Научная статья УДК 376:34
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-195-199 NIION: 2015-0066-4/22-424 MOSURED: 77/27-011-2022-04-623
Идейное оружие России на опыте Вооруженных Сил СССР
Василий Дмитриевич Самойлов
Омское отделение Академии военных наук, Омск, Россия, [email protected]
Аннотация. Составляющей боевого потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации является идейная стойкость личного состава, что подтверждает не только организация и проведение Специальной военной операции с целью освобождения признанных РФ Донецкой народной республики и Луганской народной республики, но и слу-жебно-боевой опыт Вооруженных Сил СССР.
Ключевые слова: идейность, нравственность, служебно-боевой опыт
Для цитирования: Самойлов В. Д. Идейное оружие России на опыте Вооруженных Сил СССР // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 195-199. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-195-199.
Original article
Ideological weapon of Russia based on the experience of the Armed Forces of the USSR
Vasily D. Samoilov
Omsk Branch of the Academy of Military Sciences, Omsk, Russia, [email protected]
Abstract. A component of the combat potential of the A Forces of the Russian Federation is the ideological steadfastness of the personnel, which is confirmed not only by the organization and conduct of a Special Military Operation with the aim of liberating the Donetsk People's Republic and Lugansk People's Republic recognized by the Russian Federation, but also by service and combat experience USSR Armed Forces.
Keywords: ideological, moral, service and combat experience
For citation: Samoilov V. D. Ideological weapon of Russia based on the experience of the Armed Forces of the USSR. Bulletin of economic security. 2022;(4):195-9. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-195-199.
Введение. Что такое идейная стойкость? В чем и как она проявляется? Как осуществляется процесс ее формирования в идейно-нравственном аспекте в интересах активизации человеческого фактора, воспитания российских патриотов? Обращение автора к советскому служебному опыту в Н-ской воинской части Краснознаменного Среднеазиатского военного округа (Туркестанского военного округа), по личному мнению, способствует выработке обоснованных экспертно-ана-литических выводов [2, с. 118, 158]. Экспертами представлены: командир части Л. Овсянов, заместитель по политической части Н. Мажуга, пропагандист С. Има-диев, заместители по технической и политической части подразделения Г. Томчик и И. Лопото, начальник штаба подразделения Герой Советского Союза И. Запорожан, автор - командир подразделения, заместитель начальника политотдела Ю. Паникарский, заместитель начальника кафедры марксизма-ленинизма училища Ф. Довгаль, ветеран Великой Отечественной войны М. Седых.
© Самойлов В. Д., 2022
Материалы и методы. Материалы статьи отражают решения XXVII съезда КПСС (25.02.1986 - 06.03.1986 г.), утвердившего основные направления политики Перестройки и принявшего новую редакцию программы КПСС [13; 16]; круглого стола, что организовали корреспонденты газеты «Красная звезда», а также содержание библиографического списка исследования в части открытых источников; официальные сводки Минобороны России о ходе Специальной военной операции (далее - СпВО). Методы включают: генезис, ретроспективу, компаративистику фактов и событий, место и роль экспертов с точки зрения сущности и содержания процесса формирования идейной стойкости воина-патриота.
Обсуждение. Л. Овсянов. Справедливо утверждать, что основу боевого потенциала Вооруженных Сил (далее также ВС) СССР составляет их боеспособность и боеготовность. Речь в данном случае идет о совокупности материальных и духовных элементов, определя-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ющих реальные возможности армии и флота по выполнению возложенных на них задач. Это обязывает нас уделять неослабное внимание важнейшим факторам боевого потенциала: человеку-воину с присущими ему качествами и военной технике, оружию. Итак, человеческий фактор и его активизация с целью совершенствования наших ВС составляет основу их боеготовности. Убежден в том, что проблемы совершенствования такой основы включают личностные аспекты человека, его политико-нравственные качества, которые образуют идейную стойкость наших воинов. Сущность такой стойкости составляет их идейная мировоззренческая вооруженность, глубочайшее осознание тех идеалов, которым мы служим, преданность делу партии, патриотизм и интернационализм, нравственное совершенство, готовность и способность выполнить свой долг перед Родиной [2, с. 5]. Выполнить осознанно, до конца, а, если потребуется, и ценой своей жизни.
Ф. Довгаль. Значение идейной вооруженности человека трудно переоценить, ибо «идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, - это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца ...» (К. Маркс) [14]. В этих словах выражена закономерность влияния идейности на всю жизнедеятельность людей. Много примеров подтверждают необоримую силу идейной убежденности. На предложения сотрудничать генерал Д. Карбышев ответил врагам: «... Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе» [15]. Вот такую несгибаемую убежденность, переходящую в действие, надо формировать у людей.
Автор. Применительно к армейской повседневной жизни можно сказать, что идейная стойкость личного состава - постоянно действующий фактор боеспособности и боеготовности любого воинского формирования. Но всегда ли мы задумываемся над тем, чтобы этот фактор давал наибольшую отдачу? К сожалению, не всегда. В частности, при подготовке к учениям учитываем и выучку личного состава, и состояние оружия и техники в подразделениях, и их боевую слаженность, а вот о том, как придать учениям большой воспитательный заряд, за счет, например, оперативной информации об отличившихся воинах, - об этом порой забываем [8, с. 227].
Л. Овсянов. Верно, подобное бывает. А такая «забывчивость» чревата негативными последствиями. Думаю, недостатками в воспитании людей в значительной степени объясняется и то, что наша часть, когда-то одна из лучших в округе, утратила свои передовые позиции и теперь мы стремимся наверстать упущенное, перестраиваем свою работу, но пока дела идут не столь успешно. На первом плане задача формирования у воинов научного мировоззрения, беззаветности преданности идеалам Родины [8, с. 225].
Ю. Паникарский. Мы имеем все необходимое для решения такой задачи в процессе политической учебы.
Но спросите себя: в полной ли мере мы используем свой арсенал, насколько умело применяем для политического воспитания людей ленинское наследие, идейное богатство материалов XXVII съезда КПСС, новой редакции Программы партии [13; 16]?
С. Имадиев. Различных мероприятий идеологического характера мы проводим немало. Проблема в том, что не всегда они нацелены на конечный результат, подчинены решению первостепенных задач - повышению боевой готовности, укреплению воинской дисциплины. Мы не можем избавиться от бумаготворчества. Странно, что пропагандист говорит об этом? Вот у меня брошюра «За высокую эффективность и действенность идеологической работы», выпущенная в округе в помощь пропагандистскому активу. В ней имеется примерный перечень планов, что должны быть у пропагандистов. Всего 15 планов, и в каждом 15-20 мероприятий. Наши руководители групп подсчитали, что солдат за два года службы находится на политзанятиях в среднем 320 часов. Сколько можно успеть сделать воину за это время? Это касается пропагандистов и их подготовки. До сих пор в век телевидения, компьютерной техники мы рекомендуем использовать на политзанятиях в качестве технических средств фильмоскопы [8, с. 7, 104-105].
Л. Овсянов. Все это, конечно, важно. Но главное, на мой взгляд, состоит в том, чтобы в ходе начавшейся перестройки добиться органической связи идеологической работы с решаемыми учебно-боевыми и служебными задачами. В новой редакции Программы КПСС определено, что отрыв от действительности, от ее реальных проблем обрекает идейно-воспитательную работу на абстрактное просветительство, беспредметную словесность, уводя в сторону от насущных задач коммунистического созидания. Да, такой отрыв пока не изжит, имеется он и в политической учебе воинов [16].
Г. Томчик. Активнее стали использовать в воспитательной работе сержантов второго года службы. Сила это большая, но до недавнего времени мы ее практически не ощущали. Теперь положение меняется к лучшему. А началось с откровенного разговора на комсомольском собрании части.
М. Седых. Как для идейной стойкости воинов используется героико-патриотическое воспитание? Ваше соединение имеет богатейшее боевое прошлое, прикосновение к которому, его осознание закаляет сердца людей, утверждает в их характере героизм. Знают ли молодые солдаты о прошлом, например, о подвиге парторга стреловой роты старшего сержанта Александра Орлова. Когда в бою под Ленинградом погиб командир, Орлов взял на себя командование ротой и повел ее в атаку. В рукопашной схватке он пал смертью храбрых. В нагрудном кармане гимнастерки было найдено письмо, облитое кровью: «Если придется, то умру, как умирают коммунисты, преданные партии, великому делу Ленина». Вот такую идейную стойкость надо передавать из поколения в поколение [5, с. 188; 6; 7].
Из разговора с солдатами для размышления:
а) ваша часть участвовала в Великой Отечественной войне? - Вроде бы участвовала. Точно не могу сказать;
б) кто знает героев соединения, части, награжденных боевыми наградами? - Есть. Майор Томчик, капитан Першин, старший лейтенант Попов, кто-то еще; в) за что они награждены? - В Афганистане отличились, за что конкретно, не знаем.
М. Седых (продолжение). Меня спрашивают, что политработники на фронте делали для воспитания у солдат идейной стойкости, какие формы политработы для этого использовали? Скажу о главном. Каждый командир и боец знал, во имя чего он сражается, жертвует жизнью. Всегда важно видеть конечную цель. Видят ли ее ваши солдаты, молодые офицеры, помогаете ли в этом им вы? Насколько осознают они, что от них зависят судьбы мира на Земле? Осознание своей личной ответственности за безопасность Родины наполняет службу высоким нравственным содержанием. Проводили мы собрания, беседы, политзанятия. Но основой был личный пример командира и политработника, их непрерывная близость к людям для воспитания беззаветной любви к Родине, жгучей ненависти к врагу [11].
И. Лопото. Да, в экстремальных условиях человек мужает быстрее и возможности для формирования и проявления идейной стойкости, высоких нравственных качеств задают обстоятельства. А у нас сейчас мирные будни, противник, с которым мы «воюем» на учебных полях, - условный. Это, во-первых. А во-вторых, воспитание личности, в том числе идейное, начинается с малолетства. Все зависит, прежде всего, от семьи, школы, от многих других факторов. В армию человек приходит уже созревшим, сформированным. Многое ли мы можем сделать за два года ... [7, с. 69; 10, с. 144-145].
И. Запорожан. Хочу возразить вам. Я уверен, не раз убеждался в этом, как много можно сделать за годы службы в воспитании человека. Есть такое понятие - героизм будней. Испытания напряженными ратными буднями часто труднее для человека, чем кратковременный порыв в исключительных условиях. Добросовестное отношение к своему воинскому труду - первый шаг к подвигу. Именно в армейских буднях формируются у воина такие качества, как коллективизм, высокая дисциплинированность, сознание долга перед Родиной [1, с. 124-125, 155]. Другое дело, как мы используем в этих целях имеющиеся возможности. Верно, что нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в условия, в котором можно и должно проявить мужество. А у нас ведь, что порой получается: и противник, и трудности условные. Мне рассказали, что раньше в учебный центр совершали марш пешим порядком (автор поделился с Героем своим опытом). А сейчас 40 километров нам вроде бы не под силу, мы ездим на машинах.
Г. Томчик. Слушая вас, вспоминал своего солдата -пулеметчика рядового Амаева. Наблюдал однажды, как он собрал вещмешок, поднял - тяжелый. Оглянулся по
сторонам - не видит ли кто - и вытащил пулеметную ленту, потом еще одну. Но предстояло боевое испытание. Факт - укор нам.
И. Запорожан. Хочу сказать о личности воспитателя. Почему бывает иногда так, что наши слова не доходят до солдата, оставляют его равнодушным, а порою вызывают негативную реакцию. Да потому, что на политзанятиях, беседах и лекциях он слышит одно, а в жизни подчас видит другое. Разве нет среди руководителей групп политзанятий офицеров, которые сами нарушают дисциплину, не являются примером в службе?
Результаты научного исследования с учетом исто-рико-правового опыта советского прошлого и российского настоящего. На территории Советской Украины квартет высших военно-политических училищ (далее - ВВПУ) составляли: а) Львовское ВВПУ готовило военных журналистов, агитаторов и культпросвет работников, половина которых были родом с Западной Украины; б) Киевское ВВПУ морское выпускало политработников, из числа которых 2/3 составляли украинский и еврейский этносы [4, с. 162]; в) Донецкое ВВПУ инженерных войск и связи; г) Симферопольское ВВПУ строительное. Фактически на Черноморском флоте с 1988 г. организаторами и вдохновителями ячеек Рух, Украинского Хельсинского Союза стали выпускники ВВПУ из Киева и Львова. Вывод: вместо подготовки и выпуска идейных коммунистов для ВС СССР, квартет ВВПУ стал рассадником украинского национализма, для демилитаризации и денацификации которого с 24 февраля 2022 г. проводится СпВО [3, с. 66; 12; 17]. На территории РСФСР было три училища: Ленинградское ВВПУ ПВО; Новосибирское ВВПУ общевойсковое и Свердловское ВВПУ танко-артиллерийское. В связи с этим шесть участников «круглого стола» были политработниками.
То ли воздействие обмана, то ли внедрение дурмана, но цифра «27» Афгана, Советов боевая рана, вчера она с тремя нулями перед глазами словно пламя, с «зеленки» взвилась над горами, с афганской бурей и друзьями. В 17-ый апрельский День, когда родился я в темень, «63» мелькнула тень и в новый год открылась дверь. Сошла весенняя капель и Солнца хочется теперь. Корона-вируса шрапнель как соловьев зарею трель. 17-го 27-мь Афган прошедших, в мой апрель вот-вот акация, сирень свой аромат и ночь, и день.
Войну начало НАТО, напав на Курдистан. Страстной неделей святой агрессор Эрдоган. Турки на Кипре, в Сирии, для нефти им Ирак, в воздушном изобилием пространство для атак. В международном праве, которого уж нет, над курдами расправа. ООН, Совбез, привет?! А как же с Украиной или Азов-сталь пал? В гарем, гарны дивчины! Мужчин бог Марс забрал? И в день полста-четвертый шестьдесят три страны в мешке Вакулы с чертом в забой устремлены.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Вместе с тем ситуационную модель в условиях проведения СпВО, противодействия вызовам и угрозам РФ из 63 государств, во главе с США, составляют: развитие безопасного информационного пространства, защита общества от деструктивного информационно-психологического воздействия; укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России [12, п. 25]. Стратегическими приоритетами являются: оборона страны и безопасность - государственная, общественная, информационная, экономическая; защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти [3; 9; 12, п. 26].
Заключение. На вышеизложенной научно-исследовательской основе в системе государственной (только не национальной) безопасности РФ спектр высказанных суждений советских офицеров после последнего съезда КППС с 24 февраля 2022 г. стал актуальным для достижения целей демилитаризации и денационализации, для победы в интересах своего Отечества, в том числе вследствие вооруженности личного состава ВС РФ немеркнущим идейным оружием. Несомненно, в условиях реальной боевой обстановки рождаются новые принципы, формы и методы стратегии, оперативного искусства и тактики, которые были накоплены предыдущими поколениями, а ныне стали достоянием наших военнослужащих. Трансформация идейно-воспитательной работы требует внедрения в боевую практику всего того, что вобрало в себя ростки времени, что возвышает личность, стимулирует стойкость людей для укрепления нравственно-боевого потенциала ВС РФ.
Список источников
1. Самойлов В. Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России : учебник. М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2016. 295 с.
2. Самойлов В. Д. Безопасность Российской Федерации : конституционно-правовые основы государственной политики : монография. М. : РУСАЙНС, 2019. 170 с.
3. Самойлов В. Д. Взываю к памяти живых : истребление людей // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 1. С. 66-69.
4. Самойлов В. Д., Соловьева М. Л. Институт российского гражданства как инструмент обеспечения безопасности государства (экспертно-аналитическая оценка) // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Серия : Экономика и право. 2018. № 7. С. 162-165.
5. Самойлов В. Д. К вопросу об эффективности функционирования системы гражданско-патриотиче-ского воспитания современной молодежи (актуализация исторического наследия Великой Отечественной войны) // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 188-193.
6. Самойлов В. Д. О современных требованиях к системе высшего военного образования // Вестник высшей школы. 2002. № 11. С. 18-21.
7. Самойлов В. Д. О перспективах института семьи России // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2020. № 3. С. 68-72.
8. Самойлов В. Д. Педагогика и психология высшей школы : учебник / В. Д. Самойлов. М. ; Вологда, Инфра-Инженерия, 2021. 248 с.
9. Самойлов В.Д. Последствия вывода ЗГВ с территории ФРГ (ГДР) // Социально-гуманитарное обозрение. 2020. № 1. С. 32-34.
10. Самойлов В. Д. Основы миграционного права : учебник / В. Д. Самойлов. М. : АЭБ МВД России, 2009. 384 с.
11. Самойлов В. Д., Турченюк И. Н. Подготовка офицерских кадров стратегического и оперативного уровней государственного и военного управления // Вестник экономической безопасности. 2016. № 5. С. 251-253.
12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 18.04.2022).
13. XXVII съезд КПСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/2691509?utm_source=yandex. ru&utm_medium (дата обращения: 19.04.2022).
14. URL: https://citatnica.ru/citaty/izvestnye-tsitaty-karla-marksa-400-tsitat (дата обращения: 19.04.2022).
15. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/7780227?utm_ source=yandex.ru (дата обращения: 19.04.2022).
16. URL: http://музейреформ.рф/node/14030 (дата обращения: 19.04.2022).
17. URL: https://rg.ru/2022/02/24/specialnaia-voennaia-operaciia-v-donbasse-onlajn-transliaciia.html (дата обращения: 19.04.2022).
References
1. Samoilov V D. Androgogical foundations of pedagogy and psychology in the system of higher education in Russia : textbook. M. : UNITY-DANA; Law and Law, 2016. 295 p.
2. Samoilov V. D. Security of the Russian Federation: constitutional and legal foundations of state policy : monograph. M. : RUSYNS, 2019. 170 р.
3. Samoilov V. D. I appeal to the memory of the living: the extermination of people // Psychology and Pedagogy of official activity. 2020. № 1. P. 66-69.
4. Samoilov V D., Solovieva M. L. Institute of Russian citizenship as an instrument of state security (expert-analytical assessment) // Modern science : actual problems of theory and practice. 2018. № 7. P. 162-165.
5. Samoilov V. D. On the question of the effectiveness of the functioning of the system of civil and patriotic education of modern youth (actualization of the historical heritage of the Great Patriotic War) // Science. Scientific personnel. 2019. № 1. P. 188-193.
6. Samoilov V. D. On modern requirements for the system of higher military education // Bulletin of the Higher school. 2002. № 11. P. 18-21.
7. Samoilov V. D. On the prospects of the Russian Family Institute // International Journal of Performance Psychology and Pedagogy. 2020. № 3. P. 68-72.
8. Samoilov V D. Pedagogy and psychology of higher education : textbook. M. ; Vologda, Infra-Engineering, 2021. 248 p.
9. Samoilov V D. Consequences of the withdrawal of ZGV from the territory of the FRG (GDR) // Socio-humanitarian review. 2020. № 1. P. 32-34.
10. Samoilov V. D. Fundamentals of migration law : textbook / V D. Samoilov. M. : AEB of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009. 384 p.
11. Samoilov V. D., Turchenyuk I. N. Training of officers of strategic and operational levels of state and
military administration // Bulletin of Economic Security. 2016. № 5. P. 251-253.
12. National Security Strategy of the Russian Federation. Decree of the President of the RF № 400 dated July 02, 2021 // URL: http://www.kremlin.ru/acts /bank/ 47046 (accessed: 18.04.2022).
13. XXVII Meeting of KPSS [Electronic resourse]. URL: https://tass.ru/info/2691509?utm_source=yandex. ru&utm_medium (accessed: 19.04.2022).
14. URL: https://citatnica.ru/citaty/izvestnye-tsitaty-karla-marksa-400-tsitat (accessed: 19.04.2022).
15. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/7780227?utm_ source=yandex.ru (accessed: 19.04.2022).
16. URL: http://My3enpe$opM.p$/node/14030 (accessed: 19.04.2022).
17. URL: https://rg.ru/2022/02/24/specialnaia-voennaia-operaciia-v-donbasse-onlajn-transliaciia.html (accessed: 19.04.2022).
Информация об авторе
В. Д. Самойлов - корреспондент Вестника Сибирского отделения Академии военных наук, доктор педагогических наук, кандидат военных наук, профессор, ветеран военной службы.
Information about the author V. D. Samoilov - correspondent of the Bulletin of the Siberian branch of the Academy of Military Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Military Sciences, Professor, Veteran of military service.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 15.06.2022; принята к публикации 12.08.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 15.06.2022; accepted for publication 12.08.2022.