Научная статья на тему 'Иеромонах Симон Тодорский (архиепископ Псковский и Нарвский) и его четыре неизданных слова'

Иеромонах Симон Тодорский (архиепископ Псковский и Нарвский) и его четыре неизданных слова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
263
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иеромонах Симон Тодорский (архиепископ Псковский и Нарвский) и его четыре неизданных слова»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

П.П. Тодорский

Иеромонах Симон Тодорский (архиепископ Псковский и Нарвский) и его четыре неизданных слова

Опубликовано:

Христианское чтение. 1909. № 8-9. С. 1215-1234.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

k A - AAA AAA AAA AAA AAA AAA AAA ^

Іеромонахъ Симонъ Тодорскій (f архіепископъ псковскій и нарвскій) и его четыре неизданныхъ слова.

ЙА ФОНѢ 40—50-хъ годовъ XVIII вѣка въ сонмѣ высшей отечественной іерархіи, въ лѣтописи строителей церковно-общественной жизни этого періода, скромно вы-$ ступаетъ знаменитый архіепископъ псковскій и нарвскій, [ Симонъ (Тодорскій), имя котораго, по замѣчанію историка той эпохи, наряду съ славными именами Стефана Яворскаго, Ѳеофилакта Лопатинскаго, Ѳеофана Прокоповича, Арсенія Мацѣевича, Георгія Конисскаго, является гордостію4) для Кіевской духовной академіи, гдѣ онъ получалъ образованіе до классовъ «богословіи» прежде своего отправленія за границу. Краткую, но вполнѣ точную и справедливую характеристику личности и направленія церковно-общественной дѣятельности этого іерарха даютъ двѣ надписи: одна—на бѣлогородскомъ портретѣ, другая— эпитафія на мѣстѣ блаженнаго его упокоенія въ псковскомъ Троицкомъ соборѣ. Первая—называетъ его «премудрымъ и святымъ мужемъ», который «академію кіевскую просвѣтилъ и прославилъ ученіемъ восточныхъ языковъ и чтеніемъ священнаго писанія, зналъ языкъ еврейскій, сирскій, халдейскій, арабскій, греческій, латинскій и нѣмецкій совершенно» 1 2); вторая,—вмѣстѣ съ характеристикой ученой дѣятельности, касается его высокихъ нравственныхъ качествъ. «Рожденъ, читаемъ здѣсь, отъ благочестивыхъ родителей, отъ нихъ же яко воспитанъ бысть измлада во благочестіи, тако уже мужъ бывъ,

1) Чистовичъ И. А., Ѳеофанъ Прокоповичъ и его время. Сиб. 1868, стр. 32.

2) Филаретъ, архіеп. черниг., Обзоръ русской духовной литературы, изд. 3. (Спб. 1884), стр. 325.

79*

всѣмъ бяше образъ христіанскаго житія словомъ и дѣломъ, кротокъ и по Апостолу преподобенъ, незлобивъ, трезвеігь, цѣломудръ, честенъ. Толикою же любовію къ премудрости го-ряше, яко не доволенъ творясь снисканными чрезъ труды свои прилежныя въ богоспасаемомъ градѣ Кіевѣ пауками, но желаніемъ вожделѣвъ въ пользу н украшеніе своему отечеству въ далечайшихъ и чуждыхъ странахъ поискать различные роды языковъ, въ яснѣйшее открытіе силы Божіихъ словесъ и святыхъ отцевъ писаній, идѣже странствуя къ своему, въ немъ же родися, россійскому и ему же въ Кіевѣ обручися латинскому языку, совершенно греческому и во удивленіе всѣмъ нѣмецкому, а восточныхъ языковъ еврейскому, сирскому, аравійскому и халдейскому, тако навычс любомудрію, ими же не точію самъ пользовася, но и другимъ многимъ изъ тѣхъ наукъ, въ Кіевѣ публично пребывая учителемъ, преподавалъ... Собственнѣе же всѣмъ милосердія отеческаго къ страннымъ и убогимъ образъ показавъ» 1).

Нѣкоторыя біографическія свѣдѣнія о Симонѣ даотъ «собственноручное показаніе его о первыхъ (37-ми) годахъ жизни», представленное имъ «по предложенію канцеляріи ка-оедральной архіепископіи кіевской», при прошеніи о постриженіи въ монашество. Это показаніе въ значительной степени исправляетъ свѣдѣнія о внѣшнихъ событіяхъ жизни Симона, встрѣчающіяся у позднѣйшихъ историковъ 2). Такъ, онъ писалъ:

х) Евгеній митр., Исторія княжества псковскаго, Кіевъ 1831. ч. ІД, стр. 64—65; ср. Толстой М. графъ, Святыни и древности Пскова, М. 1861, стр. 43—44.

2) Евгеній митр., Слов. историч. писат. дух. чипа... (Спб. 1818), ч. II, стр. 595—598, а также Исторія княжества псковскаго (Кіевъ 1831), ч. III, стр. 64—65 п Описаніе Кіево-Софійскаго собора и кіевской іерархіи (Кіевъ 1825), стр. 222. Въ двухъ первыхъ сочиненіяхъ м. Евгеній указываетъ годъ рожденія Симона (1700), а родиной называетъ Кіевъ. Кромѣ того, во всѣхъ трехъ трудахъ утверждаетъ, что Симонъ окончилъ курсъ наукъ въ іен-скомъ университетѣ; ср. Діевъ М. прот., Историч. описаніе костромскаго Ипатскаго монастыря, М. 1858, стр. 41—44, а также Островскій П. прот., Историко-статистическое описаніе костромскаго первокласснаго каѳедральнаго Ипатьевскаго монастыря, Кострома 1870, стр. 116. Въ обоихъ трудахъ утверждается, что Симонъ происходилъ „изъ малороссійскихъ дворянъ, получилъ образованіе въ кіевской академіи, потомъ съ 1727 года за границею въ университетахъ: галльскомъ и іенскомъ“. — Проф. В. А. Виль-басовъ въ своей „Исторіи Екатерипы Второй, т. і. (Спб. 1890) ошибочно утверждаетъ, что Симонъ „окончилъ курсъ московской духовной академіи“ (стр. 114).

«1701 (года) рожденъ въ мѣстечкѣ Золотоноши, полку переяславскаго: сынъ козацкой *). 1718 (года) началъ обучатися въ академіи кіевской и пробылъ въ ней неисходно до 1727 (года). Въ началѣ же помянутаго года, не окончивши богословіи, отъѣхалъ въ Санктпетербургъ; зъ Санктпетербурха въ Лнф-

ляндію, въ Ревель, а оттуду, воспріявши окказію,.отъѣхалъ за

море 1729 (года) въ академію Галлы Магдебурскія, въ которой, проходячи ученія къ моему намѣренію и совершенію ученія богословскаго надлежащія, наипаче же ради обученія языковъ еврейскаго и греческаго и протчіихъ нѣкіихъ восточныхъ языковъ даже до 1735 году забавился. А оттуду выѣхавши, полтора года между езуитами пребылъ на розныхъ мѣстахъ. Потомъ, позванъ отъ грековъ для нѣкія ихъ церковныя нужды, полторажъ года при нихъ въ государствѣ венгерскомъ учителемъ зоставалъ. Прошедшаго же 1738 года въ отечествіе возвратился» 2).

Такимъ образомъ, послѣ выхода своего изъ кіевской академіи Симонъ въ теченіе двухъ лѣтъ (1727—1729 гг.) провелъ то въ Петербургѣ, то въ Лифляндіи, въ Ревелѣ. Нѣкоторое время онъ, кажется, состоялъ ученикомъ гимназіи при академіи наукъ. Его имя встрѣчается въ «Спискѣ ученикамъ академической гимназіи» 3) за 1727 годъ. Тамъ, въ алфавитѣ значится: «Семенъ 4) Тодорскій, отецъ солдатъ былъ, родился въ Украинѣ, 24-лѣтъ5), прибылъ 16 августа, опредѣленъ въ пятую школу», т. е. самую низшую. Но, очевидно, незавидное состояніе науки въ академической гимназіи вообще, притомъ

4 Отца его звали Ѳеодоръ Ивановичъ. Вѣроятно, по имени отца Симонъ получилъ свою фамилію. Нѣкоторыя историческія извѣстія прямо называютъ его Ѳеодоровскимъ, Теодоровскимъ и, наконецъ, Тодорскимъ. Родной братъ Симона носилъ другую фамилію Мелесъ (Иванъ), а равно и племянникъ его (Анатолій). См. Истор. Вѣсти. 1883. т. XIII, іюль.

2) Вишневскій Д, Кіевская академія въ первой половинѣ ХѴШ столѣтія, Кіевъ 1903, стр. 348—349; ср. Петровъ Н. И. проф., Акты и документы, относящіеся къ исторіи кіевской академіи, Т. I, отд. II, ч. 1, Кіевъ 1904, стр. 231-232.

3) Учен. Зап. Импер. Акад. Наукъ по первому и третьему отдѣленіямъ, т. III, вып. 2, Спб. 1855, стр. 553; ср. Педагогич. Музей, 1876 г. №ДБ 1—3. Изъ исторіи русскаго просвѣщенія. Первая гимназія въ Россіи, стат. проф. М. Ф. Владимгрскаго-Вуданова.

4) Мірское имя Симона было Симеонъ.

5) Симону въ это время, судя по вышеуказанному „показанію, было 25 лѣтъ, шелъ 26-й. Возможно, что въ „Спискѣ“ годы указаны приблизительно.

въ низшихъ классахъ, не могло удовлетворить развитаго студента высшей духовной школы, и онъ устремился за границу, гдѣ пробылъ въ теченіи 6 лѣтъ (1729—1735 гг.) въ Галлѣ, а, можетъ быть, нѣсколько времени побывалъ и въ Іенѣ, центрахъ тогдашней нѣмецкой богословской науки, славившихся своими университетами и профессорами. Въ своемъ стремленіи къ наукѣ Симонъ нашелъ себѣ покровителя въ лицѣ ревнителя просвѣщенія кіевскаго митрополита Рафаила Заборовскаго *), а, можетъ быть, и Ѳеофана Прокоповича. Способности и ревность въ занятіяхъ, обнаруженныя Симономъ, расположили къ нему заграничныхъ профессоровъ и между ними знаменитаго оріенталиста Генриха Михаэлиса, считавшаго его своимъ ближайшимъ ученикомъ. За этотъ періодъ учебныхъ годовъ Симонъ переводитъ и издаетъ на русскомъ языкѣ, въ 1735 г., въ Галлѣ знаменитое сочиненіе Іоанна Арндта (написанное въ 1605— 1608 гг.), подъ заглавіемъ: «Чтири книги о истинномъ христіанствѣ», а также «Ученіе о началѣ христіанскаго житія»—неизвѣстнаго составителя и «Писанію святому согласующееся наставленія къ истинному познанію и душеспасительному употребленію страданія и смерти Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа» — Анастасія Проповѣдника 2), чѣмъ снискиваетъ себѣ литературную извѣстность и покровительство «многихъ хри-стіянъ и между пимы великихъ лицъ» 3). Слѣдующіе 3 года (1735—38 гг.) Симонъ «въ государствѣ венгерскомъ учителемъ заставалъ», позванный туда «отъ грековъ для нѣкія ихъ цер- 9

9 Евгеніи митр., Описаніе Кіево-Софійскаго собора, Кіевъ 1825, стр. 222: „для лучшаго образованія, читаемъ здѣсь, къ учительскимъ званіямъ (Рафаилъ) посылалъ на своемъ иждивеніи въ иностранныя училища студентовъ, изъ коихъ Симонъ Тодорскій“ и т. д.

'-) Пекарскій П. II., О русскихъ книгахъ, напечатанныхъ въ Галлѣ, въ 1735 году. Библіогр. Зап., т. III, 1861 г., стр. 35—45; ср. 7Кур. Мин. Нар. Просв. 1867, ч. СХХХѴТ, стр. 80, прим. 4.

:t) См. Предисловіе къ назв. соч. (Галѣ 1735 г.). „Въ Шереровой біографіи Ѳеофана (Прокоповича) есть указаніе, что по его желанію переведена на русскій языкъ Симономъ (Тодорскимъ) книга Іоанна Арндта Объ истинномъ христіанствѣ. (См. Чистовичъ II, Ѳеофанъ Прокоповичъ... стр. 589). По другимъ свидѣтельствамъ,—переводъ былъ сдѣланъ по желанію самой императрицы Анны Іоанновны, ассигновавшей на изданіе сумму въ 600 рублей. Съ теченіемъ времени всѣ названные выше переводы Симона были запрещены указомъ Св. Синода, какъ напечатанные безъ его вѣдома. См. II. С. 3. т. XVI, указъ 9 дек. 1743 года. Любопытно, что самъ Симонъ первый донесъ Св. Синоду о приведеніи этого опредѣленія въ исполненіе. (Библіогр. Зап. 1861 г. ст. цит.).

ковныя нужды».—Въ чемъ заключались эти «нужды» и какимъ образомъ служилъ къ разрѣшенію ихъ Симонъ, остается неизвѣстнымъ. Митр. Евгеній, а вслѣдъ за нимъ и другіе историки говорятъ, что, на обратномъ пути въ Россію, Симонъ былъ приглашенъ въ г. Бѣлградъ греческими купцами для преподаванія имъ закона Божія *). Возвратившись въ Кіевъ (въ 1738 г.), Симонъ, по волѣ покровительствующаго ему митр. Рафаила, назначается профессоромъ «священныхъ языковъ»—греческаго и еврейскаго и сверхъ того нѣмецкаго, гдѣ и оставался до половины 1742 года, «положивъ здѣсь прочную филологическую основу для изученія первоисточниковъ православнаго вѣроученія, т. е. Библіи и отеческихъ твореній», стяжавъ славу «отца священныхъ языковъ», а «преподаваніемъ нѣмецкаго языка открывъ доступъ своимъ слушателямъ къ нѣмецкой богословской паукѣ и литературѣ» 2). «Сколько пользы, если къ изученію грамматики присоединить чтеніе св. новозавѣтнаго кодекса, восторженно говоритъ о методѣ преподаванія Симономъ греческаго языка въ академіи его достойный ученикъ извѣстный Варлаамъ Ляшевскій, предписанное методомъ, которымъ, равно какъ и остальными пособіями къ изученію этого священнаго языка сколько учащіе, столько и учащіеся всецѣло обязаны славнѣйшему Симону Тодорскому, бывшему предъ этимъ въ кіевской академіи учителемъ, вѣрнѣе—и первымъ трудолюбивѣйшимъ отцемъ священныхъ языковъ» :$). Въ этотъ періодъ своей ученой дѣятельности Симонъ принимаетъ монашество (въ 1740 г.) и причисляется къ братіи Кіево-Братскаго монастыря.

Такимъ образомъ, какъ видимъ, Симонъ большую часть своей кратковременной жизни посвятилъ изученію наукъ и только Іб-тьлѣтъ церковно-общественному служенію. Но судьба, какъ бы прозрѣвая его недолговѣчіо, спѣшила наверстать годы, потраченные долгимъ ученіемъ и использовать дарованія соотвѣтствующимъ и достойнымъ ихъ приложеніемъ, нредоста-

4 Слой, иоторич. т. II, Спи. IS27, стр. 221; ср. 7Ііевъ М. нрот., соч. цит. и др.

-) Петровъ Н. II. нроф., Акты и документы, Т. I, отд. II, ч. 1, Кіевъ 1904, стр. 233.

4 Grainmatiea graeca. Bariuum. Lasczewski, Mosquae 1822, Praefatio, IX. См. Вишневскій, цит. соч., стр. 270—271. (Іу. Щукинъ В., Симонъ (Тодорскій), архіепископъ псковскій и нарвскій (Віографич. очеркъ). Псков. Енарх. Вѣдом., па 1898 г. ЛСѴ 18-19.

вляя ему одно за другимъ рядъ высокихъ постовъ на избранномъ поприщѣ служенія н украшая высшими іерархическими степенями. Указомъ отъ 31 мая 1742 года, Симонъ былъ вызванъ ко двору императрицы Елизаветы Петровны, въ качествѣ учителя русскаго языка, законоучителя и духовника наслѣдника престола принца голыптиискаго вел. князя Петра Ѳеодоровича, а съ февраля 1744 года и его невѣсты Софіи-Фридерики-Августы, знаменитой потомъ императрицы Екатерины II. Въ сентябрѣ 1743 года назначается членомъ Св. Синода и тогда же возводится въ санъ архимандрита костромского Ипатьевскаго монастыря. Въ мартѣ 1745 года хиротонисанъ во епископа новоучрежденной *) костромской и галичской епархіи, гдѣ, по словамъ преосв. Макарія, намѣревался основать училища, но не могъ привести своего намѣренія въ исполненіе по кратковременности управленія епархіею 2). Въ августѣ того же года, не побывавъ ни разу въ Костромѣ, онъ былъ переведенъ на псковскую каоедру; 20 марта 1748 года возведенъ въ санъ архіепископа. Все это время Симонъ пребываетъ въ Петербургѣ то по должности придворнаго законо-учвтеля, то по обязанностямъ члена Св. Синода. Только въ 1753 году онъ получаетъ но болѣзненному состоянію отпускъ въ свою псковскую епархію, гдѣ въ 1754 году съ 21 февраля на 22-е, послѣ болѣзни, скончался.

Мы не имѣемъ возможности, по ближайшей цѣли нашей замѣтки, касаться подробно дѣятельности Симона за этотъ періодъ времени, его значенія и вліянія при дворѣ, какимъ несомнѣнно пользовался не только въ глазахъ импер. Елизаветы Петровны, вел. кн. Екатерины 3), ея матери Іоанны-Елиза- 4

4 Выдѣленной изъ московской. См. Розановъ Н. — Исторія московскаго епархіальнаго управленія со времени учрежденія Св. Синода, ч. И, кн. I, М. 1869, стр. 34.

2) Русс-к. Педагог. Вѣст. 1858, т. 5, № 10, стр. 18—19.

3) Извѣстенъ эпизодъ, когда во время болѣзни Екатерина пожелала вмѣсто пастора, котораго ей предлагали, лучше побесѣдовать съ Симономъ Тодорскимъ. См. Автобіограф. Записки. Изд. Ак. Наукъ. Соч. Екатер. II, т. XII, стр. 204. Ср. Сборн. Русск. Истор. Общ. (Спб. 1871), т. 7, стр. 29. Архим. Макарій, авторъ „Сказанія о жизни и трудахъ преосвященнаго Гавріила митрополита новгородскаго и санктпетербург-скаго“ (Спб. 1857) ошибается, когда разсказываетъ объ избраніи кандидата на псковскую каѳедру послѣ смерти Гедеона Криновскаго въ 1763 году 22 октября. „О замѣщеніи этой каѳедры, говоритъ онъ, сохранился слѣдующій разсказъ. Для занятія каѳедры Св. Синодъ пред-

веты *), но и непокорнаго ученика вел. кіі. Петра Ѳеодоровича 2). Интересующійся читатель найдетъ болѣе подробныя біографическія свѣдѣнія въ статьяхъ: Князева А. О.,— Симонъ Тодорскій, архіепископъ псковскій и нарвскій 3) и Матеріалы къ біографіи преосвященнаго Симона Тодорскаго, архіепископа псковскаго 4); Щукина В., — Симонъ (Тодорскій), архіепископъ псковскій и нарвскій (Біографическій очеркъ) 5); прот. Смиречанскаго В., — Псков-

ставилъ двухъ кандидатовъ — епископовъ: могилевскаго Георгія Конис-скаго и костромскаго Симона Тодорскаго. Но императрица (Екатерина

II) возвратила докладъ, сказавъ чрезъ камеръ-юнкера Потемкина, бывшаго въ Синодѣ за оберъ-прокурорскимъ столомъ: Георгій нуженъ въ Польшѣ, Симонъ не нравится“ (стр. 18 —19). Очевидно, здѣсь какой-то анахронизмъ; рѣчь, вѣроятнѣе, идетъ о Симонѣ Лаговѣ, а не Тодорскомъ.

Ѳ Сборн. Рус. Истор. Общ. (Спб. 1871), т„ 7, стр. 29: „наиболѣе достойный и уважаемый монахъ изъ всего духовенства“, пишетъ она своему супругу о Симонѣ.

-) См. „Записки ІПтелина о Петрѣ ПІ, императорѣ всероссійскомъ“ (Чт. Общ. Истор. и Древн. Росс. 1866. кн. IY, стр. 83). „Съ полчаса занимались, пишетъ онъ, изложеніемъ основныхъ матеріаловъ прагматической исторіи потому, что (какъ весьма часто случается) профессоръ богословія, сверхъ своего назначеннаго часа, просидѣлъ до половины 12“. Эго, конечно, возможно было только при значительномъ авторитетѣ учителя. Ср. Диринъ II, Великая княгиня Екатерина Алексѣевна до ея самодержавія. (Спб. 1885), стр. 44 и др., гдѣ замѣчается, что вел. кн. Петръ Ѳеодоровичъ непристойно обращался со своимъ учителемъ Симономъ Тодорскимъ, но съ теченіемъ времени Симонъ сумѣлъ пріобрѣсти вліяніе и довольно строго наставлялъ своего ученика.

3) Духовная Бесѣда 1872 г., №№ 19—21.

4) Духовная Бесѣда, 1872 г., Л»№ 23—28. Въ Библіотекѣ Имнер. Общ. Истор. и Древн, Россійскихъ, вып. II: Описаніе рукописей и бумагъ, поступившихъ съ 1846 по 1902 г. вкл. трудъ Е. И. Соколова, подъ 630 указываются: „Письма и нѣкоторыя другія мелкія бумаги, принадлежавшія преосв. Симону Тодорскому, архіепископу псковскому и нарвскому, хранящіяся въ псковской духовной семинаріи. Автографъ Князева, 1872 г. въ листъ на 11 листахъ“. Въ „Чтеніяхъ“ этихъ писемъ не появлялось. Быть можетъ, это вышеуказанные „Матеріалы“, помѣщенные въ 1872 же году въ Духовной Бесѣдѣ. Проф. В. О. Ключевскій въ одномъ засѣданіи въ Общ. Истор. и Древ. Россійскихъ заявилъ, что одинъ преподаватель семинаріи (псковской) нашелъ сочиненія и письма извѣстнаго еп. Симона на греческомъ языкѣ и предлагаетъ издать ихъ въ русскомъ переводѣ въ „Чтеніяхъ“ Общества. Тогда же рѣшено было ихъ принять и напечатать, но въ печати эти сочиненія и письма не появлялись. (См. Чт. Общ. Исторіи и Древ. Рос. 1883, кн. IV, протоколы, стр. 44).

s) Псков. Еп. Вѣдом. 1898 г., 1—13, 16, 18—22; 1899, №№ 1, 5,

9, И, 12, 15.

ская епархія (Историческій очеркъ) ‘); прот. Ф. 3.,— Преосв. Симонъ Тодорскій, архіепископъ псковскій и нарвскій, членъ Св. Синода (Въ виду 150-лѣтія со дня его кончины 21-го февраля 1754 года) * 2 3). Нѣкоторыя свѣдѣнія можно находить въ сочиненіяхъ: Аскоченскаго В..— Кіевъ съ древнѣйшимъ его училищемъ академіею Макарія (Булгакова),—Исторія кіевской академіи 4), въ диссертаціи Вишневскаго Д.,—Кіевская академія въ первой половинѣ XYIII вѣка 5 * 7 8), а также въ двухъ сочиненіяхъ прот. I. Сы[щова,— 150-лѣтіе костромской духовной семинаріи (1747—1897 гг.) °) и Архипастыри костромской епархіи за 150 лѣтъ ея существованія (1745 — 1898 гг.) '’). Есть еще рукописное сочиненіе протоіерея Діева М.,— 120-лѣтіе костромской епархіи s), гдѣ отведено мѣсто Симону, какъ первому достойнѣйшему и добродѣтельнѣйшему енискому новооткрытой епархіи и др.9). Вообще

') Исков. Еп. Вѣдом., 1894—95 г.г.

2) Церков. Вѣдом., 1904 г., № 9, стр. 304—314.

3) Кіевъ 1856, ч. II.

4) Спб. 1843.

5) Кіевъ 1903, составленная по „новымъ даннымъ, относящимся къ исторіи этой академіи“.

fi) Кострома 1897, стр. 8, 12, 15, 16—19.

7) Кострома 1898 г. стр. 6—7.

8) Ркп. Импер. Публич. Библіотеки. F. I. № 588.

9) Здѣсь же отмѣтимъ: замѣтку Лебедева К. К., Одна изъ резолюцій Симона (Тодорскаго), архіепископа псковскаго и нарвскаго (ІІсков. Еп. Вѣдом. 1894 г. № 18). Кромѣ этого въ Рук. Отд. Импер. Пуб. Библіотеки въ собраніи автографовъ находятся: Резолюція архіепископа Псковскаго Симона Тодорскаго отъ 18 сентября 1752 года, на доношеніи ректора псковской духовной семинаріи, игумена великопустынскаго монастыря Игнатія и префекта іеродіакона Симона о преподаваніи философіи ученикамъ богословія; затѣмъ бумаги Симона Тодорскаго: а) разнаго рода выписки, невидимому, отрывки комментарій къ разнымъ текстамъ свящ. писанія, относящіеся къ 1733—1738 гг., на нѣмецкомъ и латинскомъ языкахъ; б) приказаніе кому въ какой школѣ учить и кому въ какомъ монастырѣ игуменомъ быть, 1746 года, заканчивающееся такимъ наставленіемъ: '„обуча-ти же учителямъ онымъ по самой христіянской совѣсти со всякимъ тщаніемъ п попеченіемъ о душахъ обучающихся, яко отвѣтъ имуще воздати зч ученіе свое въ страшное Христово пришествіе“. Ср. „Записки кн. Якова Шаховскаго, изд. Рус. Стар. (Спб. 1872), стр. 69: по поводу дѣла Анатолія Мелеса, родного племянника Симона Тодорскаго, архим. ІІавло-Георгіевскаго монастыря на аѳонской горѣ, затѣмъ хиротонисаннаго во епископа милетійскаго. Поведеніе послѣдняго на допросѣ въ Св. Синодѣ, „горделивыя рѣчи его не понравились особливо тогда бывшему преосв. епископу псковскому Симону Теодорскому“, замѣчаетъ Я П. Шаховской.

же замѣтимъ, что личность Симона, не смотря на его значеніе въ исторіи, еще не имѣетъ изслѣдователя, а ученая слава его стоитъ только на традиціи, созданной восторженными похвалами его учениковъ. Несомнѣнно, однако, что и среди современниковъ не академическаго круга, ученое имя Симона пользовалось извѣстностью, не только въ Кіевѣ, но и за предѣлами Россіи. Такъ, паир., извѣстный паломникъ по св. мѣстамъ Василій Григоровичъ-Барскій, находясь на о. Патмосѣ, слышалъ. что въ Кіевѣ (около 1740 г.) явился учитель, «зѣло искусный въ греческой мудрости». Живо заинтересовавшись этимъ слухомъ, онъ въ письмахъ къ своимъ роднымъ проситъ ихъ сообщить ему свѣдѣнія объ этомъ славномъ учителѣ. Такимъ учителемъ оказался Симонъ Тодорскій, знакомый Барскому, а можетъ быть, и товарищъ его по кіевской академіи. Между ними завязалась переписка, пока еще не опубликованная, тѣмъ не менѣе о содержаніи ея можно судить по письмамъ Барскаго къ роднымъ, чрезъ которыхъ переправлялась эта корреспонденція, съ просьбою передать «съ великимъ поклоненіемъ» «иное купно посланіе еллиногреческимъ язикомъ късловеснѣшему и премудрѣйшему отцу Симону Тодорскому» *). По библіографіи, однако, извѣстно, что въ числѣ рукописей церковно-археологическаго музея при кіевской духовной академіи, какъ памятникъ учености Симона, имѣется «Греческая грамматика его отъ 1741 — 1744 года съ другими статьями, въ 4-ку, на 196 листахъ» и Budimenta linguae Graecae in quibus paradigmata declinationum conjugationumque cum allis pernecessariis ad soiidiorum huius sacri idiomatis coguitionem observationibus ex variis auctoribus collecta summatimque publico exhibita in Academia Kijocomohylo-zaborowsciana anno 1741 Septeinbrie 17 d. Auctore Hiero-

C.m. „Епископъ Анатолій Мелесъ“, стат. Григоровича Н. II., Рус. Арх., 1870 г., кн. 2, стр. 689—743. Ср. сообщ. Коломнина, Л. Л., Племянникъ архіеп. Симона Тодорскаго. Докладная записка графа А. II. Бестужева-Рюмина импер. Екатеринѣ II. Истор. Вѣстн. 1883 г., т. ХІП, іюль, стр. 226 и еще Тоб. Еп. Вѣд. 1885, Х!> 19: 0 колодникѣ растригѣ Ѳеофилактѣ Мелесѣ, стат. В. Серггьева. Личность послѣдняго, судя по этимъ даннымъ, представляется весьма загадочной.

Д Странствованія В. Григоровича-Барскаго. Изд. подъ ред. Н. II. Вар-суьова, ч. I, Сію. 1885, стр. XXVIII—XXIX; cp. XXXIV; ч. IV, Спб. 1887, стр. 44, 45, 50—51 и др. Замѣтимъ также, что первая мысль объ изданіи въ.свѣтъ „Странствованія- Барскаго принадлежитъ Симону Тодорскому, за смертію не успѣвшему исполнить этого намѣренія (см. ч. I, стр. LVIII).

monacli. Symone Todorscy. ordinario profcssore et primo plantatore linguarum orientalium 1). Экземпляръ ея находится также въ библіотекѣ черниговской духовной семинаріи. Здѣсь же находится сго синтаксисъ, присоединенный къ грамматикѣ, подъ заглавіемъ: Syntaxis graecae linguae regulis et observationibus ad ductum author, hac arte longa excellen-tium in usum Roxolanae juventutis illust. ac proposita in Academia Kijovomohylozaborovsciana. Anno 1743, mart 17 die 2). Очевидно, эти филологическіе труды Симона сразу же нашли себѣ широкое распространеніе въ тогдашнихъ училищахъ и, между прочимъ, въ лучшемъ сравнительно съ другими школами того времени черниговскомъ коллегіумѣ, или иначе—черниговскихъ греко-латинскихъ школахъ. Впослѣдствіи эти труды были изданы Варлаамомъ Ляшевскимъ 3) и имѣли общее распространеніе въ духовныхъ школахъ въ теченіе продолжительнаго времени. Другихъ филологическихъ трудовъ Симона пока не найдено, хотя они предполагаются существующими 4). Послѣ его смерти осталась богатѣйшая библіотека, завѣщанная имъ псковскому архіерейскому дому и только впослѣдствіи, изъ опасности пожара, переданная въ псковскую семинарію. В. Щукинъ, видѣвшій опись книгъ Симона Тодорскаго, представленную псковскимъ архіерейскимъ домомъ въ Св. Синодъ, называетъ множество авторовъ и сочиненій главнымъ образомъ классической древности, а также современной Симону нѣмецкой богословской науки. «Въ ея составъ, говоритъ онъ, вошли сочиненія многихъ отцевъ церкви, книги почти всѣхъ главнѣйшихъ классическихъ писателей латинскихъ и греческихъ, сочиненія нѣмецкихъ богослововъ, философовъ и филологовъ, наконецъ, особенно много печатныхъ изданій и рукописей, касающихся Би-

1) Петровъ Н. И., Описаніе рукописей церковно-археологическаго музея при кіевской духовной академіи, вып. I (Кіевъ 1875), стр. 29—30, №.Ѵ° 67 и 68. Ср. Лилеевъ М. И., Описаніе рукописей, хранящихся въ библіотекѣ черниговской духовной семинаріи (Спб. 1880), стр. 211.

2) Лилеевъ М. И., соч. цит., стр. 211—212.

3) Вишневскій Д, - соч. цит., стр. 270—271: сочиненія, изданныя Варлаамомъ Лящевс-кимъ Grammatiea, Prosortia и Poesia—суть труды Симона Тодорскаго. Ср. Щукинъ В., ст. цит. 1898 г.. № 18.

4) См. Филаретъ, архіеп. черниг., Истор. рус. церкви (М. 1888), періодъ 5, стр..71 и другими, напр., Князевымъ А. С.

бліи (полиглотты) и восточныхъ языковъ» ‘). Среди послѣднихъ многія на индійскихъ нарѣчіяхъ, на татарскомъ, санскритскомъ, тамульскомъ, термскомъ и др. языкахъ * 2). Митр. Евгеній въ своихъ письмахъ къ В. Г. Анастасевичѵ писалъ, что онъ «отыскалъ цѣлую тамульскую книгу въ бумагахъ Тодорскаго, печатную Hallae Magdeburgicae 3), а также, что въ библіотекѣ послѣдняго находились: «Сибирскія, семипалатинскія на манджурскомъ языкѣ рукописи, которыя нѣкогда Петръ Великій посылалъ къ извѣстному Виньону, какъ знатоку, для прочтенія н перевода. Послѣдній, продолжаетъ мптр. Евгеній, былъ догадливъ съ своимъ переводчикомъ Фурманомъ, выдумавши ложный переводъ. Покойный Тодорскій, стяжавшій сіи рукописи, въ его время невѣдомыя въ Россіи, вѣрно имѣлъ какое-нибудь свѣдѣніе и о содержаніи оныхъ» 4). Кромѣ того, книжныя сокровища Симона, по указанію библіографіи и свидѣтельствамъ историческихъ трудовъ, имѣются въ библіотекахъ костромской духовной семинаріи 5), въ Императорской Публичной и Академіи Наукъ 6). Всѣ эти свѣдѣнія не провѣрены; такъ какъ названныя книгохранилища еще не достаточно обслѣдованы. Быть можетъ, какъ мы уже замѣтили, среди ихъ богатыхъ рукописныхъ сокровищъ находятся и учные филологическіе труды Симона 1). Не имѣя въ рукахъ фактическихъ доказательствъ учености Симона, какими бы могли быть его труды, однако, на основаніи приведенныхъ свидѣтельствъ о книжныхъ сокровищахъ, оставшихся послѣ его смерти, можно заключать о самомъ широкомъ

б Псковскія Ец. Вѣдомости 1899 г., № 15. Мы пе видѣли въ архивѣ Св. Синодѣ этой „Описи“, хотя нашли указаніе, что она была представлена псковскимъ архіерейскимъ домомъ въ Св. Синодѣ, отъ 29 марта, 1755 г.

2) Псков. Еп. Вѣдом. 1899, № 15.

3) Рус. Архивъ, 1889, Л» 6, стр. 200.

4) Рус. Архивъ, 1889. Л» 6, стр. 196.

г’) Въ пожаръ въ февралѣ 1907 г. библіотека Тодорскаго едва ли не погибла.

,;) Филаретъ, архіеи. черниг., Исторія русской церкви. Изд. 5 (М. 1888), періодъ 5, стр. 71: „Изслѣдованія (Симона) по восточной филологіи, досолѣ неизданныя, остаются рукописными въ библіотекѣ петербургской Академіи Наукъ“.

7) Ibid. Ср. Князевъ А. С'., Симонъ Тодорскій...; Евгеній митр., Слов. историч.; Филаретъ черниг., Обзоръ рус. дух. литер., стр. 325. Ист. рус. церкви—его же. Знаменскій II. В., Руководство къ рус. церковной исторіи, Каз. 1886, стр. 343.

образованіи ея владѣтеля, его ученыхъ интересахъ и стремленіяхъ. Современники высоко цѣнили ученость Симона; даже правительство—духовное и свѣтское смотрѣло па него, какъ на солидный ученый авторитетъ. Въ то время особенную услугу филологическія познанія Симона могли оказать русской богословской наукѣ участіемъ его въ исправленіи Библіи, завершившемся изданіемъ 18 декабря 1751 г. «первымъ но исправленіи тисненіемъ» въ

С.-Петербургѣ, такъ называемой, елизаветинской Библіи. Правда, участіе въ этомъ дѣлѣ Симона въ паукѣ еще недостаточно раскрыто. ІТроф. Ѳ. Елеонскій въ своемъ трудѣ: «По поводу 150-лѣтія елизаветинской Библіи; о новомъ пересмотрѣ славянскаго перевода Библіи» *) только однажды упоминаетъ имя Симона въ числѣ членовъ Св. Синода, подписавшихъ докладъ императрицѣ Елизаветѣ, чтобы данъ былъ указъ о томъ: «употреблять ліі при библейномъ свидѣтельствѣ и исправленіи къ дополненію греческой сирскую и еврейскую, такожъ протчихъ діалектовъ, Библію» * 2 3). Указомъ, отъ 25 февраля 1744 года, Симонъ былъ уволенъ, въ виду обязанностей законоучителя при дворѣ, отъ постояннаго присутствія въ засѣданіяхъ Синода, занимавшагося чтеніемъ представленнаго справщиками :$) текста Библіи; тѣмъ не менѣе, предписывалось, что «когда случится въ томъ дѣлѣ какое затрудненіе во истолкованіи чего-нибудь въ Священномъ Писаніи то ему оповѣщать... и для той пѵжды оный архимандритъ Симонъ тогда будетъ къ тому дѣлу пріѣзжать » 4).

Кромѣ славы ученаго, имя Симона окружено ореоломъ знаменитаго церковнаго витіи. Митр. Макарій (Булгаковъ) въ своей «Исторіи кіевской духовной академіи» говоритъ: «между славными витіями въ свое время почитались Симонъ Тодорскій, пріобрѣтшій себѣ отличное уваженіе отъ народа, когда тол-

Д Спб. 1902.

2) Ibid. 117, ср. 118. Ср. Прав. Бог. Энц., подъ ред. проф. А. П. Лопухина, т. II (Петроградъ 1901), ст. проф. Ѳ. Елеонскаго, Библія въ Россіи. Дѣятельность петровскихъ исправителей славянской Библіи и послѣдующихъ. Изданіе елизаветинской Библіи въ 1751 г., стлб. 515. Знаменскій П. В., Руководство къ рус. церковной исторіи, Каз. 1886, стр. 343.

3) Знаменитыми учениками Симона Варлаамомъ Лящевскимъ, Гедеономъ Сломинскимъ и Іаковомъ Блонницкимъ.

4) Опис. докум. и дѣлъ, хранящ. въ арх. Св. Синода (Спб. 1878), т. III, приложеніе XVI и XVII. Ср. Чистовичъ И. А., Исправленіе текста славянской Библіи предъ изданіемъ 1751 г. Прав. Обозр., 1860, № 4—апрѣль стр. 502—503.

ковалъ еще при академіи кіевской по воскреснымъ и праздничнымъ днямъ такъ называемыя большія инструкціи и потомъ поддержавшій свою славу до конца жизни многочисленными поученіями» *). Такой же отзывъ нерѣдко молено встрѣтить и въ спеціальныхъ гомилетическихъ изслѣдованіяхъ * 2 3) и церковныхъ исторіяхъ а). Однако, изъ «многочисленныхъ поученій» Симона самому Макарію были извѣстны только два 4). Митр. Евгеній въ своемъ «Словарѣ историческомъ» указываетъ тоже на два изданныя слова Симона, именно «Слово, проповѣданное 1745 года, августа 21 дня, на день бракосочетанія вел. кн. Петра Ѳеодоровича съ вел. кн. Екатериной Алексѣевной» и «Слово, проповѣданное 1747 года ноября 25, на день восшествія на престолъ императрицы Елизаветы Петровны» 5). Только архіеп. Филаретъ въ своемъ «Обзорѣ» перечисляетъ четыре слова Симона; именно, сверхъ упомянутыхъ у митр. Евгенія, указываетъ еще два: «Слово на 10 февраля 1743 года, въ

день рожденія вел. кн. Петра Ѳеодоровича и Слово на день рожденія императрицы Елизаветы Петровны, 18 декабря 1746 года 6). Причемъ, оба автора (Евгеній и Филаретъ) за-

0 Спб., 1843, стр. 175; ср. Филаретъ, Обзоръ русской духовн. литературы (СПБ. 1884). изд. 3, стр. 325.

-’) Заведеевъ II., Исторія руссскаго проповѣдничества отъ XVII в. до настоящаго времени. Тула, 1879, стр. і73; ср. Савлучинскій 77., Русская духовная литература первой половины XVIII в. и ея отношеніе къ со-временнности (170—1762), Кіевъ, 1878; ср. Катаевъ Н., Очеркъ истор. рус. церк. проповѣди. Изд. 2. Одесса 1883, стр. 171; ср. Соколовъ 717., Рус. церк. проповѣдничество въ XVIII в. Дух. Бесѣд., 1871, № 37 и др.

3) Напр., Знаменскій П. В. въ своемъ Руководствѣ но русской церковной исторіи, Спб. 1904, стр. 420 и др.

4) Истор. Кіевской дух. акад., стр. 175.

5) Стр. 222—223.

6) Обзоръ рус. дух. лит., стр. 326. Березинъ В., авторъ Описанія рукописей Почаевской лавры, хранящихся въ библіотекѣ музея при кіевской духовной академіи (Кіевъ 1881), стр. 76, подъ № 50, отмѣчаетъ: Латино-русскій сборникъ XVIII в., въ 4-ку, на 106-ти листкахъ, заключающій школьныя латинскія и русскія упражненія, копіи съ печатныхъ проповѣдей Амвросія новгородскаго, Симона Тодорскаго, Кирилла Флоринскаго и др. русскихъ проповѣдниковъ XVIII в. По этой глухой ссылкѣ трудно сказать, какія печатныя проповѣди Симона тамъ помѣщепы. „Предика“ „въ день высочайшаго Ихъ Императорскихъ высочествъ браковѣнчанія“, 21 авг. 1745 года, была отпечатана въ типографіи Академіи Наукъ въ количествѣ „600 экземпляровъ на коментарной бумагѣ, да на александрійской гапандской бумагѣ 25 экземпляровъ“ (см. Матеріалы для исторіи Императорской Академіи Наукъ, т. XII (СПБ. 1895),

мѣчаютъ, что многіе другіе гомилетическіе опыты Тодорскаго остаются не напечатанными и находятся въ библіотекахъ Императорской Публичной и Академіи Наукъ. Такимъ образомъ, названныя четыре слова Симона Тодорскаго, сдѣлавшіяся уже давно библіографическою рѣдкостью, остаются до сихъ поръ памятниками и свидѣтелями его проповѣднической дѣятельности. Изслѣдователи уже достаточно отмѣтили достоинства этихъ гомилетическихъ трудовъ Симона въ періодъ его придворнаго служенія ‘), а о словѣ въ день бракосочетанія Петра Ѳеодоровича съ Екатериною Алексѣевною имѣется въ исторической литературѣ отзывъ придворной особы, слышавшей эту предику. Именно, мать Екатерины, Іоанна—Елизавета, корреспондируя супругу свои впечатлѣнія по поводу брака дочери писала: «отецъ Тодорскій... произнесъ прекрасную проповѣдь, въ которой много распространялся о чудесахъ Про-видѣнія въ тѣхъ, кого предназначаетъ Оно отцами своихъ народовъ; онъ видѣлъ перстъ Провидѣнія въ рожденіи этихъ двухъ отраслей домовъ ангальскаго и голынтинскаго, которые превознесъ исторически; причемъ не забылъ ничего, что должно украсить и распространить цвѣтистую рѣчь» 2). Выступалъ ли Симонъ въ періодъ своего служенія при дворѣ, кромѣ указанныхъ случаевъ, остается неизвѣстнымъ. Вмѣсто этого въ настоящее время представляется возможность говоритъ о проповѣднической дѣятельности Симона въ кіевскій періодъ его служенія, когда, по словамъ историка, «кіевляне съ жадностію текли послушать его» 3). Въ нашемъ распоряженіи * ч.

стр. 602). „Предика“ въ день рожденія Его Импер. высочества вел. кн. Петра Ѳеодоровича, 10 февр. 1743 года, была также напечатана съ оригинала въ типографіи Академіи Наукъ, причемъ приказано было „до двадцати взнесть въ Сенатъ, а протчія отдать въ Св. ІІрав. Синодъ“. (См. Матеріалы для исторіи Импер. Академіи Наукъ (СПБ. 1889), т. V, стр. 545—546; ср. стр. 620).

Д Поповъ Н., Придворныя проповѣди въ царствованіе Елизаветы Петровны въ Лѣтописи русской литературы и древности, изд. Тихонравова, Москва 1859, т. II, отд. III, стр. 1—34. Билярскій Л., Библіографическая замѣтка о похвальномъ словѣ Петру III въ Зап. Импер. Акад. Наукъ, т. III (СПБ. 1863). Воскресенскій Г. А. проф. Придворная академическая проповѣдь въ Россіи полтораста лѣтъ назадъ въ Душеп. Чт. 1893 г.,

ч. Ш, стр. 254—262 и отд. брош. М. 1894. Щукинъ В. въ цит. статьѣ подробно останавливается на характеристикѣ этихъ 4-хъ проповѣдей и дѣлаетъ справедливую оцѣнку^

2) Сбор. Рус. Истор. Общ. (СПБ. 1871), т. 7, стр. 54.

3) Діевъ М. прот.—еоч. цит. Ркп. Импер. ІІуб. Биб. F. I. Л» 588, стр. 11.

находятся уже отмѣченныя библіографіей *) четыре слова Симона, но, насколько извѣстно, еще не опубликованныя. Именно: 1) Слово на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы, проповѣданное іеромонахомъ Симономъ Тодорскимъ, на текстъ: «Да дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида, отца Его и воцарится въ дому Іаковли во вѣки», 2) Слово на Воскресеніе Христово, всечестнымъ іеромонахомъ Симономъ Тодорскимъ проповѣданное, на текстъ: «Воста за оправданіе наше»; 3) Слово въ день живоначальныя Троицы, пречестнымъ іеромонахомъ Симономъ Тодорскимъ проповѣданное въ монастырѣ Курильскомъ 2) 1741 году, на текстъ: «Рече безуменъ въ сердцѣ своемъ нѣсть Богъ»: 4) Слово, проповѣданное во обители Выдубицкой 1741 года сентября 6-го іеромонахомъ Симономъ Тодорскимъ, па текстъ: «Врата адова не одолѣютъ ей».— Проф. Г. А. Воскресенскій въ статьѣ: Придворная академическая проповѣдь въ Россіи полтораста лѣтъ тому назадъ 3) ссылается на рукописный сборникъ библіотеки московской духовной академіи (X? 163), въ которомъ находятся четыре слова Симона Тодорскаго: 1) на день рожденія вел. кіі. Петра Ѳеодоровича, 10 февраля 1743 года; 2) на день Пасхи 1742 года 4); 3) на день Св. Троицы 1741 года 3) и 4) на 25 марта 1741 года. М. Лилеевъ указываетъ еще Слово въ день Пресвятыя Троицы 1742 года “), въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ іеромонахомъ Симономъ Тодорскимъ проповѣданное ’7).—Сопоставляя эти указанія относительно данныхъ проповѣдей, можно заключать, что слова на день Благовѣще- 9

9 Родосскій Л. С., Описаніе рукописей, поступившихъ въ Спб. дух. акад. въ 1899 году. Христ. Чт. 1900 г., ч. II, т.'ССІХ, стр. 680. См. 2-я рукопись, подъ заглавіемъ: Сборникъ проповѣдей русскихъ проповѣдниковъ XVIII в. Ак. В. № Аіі/зой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Кирилловскій монастырь находился близъ Кіева „на знаменитомъ, извѣстномъ въ лѣтописяхъ мѣстѣ „Дорожиче“ (или Дорогожиче). Кн. Всеволодъ II Ольговичъ черниговскій здѣсь 1140 г. одержалъ побѣду и завладѣлъ великокняжескимъ престоломъ, въ память чего и воздвигъ монастырь. Въ 1787 г. монастырь былъ упраздненъ. См. Айналовъ и Рп>-динъ, Древніе памятники искусства Кіева. Харьковъ 1899, стр. 58.

3) Душеп. Чт. 1893 г., ч. II, стр. 254—262.

4) Пасха въ 1742. году 17 апрѣля.

ь) 17 мая.

6) 5 іюня.

7) Опис. рукоп., хранящ. въ библот. черн. дух. сем. (СПБ. 1880): Сборникъ разныхъ богословскихъ разсужденій, поученій и проповѣдей XYIII в. кіевскаго происхожденія, лл. 259 (стр. 42).

7*80

иія Пресвятыя, Богородицы и на день Св. Троицы сборниковъ библіотекъ СПБДА. и МДА. тожественны и относятся къ 1741 году *), что видно изъ надписаній. Слово же, указанное въ Описаніи рукописей г. Лилеева. па день Пресвятыя Троицы отличается отъ словъ, находящихся въ сборникахъ СПБДА. и МДА., такъ какъ первое произнесено въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ въ 1742 году, какъ видно изъ надписанія, два же другихъ произнесены въ 1741 году, и, какъ видно но надписанію сборника СІІБДА., въ Кирилловскомъ монастырѣ. Только относительно слова на день святыя Пасхи сборниковъ СПБДА. и МДА. не имѣемъ данныхъ сказать, тожественны ли они. или нѣтъ? Правда, г. Родосскій въ своемъ Описаніи всѣ 4-е слова СПБДА. сборника относитъ къ 1741 году, такимъ образомъ, слово на день Пасхи сборника МДА. не будетъ тожественнымъ съ словомъ сборника СПБДА., такъ какъ, по надписанію, первое произнесено 1742 года. Такимъ образомъ, въ библіографіи извѣстны, кромѣ четырехъ словъ, сказанныхъ при дворѣ, еще 6-ть словъ; именно: одно—слово на день Благовѣщенія, два— на день Пасхи, два—на день Св. Троицы и одно—на день (6 сентября) чуда св. Архистратига Михаила въ Хонѣхъ. Проф. Г. А. Воскресенскій относительно трехъ словъ сборника МДА., общихъ съ двумя словами сборника СПБДА., выражается въ своей, уже названной нами статьѣ, что «они не содержатъ въ себѣ никакихъ намековъ на современность 2), съ чѣмъ отчасти можно согласиться. Это чисто учительныя слова догматическаго содержанія (напр. объ оправданіи и искупленіи), написанныя въ духѣ обычнаго тогда кіевскаго риторическаго краснорѣчія и имѣютъ въ виду простыхъ слушателей («сердечный простолюдине»). Въ этомъ послѣднемъ отношеніи наши четыре слова преимуществуютъ предъ четырмя торжественными словами Симона изъ періода придворнаго его служенія, когда проповѣдникъ долженъ былъ необходимо считаться съ традиціями придворнаго этикета и едва, ли не опредѣляться въ панегиристическомъ содержаніи своихъ предикъ.

Хотя слово на Благовѣщеніе въ сборникѣ СПБДА. въ надии-саніи и не датировано, однако, по содержанію его можно судить, что оно произнесено на страстной недѣлѣ: „Что речемъ о смерти Нго въ настоящей сей страстной седмицы по должности всѣхъ насъ христіанъ празднуемой“. Благовѣщеніе въ ’JT-ll г. было въ великую среду. Пасха 29 марта.

2) Душен. Чт. 1893. ч. ГІІ.

Анализируя содержаніе этихъ четырехъ словъ, легко отмѣтить крупныя богословскія познанія проповѣдника. Каждое слово построено на текстъ и на всемъ своемъ пространствѣ зиждется на Словѣ Божіемъ. Приноравливаясь къ слушателямъ, проповѣдникъ кратко, по общедоступно, по мѣстамъ вступать въ экзегетику, привлекаетъ греческій и еврейскій діалекты, дѣлаетъ интересныя сравненія, заимствуя образы для нихъ изъ восточной жизни и природы. Касаясь русской дѣйствительности, Симонъ выступаетъ строгимъ обличителемъ пороковъ современниковъ: пьянства, распутства, картежничества, игры въ кости, чѣмъ страдала, дѣйствительно, русская жизнь ХУШ вѣка. Какъ просвѣщеннѣйшій человѣкъ того времени, Симонъ строго обличаетъ невѣжество людей, кичащихся своимъ мнимымъ просвѣщеніемъ, «хочай то и много лѣтъ потеряли многій но Львовахъ, по Краковахъ, по Римахъ, по Ліонскахъ, по Ан-гліахъ и Голландіахъ, ищущихъ мнимыя себѣ премудрости..., «взглядомъ ученыхъ».—(Слово на Воскресеніе Христово). Особенно л;е обличаетъ военное сословіе за его высокомѣріе и пустоту. Такимъ образомъ, въ нѣкоторыхъ словахъ въ значительной мѣрѣ проглядываетъ характеръ той эпохи, духъ того времени. Кромѣ значенія литературно - гомилетическихъ памятниковъ, отражающихъ въ себѣ штрихи жизни ХУШ вѣка и связанныхъ съ авторствомъ достойнѣйшаго іерарха того времени, эти четыре слова даютъ достаточный матеріалъ для характеристики личности Симона вообще и въ частности его вѣроисповѣдныхъ убѣжденій. Это обстоятельство важно тѣмъ болѣе, что относительно религіозныхъ убѣжденій Симона въ исторической литературѣ скопились тѣневыя недоразумѣнія. Заграничное образованіе Симона въ Галлѣ, центрѣ піэтизма и нѣкоторое увлеченіе имъ, выразившееся въ переводѣ сочиненія «Объ истинномъ христіанствѣ» Іоанна Арндта, часто толковались въ смыслѣ его симпатій къ лютеранству. Къ тому же нѣкоторыя историческія свидѣтельства заинтересованныхъ въ вѣроисповѣдныхъ вопросахъ особъ уклончивыми характеристиками Симона, какъ богослова-законоучителя, нарочито сгущаютъ тѣни. Такъ, извѣстная Іоганна-Елизавета замѣчаетъ о. Симонѣ, что «онъ знаетъ основательно три вѣроисповѣданія, такъ какъ долго слушалъ лекціи въ Галлѣ; преимущественно онъ прилежитъ къ лютеранству, знаетъ наши опасенія противъ нѣкоторыхъ внѣш-

нихъ обрядовъ его вѣроученія» ‘). Секретарь посольства, саксонскій уполномоченный при русскомъ дворѣ Пенольдъ заявлялъ, что Симонъ изъ Галле «вынесъ очень не строгія убѣжденія»2). Царственные же ученики Симона и особенно вел. кн, не казались современникамъ православными. Такъ, по мнѣнію Штелина, ве'л. кн. Петръ Ѳеодоровичъ «помысломъ касательно вѣры былъ болѣе протестантъ, чѣмъ русскій» 3), а вел. кн. Екатерина Алексѣевна, по ея собственнымъ словамъ, «не находила различія между вѣрою греческою и лютеранскою», почему и «рѣшила перемѣнить религію» 4). Самъ Симонъ, по словамъ Арсенія Мацѣевпча, сказанныхъ послѣднимъ на допросѣ Шешковскаго, будто говаривалъ ему относительно религіозныхъ убѣжденій своихъ учениковъ, замѣчая, что вел. князь въ вѣрѣ «не твердъ», а Екатерина Алексѣевна «тверда»5). Всѣ подобнаго рода историческія данныя давали нѣкоторое право историкамъ выражаться неопредѣленно относительно религіозныхъ убѣжденій Симона. Проф. В. А. Бильбасовъ, характеризуя Симона, какъ «человѣка образованнаго и вѣротерпимаго», относительно тѣхъ вліяній, подъ которыми онъ находился, выражается такъ: «во время пребыванія Тодорскаго въ Галлѣ началъ уже зараждаться историко-критическій взглядъ на богословіе, развитый послѣ Землеромъ... Эта горячая, живая борьба мнѣній, взглядовъ, методовъ не могла не отразиться на Тодорскомъ: онъ былъ увлеченъ новою школою, ея методомъ при обсужденіи богословскихъ вопросовъ и возвратился въ Россію глубоко убѣжденнымъ человѣкомъ, ставившимъ внутренній смыслъ христіанскаго ученія выше всякихъ внѣшнихъ обрядностей, и научно образованнымъ богословомъ, понявшимъ тщету вѣроисповѣдныхъ особенностей» °). Почти тоже говоритъ о немъ г. Я. Горожанскій въ своемъ изслѣдованіи: «Дамаскинъ Семеновъ-Рудневъ, епископъ нижегородскій (1737—1795 гг.), его жизнь и труды» 7). Симонъ, по его словамъ, «десять лѣтъ провелъ въ разныхъ

’) Сбор. Рус. Истор. Общ. (Снб. 1371), т. 7, стр. 29.

2) Ibid. т. 6, стр. 464.

л) Чт. Общ. Ист. и Древ. Росс. 1866, кн. IV, стр. 111; ср. Записки А. Т. Болотова.

4) Записки Екатерины.

ь) „Рус. Стар.“ 1885, февр., стр. 326.

е) Исторія Екатерины Второй, т. 1 (Снб. 1890). стр. 92, ср. 113 — 114.

7) (Кіевъ 1894).

университетахъ за границей, изъ нихъ четыре года слушалъ лекціи въ галльскомъ университетѣ... Это былъ научно-образованный богословъ, къ сожалѣнію, въ значительной степени зараженный историко-критическимъ взглядомъ на богословіе, сильно распространившимся въ то время въ галльскомъ университетѣ и развитымъ позднѣе Землеромъ» 1). Отзывы, какъ видно, не исключаютъ возможности видѣть въ Симонѣ протестантскій духъ. Правда, въ то время какъ одни изъ современниковъ указывали на протестантскія симпатіи Симона, академикъ Штелинъ, учитель вел. кн. Петра Ѳеодоровича по исторіи, самъ протестантъ, хорошо знавшій Симона, не склоненъ былъ видѣть въ немъ протестантскихъ симпатій, а, наоборотъ, какъ будто замѣчалъ католическія тенденціи, говоря о немъ въ своихъ «Запискахъ», что «онъ мечталъ быть папою» 2). Эти, столь противорѣчивыя, мнѣнія современниковъ относительно вѣроисповѣдныхъ убѣжденій Симона, въ исходномъ пунктѣ своемъ имѣвшія, очевидно, далеко непривычныя еще для людей XYIII в. идеи широкой, просвѣщенной толерантности, носителемъ которыхъ въ значительно большей степени сравнительно съ современниками являлся онъ, совершенно ясно разрѣшаются въ опубликовываемыхъ словахъ. Въ нихъ онъ предстаетъ предъ нами горячимъ и убѣжденнымъ послѣдователемъ «Святыя церкви нашей восточнаго греческаго исповѣданія» 3), обличителемъ «езѵитскихъ сонмищъ» 4), догмата объ исхожденіи Св. Духа отъ Сына (Filioque)5), а равно и тѣхъ, которые отмѣтаются святой вѣры, «съпаиеистами ііапеисты, съ лютеранами лютеране, съ калвенами калвены, съ агарянами агаряны, между благочестивыми быти показуются» 6). Авторъ сочиненія: Отношеніе протестантизма къ Россіи въ XYI и XYII в. указываетъ на проповѣдниковъ временъ Елизаветы Петровны Симона Тодорскаго и Гедеона Криновскаго, которые заимствовались изъ извѣстнаго слова Лихудовъ о «предопредѣленіи» при обличеніи лютеро-кальвин-скаго ученія 7). Если таковы былы убѣжденія Симона въ бли-

б Ibid. стр. 22.

2) Чт. Общ. Истор. и Древ. Рос. 1866, ч. IV, ст. 77.

3) Слова на день 6 сентября и живонач. Троицы.

4) Слово на 6 сентября.

5) Слово въ день живонач. Троицы.

Э Слово на день живоначал. Троицы.

7) Соколовъ И., М. 1880, стр. 155. Тоже повторяетъ Сменцовскіи М. въ своемъ сочиненіи „Братья Лихуды“, Спб. 189Э, стр. 324.

жайшій періодъ его служенія по возвращеніи изъ-за границы, то еще болѣе устойчивыми и опредѣленными были они послѣ того, какъ онъ сдѣлался церковно-общественнымъ дѣятелемъ, послѣдовательно возвышаясь въ степеняхъ высшей іерархіи и украшаясь, какъ видно изъ вышеприведенной эпитафіи, ореоломъ мужа благочестиваго и святого въ глазахъ своихъ современниковъ, не потускнѣвшимъ въ теченіе полуторыхъ вѣковъ *).

П. Тодорскій.

W

’) Окончаніе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.