Научная статья на тему 'Проблемы определения драйверов стоимости при разработке механизма управления развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода'

Проблемы определения драйверов стоимости при разработке механизма управления развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ ТОРГОВЛИ / УПРАВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ СТОИМОСТИ / ДРАЙВЕРЫ СТОИМОСТИ / VALUE BASED MANAGEMENT / VALUE DRIVERS / SYSTEM PERFORMANCE / UNCERTAINTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пирогова Оксана Евгеньевна

В статье рассмотрены проблемы формирования системы управления развитием торгового предприятия. На основе стоимостного подхода изучены основные факторы операционной деятельности, среди которых выявлены драйверы стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пирогова Оксана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of determining the value drivers in the development of management mechanism development of commercial enterprise on the basis of cost-based approach

The paper considers the problem of formation control system development of commercial enterprise. Based on Value Based Management approach considers the main factors operating activities, including the value drivers identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения драйверов стоимости при разработке механизма управления развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода»

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

О.Е. ПИРОГОВА

Оксана Евгеньевна ПИРОГОВА — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита СПбГТЭУ.

В 1997 г. окончила Санкт-Петербургский торгово-экономический институт, в 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию.

Автор более 50 публикаций.

Сфера научных интересов — разработка механизмов повышения устойчивости торговых предприятий.

^ ^ ^

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДРАЙВЕРОВ СТОИМОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СТОИМОСТНОГО ПОДХОДА

В качестве приоритетной цели экономического развития России [15] провозглашено обеспечение положительной динамики развития и вхождение страны в 2015-2020 гг. в пятерку стран-лидеров по объему ВВП. В Стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что в ближайшие 10-15 лет одну из ключевых ролей в развитии экономики страны будет играть торговля.

Ориентированность развития экономики страны на рост ВВП вызвана тем, что в макроэкономике доминирует представление об экономическом росте, ведущем к росту благосостояния населения страны как количественной характеристике выпуска продукции и увеличения реального ВВП. Рост ВВП в динамике характеризует увеличение благосостояния населения, однако одним из условий обеспечения роста ВВП является наличие развитой товаропроводящей системы [10], что обусловливает необходимость дальнейшего развития торговой отрасли.

На протяжении последних лет торговая отрасль является одной из наиболее быстро развивающихся, опережая по темпам роста многие отрасли экономики России [14]. Среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли в последние годы составляли в среднем 9,8 %, а в секторе оптовой торговли — 8,5 %, при этом темпы роста оборота мировой розничной торговли составляли в среднем 8,3 %. В секторе торговли Российской Федерации действует более 2,5 млн хозяйствующих субъектов, из которых 69 % — индивидуальные предприниматели, около 42 % — малые предприятия, где трудятся свыше 3 млн человек. В то же время, несмотря на достаточно высокие отраслевые показатели по уровню развития, многие исследователи относят стадию развития торговой отрасли России, и в частности розничной торговли, к стадии быстрого роста, которая характеризуется быстрым ростом среднедушевого оборота [16].

Перспективы развития торговой отрасли ставят серьезные задачи перед каждым отдельно взятым торговым предприятием. Происходящие под воздействием глобализации качественные изменения в экономическом развитии различных хозяйствующих субъектов обусловливают необходимость со -вершенствования методологии управления, направленного на устойчивое развитие. Эти изменения происходят в различных экономических системах, в том числе торговых предприятиях, что усложняет не только научный поиск, но и разработку нового инструментария управления предприятием для практиков [17].

ГРНТИ 06.39.41 © О.Е. Пирогова, 2014

68

О.Е. Пирогова

Решение задачи разработки технологии управления развитием предприятия, отвечающей современным требованиям, является основной проблемой. Инструментарий управления развитием позволяет менеджменту компании формировать стратегию развития предприятия, направленную на достижение устойчивого роста в долгосрочной перспективе, а также увязывать все аспекты управления предприятием (долгосрочные, среднесрочные) с текущим управлением [5; 13].

Как показывает опыт управления предприятиями, в выигрыше сегодня оказываются те торговые системы и предприятия, которые постоянно стремятся к развитию. Под развитием понимается непрерывный необратимый процесс изменения торговой системы с целью ее усовершенствования. Вместе с тем в соответствии с диалектикой развития качественные изменения могут быть обеспечены за счет накопления определенных количественных изменений. В процессе функционирования торгового предприятия такие количественные изменения носят регулярный обратимый характер и на определенном этапе служат основой качественных изменений. Таким образом, рассматривая развитие торговых систем и предприятий, нельзя отрывать понятие «развитие предприятия» от понятия «рост предприятия». Именно экономический рост как характеристика количественных изменений выступает ориентиром, критерием развития торгового предприятия. Общепризнанным является утверждение о том, что стоимость предприятия как обособленная экономическая единица представляет собой информативный показатель, отражающий его рост и развитие.

Теория управления развитием предприятия на основе стоимостного подхода прошла ряд этапов, которые связаны с идентификацией и осознанием исследователями экономической сущности таких важнейших экономических понятий, как «капитал», «труд», «полезность» [9].

В настоящее время данная концепция оформилась в отдельное экономическое научное направление — управление предприятием на основе стоимостного подхода (Value Based Management, VBM) [1; 8; 11]. Данная концепция утверждает, что стоимость бизнеса признается наиболее адекватным показателем деятельности предприятия. Это обусловлено следующими характеристиками показателя стоимости бизнеса: стоимость учитывает важнейшие составляющие доходов — прибыль, риск, затраты на привлечение используемого капитала, рост курсовой стоимости акций и т. д.; стоимость позволяет соизмерить и органично объединить такие альтернативные целевые функции, как доходность и риск; стоимость ориентирована на перспективы развития компании, а не прошлые тенденции (в отличие от таких показателей как, ROE, ROA, EPS и др.).

В дальнейшем данный подход получил развитие в ряде обособленных социально-экономических концепций, таких как ценностно-ориентированное управление [2], корпоративная социальная ответственность [7], которые также могут быть использованы менеджментом предприятия при разработке и реализации различных стратегий развития предприятия.

Вместе с тем, на наш взгляд, значение данных концепций в нашей стране для менеджмента в настоящее время несколько преувеличено. С одной стороны, это связано с недостаточно высоким уровнем развития социальных институтов и их взаимосвязи с экономическими субъектами. С другой стороны, данные концепции в настоящее время не оформлены в единые стандартные общепризнанные процедуры и носят рекомендательный характер. Все это затрудняет разработку и использование данных инструментов менеджерами предприятия, а также снижает информативность и ценность применения указанных подходов для конечных пользователей. Кроме того, данные концепции больше ориентированы на внешнюю среду предприятия. Однако фокусирование усилий менеджмента на внешнем окружении может иметь негативные последствия, распыляя усилия управленческого персонала и снижая качество управления внутри предприятия.

На наш взгляд, с учетом развития общественной, социально-экономической и корпоративной культуры в нашей стране подход VBM наиболее точно отвечает потребностям менеджмента. Особенность VBM-мснсджмсита заключается в том, что в качестве критерия качества управленческих решений рассматриваются показатели роста стоимости предприятия. Положительной особенностью данной концепции является то, что она сама в себе содержит интегральную оценку деятельности, которая в дальнейшем может быть трансформирована в систему драйверов. Также несомненным достоинством концепции является ее ориентация на будущее, на аспекты долгосрочного стратегического планирования, когда оценка финансовых последствий важнейших управленческих решений строится с учетом вероятной динамики изменений внутренней и внешней среды предприятия [9]. Ориентация на показатель стоимости бизнеса и учет факторов формирования стоимости способствуют развитию

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

69

грамотного экономического мышления у руководителей всех уровней управления. Вместе с тем эффективное внедрение данной концепции в настоящее время сопряжено с рядом трудностей. Рассмотрим их подробнее.

Одной из особенностей концепции VBM является то, что стоимость предприятия, а точнее, рост стоимости может быть оценен различными способами. В настоящее время насчитывается около десятка различных показателей, которые предлагаются для оценки роста стоимости. В зависимости от базы, на основе которой производятся расчеты, все показатели делят на две группы [2]: показатели, основанные на балансовых (бухгалтерских) оценках, и показатели, основанные на денежных потоках. В качестве отдельной категории выделяются рыночные показатели, которые базируются на рыночных оценках. Эта группа показателей наименее актуальна для российских предприятий в силу недостаточной развитости фондового рынка. Между исследователями в настоящее время ведутся споры о том, какая из моделей более точно и адекватно отражает рост стоимости, однако единого мнения пока не достигнуто. Более того, даже внутри одной группы показатели отличаются не только количеством и особенностями учитываемых факторов, но и экономическим смыслом: одни являются относительными, другие — абсолютными. Все это затрудняет применение и использование стоимостных показателей в практической деятельности по управлению предприятием.

Второй важный фактор — многие модели основаны на финансовых показателях, механизм расчета которых существенно отличается от бухгалтерского подхода, и зачастую данные показатели не имеют аналогов в современном отечественном учете. Ряд показателей, несмотря на свою внешнюю простоту (например, Economic Value Added, EVA ), требуют внесения ряда поправок в величину экономической прибыли. Более того, набор поправок может изменяться в зависимости от организационно-правовой формы, сферы деятельности и размера предприятия. Также некоторые поправки не имеют однозначного экономического толкования и могут быть внесены в зависимости от предпочтений или направлений планирования и развития деятельности предприятия, что дополнительно затрудняет анализ и применение данных показателей в практике управления [там же].

Также отметим, что ряд показателей являются зарегистрированными товарными знаками, содержащими определенные ноу-хау разработчиков, и все их особенности могут быть раскрыты только при выполнении консалтинговых услуг аккредитованными дистрибьюторами данных коммерческих продуктов, при этом достаточно высокий уровень затрат, связанных с разработкой, внедрением и поддержкой данных показателей в практике управления предприятием, как правило, не учитывается.

Необходимо отметить, что внедрение стоимостных показателей в практику управления требует построения многоуровневой системы показателей, а также внедрения стоимостного мышления на всех уровнях управления. В ряде работ отечественных и зарубежных ученых справедливо указывается, что и сама стоимость, оцениваемая с помощью стоимостных показателей, может быть различной. Как показано в работе [9], наиболее важной, основополагающей является фундаментальная стоимость.

С самого начала развития концепции VBM исследователи пытались выстроить систему драйверов стоимости. Важно понимать, как будет меняться стоимость предприятия в зависимости от различных факторов. Без такого анализа невозможно построение эффективной системы управления развитием, менеджеры не будут знать, на чем, на каких операционных показателях необходимо фокусировать усилия. Разработка системы драйверов стоимости — одна из основных проблем в современной концепции VBM.

Е1од драйвером стоимости мы понимаем фактор или совокупность факторов, влияя на которые менеджмент может влиять на изменение стоимости предприятия.

А. Дамодаран в своей работе [3] указывает на следующие основные способы создания механизмов (драйверов) роста стоимости: увеличение денежных потоков посредством увеличения посленалоговых доходов от активов и уменьшения потребности в инвестировании; увеличение темпов роста денежных потоков за счет качества инвестиций; увеличение продолжительности периода высокого темпа роста денежного потока; снижение операционных рисков инвестирования капитала.

Ю.В. Козырь [6] развил данный подход, предложив методику измерения чувствительности стоимости циклов, процедуры управления стоимостью, типовые мероприятия по управлению такими факторами, как показатели деловой активности, денежные потоки кредиторской и дебиторской задолженности, длительность производственно-коммерческого цикла.

70

О.Е. Пирогова

И.А. Егерев [4] обращает внимание на циклический характер управления бизнесом и предлагает формальную модель управления стоимостью.

Наиболее интересным в этом отношении представляется работа С.Н. Мордашова [12], в которой автор пытается определить чувствительность стоимости к различным операционным, финансовым и инвестиционным факторам. Исследуя возможности управления на основе стоимостной концепции, С.Н. Мордашов рассмотрел чувствительность стоимости по денежному потоку к изменению таких факторов, как скорость роста денежного потока, стоимость привлеченного капитала, дополнительные постоянные инвестиции, управление которыми составляет суть стратегического управления.

Вместе с тем указанный подход позволяет более глубоко рассматривать и определять драйверы стоимости с учетом специфики предприятий, например предприятий торговли. В общем случае изменение стоимости торгового предприятия за отчетный период может быть определено следующим образом:

W=Vm4~V6a3, (1)

где Еотч — стоимость предприятия в отчетном периоде;

Сбаз — стоимость предприятия в базовом периоде.

В случае, если имеет место непрерывный рост денежных потоков, стоимость предприятия в текущий момент времени оценивается по формуле Гордона:

V =

FCFF WACC - g ’

(2)

где FCFF — свободный денежный поток фирмы;

WACC — средневзвешенные затраты на капитал;

g — темп роста денежного потока.

Свободный денежный поток предприятия определяется следующим образом:

FCFF = EBIT х (1 - п) -1, (3)

где EBIT — прибыль до вычета процентов и налогов (прибыль от продаж);

п — ставка налога на прибыль в долях единицы;

I — постоянные инвестиции сверх амортизации, используемые для поддержания заданного уровня продаж и издержек.

В своей работе С.Н. Мордашов рассмотрел чувствительность величины стоимости предприятия к таким факторам, как свободный денежный поток, величина ставки средневзвешенных затрат на капитал, темп роста денежного потока, уровень постоянных инвестиций. Вместе с тем торговые предприятия имеют определенные особенности при формировании прибыли от продаж EBIT. Для выявления факторов стоимости воспользуемся подходом С.Н. Мордашова, однако используем модифицированную формулу для свободного денежного потока, которая свойственна для торговых предприятий. Запишем выражение для свободного денежного потока торгового предприятия с учетом особенностей его деятельности:

FCFF = ((Трц - Тпц) - НО) х (1 - п) -1, (4)

где Трц — товарооборот по розничным ценам;

Тпц — товарооборот по покупным ценам;

НО — издержки обращения.

В общем случае издержки обращения могут быть разделены на постоянные издержки обращения (ИОпост.), величина которых в диапазоне значимого изменения товарооборота по розничным ценам не меняется, и условно-переменные (ИОперем.), которые в диапазоне значимого изменения выручки линейно зависят от товарооборота по розничным ценам:

ИОперем. = Уперем. х Трц, (5)

где Уперем. — уровень переменных издержек в расчете на один рубль товарооборота по розничным ценам.

Тогда с учетом (5), выражая разницу между товарооборотом по розничным ценам и покупным ценам через уровень торговой наценки Утн, получим для EBIT:

EBIT = (Трц х Утн - ИОпост. - Трц х Упер.) = Трц (Утн - Упер.) - ИОпост.

(6)

МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ

71

Рассмотрим чувствительность стоимости к изменению товарооборота по розничным ценам. Для упрощения выкладок примем в дальнейшем, что постоянные инвестиции 1=0, тогда чувствительность стоимости к изменению товарооборота по розничным ценам может быть выражена следующим образом:

1-

И()

EBIT+ ИО

._________П(

EBIT

Т (У -У )

рц \ тн пер. /

(7)

Из данного выражения следует, что эластичность стоимости торгового предприятия по выручке больше единицы. Темп роста стоимости тем выше, чем выше доля постоянных издержек в общей структуре издержек обращения. Этот вывод органично согласуется с теорией маржинального анализа. Эластичность стоимости по уровню торговой наценки, используемой на торговом предприятии, может быть рассчитана по формуле:

У2Т

тн рц

EBIT

У2

тн

ROS

(8)

где ROS — рентабельность продаж.

Видно, что эластичность стоимости по уровню торговой наценки зависит от уровня торговой наценки и рентабельности продаж. Так как обе эти величины меньше 1, то однозначного вывода о влиянии изменения торговой наценки на стоимость сделать невозможно. Очевидно, что данный фактор достаточно изменчив и управление им является достаточно сложным. Поэтому при управлении уровнем торговой наценки необходимо стремиться к поддержанию уровня торговой наценки на максимально возможном уровне. Аналогичным образом для эластичности по уровню постоянных затрат можно получить:

У2 Т У2

пер. рц _ пер.

EBIT ~ ROS

(9)

Видно, что и управление с помощью уровня переменных издержек также неоднозначно и зависит от конкретного предприятия, сложившейся структуры операционных издержек.

Для коэффициента эластичности по издержкам обращения получим:

Для нормально работающего торгового предприятия данный коэффициент будет меньше 1, поэтому управлять ростом стоимости за счет изменения постоянных издержек обращения сложнее, чем уровнем товарооборота. Таким образом, важную роль при стоимостном анализе играют следующие факторы: объем товарооборота, уровень торговой наценки, структура издержек обращения, которая определяет возможный темп роста операционной прибыли и, как следствие, рост стоимости.

Анализ показал, что среди факторов операционной деятельности наиболее чувствительным является фактор величины товарооборота. Важную роль при оценке эластичности стоимости по различным факторам играют постоянные издержки. Вместе с тем высокий уровень постоянных издержек снижает запас финансовой прочности и повышает риск возникновения неплатежеспособности и потери финансовой устойчивости торгового предприятия. В дальнейшем использование данного подхода позволяет выявить на основе определения оптимальной структуры издержек обращения безопасные темпы роста стоимости торгового предприятия.

72

О.Е. Пирогова

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочаров В.В., Самсонова И.Н., Макарова В.А. Управление стоимостью бизнеса. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 173 с.

2. Волков Д.Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2008. 320 с.

3. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

4. Егерев ИА. Стоимость бизнеса. Искусство управления. М., 2003. 235 с.

5. Засенко В.Е., Пирогова О.Е. Особенности формирования механизма управления устойчивым развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода // Известия СПбУЭФ. 2013. № 3. С. 65-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Козырь Ю.В. Стоимость компании: оценка и управленческие решения. М.: Альфа-Пресс, 2004. 430 с.

7. Корпоративная социальная ответственность / под ред. Э.М. Короткова. М.: Юрайт, 2013. 445 с.

8. Коупленд Т, Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компании: оценка и управление. М., 1999. 232 с.

9. Кудина М.В. Теория стоимости компании. М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2010. 368 с.

10. Лин А.А., Плотников В.А., Наркевич И.А., Трофимова Е.О. Тенденции развития розничного сектора российского фармацевтического рынка в контексте инновационного развития экономики // Экономика и управление. 2009. № 11. С. 22-26.

11. Модильяни Ф., МиллерМ. Сколько стоит фирма? Теорема ММ. М.: Дело, 1999. 272 с.

12. Мордашов С.Н. Рычаги управления стоимостью компании // Рынок ценных бумаг. 2002. № 15. С. 24-32.

13. Пирогова О.Е. Функциональная схема управления устойчивым развитием торгового предприятия на основе стоимостного подхода // Экономика и управление. 2012. № 12 (86). С. 85-89.

14. Плотников В.А. Выбор модели экономического развития Российской Федерации: патернализм или либерализм//Известия СПбУЭФ. 2006. № 1. С. 147-150.

Прогноз социально

2014 годов (письмо Минэкономразвития России от 23.09.2011 № 20713-АК/Д03). URL: http://www.economy. gov.ru/minec/press/news/doc20110921 014

16. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года (утверждена приказом Минпромторга России от 31.03.2011 № 422). URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/ strategic/sectoral/9)/

17. Уголъницкий Е.А. Устойчивое развитие организаций. Системный анализ, математические модели и информационные технологии управления. М.: Изд-во физико-математической литературы. 2011. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.