Наумова Е.А.1, Семенова О.Н.2, Шварц Ю.Г.3 ©
1Д.м.н., профессор кафедры факультетской терапии; 2аспирант кафедры факультетской
терапии; 3д.м.н., профессор.
ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России», г. Саратов
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА МАСЛОУ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ВРАЧЕЙ И УЧАЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
В статье приводятся результаты изучения значения различных потребностей и их иерархию среди обучающихся интернов, ординаторов и аспирантов СГМУ, а также среди работающих врачей согласно определению потребностей в пирамиде Маслоу.
Ключевые слова: потребности по Маслоу, учащиеся медицинского унивеситета, врачи. Keywords: needs according to Maslow, students of medical university, doctors.
Мотивация людей исходит из ряда базовых потребностей, свойственных человеку как биологическому виду, практически неизменных и генетических, или инстинктивных, по происхождению. Согласно пирамиде Маслоу, основные жизненные потребности человека можно условно разделить на 5 групп [1]. Первая группа - физиологические потребности (прием воды, пищи, сон, здоровье человека), которые ставятся на первую ступень данной пирамиды, т.к. без удовлетворения этих потребностей жизнедеятельность человека затруднительна, а в ряде случаев в принципе невозможна. Вторая группа (ступень) - это безопасность жизнедеятельности. Далее (третья ступень) следует потребность человека в социальных связях (любви, принадлежности к определенной социальной группе). Четвертая ступень - это потребность индивида в признании, уважении, престиже, т. е. в определенном социальном статусе. И, наконец, на самой вершине стоит потребность человека в раскрытии своего потенциала, в развитии, т. е. в самореализации.
Цель: изучить значение различных потребностей и их иерархию среди обучающихся интернов, ординаторов и аспирантов СГМУ, а также среди работающих врачей согласно определению потребностей в пирамиде Маслоу.
Материалы и методы: Исследование проводилось на базе отделений терапии,
кардиологии и гастроэнтерологии Клинической больницы медицинского университета в 2013 году. Проводилось тестирование интернов, ординаторов и аспирантов по специальностям «Терапия» и “Кардиология”, обучающихся на кафедре факультетской терапии лечебного факультета СГМУ и врачей указанных отделений, давших информированное согласие на участие в данном исследовании. Применялась on-line-модификация [3] классического теста "Потребности" (тест парных сравнений) Скворцова Василия Васильевича [2]. Тест-опросник состоял из 15 вопросов, которые были посвящены различным факторам, определяющим основные потребности человека. Формат on-line тестирования был выбран неслучайно. При таком варианте тестирования исследователи не видят варианты ответов испытуемых на конкретный вопрос, а видят только сумму баллов, соответствующую каждому из 5 уровней потребностей. Испытуемые были об этом предупреждены. Предполагалось, что это повысит честность ответов на поставленные вопросы, т. к. ряд их был посвящен очень личным факторам и параметрам человеческой жизни. Далее оценивалось с одной стороны место каждой из потребностей в личном “рейтинге”, участника, а с другой, по каждой из потребностей определялась медиана для всей группы, и проводилось условное деление по каждой из потребностей всех участников на 2 группы: с существенным значением данного фактора в жизни, и с его менее значимой
© Наумова Е.А., Семенова О.Н., Шварц Ю.Г., 2015 г.
позицией. Взаимосвязь между изучаемыми потребностями и статусом участника (врач/учащийся) исследовалась при помощи однофакторного анализа.
Результаты
Демографические характеристики испытуемых приведены в таблице 1.
Таблица 1
Демографические показатели участвующих в исследовании
Показатель Учащиеся (n=24) Врачи (n=42) p-level
Пол: Женщины Мужчины 22(91,7%) 32(76,2%) р=0,11686
2(8,3%) 10(23,8%)
Возраст: 20-29 лет 24(100%) 8(19,1%) р=0,00000
30-39 лет 0 24(57,1%)
40-49 лет 0 4(9,5%)
50-59 лет 0 6(14,3%)
Учащиеся закономерно были моложе, чем принявшие участие в тестировании врачи. Распределение участников в зависимости от того, на каком месте по результатам тестирования оказалась каждая из потребностей описано в таблице 2.
Таблица 2
Распределение потребностей (по Маслоу) среди участников исследования
Потребности Иерарх ия Учащиеся (n=24) Врачи (n=42) p-level
Потребности в самоактуализации и самореализации 1 2(8,3%) 12(28,6%) р=0,05142
2 6(25%) 14(33,3%)
3 10(41,7%) 6(14,3%)
4 6 (25%) 8(19,1%)
5 0 2(4,8%)
Потребности в социальном статусе 1 2(8,3%) 16(38,1%) р=0,00024
2 6(25%) 18(42,9%)
3 8(33,3%) 9(19,1%)
4 4(16,7%) 0
5 4(16,7%) 0
Потребности в реализации социальных связей 1 4(16,7%) 0 р=0,03514
2 10(41,7%) 14(33,3%)
3 6(25%) 12(28,6%)
4 2(8,3%) 12(28,6%)
5 2(8,3%) 4(9,5%)
Потребности в безопасности, комфорте 1 2(8,3%) 2(4,8%) р=0,2641
2 4(16,8%) 2(4,8%)
3 6(25%) 8(19,1%)
4 10(41,7%) 16(38,1%)
5 2(8,3%) 14(33,3%)
Физиологические потребности 1 16(66,7%) 18(42,9%) р=0,05142
2 4(16,7%) 2(4,8%)
3 4(16,7%) 20(47,6%)
4 0 2(4,8%)
5 0 0
Как видно из указанной таблицы, для врачей самореализация, социальный статус и социальные связи значат больше, чем для обучающихся: у врачей достоверно чаще указанные потребности оказывались на первом-втором месте в личном “рейтинге”. Безопасность же наоборот, чаще оказывалась для врачей на последних местах.
При анализе общего числа баллов, набранных по каждой из потребностей (таблица 3) оказалось, что учащиеся достоверно чаще набирали высокие баллы в таких категориях как безопасность, и наличие социальных связей.
Таблица 3
Анализ общего числа баллов, набранных по каждой из потребностей
Потребности Учащиеся (n=24) Врачи (n=42) p-level
Потребность в самоактуализации и самореализации низкая 14(58,3%) 18(42,9%) р=0,22621
высокая 10(41,7%) 24(57,1%)
Потребность в социальном статусе низкая 12(50%) 14(33,3%) р=0,18253
высокая 12(50%) 28(66,8%)
Потребность в реализации социальных связей низкая 4(16,7%) 26(61,9%) р=0,00038
высокая 20(83,3%) 16(38,1%)
Потребность в безопасности, комфорте низкая 4(16,7%) 24(57,1%) р=0,00137
высокая 20(83,3%) 18(42,9%)
Физиологические потребности низкая 10(41,7%) 20(47,6%) р=0,64037
высокая 14(58,3%) 22(52,4%)
Выводы: Для врачей самореализация и социальный статус значат больше, чем для студентов. Учащиеся достоверно чаще набирали высокие баллы в категории безопасность, и наличие социальных связей. Социальные связи (т.е. общение) в целом важны для всех опрошенных.
С одной стороны полученные результаты могут быть связаны, что категория учащихся участников более молода и еще продолжает развитие согласно динамике ступеней потребности, а с другой стороны может говорить про ориентированность и направленность изучаемых групп, на более приземленную и материальную заинтересованность учащихся, нежели высокую потребность в самореализации более взрослых врачей.
Литература
1. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой. Abraham H. Maslow.Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999.
2. "Способы разрешения конфликтов". Методическая разработка. М.: АНХ при Совете Министров СССР, 1986. - 46с.
3. psi-test.ru: Лаборатория психотехники. Психологические тесты онлайн. Пирамида потребностей Маслоу и «тест Маслоу» [Электронный ресурс]. - URL: http://psi-test.ru/person/maslow.html