Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЯ «ВЕЩИЗМА» КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА В ПОВЕСТИ ВЕРКОРА И КОРОНЕЛЯ «КВОТА, ИЛИ «СТОРОННИКИ ИЗОБИЛИЯ»»'

ИДЕОЛОГИЯ «ВЕЩИЗМА» КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА В ПОВЕСТИ ВЕРКОРА И КОРОНЕЛЯ «КВОТА, ИЛИ «СТОРОННИКИ ИЗОБИЛИЯ»» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
16
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
французская литература XX века / идеология «вещизма» / потребительское общество / Веркор и Коронель / French literature of XX century / ideology of consumerism / consumer society / Vercor and Coronel

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Т.В. Нужная

Статья посвящена выявлению идеологии «вещизма» и разоблачению антигуманистической природы культа вещей во французской литературе второй половины XX века на примере текста повести малоизученных французских писателей Веркора и Коронеля «Квота, или «Сторонники изобилия»». Проблема исследуется как через принципы сюжетно-композиционной организации текста, так и через систему персонажей. Активное производство и потребление товаров, постоянно изменяющийся мир моды, проникновение в социум рекламы и телевидения – все это создало идеологию «вещизма». Возможные негативные последствия этой потребительской философии волнуют современных мыслителей и писателей. Авторы создают утрированные социальные модели в художественных текстах, пытаясь заострить проблему общества потребления. Анализируя потребительское общество, представленное в повести Веркора и Коронеля, можно однозначно констатировать, что через яркую и образную систему персонажей, оригинальный замысел, принципы сюжетосложения и социальную сатиру на примере вымышленного общества авторы раскрывают идеологию «вещизма» с позиции обеднения духовного мира человека и его подверженности стереотипам массового мышления, что подчеркивается художественными образами героев произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGY OF CONSUMERISM AS SOCIAL FICTION IN THE STORY OF VERCOR AND CORONEL “QUOTA, OR “SUPPORTERS OF ABUNDANCE””

The article makes research to identify ideology of consumerism and to expose the anti-humanist nature of the cult of things in French literature of the second half of the twentieth century based on the text of the story by the French writers Vercor and Coronel “Quota, or “Supporters of Abundance””. The problem is investigated both through principles of the plot-compositional text organization and character system. Active production and consumption of goods, the constantly changing world of fashion, the penetration of advertising and television into society – all this created the ideology of consumerism. The possible negative consequences of this consumer philosophy worry philosophers and writers. The authors create exaggerated social models in literary texts, trying to highlight the problem of consumer society. Analyzing the consumer society presented in the story of Vercors and Coronel, the researchers state that through a bright and imaginative system of characters, an original concept, principles of plotting and social satire using the example of a fictional society. The authors reveal the ideology of consumerism from the position of impoverishment of the spiritual world of man and his exposure to stereotypes of mass thinking, which is emphasized by the artistic images of the heroes of the story.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЯ «ВЕЩИЗМА» КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА В ПОВЕСТИ ВЕРКОРА И КОРОНЕЛЯ «КВОТА, ИЛИ «СТОРОННИКИ ИЗОБИЛИЯ»»»

Библиографический список

1. Платон. Аристотель. Пайдейя: восхождение к доблести. Москва: УРАО, 2003.

2. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Москва: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997; Т. 2.

3. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Время и бытие. Москва: Республика, 1993: 192-220.

4. Корнетов ГБ. Исократ: у истоков риторического идеала образования. Историко-педагогическийжурнал.2013; № 4: 142-175.

5. Гераклит Эфесский Фрагменты. Москва: ЕЕ Медиа, 2012.

6. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Харьков: Литера Нова, 2017.

7. Платон Диалоги. Москва: Рипол-Классик, 2016.

8. Bruner J. Play, thought, and language. Prospects: Quarterly Review of Education. 1986; 16: 77-83.

9. Дьяконова О.О. Понятие «Эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике. Сибирский педагогический журнал. 2012; № 6: 182-185.

10. Попов А.В. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй. Москва: Манн, Иванов, Фербер, 2006.

11. Зиновкина_ М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе. Концепт. 2012; № 9: 17-31.

12. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2011.

13. Настольная игра: Робинзон Крузо: Приключения на таинственном острове. Available at: https://www.mosigra.ru/robinson-kruzo-priklucheniya-na-tainstvennom-ostrove/

14. Настольная игра: Холмс: Шерлок и Майкрофт. Available at: https://www.mosigra.ru/holms-sherlok-i-maikroft/

15. Настольная игра: Д'артаньян и три мушкетера. Available at: https://www.mosigra.ru/dart-i-3mushket/

16. Настольная игра: Игра престолов. Available at: https://www.bgames.ru/product/igra-prestolov-2-e-izdanie-novaya-versiya

References

1. Platon. Aristotel'. Pajdejya: voshozhdenie k doblesti. Moskva: URAO, 2003.

2. Jeger V. Pajdejya. Vospitanie antichnogo greka ('epoha velikih vospitatelej i vospitatel'nyh sistem). Moskva: Greko-latinskij kabinet Yu. A. Shichalina, 1997; T. 2.

3. Hajdegger M. Pis'mo o gumanizme. Vremya ibytie. Moskva: Respublika, 1993: 192-220.

4. Kornetov G.B. Isokrat: u istokov ritoricheskogo ideala obrazovaniya. Istoriko-pedagogicheskijzhurnal.2013; № 4: 142-175.

5. Geraklit 'Efesskij Fragmenty. Moskva: EE Media, 2012.

6. 'Erazm Rotterdamskij. Pohvala gluposti. Har'kov: Litera Nova, 2017.

7. Platon Dialogi. Moskva: Ripol-Klassik, 2016.

8. Vruner J. Play, thought, and language. Prospects: Quarterly Review of Education. 1986; 16: 77-83.

9. D'yakonova O.O. Ponyatie «'Ed'yutejnment» v zarubezhnoj i otechestvennoj pedagogike. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2012; № 6: 182-185.

10. Popov A.V. Marketingovye igry. Razvlekaj i vlastvuj. Moskva: Mann, Ivanov, Ferber, 2006.

11. Zinovkina M.M. Mnogourovnevoe nepreryvnoe kreativnoe obrazovanie v shkole. Koncept. 2012; № 9: 17-31.

12. Hejzinga J. Homo Ludens. Chelovek igrayuschij. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Ivana Limbaha, 2011.

13. Nastol'naya igra: Robinzon Kruzo: Priklyucheniya na tainstvennom ostrove. Available at: https://www.mosigra.ru/robinson-kruzo-priklucheniya-na-tainstvennom-ostrove/

14. Nastol'naya igra: Holms: Sherloki Majkroft. Available at: https://www.mosigra.ru/holms-sherlok-i-maikroft/

15. Nastol'naya igra: D'artan'yan i trimushketera. Available at: https://www.mosigra.ru/dart-i-3mushket/

16. Nastol'naya igra: Igra prestolov. Available at: https://www.bgames.ru/product/igra-prestolov-2-e-izdanie-novaya-versiya

Статья поступила в редакцию 17.01.24

УДК 821.133

Nuzhnaia T.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Russian State Hydrometeorological University (Saint Petersburg, Russia), E-mail: ta_nu@mail.ru

IDEOLOGY OF CONSUMERISM AS SOCIAL FICTION IN THE STORY OF VERCOR AND CORONEL "QUOTA, OR "SUPPORTERS OF ABUNDANCE"".

The article makes research to identify ideology of consumerism and to expose the anti-humanist nature of the cult of things in French literature of the second half of the twentieth century based on the text of the story by the French writers Vercor and Coronel "Quota, or "Supporters of Abundance"". The problem is investigated both through principles of the plot-compositional text organization and character system. Active production and consumption of goods, the constantly changing world of fashion, the penetration of advertising and television into society - all this created the ideology of consumerism. The possible negative consequences of this consumer philosophy worry philosophers and writers. The authors create exaggerated social models in literary texts, trying to highlight the problem of consumer society. Analyzing the consumer society presented in the story of Vercors and Coronel, the researchers state that through a bright and imaginative system of characters, an original concept, principles of plotting and social satire using the example of a fictional society. The authors reveal the ideology of consumerism from the position of impoverishment of the spiritual world of man and his exposure to stereotypes of mass thinking, which is emphasized by the artistic images of the heroes of the story.

Key words: French literature of XX century, ideology of consumerism, consumer society, Vercor and Coronel

Т.В. Нужная, канд. филол. наук, доц., Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: ta_nu@mail.ru

ИДЕОЛОГИЯ «ВЕЩИЗМА» КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА В ПОВЕСТИ ВЕРКОРА И КОРОНЕЛЯ «КВОТА, ИЛИ «СТОРОННИКИ ИЗОБИЛИЯ»»

Статья посвящена выявлению идеологии «вещизма» и разоблачению антигуманистической природы культа вещей во французской литературе второй половины XX века на примере текста повести малоизученных французских писателей Веркора и Коронеля «Квота, или «Сторонники изобилия»». Проблема исследуется как через принципы сюжетно-композиционной организации текста, так и через систему персонажей. Активное производство и потребление товаров, постоянно изменяющийся мир моды, проникновение в социум рекламы и телевидения - все это создало идеологию «вещизма». Возможные негативные последствия этой потребительской философии волнуют современных мыслителей и писателей. Авторы создают утрированные социальные модели в художественных текстах, пытаясь заострить проблему общества потребления. Анализируя потребительское общество, представленное в повести Веркора и Коронеля, можно однозначно констатировать, что через яркую и образную систему персонажей, оригинальный замысел, принципы сюжетосложения и социальную сатиру на примере вымышленного общества авторы раскрывают идеологию «вещизма» с позиции обеднения духовного мира человека и его подверженности стереотипам массового мышления, что подчеркивается художественными образами героев произведения.

Ключевые слова: французская литература XX века, идеология «вещизма», потребительское общество, Веркор и Коронель

Во все времена французская литература была особой вехой в мировой культуре. Как культурно-исторический памятник XX века, она освещает важные социальные процессы, происходящие в современном обществе. Коммуникационная революция, научно-технологический прогресс, увеличенный товарооборот, появление развитой системы кредитования, существенное ускорения темпа изменения моды - это черты общества потребления. Проблемы потребительского общества становятся все более и более значимыми и отражаются в современной литературе, что определяет актуальность представленного исследования. К проблемам общества потребления обращались в своих работах известные социологи, антропологи, психологи, философы, писатели: Э. Фромм ««Иметь»

или «быть»» [1], «Бегство от свободы. Человек для себя» [2], К. Лаваль «Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма» [3], Р Барт «Система моды. Статьи по семиотике культуры» [4], Ж. Бодрийяр «В тени молчаливого большинства, или конец социального» [5], З. Бауман «Глобализация. Последствия для человека и общества» [6], Ф. Джеймиссон «Постмодернизм и общество потребления» [7] и др.

Данная статья посвящена выявлению идеологии «вещизма» и разоблачению антигуманистической природы культа вещей на основе текста повести «Квота, или «Сторонники изобилия»» (1966) малоизвестных французских писателей Веркора и Коронеля, что определяет новизну исследования. Целью данной ра-

боты является изучение феномена «вещизма» через принципы сюжетосложения и образы главных персонажей в романе «Квота, или «Сторонники изобилия»». А также изучение феномена «общества потребления», возникшего во второй половине XX века в индустриально развитых странах и его выражение в художественном тексте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературу, описывающую состояние французского общества второй половины ХХ века;

2. Проанализировать сюжетно-композиционные особенности повести Вер-кора и Коронеля «Квота, или «Сторонники изобилия»» и выявить художественные средства, отражающие авторскую концепцию «общества потребления».

3. Проанализировать систему персонажей и выявить те типовые черты героев, которые выражают идеологию «вещизма».

Основные методы исследования: культурно-исторический, биографический и литературоведческий анализ текста. Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут прояснить отдельные аспекты развития французской литературы ХХ века и осветить творчество малоисследованных авторов, что поможет расширить границы отечественного литературоведения.

После второй мировой войны в Европе сформировался новый тип общества. В 60-е-70-е годы во Франции расходы на всевозможные товары и услуги возросли более чем в четыре раза: «Не только изобилие, но и нехватки включены в социальную логику. Господство городской и индустриальной среды привело к новым нехваткам: пространство и время, чистый воздух, зелень, вода, тишина...» [8, с. 83]. Формирование «общества потребления» заняло долгий путь. Его истоки исследователи относят еще к эпохе Средневековья. Например, Фома Аквинский связывал стремление человека к полному удовлетворению чувственных потребностей с возможностью освободиться от них и таким образом сконцентрироваться на служении Богу. Период Возрождения принес еще более глубокую концентрацию на ценностях индивидуализма, поставив человека в центр внимания. С развитием производства в Европе акцент с понятия «потребность» смещается на «потребление». А в XIX веке с появлением новых торговых предприятий: универсальных магазинов, торговых центров, ярмарок, пассажей, галерей и т. п., изменилась и психология потребления. Теперь поход в магазин стал не просто необходимостью приобрести новую вещь взамен испорченной, а стал походить на развлекательное мероприятие, досуг, времяпрепровождение. Этому способствовали и владельцы торговых центров. Они богато украшали витрины, разнообразно декорировали павильоны, периодически меняя антураж (например, Галерея Лафайет, Пассаж в Париже). Так, процесс потребления получил новые этические и эстетические смыслы. Банковская сфера внесла особый вклад в развитие «потребительского общества»: «Доступности товаров и услуг в значительной степени способствовало развитие финансовой сферы экономики в сторону распространения кредитов и иных способов активизации потребления и повышения лояльности клиентов (кэшбэк и другие разновидности бонусных программ, система скидок, безналичная оплата)» [9, с. 294].

Активное производство и потребление товаров, постоянно изменяющийся мир моды, проникновение в социум рекламы и телевидения - все это создало идеологию «вещизма». Термин «вещизм» появился в литературе в 1965 году, он стал известен благодаря французскому писателю Жоржу Переку (1936-1982) и его роману «Вещи» (1965). Это понятие обозначает пристрастие к покупке новых вещей, повышенный интерес к материальным ценностям в ущерб духовным. Феномены «общества потребления» и «вещизма» подвигли разных авторов к созданию социологических, документально-публицистических и художественных произведений.

В 50-е-60-е годы XX века французская писательница Э. Триоле (18961970) выпустила трилогию «Нейлоновый век», состоящую из романов «Розы в кредит» (1959), «Луна-парк» (1959) и «Душа» (1963). Это стало первым значимым произведением французской литературы, раскрывающим суть происходящих в обществе перемен. В послевоенный период Европа быстро восстанавливалась, увеличились промышленные и строительные обороты, изменилась система банковского кредитования, рекламная сеть. Именно это сформировало проблему «потребительского общества», массовой погони за благосостоянием в ущерб духовно-нравственному воспитанию общества. Э. Триоле - одна из первых подняла эту значимую тему в художественном творчестве.

Хрестоматийным романом на тему потребительства стал роман «Вещи» французского писателя Жоржа Перека. В изображенной у него «потребительской цивилизации» главными героями становятся даже не люди, а вещи. Все базовые этические принципы человека трансформируются в романе, подстраиваясь под реалии общества потребления. Вещи становятся единственным смыслом существования человека, что приводит к полному искажению таких категорий, как «красота» или «счастье».

В романе Симоны де Бовуар (1908-1986) «Прелестные картинки» (1966) главной темой становится реклама - один из базовых двигателей потребительского общества. Цель рекламы - навязывание людям новых представлений о потребностях, комфортном существовании, красоте и даже искусстве.

Повесть Веркора и Коронеля «Квота, или «Сторонники изобилия»» - это плод их 50-летней дружбы, и в предисловии авторы выражают надежду, что «... поскольку известная часть фантастических измышлений стала ныне былью, то и все остальное приобретает большую правдоподобность, иными словами, то из наших предсказаний, что еще не осуществилось - пусть оно даже не вполне

серьёзно, - будет воспринято не просто как вздор, нелепая выдумка, а как нечто вызывающее беспокойство, к чему можно и должно прислушаться» [10, с. 21]. Эта сатирическая повесть отражает их общие страхи по поводу будущего развития современного им общества.

Основным приемом в художественных произведениях на тему «потребительского общества» стал гротеск, что обусловливалось сильным желанием писателей выявить и заострить эту губительную для человеческой личности проблему. Большую роль в их романах сыграло развитие социологической статистики. Именно к ней обращались авторы художественных произведений, воплощая в литературной форме конкретные социальные факты. В середине 60-х годов жанр романа обогащается новыми приемами, заимствованными из психологических и социологических исследований, происходит глубокое проникновение достижений социальных наук в тексты художественных произведений. Это вполне соответствует представлению о том, что «любой художественный метод исторически обусловлен, отражает историческое и национальное мировоззрение и мироощущение, взгляды писателя, его эстетические позиции» [11, с. 5].

Книга Веркора и Коронеля объединяет в себе элементы социальной фантастики и сатиры. Создавая свое вымышленное общество в вымышленном городе, авторы выстраивают собственную модель постижения жизни. Раскрытие идеологии «вещизма» происходит в повести «Квота, или «Сторонники изобилия»» как через принципы сюжетно-композиционной организации текста, так и через систему персонажей.

В повести все рассуждения персонажей о потребностях человека обосновываются лишь биологическими инстинктами. Любой человек стремится к счастью и благополучию, этим и руководствуется главный герой произведения: «Счастье, вписанное огненными буквами в рекламу Канарских островов или солей для ванн, - это абсолютная точка отсчета общества потребления; собственно, это эквивалент спасения» [8, с. 73]. В повести это проходит красной нитью через все рекламные вывески, плакаты, витрины и лозунги. Однако изобилие, которое становится психозом, приносит людям лишь призрачное счастье. Первая движущая сила в человеке - это желание что-то иметь, заведомо не зная, что. Осматривая витрины, человек ищет то, что соответствует его желанию «иметь». Под давлением рекламы главным долгом становится удовлетворение этой потребности несмотря на то, что, возможно, этот товар совсем не нужен, возможно, придется брать кредит, возможно, подобная вещь уже имеется в наличии. Страсть к приобретению лишь усиливается из поколения в поколение. Таким образом, потребность любить возникает до самого объекта любви. Это приводит к желанию создавать больше новых «объектов любви»: производство новых товаров и их реклама усиливает психологическую зависимость от потребления. В силу сложившихся обстоятельств в современном обществе каждый выступает в роли продавца или покупателя: «Любая торговля состоит из цепи обманов: уговоры, улыбки продавца, сам товар, который он предлагает», - замечает главный герой произведения [10, с. 70]. Получается взаимная ложь - это еще одна пружина мотивации к потреблению.

Строгое следование идеологии «вещизма» превращает «общество потребления» в «общество злоупотребления» [10, с. 16]. Вся эта гонка за изобилием доводит человека до всеобщего психоза, что и является центральной темой повести «Квота, или «Сторонники изобилия»». Гонка за изобилием приводит к необычайной рационализации жизни и в дальнейшем становится причиной появления чрезмерно рациональных людей, что в корне противоречит природе человека. Жестокие рамки усиливают психоз и заставляют жить в состоянии постоянного стресса и нервозности. По фантастическому замыслу авторов, в повести людям выделены определенные дни, в которые они обязаны совершать покупки. Заработная плата гражданина напрямую зависит от его покупок. Если покупок становится меньше, то и доход понижается. Эта бешеная гонка за призрачным счастьем и ненужным изобилием повышает нервозность и создает разлад в обществе. У человека отнимается его собственная воля, право выбора. Ему навязывается система потребления, что постепенно превращает людей в автоматы, «машины потребления». На этом строится придуманная Квотой гротескно-утопическая система общественных отношений. Исследовательница этого феномена С.Н. Филюшкина отмечает: «Примитивная сытость, наслаждение ради наслаждения, заемные мысли, постоянное вживание в очередной созданный массовым сознанием стереотип поведения - все это уродует человека» [12, с. 127].

Карикатурные образы и характеры персонажей в повести «Квота, или «Сторонники изобилия»» неслучайны. Каждый из них несет посыл и идею авторов и каждый воплощает определенный социальный слой. Взамен динамики действий в повести доминирует внутреннее действие, акцентируя внимание на умонастроениях героя и его взаимоотношениях с другими персонажами.

Квота - самый неоднозначный и интересный герой, именно он наглядно демонстрирует идею навязанного благополучия. Он человек с невероятным природным обаянием и харизмой, имеющий острый ум и крепкую хватку. Он становится символом нового общества. В этом персонаже совмещены реально существующие тенденции развития социума с гротескным, утрированным до крайности вымыслом авторов: «Возможно, сила Квоты таилась в его ледяном безразличии к людям, в его бесчувственном отношении к ближнему» [10, с. 218].

Антиподом Квоте выступает Флоранс - она отожествляет идейно противостоящую позицию. Она стояла во главе гуманистического протеста ради сохранения духовных и моральных ценностей. Флоранс - молодая и умная девушка, племянница Бретта (человека, чей бизнес Квота поглотил своей корпорацией).

Она независима, не привязана к своей зоне комфорта и дорожит свободой. Ей чужда идеология: «я трачу, следовательно, существую». Девушку пугает, что амбиции Квоты вскоре распространятся на весь мир, не оставив на земле даже оазиса «мирной жизни». Однако и ее терзают сомнения: восхищаться им или бояться? Флоранс прекрасно понимает, что очарование Квоты лишь маска, за которой скрывается его маниакальная сущность: «Ну, как спорить с таким человеком? Он ослеплен своей манией» [10, с. 162]. Его идеи, распространившиеся, словно вирус, заразили жителей страны, превратив их в каторжников.

Бретт - это образ прошлой эпохи, которая была вытеснена и поглощена новой идеологией людей - идеологией потребления. Почти без сопротивления он подчиняется Квоте, и по факту больше не является его партнером, став безвольной марионеткой.

Швейцар Эстебан выступает в роли обычного мещанина с рабской идеологией. Он не пойдет против власти, а будет довольствоваться подачками и существующим положением. Откажется от своих ценностей ради новых, которые ему будут диктовать высшие круги.

Еще один герой повести - священник - наглядно демонстрирует утрированный образ идеального потребителя: он с ног до головы напичкан новомодными товарами, которые не несут особой важности, но слишком соблазнительны, чтобы не купить их. Человек, который должен помочь народу отвратиться от грешной жизни и подать надежду на спасение, сам же и тонет в чревоугодии. Это жестокий посыл авторов: спастись не получится ни у кого. Даже представитель церкви, который, по существу, должен нести людям свет истины, добра и веры, в повести одним из первых погружается в предложенную Квотой гротескную модель рабства потребления.

Персонажи произведения действуют в заданных авторами событийных рядах, что позволяет постепенно раскрыть каждого героя через его поступки. Однако фантастический сюжет позволяет понять, что действия героев не самостоятельны, а навязаны определенными условиями существования. Люди в этой повести представлены лабораторными крысами для эксперимента, который дал результат и заточил их в клетки своих психозов. Даже место действия романа - вымышленный североамериканский город Тагуальпа - походит на вещество, синтезированное в пробирке, для выявления особых признаков и свойств. Ничем не примечательный город - идеальное место для эксперимента. Вымышленные города, острова, деревни и другие замкнутые социальные структуры часто становились пространственными моделями для писателей фантастов, футурологов, социологов, как наиболее удобные формы для создания социального эксперимента или сатирического эффекта (страна «Эльдорадо» в повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм», город Макондо в романе «Сто лет одиночества» Г. Г Маркеса, остров пингвинов в одноименном романе А. Франса, город №ск в романах русских писателей и др.). Писатели XX века часто используют художественные приемы, ставшие уже известными: «Классические произведения становятся частью развития современной литературы, вписываются в контекст повседневности нашего времени и соответствуют поэтике нового текста» [13, с. 116].

Гротескность и сатира прослеживаются и в интерьере квартир изменившегося Тагуальпа. Три телевизора, шесть холодильников, десяток магнитофонов

Библиографический список

и несколько роялей умещаются в типичной квартире гражданина этого города. Обилие вещей, которые предназначены для повышения комфорта, начинают его нарушать, как бы парадоксально это ни было. Это ярко видно и на примере нового кабинета Бретта: «Кабинет обили красным дамаском. В полированные панели из экзотического дерева можно было глядеться, как в зеркало. Ковер на полу был настолько пушистым, что шпильки Флоранс уходили в него наполовину» [10, с. 132]. В повести «Квота, или «Сторонники изобилия»» при наличии при-стальнейшего внимания к деталям быта и повседневной жизни персонажей интересно практически полное отсутствие описаний природы и взаимодействия с ней героев. А ведь именно «способность понимать природу и взаимодействовать с ней гармонизирует личность и становится свидетельством единства мироздания» [14, с. 124]. Такая нигиляция природных компонентов еще больше концентрирует внимание на доминировании вещественного мира в сознании людей.

К концу повести ситуация накаляется и кажется, что люди уже достигли пика своего безумия, настолько охотно они следуют новой системе Квоты. Ее суть заключается в том, что вещи должны служить минимальное количество времени, дабы человек постоянно нуждался в обновке. Эта система просачивается во все области, вплоть до архитектуры. Что заставляет архитекторов каждый десяток лет (а то и чаще) перестраивать весь город. Чтобы укоренить систему, ее нужно сделать традицией, нажав на определенные точки в человеческой системе вечных ценностей, связать систему с религией, а затем и с семьей. В романе эту функцию выполнил священник, выступавший со своей проповедью по телевизору в прайм-тайм, с подтекстом, что сами постулаты Бога велят жить по нынешней системе и подчинятся ей, именно так гражданин станет праведным и зарезервирует себе место в раю. Священник внушает мысль, что действия властей не подлежат критике, тем самым минимизируя бунт.

Последовательное развитие сюжета приводит к логичной, но малоутешительной кульминации. В итоге люди стали изнашиваться, как и вещи, они устали, их мучает тоска, ранее процветающее общество сводит их с ума. Вирус Квоты душит любовь, убивает живые чувства. Становится понятно, что идеология потребления смогла заменить духовную культуру, мораль, не беря во внимание реальные силы и возможности граждан исполнять свои трудовые обязанности. Заканчивается горькая сатира словами: «Продолжение следует», не оставив намека на развитие альтернативного исхода сюжета. Это воспринимается как приговор, как некое неизбежное пророчество без счастливого конца и показывает отношение авторов к проблеме и ее возможному воплощению.

Так городской образ жизни и урбанизация становятся в повести Веркора и Коронеля «Квота, или «Сторонники изобилия»» фантастически утрированной системой общественного устройства, подчиненного диктатуре моды, рекламы и потребления. Массовое потребительство приобретает символический характер и гиперболизируется до наивысшей точки воображения. Через яркую и образную систему персонажей, оригинальный замысел, принципы сюжетосложения и социальную сатиру на примере вымышленного общества Веркор и Коронель раскрывают идеологию «вещизма» с позиции обеднения духовного мира человека и его подверженности стереотипам массового мышления.

1. Фромм Э. «Иметь» или «быть». Москва: Издательство АСТ, 2012.

2. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. Москва: Издательство АСТ, 2006.

3. Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма. Москва: Новое литературное обозрение, 2010.

4. Барт Р Система моды. Статьи по семиотике культуры. Москва: Издательство им. Сабашниковых, 2003.

5. Baudrillard J. A L'ombre des Majontes Silencieuses, ou la Fin du Social. Paris: Editions DENOEL, 1982. Перевод с французского Н.В. Суслова. Available at: https://gtmarket. ru/library/articles/125

6. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. Москва: Издательство «Весь Мир», 2004.

7. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления. Логос. 2000; № 4: 63-77. Available at: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/10.htm

8. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Москва: Издательство Республика, 2006.

9. Понизовкина И.Ф. Общество потребления в XXI веке: проблемы и перспективы. Право и практика. Москва, 2019: 292-298.

10. Французские повести. Перевод с французского. Москва: Издательство «Правда», 1984.

11. Нужная Т.В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство ГПА, 2008.

12. Филюшкина С.Н. Зарубежная литература XX века: раздумья о человеке. Воронеж: Издательство Е.А. Болховитинова, 2002.

13. Нужная Т. В., Ковальчук К.В. Миграция классического сюжета (Ш. Перро «Синяя борода») в новейшую французскую литературу XXI века (А. Нотомю «Синяя борода»). Научный диалог. 2019; № 2: 116-126.

14. Нужная Т.В. Природные образы в романе Ж. де Сталь «Коринна, или Италия». Научный диалог. 2017; № 2: 115-126.

References

1. Fromm 'E. «Imet'» ili«byt'». Moskva: Izdatel'stvo AST, 2012.

2. Fromm 'E. Begstvo ot svobody. Chelovek dlya sebya. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2006.

3. Laval' K. Chelovek 'ekonomicheskij. 'Esse o proishozhdenii neoliberalizma. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2010.

4. Bart R. Sistema mody. Stat'ipo semiotike kul'tury. Moskva: Izdatel'stvo im. Sabashnikovyh, 2003.

5. Baudrillard J. A L'ombre des Majontes Silencieuses, ou la Fin du Social. Paris: Editions DENOEL, 1982. Perevod s francuzskogo N.V. Suslova. Available at: https://gtmarket.ru/library/articles/125

6. Bauman Z. Globalizaciya. Posledstviya dlya cheloveka i obschestva. Moskva: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2004.

7. Dzhejmison F. Postmodernizm i obschestvo potrebleniya. Logos. 2000; № 4: 63-77. Available at: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/10.htm

8. Bodrijyar Zh. Obschestvo potrebleniya. Ego mify i struktury. Moskva: Izdatel'stvo Respublika, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ponizovkina I.F. Obschestvo potrebleniya v XXI veke: problemy i perspektivy. Pravo ipraktika. Moskva, 2019: 292-298.

10. Francuzskie povesti. Perevod s francuzskogo. Moskva: Izdatel'stvo «Pravda», 1984.

11. Nuzhnaya T.V. Istoriya zarubezhnoj literatury XIX veka. Romantizm: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo GPA, 2008.

12. Filyushkina S.N. Zarubezhnaya literatura XXveka: razdum'ya o cheloveke. Voronezh: Izdatel'stvo E.A. Bolhovitinova, 2002.

13. Nuzhnaya T.V., Koval'chuk K.V. Migraciya klassicheskogo syuzheta (Sh. Perro «Sinyaya boroda») v novejshuyu francuzskuyu literaturu XXI veka (A. Notomyu «Sinyaya boroda»). Nauchnyj dialog. 2019; № 2: 116-126.

14. Nuzhnaya T.V. Prirodnye obrazy v romane Zh. de Stal' «Korinna, ili Italiya». Nauchnyj dialog. 2017; № 2: 115-126.

Статья поступила в редакцию 18.01.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.