1 2 3 ©
Рачипа А.В. , Бурьков В.В. , Алексеева А.В.
1Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии, истории и
политологии факультета естественно-научного и гуманитарного образования; 2кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социологии, истории и политологии
факультета естественно-научного и гуманитарного образования; 3кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии, истории и политологии факультета естественно-научного и гуманитарного образования.
Южный федеральный университет
ИДЕЯ ПАТРИОТИЗМА В ИСТОРИИ РОССИИ
Аннотация
В статье анализируется содержание идеологии патриотизма в России как характерной черты менталитета русского народа и духовной основы развития российской государственности, разрабатываемой отечественными мыслителями. В краткой ретроспективе акцентируется внимание на некоторых наиболее значимых идеях, сохранивших свою актуальность для современной России.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическая идея, национальное самосознание, национальная идея, гражданская идентичность.
Keywords: patriotism, patriotic idea, national consciousness, national idea, civil identity.
В современную эпоху в связи с различными трансформационными процессами на рубеже XX-XXI вв., люди становятся свидетелями и участниками множества социальных, экономических, политических, информационных и культурных процессов, что приводит, в том числе, к переоценке ценностей. Среди различных вопросов духовной жизни нашей страны на видное место выдвигаются проблемы преданности своей стране, гордости за ее культуру и героическую историю. Анализ этой патриотической проблематики всегда присутствовал в философских размышлениях отечественных мыслителей.
Идее патриотизма всегда отводилась особая, объединяющая роль народа в решении различных проблем общества и государства. Особенно это проявлялось в периоды, когда на крутых поворотах истории возникала необходимость в напряжении всех сил во имя спасения своей страны.
Вся история России убедительно свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих консолидацию общества. Идейные составляющие патриотизма были и сегодня остаются характерной чертой менталитета русского народа, духовной основой развития российской государственности. Вместе с тем, отметим, что смысловое наполнение патриотизма зависит от конкретно-исторических условий жизни общества, целей и задач, стоящих перед ним.
Следует подчеркнуть, что в России в первой половине Х!Х в. параллельно друг другу оформлялось национальное самосознание и становление философского сознания в форме философии истории. Сквозь призму различных историософских построений, которые обрели свою систему к середине XIX в., четко прослеживались поиски в пространстве альтернатив: самобытность или общечеловечность, предпочтительность нашей стратегической ориентации на «Запад» или на «Восток».
Значительный интерес представляют идеи П.Я.Чаадаева, стоявшего у истоков историософии в России. Центральной идеей патриотизма, сформулированной им в «Философических письмах» и других произведениях, была осознанная любовь к Родине, в основе которой лежит стремление сделать свою страну достойной уважения не только ее
© Рачипа А.В., Бурьков В.В., Алексеева А.В., 2016 г.
собственных граждан, но и всех других народов. Отвечая своим оппонентам он говорит: «Больше чем кто-либо из вас, поверьте, я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа... Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм лени, который приспособляется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями и которым, к сожалению, страдают теперь у нас многие дельные умы». [1, с. 142,143.].
Особое место в становлении национального самосознания занимает А.С.Пушкин. Как человек своего времени А.С.Пушкин улавливал общественные вопросы, занимавшие воображение современников: что такое история России, каково место России в мире, в чем ее будущее предназначение? История, по Пушкину, не только объект эстетического любования, но, прежде всего, великий учитель, единственный надежный ориентир национального самосознания. «Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим. И у нас иной потомок Рюрика более дорожит звездою двоюродного дядюшки, чем историей своего дома, т.е. историей отечества». «Уважение к минувшему - вот отличительная черта, отличающая образованность от дикости». «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»[2, с. 39, 135, 155].
Анализируя историософские взгляды А.С. Пушкина, известный исследователь А.Н. Боханов подчеркнул важную мысль о том, что в силу универсальности, «вселенскости» его нельзя вообразить «партийным». Он не только не принадлежал к какому-либо конкретному направлению в общественной мысли (первые контуры их были уже различимы на грани 2030-х гг. XIX в.), но и не мог принадлежать. Его мировоззрение являло удивительную амальгаму совсем несхожих идей, резко разъединенных позже по линии «славянофильство» - «западничество». У Пушкина же их сочетание, слияние органично благодаря глубине и масштабу его личности.
Вместе с тем, как отмечает А.Н.Боханов, существует и одно принципиальное отличие, отделяющее Пушкина и от любителей русской патриархальности, и от восторженных почитателей Запада. Пушкин не только принимал, но и восхищался империей. Он не проводил разграничения между Русью, Россией и Империей, рассматривая их синонимически, как своеобразные фазы исторического бытия Государства.
«Два чувства дивно близки нам - / В них обретает сердце пищу - / Любовь к родному пепелищу,/ Любовь к отеческим гробам. /На них основано от века, /По воле Бога самого / Самостоянье человека, / Залог величия его. / Животворящая святыня! / Земля была б без них мертва; / Без них наш тесный мир - пустыня, / Душа - алтарь без божества»[3, с.486.].
Эти написанные в 1830 г. бесподобные поэтические строфы навсегда остались гениальным символом русского национального мироощущения. Здесь отражено признание исторических и духовных основ народа, но вместе с тем и утверждение вечных ценностей -незыблемого ориентира для «самостоянья человека»[4, с.3,16].
Обращаясь к вопросу о содержании пушкинского ответа с анализом воззрений Чаадаева на отечественную историю, изложенных в первом «Философическом письме» (1836 г.), отметим, А.С. Пушкин решительно опровергал бездоказательный вывод этого письма об исторической ничтожности России. «Войны Олега и Святослава и даже отдельные усобицы - разве это не жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел
нас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка?» [5, с.289.].
Не соглашаясь с оценкой Чаадаевым русского прошлого в первом философическом письме, Пушкин был согласен со своим другом в критике настоящего. Он одобрял высказанное им мнение о равнодушии к долгу, справедливости и истине, о циничном презрении к человеческой мысли и достоинству в современном обществе. Поэт и сам восторгался далеко не всем, что видел вокруг себя: он раздражен как литератор, оскорблен как человек с предрассудками.».. .Но, - заверял Пушкин Чаадаева, - клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал» [6, с.290].
Несколько позже П.Я. Чаадаев сделает знаковое замечание: «Может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина!» [7, с.152].
Анализируя историософские взгляды А.С. Пушкина и П.Я. Чаадаева, становится ясно, насколько они важны для адекватного концептуального понимания и осмысления российского национального самосознания, идеологии российского патриотизма.
Глубокие замечания о понимании патриотизма, долга перед отечеством мы находим в трудах А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского. «Любовь к отечеству, — отмечал В. Г. Белинский, — должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [8, с. 489].
Значительный вклад в развитие теории патриотизма внесли русские мыслители конца XIX — начала XX века В. С. Соловьев, И. А. Ильин, Н. А. Бердяев и др. Размышляя о проблемах патриотизма, В. С. Соловьев в своей работе «Русская идея» отмечал: «Проявлять свою мощь, преследовать свой национальный интерес — вот все, что надлежит делать народу, и долг патриота сводится к тому, чтобы поддерживать свою страну и служить ей в этой национальной политике» [9, с. 188].
Основываясь на духовно-нравственном подходе к пониманию сущности патриотизма, выдающийся мыслитель И. А. Ильин не сомневался в особом предназначении России. «Люди без Родины, — полагал философ, — становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь» [10, с. 333, 334].
Особое значение патриотического воспитания отмечали выдающиеся полководцы русской армии, ставя его в основу воспитания воинов. Наиболее ярко и полно патриотические идеи воплотились в деятельности А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Жукова Г. К. и др.
Рассматривая в краткой исторической ретроспективе опыт развития идей патриотизма в России, следует отметить, что данное идейное направление представляет собой глубокую традицию отечественной гуманитарной науки и культуры.
Патриотизм предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор.
В 2010-2015 гг. коллектив преподавателей кафедры социологии, истории и политологии ЮФУ под руководством заведующего каф. СИП д.с.н. проф. Рачипы А.В. провел социологическое исследование по изучению особенностей исторического сознания и исторической памяти студенческой молодежи. Приведем следующий пример, характеризующий некоторые гражданские качества русского народа.
Таблица
ДИНАМИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЙ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС "КАКИЕ ИЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОЦЕНОК ИСТОРИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК РУССКОГО НАРОДА ВАМ НАИБОЛЕЕ БЛИЗКИ?"
В ГРУППЕ "СТУДЕНТЫ" кол-во опрошенных 1610
№ ОТВЕТЫ 2010 2015
1 Народ-освободитель 60% 54%
2 Созидатель великой культуры 35% 32%
3 Защитник народов 47% 43%
4 Технически передовой народ 19% 29%
5 Народ-коллективист 22% 24%
6 Высоконравственный народ 31% 38%
В представленной таблице оценены основные ментальные качества российского народа. Высокие оценки даны созидательному и нравственному потенциалу русского народа - народ-освободитель (2010 г. - 60%, 2015 г. - 54%) защитник народов (2010 г. -47%, 2015 г. - 43%). Высоко оценивается нравственный потенциал русского народа (2010 г. - 31%, 2015 г. - 38%).
Следует отметить, что в сентябре 2012г. в Краснодаре на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи президент РФ В.В. Путин отметил, что «мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» [11]. Далее, в развитие данных идей, в феврале 2016 года на встрече с активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса», В.В.Путин подчеркнул, что, по сути, патриотизм - «это и есть наша национальная идея» [12].
И в заключение следует отметить, что новое теоретическое осмысление проблематики патриотизма, как эмоционального компонента гражданской идентичности остается весьма актуальной задачей для дальнейшего углубленного исследования.
Литература
1. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. - М.: Современник,1987. - С.142,143.
2. Пушкин А С. Собр. соч. В 10 т. Т.6 - М.: Худ. литература, 1981. - С. 39, 135, 155.
3. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т.1. - М.: Худ. литература, 1985. - С.486.
4. Боханов А.Н. А.С. Пушкин и национально-государственная самоидентификация России.// Отечественная история. 2002. №5, - С.3, 16.
5. Переписка А.С. Пушкина. - М.: Худ. литература, 1982. Т.2. - С.289.
6. Переписка А.С. Пушкина. - М.: Худ. литература, 1982. Т.2. - С.290.
7. Чаадаев П.Я. Сочинения. - М.: Правда, 1989. - С.152.
8. Белинский, В. Г Сочинения / В. Г. Белинский. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 4. - С. 489.
9. Соловьев В. С. Русская идея / В. С. Соловьев. - М.: Республика, 1992. - С.188.
10. Ильин, И. Мы были правы / И. Ильин // О грядущем России / под ред. Н.П. Полторацкого. - М.: Воениздат, 1993. - С.333, 334.
11. В. Путин / «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/13/vladimir_putin_my_dolzhny_ stroit_svoyo_buduwee_na_prochnom_fundamente/. (дата обращения 6.03.2016 г.)
12. Патриотизм без Идеи — национальная идея по мысли Путина? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inance.ru/2016/02/patriotizm-putina/. (дата обращения 6.03.2016 г.).