СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
УДК 101.1:316 ББК 87.6
И. В. Солонько
Идея концептуальной власти и ее способов управления обществом
В статье рассматривается сложившаяся на протяжении многих веков система надгосударственного цивилизационного управления обществом -концептуальная власть. Концептуальная власть - это власть людей, способных порождать в обществе социальные процессы, охватывающие жизнь общества на протяжении многих поколений и протекающие согласно разработанной концепции, а также и власть концепции (замысла или системы идей), по которой живет общество, над массовым общественным сознанием. Раскрываются способы управления обществом, используемые концептуальной властью.
Ключевые слова: концептуальная власть, способы управления обществом, иерархия и функции видов власти.
Анализ понятия «концептуальная власть» был проведен впервые в 1995 г. на парламентских слушаниях по концепции общественной безопасности в Государственной Думе Российской Федерации [5]. Однако это не нашло широкого освещения на страницах научных изданий. До сих пор проблема концептуальной власти не введена в круг вопросов философского, социологического и политологического исследований.
Сложившаяся на протяжении многих веков система надгосударственного цивилизационного управления обществом определяется нами как особый вид власти - концептуальная власть. По словам заместителя председателя Комитета по безопасности ГД РФ Н.В. Кривельской, «это инновационная идея» [5, с. 126]. Концептуальная власть - это власть людей, способных порождать в обществе социальные процессы, охватывающие жизнь общества на протяжении многих поколений и протекающие согласно разработанной концепции. При этом людей, разработавших концепцию жизнестроя общества и внедривших её в массовое сознание, может уже давно и не быть в живых, но общество как суперсистема продолжает в своей жизни отрабатывать данную концепцию в режиме автомата. Поэтому концептуальная власть - это ещё и власть концепции (замысла или системы идей), по которой живет общество, над массовым общественным сознанием. Как в свое время говорили французские просветители: идеи правят миром.
Концептуальная власть, пока не признаваемая де-юре, взаимодействует со всеми видами власти в обществе, занимая де-факто ведущее положение. Иерархия различных видов власти в обществе, их взаимодействие и основные функции представлены в таблице.
Таблица
_________Статус и функции различных видов власти в обществе_________
Виды власти Функции власти Статус власти
Концептуальная Разрабатывает концепцию (замысел) Автократичная (самовластная)
Идеологическая Оформляет концепцию (замысел) в идеологию Обслуживает концептуальную Власть
Законодательная Оформляет идеологию в «правовое поле» Согласно Конституции
Исполнительная Реализует концепцию (замысел) Согласно Конституции
Судебная Предотвращает выходы за пределы «правового поля» Согласно Конституции
Способы управления концептуальной власти обществом нашли свое отражение в политических технологиях. А.Ф. Нагайчук полагает, что политические технологии проявляются в качестве неких матриц социальнополитического взаимодействия, социально обусловленных и зависимых от сложившейся конфигурации интересов в обществе, институциональной структуры политики. Социальные интересы предстают в качестве основы любой политической технологии демократического общества. Технологии осуществления социальных интересов являются политическими и представляют собой завершающий этап технологизации активности социальных акторов в политической сфере [4, с. 565]. Концептуальная власть, отслеживая тенденции общественной жизни (в основе которых лежат социальные интересы), поддерживает те тенденции, которые соответствуют принятой концепции и подавляют остальные тенденции, которые потенциально или реально противоречат избранной концепции управления обществом.
Суть метода концептуально-властного управления обществом состоит в том, что в общественное сознание внедряются стереотипы восприятия объективной реальности (нормы поведения, ритуалы, религиозные представления, политические пристрастия и т. д.), которые либо позволяют людям самостоятельно сформировать методологию управления (либо самоуправления) в нужном сегменте общества, либо не позволяют - для остальных сегментов общества. Примером этому может служить калейдоскопическое «клиповое сознание», культивируемое западной популярной массовой культурой в молодежной среде через СМИ (в отечественных масс-медиа телеканал «МТУ», отчасти «ТНТ» и др.).
Культурные коммуникации - основное средство, с помощью которого реализуется рассмотренный выше метод управления толпо-«элитарным» обществом. Для современной культурологической мысли это модель постмодернистской культуры [4, с. 189]. Формирование необходимой информационной среды для реализации метода - это уже удел идеологической власти. Она создает мифологию - систему взаимосвязанных мифов об устройстве мира, об иерархии богов, месте человека в мироздании. Затем за дело берутся поэты, писатели, художники, композиторы, говоря нынешним языком - «творческая интеллигенция» - и придают мифам, по словам Мэнли П. Холла, «изысканную форму и делая их доступными для публики» [9, с. 210]. Петербургские политологи В.А. Ачкасов и В. А. Гуторов считают, что политический порядок - это, прежде всего, ментальный порядок, и политические структуры существуют по большей части в виде социальных представлений, инкорпорированных в сознание людей [6, с. 440].
Одним из основных способов управления концептуальной власти является манипуляция общественным мнением. Она предполагает способность субъекта управления осуществлять скрытое влияние на объект управления. В отличие от других способов осуществления власти, когда публично декларируются намерения (нередко и в письменной форме), при манипулировании акторы воздействуют друг на друга, не оповещая о своих желаниях и целях, т. е. объект не осознает, что на него оказывается давление. При манипуляции нет субъекта, отдающего приказ, и нет самого официального приказа в явной форме. Д. Ронг считает манипуляцию самой бесчеловечной формой власти, даже более бесчеловечной, чем физическое принуждение, где жертва, по крайней мере, знает, что является объектом чьей-то агрессии [10, с. 30]. Ниже представлена схема [1, с. 9] манипулирования общественным мнением.
Схема манипулирования общественным мнением
Толпа
Если Вы находитесь в положении верхнего человека, то
рано или поздно путём проб и ошибокВы обязательно дойдёте до истины. Если находитесь в положении нижнего человека, то Вам предстоит трудная задача выбирать из двух зол меньшее. Но до истины вы не дойдёте, даже если попытаетесь найти её где-то «посередине». По этой схеме веками
реализуются манипуляции малосодержательными без контекста парными терминами с приданием им ярко выраженных надуманных противоположных оценок с позиции «хорошо - плохо». Вначале идет подталкивание маятника общественного сознания в сторону «ложь № 1». Но по ходу истории развитие в этом направлении объявляется ошибочным и маятник направляется в сторону «ложь № 2». К таким парным представлениям об оптимизации управления обществом относятся: материализм - идеализм; социализм - капитализм, план - рынок, демократия - диктатура, экономическая открытость - железный занавес, свободное общество - тоталитаризм и т. п.
Общественно полезная и теоретически выверенная позиция состоит в обладании чувством меры и в умении, разорвав умышленно выстроенный порочный круг непонимания, выйти на истину, на понимание в равной мере неприемлемости как одной, так и другой крайности. Суть метода манипуляции общественным мнением состоит в подмене, искажении и сокрытии ключевых понятий в жизни общества.
Авторский коллектив под псевдонимом К. Прутков писал: «Многие вещи нам не понятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий» [7, с. 117]. Это не простая игра слов, а указание на то, что стереотипы мышления наиболее сложно поддаются изменению, но именно это свойство сознания человека и используется для манипулирования им и обществом. Человек мыслит только сформированными им лично понятиями, т. е. если у человека отсутствуют определённые понятия о важных явлениях в жизни, то эти явления как будто не существуют для него. Это означает, что некоторые вещи для одного человека - очевидная реальность или само собой разумеющееся, а для другого они же - загадка, не имеющая ответа и объяснения, т. е. мистика.
В процессе развития и взросления ребёнка идет формирование его понятий о Мире. Если ключевые понятия у него не сформированы или сформированы искажёнными, то он становится заложником своего неведения и тех людей, кто понимает больше него: «Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру своего непонимания на того, кто понимает больше его». Обратимся к афоризму К. Пруткова и задумаемся: а что имеется в виду? Если два разных человека воспитывались в разных мировоззренческих системах, то преимущества не у более талантливого, а у того, кому помогали сформировать для себя ключевые понятия и при этом не подавляли его творческого начала кодирующей зубрёжкой.
Для того чтобы в контексте данной работы адекватно определить само слово «понятие» как основу мыслительной деятельности человека, необходимо учесть алгоритмику работы нашего мозга, у которого есть левое и правое полушария. Они выполняют разные функции в мыслительном процессе человека. Левое полушарие «мыслит» абстрактнологически, т. е. «отвечает» за владение языком (в том числе и математическим) и логику. Правое полушарие головного мозга «мыслит» процессно-образно, т. е. оно «отвечает» за восприятие образов и процессов в их полноте и целостности. Конечно же, левое и правое полушария головного мозга должны работать согласованно и гармонично. Для этого оба полушария имеют не только физиологическую связь, но и должны быть
одинаково хорошо развиты. Посредством шести (пять органов чувств, плюс чувство меры - интуиция) органов чувств в правом полушарии головного мозга возникают субъективные образы объективного мира. Эти образы -наши чувства, обработанные мозгом. Они могут быть простым набором неупорядоченной информации, а могут иметь стройную систему взаимосвязей между собой. Тогда такую систему называют мировоззрением.
А «называет» каждый образ по отдельности своим словом или словосочетанием и всю их совокупность в целом в виде языка общения именно левое полушарие головного мозга. Так в нашем мозге возникает понятие. Понятие - это постоянное взаимное соответствие между образом и его лексическим выражением (словом или словосочетанием языка), т. е. это устойчивая во времени взаимосвязь между полушариями головного мозга, возникающая при столкновении разума человека с каким-либо явлением. Логический словарь так определяет термин «понятие»: это «целостная совокупность суждений, т. е. мыслей, в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта» [3, с. 393].
Любой человек мыслит понятиями, которые формируются под воздействием культуры общества, средств массовой информации и образовательного процесса как неразрывного единства обучения и воспитания. Понятие возникает лишь как единство слова и образа того явления, которое кроется за этим словом. Именно поэтому важно самому формировать адекватные понятия об общественных явлениях, иначе за вас их сформируют политтехнологи (русская народная пословица гласит: «чужим умом не проживёшь»). Одна из важных целей
образовательного процесса - помочь молодому человеку сформировать ключевые в жизни общества понятия.
В политологии по способам осуществления власти различают явную (эксплицитную) и неявную (имплицитную) власти. Проявлением явной власти будет ситуация, когда «Х» совершенно определенным образом, не допускающим разночтений, укажет «У», что ему надлежит делать (или, напротив, не делать). При проявлении неявной власти «У» делает то, чего желает «Х», но без прямого указания с его стороны. В этом случае возможны два варианта:
• «У» знает (или догадывается), чего хочет «Х», и в силу разных причин выполняет это желание без самого факта отдачи приказания. Примером имплицитной власти может быть желание объекта власти угодить субъекту власти и т. п..
• «У» не знает, чего хочет «Х», но его вектор целей вписан в объемлющий вектор целей «Х», или попросту на данном этапе их желания совпадают. При этом в конечном счете желаемый результат получит не «У», а «Х», так как «У» выполняет предписанную функцию в сценарии «Х». Данный вариант уже относится к проявлению концептуальной власти.
Второй вариант имеет отношение к бесструктурному способу управления. Структурное управление (функциональное штатно-
должностное расписание) отличается от бесструктурного управления (виртуальные самоорганизующиеся системы) следующими признаками:
•наличием до начала процесса управления готовой структуры (структурное управление) или в процессе управления самоорганизуются виртуальные «структуры» (бесструктурное управление);
•функциональное предназначение элементов структуры либо изменяется в процессе управления (бесструктурное управление) либо нет (структурное управление);
•распространение информации в структуре либо целенаправленноадресное (структурное управление), либо циркулярно-безадресное (бесструктурное управление).
В ходе развития долгосрочного социально-политического процесса структурное управление выкристаллизовывается из бесструктурного. В жизни общества наиболее эффективно работает смешанное управление, которое сочетает в себе оба способа. При этом в творческих сферах (искусство, научно-исследовательская деятельность и т. д.) доля бесструктурного управления значительно выше, чем в государственных и силовых сферах, но не является преобладающей. А в деятельности концептуальной власти преобладание бесструктурного управления над структурным является её определяющим свойством. Бесструктурный способ управления опирается на статистические закономерности и вероятностные предопределенности в поведении объекта управления и факторов внешней среды. То есть для его применения необходима устойчивость по предсказуемости реакции объекта на управляющее воздействие и изменения давления факторов внешней среды.
Концептуальная власть контролирует все виды исполнительной власти в исторических цивилизациях. Управляя на основе анализа возможностей и тенденций к их реализации, она никому ничего не навязывает, а лишь бесструктурно проводит в жизнь те решения, которые взращены его трудами и созрели в национальных «элитах», упреждающе заглушая и искореняя неугодные ему тенденции.
Чтобы бесструктурное управление в обход сознания было действительно эффективным, необходимо иметь информационную базу, на основе которой без вмешательства извне как бы сам собой должен идти процесс формирования стереотипов поведения вновь вступающих в жизнь поколений. Такой информационной базой и должна была стать культура, основанная на заказных сюжетах. Но её становление в прошлом - не одномоментный акт, а продолжительный процесс, охватывающий жизнь многих поколений. На её формирование - написание книг, театральных пьес, картин, музыки, и даже научных школ - потребовались столетия. После того как заказная антикультура в общих чертах сформировалась, функция адаптации алгоритмики такой «социологии» переходит к интеллигенции, духовному сословию и т. д. Концептуальной власти осталось лишь корректировать все процессы, которые отныне идут как бы сами собой «на автомате» и в своей статистической массе не выходят за рамки разработанного проекта.
В силу того, что всякое общество некоторым образом управляется, концепция, в соответствии с которой протекает управление, является
объективным явлением, т. е. она существует и действует даже в том случае, если в самом обществе эту концепцию никто не осознаёт в качестве концепции управления. Тем не менее, люди, способные к целеполаганию, к разработке и корректировке концепции достижения целей и методов её продвижения в общество, представляют собой концептуальную власть в этом обществе. И «быть концептуально властным» - это качество, отличающее в исторически известных обществах некое меньшинство.
После того как концепция становится властной над обществом, она начинает проявляться в культуре как власть идей (идеология) над каждым индивидом и обществом в целом в виде усваиваемых с детства стереотипов поведения и отношения к явлениям внутреннего и внешнего мира, что создаёт у индивида иллюзию самоуправления, не ограниченного никакими факторами, кроме его личных способностей. В силу этого обстоятельства на этапе, связанном с внедрением концепции в жизнь общества, может возникать идеологическая власть. Функция идеологической власти - облечь властную по своему характеру концепцию в такие идеологические формы, в которых она предстала бы во мнении людей благообразной и потому приемлемой, в которых концепция не вызвала бы отторжения, а тем более целенаправленного активного противодействия внедрению концепции в управленческую практику вплоть до выработки и воплощения в жизнь альтернативной ей концепции.
Разумный методологический подход к конструированию точного смысла и структуры идеологии как социального явления предложили Д. Белл и А. Грамши. Термин «идеология» нельзя заменить термином «идея», поскольку его целесообразнее использовать для обозначения «превращения идей в рычаги социального действия» (Д. Белл). Точно так же идеология не может отождествляться с философией, отражая, скорее, процесс популяризации философских концепций или «философских вульгаризаций, подводящих массы к конкретному действию, к преобразованию действительности» (А. Грамши) [6, с. 428-429].
Идеология - продукт идеологической власти, подконтрольной власти концептуальной. Идеология - это концепция управления, изложенная в доступном для понимания народными массами виде так, чтобы она не вызывала у них отторжения, а тем более активного целенаправленного противодействия ей. Объектом воздействия идеологической власти является всё общество, однако за исключением тех, кто сам концептуально властен и потому стоит выше власти идеологической. Идеология нужна концептуальной власти для формирования в обществе мировоззрения, соответствующего избранной концепции, чтобы люди не выходили из-под этой власти в изменяющихся жизненных обстоятельствах. Свобода от идеологий - это самообман, однако не стихийно-психологический, а целенаправленно культивируемый властью концептуальной. Идеологию можно понимать или не понимать, принимать её или отрицать, но члены общества всегда сталкиваются с проявлениями той или иной идеологии, представляющей собой оболочку концепции управления обществом со стороны носителей власти концептуальной.
В.А. Ачкасов и В.А. Гуторов считают, что сам факт отсутствия на Западе единой государственной идеологии никогда не препятствовал
возникновению, развитию и совершенствованию огромного аппарата идеологической пропаганды, где заняты сотни тысяч специалистов, осуществляющих систематическую обработку идей и учений, их ретрансляцию через СМИ. Эта новая социальная группа, выполняющая функцию, свойственную в древности жрецам, входит в верхний слой правящей элиты и поэтому кровно заинтересована в том, чтобы поддерживать и наращивать свое влияние [6, с. 440]. Идеологическая власть - концептуально безвластна, поскольку она только приспосабливает концепцию к конкретным исторически сложившимся обстоятельствам и не способна к разработке концепции.
Концептуальная власть действует, как правило, имплицитно и бесструктурно, зачастую прикрываясь официальной властью и от ее имени. Таким образом, работает её главный принцип: «Каждый в меру своего понимания развития процесса (политического, социального, экономического и т. д.) работает на себя, а в меру своего непонимания (либо недопонимания) на того, кто понимает больше его - то есть на концептуальную власть».
Список литературы
1. Ефимов В.А. Основы системного управления в условиях глобализации. -СПб. 2006. - С. 110.
2. Иконникова С.Н. Постмодернизм как новая парадигма в культурологи // Диалог культур и партнерство цивилизаций: VIII Международные Лихачевские научные чтения, 22-23 мая 2008 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. - С. 189-190.
3. Кондаков Н.И. Понятие // Логический словарь. - М.: Наука, 1971. - С. 604.
4. Нагайчук А.Ф. Социальные основы функционирования технологии в политике: эскиз методологии исследования // Философские науки: спец. вып. «Филос. Петербург»: прил. к журн. «Филос. науки»; М-во образования РФ, Акад. гуманитар. исслед. - М.: Гуманитарий, 2004. - С. 561-578.
5. Парламентские слушания по теме: «Концепция общественной
безопасности» // Думский вестник. - 1996. - № 1 (16) - С. 126 - 137.
6. Политология: учеб. / под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М.: Высшее образование, 2007. - С. 692.
7. Прутков Козьма. Сочинения. - М.: Худ. лит., 1976. - С. 381.
8. Философская мысль в афоризмах lV - XVIII веков / сост. Л.Е. Лавренова. -СПб.: Паритет, 2005. - С. 352.
9. Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической каббалистической и розенкрейцерской символической философии. - СПб.: Спикс, 1994. - С. 792.
10. Wrong D.H. Power Its Forms, Bases and Uses. With a New Preface. -Oxford: Basil Black-well, 1988. - P. 30.