2. Доклад Первого Азиатско-Тихоокеанского форума «Интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: безопасность и развитие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/common/upload/RIAC_ ATR.pdf.
ИЕРАРХИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
© Пирогова О.Е.*
Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет,
г. Санкт-Петербург
В статье рассмотрены проблемы обеспечения устойчивого развития предприятий торговли на основе стоимостного подхода. Предложена функциональная схема управления, включающая несколько уровней управления на предприятии. Для каждого уровня обоснован определяющий показатель, отражающий устойчивость развития.
Ключевые слова: предприятие торговли, устойчивое развитие, функциональная схема управления, система показателей.
В настоящее время активно разрабатываются и внедряются в процессы управления концепции, основанные на принципах устойчивого развития [1-2]. Особенность этих концепций заключается в осознании ограниченности основных экономических факторов - труда, земли и капитала. Более того, современная хозяйственная деятельность человека ставит многие экономические ресурсы на грань полного исчерпания, поэтому в настоящее время необходима разработка таких моделей управления, которые, сохраняя положительную динамику экономического развития страны или региона, позволяют экономно использовать ограниченные запасы ресурсов.
Рассматривая развитие торгового предприятия с системных позиций, многие авторы считают, что развитие представляет собой процесс непрерывных, необратимых изменений. Однако известно, что в соответствии с принципами диалектики процесс развития любой системы (а развитие систем подчиняется принципам диалектики) должен представлять собой поэтапную смену различных состояний, последовательный переход количественных изменений в качественные. Поэтому, говоря о развитии предприятия, было бы неправильно оценивать развитие только с позиций изменения внутренней функциональной или организационной структуры торгового предприятия. Этап роста также является необходимым шагом в развитии, который под-
* Доцент кафедры Финансов, денежного обращения и кредита, кандидат экономических наук, доцент.
готавливает основу в виде запасов, капитала и кадров. В этом случае именно показатель роста стоимости (независимо от того каким образом достигнут данный рост) торгового предприятия может выступать в качестве ориентира, который используется для оценивания качества управленческих решений.
Кроме того, в последних исследованиях показано, что стоимостной подход не только не отвергает разработанные к настоящему времени эффективные концепции управления торговыми предприятиями, а наоборот позволяет органично вписывать их в общую систему управления устойчивым развитием предприятия. К числу таких концепций можно отнести следующие:
- система стратегических карт;
- сбалансированная система показателей;
- менеджмент бизнес-процессов;
- учет интересов стейкхолдеров предприятия;
- инвестиционный анализ и оценка инвестиционных проектов;
- риск-менеджмент.
Венчают всю систему управления устойчивым развитием модели и соответствующие методы оценивания показателей стоимости предприятия. Принципиальным отличием управления стоимостью предприятием, а также концепции устойчивого развития является нацеленность на будущее. Можно отметить следующие преимущества стоимостного подхода.
- создает общую цель и общий, универсальный язык общения для всех бизнес-единиц, региональных филиалов, функциональных подразделений и операционных единиц, что значительно повышает эффективность совместной работы (включая достижение оптимальных компромиссов);
- позволяет построить действительно полностью интегрированную систему управления бизнесом, основанную на четкой иерархической структуре ключевых факторов стоимости бизнеса;
- вбирает в себя максимум информации о деятельности предприятия (так как составление корректных прогнозов денежных потоков или отдельного ее элемента на плановый и прогнозный периоды требуют наличия, обработки и анализа действительно максимально полного и оптимального объема информации, относящейся к деятельности предприятия или его элементов);
- повышает качество и эффективность принимаемых решений (за счет предоставления руководителям и ключевым специалистам действительно оптимального объема, структуры и формата информации, необходимой для принятия решений);
- позволяет оптимально сочетать долгосрочные и краткосрочные цели предприятия путем сочетания показателей стоимости и экономической прибыли (стоимости, созданной в единицу времени, например, за квартал или за год).
В основе управления торговыми предприятиями предлагается использовать стоимостной подход, в основе которого лежит максимизация стоимости предприятия, а не традиционный подход, основанный на максимизации прибыли, как конечного результата. Одним из важнейших преимуществ стоимостного подхода к управлению является то, что этот подход впервые позволяет ликвидировать разницу между финансовыми и нефинансовыми (текущими) показателями, а также между стратегическим и текущим управлением предприятия.
Итак, говоря об управлении стоимостью, следует учитывать, что речь идет об управлении системой факторов стоимости. В крупных компаниях такая система может включать множество факторов, управление которыми требует больших затрат. Для мелких торговых компаний возможно ограничиться небольшим количеством ключевых показателей, которые на данном этапе развития будут в полной мере отражать эффективность и устойчивость развития на основе стоимостного подхода.
Поэтому первостепенной задачей является определение ключевых, наиболее значимых факторов, на которые должны быть направлены основные усилия по управлению стоимостью.
Система управления должна включать в себя несколько контуров, каждый из контуров должен соответствовать определенному горизонту управления. Так в работе [3] предложена система управления рисками на основе стоимостного подхода, включающая в себя четыре контура управления: нормативно-стратегический, стратегический, тактический и оперативный. Соответственно для каждого контура предложен один основной показатель, на основе которого оценивается уровень риска при внедрении стоимостного подхода. Однако в работе не выполнено обоснование, почему для каждого из контуров используется тот или иной показатель.
В данной работе предлагается четырехуровневая структура управления устойчивым развитием торгового предприятия, которая включает в себя четыре горизонта управления: оперативный, тактический, стратегический и нормативно-стратегический. Для каждого из контуров предлагается свой ключевой показатель, который в общем случае характеризует устойчивое развитие торгового предприятия: рентабельность активов - оперативный уровень (уровень бизнес-процесса), рентабельность собственного капитала - тактический уровень (уровень отдела), экономическая добавленная стоимость - стратегический уровень (уровень исполнительного, технического директора), фундаментальная стоимость - нормативно-стратегический уровень (уровень генерального директора, совета директоров).
Общая функциональная схема системы управления устойчивым развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода представлена на рис. 1.
Рентабельность активов может рассматриваться в качестве основного показателя на тактическом уровне, который соответствует подразделению
или бизнес процессу. В данном случае менеджерам неважно, каким образом осуществляется финансирование, откуда взяты средства. Их задача - обеспечить максимально эффективное использование имеющихся в распоряжении ресурсов. Именно рентабельность или отдача активов в данном случае выступает в качестве основного показателя эффективности деятельности.
Рис. 1. Функциональная схема системы управления устойчивым развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода
Второй уровень - оперативный, который также связан с обеспечением текущей деятельности предприятия, однако затрагивает финансовые аспекты деятельности, т.е. показывает какие финансовые ресурсы и по какой стоимости привлекаются для осуществления текущей операционной деятельности. Наиболее значимым показателем в данном случае может быть именно рентабельность собственного капитала. Выбор данного показателя обусловлен тем, что неэффективное привлечение заемных средств (что можно оценить с использованием модели финансового рычага) может приводить к снижению рентабельности собственного капитала и, как следствие, к снижению стоимости предприятия.
Следующий уровень - стратегический. На данном уровне, связанном с принятием инвестиционных решений по текущему развитию предприятия
наиболее значимым показателем является значение экономической добавленной стоимости EVA. Данный показатель учитывает риск и цену привлекаемых финансовых ресурсов для осуществления инвестиционной деятельности по обычному и расширенному воспроизводству, а также по освоению новых сфер деятельности.
Наиболее высокий уровень управления - нормативно-стратегический. Целевым показателем деятельности в данном контуре управления может служить фундаментальная стоимость - аналитическая оценка, прогноз стоимости торгового предприятия, которая трактуется как истинная стоимость, исходя из оценки или доступных фактов, которая станет рыночной стоимостью, когда остальные инвесторы придут к такому же заключению.
Управление устойчивым развитием предполагается осуществлять на основе отклонений текущих значений выбранных показателей с нормативными. При этом риск реализации программы устойчивого развития торгового предприятия может определяться на основе величины суммарного дисбаланса, полученного на каждом временном этапе.
Таким образом, разработанная функциональная схема управления устойчивым развитием базируется на стоимостном подходе, когда в качестве ключевых показателей и критериев используются показатели стоимости торгового предприятия.
Список литературы:
1. Ивашковская И.В. Управление стоимостью компании: Вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента. - 2004. - № 4. -С. 113-132.
2. Управление корпоративными изменениями по критерию устойчивости: монография / Под ред. Ю.П. Анискина. - М.: «Омега-Л», 2009. - 404 с.
3. Бадалова А.Г. Пантелеев П.А. Функциональная схема системы стратегического управления риском предприятия авиационно-промышленного комплекса на основе стоимостного подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.beintrend.ru/2011-09-07-07-22-57.
РОЛЬ УСТОЙЧИВОСТИ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ РОСТА СТОИМОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
© Пирогова О.Е.*
Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет,
г. Санкт-Петербург
В статье рассматриваются аспекты устойчивости хозяйственной деятельности для обеспечения роста стоимости торговых предприятий.
* Доцент кафедры Финансов, денежного обращения и кредита, кандидат экономических наук, доцент.