4. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л.: Музыка. 1969. - 283 с.
5. Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. Изд.2-е, дополненное. - М.: Советский композитор, 1991. - 376 с.