Научная статья на тему 'ИДЕЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ТРАКТОВКЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ ВОЗРОЖДЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В'

ИДЕЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ТРАКТОВКЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ ВОЗРОЖДЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ШКОЛА ВОЗРОЖДЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СВОБОДА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПРАВО НА ДОСТОЙНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапаева Ангелина Вячеславовна

Проанализированы взгляды представителей школы возрожденного естественного права на проблему социальных прав человека. Констатировано, что ключевой вехой государственно-правовых преобразований России начала XX столетия явилось закрепление за российскими подданными гражданских прав и свобод. Установлено, что представителями школы возрожденного естественного права была разработана теория прав и свобод личности в контексте взаимосвязи правового государства с проблемами этики и морали. Доктринально обосновано, что социальные права, наравне с политическими, занимали важное место в каталоге классификации прав человека, разработанном учеными, ввиду того, что с ними были связаны такие ценности, как социальная справедливость и социальное равенство. Предложены аргументы, указывающие на то, что представители школы возрожденного естественного права считали источником возникновения социальных прав право на достойное человеческое существование, которые являлись предпосылкой к социальному раскрепощению личности и попыткой трансформации сословного общества в гражданское.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF SOCIAL HUMAN RIGHTS AS INTERPRETED BY REPRESENTATIVES OF THE SCHOOL OF REVIVED NATURAL LAW IN RUSSIA AT THE END OF THE 19TH - BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

We analyze the representatives’ views of the school of revived natural law on the social human rights problem. We note that a key milestone in the state and legal transformations of Russia at the beginning of the 20th century was the consolidation of civil rights and freedoms for Russian citizens. We establish that representatives of the school of revived natural law developed a theory of individual rights and freedoms in the context of the relationship between the constitutional state with the ethics and morality problems. We doctrinally justify that social rights, along with political rights, occupied an important place in the catalog of human rights classification developed by scientists, due to the fact that they were associated with values such as social justice and social equality. We offer arguments indicating that representatives of the school of revived natural law considered the right to a dignified human existence as the source of social rights emergence, which were a prerequisite for the individual’s social emancipation and an attempt to transform the estate society into a civil one.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ТРАКТОВКЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ ВОЗРОЖДЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В»

© Лапаева А.В., 2020

DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-16-417-425 УДК 340

Шифр научной специальности 12.00.01 ИДЕЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ТРАКТОВКЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ ВОЗРОЖДЕННОГО ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.

А.В. Лапаева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9430-5344, e-mail: [email protected]

Аннотация. Проанализированы взгляды представителей школы возрожденного естественного права на проблему социальных прав человека. Констатировано, что ключевой вехой государственно-правовых преобразований России начала XX столетия явилось закрепление за российскими подданными гражданских прав и свобод. Установлено, что представителями школы возрожденного естественного права была разработана теория прав и свобод личности в контексте взаимосвязи правового государства с проблемами этики и морали. Доктринально обосновано, что социальные права, наравне с политическими, занимали важное место в каталоге классификации прав человека, разработанном учеными, ввиду того, что с ними были связаны такие ценности, как социальная справедливость и социальное равенство. Предложены аргументы, указывающие на то, что представители школы возрожденного естественного права считали источником возникновения социальных прав право на достойное человеческое существование, которые являлись предпосылкой к социальному раскрепощению личности и попыткой трансформации сословного общества в гражданское.

Ключевые слова: естественное право; школа возрожденного естественного права; человек; общество; правовое государство; гражданское общество; свобода; права человека; социальные права; право на достойное человеческое существование; уровень жизни

В фокусе современной юридической науки находится проблема прав человека, которая не ограничивается исключительно отдельными странами и регионами, а приобретает все более глобальные масштабы. В статье 17 Конституции Российской Федерации 1993 г. нашла свое отражение концепция естественных, неотчуждаемых прав человека, что указывает на примат прав человека, закрепляет тенденцию отчуж-

дения позитивистского подхода в пользу естественно-правового. Права человека являются первичными по отношению к возможности осуществления функций государственной власти. В политико-правовой науке под естественными правами понимается система гражданских, политических, экономических и культурных прав личности.

Концепция прав человека активно разрабатывалась на рубеже XIX -начала XX века, в том числе представителями школы возрожденного естественного права, в контексте правового государства, его взаимосвязи с проблемами этики и морали. Социальные права, наравне с политическими, занимали ключевое место в представленной учеными классификации. Социальная справедливость и социальное равенство считались главными ценностями.

П.И. Новгородцев подчеркивал важность свободы в целях улучшения социального существования [1, с. 272]. В своей работе «О праве на существование» ученый отмечал, что в современных декларациях должно быть обязательно закреплено право на достойное существование человека. Указанное право предоставляло возможность для того, чтобы дарованная свобода могла быть действительно реализована практически. По мнению государствоведа, несмотря на юридическое закрепление свободы, она могла и не возыметь должного воплощения в результате дефицита материальных средств [2, с. 6].

П.И. Новгородцев уделял особое внимание исследованию государственно-правовых явлений и процессов в сравнительно-правовом аспекте. В данном контексте идея свободы и ее реализация казались ученому наиболее оправданными в концепции английского либерализма, представители которого отстаивали необходимость оказания содействия нуждающемся [1, с. 272].

По мнению П.И. Новгородцева, категория достойной человеческой жизни представлялась неопределенной в связи с тем, что открывала возможности, с одной стороны, для бесконечных требований, с другой стороны, установления границы недопустимой крайности [3, с. 321].

В учении правоведа содержание права на достойное существование структурно состояло из права на труд и отдых, социальное обеспечение в случае неспособности к труду, болезни, старости, право на образование и здоровье. Особое внимание ученый уделял развитию профессиональных союзов, способных отстаивать интересы трудящихся, но в то же время не превращающихся в крупные образования, способные конкурировать с государством, поэтому важным считалось, чтобы интересы профсоюзов и государства совпадали. Фабричное законода-

тельство должно было закрепить свободы в отношении урегулирования санитарных условий труда, признания за каждым трудящимся его субъективных прав [4, с. 104]. С позиции правоведа особое значение уделялось обязанности государства по поддержке беспомощных людей, не способных к труду [2, с. 17].

Поддерживая идеи П.И. Новгородцева относительно морально-этического смысла социальных прав, И.А. Покровский указывал на нравственное значение в отношении принципа определения размера социальной помощи [2, с. 26].

В концепции российских конституционалистов начала XX века (В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский) субъективные публичные права подразделялись на несколько групп. Во-первых, это права свободы (негативные права), во-вторых, положительные публичные права (права позитивного статуса), в-третьих, политические права [5, с. 32]. В представленном каталоге прав особое внимание правоведы уделяли необходимости обязательного законодательного закрепления прав на положительные действия в интересах индивида (судебная защита, общественное призрение и др.) [6, с. 24].

По мнению С.А. Котляревского, движение права должно осуществляться в направлении совершенствования таких нравственных ценностей, как справедливость, которая наравне со свободой и равенством считалась ядром, центром права [7, с. 118].

Правовым В.М. Гессен считал такое государство, которое в своей деятельности было связано и ограничено правом, стояло под правом, а не вне и над ним [6, с. 11]. По мнению государствоведа, права человека являлись ценностями, стоящими над национальным правом, они приобретали значение вечных этических норм. Под субъективным публичным правом В.М. Гессен понимал «право, которому соответствует обязанность государственной власти» [8, с. 10]. Существовали тонкие границы в отношении вмешательства государства в частную жизнь индивида и, наоборот, индивида в деятельность государства. В случае нарушения указанных пределов вмешательства предоставлялась возможность защиты нарушенных прав в административном и судебном порядке [9, с. 17].

Б.А. Кистяковский считал государством будущего социалистическое государство, поддерживавшее солидарные интересы индивидов и общее благо, выделял права личности на положительные услуги со стороны государства. По мнению ученого, наиболее близко к соотношению рационального и иррационального в праве подошла именно со-

циологическая юриспруденция, указывающая на то, что субъективное право логически не совпадает с объективным правом. Несомненно, что с позиции Б.А. Кистяковского право - это явление социальное. Именно в науке о праве существует множество различных подходов к пониманию и выдвижению теорий, зачастую противоречащих друг другу, о сущности права. Цитируя И. Канта, Б.А. Кистяковский отмечал, что «право есть совокупность норм, устанавливающих и разграничивающих свободу» [10, с. 15].

Б.А. Кистяковский отстаивал социологическое понимание природы права, являлся сторонником правового государства. Правовед делал акцент на том, что в действующих современных его периоду времени декларациях прав и свобод обязательно должны быть зафиксированы социальные права наравне с политическими и гражданскими. Именно социальные права даруют возможность требовать от государства справедливых условий для экономического, духовного существования и развития [10, с. 14].

По мнению Б.А. Кистяковского, истинное существование права заключается не в формальном нормативизме, а в сознании всего общества, что, несомненно, влияет на расширительное познание права как социального явления, «справедливого права». По мнению ученого, право на достойное человеческое существование должно быть гарантировано каждому человеку [11, с. 33].

В концепции Б.А. Кистяковского к социальным правам относились право на труд, отдых, на участие в материальных и духовных благах, которые были объединены единой категорией права на достойное существование [11, с. 590]. С позиции ученого, именно государство должно было гарантировать данные права, подчеркивая, таким образом, их значимость.

В современной интерпретации право на достойное человеческое существование следует отнести к социально-экономическим правам (правам «второго поколения»), которые должны способствовать обеспечению человеку достойного уровня жизни [12].

Обеспечение прав личности являлось в концепции теоретиков возрожденного естественного права признаком правового характера государства, находя свое отражение в законе. В абсолютном же государстве бесправный подданный мог просить только милости, а не требовать права, тем более права на достойное человеческое существование. Важной гарантией обеспечения субъективных прав личности правоведы считали такой признак, как разделение властей, контроль (админи-

стративный, финансовый, парламентский), ответственность министров перед парламентом, судебную защиту, материальные гарантии. Особое значение представители теории возрожденного естественного права придавали институту административной юстиции (В.М. Гессен) - контроль суда за законностью актов, судебный контроль, право жалобы в суд на действия администрации.

Правоведы разработали классификации прав и свобод личности, к которым относились помимо таких основных фундаментальных прав, как гражданские, политические, также социально-экономические права. Система гарантий включала политические, социальные, материальные, правовые гарантии [13].

Подводя итоги, отметим, что в конце XIX - начале XX века выдающимися правоведами была разработана концепция прав и свобод человека. Представители естественно-правовой школы рассматривали идею прав и свобод личности в контексте взаимосвязи правового государства с проблемами этики и морали. Социальные права, наравне с политическими, занимали важное место в каталоге классификации прав человека ввиду того, что с ними были связаны такие ценности, как социальная справедливость и социальное равенство. В концепции теоретиков возрожденного естественного права к социальным правам относились право на труд, отдых, социальное обеспечение в связи с неспособностью к труду по старости и болезни, право на определенный уровень жизни, здоровье, образование, право на участие в материальных и духовных благах, которые были объединены единой категорией права на достойное существование. Государство должно было действовать в интересах свободы, устраняя необоснованные препятствия к ее реализации и создавая при этом необходимые возможности для ее проявления. Рассматривая идею о дифференциации субъективных прав на частные и публичные, правоведы указывали на активное участие государства в социальной жизни.

Список литературы

1. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб.: Лань, 2000. 347 с.

2. Новгородцев П.И., Покровский И.А. О праве на существование. М.: Т-во М.О. Вольф, 1911. 48 с.

3. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование. М.: Лань, 1995. 446 с.

4. Туманова А.С., Киселев Р.В. Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX - начала XX века. М.: Изд-во Дом высшей школы экономики, 2011. 279 с.

5. Лапаева А.В. Идея естественного права в трудах российских конституционалистов конца XIX - начала XX в. // История государства и права. 2013. № 5. С. 30-33.

6. Гессен В.М. О правовом государстве. СПб.: Изд-во Н. Глаголева, 1906. 62 с.

7. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М.: Изд-во Г.А. Лемана, С.И. Сахарова, 1915. 417 с.

8. Гессен В.М. Основы конституционного права. Пг.: Изд. юрид. кн. склада «Право», 1917. 439 с.

9. Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. СПб.: Изд-во тип. «Правда», 1909. 458 с.

10. Кистяковский Б.А. Право как социальное явление. М.: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1911. 17 с.

11. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1916. 708 с.

12. Лапаева А.В. Право на социальное обеспечение в российской правовой мысли конца XIX - начала XX века // Гражданское общество в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 32-34.

13. Моисеева О.В. Реализация правового статуса Европейского суда по правам человека в области защиты прав и свобод человека // Современные вопросы государства, права, юридического образования: сб. науч. тр. по материалам 14 Между-нар. науч.-практ. конф. / отв. ред. О.В. Белянская. Тамбов, 2019. С. 325-330.

БЛАГОДАРНОСТИ: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00252.

Поступила в редакцию 02.10.2020 г. Поступила после рецензирования 18.11.2020 г. Принята к публикации 27.11.2020 г.

Информация об авторе

Лапаева Ангелина Вячеславовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Института права и национальной безопасности. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9430-5344, e-mail: [email protected] Для цитирования

Лапаева А.В. Идея социальных прав человека в трактовке представителей школы возрожденного естественного права России конца XIX - начала XX в. // Актуальные проблемы государства и права. 2020. Т. 4. № 16. С. 417-425. DOI 10.20310/2587-93402020-4-16-417-425

DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-16-417-425

THE IDEA OF SOCIAL HUMAN RIGHTS AS INTERPRETED BY REPRESENTATIVES OF THE SCHOOL OF REVIVED NATURAL LAW IN RUSSIA AT THE END OF THE 19TH - BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

A.V. Lapayeva

Derzhavin Tambov State University

33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9430-5344, e-mail: [email protected]

Abstract. We analyze the representatives' views of the school of revived natural law on the social human rights problem. We note that a key milestone in the state and legal transformations of Russia at the beginning of the 20th century was the consolidation of civil rights and freedoms for Russian citizens. We establish that representatives of the school of revived natural law developed a theory of individual rights and freedoms in the context of the relationship between the constitutional state with the ethics and morality problems. We doctrinally justify that social rights, along with political rights, occupied an important place in the catalog of human rights classification developed by scientists, due to the fact that they were associated with values such as social justice and social equality. We offer arguments indicating that representatives of the school of revived natural law considered the right to a dignified human existence as the source of social rights emergence, which were a prerequisite for the individual's social emancipation and an attempt to transform the estate society into a civil one.

Keywords: natural law; school of revived natural law; human; society; constitutional state; civil society; freedom; human rights; social rights; right to a dignified human existence; living standard

References

1. Novgorodtsev P.I. Vvedeniye v filosofiyu prava. Krizis sovremennogo pravosoznaniya [Introduction to the Philosophy of Law. The Crisis of Modern Justice]. St. Petersburg, Lan Publ., 2000, 347 p. (In Russian).

2. Novgorodtsev P.I., Pokrovskiy I.A. O prave na sushchestvovaniye [About the Right for Existence]. Moscow, M.O. Wolf Partnership, 1911, 48 p. (In Russian).

3. Novgorodtsev P.I. Pravo na dostoynoye chelovecheskoye sushchestvovaniye [The Right to a Dignified Human Existence]. Moscow, Lan Publ., 1995, 446 p. (In Russian).

4. Tumanova A.S., Kiselev R.V. Prava cheloveka v pravovoy mysli i zakonotvorchestve Rossiyskoy imperii vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka [Human Rights in Legal Thought and Lawmaking of the Russian Empire in the Second Half of the 19th - early 20th centuries]. Moscow, HSE Publishing House, 2011, 279 p. (In Russian).

5. Lapayeva A.V. Ideya estestvennogo prava v trudakh rossiyskikh konstitutsionalistov kontsa XIX - nachala XX v. [The idea of natural law in the works of Russian constitu-

tionalists of the late 19th - early 20th centuries.]. Istoriya gosudarstva i prava - History of State and Law, 2013, no. 5, pp. 30-33. (In Russian).

6. Gessen V.M. O pravovom gosudarstve [About the Rule of Law]. St. Petersburg, N. Glagolev Publishing House, 1906, 62 p. (In Russian).

7. Kotlyarevskiy S.A. Vlast' i pravo. Problema pravovogo gosudarstva [Power and Law: The Issue of the Jural State]. Moscow, Publishing House of G.A. Leman and S.I. Sak-harov, 1915, 417 p. (In Russian).

8. Gessen V.M. Osnovy konstitutsionnogo prava [Fundamentals of Constitutional Law]. Petrograd, Publication of the Legal Book Warehouse "Law", 1917, 439 p. (In Russian)

9. Gessen V.M. Poddanstvo, ego ustanovleniye i prekrashcheniye [Citizenship, its Establishment and Termination]. St. Peterburg, Publishing and Printing House "Pravda", 1909, 458 p. (In Russian).

10. Kistyakovskiy B.A. Pravo kak sotsial'noye yavleniye [Law as a Social Phenomenon]. Moscow, Typolithography of Kushnerev I.N. and Co Partnership, 1911, 17 p. (In Russian).

11. Kistyakovskiy B.A. Sotsial'nyye nauki i pravo. Ocherki po metodologii sotsial'nykh nauk i obshchey teorii prava [Social Sciences and Law. Essays on the Methodology of the Social Sciences and the General Theory of Law]. Moscow, Typolithography of Kushnerev I.N. and Co Partnership, 1916, 708 p. (In Russian).

12. Lapayeva A.V. Pravo na sotsial'noye obespecheniye v rossiyskoy pravovoy mysli kontsa XIX - nachala XX veka [The right to social security in the Russian legal thought from the late XIX to the early XX century]. Grazhdanskoye obshchestvo ipra-vovoye gosudarstvo - Civil Society in Russia and Abroad, 2020, no. 1, pp. 32-34. (In Russian).

13. Moiseyeva O.V. Realizatsiya pravovogo statusa Evropeyskogo suda po pravam chelo-veka v oblasti zashchity prav i svobod cheloveka [Realization of the legal status of the European court of human rights in the field of protection of the rights and freedoms of human]. Sbornik nauchnykh trudov po materialam 14 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sovremennyye voprosy gosudarstva, prava, yuridicheskogo obrazovaniya» [Collection of Scientific Works Based on the Proceedings of the 14th International Research and Practical Conference "Modern Issues of State, Law, Legal Education"]. Tambov, 2019, pp. 325-330. (In Russian).

Acknowledgment: The study is funded by Russian Foundation for Basic Research according to the research project no. 20-011-00252.

Received 2 October 2020

Reviewed 18 November 2020

Accepted for press 27 November 2020

Information about the author

Lapayeva Angelina Vyacheslavovna - Candidate of Jurisprudence, Associate Professor of

Theory and History of State and Law Department of Law and National Security Institute.

Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9430-5344, e-mail: [email protected]

For citation

Lapayeva A.V. Ideya sotsial'nykh prav cheloveka v traktovke predstaviteley shkoly vo-zrozhdennogo estestvennogo prava Rossii kontsa XIX - nachala XX v. [The idea of social human rights as interpreted by representatives of the school of revived natural law in Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries]. Aktual 'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2020, vol. 4, no. 16, pp. 417-425. DOI 10.20310/2587-9340-2020-4-16-417-425 (In Russian, Abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.