УДК 359:947.08
ИЕРАРХИЯ АПТЕКАРСКИХ СЛУЖАЩИХ РУССКОГО ФЛОТА В НАЧАЛЕ ХХ В.
© 2018 С. Ю. Макерова
аспирант e-mail: [email protected]
Воронежский государственный технический университет
В статье рассматривается иерархия аптекарских служащих Российского Императорского флота в начале ХХ в. Анализируется карьера аптекарей и фармацевтов российского военно-морского ведомства. Исследуется их место во внутренней иерархии среди офицеров и гражданских чинов русского флота.
Кроме того, уделяется внимание истории Морского министерства России и отечественной государственной службы.
Ключевые слова: Морское министерство, аптекарь, фармацевт, классный чин, русский флот, должность, морской ценз.
К началу ХХ в. аптекарская служба Российского Императорского флота прошла длительный этап становления. Отсюда карьера и служба аптекарей и фармацевтов военно-морского ведомства имела ряд профессиональных особенностей.
На вопрос, кто мог стать аптекарским служащим русского флота, достаточно полный ответ дает Российский государственный архив Военно-Морского флота (РГА ВМФ), где есть дело о назначении выпускника медицинского факультета Московского Императорского университета Д.Д. Миклашевского на должность младшего помощника аптекаря в морской госпиталь Кронштадта. Кстати, ректорат университета сам направил по поводу данного назначения запрос чиновникам Морского министерства России1.
Российское военно-морское ведомство на рубеже Х1Х-ХХ вв. расширяло штаты аптекарских служащих. Так, Владивостокский морской госпиталь дополнительно ввел должность помощника аптекаря2. Кроме того, право на получение классного чина по Морскому министерству по положению от 8 октября 1914 г. имели провизоры и магистры фармации [Волков 1993: 140].
По существу, еще в первой половине XIX в. аптекарские служащие уже считались чиновниками Морского министерства России. Например, служивший в столичном морском госпитале аптекарь К.Л. Бранский имел чин коллежского асессора и получал 228 руб. годового жалованья. Причем его еще наградили и специальным значком за беспорочную двадцатилетнюю службу [Список... 1848: 371].
Теперь остановимся на карьере аптекарских служащих флота. Они считались гражданскими чинами Морского министерства в соответствии с «Табелью о рангах» (см.: [Ливенцев 2014: 11]). При этом существовала прямая взаимосвязь между должностью и классным чином: младший фармацевт - коллежский регистратор, фармацевт - сенатский регистратор, старший фармацевт - губернский регистратор, младший помощник аптекаря - коллежский секретарь, помощник аптекаря - титулярный советник, старший помощник аптекаря - коллежский асессор, помощник управляющего
1 Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (далее - РГА ВМФ) Ф. 34. Оп. 1. Д. 1712. Л. 7-8.
2 РГА ВМФ. Ф. 410 Оп. 2 - 1. Д. 2262. Л. 11.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ
аптекой - надворный советник, управляющий аптекой - коллежский советник, аптекарь - статский советник [Ливенцев 2014: 15].
Максимальное служебное достижение для аптекарского служащего Морского министерства могло выразиться в чине статского советника, промежуточного между полковником и генерал-майором по адмиралтейству [Безрядин, Ливенцев 2014: 17]. Однако все вышесказанное не отменяло общих пенсионных льгот за выслугу лет по Морскому министерству. Более того, достигнув определенного чина, аптекарский служащий мог получить личное и, даже, потомственное дворянство [Ливенцев 2014: 67]. Конечно, среди аптекарей флота в начале служебного пути почти все относились к недворянскому сословию. Создавало определенные проблемы в карьере и преобладание среди военно-морских аптекарей и фармацевтов лиц неправославного вероисповедания.
На аптекарских служащих флота не распространялся морской ценз, необходимый для корабельных офицеров, но 24 марта 1914 г. все они согласно императорскому указу получили юридический статус военно-морских чиновников [Хесин 1965: 100]. В силу того, что аптекари и фармацевты российского военно-морского ведомства имели классные чины, для них существовало особенное служебное обращение: «Ваше Высокоблагородие»; для коллежского регистратора, сенатского регистратора, губернского регистратора и коллежского секретаря - «Ваше Благородие». Отдельно стоял чин статского советника, к которому было принято обращаться «Ваше Высокородие» [Памятная книга... 1911: 8-9]
Нельзя не сказать о месте аптекарских служащих флота в неформальной иерархии. На вершине царили строевые офицеры, заканчивавшие Морской кадетский корпус. Все они происходили из дворянских фамилий, служивших на русском флоте в течение нескольких поколений. За ними следовали технические специалисты, носившие серебряные погоны и получавшие армейские звания по адмиралтейству [Ливенцев 2015: 58]
Отдельное место во флотской иерархии занимали судовые врачи и священники. Их ценили наравне с выпускниками Морского кадетского корпуса. Судовые врачи пользовались настолько большим авторитетом, что в 1871 г. Морское министерство России выпустило специальный «знак доктора медицины Морского ведомства», который носили на служебном мундире [Доценко 2004: 74]
Однако в самом низу негласной флотской иерархии находились сухопутные чиновники Морского министерства. Как утверждает военно-морской историк Н.В. Манвелов, они были людьми даже не третьего, а четвертого сорта [Манвелов 2008: 31] Именно к гражданским чиновникам российского военно-морского ведомства и принадлежали аптекарские служащие Российского Императорского флота. Аптекари и фармацевты русского флота работали на берегу, заботясь о лекарственном обеспечении экипажей кораблей. Естественно, подобная функция принадлежала к хозяйственной деятельности Морского министерства и поэтому в глазах моряков, служивших на боевых кораблях, была второстепенной. К этому необходимо добавить изначально недворянское происхождение аптекарских служащих флота. Все перечисленные причины привели к тому, что военно-морские аптекари и фармацевты находились в самом низу флотской иерархии [Ливенцев 2015: 60].
Только в начале ХХ в. произошло профессиональное объединение аптекарских служащих флота в рамках создания в 1904 г. общества фармацевтов военного и морского ведомств. К тому же еще в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. они начали входить в состав экипажей боевых кораблей флота, а в Русско-японскую войну 1904-1905 гг. было несколько аптекарских служащих флота награжденных орденами за военные заслуги. В период Первой мировой войны на госпитальных судах русского флота должность аптекаря стала штатной единицей. Подобные изменения приближали статус военно-
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4 (48)
Макерова С. Ю. Иерархия аптекарских служащих русского флота в начале .XX в.
морских аптекарей и фармацевтов к судовым врачам. Собственно, изменение их служебного положения объясняется в рамках борьбы всего российского фармацевтического сообщества за специальное образование и отдельную отрасль знаний для фармакологии, выделенную из медицины.
Надо отметить, что у аптекарей и фармацевтов русского флота была своя форменная одежда, которая выделяла их среди других чиновников российского Морского министерства. Причем были предусмотрены несколько видов повседневной униформы [Шенк 1910: 98].
Несмотря на это, в начале ХХ в. аптекари и фармацевты Российского Императорского флота оставались чиновниками Морского министерства России, служившими в большинстве случаев на берегу в госпиталях и лазаретах. Они пользовались всеми правами и льготами, предназначенными для гражданских чинов российского военно-морского ведомства. В то же время аптекарские служащие флота не могли занять место в кают-компании боевого корабля, что предопределило их низкое место в негласной флотской иерархии.
Таким образом, процесс выделения аптекарских служащих в отдельную группу флотских чиновников происходил в начале ХХ в. одновременно с развитием фармацевтики как науки и аптечного дела как самостоятельной отрасли знаний. К сожалению, аптекари и фармацевты российского военно-морского ведомства так и не смогли пройти данный путь до 1917 г.
Библиографический список
Безрядин С.В., Ливенцев Д.В. Врачи Российского Императорского флота во второй половине XIX - начале XX в. Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2014. 80 с.
Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993. . 218 с.
Доценко В.Д. Знаки и жетоны Российского императорского флота, 1696-1917. СПб.: Полигон, 2004. 240 с.
Ливенцев Д.В. Краткий словарь государственной службы России. Воронеж: ВГПУ, 2014. 164 с.
Ливенцев Д.В. Неравенство в рядах офицерского корпуса русского флота // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (269). С. 58-65.
Манвелов Н.В. Жизнь и смерть на корабле Российского Императорского флота. М.: Яуза, Эксмо, 2008. 416 с.
Памятная книга матроса на корабле. Кронштадт, 1911. 78 с.
Российский Государственный архив Военно-Морского флота (РГА ВМФ). Ф. 34. Оп. 1. Д. 1712; Ф. 410. Оп. 2-1. Д. 2262.
Список гражданским чинам Морского ведомства первых восьми классов. СПб., 1848. 371 с.
Хесин С. Личный состав русского флота в 1917 году // Военно-исторический журнал. 1965. № 11. С. 99-104.
Шенк В.К. Правила ношения форм одежды офицерами всех родов оружия и гражданскими чинами военного ведомства. СПб., 1910. 248 с.