Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
УДК 327
Любовь ШИШЕЛИНА
ИДЕЯ «ТРИМОРЬЯ»: ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
Аннотация. В статье даётся исторический обзор эволюции возникшей после обретения независимости Польши идеи Триморья (Межморья). Сегодня эта идея активно поддерживается Соединёнными Штатами Америки и с настороженностью воспринимается большинством европейских государств. Одни усматривают в ней попытку реализации Польшей далеко идущих европейских политических амбиций, другие - попытку американского президента углубить раскол в Европейском союзе и одновременно продвинуть здесь свои экономические интересы. Автор рассматривает развитие идеи не только в общем геополитическом контексте, но и с точки зрения вклада в неё современной польской политической элиты.
Ключевые слова: Инициатива Трёх морей, Межморье, Центральная Европа, Центральная и Восточная Европа, Польша, Хорватия.
17-18 сентября 2018 г. в Бухаресте состоялся третий по счёту саммит центральноевро-пейской инициативы «Трёх морей» (Триморья), или как её ещё называют - «Межморья». Суть её в формировании региона, объединяющего страны с переходной экономикой, находящиеся между Россией и Западной Европой. Попытка не первая и в историческом и в современном контексте. Непрерывной нитью здесь просматривается попытка Польши сформировать новый геополитический вектор континента и мировой политики и сыграть в нём искомую ведущую роль. В самом деле, геополитический потенциал Польши огромен. Он и всегда был. Теперь же, многократно усиленный экономической поддержкой Брюсселя, он, по внутренним ощущениям польской элиты, превосходит её внутренние границы и требует более широкого пространства действий.
Истоки идеи
План создания промежуточного пространства между Россией и Германией одновременно соединяющего северные и южные моря Центральной Европы - Балтийское, Адриатическое и Чёрное, неуклонно, как и вся «постимперская европейская история», движется к своему столетнему юбилею. Идею конфедеративного государства, включающего Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Че-хослованию, а также, возможно, Финляндию, выдвинул после Первой Мировой войны первый правитель Польского государства Юзеф Пилсудский. Предлагаемая конфедерация после распада Австро-Венгрии и Российской империй должна была развивать многонациональную и многокультурную традицию бывшей Речи Посполитой. Пилсудский считал, что её восстановление позволит государствам Центральной Европы избежать доминирования Германии или России. Однако в то время из мировых держав идею поддержала только Франция.
Следует отметить, что после Первой Мировой войны в Европе было несколько идей
© Шишелина Любовь Николаевна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник, руководитель Отдела исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected].
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520183338
объединения или включения в свой состав регионов бывших империй1. Среди них наиболее известной была т.н. Малая Антанта2, объединявшая новосозданные государства Центральной Европы - Румынию, Чехословакию и Югославию в противовес Венгрии. Предпринимались попытки создания Балтийской Антанты, состоящей из Литвы, Латвии и Эстонии, куда пыталась присоединиться Польша. Понятно, что региональные антанты создавались под покровительством государств большой Антанты - Франции и Великобритании. Одновременно были идеи частичного возрождения Австро-Венгерского союза в форме Дунайской конфедерации. Часть из этих проектов включала и государства, вышедшие из войны в статусе побеждённых. Однако ни один из планов так и не осуществился, несмотря на попытки оживить приграничное сотрудничество между разорванными новыми границами областями центральной Европы. К тому же времени для этого было отпущено немного. На эту часть Европы неумолимо надвигался германский реваншизм. После Второй мировой войны в пространстве между Балтийским, Адриатическим и Чёрным морями возникла похожая конфигурация, но цели её были далеки от идей создателя Второй Речи Посполитой, и были поставлены на службу другого государства.
Укреплению Польши в этом пространстве не способствовало то, что связи времён СЭВ ориентировались на Москву, на СССР и потому в первую очередь внимание уделялось проектам, нацеленным на развитие именно этого вектора сотрудничества. Т.е. в ущерб вертикальной (от моря к морю) развивалась горизонтальная, трансконтинентальная логистика (восток-запад). Связи же между государствами региона были чрезвычайно слабы. Зато от-сутст-вие экономической и дорожной логистики с лихвой возмещалось вертикализмом взаимопроникновения диссидентствующей мысли, превратившей государства сегодняшней Ви-шеградской Европы в оплот центральноевропейского идейного и ценностного оппортунизма.
Постсоветский период
После распада СССР и ориентированных на него региональных структур в Восточной Европе вновь пришла в движение региональная мысль.3 Наряду с идеей «СЭВ без СССР», возникали новые. Одна из них опиралась на возможность расширения базы Альпийско-Ад-риатического рабочего приграничного сообщества4 и воплотилась позже в Пентагонале5, затем в Гексагонале6. Ныне она существует как Центральноевропейская инициатива7. Структу-
1 Nemeth Istvan. Europa-tervek 1300-1945. Visszapillantas a jövöbe. Bp.: ELTE Eötvös Kiado, 2001., Ash Timothy Garton. The Puzzle of Central Europe. New York Review of Books, March18, 1999.
2 А.А. Язькова. Малая Антанта в европейской политике 1918-1925. М., Наука, 1974.
3 Л.Н. Шишелина. Расширение Европейского союза на восток и интересы России. М., Наука, 2006.
4 Форма регионального взаимодействия приграничных регионов Австрии, Италии, Югославии, Венгрии и Германии создана 20 ноября 1978 г. Документ подписан в Венеции.
5 Провозглашённое в 1989 г. в Будапеште объединение Венгрии, Югославии, Австрии, Италии и Чехословакии. Разработчиком идеи был вице-канцлер Австрии Эрхардт Бузек.
6 В 1991 г. о своём присоединении объявила Польша. Таким образом, возник регион из шести государств.
7 После распада Югославии и пробуксовывания идеи Гексагонале, в 1992/1993 гг. с приёмом Словении и Боснии идея обрела форму Центральноевропейской инициативы - союза государств ориентирующихся на Австрию и Италию в противовес мощи Германии. Сегодня в неё входят 18 стран Центральной Европы, Австрия, Италия, а также Украина и Белоруссия.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
ра носит скорее совещательный характер и более похожа на форум по интересам, нежели на интеграционное объединение.
В 1991 г. в самом центре Европы было создано и другое объединение - Вишеградская тройка, ставшая после распада Чехословакии «четвёркой». Если у первой структуры была историческая база в виде наследства Австро-Венгрии, то В4 была совершенно новой и в региональном плане формулой. К её обоснованию были подтянуты исторические факты встречи королей трёх государств начиная с XIV в., а также современный опыт диссидентства. Мы бы добавили ещё и то, что Венгрия и Чехословакия, наряду с ГДР были и наиболее промыш-ленно развитыми государствами региона в предшествовавший социалистический период. Потому и в экономическом плане они выглядели как достаточно перспективная интеграция1.
Вишеградская группа преодолела 25-летний рубеж с весьма высокими трансформационными и экономическими показателями, став заметным явлением новой Европы. Возможно, этому способствовало как раз отсутствие институциональной структуры объединения. Государства стремились к исключению даже временного доминирования какой-то из столиц и подчинённости друг другу. Это до определённого момента повышало уровень доверия между государствами-членами, несмотря на проявлявшиеся на рубеже первого десятилетия попытки то Виктора Орбана, то Леха Качиньского заявить о своих претензиях на лидерство. Сегодня дуэт В. Орбана и Я. Качиньского можно считать ведущим, однако Чехия и, до недавнего времени, Словакия также обладают достаточно харизматичными лидерами, с которыми считается остальная Европа. Так что в квартете вишеградских стран всё более или менее сбалансировано.
Усилила вес, а также позицию Чехии и Словакии в В4 их политика на сближение с Австрией. Венгрия также близка Австрии, однако создание трёхстороннего Славковского фор-мата2 в 2015 г. без приглашения Венгрии создало новую ситуацию и напомнило тесно сблизившимся Будапешту и Варшаве о необходимости притормозить в своих амбициях и прислушаться к спутникам по вишеградскому формату.
Если региональные возможности Венгрии в известном смысле ограничены приоритетностью вопроса построения взаимодействия с соотечественниками, то Польша и до «межмо-рья» предпринимала попытки возглавить региональное сплочение с явной целью противостояния России. Одной из таких инициатив было строительство Лехом Качиньским вместе с Михаилом Саакашвили и Виктором Ющенко «Содружества демократического выбора». Оно было основано 2 декабря 2005 г. в Киеве и включило в свой состав десять постсоциалистических государств: Польшу, Грузию, Украину, Латвию, Литву, Эстонию, Македонию, Молдавию, Румынию и Словению. Ещё восемь государств, включая США, стали «наблюдателями». Однако это «практическое воплощение» идеи «межморья» тогда удалось собрать ещё только два раза - в марте 2006 г. в Тбилиси и в мае того же года в Вильнюсе.
Вскоре внимание Польши переключилось на Восточное партнёрство. Эту программу она создавала совместно со Швецией и, возможно, рассчитывала и в ней воплотить черты
1 Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии. Под ред. Л.Н. Шишелиной. М., Весь Мир, 2010.
2 Австрия, Чехия и Словакия приняли в конце января 2015 г. декларацию о взаимодействии.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
плана Пилсудского дотянуться до Чёрного моря и Кавказа. Хотя интерес к программе проявляли также в Чехии и Словакии. Идея стала жертвой событий на Украине в январе-феврале 2014 г., завершившись вооружённым конфликтом в Донбассе. Она продолжает осуществляться как восточная политика ЕС, однако былого энтузиазма относительно европейской интеграции Украины и её соседей ныне не испытывает даже Варшава.
Вышедшая в 2015 г. в чистом виде из форм «Содружества демократического выбора», «Восточного партнёрства» и «Карпатской Европы»1 идея «Триморья», таким образом, является продолжением давней мечты Польши о лидерстве и об особой роли на европейском континенте. С одной стороны, есть Веймарский треугольник, но в нём Польше отводится роль скорее младшей сестры Франции и Германии. С другой стороны, это показатель внимания Запада к этой стране, так как подобным форматом отношений больше не обладает ни одно другое центральноевропейское государство. И оно придаёт Польше в этом смысле больше уверенности в своих силах. С другой - Польшу в стремлении построить новую срединную Европу снова поддерживают Соединённые Штаты Америки, усмотревшие в ней доверенного смотрителя своих интересов на Европейском континенте после ослабленных брекзитом позиций Великобритании. К тому же за Польшей в XXI столетии закрепился образ «Троянского коня США Европе»2.
«Триморье»: отсчёт пошёл
Создание Триморья очень напоминает дорожную карту создания Вишеградской группы. Первая встреча носителей идеи также состоялась в США, точнее - 29 сентября 2015 г. в Нью-Йорке на полях Генеральной Ассамблеи ООН. А первый саммит - 25-26 августа 2016 г. в хорватском Дубровнике. Инициатива декларировалась как неформальная платформа для встреч президентов с целью развития прагматического сотрудничества государств-участников.
В первом совместном коммюнике представителей двенадцати стран (Польши, Хорватии, Австрии, Болгарии, Литвы, Латвии, Эстонии, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии, Словении) признавалась необходимость ради интенсификации сотрудничества центральноевро-пейских государств сосредоточиться на создании связей Север-Юг, которые также способствовали бы укреплению единого европейского рынка. Определялись источники финансирования программы и приоритетные области сотрудничества. Ими стали: энергетический, транспортный, дигитализационный и экономический сектора Центральной и Восточной Европы. Исключалось создание каких-либо параллельных механизмов сотрудничества на обозначенном пространстве. В документе подчёркивалось, что по отдельным проектам возможно сотрудничество с другими странами.
Президент США Дональд Трамп лично принял участие во втором саммите польской
1 Карпатская конвенция подписана в Киеве в 2003 г. семью государствами карпатского региона: Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией, Румынией, Сербией и Украиной. Вступила в силу в 2006 г.
2 Is Poland Americ's donkey or could it become NATO's horse? The Economist. 08.05.2003 URL: https://www. econ-omist.com/europe/2003/05/08/is-poland-americas-donkey-or-could-it-become-natos-horse.
3 The Joint Statement on the Three Seas Initiative (The Dubrovnik Statement). Dubrovnik, 25.08.2016. URL: http://three-seas.eu/wp-content/uploads/2018/06/DUBROVNIK.pdf.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
инициативы, который состоялся 6 июля 2017 г. в Варшаве. Если на первом саммите подчёркивалась приверженность европейской солидарности и принципам, то на втором уже произошёл решительный поворот в сторону евроатлантики. На этой встрече были обозначены конкретные проекты Триморья, в их числе планы построения транспортных коммуникаций (TEN-T) и выполнения энергетических принципов ЕС1. Здесь следует отметить, что американский президент в своей речи особо подчеркнул важность проекта для осуществления американских планов поставки в Европу сжиженного газа через терминалы в Польше и Хорватии, страны -инициаторы проекта. Причём целью проекта он называл оживление связей пост-коммунистической Европы с Соединёнными Штатами Америки2. «Мы аплодируем вашей инициативе развивать инфраструктуру. Мы приветствуем эту историческую возможность углубить наше экономическое партнёрство с вашим регионом». «Мы - страна, сидящая на гигантских запасах энергии, и теперь мы являемся её экспортёрами. Если вам нужна энергия - просто позвоните нам».
Поведение Трампа вызвало резко негативную реакцию канцлера Германии Ангелы Мер-кель. 3 Она восприняла это как игру на разделение Европы и Европейского союза. Такая позиция несколько снизила первоначальный энтузиазм участников.
Третий саммит инициативы, объединённый с бизнес-форумом Триморья по предложению президента Румынии Клауса Йоханниса прошёл в столице этой страны Бухаресте 17-18 сентября 2018 г. Здесь уже утверждалось о строящейся на трёх основах главной цели Инициативы: придание импульса экономическому развитию, развитие политики слияния ЕС и обогащение трансатлантических связей4. В совместном Коммюнике впервые появляется упоминание о роли США, укрепляющей трансатлантический характер Инициативы. Было принято решение об объединении торговых палат региона, а также о создании общего инвестиционного фонда. Декларация приветствовала возможность поддержки со стороны США, Германии, Европейской комиссии, Европейского Инвестиционного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития и Группы Мирового Банка. Этот перечень в целом подтвердил геопо-литическую ориентацию Триморья.
На саммите впервые был представлен конкретный список проектов для развития региона Триморья на ближайшую перспективу. Он, безусловно, требует вложений, превышающих возможности государств-членов. Однако задача поставлена, круг заинтересованных лиц определён. Дальше всё зависит от большой геополитики, в том числе, от судьбы Европейского союза. Станет ли очередная попытка формирования центральноевропейского меж-морья за-меной, параллелью уже существующим проектам, или же пережив очередной бум, пополнит список исторических региональных инициатив.
1 The Second Summit of the 3 Seas Initiative. Joint Declaration. URL: http://three-seas.eu/wp-content/uploads/2018/ 06/W ARSAW.pdf.
2 Read Donald Trump's Remarks at the Three Seas Initiative Summit in Poland. URL: http://time.com/4846780/read-donald-trump-speech-warsaw-poland-transcript/ (дата обращения 01.11.2018).
3 Germany angry with Croatia Due to the Three Seas Initiative. The Economist. 20.07.2017. URL: https://www.total-croatia-news.com/politics/20560-the-economist-germany-angry-with-croatia-due-to-the-three-seas-initiative.
4 Joint Declaration of the Third Summit of the Three Seas Initiative (Bucharest, 17-18 September 2018). URL: http://three-seas.eu/wp-content/uploads/2018/09/BUCHAREST-SUMMIT-JOINT-DECLARATION.pdf.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
Список литературы
Ash T.G. The Puzzle of Central Europe. New York, 1999.
Nemeth I. Europa-tervek 1300-1945. Visszapillantas a jovobe. Bp. 2001.
Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии. Под ред. Л.Н.Шишелиной. М., 2010.
Шишелина Л.Н. Расширение Европейского союза на восток и интересы России. М., 2006.
Язькова А.А. Малая Антанта в европейской политике 1918-1925. М., Наука, 1974.
References
Shishelina L. Rasshirenie Evropejskogo sojuza na vostok i interesy Rossii. Moskva, 2006.
Joint Declaration of the Third Summit of the Three Seas Initiative (Bucharest, 17-18 September 2018). URL: http://three-seas.eu/wp-content/uploads/2018/09/BUCHAREST-SUMMIT-J0INT-DECLARATI0N.pdf.
Germany angry with Croatia Due to the Three Seas Initiative. The Economist. 2017. URL: https://www.total-croatia-news.com/politics/20560-the-economist-germany-angry-with-croatia-due-to-the-three-seas-initiative.
Is Poland America's donkey or could it become NATO's horse? The Economist. 2003. URL: https://www.economist.com/europe/2003/05/08/is-poland-americas-donkey-or-could-it-become-natos-horse.
Read Donald Trump's Remarks at the Three Seas Initiative Summit in Poland. 2018. URL: http://time.com/4846780/read-donald-trump-speech-warsaw-poland-transcript/.
The Joint Statement on the Three Seas Initiative (The Dubrovnik Statement). Dubrovnik, 25.08. 2016. URL: http://three-seas.eu/wp-content/uploads/2018/06/DUBR0VNIK.pdf.
The Second Summit of the 3 Seas Initiative. Joint Declaration. 2017. URL: http://three-seas.eu/wp-content/uploads/2018/06/WARSAW.pdf.
The Three Seas Initiative - from the Origins till the Present Day Author. Lyubov Shishelina, Doctor of History, Head of Department for Central and Eastern European Studies, Institute of Europe RAS. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article gives a historical overview of the evolution of the idea of Three Seas (Intermarium) that emerged after Poland gained its independence 100 years ago. Today, this idea is alive again and is being actively supported by the United States of America but perceived with caution by the majority of European states. Some see it as an attempt to realize Poland's far-reaching European political ambitions, others - as a strive of the American President to deepen the split in the European Union and at the same time to promote American economic interests here. The author considers the development of ideas not only in the general geopolitical context, but also from the point of view of the modern Polish political elites.
Keywords: Three Seas Initiative, Intermarium, Central Europe, Central and Eastern Europe, Poland, Croatia.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520183338
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5