Научная статья на тему 'Иерархическая структура лексико-семантических групп глаголов в хакасском языке'

Иерархическая структура лексико-семантических групп глаголов в хакасском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
367
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАКАССКИЙ ЯЗЫК / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА (ЛСГ) / ГЛАГОЛ / СТРУКТУРА / ЛСГ / ИДЕНТИФИКАТОР / ЯДРО / ПЕРИФЕРИЯ / СЕМАНТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чертыкова М. Д., Аёшина А. П.

В статье анализируются четыре типа парадигматической организации лексико-семантических групп хакасских глаголов: иерархический, веерный, комплементарный, градуальный, каждый из которых характеризуется особенностями построения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иерархическая структура лексико-семантических групп глаголов в хакасском языке»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

на том, что студент - не пассивный объект, а активный субъект обучения. Активность заключается не только в выполнении тестовых заданий, но и в самостоятельном добывании знаний.

Принцип систематичности проведения тестовых заданий проявляется в комплексном составлении вопросов - заданий по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису и регулярном применении их в учебном процессе.

При составлении тестовых заданий по русскому языку для контроля знаний и выявления пробелов необходимо учитывать также принцип системности (отдельные задания в базе тестовых заданий связываются между собой общей структурой знаний). [3, c 174].

Кроме того, в число основополагающих принципов при составлении тестов входят: принцип развивающего обучения; принцип свободного выбора; принцип новизны; принцип социально-культурной, духовно-просветительской, гуманистической направленности.

Сущность понятия «развивающее обучение» была раскрыта академиком Л.С. Выготским на основе исследования характера деятельности детей. По мнению Л.С. Выготского, обучение должно носить опережающий характер. «Обучение,- подчеркивал он, - только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития». [4, c 248]. Такой подход к составлению тестов обусловливает необходимость формирования у студентов умений делать самостоятельные шаги в познании.

Исключительно важным в тестировании является принцип новизны, в соответствии с которым на занятиях русского языка должна обеспечиваться сменяемость логических действий, тематическое разнообразие тестов, типов упражнений. Обучающиеся должны быть поставлены перед необходимостью решения новых познавательных, коммуникативных задач, обусловливающих их развитие. Следовательно, принцип новизны отвечает природе развивающего обучения. О правомерности этого суждения свидетельствует и высказывание В.Оконя о том, что в случаях, когда перед человеком возникает необходимость в новом способе действия, появляются условия, вызывающие развитие. [5, c 196]. Список использованной литературы:

1. Обучение русскому языку в школах Узбекистана на современном этапе: Очерки методики / Под общей редакцией В.И. Андрияновой. - Т.: Укитувчи, 1996.- 368 с.

2. Щерба Л.В. Безграмотность и ее причины // Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. -С.67.

3. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 174с.

4. Выготский Л.С.Избранные психологические исследования. -М., 1956. -С. 248.

5. Оконь. В. Основы проблемного обучения. -М., 1968. -С. 196.

© Ходжаниязова А.А., Каландарова Г.Н., 2016

УДК 811.512.1

М.Д.Чертыкова, к.филол.н., ХГУ им. Н.Ф.Катанова, Абакан, Российская Федерация. Аёшина А.П., студентка 3 курса, ХГУ им. Н.Ф.Катанова, Абакан, Российская Федерация.

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ГРУПП ГЛАГОЛОВ В ХАКАССКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

В статье анализируются четыре типа парадигматической организации лексико-семантических групп

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

хакасских глаголов: иерархический, веерный, комплементарный, градуальный, каждый из которых характеризуется особенностями построения.

Ключевые слова

Хакасский язык, лексико-семантическая группа (ЛСГ), глагол, структура, ЛСГ, идентификатор, ядро, периферия, семантика.

Глагольные лексико-семантические группы (ЛСГ) в разных языках имеют ступенчатую, иерархически организованную структуру, но абсолютной четкой системности в построении, объеме и конфигурации этих лексических объединений нет: являясь открытой, подвижной системой, лексика в полной мере отражает языковую картину, связанную с человеческим фактором. Основная трудность построения внутренней структуры заключается в том, что лексические единицы обладают многими переплетающимися и исходящими друг от друга свойств, поэтому четко и однозначно их упорядочить довольно сложно. Однако, обобщая результаты исследований разных ЛСГ, в том числе их структурной организации, проведенных исследователями в последние годы, лингвисты делают попытки обозначить определенные типы структурных схем ЛСГ. Описывая иерархические структуры хакасских ЛСГ, мы используем принципы и методы, выработанные И.Т. Вепревой, М.Л.Кусовой, Т.В.Матвеевой [1, с. 52-57]. При веерном типе организации ЛСГ в центре стоит глагол-идентификатор с наиболее отвлеченным общим значением, а остальные глаголы ЛСГ, отличающиеся от идентификатора одним или несколькими дифференциальными признаками, расположены на одинаковом расстоянии от центра. Веерные ЛСГ имеют двухуровневую структуру и разворачиваются вширь. В хакасском языке образцом веерного структурирования ЛСГ могут быть ментальные глаголы, представленные подгруппами (в скобках даются глаголы-доминанты): 1) глаголы знания (пш- «знать»); 2) глаголы мышления (caFbrn- «думать»); 3) глаголы понимания (оцна- «понимать»); 4) глаголы веры (киртш-«верить»); 5) глаголы сомнения (жшчше- «сомневаться»); 6) глаголы мнения (сана- «считать»); 7) глаголы ментальных способностей (угрен- «учиться», xbiFbip- «читать» и т.п.); 8) глаголы оценки (паала-«оценивать)»; 9) одиночные ментальные глаголы [3, 2014].

При комплиментарном типе структуры глагольных ЛСГ отсутствует базовый глагол - идентификатор. Глаголы семантически равнозначимы и объединяются в одну ЛСГ наличием в своей семантике категориально-лексического признака. В хакасском языке построение ЛСГ комплиментарного типа имеют, например, глаголы звучания, издаваемых людьми (аахта- «кричать», сыхта- «громко плакать, причитать», сарна- «петь»); природными явлениями (тазыла- «грохотать, греметь», порхла- «булькать», чулчыра-«журчать»), животными орла- «реветь (о животных)», ыыцна- «гудеть, пищать (о комаре), птицами (тапса-«петь (о птицах), хаахта- «каркать») и т.д.

Градуальный тип организации ЛСГ характеризуется наличием в семной структуре глаголов качественных сем, и градуально противопоставляться могут не только отдельные глаголы, но и целые синонимические ряды. Данный тип построения ЛСГ характерен для глаголов со значением поведения, ЛСГ которых имеет двухступенчатый уровень структуры и разворачивается вширь. Структура данной ЛСГ представляется в виде оценочной шкалы, где точкой отсчета выступает нейтральный глагол тудын- «вести себя», а по разным сторонам от него расположены глаголы, выражающие положительные и отрицательные качественные признаки, упорядоченные по степени проявления качества.

На вершине ЛСГ иерархического типа находится базовый глагол - идентификатор, остальные члены ЛСГ вступают с ним в привативные оппозиции, выстраиваясь в порядке возрастания семантических признаков в их структуре. А.М. Кузнецов называет основные признаки идентификатора: 1) простота морфемного состава; 2) широкая сочетаемость; 3) психологическая важность для носителя языка; 4) не является недавним заимствованием; 5) обладает самым широким значением в группе [2, с.77].

В каждой ЛСГ выделяется ядро, включающее наиболее частотные и многозначные глаголы, а также и периферийные зоны, состоящие из единиц, у которых общее категориальное значение прослеживается уже не так четко, поскольку оно совмещается с иными семантическими признаками. Например, в ядро ЛСГ ментальных глаголов входят глаголы: саFын- «думать», пш- «знать», оцна- «понимать», паала-«оценивать», п0к- «решать», сана- «считать» и т.д. Функционирование тех или иных ЛСВ этих глаголов в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-3/2016 ISSN 2410-6070

минимальной степени зависят от контекста, поскольку они закреплены в значениях и отражаются в словарных статьях.

В ЛСГ объединяются глаголы по общности семантического признака, присутствующим в семантике каждого из них. Например, глаголы со значением говорения (чоохтан- «говорить», хабарла- «рассказывать», ^ле- «говорить, сообщать», айт- «сказать, говорить», сыбыхта- «шептать», хырыс- «ругать», аахта-«кричать, орать» и т.д.) объединяются в одну ЛСГ по общему семантическому признаку «пользоваться устной речью».

Кроме категориально-лексической семы содержится целый ряд менее дифференциальных сем, которые конкретизируют общее значение глагола и подчиняются общему интегральному признаку, тем самым придают иерархический характер как семантической структуре глаголов, так системе одной ЛСГ. В следующей ступени конкретизации внутри подгрупп возможны образования более мелких семантических объединений, члены которых состоят в эквиполентных межсловных оппозициях, например, в структуре ЛСГ глаголов эмоции по общей инвариантной семе «испытывать чувство радости» глаголы öрiн- «радоваться», чалахайлан- «радоваться, быть в радостном, радушном состоянии», öрчiлен- «радоваться» и чарыпла-«радоваться; букв. светиться» составляют отдельный синонимический ряд.

Таким образом, в хакасском языке выделены четыре структурных типа ЛСГ: иерархический, веерный, комплементарный, градуальный, каждый из которых характеризуется особенностями построения, что связано с индивидуальными формами семантической классификации, парадигматических отношений и системных связей глаголов. Семантические классификации ЛСГ хакасских глаголов характеризуются уровнями семантических подгрупп, микрогрупп, синонимических рядов, подрядов и моносемы, на которые накладываются различные виды парадигматических отношений: синонимические, антонимические и гипонимические.

Список использованной литературы:

1. Вепрева И.Т., Кусова М.Л., Матвеева Т.В. Парадигматическая структура глагольных ЛСГ // Лексико-семантические группы русских глаголов. - Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та. 1989. - С. 40-61.

2. Кузнецов А. М. Структурно-семантические параметры в лексике (на материале английского языка). - М: Наука. 1980. - 160 с.

3. Чертыкова М.Д. Лексико-семантические группы хакасских глаголов: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», 2014. - 100 с.

© Чертыкова М.Д., Аешина А.П., 2016

УДК 81

Н.В. Чигина

К.п.н., доцент

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

Г. Самара, Российская Федерация Е.С. Изосимова Студентка 2 курса факультета БиВМ Самарская государственная сельскохозяйственная академия

Г.Самара, Российская Федерация

АНГЛИЙСКИЕ ИДИОМЫ КАК ОБЪЕКТ ПЕРЕВОДА

Ни для кого не секрет, что в каждом языке есть свои устойчивые словосочетания - фразеологизмы или идиомы. Идиома (от греч. — «собственный, свойственный») — это семантически неделимый

оборот, значение которого совершенно не выводимо из суммы значений составляющих его компонентов, их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.