Научная статья на тему 'Идейно-тематические особенности рассказов Амузаде Халили (на примере сборника «Путешествие маленького ручейка»)'

Идейно-тематические особенности рассказов Амузаде Халили (на примере сборника «Путешествие маленького ручейка») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
258
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМУЗАДЕ ХАЛИЛИ / СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА / РАССКАЗ / ТЕМАТИКА / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ РАССКАЗ / ФИЛОСОФСКО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ РАССКАЗ / ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ / «ПУТЕШЕСТВИЕ МАЛЕНЬКОГО РУЧЕЙКА» / “TRAVELLING OF A SMALL STREAM” / AMUZADE KHALILI / MODERN PROSE / STORY / THEME / SOCIAL STORY / PHILOSOPHICAL STORY / HUMOR STORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Турдиева Ойдин Зафардиновна

Статья посвящена творчеству одного из ярких представителей современной иранской прозы конца ХХ века Фаридуну Амузаде Халили. На примере краткого анализа его сборника «Путешествие маленького ручейка» раскрываются идейно-тематические особенности рассказов, рассматриваются образы и психологические портреты героев, а также художественные приёмы писателя-прозаика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological and thematic peculiarities of stories of Amuzade Khalili (by the example of collection of stories “Travelling of a small stream”)

The article is devoted to the work of one of the brightest modern Iranian writers of the second half of XX century Faridun Amuzade Khalili. On the example of his collection of stories “Travelling of a small stream” the author reveals images and profiles of heroes as well as artistic devices of the writer.

Текст научной работы на тему «Идейно-тематические особенности рассказов Амузаде Халили (на примере сборника «Путешествие маленького ручейка»)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 23 (314). Политические науки. Востоковедение. Вып. 14. С. 110-114.

О. З. Турдиева

ИДЕЙНОТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗОВ АМУЗАДЕ ХАЛИЛИ (на примере сборника «Путешествие маленького ручейка»)

Статья посвящена творчеству одного из ярких представителей современной иранской прозы конца ХХ века Фаридуну Амузаде Халили. На примере краткого анализа его сборника «Путешествие маленького ручейка» раскрываются идейно-тематические особенности рассказов, рассматриваются образы и психологические портреты героев, а также художественные приёмы писателя-прозаика.

Ключевые слова: Амузаде Халили, современная проза, рассказ, тематика, социально-бытовой рассказ, философско-символический рассказ, юмористический рассказ, «Путешествие маленького ручейка».

Художественное произведение является своеобразным продуктом отношения писателя к

реальной действительности. Другими словами, писатель как индивид, живущий в определенной действительности, задумывается над проблемами, его тревожат многие насущные вопросы.

Именно осознание этой проблемы превращается во внутреннюю потребность и побуждает писателя к творчеству. И в этом отношении художественное произведение можно рассматривать

как «дитя потребности»1. Для художественного

осознания животрепещущей проблемы писатель выбирает обширный жизненный материал

и так его воссоздает, что он становится главной темой художественного произведения.

С этой точки зрения рассказы иранского писателя Амузаде Халили2 явились «дитём потребности». Каждый рассказ писателя притягивает к себе внимание яркими национальными

характерами, неповторимой самобытностью

иранского народа конца XX столетия, колорик том портретов и описаний. В его сборник под названием «Путешествие маленького ручейка» («^-^-^ ^^^») вошли 9 рассказов, из

которых «Две несозревшие хурмы»<^^ ^») («<^иЧ «Вечер, когда моя бабушка была у нас в гостях» («^? Ь> им о1») и «Личности

без удостоверений» («/А ^») являются

социально-бытовыми рассказами; «Велосипед моего отца» («оЫ^ ^») , «Хитрости моего отца» ( «^ЬЬ 4а.») - юмористиче-

скими рассказами, а «Путешествие маленького

ручейка» («^-^-^ .^») , «Путешествие в

город Сулеймания» («оЦ^ 4 ^») , «Вда-

ли от сосновых боров» и («/А^>^> оЧ «Странник» («^/"“») являются философско-символическими рассказами.

В рассказах «Две несозревшие хурмы», «Вечер, когда моя бабушка была у нас в гостях» и «Без удостоверений» посредством раскрытия

бытовых сцен изучается психология личности, окружающий ее мир и социальная действительность. Литератор, создавая характерные жизненные эпизоды, которые отображают судьбу и сущность героев, передаёт правдивую картину

человеческой психологии в духе времени. Например, в рассказе «Вечер, когда моя бабушка была у нас в гостях», повествующем о жизни людей во время ирано-иракской войны, перед

нами предстаёт ряд образов из простого народа: Мустафа, его отец, его бабушка (их имена

не упоминаются), его брат Хусейн; их диалоги,

мельчайшие подробности и детали, отображающие их сущность, на первый взгляд кажущиеся незначительными эпизоды вносят ясность

в представления читателя о социальной среде,

образе жизни и психологии людей во время

войны. Автор точно передаёт традиционный

образ жизни иранцев, вернее, мастерски олицетворяет их образ в военное время, что, несомненно, вызывает большой интерес у читателя. Основное внимание в рассказе обращено на

взаимоотношения матерей и детей, внуков, соседей и жителей махалли3, которые, несмотря на происходящую войну, полны сострадания и заботой друг о друге. Примечательно, что события в рассказе разворачиваются в течение нескольких часов, но они коренным образом меняют отношение главного героя Мустафы к

своему старшему брату. Душевное состояние Мустафы, заметившего слёзы на глазах старшего брата Хусейна, который всегда казался

ему бессердечным и грубым, находит своё воплощение в трогательной сцене.

Рассказ «Без удостоверений» раскрывает перед нами социально-бытовую среду, где ярко представлена жизнь братьев-кочевников Хай-руллаха и Абдаллаха, которые, желая избавиться от безграмотности, упорно стремятся получить знания. Однако встречаемые на их пути трудности и преграды переданы через общую последовательность действий героев, их состояния и штрихов к их портретам. Всё это служит для отображения взаимоотношений между личностью и обществом, между личностью и социальной реальностью. Описание мытарств 6-ти летнего Абдаллаха, который не может посещать школу, потому что у него нет документа, удостоверяющего его личность, бесконечных трудностей, связанных со свидетельством о смерти его отца (его брат Хайруллах не может похоронить отца из-за отсутствия этого свидетельства), изобличают укоренившиеся в обществе бюрократические препоны и проволочки.

В рассказе «Две несозревшие хурмы» описана судьба Сухраба, которого из-за крайнего нищенского положения его семьи привезли для продажи на торговый базар Ираншахра. События повествуются от имени этого мальчика, и время происходящих событий точно не указывается. Эпизоды, повествующие о том, что перед продажей мальчика основательно помыли, надели на него новую одежду, обучили, как вести себя базаре, что большинство таких же 12-13-ти летних мальчиков и девочек, как Сухраб, привезены на базар для продажи собственными отцами или дедушками, а также о том, что общество воспринимает такое положение в порядке вещей, не могут оставить читателя равнодушным. Существующая до сих пор в некоторых районах мира торговля людьми, такого рода преступные действия против человека заставляют задуматься над этой проблемой и призывают быть более нравственными и бдительными. Автор не выражает своей субъективной позиции по этому поводу, он предоставляет это право самому читателю.

Амузаде Халили в своих произведениях придерживается не только традиционного реализма, но и создаёт целый ряд философско-символических рассказов, имеющих некую схожесть со сказками. Таковым является рассказ «Путешествие в город Сулеймания». Главной героиней рассказа является 12-ти летняя девочка-сирота, которую на протяжении всего рассказа называют «девочка». Её разноцветное и в то же время наивное представление о мире резко отличается от окружающего её мира. Чи-

тая рассказ, проникаешься удивлением и восхищением загадочно-таинственным душевным миром девочки, красотой её души, её умением различать чистое, светлое, не теряя надежду и веру. Вместе с этим автор обращает внимание читателя на отрицательные стороны жизни, на ситуации, раскрывающие несправедливость, жестокость и алчность.

Девочка олицетворяет символ чистоты и невинности. Несмотря на свой малый возраст, девочка - уже искусная ткачиха ковров, но волею судьбы совершенно одинокая девочка-сирота трудится в холодном и сыром подвальном помещении-мастерской Хешматхана. На протяжении всего рассказа всё внимание приковано к внутреннему миру девочки, её душевным переживаниям и чувствам. Самая огромная её мечта - соткать ковёр-самолёт, подобный летающему ковру Хазрата Сулеймана, и долететь на нём до звёзд, попасть в город Сулеймания, где она сможет провести свою жизнь с обитающими там животными и птицами, в счастье и радости. Для раскрытия внутреннего мира девочки писатель использует сказочные мотивы: летающий ковёр, полёт среди белоснежных облаков, сбор ярких звёздочек, беседу с сотканными на ковре зверями и птицами.

Загубленное детство, растоптанные человеческие чувства всё же не могут погубить светлой мечты в сердце девочки: хотя реальность и отвергает её желания, она не отступает от своего решения. Героиня находит решение для достижения своей мечты, она просит тётю Халиму - своего единственного в этой мастерской друга - найти для неё изображение всех птиц на земле. Девочка думает, что изображения этих птиц помогут улететь ей в город Сулеймания -город, который является самой высшей целью для девочки, никогда не выходившей за порог этого сырого подвала. Она начинает ткать ковёр с изображением этих птиц, работаёт днём и ночью, набивает на руках мозоли, уставшие от тяжелой работы глаза в итоге перестают видеть, и она слепнет. Но даже в таком состоянии она продолжает работать - теперь она различает нити на ощупь: черные нити немного шероховатые, красные нити, в отличие от голубых, теплее, светло-коричневые - гладкие, тёмно-зелёные - грубые, а белые нити - очень мягкие. Несмотря на неимоверные трудности, девочка все же заканчивает свою работу. Но Хешматхан, давно променявший свою честь, совесть и сострадание на жадность и алчность, решает продать этот ковер за большие деньги.

Девочка противится этому, но её хозяин бессердечен и в этом: он швыряет истощенное и теперь уже слепое дитя на пол. Испытывая душевные и физические муки, девочка не хочет ни о чем думать, ей хочется, закрыв глаза, просто уснуть и долго-долго спать.

К сожалению, судьба девочки заканчивается трагично. Автор не пишет слов «умерла» или «её не стало», читателю понятен этот исход. В литературе существует понятие галлюциногенного реализма. Это реализм, который сочетает в себе элементы волшебного, фантастического. Автор для выражения своего мнения использует именно этот способ: в конце рассказа явно прослеживается использование мистико-фантастических средств:

4.Ш j

1л ЛЛ|^л. ^1!

...^йш]1^ ^1!

«Коврик с птицами медленно-медленно поднимается и пролетает над крышей мастерской Хешматхана, затем над другими крышами домов в деревне и остановился над крышей тёти Халимы... Затем медленно полетели к облакам. Девочка подумала, из мягких облаков сделает себе подушку, а потом, достигнув звёзд, она соберёт четыре ярких звёздочек и повесит их на уголок своего коврика. Эти звёздочки станут лампочками на её коврике.. .»4.

Не существующая в реальной жизни эта удивительная история выполняет определенную задачу в трагической судьбе героини рассказа. С одной стороны, трагический конец рассказа вызывает разочарование и грусть, с другой - некий подъём настроения, потому что последний эпизод, словно свет в той тьме и зле, которые окутывали девочку, зарождает веру в доброту, сострадание, красоту и любовь в человеческой душе. Девочка создаёт и оставляет после себя красоту, о которой мечтала, и это, конечно же, отрадно и воодушевляет. Писатель сумел показать виртуальный мир - мир, мысленно созданный в сознании девочки, мистический, полный надежды и мечтаний. И в этом отношении автор достигает цели, используя художественные приёмы, он сумел показать разницу между высокими чувствами человека и реальной жизнью.

Вошедший в сборник ещё один рассказ «Путешествие маленького ручейка» затрагивает такие религиозно-философские темы, как смысл

жизни, человек и судьба, вера и душевная чистота. В этом рассказе автор находит своим духовным изысканиям символическое решение. В осмыслении реального мира он снова использует символы, переносные значения, мистикофантастические элементы. Здесь реальность, действительность не теряют своего истинного значения, однако их изображение приобретает символический характер: «ручеёк» как символ служит для изображения человека, его жизни, судьбы, его места и предназначения в жизни. Автор прибегает к сравнению самого человека с «ручейком», а его жизни - с «путешествием». С чем связан такой выбор? Скорее всего, с тем, что ручей, и вообще вода, является символом чистоты, свежести и прозрачности. Ручей невозможно остановить, засыпать землёй или закопать, он всё равно продолжает течь. Он пробегает большие расстояния, и сколько бы препятствий ни было, он всё равно преодолевает все преграды на своём пути. Именно такими являются волевые, борющиеся люди: у каждого человека есть свой жизненный путь, который он, несмотря ни на что, должен пройти. Рассказ «Путешествие маленького ручейка» рассчитан на интеллектуального, глубоко мыслящего читателя, который способен прочитать скрытый подтекст символов и понять значение религиозных источников.

Необходимо отметить, что судьба человека занимает главенствующее место в произведениях Амузаде Халили. К примеру, в рассказе «Вдали от сосновых боров» автор придаёт огромное значение внутреннему миру героев и их душевному состоянию. Сюжетом для этого рассказа послужила жизнь эскимосов, где в центре внимания оказывается свойственный эскимосам гордый характер, их убеждения, традиции и обычаи. Рассказ начинается с беседы о том, как, по обычаю эскимосов, состарившегося человека необходимо доставить в отдаленную от деревни хижину, где он проведет последние дни своей жизни. Согласно убеждениям эскимосов, в теле постаревшего человека дьявол устраивает себе гнездо и начинает кружить вокруг хижин, что в конечном итоге, приносит беды и несчастья остальным эскимосам. Автор воплощает в образе заканчивающего свой жизненный путь старца символ умелого мастера своего дела, искусного охотника и настоящего эскимоса. А. Халили показывает душевные переживания и размышления этого старца перед его дорогой в хижину смерти, и тем самым раскрывает нам его искреннюю

душу. Нужно отметить, что Амузаде Халили стал первым писателем в литературе Ирана, затронувшим жизнь эскимосов, его предшественники этой темы не касались. Широко используя диалоги и монологи, автор затрагивает понимание и осознание таких сложных философских проблем, как судьба, участь (удел) человека, отношение человека к иному миру и смерти. Для передачи чувств, переживаний и душевной боли человека автор прибегает к изображению пейзажа, природы, роль которых, несомненно, значительна в раскрытии замысла и целей писателя.

Рассказ «Странник» также носит полуска-зочный, полувымышленный характер. Мастерство писателя проявляется в его тонком понимании связей между живой и неживой природой. Образы Черного Скворца и Зелёного Скворца, Чинары изображены так же ярко и правдиво, как и образ главного героя рассказа -дровосека. В поисках дров дровосек натыкается на одинокую чинару в степи, на которой нашли пристанище скворцы и их птенцы. Увидев это, дровосек, с одной стороны, думает о своих замерзающих от холода детях, а с другой стороны, срезав чинару, он погубит птиц и их потомство. Он словно меж двух огней. В то самое время, когда происходит падение нравственности и таких ценностей, как совесть, честь, милосердие и сострадание, образ дровосека являет собой олицетворение простых человеческих чувств, его уважения и бережного отношения к растительному и животному миру.

Как было отмечено выше, в сборник «Путешествие маленького ручейка» включены также рассказы на юмористические темы. Одним из таких рассказов является рассказ «Хитрости моего отца», который состоит из четырех частей. Каждая из частей, исходя из смешных действий и поступков главного героя - отца-шутника, получила названия:

«С^и ОЛ^ ЛиЛ ^ЦЬЬ» («Мой отец

ищет деньги»),

«л^ ^ л 44^ ^ЦЬЬ» («Мой отец хочет стать резчиком стекла»),

«■ал ^ 4)1^ _^л ^ЦЬЬ» («Мой отец сдаёт

велосипед в аренду»),

«!лЛ ^ 4а!и» («Лопаточка - последняя

надежда»).

Хотя эти части представляют собой отдельные самостоятельные рассказы, логически они дополняют друг друга. Автор использует легкий юмор для высмеивания лени и любых предлогов нежелания работать, присущей че-

ловеческой натуре. Иными словами этот рассказ - это взгляд ребенка на лень и хитрости отца-главы семейства. В отличие от сатиры, которая выбирает своим объектом только отрицательные стороны, юмор сохраняет реальное видение событий и всесторонне изображает особенности происходящего. Юмор способен превратить в смешное и положительные, и отрицательные стороны жизни5. В рассказах на серьёзные темы мы обычно встречаем различные отступления, описания психологического состояния героя, его размышления и т. д. [к примеру, рассказ «Вдали от сосновых боров». - О. Т.]. Юмористические же рассказы в основном концентрируют внимание не на внутреннем состоянии героя, а на его движениях и поступках, посредством которых раскрываются его индивидуальные качества и недостатки. Зачастую создаваемая автором ситуация так близка к действительности, что читатель не ощущает никаких преувеличений и оторванности от реальности. Хотя Амузаде Халили и не даёт резких оценок в юмористическом изображении отрицательных событий, тем не менее, такой подход имеет огромное идейно-воспитательное значение.

Рассказ «Велосипед моего отца» повествует

о событиях, происходящих в жизни веселого, жизнерадостного, по-настоящему трудолюбивого отца и его сына (имя которого не указывается). Всё повествование рассказа ведётся от имени главного героя. Сын пожелал учиться в:

.С^|Л 1иЛ ‘Л,.УЛ 4лД Ь »

^Л...Л^ VI? J■3 I) . У.~-,л С&^лл ^л I) <^р.| ^л ^^1

<^1л А4олА...^"^Алл ^£л (^1£ I) ^ ^

.■^ Jl^ 13 .^л!л ^л

«В лицее “Сафавидов”, который отличается от всех лицеев мира высочайшей воспитанностью своих учеников, тем, что его выпускники, в конце концов, обязательно станут или министром в правительстве, или депутатом Совета, или каким-либо чиновником <...> его учеников кормят вкусными кушаньями, чтобы они лучше соображали.»6. Отец же считает все эти слова пустым бредом. Вся история начинается с того, что сын просит отца дать ему велосипед для того, чтобы съездить в находящийся далеко от них лицей и записать там своё имя. Веселые юмористические перипетии, изображенные автором с большим мастерством, жизненны и полны воодушевления.

Итак, подводя итог краткому исследованию, ещё раз отметим, что рассказы Амузаде

Халили на социально-бытовые темы затрагивают порою простые, с первого взгляда, малоприметные, заурядные жизненные ситуации, но в то же время они раскрывают всю полноту духовной жизни людей и познание в полном смысле этого слова смысла жизни, смысла бытия. Рассказы этого направления условно можно поделить на два типа: первый из них раскрывает свойственные и несвойственные человеку отношения, вторые же - передают соотношение создаваемых жизненных типов и реальности. Какими бы разнообразными ни были сюжетные построения в этих рассказах, главное внимание в них акцентируется на тонкостях и нюансах человеческой судьбы.

В философско-символических рассказах писатель, используя мотивы путешествия, где отсутствуют свойственные реализму понятия времени и места, выражает свои взгляды посредством символических образов и мистических сюжетов. Также мы не находим в таких рассказах олицетворения происходящего, как в реальной жизни, и последовательного изложения событий и происшествий. Реальность и вымысел постоянно переплетаются в ходе всего изложения.

В юмористических рассказах А. Халили повествование ведётся от имени главного героя. Мастерски используя возможности этого жанра, автор создаёт совершенный образец юмора в своих произведениях.

Многочисленные рассказы А. Халили пронизаны национальным колоритом и философией. Как и каждый творческий человек, он стремится к росту, к изображению нового всег-

да по-новому. На современном этапе развития иранской прозы можно наблюдать тенденции более реалистического, правдивого отображения жизни, человека и его души, поиски новых изобразительных и художественных приёмов, в создании которых роль Фаридуна Амузаде Халили несомненно высока.

Примечания

1 Расулов, А. Бадиийлик - безавол янгилик. Ташкент, 2007 (на узбек. яз.).

2 Амузаде Халили родился в 1959 году в провинции Семнан в Иране. Свою творческую деятельность начал с 1980 года. Его первые сборники «Три месяца каникул», «Дрова», «Дни экзаменов», «Старый меч» принесли славу молодому писателю. Другой его сборник под названием «Путешествие маленького ручейка» признан журналом «Кайхоне бачегон» как один из «Книг года» и «Самых лучших десяти книг первой послереволюционной десятилетки». А. Халили был удостоен специальной премии ЮНИСЕФ за сборник рассказов «Дрова», а также премиями «Золотой месяц» и «Золотая страница». В 2008 году за особые заслуги в области литературы и культуры А. Халили Министерством культуры ИРИ был награжден Орденом Искусства 1-степени.

3 4-к.л - махалле - квартал (города), городской район.

4 1387

5 Ахмедова, Ш. Юмор жилолари. Ташкент, 1998. С. 11 (на узбек. яз.).

6 1387

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.